размер шрифта

Поиск по сайту




Виноградник

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Указатель: Мрк.12:1

Мрк.12:1 – «И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился».

Сегодня в проповедях мы слышали, что означают плоды. Но проповеди о том, что означает то, что сделал хозяин, почти нигде нет. Здесь не двойной, а даже тройной подтекст. Виноградник - это еврейский народ – понятно. Участвовал ли в насаждении виноградника кто-то из тех, кто работает сейчас в нем, потому что господин отдаёт работникам уже готовый виноградник, насажденный и оборудованный всем необходимым для его жизнедеятельности? Нет, ибо уже было всё готово: насадил его Сам Бог; еврейский народ - виноградник.

Быт.2:8 - «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».

Пс.79:16 - «Охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе».

Что означает точило? В скале твёрдой породы высекался чан, котлован размером около 2,5 метров в ширину и такой же длины, и глубиной более 0,5 метра. Сегодня изготовить подобное сооружение намного легче, благодаря бетону; точило должно быть обязательно выше уровня земли, чтобы из этого бака виноградный сок мог свободно вытекать по наклонному днищу через отверстие в меньший чан-подточилие, находящийся на полметра ниже, откуда его вычерпывают в сосуды.

Размер подточилия был около 1,5 м. на 1,5 м. и глубиной около 1 метра. Иногда точило было большего размера, так что в нем можно было вымолачивать пшеницу. Суд.6:11. Виноград кидают в точило, ходят по нему, давят чистыми ногами, держась за натянутую вверху верёвку. Работа эта тяжёлая, поэтому ее скрашивали песнями. Ис.16:10; Иер.25:30; 48:33. Одежды работников окрашивались виноградным соком. Втор. 32:14, Быт.49:11, Ис.64:2. Сок разливали или в глиняные кувшины, или в меха. Иов.32:19; Мф.9:17; Иер.48:11; 1Цар.16:20. При богатом урожае точило было полное ягод, а подточилие переполнялось вином от изобилия. Иоил.3:13.

Ис.5:2 - «и Он обнёс его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принёс дикие ягоды».

Сейчас под прессом выжимают сок. Только и всего? Нет, здесь образ. Точило - это жертвенник, где приносились в жертву, агнцы, волы, где текла кровь жертвенных жвотных, как виноградный сок. Пророк Исаия говорит, а вернее, через пророка говорит Сам Господь:

Ис.63:3 – «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Свое».

Виноградный сок - это прообраз крови. Согласно сей притчи в разрушении этого точила работники участия не принимали. Но хозяин предал их злой смерти.

Современный человек пошёл дальше тех, о ком рассказывается в притче: он точило разрушает. Я сейчас вам это покажу. Но речь в притче идет только о ветхозаветном; а новозаветное – второй подтекст. Где кровь Христа текла, там жертвенник. Жертвенник – крест.

Откр.6:9 – «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели».

Иоан.15:13 – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Там, на вершине Голгофы, превосходящее человеческое разумение, воссияла Любовь.

Еф.3:18 – «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота».

Златоуст толкует: такая высота любви на кресте, что уводит в высокое небо; глубина любви креста такая, так глубоко зарыт крест, что разрушает запоры адские; и такая широта любви, что Христос руки раскинул и всех нас уловляет с широкого, погибельного пути и вводит в Царство Небесное. И долгота такая, что привлекает верующих в Него в вечную, бесконечную жизнь. И всё это Любовью Своею там, где течёт виноградный сок. То есть теперь не кровь агнца, а кровь Христа.

Иоан.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Сегодня есть люди, которые посягают на Крест Христов. Не думают, что это только сектанты, потому что крестов нет у баптистов, потому-де это о них, как о врагах креста Христова. Сейчас кресты везде понавешали, и в Барнауле у баптистов крест поставили.

Когда речь идет о кресте, то это слово не о вещественном нашем кресте, но о другом - когда на первом месте стоит Жертва Христа. Опять это слово против нас, православных. Внешне мы, как будто всё соблюдаем. У нас что угодно есть в полноте: предания, традиции, обычаи. Подавились традициями и преданиями. Но Бог будет судить всех не по традициям и преданиям, а по Слово Своему.

Иоан.12:48 – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Запомните: Слово, которое Он говорит. А где это Слово? Евангелие! По Евангелию, то есть по Библии, по ней Бог нас будет судить. Что там написано об этом? Павел говорит:

1Кор.2:2 – «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом Распятого».

Не просто Христа; Христос – Помазанник. Царь Тирский тоже христос был - такое слово стоит в оригинале.

Ис.45:1 – «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись».

Он язычник, понятия не имел об Иегове, а он – помазанник; все цари и пророки – Давид, Самуил, Илий, все это - помазанники. Но распят был за наши грехи только Христос. И Павел говорит:

1Кор.1:17 – «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова».

Это про нас. Если пойдём к еретикам, то непременно услышим часто повторяемые слова: Христос – Библия, Христос – Библия. Я много лет провел среди сектантов, вёл миссионерскую работу среди них: иеговистов, адвентистов, баптистов, пятидесятников и других. Там известны слова «Христос и Библия». А у нас не так. Вот православные собираются, разговаривают; послушайте, о чем разговор?

Итак, тогдашние труженики в винограднике, они работали, но плоды хозяину не хотели отдавать; но они не посягнули на разрушение точило. Мы, православные, посягаем. Почему? Хотя у нас бескровная жертва совершается в алтаре во время литургии, как будто внешне мы соблюдаем, а на самом деле жертва Христа не на первом месте.

Только канонизировали Ксению Петербургскую и сразу же: «Ксения, спаси!». Читаю акафист, и из содержания вытекает такое вино, как будто никакого креста нет. Матрону, Ушакова канонизируют – полное безумие. Это означает – мы разрушаем точило, когда Крест Христов, Его любовь не на первом месте. Найдите что-нибудь, где-нибудь то в Писании, что мы делаем; Павел говорит:

Фил.1:21 – «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение».

Евр.12:2 – «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Куда взирая? На точило – на крест. Да, мы слышали, какие плоды – плод духа и света. Подумаем об этом, как из этого положения выйти. Выйти можно тогда, когда Христос на первом месте. Я ничего не хочу слышать, кроме Христа. У Апостола Павла читаем, и только в одном предложении насчитал 8-9 раз, слово «Христос» повторяется.

Фил.3:8 – «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».

Для наглядности: в послании к Римлянам слово «Христос» встречается – 68 раз; 1Кор. – 62; 2Кор. – 47; Гал. - 37; Еф. – 44. Университеты, звания, богатство – всё для Христа распятого, для этого точила, которое точило мне дал Бог, и через него мы восходим на небо. Почему наши ленивые пастыри нам это не растолковывают? Такое толкование блаженный Феофилакт даёт.

Если придётся читать выступления архиереев или священников, то сравните, сколько раз там встречаются ссылки на авторитетные слова Христа и на авторитет Писания Божьего. И потому становится ясно, что точится из их уст не ароматное вино Жениха, а своя слизь.

Песн.7:3 – «Живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями».

Далее: построил башню. Вы не думайте, что это подсобное помещение, где тяпки хранят. Понятие о башне у нас совершенно превратное. Башня – это наблюдательная башня, там находились воины.

Авв.2:1 – «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей

Пр.18:11 – «Имя Господа — крепкая башня: убегает в неё праведник — и безопасен».

1Макк.4:60 – «В то же время обстроили гору Сион вокруг высокими стенами и крепкими башнями, чтобы язычники, придя когда—нибудь, не попрали их, как сделали это прежде».

Пророк Исаия говорит так:

Ис.21:11 – «Пророчество о Думе. — Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?».

Итак, маран-афа. Близок Господь и мы ждём Его пришествие. Сторож, скажи сколько ночи? Какой сторож на башне? Это наши пастыри, священники, епископы, патриарх. Но они не возвещают о пришествии Христа, а говорят о чем угодно. Хлопают в ладоши коммунистическому режиму, сегодня антинародному режиму рукоплелещут, режиму, который народ свой уничтожает. Обокрали полностью, нищета в государстве. А сторожа где? Башня – это храм, говорит Иоанн Златоуст. А из храма как раз и исходило ведение закона.

Мал.2:7 – «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».

Если священник не учит, то он слепец, глухонемой, то не значит ли это, что дух немой и глухой еще не вышел из него? Евреи за храм жизнь отдавали. Когда умер император Рима Веспасиан, то сын его Тит в 71 году предпринял последний штурм Иерусалима. Он дал наказ: сохраните храм. Но евреи, потеряв уже город, все силы бросили на сохранение этой башни.

Храм изнутри был весь обложен кедровыми досками, и он был, как пороховая бочка; римские легионеры не могли взять его никак. Один солдат становится на колени, другой прыгает на него, и горящий факел бросает в окно. И храм весь вспыхнул. Даже император Тит, стоя на холме, сожалел: какое сокровище гибнет. Золото струями стекало и уходило в землю. Мы не знаем, где остальные сокровища. Храм сгорел; но евреи не сами, а те, кого Бог послал, они разрушали сию высокую башню. Евреи этот храм любили и за него жизнь отдавали. Написано, что они своими телами пытались огонь потушить, своей кровью. Вот, как они любили его.

Апостола Павла однажды чуть не убили за осквернение храма, башни.

Деян.21:29 – «Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм».

Как мы обращаемся с этими храмами? Мы виновнее тех, кто сжёг Иерусалимский храм. Те уничтожили чужоё, а мы свой. 57.000 храмов стёрли с лица земли; свой же русский народ сотворил это; нельзя же валить всё на евреев с масонами, их не хватило бы.

Кто раскулачил наших родителей? Вот здесь, на кладбище, лежат наши расстрельщики. Генеральных секретарей церковь отпевает – тех, которые уничтожали эту великую башню. Так мы разобрали эту первую ступеньку, первую шифровку сняли. А дальше что? Тот храм указывал на нас, а на самом деле указывал на тело Христа. Он говорит: Я есмь храм. А потом Павел говорит:

1Кор.6:19 – «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»

Как мы обращаемся со своим телом, о котором Христос говорит:

Иоан.14:23 – «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

На небе храма не будет.

Откр.21:22 – «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец».

Так что, кто привязан к храму, успокойтесь; привязывайтесь к Господу. Господь говорит:

Иер.7:4 – «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»».

Лицемеры, Бог отнимет, уничтожит его. Вы можете говорить на это только одно - что вы слепые и не знаете Писания. Итак, эту башню надо сохранить. Это и храм, где должно звучать Слово Божие, и чтобы были сторожа, возвещающие о скором Его пришествии. Что означает ИНН? Такую панику подняли, сатана отвлёк внимание от тяжелейшего положения в церкви, пишут статью за статьёй. Паспорта менять стали, и снова статья за статьей. Всё это только признаки, но уже близко.

Сторож, скажи, сколько ночи? ИНН - это очень близко, подают сигнал 666; не знак антихриста, но уже близко. Должен вопиять сторож, стоящий на башне. Господь говорит, что будет уничтожать этих худых работников, то Он их уничтожает не за то, что точило у них было запачкано, что грязь туда натащили. Не за храм, который вылизывали: смотри, как храм у нас в деревне Потеряевка отделали нынче, босиком только можно стоять.

Привязались, как малые дети к красоте внешней, к храмовой, я уже не раз об этом говорил: да, надо вытирать ноги при входе в храм, но не помирайте вы от этого. Испепелит Бог всё, что ставится превыше Его вечного слова.

И третье: устроил ограду. Без ограды ничего нет, потому что в начале нужно всё огородить. Но ограда Им сделана, Бог насадил, Он построил, Он выкопал, Он дал ограду. Не надо свои городить глупости. И это тоже против православных. Златоуст говорит: закон Моисеев Бог дал. Это первая шифровка; а вторая - Новый Завет, вторая шифровка расшифрована. Почему?

Кол.2:17 – «Это есть тень будущего, а тело — во Христе».

То образ был: ограду вспомните, как отдельные штакетники стоят; это означает отдельные заповеди. А мы нагородили, не разберёшься, что было, и каждый городит и городит тысячелетия, в пустынях монахи пригораживают и это велят копировать через каноны, на нас проецировать, живущих в мире, да еще и в холодной Сибири. Я об этом криком кричу: мы должны поднимать эти вопросы.

Установили святые отцы Великий пост, 69 правило Апостольское, среда и пятница - постные дни, - больше ничего не было. А сегодня и Успенский и Петров и Рождественский посты, и чего только нет. Не надо этого, надо просить, чтобы не было иного, кроме Апостольского правила; но пока нет соборного решения об отмене этих прочих постов, нам должно соблюдать их. Это монахи всё напридумывали в пустыне. А мы живем в Сибири, у нас круглый год нет фиников; и как будто никто не видит того, о чём кричу. Да ладно бы, соблюдали все; но дело в том, как священники говорят, что 90 с лишним процентов паствы постоянно эти посты нарушают. Мы трижды преступники. Даже Ленин, когда у него в кабинете курили матросы, а там надпись «не курить!», он велел убрать эту табличку, ибо она дезорганизует, расслабляет людей.

Если у нас есть ограда - Библия и каноны соборов, то надо смотреть, какая ограда. Правила Вселенских Соборов не отменяли еще, поместные действуют и правила святых отцов. Я вчера вам говорил о счастье быть православным.

Итак, мы постоянно путаемся, как истолковать слышанное о притче сей. Правила учат, что ничего в Библии нельзя толковать вопреки учению Церкви. Шест Всел. 19 правило - ограда такая стоит. А кто виноват больше всего? Те, кому даны эти правила, то есть нам, православным. И мы их нарушаем. Семьдесят лет в России, в советское время, ни одной «Книги правил» не было издано. Если нет у тебя инструкции, то как ездить по дороге. Шофера нельзя научить, если правила движения он не будет знать. И поэтому нельзя стать священником, пока он не будет знать эти правила.

Святой Епифаний не рукополагал в дьяконы, пока не будут знать наизусть Псалтырь. Сейчас хотя бы не весь, хотя бы содержание надо знать? Да, Евангелие есть путь, а каноны - вехи на этом пути. Когда зимой едешь, то чтобы не заблудиться, ставят на пути вешки.

Я посвятил изучению «Книги правил» более трех лет, специально занимался составлением Симфонии на соборные правила. И скажу, что есть совершенно не Евангельские правила. Но пока они не отменены, мы должны соблюдать их; мы должны стучать, чтобы их отменили. Ограда для того, чтобы скотина не зашла в сад. Если в Песне Песней написано так:

Песн.2:15 – «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете».

Они подрывают, подъедают; зимой придёшь – мыши съели малину, подгрызли. Прививку на яблони сделали, летом пришли, и как пожар прошёл - всё зайцы съели. Ловите нам лисиц и лисенят – это большие грехи и преступления, и малые лисенята. Они лезут везде.
У нас написан Устав, чтобы в храме не было шума, ни одного звука. Когда в храме разговариваешь, то ты уже через ограду лезешь.

Это я вам новости какие-то предложил? Видите же рядом Устав. Это не я придумал, так должно быть, это святые отцы об этом говорили. Итак, Он дал, насадил виноградник; виноградник – весь еврейский народ; теперь - все мы с вами. Запоминайте, когда будете потом читать второй раз. Точило - это крест Христов, бескровная жертва – алтарь. И чтобы на первом месте это стояло, не повреждено, не прикасаемо.

Далее, башня; башня - это наш храм, это наше тело - храм. И чтобы были проповедующие, были сторожа, понимали, разъясняли, боролись с еретиками. Сторож смотрел бы, кто идет, и стоящий на башне мог сказать: идёт быстро, походка стремительная.

4Цар.9:20 – «И донёс сторож, сказав: доехал до них, и не возвращается, а походка, как будто Ииуя, сына Намессиева, потому что он идёт стремительно».

По походке стремительной, чтобы нас узнавали, чтобы мы не сонные стояли, а, услышав один раз призыв идти на проповедь в этом мире, сразу выступили: «пойду!» Сегодня у нас опять занятия будут, опять мы будем у ног Христа сидеть, как некогда Мария, избравшая благую часть. И доходя до этой Притчи в следующий раз, скажите: «А как у нас ограда?». И у нас есть ограда из принятых заповедей, чтобы один дежурил всегда в деревне, когда идет общее богослужение в храме. Скажешь: «это не божественное». Да, не божественное, но оно касается божественного. Я же не сказал, что правила Соборов надо убирать, хотя их люди составили. Но они должны вписываться в Закон Божий, не противоречить Библии.

Бывает так: сделал ограду, смотришь, цыплята пролазают, маленько еще где-то подставишь почаще штакетины. Появились новые грехи и новые нарушения, и мы ставим новые правила. Ставим дополнительные какие-то тычинки; но они не должны где-то отдельно стоять, они точно должны вписываться в ограду.

А мог бы я это знать, если бы не читал блаженного Феофилакта, Иоанна Златоуста? Да никогда. У меня ни памяти, ни ума на это не хватило. Итак, сегодняшняя притча снова побуждает нас к любви Божией, чтобы любили виноградник, любили точило, башню и чтобы плоды наши были такие, которые другим будут примером. А чтобы наши плоды были такие, давайте друг другу помогать и побуждать.

Я всегда посылаю чтеца по деревне звать всех на богослужение, когда оно вне храма. Он говорит: «Они не пойдут, они не ходят никогда, они ненавидят вас». Меня это не касается. За каждый раз, когда он звал и вы не пришли, за каждый раз вы будете отвечать. Он посылает вам слуг; одним расколотили голову, других пытались избить. Но каждый раз, когда мы вас зовём, вы знайте, что я готовлю вам сорок лет эту пищу, а вы не идете. Вы будете горько, горько жалеть, но ничего этого нигде больше не получите. Я вам почти стопроцентную гарантию даю, что сегодня, что вы слышали, в храмах Алтайского края нигде нет – ловите момент. Кто больше всех противился, их уже в деревне нет. Дом их пуст и дорожка из крапивы; и так все дворы зарастут. Приедут другие люди, другие поселятся, если эти поселенцы будут от Бога. Аминь.

Список всех проповедей

315

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: