размер шрифта

Поиск по сайту



Как Православная Церковь относится к старообрядчеству?

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1670:

Как Православная Церковь относится к старообрядчеству?

Ответ о.Максима (Козлова): Если говорить о точных канонических понятиях, то вернее было бы употреблять термин «раскол», а не «старообрядчество», ибо оно по природе своей и есть раскол, то есть отпадение от единства православной веры сначала тоже единого, а потом до бесконечности раздробленного сообщества, не признающего историческую Церковь такой, какой она существует, в результате чего утерявшего и собственное именование Церкви. В этом смысле дальше можно лишь рассуждать о степенях этого отпадения. Сильнее всего это проявилось в беспоповческих общинах, дошедших до прямо противоречащего Новому Завету утверждения о таком ниспадении церковного бытия, при котором не только церковная иерархия утрачивает свое значение, но и большинство таинств отменяется. Некоторые старообрядцы считают, что должно быть сохранено только крещение, некоторые признают те или иные формы брака. В меньшей степени такое отпадение произошло в общинах поповческих, которые — одна ветвь в XIX веке, а другая в 20-е годы нашего столетия — пытались возродить у себя церковную иерархию, но методами тоже весьма парадоксальными, то есть приняв духовенство из той самой Церкви, законность, бытие и благодатность которой ими же и не признается.

Что же касается реформ патриарха Никона, то церковно-историческая наука прямо утверждает их необходимость и правомерность, так как они спасли нашу Церковь от того обрядоверия, тупиковость развития которого как раз и продемонстрировала вся позднейшая история старообрядчества.

Ответ И.Т. Лапкина:

Никакого осознания, что виновны в этом расколе именно отцы-реформаторы во главе с лютейшим гонителем верных чад Церкви Никоном. И ведь писали же сами в «Богословских трудах», что эта реформа была и не правомерна, и вредна, и крайне опасна для России. И сколько уже претерпели за это и не поняли. Триста лет несем гнев Божий за то, что Евангелие не стало во главе веры православной. Ни Никон, ни Аввакум не касались Библии, она была равно им чужда.

3Цар.14:30 – «Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их».

3Цар.15:32 – «И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их».

И остались на развалинах империи.

Даже в семинарских учебниках истории сегодня утверждается то, что староверы будто бы преданы анафеме не за приверженность к старым обрядам, а за их отделение от церкви.

Это ложь!!! Вот текст анафемы, которая была провозглашена с амвона Успенского собора в Москве и изложена патр. Никоном в книге «Скрижаль», которая позже была утверждена соборно: «…Кто от христиан православных не творит крест тако (троеперстно)… есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святого Духа, и проклята».

То есть малограмотных, невежественных и недопонимающих людей насильно вытолкнули из Церкви и стали жестоко преследовать. Естественно, что среди миллионов этих людей возникали разные сектантские направления, подчас изуверские, но многие остались православными христианами и просто в силу малограмотности хотели оставаться с обрядами святых отцов, бывших прежде. И сказать, что реформы Никона были направлены против обрядоверия, может только человек неосведомленный (или бессовестно защищающий «своих»), на самом деле это был конфликт двух направлений «обрядцев» – старого и нового типа, ненавидящих друг друга, не знающих Евангелия как должно.

И уже через столетия новообрядцам тишком пришлось признавать те анафемы «не бывшими», т.е. беззаконными. Сначала это сделал митр. Сергий (Страгородский), затем поместный собор московской патриархии, затем зарубежный синод, а недавно зарубежный синод даже набрался мужества покаяться за гонения на старообрядцев.

Тупиковость развития, о которой говорит о. Максим, отнюдь не в верности старым обрядам и не в отделенности от патриархии, а в отделенности от Евангелия, которая присуща и патриархии. И если это пренебрежение к Евангелию не будет преодолено, то все в конце концов окажутся в одном тупике: и старообрядцы, и патриархия, и зарубежники.


225

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: