Вопрос на тему «Проповедь, благовестие»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 7
Вопрос 1962:
Почему проповедь была в таком пренебрежении, что ее ни во что ставили, и скрывались от людей те, кто хотел спастись?
Ответ И.Т. Лапкина:
Были редкие исключения из этого всеобщего правила, когда за проповедь бились, и даже наказывались те, кто мешал проповедывать.
Мф.23:32 – «дополняйте же меру отцов ваших».
Акакий – 17 апр. «Однажды в другом храме, в селении, называемом Самурия, тот же добрый пастырь словесных овец предлагал духовную пищу своему стаду, проповедуя слово Божие. Во время его беседы с народом, множество, бывших там, ласточек своим громким криком заглушали голос святого и мешали народу слышать слова его, так что иногда почти совсем не было слышно слов, исходивших из богоглаголивых уст епископа. Тогда остановившись на короткое время среди беседы к людям, святой обратился к ласточкам и повелел всем им именем Создателя умолкнуть и прекратить свой крик. И тотчас ласточки умолкли, будучи не в состоянии произнести ни одного звука. и совершенно улетели оттуда, оставив свои гнезда. С того времени ласточки не вили там гнезд, и если какая-либо из них случайно прилетала к тому храму, то не могла здесь щебетать, но как немая, немного полетавши около храма, улетала оттуда, как бы кем гонимая».
Феодор Освящ. – 16 мая. «Феодор Освященной отличался не только добродетельною жизнью, но и особенным даром слова и познаниями в Священном Писании. Святой Пахомий однажды поручил ему сказать братиям поучение в день воскресной. Феодор без всякой гордости занимает место Пахомия и произносит поучение, считая для себя законом волю старца. Сам Пахомий с глубоким вниманием слушал одушевленную речь своего ученика, заняв место в ряду всех монахов. Но некоторым из иноков не понравилось, что Феодор, этот молодой инок, учит их вместо Пахомия. У них явилась сильнейшая зависть. Они даже оставили собрание. Окончилось поучение. Пахомий призывает ушедших от поучения монахов и упрекает их в том, что они по своей гордости не стали слушать поучение Феодора, между тем как об этом он сделал распоряжение при них же, и к тому же он сам внимательно и с пользою для души слушал речь своего ученика. Пахомий уверял их, что они не получат никакой милости от Бога, если не принесут искреннего покаяния. Конечно многих вразумила строгая речь старца, многие приняли его совет изгонять из сердца зависть и гордость. Однако были и такие иноки, которые после обличения старца еще сильнее возненавидели Феодора, так что даже не могли спокойно смотреть на него».
Аполлинарий – 23 июля. «И святой лежал близ города и непрестанно учил о имени Иисуса Христа. Приходили к нему многие богобоязненные люди и прислуживали ему. Умножавшиеся в числе от проповеди святого верующие создали небольшую церковь недалеко от города на морском берегу, и совершал в ней архиерей Божий святую литургию и обращающихся ко Христу Богу крестил в море.
Спустя несколько лет святой был прогнан неверными и отправился в италийскую страну Емилию и здесь проповедью, кого только мог, приводил к святой вере. В это время, по его повелению, управлял церковью пресвитер Калокир; являл и тот великие знамения силою имени Иисуса Христа. Пробыв достаточно времени в Емилии и обратив многих ко Христу, святой Аполлинарий опять вернулся в Равенну, где верующие приняли его с радостью…. Крестилась девица с матерью и все домашние, и всех принявших крещение душ обоего пола было триста двадцать четыре, и многие другие из язычников уверовали во Христа и крестились. Правитель же Руфин, хотя и уверовал во Христа, но страха ради перед цезарем, не принял крещения, но втайне любил святителя Божия и служил ему. Дочь же его посвятила себя Иисусу Христу, обручив себя Ему, как невеста, и пребыла девою в течение всей своей жизни».
Коприй – 9 июля. Когда однажды он рассказывал собравшимся к нему братьям на пользу душ их, о жизни преподобного Патермуфия и о других святых, то один брат, не доверяя его рассказам, не слушал его и задремал. Но вот во время сна своего он увидел в руках святого Коприя книгу, написанную золотыми письменами, из которой он и рассказывал нечто братии. Около него стоял светозарный муж, почтенного вида, украшенный сединами. Этот муж, грозно взглянув на дремавшего, сказал: «Почему ты не веришь тому, что говорится, и, не слушая, дремлешь!»
Брат, воспрянув в ужасе от сна, тотчас сказал другим о том, что видел, и с тех пор стал с верою и вниманием слушать все беседы святого Коприя».
На многое, что ныне видим в храме, (Мф. 19:8)
От попрошаек, лгущих у оградки,
До алтаря, до батюшки с Дарами, –
Мы допустили всюду беспорядки.
Христос сказал враждебным иудеям:
«Я не сужу!» (А это нам так ново) (Иоан. 12:48)
А далее слова… от них всё холодеет:
«Судить вас будет слышанное слово…»
А если так, то по нему сверяйся,
Накладывай в сравненьи к одному один…
Дымятся злобой, слыша это рясы:
«Да замолчи ты, еретик, кретин !!!»
Но если я невежда, недотёпа,
Магистерскую степень не лизал,
Могу услышать, как ушли далёко –
Переродилась в дикую лоза.
То как не дрогнут камилавки, митры,
Хотя бы раз открыв Новый Завет:
Кто исказил, придумал мудро-хитро,
И затемнил сошедший с неба свет?
Умнее Бога впавшие в монахи,
Кромсали изречения Христа;
Поволокли слова Его на плаху,
А измышления свои – на пьедестал.
Куда ни глянь… Нас режет Его фраза:
«Сначала было это всё не так!»
Торговлю убери! Молись не для показа!
Не человека слушай, а Христа!
«Никто не благ, но только Бог один». (Мф. 19:17)
Так почему же Преблагая Матерь?
Пир собирает Сыну Властелин,
А не заказчик вензелей на скатерть.
29.09.2001 г, ИгЛа.