Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 11
Вопрос 2494:
У меня вопрос по поводу отношений между Православной Церковью и католиками. На протяжении долгого времени было слышно только позицию православных. Недавно, после визита кардинала Каспера, на сайте «Портал-Кредо» была опубликована статья «В России мы не гости» католика Павла Парфентьева, которая чётко и аргументировано заявила позицию верующего католика. Каково отношение Вашего Высокопреосвященства к фактам и аргументам, приведённым в статье, если Вы её читали?
Ответ митр.Кирилла (Гундяева): «Визит в Москву председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, состоявшийся в феврале 2004 года, вновь привлёк внимание российских и зарубежных СМИ к серьёзным проблемам во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. К числу наиболее резких и однозначно негативных по отношению к Русской Православной Церкви публикаций относится статья Павла Парфентьева "В России мы не гости". Автор данного материала, приписывающий себя к так называемой Российской греко-католической церкви, подвергает критике не только официальную позицию Русской Православной Церкви, но и действия представителей Ватикана. "Российская греко-католическая церковь" представляет собой небольшую группу представителей интеллигенции, выразивших через переход в католицизм болезненное стремление "реформировать" Православие, а затем игравших противоречивую роль и в Католической Церкви. Эта группа считает себя наследницей той Российской греко-католической церкви, которая была создана Ватиканом после февральской революции 1917 года и задумывалась как инструмент окатоличивания России. С этой же целью Ватикан после прихода к власти большевиков активно пытался наладить контакты с ними, искал их покровительства в то время, когда они вели жесточайшие гонения на Русскую Православную Церковь.
Аргументация, приводимая П. Парфентьевым относительно истории и современного состояния православно-католических отношений в нашей стране, на мой взгляд, является более чем спорной, так как представляет собой весьма однобокую и слишком эмоциональную трактовку различных фактов. Поэтому я не считал бы данную статью ни чёткой, ни аргументированной. Кроме того, насколько мне известно, выраженные в ней взгляды не отражают позицию всех российских католиков. Автор ведёт полемику в безапелляционной манере, которая не может способствовать спокойному, объективному рассмотрению ситуации во взаимоотношениях между Церквами. Убеждён, что подобные выступления способны нанести вред православно-католическому диалогу и никоим образом не содействуют улучшению отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами».
Ответ И.Т. Лапкина:
Кирилл всё от ума и от политики высказывает, заказ выполняя. Но:
1Кор.10:26 – «Господня земля, и что наполняет её»
Православные не справились с миссией христианства на русской земле, запустили пашню, и всё заросло тернием и будыльём, и пытались подменить живую проповедь колоколами, мироточивыми иконами и крестными ходами на прорубь. И Парфентьев П. совершенно прав в таком случае – кто трудится, тот и получает приращение с посева весеннего. Количество их приходов растёт, как и у сектантов, а у православных скоро и в эти храмы, как во вновь открываемые монастыри, некому будет ходить.
Деян.16:5 – «Церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом»
Мир – это океан, река, тайга и каждый ловит там, где ему удобнее. Никаких территориальных преград проповеди нет, это может делать только сатана, не желающий спасения рода человеческого.
Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»
Говорю не о подчинении папе, а Христу, что не одно и тоже и даже далеко разное.