размер шрифта

Поиск по сайту




Вспоминайте наставников ваших

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Указатель: Евр.13:7

Ветхий Завет не знал этого нашего поминания, поминовения. О том, как поминать добрых людей, говорится подробно у Иисуса, сына Сирахова, главы 45-50. Он вспоминает всех героев веры. И воспоминание заключалось именно в том, чтобы возбудить человека на подобное, чтобы он не оставался в прежнем, застойном состоянии.

Сир.45:1-4,9 – «Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века; это были господствующие в царствах своих и мужи, именитые силою; они давали разумные советы, возвещали в пророчествах; они были руководителями народа при совещаниях и в книжном обучении... Но те были мужи милости, которых праведные дела не забываются».

Принято считать, что от Адама до Рождества Христова прошло 5508 лет. И от Иисуса Сирахова до Рождества Христова - считают (по-Никифору) не более трёх столетий. Этот признанный мудрец, чья книга находится в Библии среди неканонических книг, в шести главах (45-50) перечисляет по именам всего лишь 28 человек:

Адам, Сиф, Сим, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон, Левий, Иуда, Иосиф, Финеес, Иисус Навин, Самуил, Давид, Нафан, Соломон, Илия, Елисей, Езекия, Иосия, Иеремия, Зоровавель, Иисус Иоседеков, Симон сын Ионии.

Вот и весь поминальник – один праведник за два столетия в среднем. Не очень уж богато, но и другого нет ничего у прочих авторов Библии – даже и того не набирается. Прибавив пророков и найдём, что на столетие – один человек, достойный поминания.

Сир.50:18 – «Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам».

Сир.45:8 – «Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их, — и есть такие, о которых не осталось памяти, которые исчезли, как будто не существовали, и сделались как бы небывшими, и дети их после них».

Помянуты и грешники: Дафаны, Кореи, Иеровоамы и прочие смутьяны. Но уже в другую графу – чёрный список Гевала, херема-проклятия.

Сир. 49:18; 50:5-6– «Некоторые из них делали угодное Богу, а некоторые умножали грехи... Кроме Давида, Езекии и Иосии, все тяжко согрешили, ибо оставили закон Всевышнего; цари Иудейские престали».

В таком поминании, как сейчас, мы как бы просим, проталкиваем человека в рай. Какой он был, православных батюшек совершенно не интересует, но имя его поминают: «Ты вспомни, Господи, как на кресте того разбойника» - и батюшка, вроде бы уже изменит его участь. Такого поминания ветхозаветная церковь не знала совершенно, на то даже намёка нет. Воспоминали только для того, чтобы вспомнить его жизнь и опереться на его опыт.

Димитрий Ростовский посвятил лучшую часть своей жизни собиранию «Житий святых», прежде живших до него святых. И эпиграфом для всех этих 12 книг берет только один стих из Послания к евреям:

Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

То есть этим он как бы напоминает: вот 1173 жития и вы вспоминайте упоминаемых здесь. А далее Димитрий уже как будто и не обращает внимания на такие слова: «которые проповедывали вам слово Божие». К каждому житию мы можем ставить этот эпиграф.

Эпиграф - это главная мысль в сконцентрированном виде, изображает весь смысл повествуемого. «Вспоминайте и подражайте, и, взирая на кончину жизни их», чтобы они до конца это содержали.

Евр.10:38 – «Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя».

И вот сегодня, в родительскую субботу, мы слышим об этом.

Иоан.5:28 – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия».

Те, которые находятся в гробах, считается, что они слышат вопль родственников, как плачут о них, слышат воспоминания о них. Притом, принято, что о умерших или хорошо говори или совсем ничего не говори.

Душа человека умершего, считают, находится при теле его три дня, до погребения тела. Уж столько он услышит о себе! И когда, случалось, что человек воскресал, ибо бывает и такое, то особенно от самых близких, которые стоят где-то в коридоре, он такого наслушался, что после воскресения и смотреть на них не хочет. Не говоря про жену, что она про меня сказала, когда я в гробу лежал. Почему люди говорят: в гробу, да поминают еще какие-то тапочки его. То есть ты как бы уже незапятнанный лежишь, и за себя ты уже не заступишься.

Мы же не любим, когда про нас говорят; пусть попробуют хоть одно слово сказать, а я ему в ответ десять выдам. Самооправдание у нас на самом первом месте. А мёртвый ничего не скажет в свою защиту, хоть и говорят: «мёртвые не имеют срама», но они-то как раз и имеют срам, потому что за себя не могут заступиться - что угодно о них можно наговорить. И вот они, во гробах лежащие, чего только ни слышат, каких только голосов и от родственников. И если только он чем-то не угодил священникам, то уж в алтаре в первую очередь его вспомнят.

Думаю, что когда лично я умру, то обо мне тысячи священников будут творить поминание с водосвятием, что наконец-то мы от него избавились! Это подобно тому, как когда меня в тюрьму посадили, то какая была радость у попов советских; а когда освободили, то один дьякон Сергий, он за меня заступался, сразу всем священникам позвонил: «ну, что, кончился ваш покой, Игнатия выпускают из тюрьмы!». Так вот, если бы такой голос услышали, что вот такой-то сейчас встанет и скажет... Что он скажет? Чем его вы вспоминали?

Иоан.5:25 - «И услышат глас Сына Божия и оживут».

Ни один мертвец воскресший после воскресения другим и не может быть, но только таким, каким умер. Да и не встанет, сколько бы голосов ни было к нему, чтобы он восстал из гроба, доколе не услышат глас Сына Божия. Господь же говорит:

Лук.11:44 - «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».

Красивые вы, по форме одетые; но если ты не идёшь за Господом, не воскрес для жизни вечной, то ты гроб, гроб с кисточками. Как воскреснут? Если услышите глас Сына Божия. Голос Христа, Евангелия, когда достигнет до сердца и достигнет ушей - вера-то от слышания, вот тогда и воскрешает еще при жизни.

Еф.5:14 – «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»».

Когда слово чистое, Евангельское, на родном языке проникает, достигает сердца, тогда ты встаешь; путь твой Бог тогда только осветит, «осветит тебя Христос». «И услышал глас Сына Божия и ожил». Не только в последний Судный День. Да что пользы нам слышать о том, знаем или не знаем о вечном Суде, если не такими воскреснем, но нагими. Когда душа оденется снова в тело, чтобы оно было одето делами праведными во Христе.

2Кор.5:3 – «Только бы нам и одетым не оказаться нагими».

Главное - здесь воскреснуть; главное - здесь родиться заново, родиться свыше. Не зря говорится, что если ты не родился в этой жизни свыше, то горько-прегорько пожалеешь, зачем в эту жизнь вообще родился.

Сегодняшнее поминовение у православных, как оно есть, основано ни на Ветхом Завете, ни на Новом Завете; оно основано только на одних преданиях преблагочестивых, привычных, сросшихся с нашей сутью. Наше поминание – это попытки реанимировать уже умершего, когда уже «книжка трудовая» закрыта, когда уже ничего не изменишь, а мы вот пытаемся что-то поправить в судьбе усопшего. Кого поминают в поминальнике? Спроси батюшку, кого мы поминаем? Мы можем подражать вере их? Давайте остановимся на этом стихе Апостола Павла, как он пишет, на стихе, который взял Димитрий Ростовский за эпиграф ко всем «Житиям» и к каждому отдельному житию.

Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

Говорится: «поминайте», и мы поминаем всех без разбору, лишь бы поминать. А далее написанного условия для поминания, как слепые и не видим: «которые проповедывали вам слово Божие»; ни куда-то и где-то, а чтобы и нам что-то досталось от этих проповедников.

«Поминайте... и подражайте вере их». Как мы можем подражать пустынникам, монахам? Вот житие святого Саламана Молчальника – 23 января память его; жил около 400 года. Заметьте, какое слово – Молчальник – это основное качество в характеристике его, чем он и прославился, с чем и вошел в святцы - всех на свете за две тысячи лет перемолчал, поставил мировой рекорд молчальничества.

Апостол Павел говорит:

1Кор.12:28 – «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями».

Еф.4:12 – «К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».

Но Апостол «забыл» сказать: «в четвертых, уполномоченного по религиозным культам в церкви поставил, в пятых, поставил молчальников, затворников, пустынников, странников и...» каких только нет. Ничего этого у вселенского проповедника из Тарса нет. Дословно вот что написано в житии «проповедника», которому нас призывают подражать, согласно эпиграфа к житиям. И более того, поставивший Саламана во пресвитера епископ рад, что такой у него «проповедник». По этому образцу и всё православие строилось?

«Возлюбив уединение, он отыскал на другом берегу реки маленькую хижину и затворился в ней, заложив наглухо дверь и окно; раз в год он выходил наружу через подкоп под стеною и запасался пищей. Местный епископ, узнав о добродетельном житии преподобного, пожелал удостоить его священства. Прибыв с сею целью к жилищу святого, архи­пастырь приказал разобрать часть его стены, после чего и вошел в келлию. По рукоположении преподобного Саламана во пресвитера, епископ преподал ему наставление о благодати священства; во всё время пребывания своего в келлии святитель не услышал от преподобного молчальника ни одного слова и удалился, приказав снова заложить разобранную часть стены.

Жители того селения, из которого происходил преподобный Саламан, желая иметь человека Божия в своей среде, однажды ночью перешли реку в брод, взяли святого, который не спорил, не сопротивлялся, но не выражал и согласия, и отвели на свою сторону; здесь поселяне построили для преподобного хижину, подоб­ную прежней, и затворили его там; святой Саламан продолжал хранить молчание, никто не слышал от него ни одного слова.

Вскоре жители селения, расположенного на другом берегу, где ранее спасался преподобный, пришли ночью к новому его жилищу и услышали, что он творит такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня и всех служащих имени Твоему и поклоняющихся Тебе, Истинному Богу нашему».

Поселяне разобрали келью и отвели святого к себе; блаженный молчальник и на этот раз нисколько не противился и не требовал, чтобы его оставили. Соделав, таким образом, себя мёртвым для сей жизни, он в самом точном смысле мог по­вторить Апостольское слово:

«и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» – Гал.2:20

В такой высокой степени, как никто другой, умертвив в себе плотское человека, блаженный Саламан до конца совершил свой подвиг и, ликуя, переселился в небесные обители».

Дошли же до этого состояния. И наконец нашли такой эталон, что на века твёрдо, железно: вот так надо подражать и поминать его. Иначе бы его не канонизировали и Димитрий Ростовский не поместил бы его в зимний месяц, на дни самой лютой стужи. У нас каменщиков много, они цементом крепким его заштукатурили, видимо, и он остался там. И говорится: «никто не слышал от него ни одного слова». Это такое достижение, это так восхитительно написано, просто прекрасно!!!

На днях будем справлять житие святого Алексия, Божьего человека; то есть только один Алексей такой и есть, к кому слово «Божий человек» относится - только к Алексию и к Моисею, больше ни к кому.

Втор.33:1 – «Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею».

Златоуст не называется Божьим человеком, Апостол Павел не называется, а вот Алексий – Божий человек. То есть нашли мы, наконец, полный эталон, оригинал, кому подражать, кто после смерти непременно будет у Бога, Божий.

Ни одного слова не сказать, после свадьбы в окно, видимо, выскочил, удрал и никому не сказал куда утёк. В конце концов, мы будем делать ревизию нашей веры, кого же нам поминать-то? Если поминать даже только по «Житиям», то мы наберём едва ли малую часть тех, кому должно подражать; не считаю первый век – он почти весь нужен для подражания и поминовения.

Слово «поминайте» означает не в рай проталкивать поминаемых, как сейчас у нас, до обеда и целый день наши сестры упираются на кухне. Но, поминая их, подражайте, написано, вере их. Вот о чем и Иисус Сирахов говорит.

Этот день должен быть посвящен героям веры. А кого вы понаписали, то из них ни одного не найдете подобного; а если найдёте, то, пожалуйста, мне покажите после окончания богослужения и скажите: «вот, я знаю биографию его, необманно написано». И мы будем подражать вере его; а всё остальное основано на преданиях, и мы просто доверяемся церкви, что польза есть поминать, как Златоуст говорит. Когда творим добрые дела, когда жертвуем милостыню за них, и может сказать: «вот мы, Господи, просим; но только просим, чтобы никто вере этих умерших не подражал».

У нас молитва должна от обратного идти. Кого мы поминаем так: «Ты их прими в рай, Господи; только сделай так, чтоб никто их жизни не подражал». Потому что до Суда Страшного еще не определенно, а уж то, что в Библии написано – определенно есть и будет!

Если он жил для себя, не раскаялся в этой жизни, Христу жизни не посвятил, проповедью о Христе не освятил мир, не воскрес из мёртвых при этой жизни, то как же такого поминать и подражать ему?

Слово «поминать» и «подражать» связаны между собой неразрывно. Если Сирах поминает грешников, то это только напоминание, чтобы им не подражать. А когда поминает святых 28 человек, то это для того, чтобы им подражать, нести свет людям памятью о святости жизни своей.

Явно, что с нами что-то не то делается. Конечно, это хорошая кормушка для попов, это доход очень большой. Люди жертвуют всё, так как последний раз человеку долг отдаём и потому помянуть надо не хуже, чем у других, лицом в грязь не ударить; тут мы уж разоримся, не только памятник покойничку дорогому, а и церковь в честь его святого воздвигнем на века.

А в церкви придумали справлять и девятины, и сороковины, и годовщины; и поминание на три года, на четыре, на вечное, на бесконечное. И хорошо бы в монастырь завещание на его дом отвезти, а еще бы лучше на Афоне прописать имя усопшего и на бесконечные времена и во веки веком, и чего только ни сделают. А уж если хоронят, то поп с выходом на крыльцо-паперть, без выхода, с зажжёнными паникадилом, не с зажженными, с участием заядлых из хористов или без оных. То есть с музыкой, без музыки – всё, что угодно могут сделать. И за всё платить надо. Вы не думайте так, что вы зайдёте в церковь, посмотрите и помянете за даром, за то, что батюшка уснуть не может, пока ваших родных всех в рай не пристроит через свое всесильное индульгенческое поминание. Половина реестра цен, в рамочке на кассе, где душами торгуют и грехами в рассрочку, там половина цен – о покойнике речь идет. И ни одного слова, даже строчки ни одной там нет, чтобы было доказано Словом Божьим.

Приходя сюда, творя эту память, давайте подумаем, какая будет конкретно нам память? Кто скажет после нашей кончины: «да, вот жил человек, как светильник, зажжённый Христом, воскресший из мёртвых; он другим освещал путь, он нёс живое Евангелие, и он закончил жизнь в вере во Христа». Не только тогда, когда снова к власти придут коммунисты и начнут головы верующим рубить – теперь у нас мучеников в России полно.

Если бы Бог не дал нам этих большевиков, коммунистов, то ведь по настоящему-то и поминать некого было бы. Ни патриарха Тихона не было бы, ни царя Николая с его святым семейством не было. По порядку, кого вспоминаем, это же всё новые российские мученики; а не будь проклинаемой революции, ведь ни одного из этого сонма и не было бы. Если такая мирная обстановка и дальше в стране нашей будет, то в наше время и канонизировать некого, даже с натяжкой – некого.

Почему сегодняшние поминальщики и канонизаторы и копаются, кого бы еще спровоцировать на должность святых и наших ходатаев по судам мирским: Ивана Грозного надо канонизировать, Ушакова; то есть ищут там, в далёком прошлом где-то. А тех, которые сегодня умирают, то этих канонизаторы никого не видят, не могут.

Воина в Чечне нашли. Да, он был, но страдал не за веру; был врач Лука, служил в советской патриархии - вот и всё. И эти все еще под вопросом. А ведь больше никого нет.

Этот поминальный день должен очень сильно встряхнуть нас: а с чем мы предстанем? Даже если нас поминать не будут, но мы подойдём под этот эталон, указанный Апостолом Павлом, что нас нужно было поминать, то мы будем помянуты нашими Ангелами – хранителями, мы будем помянуты Божьей Матерью, потому что пойдем по Её следам. Она не сидела дома, не молчальницей была, она до Афона дошла, как говорит предание. И Апостолы, как орлы, разлетелись по всей вселенной.

Ис.40:31 – «А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся».

Им мы можем подражать. Павел дал этот эталон – подражание, и в первую очередь он сам подходит к нему. Часто бывает так, что-то человек о ком-то пишет, а когда умирает, то говорят о нем: «слова эти, в первую очередь, к нему самому относятся». Нам не надо ничего под себя подделывать, подыгрывать; мы должны подходить под Священное Писание – подходим или нет?

Если бы сегодня дали возможность такую –написать эти слова Апостола Павла: поминайте наставников ваших, - то туда записать бы: «поминайте всех, ваших знакомых, родственников, лишь бы у них была голова мочёная или полукрещённых, чтобы они явно не выплюнули Причастие изо рта, когда его причастили, когда уже он не мог шевелиться. Свято то, что вызвали священника и умирающий наш причастился. Вот таких-то уж поминайте».

Вот, как надо записать. Но так не записано. Сравнивать нужно кончину жизни и подражание. А по совести подражать, это ведь не просто им подражать, а подражать тому пути, который Господь указал, которым шли за Господом воскресшие.

Читаем о глухом. Тут же в Евангелии, и это всё не случайно, что на этот день такое чтение назначено было. Сколько этой у нас глухоты? Сразу Господь воскрешает мёртвого, а глухого с какими-то этапами.

Мрк. 7:33 – «Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его».

Значит, как не просто Евангелие растопляет серу в наших ушах. Сегодня кому ни скажешь о Христе, то они, как аспиды глухие, и в первую очередь такие священники и архиереи – вообще слышать Библию не хотят. Слово Божие противно им. Как Иоанн Златоуст говорит:

«У нас, оттого, что нет никого совершенно здорового в вере, но все больны, – одни более, другие менее, – никто не в состоянии пособить лежащим. Так, если бы кто со стороны пришёл к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не знаю, каких бы еще мог он представить себе других врагов Христа хуже нас; потому что мы идём такою дорогою, как будто решились идти против заповедей Его!»

Все враги собрались как будто в православной церкви. Это сегодня мы просто так прочитаем и мимо пройдем. Но на Суде, когда это будет показано, что мы, обладавшие истиной, и не слышали сами об этой истине, то что с нами будет тогда? Кто сегодня скажет людям, что Евангелие - это единственная книга, по которой Бог будет судить.

Иоан.12:48 – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Почему бы людям не сказать: не просто Бог сядет на престоле, как Судья, но как Слово и Христос будет судить не по взгляду очей, а по Слову. Итак,

2Кор.5:10 – «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое».

Слово «соответственно» означает «равное», знак равенства, эквивалент тому, что делал, живя в теле, доброе или худое.

Быт.41:12 – «Там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением».

Почему Павел не написал: «И получит каждый то, что за него сделают другие после его смерти и как его будут поминать, и сколько за него наделают, настряпают?» Но не так написано!

Мы поминание творим, принимаем этот обычай, потому что мы православные, нам и деваться некуда. И мы должны поминать, потому что любовь не прекращается со смертью человека. Но мы не должны себя обольщать, а иначе и богач был бы в раю, а бедный еще и неизвестно где. За богатого сколько жертвуют!? Читаешь у писателей, как там кормят и поят, и чего только нет.

Увы! Андрей Юродивый увидел, как хоронят важную персону, губернатора, мэра города, и там целый сонм: епископ, священники. Люди видят это; и только один юродивый увидел, что вокруг гроба на похоронах роятся демоны, сатана вытаскивает душу, кропит вонючей водой, пеплом посыпает и издевается над священниками: «будьте вы прокляты! Кому вы поёте вечную жизнь, вечную славу, со святыми упокой? Величайшему преступнику всех тысячелетий!» Так Сталину стояли и пели поминание патриарх Алексий I и Синод.

Сегодняшний день – это встряска, чтобы мы подумали: а воскрес ли я? Живу ли я во Христе? Где, когда и в какой день я воскрес? Не просто ходил с матерью в церковь, а потом постепенно верующим стал: «Я верующий!» - так сейчас пишут про себя самые известные богословы патриархии. Есть и сегодня эта грань, отделяющая живых от мёртвых. Поминая этих родственников, нужно сожалеть: «А что если они не примирились с Богом?!»

Представьте, что прошло уже десять лет и больше; а там один год покажется за тысячу лет; а если они в аду сейчас? Как они вопиют! Они желают нашей помощи и наша помощь, самое главное, может быть, в том, чтобы мы сказали: «Люди, не подражайте им, не подражайте их неверию!». Может быть, самая большая помощь им в этой проповеди нашей. А уж как нашу молитву Бог примет, но мы будем просить, чтобы принял.

Я хочу, чтобы мои родители были в раю; очень хочу, чтобы все родственники наши были со Христом в вечности. Но Бог будет судить не по моему желанию, а соответственно их житию. Написано: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить».

И, выходя отсюда, если вы живые, вы другим эту весть понесите. Я каждый раз вам об этом говорю. У нас полупустой зал в университете, полупустая церковь. Где ваши труды, где общий посев? Или что, все вы оглохли и не слышите, о чем я вопию вот сорок с лишним лет уже? Не то, чтобы воскресли, а даже уши никому не можем распечатать. Значит, не идём к грешникам с благой вестью и потому такие безразличные к живому Слову, заботящемуся о наших душах; а свои выдуманные поминки устраиваем для утробы несытой и безразмерной.

Кончится пост и наши габариты не уменьшатся? Вы знаете, что если мёртвого раскопать через десять лет, то на нем ничего уже нет. Нет того, что на костях было навешано: чужое мясо, сало – оно сползло с него. Раскопай этого епископа толстого, ведь у него через пять лет уже ничего нет из его нехристианской дебелости.

И Господь говорит: «Встань спящий, воскресни из мёртвых»; то есть лишнее, житейское, нажитое сбросьте к Пасхе Христовой с себя. И пойдите на проповедь Евангелия, чтобы нам в вечности быть помянутыми Христом. Аминь.

Список всех проповедей

467

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: