размер шрифта

Поиск по сайту




Продай, раздай и следуй!

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: Мф.19:16

Евангелие от Матфея 19:16. О добром юноше, который сохранил себя, не заразился от мира, не увлёкся табаком, наркотиками, всё сохранил по заповедям Божьим. Так как Слово Божие живо и действенно, то постараемся войти в ту обстановку и перенести её на наши дни, потому что у нас подрастают свои юноши и девицы. Те, чьё сердце расположено к тому, чтобы спасение получить, они всё время будут задавать себе вопрос: что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Слово «наследовать» означает: у старших есть, а наследник приходит и получает. У юноши сложилось именно такое понятие и о небе. Отец был знатный, правдами и неправдами нажил имение, а я сын, не нарушал его воли, и всё ко мне отходит по закону. Отец был верующий, и я верующий. Отец у меня православный, и я православный; если отец был баптист, значит и я баптист; католик, и я католик. Видите, как, – он наследовал веру отцов. А в вере, оказывается, по-другому. Евр.11:24 – «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой». У юноши неудовлетворенность – похвальное качество. Он пришёл, спрашивает о том, о чём сегодня в Церкви вообще не спрашивают. Приходят в Церковь сегодня – зачем пришёл? Все идут, бабушка сказала, я и пришёл. Главные вдохновители к приходу в храм – бабки. «Евангелие от бабок», так можно написать – пятое «евангелие». Надо сходить в храм, исповедоваться перед батюшкой, причаститься, – а далее они живут, как все мирские люди, и очень часто, я скажу, в большинстве случаев – хуже мирских.
В армию берут, экзамены нужно сдавать, пришло время жениться, замуж выходить, заболел – причины веские. А юноша пришёл жизнь вечную получить. Уже многое сделал. В его потенциале было почтение к родителям. Господь спрашивает его, и он отвечает: «От юности сохранил». Кто может сказать, что заповеди десятисловия Моисея от юности сохранил? Не воровал, не злословил, воскресные службы не пропускал, чтил день субботний, нигде и никак он не посрамил имя Бога Иеговы, не произносил его напрасно. Всё , о чем в десятисловии говорится, исполнил, но сердце тосковало о большем, чего-то не хватает. Учителя дать ничего не могли более – он доучился до конца. И вдруг появляется какой-то проповедник бродячий и говорит о чём-то ином, о Царстве Небесном. Непрерывно: «Таковых есть Царство Небесное,...наследники Неба», – пойду и послушаю Его. И он увидел, что учение Христа совершенно не похоже на то, что входило в учение Моисеева Закона. Хотя это было то же самое, но возвышеннее, духовнее – не плотское исполнение. И он спрашивает и получает ответ. Господь задел самое больное место его. То есть первая заповедь оказалась им не исполнена. «Возлюби Господа Бога, Творца всем умом» – как по мозгам ударило. «Всем сердцем» - по сердцу удар. «Всей душой» – по душе. И оказалось, внешне-то исполнено, а на деле – нет. Сердце оказалось занято наследием от отца. Он наследовал, да и преумножил. Хороший сын, не растранжирил, не пропил, не проблудил, как блудный сын. А ближнего-то ты любишь, как самого себя? Если ты Бога любишь, то вся заповедь в том, чтобы ближнего любить. Ты расскажи лучше, как богатство отцу досталось. Если ты любишь Бога, то половину имения раздай, как Закхей показал пример. А половина-то, вот тебе пятьдесят процентов и уплыло. Да кого обидел. Надо найти обиженных отцом, да вчетверо воздай. Дорогой, так ты нищим будешь. Сердце-то ни к чему не будет привязано. И оказалось – сердце забито огородами, непрерывным трудом, и всё нам мало, мало, мало. Вот кошачья психология. А ты скажи: «Господи, Тебе это всё принадлежит, земля и всё, что наполняет её, – Твоё. Ты мне дал». И дети – ты рождал и помнил, а дальше-то всё уже ушло. Приведи их теперь на Небо. А не просто так, чтобы отдать всё детям глупым. Он был любимый, потому что не нарушал заповеди. Таких любят священники. «Чти священников», – это была одна из заповедей. Он чтил, не нарушил, упрёка не получил, а сердце было занято богатством. Ибо большое было у него богатство. И отошёл он с печалью.
Я хочу пройти этот путь сегодня с этим юношей. Вернулся домой, ещё раз осмотрелся. Как правило, у богатых людей сконцентрировано всё не в одном месте, у него какие-то предприятия здесь, за рубежом. Большое богатство предполагает множество слуг. И сам подумал, – я всё собирал. Всё так мудро устроено. Экономически правильным ходом развитие идёт. Цены растут на всё и каждый месяц приносит новый достаток. Я буду жертвовать. Такие люди обязательно жертвуют, и жертвуют больше, чем другие. Но любая вдова превзошла его, она положила пропитание, а ты – от избытка. И на это у Господа оказалась совсем не та шкала измерения. Бог смотрит не на то, что люди дают, а на то, что остаётся, когда ты подашь. Всё или не всё? К чему привязан? Положа руку не сердце, то есть спросим своё сердце: сердце моё богатством занято или не занято? Готово оно всё пожертвовать? Вот сейчас бы подошёл Господь и сказал: «Ты хочешь наследовать жизнь вечную? Пошли со Мной». И я бы встал и пошёл. Так, как Павел Препростый. Представь, в семье измена, застал жену, когда она обнималась с чужим мужем. Чеченец мигом бы обоих зарезал. А этот: да не беспокойся. Но и дети твои – вот шесть ребятишек, воспитывай. Я пошёл, прощайте! И не хлопнул дверью, косяки не закачались, поклонился и пошёл. А дальше начался пост и молитва. Да не к кому-то попал, а к Антонию, к самому строжайшему. И тот ему экзамен устроил, день за днём пост, солнце палит. Готовы ли мы сегодня, хотя бы мысленно?
И вот этот юноша рассматривает всё: от чего я отказался бы? Часть-то могу я себе оставить? Но всё имение! Лучше бы я не ходил, а жертвовал и был бы не хуже других христиан. Но он сам вызвался! Он хотел по полной шкале взять, а по полной, значит, «подражайте мне, как я Христу». Фил.3:7 – «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою». Для того, чтобы приобресть Христа, полностью приобрести. Всего. «Я более всех их потрудился». Может, не случайно сегодня такое Апостольское чтение: 1Кор. в 15 гл. как раз об этом и говорится. Всё целиком. Образец – Павел. «Я превзошёл всех». 2Пар.9:22 – «И превзошёл царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью». У Павла ничего не было, ни тёщи, как у Петра, ни детей, как у других Апостолов, ни жены. 1Кор.9:5 – «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» Прочие имели. Любить Бога всем умом, всем сердцем – надо решиться на это. 1Кор.7:29 – «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Апостол Павел разъясняет как бы эту притчу. Ведь речь шла не только об имении, не надо понимать это только о видимом, ибо есть и невидимое. Что самое дорогое? Самые близкие люди. Самые дорогие, конечно, жена и муж, потому что: Быт.2:24 – «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Значит, они уже на втором месте остаются. Но и это не должно заслонить Христа. Не душу положить за мирское: я всё для жены, а она для меня. Ангелом её назовёт и «с неба звёздочку достанет». Должны быть, как не имеющие. Это конкретно каждому Павел говорит. Это касалось и того юноши. Был он женат, не женат – мы не знаем, потому что отроками тогда назывались до тридцати лет, а женились в четырнадцать-пятнадцать. Еккл.2:20 – «И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем». Я не призываю к этому, а наоборот говорю: будьте богаты, богатство не запрещается Богом. Но мысленно давайте пройдёмся, как отречься от всякого труда, каким я трудился под солнцем. А что Соломон перечисляет? Сады садил, развёл слуг, скотины много. Очень похоже было, и увидел, что «и это суета», что всё, что я имею – это суета. Соломон уже доходил до этой грани, как бы вместе с этим юношей. Это от Бога, чтоб мы так думали. А тогда у них появляется добрая мысль: это прекрасно, но оно сегодня есть, а завтра украли. Как у Иова: налетели, пожгли, отняли, пленили. «Наг вышел из утробы матери, наг и возвращусь». Этот юноша очень близок нам. Суд.11:35 – «Когда он увидел её, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься». Говорится о человеке, который готовясь к битве и молясь о победе, обещал Богу отдать то, что выйдет у него первое со двора. Он что угодно думал, только не то, что случилось. Победа была одержана, слово перед Богом сказано, а первой навстречу вышла дочь. А он обещал принести в жертву. По сегодняшний день нет толкования единого: или он заколол её и сжёг, или она осталась девушкой, девственницей, не вышла замуж, только и всего. Неизвестно. От многого нужно отрекаться, и ревизию надо сегодня уже провести. Я беру выше, в общем плане церковном, в нашем жизненном. «Да я так научен!» – всё должно быть только по Писанию. Видишь, этого в учении святых отцов нет, но привычки, предрассудки, какие-то корни, традиции, но так ли они важны? Ты не понимай так буквально, что пояс, борода тебя спасут. Нас иногда упрекают за эту обрядность, но без этого нельзя. Кто ратует против обрядности, у них тоже своя обрядность: бритый подбородок, галстук – это тоже обрядность; ходить расхристанным, распоясанным - своего рода обрядность. Без обрядности только Ангелы могут обходиться, а не человек. Всё, что у нас есть, оно должно быть направлено к целомудрию, к исполнению Закона.
Когда к совершенству человек стремится, то ему Господь говорит: Лук.14:26 – «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Кто первый раз читает, может подумать, что человеконенавистническое учение Христос принёс. «Ради Меня». В каком плане? А когда противоречат, не дают исполнять заповеди Божьи, когда родители против Бога: «Или мы, или уходи из дому». Тогда встань и выйди. Тогда можно прославлять Алексея – Божия человека. Не тогда, когда родители верующие, а я бы их бросил и пошёл. Пс.121:9 – «Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе». Вот если мы желаем блага своей душе, мы всё это должны делать ради Бога. Если ради блага дома Божия, то Давид согласен был на всё, и не тем ли более мы? Кое от чего можно отречься, от своих амбиций; а то маленькое замечание сделали, и сразу обида. Сказал священник, чтобы не разговаривать в прихожей здесь. Это притвор у нас, здесь вообще чтобы разговоров у нас не было, это уже территория самого храма. И на крыльце не разговаривать, потому что дверь открыта, всё слышно; вы мешаете священнику сосредоточиться в молитве. Сделал замечание, сразу же вспыхнули. Готовьтесь к молитве. В храме стоять нужно, как столп. Откр.3:12 – «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего». Так и написано в Житиях святых: – не вертеться, не качаться, никаких лишних движений не делать. Наблюдайте за собою, помогайте друг другу. Евр.12:15 – «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие». А для чего? Чтобы приблизиться к Богу, от своих мыслей отойти. Ты услышал, что сегодня читалось из Евангелия? Замри и скажи: «Господи, я не отрёкся даже от своего характера дикого». Мы не забываем или помним, что такое дерзость? Дерзко ответил: «ну ты за собой смотри!» Это дерзость. А дерзость, – мать всех пороков. Всё, что есть порочного, всё за дерзостью идёт. А напротив её – смирение. Дерзость – диавольское орудие, а смирение – Божие. Сказал батюшка, ты сразу же смиренно наклони голову и выйди. На этом всё кончилось. Ты получишь благословение от Господа. Какое бы замечание ни выслушал здесь, покажи послушание. Приди домой и припомни: так, нам сделали замечание, а мы не правы. Что в одеянии должно быть? Скромность. Ничего лишнего не должно быть.
Иер.23:9 – «О пророках. Сердце моё во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я - как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его». Удивительно, если это о пророках и в одном месте написано, то о нас-то в каждом стихе написано – о прихожанах. Пророки отступили от Бога и говорят ложь. О священниках. Точка. Раздирается внутренность, кости мои сотрясаются. Они делают всё, как хотят. В Слово Божие вообще не смотрят. Они никакой сверки не делают. Иеремия пришёл в ужас: говорить об этом не могу, я ревную о Боге. Пророк Илия: 3Цар.19:10 – «возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её». Да мы здесь Бога-то не видим. Но оставлено живое Слово, как и написано: Пс.118:50 – «это - утешение в бедствии моём, что слово Твоё оживляет меня». Евр.4:12 – «Ибо слово Божие живо и действенно». Вчера было живо оно при пророках. И оно сегодня живое. Живым словом называется слово, которое не умирает. Флп.3:8 – «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса,... все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа». Ради познания Христа можно от многого отречься. Многие отреклись от своих дипломов, многие от должностей, если им запрещали работать по-христиански. Вот сейчас устраиваются на работу, и великое ли дело – платок на голове. Наша христианка говорит: «я должна в платочке быть». Ей в ответ: «У нас не положено», и ей отказывают. В другом месте сильно нуждаются: «А как он будет повязан?». Она показала. – «Ну ладно». «Но я не могу и одетой быть, как вы, у меня платье должно быть длинное». «Да как же так, у нас форма вот такая». «Я не могу». Отказано. Она лишается работы ради Господа. Но зато где приняли, сразу началось свидетельство о Боге. Люди приходят и видят, как ты одет. А почему так? Есть заповедь «чти отца и мать». Мы знаем, что у Соломона была мать, любимая им. 3Цар.2:19 – «Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своём. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его», и начала ходатайствовать за родного брата. Он сразу разгадал замысел. Адония ей не сын, а отец один был. И он сразу вынес ему смертный приговор. Почтение к матери не должно превышать чувство безопасности самого себя. А если мать в чём-то идёт против Бога? Отвергнись от неё. 2Пар.15:16 – «И Мааху, мать свою, царь Аса лишил царского достоинства за то, что она сделала истукан для дубравы. И ниспроверг Аса истукан её, и изрубил в куски, и сжёг на долине Кедрона». Как она могла такое сделать? Какая-то подготовка к тому уже была? Он лишил её царского достоинства. Дальше уже не знаем, что было. Мы знаем царицу Астинь, лишенную царского достоинства, и она навсегда ушла из истории. О ней уже не было упомянуто больше нигде. Вот нам пример.
И это юноша всё знал, когда подошёл ко Христу. Если мы желаем служить Богу всем умом, всем сердцем, то и мы можем вопрошать Господа: «Господи, я немногое сделал, а что мне ещё сделать?» Деян.2:45 - «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Значит, до этого уровня могли дойти? Притом не один, не два. А с нас что требовать! В первую очередь вспомнить, что всё – Господне. Из нашего имения десятина непременно принадлежит Церкви. До копейки, и из всякого прибытка, что мы добываем и на огороде. Вторая десятина по желанию, на храм, на его украшение. По совести твоей. А третья – можешь отдать всё, оставить только на пропитание – это на нуждающихся, на нищих, бедных, сирых. Если бы юноша дальше провёл исследования, он бы нашёл то, что сказано у Товита 1:8. Но далее этот юноша уходит и исчезает навсегда. Где он – не знаем. Мы знаем, что по той территории, по Палестине, пройдут войны. Там непрерывно полыхает пожар восстания и, конечно, не имения у него нет, ничего. Теперь, находясь в вечности, он не может не припомнить тот момент, когда он встречался с Господом и упустил эту единственную возможность исполнить то, что Бог повелел. А если бы он сказал: я продам, то что дальше? «Следуй за Мной». И что дальше? Он, может, был бы один из тех учеников, которые близки были к Павлу, как Тимофей. Его имя занесено было бы в анналы истории. Но мы о нём уже нигде ничего не читаем, и даже в житиях святых. Сегодня мы вместе с этим юношей подходим к Господу и спросим: что нужно сделать нам? Лук.9:23 – «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Аминь.

Владыка неба ищет слуг Себе,
По сердцу Своему меняет статус,
Кто собственною волей пренебрег,
За прошлое в слезах и в прахе каясь.
Бог распланировал события вперёд
До дня последнего и даже до секунды,
Когда и где создать какой народ
И что отвесить, щедро или скудно.
И волю Божию сподобься познавать,
В неё вписаться, что-то разумея;
Когда созиждется или сгорит Москва,
Совокупится с семиглавым змеем.
Бог ищет исполнителей послушных,
Внимающих Его святым глаголам;
Таких обед лишь на лафете пушки,
С седлом под головой почти что голый.
И будет так история плестись,
Пылить, кровавить, растравляя раны;
А нам ворочать жёлтые листы,
Пытаясь докопаться до судьбы упрямо.
В эпоху каждую, в периоде любом
Бог восставляет слуг Себе на службу;
Такой преграды расшибает лбом
И рвётся к цели, хоть обстановка хуже.
Услышать голос Божий и понять,
Прозреть и разобраться до деталей,
Таких ничто не разворотит вспять,
От неурядиц только крепче стали.
Бог ищет, Он находит патриотов,
Крушащих идолов и рубящих жрецов.
Из этой дали, кажется, что просто,
А тот пророк в пустыне мёрз и сох.
Быть избранным зависит и от нас.
Когда себя отвергнемся достойно,
То справа лодки погружаем снасть...
Мы без Христа ничто – об этом помни! 18.12.06. ИгЛа

Список всех проповедей

401

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: