Учитесь беседовать
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 17
Указатель: Деян.20:7
03.06.06. Деян.20:7 – “В первый же день недели, когда
ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и
продолжил слово до полуночи”. У нас есть толкование блаженного Феофилакта, по которому мы
ведём занятия. Но в в толковании о данном месте нет ни слова о проповеди, что очень и очень удивительно. У
православия всё уже с четвертого века пошло на изъяснение догматической стороны. А на догматику меньше всего Господь
обращал внимания, вообще как будто её и не было. Что означает преломление? Лук.22:19 – “И, взяв
хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие
творите в Мое воспоминание”; и Мрк.8:19 – “Когда Я пять хлебов преломил
для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков?”. Один раз преломил,
раздал и ели, и насытились, а другой раз преломил, совершалась литургия, как говорят, причастие. Здесь тоже надвое
можно понимать, просто ли преломили хлеб. У евреев преломление хлеба не считалось таинством. Вкусить хлеб, преломить
хлеб, как у нас взять нож и разрезать. Обращают на это внимание и толкователи. А вот что продолжил Павел слово до
полуночи, до двенадцати ночи, почему – об этом никто не толкует. А ведь толковал сие место в одиннадцатом веке
блаженный Феофилакт. У меня сразу вопрос возникает, почему он ни слова не сказал, он же был архиепископ Болгарский,
когда проповеди вообще не было, народ не приходил специально для проповеди, не собирался, и собрать его нельзя было.
Никто этого не знал, отстояли, отмолились, как в любом храме, и пошли. Кто-то спросил бы: “Кто будет
продолжать слово?” Какое слово продолжать? Его надо сначала найти, иметь.
Продолжил до полуночи, но случилась неприятность, неожиданность. Это было в Троаде, Павел там семь дней пребывал, и
вот юноша один вывалился из окна и разбился. И Павел вышел, пал на него и после этого, взошед, предложил хлеба и
беседовал с ними даже до утра и потом вышел. Такое важное событие – разбился человек и оно ни во что ставится, но
продолжается опять слово. Где когда было за две тысячи лет хоть один раз подобное – можем мы поставить вопрос этот?
А это самое главное, на что обращает внимание Лука, написавший Деяния. И что бы Апостол говорил, если бы люди не
слышали, лежали бы? Бывает на Рождество, открытый храм, когда людям, живущим далеко, некуда деваться, и они ночуют в
храме. Ночуют, по углам разбрелись, полежали и ночью начинается богослужение. А здесь – Слово. На первом месте
Слово. Люди интересовались духовным и Павел знал, чем они больны, какие вопросы не отвечены, что их интересует, и он
продолжает. Когда у них была служба? Допустим, по-нашему в восемь часов закончилась, продолжим ещё на четыре часа,
это уже двенадцать. В полночь случилось несчастье, и потом слово продолжалось до утра. Допустим, раннее утро, шесть
часов, и то больше десяти часов проповедовал. Вот что самое главное, о чём здесь говорит нам Лука. Блаженный
Феофилакт даже полслова не говорит об этом. И для меня это очень и очень удивительно. Почему? Только потому, что во
времена Феофилакта молчание ведущих было обычным делом, сладостно привычным. А не истолковал почему? Только потому,
что Феофилакт сам был монахом. Он вышел в храме, истолковал догматическую сторону, соединил несколько мест, ибо
толкователь он хороший, но он монах и дальше этого он не мог идти. Монашество – это разрыв с народом. Полный разрыв,
ибо монах не для того призван, чтобы быть с народом. “Моно” – один должен быть. Я стал смотреть по Слову
Божью, что значит беседовать. Павел в тот раз не проповедовал, а после службы беседовал, примерно так, как мы
соберёмся, беседуем, задаём вопросы. Если внебогослужебных бесед нет, то нравственность ушла на дно моря, и с людей
спрашивать нечего. Сегодня криком кричат, какие секты растерзывают Россию. Люди на сектантских радениях, как
загипнотизированные, кричат, топают ногами, входят в экстаз, какие-то чувства у них есть, говорят на разных языках.
Исследуют состояние таких людей, когда входят они в экстаз, и оказывается, что они чувствуют непреодолимое
сексуальное влечение без партнера. И это всё высчитано теми, которые руководят ими. Здесь же была беседа, природа не
выдержала, юноша уснул, полночь, сами знаем, как трудно ночью вставать молиться. У православных не было слова, и нет
его. Я нигде не прочитал, чтобы у русских за тысячу лет кто-то собирался вот так. Еретики, сектанты собирались.
3Цар.10:2 – “пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у неё на
сердце”. Видимо, о государственном устройстве, её интересовали птицы, звери, погода, отчего
бывает ветер. И он ей всё изъяснил. Как он изъяснил – то не написано. Может, сегодняшними мерками его объяснение и
не такое мудрое было бы. Еккл.1:6 – “Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится
на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои”. А почему? Это сегодня учёные разные
определяют движение, приливы океана и прочее. Но она удовлетворилась. Если она беседовать пришла с мудрецом,
которому мудрость Бог дал, но Соломон ничего не сказал о спасении во Христе, то как сегодня-то надо искать бесед
духовных?! Услышал где, какая мудрость, какая беседа, беги туда, хотя летом вы заняты своими дачами. Но всё-таки
собирайтесь, не оставляйте субботние выходы в город, по воскресеньям. Идёте дорогой, беседуйте не о пустяках.
Сегодня будете после богослужения идти до проспекта и подумайте, о чём мы сейчас беседовали. Как искать собеседника?
Иов.12:8 – “или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские”. С
землёю надо беседовать и с рыбами? Но как? Что Слово Божье говорит о них? Как весной обрабатывается земля, но Ты Сам
обработай и моё сердце, Господи. Семя должно быть доброе, не гнилое. Господи, дай это доброе семя. Поливать надо –
ясно, что нужны слёзы. Погода должна быть хорошей, солнце должно светить – все должно быть ясно, должны быть
подходы, пути, дороги. Побеседуй с землёю. Иер.8:7 – “И аист под небом знает свои определенные
времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает
определения Господня”. Разве ты по времени не видишь, что вплотную к антихристу подошло! И с
рыбами морскими нужно научиться беседовать. А что с рыбами беседовать, когда она разговаривать не может? Но у рыбы
тоже есть мудрость, рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Где глубокие мысли, где исследуют Священное
Писание. Как рыба прячется, и ты подумай, как тебе от опасности спрятаться, как в чужой невод не попасться, не
клюнуть на чужую удочку, на приманку какую-то, на крючок, чтобы тебя не зацепили. Да и жить надо не премудрым
пескарём – жил-дрожал, и умирал – дрожал. Есть друзья, Пс.54:15 – “с которым мы разделяли
искренние беседы и ходили вместе в дом Божий”. С кем беседуешь о Божественном, решаешь
какие-то вопросы, и люди тебе очень близкие, и когда они отходят, то это тяжёлый удар. И Давид вспоминает не тех, с
которыми вместе строили, не тех, с которыми вместе паломничали, а с которыми вместе беседовали. Беседа очень
сближает людей, все неровности отходят, мы делаемся родными друг другу.
Пс.76:7 – “припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой
испытывает”. Беседовать с сердцем своим? А о чём с ним беседовать, если там ничего нет!
Пр.20:5 – “Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает
их”. Мысли направить только на Божественное. Ты рассуждай так обо всём, что прочитал или
услышал: а вот если бы я был там! Беседовали до утра. Вообрази мысленно, что к нам пришёл Павел, какие бы мы вопросы
ему задали, что бы мы ему рассказали, на что бы пожаловались, что мы так и не смогли узнать в этой обстановке, что
прошёл собор, а результатов его так и не ведаем. Я бы ему задал вопрос сегодня, как бы он посмотрел на это дело. Но
Павла нет. Приходится листать четырнадцать посланий Павловых и узнавать. И в них мы можем многое найти.
Пр.6:20-22 – “Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи
их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдёшь, они будут руководить тебя;
когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою. Конечно,
мирские родители только по мирской мудрости подскажут, а Отец Небесный через верующих даст заповеди разуметь, и о
том размышляй.
Деян.13:43 – “Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из
язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати
Божией”. Слова по отдельности нам понятные. Священники любят говорить постоянно:
“благодать, благодать”. И прихожане приучились к тому же: “Благодать, благодать”. А вот
прибывать в благодати как? Может, к мощам прикоснуться? Не было мощей, значит, Павел и не мог посылать к ним. Может,
быть в храмах на литургии, в храмы чаще ходить? Но храмов не было, по домам собирались. Может быть, он говорил им
ходить паломничать в Дивеево, в Почаево, Киево-Печерские? Этого вообще не было, ещё тысячи лет до того. Бегать за
батюшкой: “Благослови, батюшка!” и так на каждом шагу? Но и этого никто тогда не знал, это всё монахи
придумали. Тогда что же это такое? Пребывать в благодати, пребывать в том, чему я вас научил. В благодати Христовой,
в том, что даром дано спасение. Бог имеет дело с теми, которые не грешат. Иоан.9:31 – “Но мы
знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает”. Я
научил, как верить, рассказал о заповедях, пребывайте в этом. Не закрывайте Библию, читайте её. Бог Иегова послал
Сына Своего, Который умер за нас. Это благодать, это даром данный дар не по делам, не по справедливости, а по
милости – пребывайте в этой благодати. Кто бы вам что иное ни обещал, не ходите за ними – это обманщики, лютые
волки. Из вас самих восстанут архиереи, епископы, будут говорить превратно, чтобы увлечь за собой, соединения им
какие-то нужны. Они не знают Бога. Это дельцы от религии. 3Ездр.16:51 – “так правда возненавидит
неправду, украшающую себя, и обвинит её в лицо, когда придёт Тот, Кто будет защищать преследующего всякий
грех на земле”.
Деян.19:8 – “Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о
Царствии Божием”. Не о догматах. Как удостоверять о Царствии Божием? О том, что оно потеряно
было и Бог не оставил людей, послал на землю Сына Своего Иисуса Христа, воплотившегося от Девы Марии. И Павел
удостоверял, и проверить слова Павловы нельзя было ни по чёму, как только по Писанию. Пророчества были, что родится
Иисус в Вифлееме, и вот Он родился. Было сказано, что Дева родит: “Се, дева во чреве”, вот оно и
исполнилось. И, удостоверяя, вёл их. И Он родится от колена Иудина, родится Он не от римлян, а от евреев. И Апостол
всё доказывал, доказывал, вёл и удостоверял. Люди, знающие Писание, удостоверяются. А если доказательства не по
Писанию? Занимаюсь материалами, которые на соборе были. Я точку не могу поставить, пока батюшки нет, но смысл уже
очень понятен. Потрясающие вещи, что там не разрешали фотографировать, не разрешали на магнитофон записывать ничего,
съёмки вести. И ходили специально свои как шпионы, которые смотрели, не работает ли у кого-то магнитофон, чтобы
никто ничего не записал. Ни на одной конференции, ни на одном «круглом столе» я такого не видел. Даже на суде с
отступниками, судья сказал: «Записывайте», - и всё записывали. Если ты говоришь правду, то пусть её все знают. Я
хочу, чтобы эта проповедь до конца вселенной прошла. А что вы боитесь, когда все здесь избранные люди, чужих никого
нет? Иоан.3:21 – “а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в
Боге соделаны”. Еф.5:13 – “Всё же обнаруживаемое делается явным от света,
ибо всё, делающееся явным, свет есть”. Это Христос говорит. А делающий зло ненавидит свет.
Если не дали записать, то люди всё равно будут говорить, перетолковывать. Сами себя подрубили.
Прем.8:12 – “Когда я буду молчать, они будут ожидать, и когда начну говорить, будут внимать, и
когда продлю беседу, положат руку на уста свои”, - говорит премудрость. Когда мне дали
квартиру в бараке, на Второй Строительной, и вот идут соседи все, поговорить им надобно, то я не мог никак отбиться,
мне на работу, а они сидят. Кто заходит, я топор отложил, беру Библию: садитесь, дорогие гости. Сразу засобирались:
“Мне некогда”, торопится. Я дверь закрываю. Кто бы ни пришёл, я скорей лучшее место Библии открываю,
усаживаюсь, начинаю вести беседу. Посетители сразу: “У меня дела дома, ребёнок, на работу надо”.
“Да подожди, ещё успеешь!” Вырвались, обходили мой дом все шестнадцать лет. За шестнадцать лет ни один
больше не пришёл. Продолжи беседу, и беседа выявит. Сир.27:4 – “При трясении решета остаётся сор:
так нечистота человека — при рассуждении его”. Сир.9:20 – “Рассуждение твое
да будет с разумными, и всякая беседа твоя — в законе Вышнего”. Я о слове “беседа”
разговор веду, как надо беседовать. И Павел продолжил беседу до утра, но как? В законе Вышнего. Это имя Господу
Богу. Сир.27:7 – “Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей”.
Ибо она есть определитель, кто такой человек, побеседуй и увидишь. Ты заговори, и я узнаю кто ты. Сир.27:11 –
“Беседа благочестивого — всегда мудрость, а безумный изменяется, как луна”. Всегда в
беседе должен быть страх Божий. С кем бы ни сошлись, узнали коротко, как житьё, как здоровье, а это в одну минуту
вложить можно. И начинайте беседовать, расскажите, что слышали Божественного, узнали, что непонятно было. Познавать
путь Божий – это беседа благочестивых. Сир.27:13 – “Беседа глупых отвратительна, и смех их — в
забаве грехом”. Чтобы с нами этого не случилось, чтобы нас не назвали глупыми, за беседой надо
следить. Вот даже здесь, когда приходите в трапезную, о чём беседуете, о чём разговариваете – наблюдайте за собой.
Слово Божье предупреждает нас, что беседа глупых отвратительна. Я издалека на улице вижу, что безбожники смеются. Не
думайте, что они что-то хорошее говорят. Они говорят плохое – над хорошим не смеются. Идут двое христиан, посмотрите
на них даже издалека, и можно узнать, что это верующие, спокойно беседуют. Издалека можно узнать, верующий это или
неверующий.
Итак, если бы кто посмотрел, как Апостол Павел вёл беседу, и заснял на плёнку, и показал нам, то это был бы образец
того, как надобно вести беседу. И мы сейчас бы узнали, что беседовал он о божественном законе, продлил беседу, и она
направлялась в закон Вышнего, и утром простился. Я думаю, что он не оставил в этой общине ни одного человека,
который бы сказал, что какой-то вопрос его не разрешился. Ну, конечно, он не три тысячи сто вопросов разрешил, но
поменьше, и однако в четырнадцати посланиях он разрешил нам не менее четырнадцати вопросов. Аминь.
Монаху всё вне келии греховно,
Пещеру роет, заедая пылью,
Он за святыней по пескам охотник,
На островах для бисера застынет.
И главное, подальше от людей,
От этих тварей, что его родили;
Прославится с ним рядом и медведь,
И пепел, поедаемый в кадиле.
Но кто-то же соткал монаху ряску,
И кто-то сшил скуфейку по размеру.
О том он думать не охоч, напрасно,
Его обязаны кормить по нищей вере.
А это мог быть на вершине я,
В дрожь удивленья бросивший кормильцев.
Мной ради Бога брошена семья,
За них усердно с потом мне молиться.
Конечно, мысль о собственной карьере:
“Да есть ли кто-то выше и угодней?!”
Глас некий услыхать, ему поверить,
Идти в селение такое-то сегодня.
И там есть женщины, лежащие с мужьями,
Ласкающие деток и супруга,
Смиренье больше в них, в том убедитесь сами,
Хотя и им приходится здесь туго.
Учёба кончилась, пошёл к постылой келье,
К засаленной рогожке и подстилке;
Отныне сам себе кажусь я вошкой мелкой –
Отшельничество явно не по силам.
О, если бы Бог веру даровал,
Что воля Иеговы в Слове Божьем,
В отчаянье бы волосы повсюду рвал
За жизнь и за сосуд пустопорожний.
Так почему ж мне авва не сказал,
Что будет Бог судить по Вечной Книге.
По Библии, отверзшей мне глаза,
И я не гнил бы здесь подобно гниде. 21.06.06. ИгЛа
Список всех проповедей