размер шрифта

Поиск по сайту




Обновление ума

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Указатель: Рим.12:1-3

Рим.12:1-3 – «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». Всего три стиха, но сколько в них сказано, какая программа жизни. И на целое тысячелетие. Выделить хотел только следующие слова «обновление ума вашего». Чтобы каждое слово здесь изъяснять –много времени уйдёт. Чтобы не думали о себе высоко, не гордились, думали по мере веры. Мы и веру должны свою испытывать. Не встревать в разговоры, нечего доказывать, если ничего не знаешь. Но обновляться умом своим, духом ума. Что говорят другие места Писания? Еф.4:23 – «а обновиться духом ума вашего». Обновление всегда радует, когда старое превращается в новое. Об этом почти все сказки – какой-то водой сбрызнуть и человек встал. Есть особый псалом на обновление дома. Обновление земли, обновление храма, и будет некогда обновление тела, когда будет всеобщее воскресение. Заново воскреснет тело, и не другое тело, а это самое, которое хороним. Сегодняшнее тело имеет какие-то недостатки, то оторванная рука, нога, глаз. Там же всё будет на месте: Лук.21:18 – «но и волос с головы вашей не пропадёт».
Но здесь речь идёт о сегодняшнем дне, когда мы обязаны преобразовывать ум свой, обновлять его. И вот тут надо иметь какую-то шкалу. Вчерашнее от сегодняшнего чем отличается? Я наблюдаю в детях, которые в лагере: с чем приехали и с чем уехали. Некоторые чему-то научаются, а другой - каким появился, такой и уезжает. Он задачи такой не ставил – обновляться. Мы каждый шаг их на контроль берём. Всё время говорю, что Богу не угодно чтобы мы жили дурно. В первую очередь Бог хочет, чтобы мы были подобны Ему, совершенствовались. Почему Бог резко отделяет тьму от света, серенькую мглу нигде Бог не одобряет. Откр.3:15-16 – «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Богу нужно отвечать и жизнью своей чётко и ясно: да - значит, да; если нет, значат, нет. Золотая серединка, когда пытаешься лавировать – от лукавого. Если ты решился быть христианином, то все свои амбиции оставь. И рассуждай о вере только точно по Писанию и по мере веры. Мы часто читаем: пс.50:12 – «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Три тысячи лет назад сказано было. Дух правый, но слово «правый» у нас в самом основании веры нашей заложено – православная вера. И его надо обновить. Я получаю сегодня письмо от дорогого мне человека - протоиерея Геннадия, бывшего Генриха Фаста. Он рассказывает о своих трудах, что он готовит две большие книги толкование на Екклесиаста и на ветхозаветные чтения. Желает расширить в сегодняшнем понимании – это огромный труд. И рассказывает о похоронах отца Александра, который на днях погиб. Говорит, что 9 машин в аварию попали в тумане. Три полностью сгорели. Люди видели, как он горел, не могли окна и двери открыть – заклинило. Хоронить почти нечего было. Если обновления души до этого не было, то это обновление много не даст – может этот огонь послужить началом муки вечной. Предполагая подобную кончину, надо заранее выход из жизни, а не только из ловушки-машины, обдумать. А если это внезапно, а если это в последний раз, а если превращения никакого не настанет, придётся отойти с ветхой адамовой природой? Надо поставить задачу – не сяду за стол есть, пока не почитаю Евангелие. И размышлять о прочитанном – не только много читай, но потом поразмышляй, и снова читай. Вот здесь я делаю не так, а вот этого я не знал, а вот это место сравнивается с этим. Я скажу, что проповеди, которые я готовлю для вас, они необычны тем, что я ниоткуда, ни из одного из святых отцов их не беру и стараюсь всё в рамках православия сохранить. У меня главная задача, чтобы это слово коснулось человека, заговорило с каждой душой. Оно живо и действенно – для меня это главный лозунг: Евр.4:12 – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит омышления и намерения сердечные». И думаю, чего нам так не хватает? Обновления. Годы идут, но какой был, такой и остался, как в песне поётся. Какой приехал, такой и уехал, а в Потеряевке-то можно было обновиться. Мы столько слышим, идут занятия, песнопения, встречи. Ис.40:31 – «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся». Мы увидели причину обновления – надежда на Господа. Да, трудно бывает, но я надеюсь на Господа. Невозможно, все отвернулись? Мой любящий Бог так может сделать, что самые близкие, семейные будут врагами.
Мих.7:6 – «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его». Рим.5:5 – «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Рим.12:3 – «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». Подумал, а какой обратный ход рассуждения? Да по мере неверия. Сегодня все по мере своего неверия пытаются рассуждать. Есть такая поговорка у язычников – судят по своей испорченности. А если бы двигался вперёд человек, то он бы видел в этом другое, потому что любое событие, факты, всё, что совершается – оно многогранно, и возможно, и так и эдак рассудить. Одно дело, если ты веришь, как Павел говорит: Еф.5:17 – «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Воля Божия. А вот волю- то Божию познавать очень даже непросто. Человек сгорел – а, может, такова и воля Божия была, чтобы изгладить грехи его, омыть. Он буквально за неделю будто бы сказал приезжим монашкам из монастыря: «вы там прозорливые, а мне Бог открыл, что я отойду от вас на огненной колеснице». Поехал в Новосибирск на могилу отца о.Александр, простился со всеми и обратно ехал. И вот она, огненная колесница, огненная машина. Куда она, эта машина, его понесла? Мы молимся, надеемся, желаем его душе обильных благ, ибо в нашей жизни он занял очень большое место. Мы у него учились всему, что нужно совершать священнику; мы – три родные брата. Ис.41:1 – «Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд»».
Я раньше читал очень большой том Ильи Эренбурга, был такой писатель советский. И когда он был на Нюрнбергском процессе, где судили фашистских главарей, там он разговорился с кем-то и говорит: «Мы устали строить коммунизм, всё идёт не так», - а тот, кто с ним разговаривал, отвечает: «А как же христиане не устали за две тысячи лет»? Я тогда до конца не понял, но в память себе взял и теперь, после уверования по Евангелию, дошло, что христиане обновляются в силе. На молитву ты приходишь в храм один, а уходишь другой. Пришёл в храм каким, сравни себя, каким ты дома бываешь. Гляжу, некоторые на поле, на огороде трудятся целый день на ногах, но как только пришли в храм, как в бильярдную втащились, сели, отдых сразу. Раньше были термы-бани у римлян и они там целыми днями отдыхали. Храм – это не место отдыха, а это наибольший подъём трудоспособности. Получается так, что сразу и нога хромает, и что-то голова кружится. А ты уцепись за мысль: не сяду, никогда не сяду. Я видел развалины людей, а они стояли, никогда не садились, конечно, если не парализованы. Другое дело, когда больной паралитик. Сравни с тем: если ты работаешь дома и боишься зря присесть, то здесь-то работа перед Господом: «Я пришёл к Богу». Если люди крутятся, кого-то показывают, над чем-то смеются, разговаривают и улыбаются – значит, не молитесь – это лучшее доказательство, что не обновляетесь в силе, а всё старьё своё и гнильё тащите сюда, в храм. Ты зайди в храм с благоговением, и к тому же приучи дома своих и чужих детей, чтобы при входе в храм к иконам не подходили. Будем уходить из храма, тогда подойдут. Зашёл в храм, встань тихо, опусти глаза книзу, углубись внутрь себя и посмотри, обновился ты или нет. Когда говорю проповедь, вы молитесь, чтобы до сердец ваших достучались слова Божии. Грех с юных лет. Какое же это обновление – ты прошлую проповедь проспала, и сегодня проспала. Ты ничего не знаешь, и ты умрёшь в грехах. И не заметишь, как юность пройдёт, хотя ты ещё ребёнок. Но и зрелость пролетит, и тоже не заметишь. Обновления ума надо просить: «Господи, обнови», потому, что ум всё время засоряется грехом, а не только от холестерина. Смотрите, какая пища полезнее – растительная. Поднимитесь на ноги, встаньте, кого сон одолевает, не позволяйте лукавому душить вас здесь. Он душит, и святым было откровение, что раз ты засыпаешь, это означает, что он подошёл к тебе, по глазам провёл копытом и замазал ум. Они видели, что идёт рогатый, с хвостом, с копытами и по глазам людей проводит, и они сразу засыпают. Вы не думайте, что мы пришли сюда и здесь все спрятались перед Богом. Это место – поле битвы. Обновляйтесь духом ума. Ты вчера не обращала внимание на эту умершую рядом с тобой душу, а она спит рядом. Проведи ей по носу хотя бы рукой, она же умерла, труп рядом и ты не убоишься её? Разбуди её, сама встань, дерни её, тащи. «Устрой драку, – Златоуст говорит – я тебя в рай тащу», – если она не идёт в храм. Там на улице вытащи их машины-телеги. А нам всё равно, пришёл ли, ушёл ли – а мы разве чужие? Мы видим, что человек больной и не лечится – это же глубинная болезнь. Духовная безразличие, что умру, а уж там вроде что-то будет. Там ничего не будет, кроме того, что сами себе приготовили. Там будет провал, там будет только то, с чем мы подошли, один другому ничего там не добавит. Плач. Иер.3:21-23 – «Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!». Милость Божия обновляет нас и милосердие Его к нам обновляется. То с одной стороны Бог к нам заходит, то с другой. Что-то мы просим – даёт; порадовались обновке, порадовались рождению чего-то. Что приобрели, славь Бога – «я этого не достоин». Научись благодарить Бога.
Говорят, место в Потеряевке неперспективное. Вчера гляжу, один из уехавших едет за сеном за 15 километров через нашу деревню, в сеновозе стоит среди двух безбожников. Нельзя и сесть, стоя, раздетые и он почти такой же, только борода ещё осталась – вот это перспектива! То же самое сено, что и здесь, но теперь ты за 17 километров везёшь его. И ты ныне день и ночь среди нечестивцев. А наши, гляжу, один едет, сын сзади сидит или дочь рядом. Вот она где, перспектива-то, когда ты помолился, никто тебя не смущает и ты вместе с Господом. Да разве израильтяне могли променять место, которое дал им Господь, на лучшее, где-то в иной стране? Да Бог-то даровал не города им, а землю, главное – землю. В городе-то никакой земли нет. Да не просто землю, а текущую молоком и мёдом. Здесь же есть мёд и молоко, и всё-то у вас есть в буквальном смысле. Оцените же сие! Тяжело работать? Но Бог другого не обещал. Вы всегда помните, что основатель места этого, Потеряевки, Венедикт, Семён ли – кто-то из них первый был, их имена точно, видимо, и родственники-то не знают, кто в какое время раньше жил. Пятьдесят дойных коров держал, косой косили. Ведь ничего не было из наших удобств, ни электричества, ничего, и маслом завалили Англию, Европу – всё отсюда шло. Так работали. Доверься Богу и скажи: это мой труд, для этого я и пришёл на землю. Благодари Бога. Те, которые отсюда ушли, они утонули. Это не обновление, а ржавление. Плач Иер.5:21 – «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле». Что ты поймёшь из этого слова, если ты не знаешь древние дни? Какие древние дни? Когда Израиль согрешал, Бог повергал его наземь, отдавал его в плен, рассеивал их из земли, и у них не было другого желания, как вернуться в эту обетованную землю. Это обетованная земля. Ни одного матерного слова за пятнадцать лет, по крайней мере, от своих. Может быть, только тайно кто-то делал. Как же это не обетование, когда каждое воскресение, в субботу собираемся там, где никогда храма не было. Ионн.10:22 – «Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления, и была зима». Новый Завет ссылается на неканонические книги. Обновление жертвенника, обновления храма, восстановление. Евреи не щадили жизни своей, чтобы удержаться на своей земле. И когда римский император Тит разрушил Иерусалим, а потом Адриан, то только с холмов, издалека и за большие деньги разрешалось евреям приезжать в это место и смотреть на сию землю. Рим.6:4 – «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни».
Как Иисус воскрес? Получил тело нестрадающее, вечное, нетленное, нестареющее. Чтобы так и нам ходить в обновлённой жизни. Сравнение-то какое – его не постигнешь. То есть Он вошёл в вечность, тело Его не знает преград; мы хотя бы мыслями должны на это подвигнуться. 2Кор.4:16 – «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Внешний стареет, это тлением называется, морщины появляются, годы дают о себе знать. Мы летим, а что останется? Пс.89:10 - «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». Что останется – это и есть самая суть, это мы и есть в памяти людей. А чего не останется, забыто будет, того как будто бы никогда и не было. Внешний человек тлеет, а внутренний обновляется. Как? На молитве, постом и молитвой. Когда настоящий пост держишь, то чувствуешь, как тело твоё наливается красотой. Посмотрите на себя, взгляните во свете Слова Божия. Так приятно разговаривать на эту тему, что обновление идёт, что и в старости сочны и плодовиты. И сравнивают нашу жизнь с орлами, когда они полетят, не утомятся. Кол.3:10 – «и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его». Надо познавать через Библию, Кто Такой наш Бог Иегова, как Он послал на землю Сына Единородного, и по образу Его обновляться. Как поступал Христос? Вот так мы и должны поступать! Как Он говорил, что бы Он здесь сделал? Тит.3:5 – «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Мир этого не знает; они могут заканчивать университеты, а это им ничего не даёт, совершенно ничего не даёт без веры в Христа. Человек делается знающим, держит закон, назовёт статью, параграф. Учить-то людей надо не статьёю, параграфом, а на совесть, на Слово Божие уповать. Евр.6:4-6 – «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]». Я подумал - а где это есть? Сегодня нас толкают на объединение с московской патриархией. Там покаяния-то не было ни в том, что советская власть ставила епископов, ни в том, что они сотрудничали в органах власти, ни во лжи, которую они распространяли по всему миру. Все тюрьмы, лагеря были забиты верующими, а попы, епископы выступали и говорили: «Гонения за веру нет, а если кого-то и посадили, это контрреволюционеры. Если храмы закрыли, то это по просьбе трудящегося класса». И они коммунистическую заразу разводили, и в том покаяния нет. А так как покаяния нет, то их и невозможно обновлять, они такими же и остаются. Вот такое чтение сегодня читается во всех храмах.
Павел говорит: «умоляю вас, братия». Почему же он не сказал: «братья и сёстры»? Мне этот вопрос ни один, никто не задал, ни разу. Когда я начал первый раз читать Библию в 1962 году и дошёл до обращения «братья», я сразу остановился. Никто не подсказывал мне, я обратился у пятидесятников в доме, сижу и смотрю на это слово «братья». В другом месте опять «братья». Так что, разве в римской церкви сестёр не было? Тогда нельзя было все места подсчитать, где такое обращение - «братия», трудно было проверить, но я насчитал тогда 64 места. Читал и помечал. На самом деле больше оказалась – 125 раз в Новом Завете обращение «братия» и ни разу «сёстры». Сейчас я через компьютер узнал - во всей Библии канонических и неканонических 77 книгах, ни разу нигде и никто не обращается «братья и сёстры». Что, разве я открытие какое-то сделал? Что, разве Библии ни у кого не было до меня? Почему никто об этом не говорил никогда? Патриарх говорит: «братья и сестры!» наш епископ: «братья и скстры», даже Сталин говорил: «братья и сёстры» - когда началась война. Что это означает? Баптисты говорят: «братья и сёстры», пятидесятники: «братья и сёстры». Открой любой журнал. Читаю Златоуста 12 томов, и ни разу нигде «братья и сёстры» нет. Значит, до четвёртого века так держалось. Разве сестёр они не любили? Оказывается, в слово «брат» включается и «сестра». Если обращаются к сестре, то она имеет права голос подать. А жёны в церквах да молчат. Я нашёл ответ. 1Кор.14:34 – «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». Кажется, дело-то совсем маленькое, а оно вовсе и не маленькое. Поймёшь, когда коснётся вопроса «почему»? Тебе дано молчать и не только здесь, но и дома. 1Тим.2:12 – «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Обновляйся. Ты же привыкла, около матери жила, по-своему делала, а сегодня тебя Бог наставляет по Писанию. И написано: Рим.12:2 – «преобразуйтесь обновлением ума вашего». А что, разве сёстры не нуждаются в этом? А тогда как раз в языческом мире господствовало женское начало. Чтили богинь разных: Венеру, Юнону, Артемиду, Диану. Иер.7:18 – «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня». Сегодня почитательницы богинь феминистками называются. Есть такие, что переводят Библию по своему – где «Отче наш» стоит, там они ставят «Мать наша». Сначала написали «Отец-Мать», а теперь «Отец» совсем убрали. Везде «Мать», всюду и везде. Полное абсолютное безумие. А вот в этом слове «братья» как раз и стоит преграда таким безумцам: дальше не заходить! И Павел, умоляя, говорит: «милосердием Божиим». Бог вас милует, начинайте обновляться и не спорьте, о чём не знаете. По мере веры рассуждайте. Ты вчера любил спорить обо всём, что знаешь, а если бы по Закону сказал, то ни одна бы секта и не возникла. Никакой баптист, пятидесятник не появился бы. По мере веры. Ты же сказал бы сам себе хотя: «А какая же у меня была вера? Неужели больше чем у Апостола Павла?» Ведь он нигде не говорил, чтобы обновляться и церковь вопреки Писанию. Мы, с любым сектантом встречаясь, просим: «Давайте беседовать по Священному Писанию и мы докажем, что вы – не церковь. И вы никогда церковью не можете быть, потому что основание-то у вас совсем другое. Нет рукоположенного священства у вас». И Павел, заканчивая, говорит чтобы мы по мере веры думали и не думали о себе высоко. Аминь.

Бог долготерпит не по нашим меркам,
Ждёт покаяния, отодвигая гибель;
Величественно выйдет Ангел смерти,
Земля разверзнет братские могилы.
Пройдут года, архивы расшифруют,
За чем репрессии и год тридцать седьмой;
То в заговор военный меч тот врублен,
То раскулаченных повышвырнут зимой.
Долготерпению неведомый предел
Бог Иегова положил для прока.
Убийц и палачей полк поредел,
И до сих пор то место больно трогать.
Грех затенённый был нечаянностью вскрыт,
Досье заводится, и по подвалам тащат;
У каждого черта и удивленья вскрик –
В одно слепились многие несчастья.
Не думали, не ждали, не гадали,
Гнездовье свили на чужом уюте.
В чужой постели, обнимаясь, спали,
И тешились курортами на юге.
«Великий» Сталин – искренний палач,
Тиран и деспот, жалости не знавший;
Хвали его и проклинай, и плачь,
Он там недосягаемый в кремлёвской башне.
Блаженны те, кто Бога прославлял
За испытания, за тюрьмы, лагеря.
Тяжёлый крест надежду в них вселял,
Что их страдания за Церковь все не зря.
Уметь бы ждать, не растерять терпенье,
Он переможет горе, а вернее – два.
Кипение уйдёт, лишь в водопаде пена,
И осознать прошедшее сподобишься едва.
Долготерпением Творца не пренебречь,
Но оценить, прославить данным шансом.
Бог пощадил, не снял главу мне с плеч,
Мне голова нужна – увековечить счастье. 06.12.06. ИгЛа

Список всех проповедей

355

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: