размер шрифта

Поиск по сайту



Где проповедывать, а где бы надо промолчать?

Вопрос на тему «Проповедь, благовестие»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Вопрос 1966:

В каких местах можно проповедывать, а где бы надо промолчать?

Ответ И.Т. Лапкина:

Нужно постоянно и всегда и везде возвещать истину Христову, и за истину стоять ревностно, даже прибегая и не к обычным методам.

2Тим.4:2 – «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».

Тит.1:3 – «в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога».

Великое горе тем, кто не несет благую весть погибающему миру, хотя бы это свое противление Божьему повелению прикрывал созерцанием, углублением и совершенствованием своего монашеского сердца.

1Кор.9:16 – «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую».

Ис.66:2 – «Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

Никола Чудотворец – 6 дек. «Посему он был схвачен нечестивыми мучителями и заключен вместе со многими христианами в темницу. Здесь он пробыл не малое время, перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду и тесноту темничную. Своих соузников он питал словом Божиим и напоял сладкими водами благочестия; утверждая в них веру во Христа Бога, укрепляя их на нерушимом основании, он убеждал быть твёрдыми в исповедании Христа и усердно страдать за истину»…

В то время и город Миры снова принял своего пастыря, великого архиерея Николая, удостоившегося венца мученического. Архиерей Бога Вышнего, одушевленный ревностью Божиею, прошел по всем этим местам, разоряя и обращая в прах идольские капища и очищая свое стадо от скверны диавольской…

Он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту. Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность…

Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию».

Мария Магдалина – 22 июля. «С целью красным цветом поднесенного яйца и неслыханными до того словами «Христос Воскрес!» – возбудить любопытство подозрительного императора Тиверия, святая равноапостольная Мария Магдалина с разъяснения значения такого ее поднесения начала свою горячую проповедь о Воскресении и учении Христа Спасителя. Она с большим вдохновением и убеждением рассказала императору о жизни, чудесах, распятии и воскресении Иисуса Христа и прямым, простодушным изложением чрезвычайно несправедливого, пристрастного суда над Иисусом Христом озлобленных членов Иерусалимского Синедриона и попустительства при этом малодушного римского правителя Иудеи Пилата Понтийского, к осуждению на распятие Иисуса Христа, навлекла на них гнев императора. Тиверий предал их суду».

Филипп Ап. 11 окт. «И была тогда радость великая в том городе, потому что принимавшие проповедь Филиппа и уверовавшие в истинного Мессию исцелялись не только от телесных, но и от душевных недугов… проходя, проповедовал слово Божие по всем городам, пока не пришел в Кесарию. Здесь он имел собственный дом, в котором и прожил некоторое время вместе с своими четырьмя дочерьми, девами – пророчицами. После сего он снова возвратился в Иерусалим. Будучи здесь поставлен святыми Апостолами во епископа, он послан был затем на проповедь в Малую Азию в город Траллию. Обратив там многих ко Христу и сотворив великие чудеса, Апостол Филипп отошел ко Господу в глубокой старости».

Спевсипп – 16 янв. «Святой Поликарп, епископ Смирнский, ученик святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, желая, по действию Духа Святого, умножить словесное стадо верующих во Христа, послал в различные страны своих учеников с тем, чтобы они безбоязненно проповедывали всюду слово Божие. Узнав, что в Галлии повсеместно происходит гонение на христиан по царскому указу, которым все они приговорены к смерти, святой Поликарп послал туда двух священников Божиих Андохия и Венигна и третьего – диакона Фирса. Это были истинно добродетельные люди, преданные Богу, усердные в подвигах, с любовью готовые всегда отправиться на благовестнический труд, сушею ли, морем ли, больше жаждавшие, чем боявшиеся мучений и смерти за Христа.

Получив приказание от своего епископа, они тотчас же взошли на корабль. Отпуская их, святой епископ Поликарп напутствовал их такими словами: «Идите, доблестные мужи, и, с благодатной помощью Христа, крепко стойте за Него. Чрез святое исповедание пресвятого имени Христова вы приобретете себе многих сподвижников, и, радуясь вместе с ними победе, достигнете славы и вечных почестей. Да умножатся обильные плоды ваших трудов, и да возвеличится радость в райских жилищах праведников, при виде ваших святых приобретений!».

Петр – 18 мая. «Святые же мученики – Ираклий, Павлин и Венедим были гражданами афинскими. Они проповедывали в Афинах с великим дерзновением имя Христово и увещевали всех нечестивцев оставить свое суетное идолослужение и креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. За свою проповедь они были… были ввержены в печь огненную, после чего и скончались».

Иоанн Богосл. – 26 сент. «Крестился Лаврентий, игемон того острова, сложив при этом с себя власть свою, чтобы свободнее служить Богу. И оставался Иоанн с Прохором в дому Мироновом три года, проповедуя слово Божие».

Михаил – 30 сент. «После того, он отправил послов в Константинополь к патриарху с просьбою о благословении его, как нового члена святой церкви, о молитвах за него и, вместе с тем, с сугубою просьбою о том, дабы святейший патриарх прислал к нему премудрого учителя, избранного архиерея, который бы мог быть опытным и благоразумным архипастырем земли Русской, как для утверждения и научения его в истинах веры и благочестия христианского, так и для просвещения его сыновей и великого множества неверующого народа великой его державы.

Патриарх, получив послание князя Владимира, очень возрадовался, прославил Бога за Его неизреченные щедроты и промышление о распространении святой веры среди неверных, и поспешил собрать освященный собор для избрания первосвятителя омраченной языческим неверием обширной страны Российской. Удостоенным сего высокого избрания оказался святой Михаил, сириец по происхождению. То был муж весьма учительный в проповедании слова Божия и глубоко просвещенный.

По другим летописным известиям, св. митрополит Михаил был родом болгарин…. вместе с ним были посланы еще шесть епископов, множество пресвитеров и иных церковного причта людей».

После того великий князь вместе со святым Михаилом, епископами, пресвитерами, новопросвещенными сыновьями своими и боярами составили совет о крещении не только киевлян, но и всего Русского народа и о ревностном проповедании среди него слова Божия… По всему городу было оповещено повеление князя, чтобы все киевляне без изъятия, не исключая жен и детей, на другой день собрались на Днепровский берег для принятия крещения.. Монастырь населили иноки, прибывшие с митрополитом из Константинополя.

Подвигаемые святою ревностью, доблестные просветители земли Русской, святой князь Владимир и митрополит Михаил, чрез два года по крещении Киевлян, предприняли апостольские путешествия для просвещения других, отдаленных стран земли Русской. Так в 990-м году великий князь с двумя епископами ходил с сею целью в Суздальскую землю, которая и была просвещена святым крещением. Вслед затем подобное путешествие предпринял святитель Михаил в Великий Новгород, куда его сопровождали шесть епископов, дядя князя Владимира, Добрыня, со своими дружинниками, и Анастас Корсунянин. Пришедши в Великий Новгород, святитель Божий и его сотрудники разрушили идолов и их жертвенники, многих из Новгородцев крестили, воздвигли церкви и поставили пресвитеров по городам и селам Новгородской области».

Варфоломей Ап. – 11 июнь. «По принятии Святого Духа, сошедшего на Апостолов в виде огненных языков, святому Варфоломею выпал жребий, вместе с Апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились – то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению чрез веру в Иисуса Христа.

Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на некоторое время отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии. В это время святому Варфоломею, проповедывавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему, святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в Апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его – девица Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого…. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование…. дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный».

Варнава Апостол – 11 июня. «В числе этих семидесяти учеников Господних был одним из первых и святой Иосиф, переименованный святыми Апостолами Варнавою, то есть сыном утешения, так как своею проповедью о пришедшем в мир Мессии, он утешал людей, с великим нетерпением ожидавших пришествия Мессии. Подобно тому как сыновья Зеведеевы были названы сынами громовыми, так как должны были прогреметь по вселенной своею проповедью как громом, так и сей святой Иосиф был назван сыном утешения, ибо его Апостольские труды должны были принести великую радость избранным Божиим. И Златоуст святой объясняя так причину переименования его, говорит: «Мне кажется, что он получил свое имя по заслугам, ибо для того, (чтобы быть сыном утешения) он был вполне способен»…. И когда Господь восхотел отправить Апостолов Своих на проповедь к погибшим овцам Израилевым), то увидал, что их мало, почему и сказал: жатвы много, а делателей мало; по этой причине Господь явил миру и иных семьдесят учеников, которых послал по два пред лицом Своим в каждый город и селение.

Иуда Ап. – 19 июня «Много различных стран посетил святой Апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами».

Лука – 18 окт. «По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи... В это время святой Лука вместе с Апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в Македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии».

Евсевий Самосатск.–22 июня. «В царствование Юлиана Церковь Христова испытала еще большее зло, чем в царствование Констанция. К арианской ереси, смущающей всех правоверных во вселенной, присоединилось гонение от идолопоклонников. Сам царь явно отрёкся Христа и стал открыто приносить жертвы идолам. На Церковь Христову и на христиан было воздвигнуто гонение, которое было направлено главным образом против духовенства. Эти гонения привели к тому, что многие православные церкви в это время остались без своих служителей, святительские престолы – без архиереев, из которых одни были умерщвлены, а другие разогнаны или арианами – в царствование Констанция, или идолослужителями – в царствование Юлиана. Было до того тяжело, что если бы Господь не прекратил жизнь и царствование Юлиана, то едва ли осталась бы в целости какая-либо церковь со своими служителями.

В такое лютое время святой Евсевий, утаив свой сан святительский, оделся в воинские одежды и в таком виде стал обходить Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Где он находил церковь без служителей, там он поставлял иереев и диаконов и прочих клириков и везде поставлял епископами только тех, которые отвергали ересь Ария и мудрствовали православно. Вот какую ревность о Христе, каков труд, какое старание и попечение имел великий архиерей Божий Евсевий о Христовой Церкви в это время!»

Аполлинарий – 23 июля. «Разъярился мучитель и приказал бить святого по устам камнем. Христиане, видя такую жестокость мучителя, не могли более терпеть (было их великое множество), но, подвигнувшись на гнев, произвели народный мятеж; бросились они ни язычников и несколько человек убили; хотели убить и Мессалина, но он, когда заметил начавшийся шум и народный мятеж, испугался и тотчас, схватившись с места, бежал и скрылся где-то в укрепленном здании …. И многие уверовали во Христа. Правитель же, освободив святого из рук неверующих, отправил его ночью в свое имение, в шести миллиариях от города, под предлогом, что там будет держать его в оковах. Но святитель оставался в том селении все четыре года не в оковах, а на свободе, и сходились к нему все верующие и из язычников многие приходили к нему; он обращал и их проповедью евангельскою к святой вере и крестил; всех больных, которых приносили к нему, он исцелял».

Пантелеимон – 27 июль. «В те дни был в Никомидии старец пресвитер, именем Ермолай, из страха пред нечестивыми укрывавшийся с немногими христианами в маленьком и незначительном доме. Путь Пантолеона, когда он шел из своего дома к учителю и обратно, лежал мимо жилища, в котором укрывался Ермолай. Видя в окошечко юношу, часто проходящего мимо, Ермолай из лица и взгляда его познал его добрый нрав; уразумев духом, что юноша будет избранным сосудом Божиим, Ермолай вышел однажды на встречу юноше и упросил его на самое малое время зайти к нему в дом. Кроткий и послушный юноша вошел в дом старца. Посадив его около себя, старец спрашивал его о происхождении и родителях, о вере и о всём образе его жизни. Юноша всё рассказал подробно и сообщил, что его мать была христианка и умерла, а отец жив и, согласно языческим законам, почитает многих бесов. И спросил его святой Ермолай так: «Ну, а ты, доброе чадо, к какой стороне и вере хотел бы принадлежать, отцовской или матерней?»

Кирилл Гортинский – 6 сент. «Затем святой пошел в Рим и здесь утвердил верующих своею проповедью».


321

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: