Благодарю за вас Бога
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 19
Указатель: Еф.1:16
Еф.1:16 – «непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в
молитвах моих». Всё понятно. Речь Апостола Павла наполнена была именем Иисуса Христа. Как только он
становился на молитву, сразу же вспоминались все плоды его труда. «И я вспоминаю о вас с благодарностью в молитве».
Это нам пример. Спрашивают: «А о чём молиться?». «О всех молиться» – и весь ответ в этом. Начни с самых высоких до
самых низших: кто тебе добро сделал, с кем ты встречался, где сеял, и не взошло, где росток первый показался, и как
теперь полить его, через кого, что дать, может быть, почитать что-то. 2Тим.1:3 – «непрестанно вспоминаю
о тебе в молитвах моих днём и ночью». Значит, молитву надо не просто читать. Говорят, что читают по
молитвослову, и умом куда-то унесло. Так вот это «куда-то ушёл», может, как раз молитва-то и есть. Он вспоминает не
буквы, которые в молитвослове написаны, а «о тебе» вспоминает в время молитвы. Когда вдумаешься во всё
это, то совсем по-другому начинает выглядеть. В молитве я вспоминаю, как ты пришёл юношей, как ты откликнулся на
призыв Христовой любви, как ты открыл свои глаза, каждое слово из Библии ловил, принял, и потом ты согласился быть
обрезанным. Чудо какое, как вот вспомню всё это, Тимофей, да откуда ты взялся такой! Как ты облегчил мою жизнь, с
тобой так легко было мне везде. По одному отпадают близкие, бывшие неплохими сотрудниками моими и в путешествиях, а
Тимофеева верность беспредельна. Павел его рукополагает в дьяконы, и в нём такие таланты открываются! Я думаю, что
он не замедлил его рукоположить во священники, и наконец ставит его епископом.
«Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», то есть в каждой молитве имя этого мальчика
Тимоши у него не сходило с языка и из мысли. Господи, сохрани его! И мать его, и бабку, - всех Павел поминает,
разглядывая Тимофеево родство, пытаясь понять, откуда такое сокровище веры в юноше. 2Тим.1:5 – «приводя
на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен,
что она и в тебе». Больше никого такого в Новом Завете нет, чтобы поминали и мать, и бабку. Даже
больная тёща Петра, верховного Апостола, не оставили своего имени. Женщина, которая воскликнула: «блаженно
чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», - тоже имени не оставила. А здесь никакой роли не
играет ни бабка, ни мать, да ещё, может быть, их надо было под епитимью ставить, что за дочкой не смотрели. Мать-то
была у него кто? Еврейка. А вышла замуж за грека. Не усмотрела дочь свою. А почему такая дочь у них была? Бабка не
смотрела за внучкой. Втор.7:3 – «и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и
дочери его не бери за сына твоего». А плод-то получился на весь мир известный. Как у Бога
промыслительно всё бывает, когда человек обращается. И Тимоша, может быть, грех матери и бабки, как говорят,
отмолил, прикрыл. «Непрестанно вспоминаю о тебе», то есть утром, днём, вечером, какая бы ни была
молитва длинная или короткая, а Тимофей у меня в голове: только бы не отступил, только бы не отошёл. Старая дружба
выше новой, как и вино. Сир.10:12-13 – «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним;
друг новый — то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его».
Дружба – очень хорошая отдушина в этом мире от всех неурядиц. Фил.1:4 – «Благодарю Бога моего, всегда
вспоминая о тебе в молитвах моих».
Вспомним о Филимоне. Был какой-то помещик, может быть, рабовладелец, потому что от него сбежал Онисим, когда обокрал
хозяина. А раз обокрал, то украсть было что. Иов.30:29 – «Я стал братом шакалам и другом
страусам». Флм.1:16 – «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно
мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе». И в молитве опять вспоминает. Где он вспоминал его,
в конце молитвы, в начале ли – как хотелось бы послушать. У меня свой опыт, а у него свой. Но они не дали никаких
рамок молитвам, но всегда благодарили, вспоминали, что Бог сделал, помнили о благодеяниях. Молитва должна быть
наполнена благодарением. 2Фесс.1:3 – «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас,
братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми
вами». Я говорил, что молитва состоит из трёх ступеней. И по ним они непрерывно поднимались к
славословию Христа. Я вспоминаю о тебе. А что Филимон сделал хорошего? Принимал странников, был
заботливый. И Апостол Павел говорит: Флм.1:22 – «А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь,
что по молитвам вашим я буду дарован вам». Чтобы Павел к кому-то заехал, – это не просто так. В
епархии более ста приходов, и спросите: кто-нибудь получал такое письмо, чтобы епископ местный написал: «Ты там
приготовь мне постель, простынки постирай, я к тебе приеду»? Если бы я сейчас такое письмо получил от патриарха: «Ты
там приготовь мне постель на втором этаже», - вообразить даже невозможно такое. А тогда это так просто выглядело.
Я вспоминаю о тебе, о широте твоего сердца. В этой жизни много радостей у тебя было, Филимон, ты
богатый человек, но как ты нищету Христову избрал? Он не просто вставлял имя Филимона, а его дела ставил на вид, для
подражания читающим. И Павел всегда ставил его в пример. Какие были люди у него примерные. Рим.1:8 –
«Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всём
мире». Вот теперь он уже вспоминает о Римской господствующей церкви. Рим – это Москва. О всех верных
вспоминает. И когда начинает приветы передавать, то получается, что 16-я глава из одних приветов. Это так раньше
писали письма: «бабушке Аграфёне передайте привет, моей крёстной», и полписьма на приветы. Ничего в этом особенного
не было, но любовь проявлялась, ибо они знакомые, близкие мне.
И Павел говорит: благодарю Бога. За нас кто-нибудь Бога благодарит или нет? Кто скажет: «Хорошо, что
ты родился, живёшь, что сохранил свою жизнь»? Мы не просто должны смотреть за своим здоровьем, потому что нам это
нужно, а может быть, кому-то мы сами нужны. Когда приведёшь на память всех, то как по другому всё выглядит, какими
звеньями мы соединяемся друг с другом; болезнь ближнего отражается и во мне. Вот он был бы сейчас с нами, а его нет.
1Кор.1:4 – «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе
Иисусе». Вы обратились, а у вас распутный город, как вы могли во Христа поверить? Это чудо Божие,
Сам Дух Божий подхватил вас, из этой клоаки вытащил. Я благодарю Бога в молитвах за всю Коринфскую церковь.
Коринфская церковь – это не одна община, там, может быть, было несколько приходов, как в Барнауле сейчас. Раньше
здесь было 18 церквей, а сейчас примерно столько же. Мы должны помнить, за что Бога благодарить, и кто за нас
поблагодарит. За что надо благодарить: за детей телесных и за духовных. Сколько радости родителям в детях. Как
родители мечутся, когда ребёнок заболевает. А ведь от тебя-то и не зависело, каким он будет. И как Бог чудно так
сделал, что в одном ребёнке и мужские черты остались, и женские, потому что мы любим своё отображение. Ничто так не
приятно человеку, как своё, может быть, с трудом достигнутое. 2Кор.7:4 – «Я много надеюсь на вас, много
хвалюсь вами». Здесь Павел снова напоминает о величии веры. Если нужно поставить в пример, то Павел
перечисляет добрые дела. В Коринфе скупились жертвовать хорошо, но ныне я вами хвалюсь везде. О филиппийцах особая
речь: Фил.4:16 – «вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду». 2Кор.8:24–
«Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы [справедливо] хвалимся
вами». Ещё, оказывается, и должок за ними. Я похвалился вами, а если окажется, что вы не такие, вы
понимаете, как вы меня подведёте, оскоромите. Будьте уж на уровне. Многим я уже рассказал, какой у вас порядок, а то
гости приедут, а тут совсем не так. Павел всегда вспоминал перед Богом на молитве о них и излагал нужду свою на
молитве перед Богом. 2Фес.1:4 – «так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и
верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами». Господь нас сохранил, благодаря терпению. В
вопросе объединения мы никуда не сдвинулись, стоим на месте, и нас пытался пугать епископ, чтобы мы вливались в
патриархию – всё это не действительно. Отсюда мы заключили, что власти такой у него нет, ему в синоде не давали
полномочия, чтобы нас согнуть и сдать в патриархию. Поэтому и уговаривают нас через кого-то. Куда же мы пойдём? Мы
совсем должны быть неразумными, чтоб куда-то пойти.
Вы сильно не хвалитесь своими болячками. Чуть заболел, не можешь, и уже себе льготу даёшь: то в храм не пойду, то на
благовестии без меня обойдутся пусть. Ты думаешь, завтра легче будет? Завтра-то ты на один день старее будешь. А ты
сегодняшний день считай настолько благоприятным, что такой возможности уже и не будет. Мы всё переможем, мы сильные,
с нами Господь. Никогда не позволяй давать себе льготы. Считай каждый день последним, что храма не будет, мы не
встретимся, вот так себя разогрей: «Я сегодня обязательно пойду, Бог знает, что будет завтра, а может, я больше и не
увижу дорогих братьев и сестёр, может быть, в следующий раз нам вместе уже и не помолиться». 1Фес.5:18 –
«За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Что с нами делают, – благодарите;
потерялся ближний человек, погиб, – благодарите. Если вспомнить, что Бог дал нам веру и будущую жизнь, и после
смерти встретимся в раю, то даже сказать боязно. Ведь мы привыкли, что рай – это кому-то. Грешные, многогрешные,
супергрешные – так принято у православных. Нам рай Бог уготовал, что ни высказать, и глаз не видел. Это лично для
нас Бог приготовил. И мы там встретимся, и те, кто умер раньше, нас встречать будут. 2Фес.2:13 – «Мы же
всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа
и веру истине, избрал вас ко спасению». Это дело благодати, а не то, что я умел бы манипулировать
сознанием, как один отступник написал о нашей общине. Это действие благодати. Вы молились и получали благословение
от священника. Как вы первый раз услышали благую весть, как Господь коснулся вашего сердца. Сколько толков, течений,
храмов, а вы оказались почему-то здесь. Я постоянно должен благодарить Бога за вас. Как мы нуждались в пристанище,
где нам можно было бы молиться. И здесь калитка открыта весь день, и никто, ни один человек не заходит. За год один
чужой зашёл, и то испугался и вышел. Всё ограждено вокруг. Мы должны Бога благодарить за всё, что понимаем, и за то,
чего ещё не понимаем. Нужно осмотреться вокруг, на нас задействованы не один, не два человека, а тысячи людей.
Кто-то хлеб готовит для продажи в магазине. Как просто – пошёл и купил. А ты вырастил хотя бы один пуд зерна, ты
знаешь, как это всё даётся? Посмотри на этих людей, сколько они пыли глотают, как поле обрабатывают, как мелят
пшеницу. Мы рассуждаем проще: «Да, я тоже работаю за свои деньги». Правильно, ты тоже кому-то в помощь.
И поэтому в молитве мы должны подумать: «Господи, какова Твоя благодать!». Даже то, чтобы Библию читать, сколько
людей перед этим прошло. Кто-то должен был её принести в Россию, накопить знания и перевести. Учился в школе, стал
переводчиком и не думал, куда применит знания, и наконец переводит. Кто-то изобретал бумагу. Смотрите, в какие дали
мы уходим. Мы за всё, за всё должны Бога благодарить, а не просто так – подошёл, взял, съел и пошёл. Да ты бы и не
взял, если бы ложку никто не изобрёл, мы же сами ни одной ложки не сделали. Бог всюду и везде озаботился заранее, до
нашего появления на свет, о нас. Везде видна Его великая о нас забота. Вот почему Павел Тимофею пишет так:
1Тим.2:1 – «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех
человеков». Слово за всех означает, конечно, и за живых, и за мёртвых, которые жили и
которые будут жить. Чтобы после нас Господь посеянное между нами семя вложил в добрые сердца. Чтобы Он приготовил
сердца людей, которые встретятся нам. Которые сегодня в больнице находятся. Чтобы Бог всё так расположил: и сердца
людей, врачей, и все сделал как должно. А как, – того мы даже и не знаем, что полезнее. Иногда нам полезнее быть в
холоде, в жажде, в наготе. Бог испытывал Израиля – мял и давил его. Они вышли и не поверили, они думали, что через
полчаса, может быть, завоюют прочие народы. А сколько дней ходили соглядатаи. Страна-то большая была, пешком ходили,
да надо было прятаться, чтобы никто их не увидел. Они 40 дней обходили страну и через 40 дней вернулись назад. Из
двенадцати посланных десять стали говорить: «Нам их не взять, там такие люди, такие танки, самолёты, а у нас ничего
нет». И Господь повёл их. Чис.14:34 – «по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы
понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, [что] [значит] быть оставленным
Мною». 40 лет водил их по пустыне, и 40 лет Бог их миловал. Он бы мог в один день их истребить всех.
За всё благодарите. В памяти народа остаются только руководители, как Моисей и Аарон. Если бы в Библии не было
написано сего, то что бы мы узнали? Мы говорим, что Суворов совершил переход через Альпы. Разве он один там был? У
него была армия. Где имена командиров? Про солдат даже не поминают. Да и в эту войну, просто знают, что 470 тысяч
погибло под Берлином. Так это каждая душа. А что бы было дальше, мы не знаем. За всё благодарите. За понимаемое и
непонимаемое; за открытое и за тайну; за то, что Бог дал мне сегодня быть здоровым, а может, завтра буду больной. За
здоровье очень легко славить. А когда язык не будет шевелиться, как было Максиму Исповеднику, когда язык отрезали
под самый корень. Какой рукой писал? Правой. Отрубили руку. И он без языка стал славить так, как с языком не славил.
За всё благодарите. Вот почему Павел говорит: непрестанно я благодарю за вас Бога.
Если Господь дарует нам рай, и мы в вечности встретимся с Павлом, мы обязательно его увидим; и Павел поблагодарит
Бога за нас, что мы верили его посланиям, что мы так высоко ставили его труды, что его письма занесли в канон
Библии, - вспоминая о нас в молитвах. Павел о нас вспоминает или нет? Мы-то когда молимся Павлу, то мы верим, что он
слышит нас. Я молюсь каждый день ему: «Первоверховные Апостолы Пётр и Павел, молите Бога о нас». Мы вспоминаем его,
нуждаясь в его помощи. Согласно нашей православной вере, наши молитвы доходят до святых. И он молится к Богу и
говорит: «Господи, по смирению, которое он показывает, дай ему уразуметь мои послания». Послания его понимать очень
не просто. Когда один проситель, обижаемый правителем, приходил к Иоанну Златоусту, а у него Прокл секретарём был.
Посмотрит, а к Иоанну уже кто-то прошёл. И на третий день он зашёл к Златоусту и говорит: «Кто у тебя сейчас был?»
«Никого не было». «Да как же не было, стоял сзади тебя вчера, а тебя уже три дня человек в приемной ждёт». «Какой
человек позади меня стоял?» Прокл смотрит на икону, а на иконе Апостол Павел. «Вот этот». Златоусту этого было
достаточно, чтобы понять, что душа Павла склонилась над его плечом, что душа Павла помогает ему понимать Писания. У
Иоанн много было замыслов, может, куда в командировку поехать. Но он всё отставил, понял - нужно немедленно
успевать, пока Павел здесь. И он ещё усилил молитву: «Дорогой Павел, разъясни вот это место, такое трудное, не могу
понять. У меня ума не хватает!» Когда мы молимся, просим Господа, от нас-то ведь многое сокрыто. Быть может, в это
время на нас Матерь Божия смотрит, и мы в молитвах должны благодарить и Её. Рядом Ангел-хранитель, и это непременно,
в этой комнате стоят наши Ангелы. Мы за всё должны благодарить Бога. За то, что Бог даровал веру, сохранил по сей
час, и чтобы помог достичь нам желаемой пристани – Царства Небесного. Аминь.
Нет ничего страшней и безобразней,
Как оборотня видеть на трибуне;
Собой он украшает что-то в праздник,
Лютует в будни одержимо-буйно.
Но стократ опасней для души
Довериться церковному невежде;
Епитрахилью может задушить,
Когда расскажет в органах, как прежде.
К нам волки лютые вживлёны и лютуют,
Гнут под традиции, под выгоды земные.
Играют роль на «Острове» святую,
А сами истину пытали и казнили.
И кажется, что выхода и нет,
Нам некуда спокойно отшатнуться.. .
Откроем Библию и в ней Новый Завет,
Где главы и стихи читай по-русски.
И видим, так оно должно бы быть –
Благословенье овцам средь волков.
А волки не молиться – будут выть,
Устроят овцам местный холокост.
Спасенье в том, чтоб истово плодиться
И размножаться тройнею овце.
Уже кому-то предназначен выстрел,
Кровавой кляксой высветит в конце.
Не надо масок никаких нигде, –
Быть тем, кто есть с условленным талантом;
И не через прорезь маски на других глядеть,
Тогда и жизнь сплошным добром отплатит.
Душа светёлкой будет для собранья
Спасённых душ и дирижёр для хора;
Найдёт валяющихся, кто грехом изранен,
Не примирится с пылью, то есть с сором.
И зеркало-Писанье подтвердит –
Курс к совершенству не переиначить;
Таланты все получены в кредит,
Писанием воспользуйся, как прачкой. 17.12..06. ИгЛа