размер шрифта

Поиск по сайту




Бог мира будет с нами

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 20

Указатель: Фил.4:6,9

Сегодня читается на литургии: Фил.4:6,9 – « Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред БогомЧему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами ». Иногда приходится рассуждать от обратного. Непонятно, чему учиться. Допустим, что люди никогда не читали Слова Божия, ничего не слышали и не видели. Но всем хочется быть с Богом. Идут люди, видят работающих: «Бог в помощь, с Богом!» Везде и всё с Богом. Коммунисты тоже говорили: с Богом. Люди, совершенно не признающие Бога, а говорят «с Богом». Ощущение души уже заморённой, подавленной, что без Бога – она ничто. Вот почему на первом месте всегда стоит молитва. Мы не знаем, как развивались события в раю со всей подробностью, но ясно, что Адам - голос Бога. А это и есть молитва. Молитва – это разговор с Богом. Быт.3:9-10 – « И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся ». А о чём можно было беседовать, когда никакого горя не было? Мы-то ведь приходим к Богу, как правило, с горем. Болезни тогда не было. Дети досаждают? Не было детей. А вот беседовал же Адам с Богом о чём-то. Значит, человек недостаточен сам для себя. Я так предполагаю, о чём Адам беседовал. Откуда я? Этот вопрос задают и дети. «А что потом?» То есть пока ребёнок не захлестнут волнами греха, у него появляются такие вопросы. Как один проповедник, очень известный, Спиридон рассказывает, что когда он был маленький, то уходил на холм, и всегда думал, кто такой Бог, а кто жена у Него, а кто ребятишки, где? Простыми вопросами он пытался познать Бога, но никто ему не говорил, потому что в Забайкалье была православная вера. Она 800 лет была и не могла ответить ребёнку на его детские вопросы.
У Адама не было опыта никакого. Он, конечно, всё виденное пытался познать, протягивать ко всему руку, как ребёнок тянется и обожжётся. И Апостол Павел говорит так: Рим.15:33 – « Бог же мира да будет со всеми вами ». Бог не мирских привычек, а Бог любви, покоя, мира, спокойствия в душе. Но чтобы Бог был с нами, чтобы мы были Его детьми, в душе была полная удовлетворённость жизнью, нужно делать то, что впереди написано. Почему я начинаю в обратном порядке вести беседу? И Бог мира будет с вами. Когда? Чему вы научились. Надо учиться. И я всегда ставлю один и тот же вопрос: Пришедшие из Византии с епископом Михаилом монахи, они разве никогда не читали сего? Заранее приготовили бы, хотя бы тысячи две Новых Заветов, столько можно было переписать. Пусть хотя бы Евангелие, даже не весь Новый Завет, не говоря уж про Библию. Ни одного! Да как можно учить без Евангелия? Хотя бы один священник должен был пойти в народ и раздавать Евангелие. Ни одной тысячи Евангелий не раздали за сто лет. А как же можно было научиться, чтобы Бог мира был с нами. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Без Бога никак. «Господи, помилуй», повторяем сорок раз, а Бога не знаем. Бог тогда слышит, когда впереди выполнены все эти условия. Чуть-чуть только начинаешь исследовать Писание, и видишь – беда. Огромная беда. Сколько раз вам говорил, семь минут у нас подготовка к богослужению. Семь минут неприкосновенные. Начинают прихорашиваться. Я прошу, свет в коридоре не включать. Все как хозяева ведут себя. Семь минут тишина, ни одного движения. Я не оборачиваюсь, но около меня тени мелькают. Вижу по тени, что сзади шевелятся. Замри, даже не совершайте крестного знамения, потом покреститесь. Семь минут мёртвой тишины. Опоздал да ещё и хвалится, мельтешится. Почему опаздываешь? Сегодня опоздал, вчера опоздал. Тогда так, сразу напишите, какая причина, сейчас очень легко, на ксероксе – 365 дней в году, столько объяснительных заготовьте, а потом только дату будете подставлять, причина-то одна и та же. А причина то простая – небрежение, потеря страха Божия. Трудно писать объяснительную. Да не надо было её писать, если совесть сработала.
Слово «литургия» отсутствует в Священном Писании, его там нет, но Церковь постепенно доходила до этого слова. Есть такие дела, где отставать никак нельзя. Поезд ушёл, поезд не опоздал. И мы не опаздываем, очень редко кто опаздывает. А если опоздал, скорее машину нанял, на такси, чтобы поезд обогнать, на следующей станции сесть можно ещё. Но на море ты этого не сделаешь. Уже не догонишь, корабль ушёл. Никто корабль никогда не догоняет. Волны, во-первых, на мелкой лодке ты не догонишь, такой скорости не будешь иметь. Корабли строили все вместе. Кто-то не пришёл один, мачту не поднимешь, канаты не подтянешь. Видели в картинах, как матросы лазают. Литургия и называется «общее дело», так переводится на русский язык. Видимо, святые отцы, желая назвать самое таинственное, что делается в жизни христиан, решили назвать богослужение литургией, кораблестроением. Тебя одного нет, уже канат не можем натянуть. Ты опоздал, уже смущение идёт, шторм начинается. У нас устав есть. Исполнять его трудности никакой нет. Сегодня спокойная погода. «Я вчера поздно лёг». Неужто сие уважительной причиной неявки на корабль считаешь? Раба Божия Александра привожу вам в пример. Жил он в городе Искитиме – 60 км . до Новосибирска. И за 20 лет он ни разу не опоздал в храм. Ни разу! А доехав до Новосибирска, надо ещё пересесть, да доехать, там ещё идти. Он старообрядец и поэтому Бога боялся. А мы новообрядцы, нам можно не бояться, проходным двором храм сделать? Не за шесть километров, а за шестьдесят. Да у него хозяйство было. Работал на производстве фрезеровщиком, лекальщиком и десять своих ребятишек. Не стыдно нам будет?! И каких-то откровений мы ждём. Наша литургия начинается дома ещё, подготовка к ней. И. Златоуст говорит: «Ты мне скажи, что ты не молишься, больше ничего не рассказывай, и я скажу, что ничего великого ты не сделаешь». Постоянно будут кипеть обида, недовольство. А обид сатана тебе настроит целый ряд, он тебе свою «литургию» устроит, и все тебе помогать в этом будут. У католиков литургия мессой называется, но есть чёрная месса, сатанинская, «таинства» совершают на животе голой женщины, и приносят жертву. Постепенно люди доходят до противоположного, а между этими служениями наше мельтешение.
Итак, чтобы с нами был Бог, мы должны помнить, чему мы научились, от кого. Павел говорит: «От нас». Не от того, что нам принесли, не от того, чему нас невежды в Писании научили, а от Апостолов. «От нас» – минимум четырнадцать посланий Павла. «От нас» - минимум три послания Евангелиста Иоанна. «От нас» - минимум два послания Петра. И хотя бы по одному от Иуды и от Иакова. « Чему научились от нас ». Этого-то и нет. Сегодня расспроси людей, которые ходят в храм, и спросите их, сколько посланий в Новом Завете – не назовут. Чем вызвано это послание, когда, к примеру, написано и все ли они сохранились? Эти вопросы тоже надо знать. Название книги вымолвить не могут. Сейчас скажи - Евангелист Иоанн сколько книг написал в Новом Завете, - ведь сразу с ходу и не ответит каждый. Надо знать и про Откровение, про Евангелие, надо знать про послания, чем они были вызваны, примерное количество глав надо знать. Один следователь НКВД испытывал верующего. Следователь спросил: «Скажите, о чём в 67-й главе у пророка Исаия написано в 35-м стихе». Что православный ответит? Этот же сразу отвечает, что у пророка Исаия только 66 глав, 67-й главы нет. А в 66-й главе только 24 стиха. Баптист вызвал полное доверие у следователя, что он не шарлатан. Проверку нам Господь будет устраивать. Я уж не говорю про книгу Варуха. Но знать, какая книга за какой – нужно, хотя бы в Новом Завете. Бывает, называешь книгу, а собеседник начинает в оглавление сразу смотреть. По оглавлению ищет книгу в Новом Завете. Тут уж явно, что двоечники, чтобы не сказать больше. И « чему мы научились », и дальше « приняли ». Вот здесь должна сработать благодать призывающая, кто-то призыв должен бросить. И благодать обращающая, чтобы слышали и видели во мне Христа. Проповедник должен отвечать требованиям закона и тому, что он проповедует. « Что вы видели во мне ». Я вас прошу много раз уже не опаздывать на богослужение, но и сам не должен никогда опаздывать. Иначе ты просто можешь указать: я опаздываю потому, что ты опаздываешь, а ты живёшь рядом и опаздываешь.
Видели во мне . И если мы это будем исполнять, тогда и Бог мира будет с вами. И дальше Павел даёт маленький рецепт. Итак, не заботьтесь ни о чём, но открывайте свои желания перед Богом. Откроем свои желания перед Богом. В первую очередь, не нарушать семь минут, не опаздывать. «Господи, помоги мне». И ты увидишь, как обстановка сразу изменится. А вам в тягость написать объяснительную, а это для тебя делается, отчёт твоей души перед Богом. Разные скользящие графики придумали. Ты скажи, что ты в воскресенье не можешь пропустить богослужение, собрание, занятия, благовестие по городу. Литургия для тебя уже отсутствует, ты не слышал проповедь, в общении братском не был, на занятии не был, на проповеди в городе не был – тебя нет нигде. Тебя нет нигде, а ты считаешь себя верующим. Наведите порядок в этом. Для того сегодня послание к Филиппийцам и читалось. Ты узнал про то, что надо исполнять? Но если ты всё время опаздываешь, то даже если ты был бы и самый полезный человек, то отомрёт в душе святое, и обида всё испепелит. Ревизию своих «конюшен» нужно уже сегодня начинать.
Что говорит Апостол Павел? Рим.16:17 – « Умоляю вас, братия, остерегайтесьпроизводящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них ». Опоздание – это соблазн. Сомнение, соблазн своей жизни: там выпил, кто-то на остановке курит. Почему? У меня зуб болел. Бог может убрать эти зубы, они болеть больше не будут. Бог сокрушает зубы нечестивых. И где этот человек? Нигде, сгорел. Мы имеем уже некий опыт, пятнадцать лет, это уже что-то, притом дисциплину из рук не выпускали, и думаю, Бог позволит и дальше так держать. И Павел умоляет нас остерегаться даже этих людей. Остерегайтесь, потому что они поступают вопреки учению Господню. 1Кор.4:6 – « чтобы вы научились не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозноситься один перед другим ». Лестно людям говорить и учить. Когда встречаются нам еретики, то они один на одного похожи, ничем не отличаются, но друг с другом они уже никак не будут соединяться. Почему? Превозношение одного над другим. А как не превозноситься? Да смиренно принять. Смирение покажи в том, что ты веришь в толкование святых отцов, вселенским соборам. Ведь до нас были люди, истолковали места Писания. Ведь не могло быть так, что тысячи лет Бог никому не открывал смысла Евангелия, необходимое, важное для жизни, вечное. Да тем более написано: открывайте свои желания. Не просто пришёл, отбарабанил заученные молитвы по молитвослову. Но в конце скажи и свои слова: «Господи, почему ноги мои заплетаются, как в храм идти?» Выходит, и на работу мы не в семь часов идём. Я рядом с Аппаратурным заводом жил, там в семь часов уже станки работают. Значит, должны прийти минимум за пятнадцать минут, привести станки в порядок. А водители трамваев, автобусов каждый день в четыре часа утра из дома выходят, чтобы вовремя выйти на маршрут. Так неужели спасение души, литургия, кораблестроение общее меньше того стоит? О чём мы разговоры ведём сегодня? Еф.4:21 – « потому что вы слышали о Нём и в Нём научились ». Центр всей проповеди – Христос. И о Христе должны всюду и везде говорить. Иностранные люди, желающие обратить кого-то, просили русских написать из Библии такой текст им, чтобы человек сразу обратился. В виде плаката «ищу работу». Ему написали: «Бог есть Любовь». Кратко, броско. Я спрашивал одного моряка, как он пришёл к Богу. «Сошёл на берег в Дании, подходит на пирсе человек и показывает на грудь. Я прочитал, там было по-русски: «Бог есть Любовь». Я спросил, что это означает. Тот человек с плакатом дал мне Евангелие от Иоанна. Я стал читать, и душа моя обратилась к Богу. Центр всего мышления – Христос, Любовь. Он меня любит. Он меня ждёт здесь, на литургии. Могу ли я опоздать? Да утром пешком через весь город пробежала бы! Если мы не должны проспать, как в назначенные часы молиться, то тем более здесь. Это общее уже для всех дело, а мы опаздываем. Вздрогните же! Вы потеряете общину и будете оправдывать сами себя.
Прем.9:18 – « И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе ». Здесь написано, что Бог мира должен быть с нами; и нам нужно знать, что угодно Ему, искать Его благоволения. И мы любим, когда дети исполняют, что им скажешь. Господь с нами, как с малыми детьми разговаривает. Почему дети для нас являются как учителя? Будьте, как дети. Дитя не знает, как лукавить, пока от нас не научится. Я недавно встречаюсь с мальчиком, совсем еще дошкольником. Поздоровались, разговариваем, а он сразу и выдаёт: «А папа сегодня маму ругал». «А почему?» «Она забыла сказать, что в детсадике сегодня света не будет». Постоял немного и говорит: «А мы с мамой его не слушаем». Это уже научение матери. Я говорю этому философу: «Рома, ты правильно говоришь, а верхняя пуговка у тебя расстёгнута, ты расхлюпанный. Надо всегда собранным быть». В тот же день он увидел дяденьку большого роста, подошёл к нему и говорит тому: «А у тебя, дядя, неправильно застегнуто». Я даже не знал, что такого прилежного ученика найду. Не опаздывайте, можно опоздать в Царство Небесное. Сон прообразует смерть. Опоздание грозит тем, что ты вообще опоздаешь и окажешься невошедшим. Евр.4:1 – « Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим ». Евр.6:1 – « Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству ». Ты же знаешь, что будет проповедь, после литургии будет занятия по Евангелию. Тебя нет одно воскресенье, другое, третье. Ты же лишил себя трапезы Господней. Поэтому начатки учения надо знать. Далее – « и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел ». Опоздание - это мёртвые дела, « и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном ». Это начатки. А, у нас и сами начатки некоторые не знают. А если взять по общему плану православных по стране, то почти никто не знает. Сколько крещений было, какое правильное крещение, как случилось, что оно изгажено священниками. Без подготовки любой заходит, ладошкой по голове… Молитва Израиля была о спасении за 1600 лет от Моисея до Христа. И ждали пришествия Мессии, и ныне не прекратили ждать. Итак, нужно все вводить в Евангельское русло через то, что здесь говорится, чему мы научились. Ведите конспекты, запоминайте, о чём был разговор. Сегодня я сказал, что Бог мира был с нами. Скажи, речь шла сегодня на проповеди о том, чтобы Бог всегда был с нами, чтобы мы ощущали Его, чтобы ничем не огорчали Его. Ты не думай, что опозданием ты приближаешь Бога. Ты внутри себя чувствуй, что у тебя не ладно, ты торопишься после богослужения убежать домой. Душа твоя тебя судит? 1Кор.10:29 – « Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? » Да ты приди пораньше на полчаса, тут сёстры, братья, поговори. Прибежал, выскочил отсюда, глядишь, ни на занятиях, нигде нет, скорее бежать. Отметился, побыл? Значит, ты не видишь, что в братьях Бог пребывает, даже этого ты не знаешь. Я вам говорил о том, что если человек не стремится, то он потеряет самое главное, веру в воскресение из мёртвых.
Такая ситуация сложилась в православии к середине пятого века. Я сегодня специально посмотрел, когда это было. Даты даются разные, но небольшая разница, от 130 до 200 лет. Так семь отроков ефесских при императоре Декии в 250-м году спрятались в пещеру и заснули сном летаргическим, скажем. И они спали до 450-го, 200 лет примерно, потому что описывает Иоанн Колов, а он жил в 421 году. Не мог он описывать то, что за ним будет. Это житие 4 августа. Сие событие стало свидетельством того, что Бог показал чудо, чтобы люди поверили в воскресение из мёртвых. Их мощи неизвестны, где они умерли, хотя в 9-м веке их мощи ещё показывали. Страшная трагедия постигла всю церковь. Больше ничего не написано в житиях. Я стал дальше размышлять о том, как могли дойти до этого, что основополагающее в нашем кредо – утеряно. Написано «чаю воскресения мертвых». Если жизни вечной нет, то всё напрасно. Епископы перестали верить, митрополиты перестали верить в воскресение из мёртвых. Даже я бы и не поверил, сказал бы - неправда. Но так написано в житиях святых. А ведь мы можем до этого дойти. Если ты опаздываешь, значит, ты уже не веришь в воскресение из мертвых. Заводят какое-то хозяйство ненужное. А ты, наоборот, устрани его, чтобы тебе ничто не мешало быть на службе. Торопятся то кошку кормить, то собаку. Да вы в уме или нет?! У тебя бессмертная душа, а ты в воскресение из мёртвых только на словах веришь. Чтобы достичь воскресение мёртвых, ползти буду, пусть черви меня проедают, как Серафим Соровский говорил, но только, чтобы быть с народом Божиим, только бы не отстать. Да где ты еще найдёшь такую дружину, чтобы так люди старались, и ты ею небрежешь. Итак, чему мы научились? Что мы слышали от Апостола Павла, то сохраним в себе и только тогда с нами будет Бог мира, Которому слава во веки. Аминь.

Знакомства новые бывают незаметны ,
Бывают с продолженьем на сближенье.
Пройдут года, и данный факт осветит,
За встречу ту себя не пожалеем.
Душа к душе сумела прикипеть,
Чем дальше, тем теснее и интимней.
И дружбы той не иссякает свет, –
Поэты про неё слагают гимны.
Благословен тот день, когда пересеклись
Пути богатого и знатного с аскетом.
Как бы одна вдруг засияла жизнь,
Такого друга я когда-то встретил.
Ионафан с Давидом побратались,
Столетий тридцать не видя прошло.
Для вечности тот срок не больше капли,
Прощальный голос жив и не заглох.
Диктаторский режим разъединил…
Тот грех Саула ныне популярен,
Охаяв бескорыстность на распыл,
В замес той дружбы всеялась отрава.
Не могут все таланты быть в одном,
И по молитве прорастает дружба;
Отсутствующий в нас талант найдём,
Добудем так легко, врага обезоружим.
Мне не хватало зрения в ночи,
В событиях тотально развернуться.
Как в подземелье мечешься, кричишь,
И слышишь нежный голос Иисуса.
Он знаки дал, поколебав темницу,
Он осветил, когда тряслась Голгофа.
Возвысил потолок, дал распрямиться,
Что было «за», вдруг развернуло «против».
Знакомство со Христом переродило,
Стал как Адам в раю до согрешенья;
Дух превосходства переродило в мирный, –
Пчелиный улей там, где были шершни. 13.01.07. ИгЛа

Список всех проповедей

181

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: