Не перестану напоминать вам
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 18
Указатель: Иоан.5:39
19 августа 2006г. Сегодня восточная церковь отмечает праздник
двунадесятый - Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Библия советует нам, и даже повелевает, исследовать
Священное Писание. Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они
свидетельствуют о Мне». Давайте посмотрим внимательно, что мы сегодня слышали в апостольском чтении.
Первый вопрос ставлю: почему о Преображении Павел в 14 посланиях ни разу не говорит? Не потому, что его не было, а
потому что никакого значения этому не придавал. 6 столетий никто не знал про этот праздник. Я праздную, потому что я
православный, но я вижу, как пошло наперекос всё по-монашескому. Это они придумали. А потом уже император украсил,
понесли фрукты, потому что ничего больше нет, а надо, чтоб запомнилось. Сколько раз пропели «яко же можаху» – не
один десяток раз. А чего можаху? И кто об этом говорит? Иоанн не говорит, а он был там. Пётр говорит. Почему Пётр
говорит? По-сегодняшнему его, если бы он был посреди прихожан, назвали бы выскочкой. Совершенно не думал, что
говорит. Христос умывает ноги, а он: Иоан.13:8 – «не умоешь ног моих вовек». Молодец. И что?
Сразу пощёчину получил. «Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» Сегодня, если
бы такое сказал, спросили бы: ну что, получил нахлобучку? Не выскакивай. Суперапостол. Дальше. Христос спросил: «За
кого Меня почитают?» Люди говорят по разному. Петру Бог открывает, и он получает ключи от Царства Небесного. Христос
говорит о страдании, и главное, для чего Он пришёл – искупить род человеческий, умереть за грехи. Все молчат. Опять
Апостол Пётр неладное выпалил: Мф.16:22 – «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к
Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» И Христос ему уже не пощечину дал, а перебросил на левую
сторону за миллион километров. Сатана! И на горе преображения тоже опять выскочил: «Надо немедленно построить три
кущи». Думаешь ли ты, Пётр, или нет: какие же кущи Моисею, когда душа его там. Для души кущи сделаем? Даже простой
еврей этого не сказал бы. 1Кор.2:13 – «соображая духовное с духовным». Пророку Илии понятно,
тот к кущам привык, под кустом ночевал, ему ещё можно предложить. Но Моисею-то как же ты мог говорить такое, когда
самый маленький верующий знает, что для души нельзя построить балаган. Для души нужно небесное, и Пётр об этом
упоминает. Но вот упоминает только во втором послании: 2Пет.1:17 – «Ибо Он принял от Бога Отца честь и
славу, когда от велелепной славы принёсся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором
Моё благоволение». Он этому значение придаёт только одно, - чтобы утвердить впереди
сказанное. Это всего лишь придаточное предложение, не главное. О том, чтобы мы преображались. Впереди-то какие слова
там написаны - чтобы твёрдым делайть своё звание. А потом сказал, что на горе преобразился Христос. И потом о том,
что мы имеем вернейшее пророческое слово. И вы хорошо делаете, - добавляет, - что обращаетесь не к Фавору, куда
сегодня съехались со всего мира паломники и там будет чудо, там будут сверкать молнии, каждый год это. Но вы имеете
вернейшее пророческое слово. Пётр, когда Дух Святой сошёл на него, в преображении уже никакой надобности не имеет.
Почему? Мы имеем полное право пересматривать мнение людей. Что на первом месте у них стоит? Сегодня сказали бы: вот
это врач Пантелеимон (его Пантолеоном звали), решил узнать, какую силу имеет знамение креста животворящего. Идёт,
видит, что мальчик лежит почерневший, змея укусила. А вот я сейчас и испытаю. Перекрестил, змея сразу пополам
разлетелась. Понятно. На мальчика знамение подействовало, мальчик встал живой. Но воскресить из мёртвых, это не
лечить. Сегодня, когда люди приближаются к мощам Пантелеимона, надеются на исцеление, не на воскрешение. Но когда
богач в аду говорит: пошли Лазаря, чтобы он сказал, чтоб братья богача не попали в это место мучения, - то слышит в
ответ: у них есть закон и пророки. Иоанн Златоуст говорит: верь в Священное Писание, в Библию, это большее чудо, чем
воскрешать из мёртвых. Выше преображения. Почему Пётр и говорит: 2Пет.1:19 – «И притом мы имеем
вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в
тёмном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших». Если
только мы оглядываемся назад, на столы, где у нас сегодня арбузы накатали, на плоды, то мы ничего не поняли. Если
думаем о Преображении только, что Господь преобразился, то мы тоже ещё ничего не поняли. Пётр тут же сообразил
монастырь построить. Господь отверг подобную затею, ибо внизу ждут бесноватые. Он только сходит, и уже бесноватый
бежит. Что нужно делать? Помнить, для чего пришёл Христос. И преображение-то в нашей жизни никакого не имеет
значения, если мы сами не преобразимся. Преобразился, ну и что из этого? Преобразился – это не искупление, не
страдание, а для того, чтобы утвердить учеников, да ещё и запретил говорить об этом. А о страдании не запретил, а
возвещал. Давайте посмотрим на сей праздник без предвзятости. Да, мы православные, мы будем исполнять, но дадим
этому празднованию первоначальный смысл. Тот, кто там в VIII-IX вв. постановил праздновать, у него, может быть,
действительно были духовные мысли, но он не знал, как это сделать, а вывернули только о плотском.
2Пет.1:12 – «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и
утверждены в настоящей истине». Имею очень большое желание, хочу разъяснить, что такое «напоминать»
и о чём сегодня мы будем напоминать, и о чём мы будем напоминать, когда будем умирать. У меня тоже есть, что вам
напомнить. Пётр напоминает, что мы имеем вернейшее пророческое слово, он напоминает о великой цене, которую заплатил
за нас Господь Иисус Христос. Я напоминаю, что самое большое сокровище, кроме нашей души – это дети. Почему и
говорится: Ис.8:18 – «Вот я и дети, которых дал мне Господь». А о детях-то заботы и нет.
Посмотрите, сколько у вас девочек, посчитайте. Стоит шесть девочек, мы готовимся к богослужению, к божественной
несравненной небесной литургии, семь минут стоим, настраиваясь на молитвенную волну, так выразимся. А надо семь дней
готовиться к этому. Вы посмотрите, как дьявол обокрал женский пол. Кармана нет и она стоит два часа, играет
платочком, машет им, роняет, поднимает, а вы мертвецы, вы не видите, и я каждый раз вам говорю: посмотри же,
останови её, отбери платочек у неё. «Карманов нет, вот такой фасон и так шьют». Да сшито это, не куплено, только у
одной кофточка готовая, остальное вы сшили. Эта зараза проникла в вас. К нам в лагерь дети приезжают, и мы в один
день на все кофточки нашьём карманы. Освободите им руки. Мальчики играют поясами. Вы приучите их хотя бы минут пять
молиться, минут пять, а не два часа стоять. Выведите их, посадите, что угодно, но чтобы когда она встанет перед
Богом, она не играла здесь в театр, ибо она ничего не понимает. Другой мальчик стоит, голову опустил, и я вижу, что
он дома в компьютерные игры играет, да и здесь продолжает тоже, он ни разу на алтарь не поднял голову, он не видит
ни священнослужителя, ни горящий семисвечник – ничего не видит. Он как помешанный ведёт себя. Вы этого ничего не
видите. Преобразитесь! Посмотрите в Слово Божие! Делайте твёрдым ваше звание, ибо оно у вас совсем не твёрдое, ваше
звание. Я вас умоляю, за неделю пришейте все карманы, без карманов не приходите, чтоб в руках не держали платочки,
освободите руки для молитвы, она за всю службу ни разу не перекрестилась, а платочком играла, и вы этого не видите.
Она уже готова уйти в мир. Вы детей не приучили молиться, а это ваши дети, и вы за них будете давать отчёт. Если
ребёнок погибнет, тебе не спастись - это и Златоуст говорит. И родители, которые не учат детей боговедению, хуже
убийц. Хуже и вы – уголовники. Убийца только тело убивает, а ненаучивший молиться, ненаучивший детей боговедению,
убил бессметную душу. Ты целую неделю приготавливайся, порепетируй. Подносят ребёнка к чаше, нормальный ребёнок
сразу отворачивается, рот у него на затылке делается, не хочет причащаться. Вы думаете, это случайно? Это грехи
родителей, ваша похоть, блуд, всё вылезло здесь, в храме. Вы не спрячетесь никуда. Я проверю в следующий раз, когда
придёте, и прямо от храма буду разворачивать, если ребёнок придёт, а у него будет в руках платочек. Имейте совесть,
пожалейте детей, пощадите! Апостол Пётр говорит нам: я не перестану никогда напоминать вам. Я буду напоминать вам
через книги свои. Что вы будете напоминать?
Чис.10:10 – «и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами, и это
будет напоминанием о вас пред Богом вашим». Колокол звонит – это напоминание о молитве, о проповеди.
В каких храмах сегодня будут говорить проповедь? Проповедь выкинули, о чём Петр говорит, что не перестанет
напоминать, а священству даже никакой нужды нет. Тысячи лет проповеди нет. Ты и разъясни про преображение. Сегодня
преображение запомнилось тем, что 15 лет назад был путч. И рухнула великая держава, империя лжи, страха, насилия.
Благословен Господь, что именно в этот день началось преображение. И так это запомнится. 3Цар.17:18 –
«И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына
моего». Оказывается, напоминать иногда требуется о грехах. Бог напоминает о прошлых проступках
наказаниями, какие падают на людей, вот когда ещё надо помнить. Не просто претерпеть, а задуматься и понять, за что?
Когда Господь убивал в Египте первенцев, то сначала пробуждал, напоминал, показывал грех и тогда убивал.
Прем.18:17-19 – «Тогда вдруг сильно встревожили их мечты сновидений, и наступили неожиданные ужасы; и,
будучи поражаем — один там, другой тут, полумертвый объявлял причину, по которой он умирал: ибо
встревожившие их сновидения предварительно показали им это, чтобы они не погибли, не зная того, за что
терпят зло». И вы ребёнка не просто во гневе бейте, а тщательно разберите его грех, чтобы он знал,
за что это ему. Сегодня подумал, увидев, как ваш один ребёнок заходит в храм в головном уборе, что это, может,
знамение, что ему и снимать не надо уже. В честь храма, в честь нашего священномученика Анфима назван этот ребёнок,
и может, действительно, будет епископом. Усилить молитву за ребёнка. Было, что когда Феодор Едесский (9 июля),
будучи ребёнком играл, забежал в алтарь и под престолом заснул. И когда проснулся, то епископы просто так не
выпустили его, а особое внимание ему уделили и причислили к клиру, и он в будущем стал епископом. Что в храме
случается с ребёнком, надо обращать на это внимание. Может, на нём это уже как камилавка в будущем будет?
Чис.5:15 – «это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии».
Приходя в храм, надо просить, чтобы Бог отверз нашу память, что ты за неделю натворил. А за что Бога славить и с чем
ты пришёл, почему такая опустошённость? Детей-то не помните, вот придёте домой, перетрясите все одеяния, хотя бы это
запомните, начните с малого, освободите детям руки от платочков, пришейте им карманы.
Неем.9:29 – «Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали и не слушали заповедей
Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет [свой] сделали
упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали». И если вы не сделаете то, о чём я говорю, то это
и докажет ваше упорство. Неем.9:34 – «Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли
закона Твоего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми Ты напоминал им».
Ис.62:6 – «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, [которые] не будут умолкать ни днём, ни
ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте». Куда-то поедете, заранее уже думайте, с кем
встретитесь, как скажете. Думайте о высшем. Иер.20:9 – «И подумал я: «не буду я напоминать о Нём и не
буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я
истомился, удерживая его, и не мог». Он хотел удержаться, но рот раскрывался, язык говорил. Ты же
будешь хотеть говорить, но под разными причинами будешь молчать, как бы не посчитали тебя отсталым. Наша форма,
рубашка навыпуск, под пояс – это начало свидетельства, люди обращают внимание. Наши сёстры идут, по форме одетые,
когда не переодеваются, мимикрией не занимаются, и только выходят на остановку, сразу разговор, кто-то подходит: а
кто вы такие, из монастыря какого или шахидки, мусульманки? Сразу началось свидетельство о Христе. Иоан.14:26
– «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я
говорил вам». 2Пет.3:1 – «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них
напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл». Если чистый смысл есть, то эти напоминания придут на
память. Из зрения не выпускайте ни одного ребёнка, который с вами – постоял 15 минут, дайте ему посидеть. Но уж если
он встал, то стоит перед Богом, отделите подальше их друг от друга. Они оборачиваются сегодня, опять рожицы строят,
а вы рядом стоите, не видите. Друг друга толкают незаметно, а перед самым алтарём стоят. И вы ничего не видите. Не
потому что вы углубились в молитву, а потому что вас здесь нет, вам всё равно.
3Иоан.1:10 – «Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и
не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви».
Оказывается, надо и напоминать иногда. Я знаю, что епископы любят говорить всегда о гордости и чтобы никто никого не
судил – это самая любимая их тема. Когда бы они ни говорили, всегда только об одном говорят. И более гордых людей,
более осуждающих других, чем они, нет. Ты больше всего говори о любви Божией, о том, что Господь возлюбил тебя,
отдался ли ты Ему на служение, что Он ведёт тебя, благословляет и любит. Непрерывно говори о любви Божией, о том,
как Бог долготерпелив и многомилостив, как Он любит нас, что мы прощены, что Он даровал нам святую православную
Церковь, даровал Таинства, даровал божественную литургию, аллилуйя. Иуд.1:5 – «Я хочу напомнить вам,
уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил». Я
напоминаю вам, что Потеряевка была разрушена, и ныне восстанавливается. Но если не будет здесь боговедения,
истинного служения Богу, она снова разрушится. Хотя Иегова начал создавать израильское государство, 600.000 вывел из
Египта, но только два человека вошли. Я напоминаю вам, что выход только в полной отдаче Христу. Христу 99% не нужно,
и Он с нами не торгуется. Он отдал на кресте всю Свою жизнь, всю Свою кровь за меня и меньшим от меня никогда не
удовольствуется. 1Кор.4:17 – «Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе
сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви». О чём он учил?
Об Иисусе Христе. И Тимофей мог другое сказать? Нет, он говорил: Павел пошёл на служение. На какое? Сегодня если
едут архиерей со служками, то в коробочки камилавочки свои сложат, и без этого не поедет священник, ризы
упаковывают, подризник проглаживают. Всё это надо, но ехать-то не для этого надо. Скорей какой-то дом открыть, и
начинаются богослужение, молебны. Я напоминаю вам, что я пришёл для того, чтобы вам свидетельствовать о Христе. И
Тимофей нам об этом говорит. А что молитвы были, благодарности, так они всегда были Богу. Но главное стояло – людей
привести ко Христу.
1Кор.15:1 – «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в
котором и утвердились». А сегодня как бы сказал архиерей? Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое
диакон выносил. И молча снова занёс: «Я напоминаю вам Евангелие, которое на престоле лежит. Вы видели, как оно
украшено в железных корках» – вот что можно сказать. А благовествование Евангелия - это не просто прочитать,
нараспев растянуть. Это означает – разъяснить от корки до корки, чтобы все знали, как поступать. А иначе как бы
приняли-то его, если Евангелие только выносится и заносится - его нельзя принять. Можно принять, не протестовать,
стоять. Это не принятие. И в нём утвердились. Утвердиться в Евангелии – значит в заповедях Его мы привыкли ходить,
навык имеем исполнять заповеди. Так легко прощать врагов, накормить врага. Эти слова-то тоже к нам не относятся, то
есть они должны относиться, но сумели так сделать, что мимо русских людей как будто это прошло. 2Тим.1:6 –
«По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение». Сегодня
спроси, какое? Священник - властью, данной от Бога, прощать грехи. Диакон – разжигать кадило, выносит Евангелие. Да
не об этом Павел говорит. Дар Божий – проповедь. Дар Божий – благовестие. Возгревать дар, который дал через
рукоположение, рукополагать для того, чтобы они возвещали истину Господню. И Пётр говорит, что не перестанет
напоминать, когда эту храмину, тело оставит. Поставим себе вопрос: когда нас не будет, когда мы умрём, что о нас
вспомнят? В духовном плане. Когда читаешь в житиях, как умирают монахи, то я по пальцам могу пересчитать тех, кто из
них давал евангельские наказы. Обычно дают такие наказы, как будто они никогда не читали Евангелие. Наказывает:
память мою совершайте ежегодно, посещайте на могилке, пеките пирожки, светильник чтобы всегда горел над моей
могилкой. Почему не говорили, чтобы помнили, как он им проповедовал, как Павел говорил, и несли бы это слово. Если
бы такие наказы о Библии давали канонизированные на Руси, то Русь никогда бы не скатилась к революции. Было бы всё
по-другому. Да если бы каждый епископ наказывал каждую неделю не менее сорока проповедей говорить в разных местах,
домах, хоть по пять минут, по три минуты, то наверное, по-другому было бы.
2Тим.2:14 – «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к
пользе, а к расстройству слушающих». Спорить не надо. Еретика после первого, второго вразумления
отвращайся. Сказал – не принимает, отойди. Я умоляю вас, не спорьте ни о чём. Я заклинаю вас именем Божиим.
Смотрите, какие клятвы налагает. Почему? Да потому что мы нужны для другого. Мы нужны для проповеди, для
благовестия, людям возвестить о Христе. Я напоминаю вам. Это Пётр нас сегодня побуждает сегодняшним храмовым
чтением. И выбрали это место только потому, что здесь говорится одно слово о преображении. А слов Петра о
преображении, повторяю, на 25 месте стоят. Что он нам говорит дальше? 2Пет.1:19 – «И притом мы имеем
вернейшее пророческое слово». В пророчествах о преображении ничего нет, и тому, что на горе Фавор
оно было, никакого доказательства нет. А мы скажем: Господи, дай мне побыть на Фаворе любви Твоей. Помоги мне
преобразиться, чтобы я вышел другим. Только выйдем из храма, и беснования везде и всюду. Чтобы мы знали, что мы не
можем этот мир победить, если не будет настоящего поста и молитвы. Тит.3:1 – «Напоминай им повиноваться
и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». Если бы вот это напоминали
священники, революции бы не было, никто бы не взялся за оружие. Все же православные и вся Русь-то была святая Русь.
Пр.17:9 – «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга».
Вот где нужно забывать, а где напоминать. Как же напоминали, когда в России вообще не знали и не знают на
сегодняшний день, что имя Бога - Иегова. Как это можно было так вести богослужение, что нигде ни разу не поминается
имя Божие? Моисей говорит: когда я явлюсь, то меня спросят, как Твоё имя, и Он ответил: Исх.3:14 – «Я
есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». Итак, пророк
нас призывает сегодня этим именем пользоваться, преобразиться и обращаться к Слову Божию. Аминь.
Быть может, думать так нехорошо,
Но каждый раз, когда к друзьям звоню я,
Печальным новостям готовлю я мешок,
Декабрь завьюженный средь жаркого июня.
«Алло! Алё!» - тембр незнакомый в трубке,
С опаской узнаю, туда ли я попал,
Скажу «пожалуйста», чтоб не казаться грубым
И за улыбку не получить оскал.
Опять в который раз мне говорят,
Такой-то умер скоро и внезапно;
Звонки из траура – чернеет длинный ряд,
Не одиночны стрелы, а охапкой.
И обо мне когда-то так же скажут.
Быть может, охнет кто-то сгоряча,
На телефоне крест поставят жирной сажей,
Никто не будет в трубку мне кричать.
Сумею ли им память пробудить
Укорами, не колокольным звоном?
Мой барабанный бой шёл из груди,
Путь освещал по коридорам тёмным.
Мой голос напугает ли собак
И приголубит ли любезных голубков;
Порядок сохранят ли точно так
Хотя бы те, кто лично был знаком?
Не скрою, хочется советы подавать –
Три тысячи ответов в книгах заготовил;
На ереси мой спущен газават,
И меч сверкающий – Божественное Слово.
Звоните чаще, подновляйте память,
С великим сожаленьем сразу не отвечу.
Поверьте, на душе вам легче станет,
И, главное, мне возражать вам будет нечем.
А всё ж хорошо, что я ещё здесь есть,
Разглаживаю бороду и щурюсь...
Двадцать четыре–тридцать восемь–сорок шесть –
Мой статус средь живых пока ещё де-юре. 02.11.06. ИгЛа
Список всех проповедей