размер шрифта

Поиск по сайту




Не перестану напоминать вам

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: Иоан.5:39

19 августа 2006г. Сегодня восточная церковь отмечает праздник двунадесятый - Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Библия советует нам, и даже повелевает, исследовать Священное Писание. Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Давайте посмотрим внимательно, что мы сегодня слышали в апостольском чтении. Первый вопрос ставлю: почему о Преображении Павел в 14 посланиях ни разу не говорит? Не потому, что его не было, а потому что никакого значения этому не придавал. 6 столетий никто не знал про этот праздник. Я праздную, потому что я православный, но я вижу, как пошло наперекос всё по-монашескому. Это они придумали. А потом уже император украсил, понесли фрукты, потому что ничего больше нет, а надо, чтоб запомнилось. Сколько раз пропели «яко же можаху» – не один десяток раз. А чего можаху? И кто об этом говорит? Иоанн не говорит, а он был там. Пётр говорит. Почему Пётр говорит? По-сегодняшнему его, если бы он был посреди прихожан, назвали бы выскочкой. Совершенно не думал, что говорит. Христос умывает ноги, а он: Иоан.13:8 – «не умоешь ног моих вовек». Молодец. И что? Сразу пощёчину получил. «Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» Сегодня, если бы такое сказал, спросили бы: ну что, получил нахлобучку? Не выскакивай. Суперапостол. Дальше. Христос спросил: «За кого Меня почитают?» Люди говорят по разному. Петру Бог открывает, и он получает ключи от Царства Небесного. Христос говорит о страдании, и главное, для чего Он пришёл – искупить род человеческий, умереть за грехи. Все молчат. Опять Апостол Пётр неладное выпалил: Мф.16:22 – «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» И Христос ему уже не пощечину дал, а перебросил на левую сторону за миллион километров. Сатана! И на горе преображения тоже опять выскочил: «Надо немедленно построить три кущи». Думаешь ли ты, Пётр, или нет: какие же кущи Моисею, когда душа его там. Для души кущи сделаем? Даже простой еврей этого не сказал бы. 1Кор.2:13 – «соображая духовное с духовным». Пророку Илии понятно, тот к кущам привык, под кустом ночевал, ему ещё можно предложить. Но Моисею-то как же ты мог говорить такое, когда самый маленький верующий знает, что для души нельзя построить балаган. Для души нужно небесное, и Пётр об этом упоминает. Но вот упоминает только во втором послании: 2Пет.1:17 – «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принёсся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Он этому значение придаёт только одно, - чтобы утвердить впереди сказанное. Это всего лишь придаточное предложение, не главное. О том, чтобы мы преображались. Впереди-то какие слова там написаны - чтобы твёрдым делайть своё звание. А потом сказал, что на горе преобразился Христос. И потом о том, что мы имеем вернейшее пророческое слово. И вы хорошо делаете, - добавляет, - что обращаетесь не к Фавору, куда сегодня съехались со всего мира паломники и там будет чудо, там будут сверкать молнии, каждый год это. Но вы имеете вернейшее пророческое слово. Пётр, когда Дух Святой сошёл на него, в преображении уже никакой надобности не имеет. Почему? Мы имеем полное право пересматривать мнение людей. Что на первом месте у них стоит? Сегодня сказали бы: вот это врач Пантелеимон (его Пантолеоном звали), решил узнать, какую силу имеет знамение креста животворящего. Идёт, видит, что мальчик лежит почерневший, змея укусила. А вот я сейчас и испытаю. Перекрестил, змея сразу пополам разлетелась. Понятно. На мальчика знамение подействовало, мальчик встал живой. Но воскресить из мёртвых, это не лечить. Сегодня, когда люди приближаются к мощам Пантелеимона, надеются на исцеление, не на воскрешение. Но когда богач в аду говорит: пошли Лазаря, чтобы он сказал, чтоб братья богача не попали в это место мучения, - то слышит в ответ: у них есть закон и пророки. Иоанн Златоуст говорит: верь в Священное Писание, в Библию, это большее чудо, чем воскрешать из мёртвых. Выше преображения. Почему Пётр и говорит: 2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших». Если только мы оглядываемся назад, на столы, где у нас сегодня арбузы накатали, на плоды, то мы ничего не поняли. Если думаем о Преображении только, что Господь преобразился, то мы тоже ещё ничего не поняли. Пётр тут же сообразил монастырь построить. Господь отверг подобную затею, ибо внизу ждут бесноватые. Он только сходит, и уже бесноватый бежит. Что нужно делать? Помнить, для чего пришёл Христос. И преображение-то в нашей жизни никакого не имеет значения, если мы сами не преобразимся. Преобразился, ну и что из этого? Преобразился – это не искупление, не страдание, а для того, чтобы утвердить учеников, да ещё и запретил говорить об этом. А о страдании не запретил, а возвещал. Давайте посмотрим на сей праздник без предвзятости. Да, мы православные, мы будем исполнять, но дадим этому празднованию первоначальный смысл. Тот, кто там в VIII-IX вв. постановил праздновать, у него, может быть, действительно были духовные мысли, но он не знал, как это сделать, а вывернули только о плотском.
2Пет.1:12 – «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине». Имею очень большое желание, хочу разъяснить, что такое «напоминать» и о чём сегодня мы будем напоминать, и о чём мы будем напоминать, когда будем умирать. У меня тоже есть, что вам напомнить. Пётр напоминает, что мы имеем вернейшее пророческое слово, он напоминает о великой цене, которую заплатил за нас Господь Иисус Христос. Я напоминаю, что самое большое сокровище, кроме нашей души – это дети. Почему и говорится: Ис.8:18 – «Вот я и дети, которых дал мне Господь». А о детях-то заботы и нет. Посмотрите, сколько у вас девочек, посчитайте. Стоит шесть девочек, мы готовимся к богослужению, к божественной несравненной небесной литургии, семь минут стоим, настраиваясь на молитвенную волну, так выразимся. А надо семь дней готовиться к этому. Вы посмотрите, как дьявол обокрал женский пол. Кармана нет и она стоит два часа, играет платочком, машет им, роняет, поднимает, а вы мертвецы, вы не видите, и я каждый раз вам говорю: посмотри же, останови её, отбери платочек у неё. «Карманов нет, вот такой фасон и так шьют». Да сшито это, не куплено, только у одной кофточка готовая, остальное вы сшили. Эта зараза проникла в вас. К нам в лагерь дети приезжают, и мы в один день на все кофточки нашьём карманы. Освободите им руки. Мальчики играют поясами. Вы приучите их хотя бы минут пять молиться, минут пять, а не два часа стоять. Выведите их, посадите, что угодно, но чтобы когда она встанет перед Богом, она не играла здесь в театр, ибо она ничего не понимает. Другой мальчик стоит, голову опустил, и я вижу, что он дома в компьютерные игры играет, да и здесь продолжает тоже, он ни разу на алтарь не поднял голову, он не видит ни священнослужителя, ни горящий семисвечник – ничего не видит. Он как помешанный ведёт себя. Вы этого ничего не видите. Преобразитесь! Посмотрите в Слово Божие! Делайте твёрдым ваше звание, ибо оно у вас совсем не твёрдое, ваше звание. Я вас умоляю, за неделю пришейте все карманы, без карманов не приходите, чтоб в руках не держали платочки, освободите руки для молитвы, она за всю службу ни разу не перекрестилась, а платочком играла, и вы этого не видите. Она уже готова уйти в мир. Вы детей не приучили молиться, а это ваши дети, и вы за них будете давать отчёт. Если ребёнок погибнет, тебе не спастись - это и Златоуст говорит. И родители, которые не учат детей боговедению, хуже убийц. Хуже и вы – уголовники. Убийца только тело убивает, а ненаучивший молиться, ненаучивший детей боговедению, убил бессметную душу. Ты целую неделю приготавливайся, порепетируй. Подносят ребёнка к чаше, нормальный ребёнок сразу отворачивается, рот у него на затылке делается, не хочет причащаться. Вы думаете, это случайно? Это грехи родителей, ваша похоть, блуд, всё вылезло здесь, в храме. Вы не спрячетесь никуда. Я проверю в следующий раз, когда придёте, и прямо от храма буду разворачивать, если ребёнок придёт, а у него будет в руках платочек. Имейте совесть, пожалейте детей, пощадите! Апостол Пётр говорит нам: я не перестану никогда напоминать вам. Я буду напоминать вам через книги свои. Что вы будете напоминать?
Чис.10:10 – «и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами, и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим». Колокол звонит – это напоминание о молитве, о проповеди. В каких храмах сегодня будут говорить проповедь? Проповедь выкинули, о чём Петр говорит, что не перестанет напоминать, а священству даже никакой нужды нет. Тысячи лет проповеди нет. Ты и разъясни про преображение. Сегодня преображение запомнилось тем, что 15 лет назад был путч. И рухнула великая держава, империя лжи, страха, насилия. Благословен Господь, что именно в этот день началось преображение. И так это запомнится. 3Цар.17:18 – «И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Оказывается, напоминать иногда требуется о грехах. Бог напоминает о прошлых проступках наказаниями, какие падают на людей, вот когда ещё надо помнить. Не просто претерпеть, а задуматься и понять, за что? Когда Господь убивал в Египте первенцев, то сначала пробуждал, напоминал, показывал грех и тогда убивал. Прем.18:17-19 – «Тогда вдруг сильно встревожили их мечты сновидений, и наступили неожиданные ужасы; и, будучи поражаем — один там, другой тут, полумертвый объявлял причину, по которой он умирал: ибо встревожившие их сновидения предварительно показали им это, чтобы они не погибли, не зная того, за что терпят зло». И вы ребёнка не просто во гневе бейте, а тщательно разберите его грех, чтобы он знал, за что это ему. Сегодня подумал, увидев, как ваш один ребёнок заходит в храм в головном уборе, что это, может, знамение, что ему и снимать не надо уже. В честь храма, в честь нашего священномученика Анфима назван этот ребёнок, и может, действительно, будет епископом. Усилить молитву за ребёнка. Было, что когда Феодор Едесский (9 июля), будучи ребёнком играл, забежал в алтарь и под престолом заснул. И когда проснулся, то епископы просто так не выпустили его, а особое внимание ему уделили и причислили к клиру, и он в будущем стал епископом. Что в храме случается с ребёнком, надо обращать на это внимание. Может, на нём это уже как камилавка в будущем будет? Чис.5:15 – «это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии». Приходя в храм, надо просить, чтобы Бог отверз нашу память, что ты за неделю натворил. А за что Бога славить и с чем ты пришёл, почему такая опустошённость? Детей-то не помните, вот придёте домой, перетрясите все одеяния, хотя бы это запомните, начните с малого, освободите детям руки от платочков, пришейте им карманы.
Неем.9:29 – «Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали и не слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет [свой] сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали». И если вы не сделаете то, о чём я говорю, то это и докажет ваше упорство. Неем.9:34 – «Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Твоего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми Ты напоминал им». Ис.62:6 – «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, [которые] не будут умолкать ни днём, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте». Куда-то поедете, заранее уже думайте, с кем встретитесь, как скажете. Думайте о высшем. Иер.20:9 – «И подумал я: «не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог». Он хотел удержаться, но рот раскрывался, язык говорил. Ты же будешь хотеть говорить, но под разными причинами будешь молчать, как бы не посчитали тебя отсталым. Наша форма, рубашка навыпуск, под пояс – это начало свидетельства, люди обращают внимание. Наши сёстры идут, по форме одетые, когда не переодеваются, мимикрией не занимаются, и только выходят на остановку, сразу разговор, кто-то подходит: а кто вы такие, из монастыря какого или шахидки, мусульманки? Сразу началось свидетельство о Христе. Иоан.14:26 – «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». 2Пет.3:1 – «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл». Если чистый смысл есть, то эти напоминания придут на память. Из зрения не выпускайте ни одного ребёнка, который с вами – постоял 15 минут, дайте ему посидеть. Но уж если он встал, то стоит перед Богом, отделите подальше их друг от друга. Они оборачиваются сегодня, опять рожицы строят, а вы рядом стоите, не видите. Друг друга толкают незаметно, а перед самым алтарём стоят. И вы ничего не видите. Не потому что вы углубились в молитву, а потому что вас здесь нет, вам всё равно.
3Иоан.1:10 – «Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви». Оказывается, надо и напоминать иногда. Я знаю, что епископы любят говорить всегда о гордости и чтобы никто никого не судил – это самая любимая их тема. Когда бы они ни говорили, всегда только об одном говорят. И более гордых людей, более осуждающих других, чем они, нет. Ты больше всего говори о любви Божией, о том, что Господь возлюбил тебя, отдался ли ты Ему на служение, что Он ведёт тебя, благословляет и любит. Непрерывно говори о любви Божией, о том, как Бог долготерпелив и многомилостив, как Он любит нас, что мы прощены, что Он даровал нам святую православную Церковь, даровал Таинства, даровал божественную литургию, аллилуйя. Иуд.1:5 – «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил». Я напоминаю вам, что Потеряевка была разрушена, и ныне восстанавливается. Но если не будет здесь боговедения, истинного служения Богу, она снова разрушится. Хотя Иегова начал создавать израильское государство, 600.000 вывел из Египта, но только два человека вошли. Я напоминаю вам, что выход только в полной отдаче Христу. Христу 99% не нужно, и Он с нами не торгуется. Он отдал на кресте всю Свою жизнь, всю Свою кровь за меня и меньшим от меня никогда не удовольствуется. 1Кор.4:17 – «Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви». О чём он учил? Об Иисусе Христе. И Тимофей мог другое сказать? Нет, он говорил: Павел пошёл на служение. На какое? Сегодня если едут архиерей со служками, то в коробочки камилавочки свои сложат, и без этого не поедет священник, ризы упаковывают, подризник проглаживают. Всё это надо, но ехать-то не для этого надо. Скорей какой-то дом открыть, и начинаются богослужение, молебны. Я напоминаю вам, что я пришёл для того, чтобы вам свидетельствовать о Христе. И Тимофей нам об этом говорит. А что молитвы были, благодарности, так они всегда были Богу. Но главное стояло – людей привести ко Христу.
1Кор.15:1 – «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились». А сегодня как бы сказал архиерей? Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое диакон выносил. И молча снова занёс: «Я напоминаю вам Евангелие, которое на престоле лежит. Вы видели, как оно украшено в железных корках» – вот что можно сказать. А благовествование Евангелия - это не просто прочитать, нараспев растянуть. Это означает – разъяснить от корки до корки, чтобы все знали, как поступать. А иначе как бы приняли-то его, если Евангелие только выносится и заносится - его нельзя принять. Можно принять, не протестовать, стоять. Это не принятие. И в нём утвердились. Утвердиться в Евангелии – значит в заповедях Его мы привыкли ходить, навык имеем исполнять заповеди. Так легко прощать врагов, накормить врага. Эти слова-то тоже к нам не относятся, то есть они должны относиться, но сумели так сделать, что мимо русских людей как будто это прошло. 2Тим.1:6 – «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение». Сегодня спроси, какое? Священник - властью, данной от Бога, прощать грехи. Диакон – разжигать кадило, выносит Евангелие. Да не об этом Павел говорит. Дар Божий – проповедь. Дар Божий – благовестие. Возгревать дар, который дал через рукоположение, рукополагать для того, чтобы они возвещали истину Господню. И Пётр говорит, что не перестанет напоминать, когда эту храмину, тело оставит. Поставим себе вопрос: когда нас не будет, когда мы умрём, что о нас вспомнят? В духовном плане. Когда читаешь в житиях, как умирают монахи, то я по пальцам могу пересчитать тех, кто из них давал евангельские наказы. Обычно дают такие наказы, как будто они никогда не читали Евангелие. Наказывает: память мою совершайте ежегодно, посещайте на могилке, пеките пирожки, светильник чтобы всегда горел над моей могилкой. Почему не говорили, чтобы помнили, как он им проповедовал, как Павел говорил, и несли бы это слово. Если бы такие наказы о Библии давали канонизированные на Руси, то Русь никогда бы не скатилась к революции. Было бы всё по-другому. Да если бы каждый епископ наказывал каждую неделю не менее сорока проповедей говорить в разных местах, домах, хоть по пять минут, по три минуты, то наверное, по-другому было бы.
2Тим.2:14 – «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих». Спорить не надо. Еретика после первого, второго вразумления отвращайся. Сказал – не принимает, отойди. Я умоляю вас, не спорьте ни о чём. Я заклинаю вас именем Божиим. Смотрите, какие клятвы налагает. Почему? Да потому что мы нужны для другого. Мы нужны для проповеди, для благовестия, людям возвестить о Христе. Я напоминаю вам. Это Пётр нас сегодня побуждает сегодняшним храмовым чтением. И выбрали это место только потому, что здесь говорится одно слово о преображении. А слов Петра о преображении, повторяю, на 25 месте стоят. Что он нам говорит дальше? 2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово». В пророчествах о преображении ничего нет, и тому, что на горе Фавор оно было, никакого доказательства нет. А мы скажем: Господи, дай мне побыть на Фаворе любви Твоей. Помоги мне преобразиться, чтобы я вышел другим. Только выйдем из храма, и беснования везде и всюду. Чтобы мы знали, что мы не можем этот мир победить, если не будет настоящего поста и молитвы. Тит.3:1 – «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». Если бы вот это напоминали священники, революции бы не было, никто бы не взялся за оружие. Все же православные и вся Русь-то была святая Русь. Пр.17:9 – «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга». Вот где нужно забывать, а где напоминать. Как же напоминали, когда в России вообще не знали и не знают на сегодняшний день, что имя Бога - Иегова. Как это можно было так вести богослужение, что нигде ни разу не поминается имя Божие? Моисей говорит: когда я явлюсь, то меня спросят, как Твоё имя, и Он ответил: Исх.3:14 – «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». Итак, пророк нас призывает сегодня этим именем пользоваться, преобразиться и обращаться к Слову Божию. Аминь.

Быть может, думать так нехорошо,
Но каждый раз, когда к друзьям звоню я,
Печальным новостям готовлю я мешок,
Декабрь завьюженный средь жаркого июня.
«Алло! Алё!» - тембр незнакомый в трубке,
С опаской узнаю, туда ли я попал,
Скажу «пожалуйста», чтоб не казаться грубым
И за улыбку не получить оскал.
Опять в который раз мне говорят,
Такой-то умер скоро и внезапно;
Звонки из траура – чернеет длинный ряд,
Не одиночны стрелы, а охапкой.
И обо мне когда-то так же скажут.
Быть может, охнет кто-то сгоряча,
На телефоне крест поставят жирной сажей,
Никто не будет в трубку мне кричать.
Сумею ли им память пробудить
Укорами, не колокольным звоном?
Мой барабанный бой шёл из груди,
Путь освещал по коридорам тёмным.
Мой голос напугает ли собак
И приголубит ли любезных голубков;
Порядок сохранят ли точно так
Хотя бы те, кто лично был знаком?
Не скрою, хочется советы подавать –
Три тысячи ответов в книгах заготовил;
На ереси мой спущен газават,
И меч сверкающий – Божественное Слово.
Звоните чаще, подновляйте память,
С великим сожаленьем сразу не отвечу.
Поверьте, на душе вам легче станет,
И, главное, мне возражать вам будет нечем.
А всё ж хорошо, что я ещё здесь есть,
Разглаживаю бороду и щурюсь...
Двадцать четыре–тридцать восемь–сорок шесть –
Мой статус средь живых пока ещё де-юре. 02.11.06. ИгЛа

Список всех проповедей

177

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: