размер шрифта

Поиск по сайту




Укрепите ослабевшие души

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: Мф.15:32

На утреннем богослужении читалось Евангелие от Матфея, 15-я глава. Тоже о пище. Господь говорит в 32 ст.: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге». Кажется тут и пояснять нечего. А когда задумаешься, то видишь, что многое встречается и ныне из того, что произошло тогда. А Господь мог сделать по-другому? Я вопрос ставлю. То, что мы знаем – это понятно – хлебы, и умножил. А вот если из ничего хлебы сделать, чудо, конечно, больше будет. Иоанн Златоуст говорит, что когда повелел начерпать воды Иисус, а потом воду превратил в вино - чудо. Но если в пустых сосудах вино появилось бы – это чудо было бы больше. Но если бы сосудов не было, если бы ещё сами сосуды появились – ещё больше. Но оно менее было бы воспринято людьми. А тут они наливали, видели же, что пустые были водоносы. Так более запоминается, и Господь, снисходя к нашей немощи, чудо как бы принижает. Вопрос о питании пророка Илии. Вороны приносят мясо. Откуда они берут – тоже чудо. Накормить несколькими хлебами большую массу людей, это было и у Елисея. Но вот я вижу чудо большее, которому никто не удивляется. Ворон приносит Илии, а в другой раз видит, что у изголовья стоит кувшин и лепёшка. Сам Ангел принёс. Он поел и опять заснул. И когда снова поел, попил, тогда ему было дано повеление трогаться в путь. Ни день, ни два, а сорок дней шёл, и не пил и не ел. А откуда сила?
Так вот, Господь иногда даёт нам почувствовать большее что-то, но мы воспринять того не можем. Об этом чуде вообще разговора как будто и не было. Движется человек. В день можно пройти до 70-ти км. Это очень большое расстояние, притом при полной аммуниции у Суворова в войсках было. В другом месте мы читаем о повелении идти на дорогу там, где пусто, где никого нет. И вот Филипп дьякон идёт, встречает евнуха, а потом вдруг дьякона не стало – Ангел его восхитил. Идёт Аввакум, накрошил в похлёбку хлеба и несёт своим жнецам на поле, и вдруг голос: отнеси рабу моему Даниилу в Вавилон, он сидит в львином рву. Он говорит: «Господи, Я Вавилона не знаю, рва львиного не знаю и Даниила не знаю». Дан.14:36 – «Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего». «Раб Божий Даниил, ты здесь? Меня Бог прислал к тебе». У Бога есть очень много способов и случаев сделать чудесное. О сражении мы читаем, что какой-то боец убил 10 человек. Это очень ловкий войн. Но Самсон убивает 1000 ослиной челюстью. Но вот мы видим чудо ещё большее – ночью выходит Ангел и поражает 175.000 в войске ассирийском под стенами Иерусалима. В другом месте читаем, что враги отступали, а Бог с неба бросал камни. Иис.Нав.10:11 – «Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом». Один раз в сражении погибло миллион сто тысяч. Во вторую мировую даже не было такого. Вплотную сходились войска, громадные массы. Просматриваю случаи, как возрастает чудо, как Бог приготавливает нас к восприятию чудесного. И вот Он нас приготавливает сегодня. Я и такие моменты взял из Библии, чтобы увидеть, как Бог изнемогающих подкрепляет, чтобы они не ослабели. Умрём когда-то, и в конечном счёте, к этому всё и идёт.
Втор 20:3 – «и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их». Наставление от Бога. Кажется, трудности на каждом шагу, а Господь утешает, чтобы не ослабели, но приняли с благодарностью Его утешения и благословения. Надо почаще подводить итог тому, что было за день. Так советует Иоанн Златоуст. Уже лёжа в постели, просмотри сколько невозможного вдруг стало возможным. Где-то люди расположились, и получилось, а даже не думал совсем. И на каждом шагу у тебя будет прославление Бога. Из этого прославления Бога тоже споры будут. Спорят: «аллилуйя, аллилуйя» два раза сказать или три? Слово «аллилуйя» переводится «слава Тебе, Боже». Из-за чего спор? У старообрядцев: «аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». Два раза «аллилуйя» - по-еврейски, а один раз - по-русски. Троица - три. А у новообрядцев трижды: «аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя» - всем лицам Святой Троицы, а «слава Тебе, Боже» - просто перевод. Я думаю, очень просто было бы устранить эти споры - «слава Тебе, Боже» по-русски убрать. И тогда все стали бы говорить три раза. И те бы три говорили, и эти три, и никто бы и не спорил. Добавили и возник спор, и идёт по сегодняшний день. Говорить слово «истинного» в символ веры при произнесении «Духа Святого, Господа истинного» или нет? Во всех списках, какие были найдены, слово «истинного» отсутствует. Но когда на Русь привезли, было «истинного», а в списках старинных нигде нет. Разве можно так ставить вопрос: «Дух Святой - истинный или не истинный?» Мы молимся: «Царю небесный, Утешителю, Душе истинный». Мы же всё время говорим, что действительно Он истинный. Бога истинна от Бога истинна. Разве Дух Святой не истинный?
Это слово «истинного» и по смыслу должно там быть. И спор бы исчез. Надо обратиться к Богу и сказать: «Господи, да не ослабеем в разуме». Об этом надо молиться. Да не ослабеем в послушании закону Твоему, да не ослабеем в послушании тому, что Ты нам даёшь. Втор.25:18 – «как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога». Когда Израиль шёл в обетованную землю, народа было несколько миллионов, были и кормилицы детей, люди ослабевали. Ослабевшие сзади всегда тащатся, да ещё с детьми. Отстал, а аммонитяне из за куста стрелу пустили и убили. Ослабевшим быть очень опасно. Поэтому надо просить у Бога силы: «Дай, Господи, силы следовать за Тобою, дай силы исполнить заповеди Твои, дай силы быть ревностным, чтобы огонь Духа Святого во мне не погас? И.Нав.2: 11 - – «когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу», – говорит Раав. И нам надо заботиться о том, чтобы Бог дал нам силу слова, чтобы мы это испытали. Мне неоднократно приходилось читать диспуты православных с еретиками, и не всегда православные одерживали победу. Были определённые начётники у старообрядцев, сильные, их возили из одной области в другую. Они могли поставить в господствующей церкви миссионеров на своё место. И когда слышали, что будет выступать старообрядец Мельников Ефим, противники сразу отступали: нет, нам не устоять. И мы должны заявить о себе, что действительно мы православные. И никогда не защищайте то, что не защищается. В диспуте с еретиками никогда не буду защищать канонизацию, поклонение мощам, дробление их, монашество и всё, что у нас не по Библии. С католиками не буду спорить о «филиокве» о добавке в символе «и от Сына» о Духе Святом.
Мне сейчас прислали книжку Питера Гилквиста. В Северной Америке вдруг началось обращение в православие, и сразу присоединилось 2000 человек. Притом не просто протестанты, баптисты там, англикане рядовые, а которые закончили свои семинарии, были своими священниками; и притом обратились (чудо Божие), когда у них не было ни одного миссионера, ни через кого. Просто стали чувствовать, чего-то не хватает, какая-то пустота. Чего нам не хватает? И вдруг поняли: да мы же не Церковь. Я сейчас заказываю 20 книжек этих, она небольшая, 244 страницы, чтобы каждый прочитал и увидел, какое богатство мы имеем. Как они обратились? Они решили так: самые грамотные, которые у них за священников, год будут заниматься историей Церкви: кто-то темой об епископах (когда епископы появились), кто-то темой литургии, когда литургия возникла, как было. И через год сделать доклады об этом. А когда встретились, то увидели, что у них ничего нет. Друг друга спрашивают: «Ты правильно понял?» И видят, что у них совсем не так. Где найти ту первоапостольскую Церковь, почему мы к ней не принадлежим? И они, наконец остановились на том, что должна быть Церковь. И они со вселенскою Церковью прошли до разделения на католическую и православную. Дальше опять разделились, а к кому дальше-то идти? Потом, когда дошли до православных, решили, что всё-таки у православных правильнее. А православных-то сколько разных: и антиохийская, и сирийская, и сербская, и русская. Так какая самая правильная-то? Каким трудным путём они прошли. У них ушло на исследование 10 лет. И наконец они заявили, что выход только один: так как мы не Церковь, то мы должны к ней присоединиться. Их присоединили. В один день сразу из них рукоположили 60 дьяконов. В один день нельзя рукополагать сразу и в дьяконы, и в священники. А на следующий день уже священниками будут. Надо молиться об этой местности.
И Господь нашёл среди этих протестантов ревностных, которые стали исследовать Писание. Уже думаю, кто из знакомых мне протестантов прочитает эту книгу? Почти никто не прочитает. Лень. Ослабели, ничего не читают. Ты посмотри, каким путём до нас люди шли. Те, которые пришли в православие из сектантов, - о.Геннадий, о.Василий, которые стали священниками, они пришли точно таким путём. Они стали читать Златоуста, Блаженного Феофилакта, исследовать, поехали в библиотеки и открыли, что они никакая не Церковь, а просто общество людей, которые признают Христа, а Церкви не имеют. А когда пришли в Церковь православную, то Христа в церкви многие не нашли. Надо, чтобы Христа люди в Церкви нашли. Нам-то легко заботиться об этом. И когда они пришли в православие, у них вопрос за вопросом: «зачем у вас так много свечей?» А им отвечают совсем неправильно. Нужно бы сразу им ответить: «Да потому, что мы жадные на деньги, потому что Христа не знаем». Если бы я был среди них, я бы им ответил: «Не ставьте свечи, если есть одна на всех, то достаточно этого». У пришедших из протестантизма вопросы правильные все, они живые люди, настолько интересно читать, как они пришли к Богу, и фотографии их. Ис.35:3 - «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие». Я слово «ослабевшие» хочу пояснить, какой глубокий смысл оно имеет. Какие руки? Руки задрожали. Почему? Когда протопоп Аввакум увидел, куда дело клонится, а он сам был в кружке ревнителей, то говорит: «Мы собрались вместе с народом, и видим, зима хочет быть, и руки у всех задрожали». И на самом деле – разделили русский народ этой негодной реформой. Мы тоже реформаторы, но внутри Церкви. Ис.40:30 - «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают». Сила увеличивается от Господа – Он даёт нам эту силу, Он увеличивает её. Иер.51:46 - «Да не ослабевает сердце ваше, и не бойтесь слуха, который будет слышен на земле; слух придёт в [один] год, и потом в [другой] год, и на земле [будет] насилие, властелин [восстанет] на властелина». Мы в такой же ситуации сейчас. Меня интересует, что батюшка на соборе выяснит, потому что мы действительно в неопределённости. Одинаково за Лавра молимся, за Евтихия, а уже думаешь, может, завтра велят и за патриарха. Мы согласились молиться и за патриарха.
Я за него молился и молюсь каждый день. И мы будем называть его господином, потому что он господин. Но нашим господином мы уже решили не называть его, он не наш господин. Он не может быть нашим господином, пока не принесёт покаяние за сотрудничество с властями. Рим. 12:11 - «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите».
И вот этот обратившийся Питер (Пётр), автор этой книги позвонил одному священнику известному православному, а взял трубку сын его. «Кто говорит?», – спрашивает юноша. – «Питер Гилквист». – «А, это те, которые пришли из баптистов? Который, когда проповедует, всегда кричит?» «Я тогда понял, – говорит, - свой евангелизационный дух я не могу никак по-другому выразить». Любой батюшка выйдет на амвон, послушайте, как он растягивает слова, глаза под потолок заведёт: «Итак, дорогие братья и сёстры (враспевку), я не буду на этом останавливаться, вы и так всё хорошо знаете!».
Питер Гилквист говорит, как Ярл Пейсти. И о нём шла молва, что когда он говорит проповедь, всё время кричит. «Я не кричу, а громко говорю, чтобы все слышали». Гал.6:9 - «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем». То есть слабеть никак нельзя. Иногда читаешь рассказ олимпийского победителя о своём сопернике: «Это очень сильный спортсмен, и я понял, что мне надо держаться позади его, а на последнем круге вырваться, приложить все силы». Чем дальше мы идём, тем усерднее надо трудиться. Какой ужж тут «духом пламенейте», когда ты спишь, тебя мухи и бесы облепили со всех сторон. Я уже сколько раз об этом говорил. Встань на ноги, убойся Бога. Не встанешь, потому что враг приковал к сиденью. «Делая добро, да не унываем». А что это означает, почему так ведём себя в храме? Огня никакого нет, а без огня ничего не будет. Когда и усердия не было, тут даже это слово-то не подходит вообще никак. Тут нужен только голос Христа: «Встань, спящий, воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос». А здесь: «делая добро да не унываем». Если не испытанный, необожжённый горшок – это глина простая. Евр.12:3 - «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими». Бог терпел, говорят, и нам велел. Как бы трудно ни было, но помысли: крест, гвозди, молоток, уксус, жёлчь, копья, поношения. И Он, Праведник, претерпел. Да, мы же рядом не стояли там. Помыслите только об этом, чтобы нам не изнемочь. Евр.12:12 - «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени». А почему колена ослабевшие? Да потому что никогда не ходили на проповедь. Если человек не тренируется, он будет очень слабый. Если крепкую руку привязать к телу на год, она атрофируется. Мне приходилось с иными родителями быть, и они видели, что их дети растут очень хилыми. Выросли женихи, невесты, и всё время только по постелям валяются. Надо тренироваться.
Иногда неверующие в этом вопросе подадут нам пример. Вы слышали об одном человеке, лётчике, как он потерял обе ноги. Он так тренировался, что ступицы, из которых обувь сделана, наполнялись кровью. Он плясал, чтобы комиссии доказать, что он дееспособен. Может быть, это первый лётчик без обеих ног. Разве это для нас не пример? А мы что ответим перед Господом, когда будем ослабевать? Не ослабевайте, у нас великая цель: дойти до Царствия Небесного. Дрожащие руки, ослабевшие колена укрепить. Укрепить молитвой, чтением Слова Божия, исполнением заповедей Божиих; и поддержим друг друга в этом. Аминь.

Сто специальностей, и всё же будет мало,
Когда готов страдающим помочь:
Быть плотником, чтоб крыша не упала,
Светильник приготовить, освещая ночь.
Всех драгоценней вырастить пшеницу
И зёрна, сберегая, превратить в муку,
И нищему подать, склонившись низко,
Тому, кто год недвижим на боку.
Одеть обносками не хуже, чем себя,
Да вменится та лепта, как вдовицы.
Глаза голодные за сытостью следят,
Им даже в праздник нечем насладиться.
Наш навык пахаря до старости не лишний –
Вокруг из залежей целинные просторы.
Про щедрость дальше Киева прослышат,
Хоть богадельни строить в ту же пору.
Не позавидуешь, как скажут, кузнецу –
Пылает горн, не стынет наковальня.
Но именно к таким печаль несут
И просьбами помочь его завалят.
Ты только куй и сердцем пламеней,
Мечей булатных к бою наготовить.
И истина в Евангелии, вовсе не в вине,
Оттачивай уменье в Божьем Слове.
Уметь лечить и даже воскрешать,
Соединять разрозненные души;
Для въезда Господа потребен был ишак,
Ослиным криком праздник не нарушить.
И нелегко через земную твердь
Воде дать выход к жаждущим в пустыне.
И то, и это надобно уметь,
Чтоб самому под старость не остыть бы.
Благую часть мы сами избираем,
Сидим ли, слушая, внимаем на ходу.
Я в специальностях во всех нуждаюсь крайне,
Чтоб вызволить и тех, кто был живьём в аду. 04.11.006. ИгЛа

Список всех проповедей

599

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: