размер шрифта

Поиск по сайту




Мы так проповедуем

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: 1Кор.15:1-11

03.09.06. 1Кор.15:1-11. Апостол Павел начинает напоминать, что он значит для них. В чём значимость его деятельности? «Напоминаю вам, братия». Что бы мы напомнили, если мы с кем-то знакомы? Где мы были, поднимались на какие-то горы, посещали монастыри, – это паломники могут напомнить. Но Павел напоминает то, что многим сегодня и не снилось в их тонких монашеских снах: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам...» Если сегодня по этой мерке брать, выстроить всех епископов и сказать: «Вот вы пишете письма, послания, но так можно писать тем, с кем ты знаком, кому ты что-то говорил, а как напоминать то, что проповедовал, если ты не проповедовал? Отойдите в одну сторону, кто в своих посланиях не напоминает Евангелие, которое он проповедывал». Я думаю так, что будет полное молчание, ни одного движения вправо не будет. Мысленно перекинем на сто лет назад, на тысячу, – всё замерло. Единицы таких – Кирилл Туровский, проповедник Иннокентий Херсонский – шагнут. Остальное замерли. О чём сегодня напоминают еписакопы в своих посланиях к приходам? Об отчислении денег в епархию – постоянно напоминают, какой процент. Напоминают о том, что нужно приехать на собрание. Напоминают, когда батюшкам на исповедь приехать. Но 3 стихом Павел говорит так: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял...» Нельзя дать другому то, чего сам не получил. И епископы, и попы не могут дать другого. Почему они не сдвинулись с места? Да они не приняли сами. Это означает, что и те не приняли; и так тысячу лет. Смысл какой в нашем рассуждении? Исследуйте Писание. Когда начинаешь читать Библию внимательно, то ничего с нашим не сходится. Как я принял эту благую весть, что Христос умер за грехи наши? Это в первую очередь надо будет говорить людям. По Писанию. Не просто приходить и: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня, грешного», - но по Писанию. То есть это предсказано было уже, что Писание должно было исполниться, провести слушателей по пророчествам. Ну кто этим занимается? Если ты этому не веришь, спроси ходящих в храм давно; рядом село, люди ходят в Церковь, на исповедь. Именно с теми разговаривай, кто ходит, исповедуется постоянно. И спроси: «Как ты уверовал? Как вера в тебе зародилась?» Ты не найдёшь ни одного человека, повторяю, ни одного, который мог бы сослаться на первый свой шаг в вере от слышания Евангелия. Вот почему те, кто уходит в сектанты, говорят: «когда я был неверующим». Говорю: «Но ты же был православным». «Да я всё равно ничего не знал». Мне очень много приходилось беседовать с сектантами. Вопрошаю: «Как ты оказался там?» «Да я ходил в Церковь православную, а ничего не понимал. Зайду, стою, ничего не знаю. Вышел, вижу, висит объявление, и там говорится, «приходите, бесплатно дарят Библию». Он пошёл. Правда, дают бесплатную Библию; но он бесплатно и душу продал. Он так еретиком и умер. А виноваты те, которые не дали ему Евангелие.
Надо дальше смотреть. И Павел говорит: «воскрес...по Писанию». То, что Христос воскрес – все знают; а кто знает, что Он воскрес по Писанию? Вот таких людей поищите. Скажи: «Ты веришь, что Христос воскрес, вот на Пасху приветствуют?» «Ну да». Одного поприветствовал, а он говорит в ответ: «спасибо». Он не знает, что отвечать, но, действительно, тоже неплохо ответил. Но не «по Писанию». Где-то в Писании сказано, что Он воскреснет. Пс.15:10 – «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Пророчеств о воскресении очень мало. Быт.49:9 – «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» Пётр сказал: Деян.2:29 – «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня». Таких пророчеств очень мало, притом, они такие туманные, неясные.
И далее Павел говорит 11 стихом, что сейчас читается во всех храмах мира на литургии: «Итак я ли, они ли (то есть Апостолы, епископы, проповедники, патриархи), мы так проповедуем (что впереди сказано), и вы так уверовали». Каждый год многократно на эти стихи я говорил уже проповедь и думаю, что же здесь выделить, чтобы не повториться? И наконец, нашёл слово: «так» – а вот так ли мы уверовали? Так ли мы проповедуем? Так! Именно так! Когда Павел писал это послание, (письмом оно называется в других языках). Разве он думал, что его письмо будет причислено к канону священных книг, и к нему мы будем обращаться, как к неопровержимому авторитету?! Вот я сослался и говорю: «так написано», – и всё замерло, если так написано. Христос говорил сатане: так написано; и к этому теперь то, что Павел сказал добавлено: так написано. Он на это не посягал, он и в мыслях этого не имел, чтобы свои слова приравнять к закону Божию. Да кто об этом подумает: «я пишу и мои слова будут приравнены к словам Библии». На это надо иметь, во-первых, откровение Божие. И вот посмотрим теперь, как надобно проповедовать, чтобы точно сошлось с Апостолом Павлом, и уверовать так, как он проповедовал. Везде стоит слово «по Писанию». Гал.2:2 – «Ходил же по откровению», то есть Бог ему открыл, что надо сходить в Иерусалим, встретиться с Апостолами, а то разговоры за глаза идут, а я вот приду и конкретно с вами поговорю. И он Апостолам предложил на рассмотрение дело своё: «и предложил там, ..., благовествование,..., не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. ... не возложили на меня ничего более... подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности». Апостолам всем вместе у евреев проповедовать. Мы или кто-то сегодня проповедует. Что на первом месте? Может быть, мощи. Но никто даже не слышал тогда о мощах. Даже полслова о них нет. А сегодня уже по радио передают: Мощи! Отрезали руку или палец Марии Магдалины. Теперь в Россию привозят. Вот они по всей стране с рукой проехали, с десницей Иоанна Крестителя, привозили какую-то часть Пантелеимона, Елисаветы. А вот Ярл Пейсти, он не православный, он ничего не взял с собой, кроме желания, чтобы люди познали Христа, и на огромных стадионах страны, в Новосибирске и в других городах, везде проповедовал, и проповедовал абсолютно правильно. Только он вёл не в Церковь, а только ко Христу путь показывал. А ведь этот человек, как Марцинковский, мог быть православным, и был православным, но когда он стал проповедовать, его оттолкнули один раз, другой. А он уже облечён был в подрясник, помогал батюшкам, потом стал профессором у протестантов. И всю жизнь там провёл. Скольких потеряли из-за того, что не сравнивали то, что есть в православии, с Апостольскими временами. Он стал сравнивать и увидел – не сходится, это совсем не так. Мы мощи разве не признаём? Где бы ни были мощи, мы скажем: это святые мощи такого- то святого. Но нигде же не написано расчленять тела, отделять, в кресты частицы закладывать. И что там какая-то святость особая будет. Не повелено такого, чтобы стоял, икону целый день целовал. Икона есть у нас, мы подошли к ней, приложились благоговейно. Сколько раз говорил: «Дети, приходя в храм, сядьте на место или молитесь. Выходить будем, по чину, как положено подойдём к иконам». «А у нас так заповедано». Мало что у нас заповедано. Во-первых, заходя в храм и подходя к иконам, создаёте суету, сплошное мельтешение, некогда думать о высшем. Я неоднократно говорил: положи перед ним сегодня дома икону и дай ему задание сто раз её поцеловать. Пусть он нацелуется, а, придя в храм, стоит спокойно, а когда выходить будет, один раз подойдёт. Найдите какие-то способы, утишьте то, что напоминает идолопоклонство – я не могу ничего сделать. И не думайте, что целовальщики икон – самые лучшие дети. Просто мечутся по иконам, ткнулся лбом, икону бодать научился. В храмах так и делают, освящают мозги. Многое принято не так, как у Апостолов. Как вы уверовали? Прямо ко Христу пришли? Вот для этого у нас эти семь минут перед богослужением, чтобы никакого движения не было. Закрой глаза, как Серафим Саровский учит, углубись. Я стою перед Богом. «Господи, удали от меня всю суету, чтобы я ничего не видел. Дай мне проникнуть внутрь себя. Светом Евангелия воссияй во мне, как должно». Прочитайте наш устав, как в Церкви стоять, и сколько раз я о том уже говорил. Про святых написано, что они стояли и ноги держали вместе. Если это безразлично, то почему на это указывается? Ноги шире плеч только у моряков. Тебя что, качает здесь, или ты пьяный? Соедини вместе каблуки. Трудно ли это? И написано про святого, что на молитве он не облокачивался. Чего на подоконник руку положил? Повалился? «Я предстал пред Господом, потому бодрствуй, душа, молись». И как молились! Соединяли небо и землю: 2Кор.12:2 – «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба». Вот какая молитва должна быть. И далее Павел говорит: Флп.1:27 – «Только живите достойно благовествования Христова ... подвязаясь единодушно за веру Евангельскую». А ты, Павел, как узнал о Евангелии? От Христа это принял. Что Он воскрес в третий день по Писанию и что распят был по Писанию, - вот это вошло внутрь меня и я так преподал, и вы правильно поняли меня, и правильно так уверовали. Чистую Евангельскую веру у православных найти абсолютно невозможно; но надо разделить, что главное, что второстепенное. Привыкли повторять изречение: «в главном единство, во второстепенном свобода, во всём любовь». Августин или Тертуллиан сказал. А что главное-то, ты знаешь или нет? Главное только то, что написано в Библии. Всё остальное, принятое потом – это второстепенное. Даже если его бы и не было. Оно пришло спустя столетия. Мы не можем сказать, что без этого люди не спасались. А раз спались, значит это - не главное.
Ап. Павел говорит: 1Кор.4:16 – «Подражайте мне, как я Христу». Вот эталон. Нам очень трудно смотреть на Христа, мы просто слепнем. И Павел говорит, как Моисей, который покрывало на лицо полагал, ибо нельзя было смотреть, ярче сварочного аппарата. Сыны Израиля не могли смотреть на его лицо, и он его покрывал, а Павел сам является покрывалом неким. И он так сказал: «Подражайте мне, вам это проще, а я Христу. Вы во мне увидите только то, что заповедовал Христос». 1Кор.11:1 «Будьте подражателями мне, как я Христу». Дважды в одном послании говорит сие. Кто сегодня из архиереев может сказать: подражайте мне в моём служении, как я подражаю Христу? Да любую епархиальную газету «мурзилку» открой, посмотри. От начала и до конца она на Евангелие вообще не опирается. Они будут говорить о мощах, о храмах, о строительстве, о монашестве, о кельях. О чём угодно. А врагу душ человеческих разницы никакой нет, главное , чтобы не было Христа. Под благовидными предлогами. Почему и говорится, что благими намерениями дорога вымощена не в рай, а в ад. Иоанн Златоуст говорит о том, что для того, чтобы отравить человека, ему яд не дают просто так, а подмешивают к любимой пище. Грибы любишь? Грибами тебя отравят, как кллавдия имеператора отравила Агриппина, мать Нерона, чтобы воцарить его. Вино любишь пить? В вино подмешивается яд, как Венедикту. Так неоднократно свергали царей, подмешивали яд. Лекарства принимает, а туда яд добавят. Так и сатана, не прямо сказал, что Бог лжёт, но: Быт.3:1 – «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Разговаривать не надо было. «Да» и «нет», а остальное – от лукавого. Когда Моисей готовился открыть людям истинную веру в истинного Бога Иегову, ему было сказано: Исх.25:9 – «всё, как Я показываю тебе,.. так и сделайте». Что он там видел – мы не знаем. Но отображение этого мы видели в устройстве скинии Израилевой, в устройстве Соломонова храма. Как было показано. Были какие-то и отклонения, но Моисея там не было. Если бы Моисей пришёл, когда шла «сдача объекта», как на стройке называется, - Соломонова храма, он бы сказал: мне это не было показано. Уберите этих быков, лилии тут навешали, уберите, и вот эти изображения уберите. Ничего не было из этого. Но автора-то уже не было рядом. Господь, зная нашу немощь, принял устройство храма: 3Цар.8:10 – «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень».
Если Господь освящает то, что у нас есть, то не надо считать, что это главное. Самое главное, чтобы душа соединилась с Богом, чтобы она любила Его, чтоб она не мыслила дыхания без любви к Богу. Рим. 2:20 – «наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины». Кем мы являемся? К нам обращаются люди? Нужно, чтобы обращались не к нам, а к Богу. Желают знать закон Божий, как пророк Осия говорит: Ос.4:6 – «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». Мал.2:7 – «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». К священнику обращаются не просто потому, что он батюшка и поэтому должен отвечать, а потому, что он должен знать Закон Божий. И к священникам обращаются, чтобы узнать волю Божию. Но чтобы её знать, ты должен день и ночь вникать в Закон Божий. Люди, которые связаны с транспортом, – в зоне повышенной опасности, и их постоянно экзаменуют. Вот так же нужно экзамены устраивать священнослужителям и всем, кто имеет дело со спасением душ человеческих, и это касается всех. Время от времени проводить экзамены, особые вопросы ставить: знаете ли вы самое главное? К вам подошёл человек, душа его томится грехом: как спастись? И вот начинают: «Поезжай в храм, исповедуйся, причащайся, и чем чаще, тем лучше». Ни одного слова не скажут из Писания, хотя слова такие в Библии есть. Христос не говорил так людям. Мрк:1:14-15 – «После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». И далее: примите святое крещение, и далее: исполнитесь Духом Святым. Феофан Затворник и выразил сие в трёхступенчатом виде благодати. Благодать призывающая, благодать обращающая и благодать освящающая. 2Фес.3:9 – «не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». Как подражать тому, что ты сам не свяжешь с Писанием, со Христом? «Мне подражайте», – так многие говорят. Но далее написано: «как я Христу!» Как ты можешь это-то забывать? А тебе подражать, получится копия тебя, грешного человека. Если у того всё сходится со Христом, с Евангелием, вот тогда только можно подражать.
Тит.2:7 – «Во всём показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту». Но что значит чистота? Это то, к чему я вас всё время призываю – сверяйте с Евангелием. Ни одного лишнего движения в храме не надо делать, замрите, стойте спокойно, уповайте на Бога. Ребёнок маленький требует особого внимания, особо чистой пищи, чтоб случайно детский организм не повредить. Но бывают времена поста, и почему придумали причащаться только натощак? Он же маленький ребёнок! Но вот так установилось, такое правило, хотя оно и не Евангельское. Евангельское такое: вечернее время было, Апостолы поели барашка, выпили вина – и тогда совершилась первая литургия. И никто же их за это не осуждает, потому что Сам Основатель первой литургии так сотворил. Это самая настоящая полная литургия была. Сделали наоборот, утром, натощак. Для чего? Для большего благоговения. А ты как считаешь? Я считаю именно вот так, как есть! Со страхом. Чтобы «оглашенные, изыдите» выполнялось. Три ступени литургии, проскомидия – это всё обдумано. Так чисто будет. А если так, с улицы любой забегает, да в вечернее время - тут никакого порядка не будет, а тогда Апостолы были готовы, они день и ночь ходили со Христом. И по-другому никак нельзя было, потому что приближалась Пасха, наступал новый день. Всё сошлось так, что в другое время она и не могла быть никак. Так события сложились. И далее: покажи в себе образец добрых дел. Вот этому всё внимание Церковь и уделила. Жертвуйте милостыню, поститесь, молитесь, будьте милосердны, кротки, смиренны. Здесь Церковь отшлифовала всё. Но написано: покажи «в учительстве чистоту». Какую чистоту? Чистота Евангельская, конечно. Если по чистоте брать католической, у нас многое не подходит, а у католиков с нами не сходится. Что у старообрядцев принято, у нас совсем не так. Семипоклонного начала при входе нет, а кто как может, а там строго, и на это смотрят. Подручники у нас не у каждого в руках. Значит, не это имел ввиду Павел, а чистоту учения можно сохранить, зная, что это за учение. Открывая Библию, читая её, подражать, как делали Апостолы. Степенность – это тоже знаем, этому учат. Как выйти, как посмотреть, чтобы священник не суетливый был. Степенный, знаете, с такой важностью. Этому большое внимание уделяют. Как слова растягивает – вот как говорит патриарх. Слово от слова, многозначительно посмотрит, во всё степенность вложили. А дальше написано: «неповреждённость», – а это как будто не было написано. О чистоте учения вообще речи нет, а степенность должна быть. Не надутость, не чванство, не превозношение, так что и не знаешь, с какого боку к нему подойти. Когда две тысячи человек сектантов обратились в православие, то они всё сделали для того, чтобы встретиться с патриархом, приехали, сорок тысяч долларов потратили, с подарками приехали, и патриарх их видел, за них два епископа ходатайствовали, а он так и не принял их. Боялись. А ну, как сектанты войдут, и они тут такое течение создадут! А они всё приняли, Божьей Матери поклонение. Им пришлось тогда к Антиохийскому идти, и там уже архиепископ принял. Бояться не надо.
Человека проверять надо по Слову Божию. Что же на первом месте ставили святые отцы? То, что мы сейчас видим, это в чистом виде и дошло. Что вкладывали Апостолы в понятие «неповреждённое учение», – это проповедь Евангелия. Вот посмотрите, что статистика говорит. Слово «проповедь» в Евангелии и в Деяниях встречается шестьдесят семь раз. Но уже в Посланиях и в Откровении только сорок семь раз. С чем это связано? Что, проповедь Евангелия уже установилась и не надо было к этому побуждать? Но в одних Деяниях тридцать четыре раза! Тридцать четыре раза в одной книге говорится о проповеди! Слово «благовестие» в Евангелии и в Деяниях двадцать пять раз, в Деяниях четырнадцать раз, в Посланиях и в Откровении семьдесят пять раз. То есть слово «благовестие» непрерывно звучало. А сегодня откройте речь патриарха за последние двадцать лет – это слово не встретится, может быть, ни разу! А за последние сто лет? Так где же есть признак благовестия? За тысячу лет не было сказано! А Павел говорит непрерывно: Рим.15:19 – «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика». Иез.16:14 – «И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог». Слово « уверовать» в Деяниях Апостолов встречается двадцать четыре раза. Слово «уверовать» – это не православное слово. «Я верую, я верующий» – так говорят. А слово «уверовать» означает, что до какого-то определённого момента ты был один. Рождение свыше и есть уверование. Отдача сердца на служение Богу. В Деяниях Апостолов встречается двадцать четыре раза, а во всём Ветхом Завете – ни разу. А зачем? Восьмидневного обрезали, как у нас – крестили, и он уже вошёл в число сынов Израиля. Когда начинаешь исследовать, то видишь, что мы – ветхозаветные иудеи, только под новой оболочкой у нас всё это. Ребёнок должен уверовать. Сам. Ты всё время его спрашивай: как ты веришь? Может, он в семилетнем возрасте, как Ярл Пейсти, обратился. В семь лет Господь коснулся сердца. И я сказал: Господи, я хочу служить Тебе, прими меня в число рабов Твоих, служителей. В Посланиях и в Откровении встречается тринадцать раз это слово. В Новом Завете – шестьдесят один раз слово «уверовать». Это слово коснулось ли меня? Уверовал я или нет? Если ты уверовал, то покажи, когда, так ли, как Апостол призывает. Вот что мы сегодня находим: «И мы так проповедуем, и вы так уверовали». Можем ли мы здесь склонить главу под эти слова Апостола Павла и сказать: «Павел, как ты проповедуешь, мы очень хорошо поняли, и мы именно так и уверовали»? Аминь.

Верстались первые Библейские стихи,
Пыль оседала с каменных скрижалей;
Внизу отступники гудели, но ропот тотчас стих,
А дальше что случилось – просто жалко.
Голодный Моисей тельца тогда узрел
И в гневе ахнул Библию о камни;
И Бог не осудил, пророк остался цел,
И та история в небытие не канет.
Года летели и ползли века,
Наматывая срок избранному народу.
Испытывал и драл, во гневе мял бока –
Не раз Израиль даже в рабство продан.
Но Слово Божие не всё уничтожалось,
Не всё терялось на крутых ухабах;
Библию хранили, те списки со скрижалей,
Ревнитель за закон и жизнь свою отдал бы.
Пять книг впоследствии напишет Моисей
И передаст наследнику – вождю Навину.
В конце окажется книг семьдесят плюс семь.
Из них одиннадцать еретики откинут.
Восславим Ездру и иных пророков,
Писавших, сохранивших Слово Иеговы;
Для их Писаний нет ни давности, ни срока,
В их перевод мы вчитываемся снова.
Когда впервые Библию мне дали,
Читал Евангелие от руки Матфея;
И даже переплёт в каком материале,
Запомнилось, из памяти до смерти не развеет.
И что бы делал я сегодня и вчера,
Давно за перевалом половины жизни?
Из Библии мне пища для ума, пера,
Со мной сокровища – не старости пожитки.
Во всех углах, на полках и в карманах
Красуется мой друг «Новый Завет»;
Он обещал спасти и не обманет,
Поверь, услышав повесть, и для себя заметь. 19.12.06. ИгЛа

Список всех проповедей

337