размер шрифта

Поиск по сайту




Медлен на гнев

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 16

Указатель: Иак.1:19

Иак.1:19 – «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». Сколько нам здесь даётся наставлений. Почему именно это сегодня установлено читать в храмах? Сегодня крещение, но не все знают, что этот праздник празднуется с первого века, и он соединялся вместе с Рождеством, но предпочтение почему-то отдавалось крещению. Я постепенно дохожу до этого и думаю, что Рождество считалось настолько естественным, всеобщим, а крещение - это частное, дело лично каждого. Христос родился и Младенцем был. Но если это ко мне не относится, если я не вошёл в Его стадо, то какая мне от этого польза? У первых христиан в первоапостольской Церкви у них всё переваливало на сторону реальности на сегодняшний день. Не так, как мы сейчас услышали про Ария – зациклились на тогдашнем пресвитере. Ни Ария, ни Нестория нет уже тысяча семьсот лет, а сегодняшние еретики, которые сегодня здесь и их всех надо исследовать - не упоминаются. Нашёлся человек духовный, просвещённый - Григорий Петров, находясь в узах, написал акафист «Слава Богу за всё». Но время-то идёт, почему дальше-то не пошли, а на этом остановилось? Нет гимна творчеству. Я предлагал, но времени не было и силы, что необходимо составить такие же акафисты на отдельные области науки, конкретно создать акафисты и за художников, отдельно и про астрономов, упомянуть обо всех открытиях таких учёных, как Ньютон, упомянув всех, которые такие чудные законы всемирной механики открыли. Я тут беседовал с академиками, просил помочь, но у меня не сдвинулось. Тут должен быть задействован, видимо, какой-то всё-таки человек, оторванный от мира, и соединить его с тем, что в мире. Отдельный акафист химии. Что, химия нам мало дала? Смотрите, сколько сейчас всего. Без химии никуда, от посуды до одежды – всё химическое. Как это развивалось, какие были люди, как прославляли Господа. Учёные, которым присваивали Нобелевскую премию, очень умные люди. Я посмотрел в энциклопедии, три человека было за всю историю, которые дважды получали нобелевскую премию в виде исключения, притом посмертно она не присваивается. Как бы поощряет людей к дальнейшему проникновению в тайны биологии, физики, математики. И всё это в совокупности должно быть известно даже самым малым людям, потому что за всё надо славить Бога. Давид в то время, две тысячи лет назад, пастушонок, может быть, даже не окончивший школы приходской, за всё славил Бога. Откуда у него это было, что он многое провидел: Пс.88:38 – «вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах». Откуда ему было знать про луну? Про овечек он понимал, воинственный был, мужественный, это у него не отнимешь, артист был хороший – жизнь свою мог спасти благодаря перевоплощению в юродивого. Но откуда про луну смог узнать? Сейчас едва-едва могут наскоблить свёрлами с луны, такая она твёрдая. По древности книга Иова приравнивается к Бытию, самая древняя книга, быть может, в Библии, и Иов упоминает о созвездиях, которые астрономы только сегодня исследуют, что они удивительны, не вписываются в общий распорядок движения звёзд, упоминается в числе их Большая Медведица, Орион. Иов.38:31 – «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?» Сегодняшнее чтение – Слово Божие через Иакова. А Иаков какой грамотей-то был? Но ведь одно предложение на тысячелетие хватит расшифровывать. «Всякий человек», – всякий, это и ты, сидящая здесь, немощная, больная, слепая, и ты, который с отличием получил диплом. «Всякий да будет скор на слышание» Я ставлю вопрос: слышание чего, подслушивание? Сегодня радио не выключают, хотя и не всё слушают, что оно говорит. А дальнейшее покажет, что речь-то идёт о Слове Божием, о том, что ведёт ко спасению.
Когда Серафима Саровского спрашивали, почему у них не получается, а вот он смог. Что они имели в виду? Видимо, отречение от мира. У него и спрашивать не надо было. Не евангельский путь он избрал – прятаться от людей. Евангельский путь – идти к людям. Но, однако, у него было же своего рода тоже мужество: лишиться всего, отречься, у него же тоже своя какая-то перспектива была, тоже какая-то карьера могла быть более привлекательная, чем сидеть с медведями, ждать, когда разбойники его топором будут охаживать. И он показал, что людям не хватает решимости. О Наполеоне так говорят, что он говорил: «Главное –ввязяться в драку, а там видно будет». Мимо не проходи. Иногда так, начинает человек борьбу, и вообще ни одного процента на его стороне нет, хотя надо заранее высчитать, прежде чем идти. Обстановка иногда бывает такая, что приходится и без детального расчёта вступать в смертельную схватку. Ты видишь, что одни еретики вокруг тебя, одно безбожие. Выйди, скажи хотя бы одно слово, как первые христиане. Вышел на арену, сказал: «Я – христианин», и начались пытки. Надо решительно когда-то оторваться от прежнего, надо быть скорым на слышание, на призыв Божий. Стена церковная разрушена, попы бессовестно попирают каноны и знать их не желают. Одному вот десятки раз говоришь, но, проходит время, он опять за то же. Ну почему ты опять за то же? Забыл! Рассеянный, ненапряжённый разум. А другой краем уха услышал только, сразу принял себе, у него уже в запаснике лежит. Не о нём даже речь шла, а он уже всё применил. Сирахов Иисус этим отличался от других, он много ездил, всё доброе собирал. Собирал и в себе всё это сохранял, а потом отдавал людям, привёл в порядок – такой аналитический ум был из всех Евангелистов более всего у Луки. Он, получив предыдущие Евангелия, встречался со свидетелями, те которые были на личной встрече со Христом, с Пресвятой Богородицей, и всё это в себе по полочкам разложил – это самое подробное Евангелие. Лук: 1:1-3 – «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил». А сам со Христом не ходил. Матфей писал то, что сам слышал, а может, и подзабыл, а может, встал на молитву и выпросил всё припомнить. Почему притчи о самарянине ни у кого больше нет? В самом рождении-то Ангелы явились, и Матфей этого не написал, а откуда Луке было знать. Значит, он около Божьей Матери часто был. Почему приписываются ему четыре иконы? Он был художник, видимо.
Нужно быть скорым на слышание. Лук.2:19 – «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём». Слагала, не забывала. А не так, как многие ныне, услышали и бросили за себя, как бы и не слышали. За слышание отвечать придётся. Человек должен быть очень быстр на слышание и медлен на слова. На какие слова? Если речь идёт впереди о Слове Божием, то, очевидно, медлен на слова, которые ты против Библии говоришь. Если ты всё не исследовал, а может, один раз и прочитал Библию, я знаю, что некоторые у нас ещё ни разу не прочитали, то будь медлен на слова – вопреки не возражай, ты ещё ничего не знаешь. Медлен будь на возражение, на сопротивление, на высказывание своих мыслей: «а я так думаю». Ну и думай, сиди дома – ты сначала прочитай, посмотри, как святые отцы разумели это дело, а тогда выдай какое-либо предложение, если оно есть. И дальше: «медлен на гнев». На что люди гневаются? Не нравится им Слово Божье, не нравится, что обличаются через Слово Божье. И надо быть медленным на гнев. Я решил по всем пунктам посмотреть в Слове Божьем, где и кто был очень скорый. Потому он говорит - отложивший начатки злобы, если она есть на что-то, в кротости принять насаждаемое слово. Речь-то идёт о Слове. На меня священники чуть не все и архиереи многие страшно гневаются. Почему? «Да что вы всё с Библией, как сектанты какие!» Сейчас я гляжу в послания архиереев и не знаю, с чем сие связано, но так часто стали встречаться места Писания, правда, главу от стиха не могут отличить. Через точку с запятой отделяют. Если стоит между главой и стихом точка с запятой, ты мне можешь не говорить, что ты знаешь Библию, ты её в руках не держал. Даже одно это, точка с запятой, мне всё о тебе скажет. Человек, держащий в руках Библию, будет отделять их двоеточием, как в симфонии, или, в крайнем случае, через запятую. Это всё равно, как меч взять не за рукоятку, а за лезвие, и рукояткой бить кого-то. Я вижу, как ты взял, каким концом, взял не за ручку, а за лезвие.
Сир.49:23 – «и Святой скоро услышал их с неба и избавил их рукою Исаии». Напал Сеннахирим-захватчик. Когда воззвали: Господи, зри, какие угрозы» - то Господь скоро услышал. Скорый на слышание наш Господь. Итак, всякий человек да будет скор на слышание. Пример – наш Господь. Он слышал Отца небесного, Он слышал Его голос, и Он с Ним разговаривал, и Господь наш скорый на слышание. Ис.58:9 – «Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиёшь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Разве Бог глухой? Ис.59:1 – «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать». Иногда Давид и так вопиял: Пс.43:24 – «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда». Кто же посмеет сегодня так разговаривать даже с начальником? Постучал два-три раза, открыл кабинет: «Ты что спишь тут за столом?» С Богом так разговаривает, какие-то фамильярные отношения. А мы это все читаем, - это Псалтирь, другую книгу, может, и не читают, а эту живому и мёртвому читают, и не поймёшь, кому читают. Пс.142:7 – «Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу». Мы можем собственным опытом поделиться, как скоро Господь слышит. Пс.138:4 – «Ещё нет слова на языке моём, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно». Иногда даже слова ещё на языке нет, а только помыслил, и дверь открывается, и несут тебе то, о чём ты молился. Иоан.11:29 – «Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему». Говорится о встрече Христа с Марфой и Марией. Мы привыкли о Марфе рассуждать так, что это хлопочущая хозяйка, ей лишь бы всё было приготовлено, а в Писании она не очень разбирается. А вот здесь всё показано на оборот, что впереди Марфа, она с Господом разговаривает о великих делах, и Господь вопрошает её, верит ли она. Иоан.11:24 – «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Абсолютно точно по Писанию ответила. Это Марфа приводит слова, а не Мария, которая у ног Иисуса сидела, а Марфа хлопотала – о том постоянно читаем, а вот это место очень редко.
Марфа была начитанная в Писании, разбиралась в богословских вопросах не хуже Марии, а может, даже и лучше, потому что она тут даёт такие ответы Господу, которые мы сегодня применяем в беседе с сектантами. И она пошла и сказала Марии, что Учитель здесь. Вот в беде-то Он больше всего мне и нужен. Иоан.11:29 – «Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему». Надо слушать, и если скажут что где-то кто-то собирается, занимаются Словом Божьим, как у нас здесь, то поспешите. Если ты сегодня откладываешь посещение места собрания верующих из-за того, что нет времени, то дальше времени совсем не будет. Ты сегодня говоришь, что у тебя немощь, то ты думаешь, что дальше здоровье прибывать будет? У тебя сегодня только один зуб болит, а завтра ни одного не будет. Сегодня только в почках камни, завтра мозги камнем сделаются, сама в камень превратишься. Поэтому считай, что сегодняшний день самый благоприятный, чтобы быстро слышать. Я уже много раз об этом говорю: спешите, завтра подниматься уже некому будет. Это относительно Слова Божия, конечно, и это место толкует Блаженный Феофилакт так, что относительно изучения божественных предметов Апостол заповедует быть стремительным. Услышал духовное и сразу же к себе бери. Даже одно слово доброе, никак его мимо не пропусти, даже за стенкой что-то читается – ухвати. Как читаем мы о Евдокии-блуднице, монах Герман читал за стенкой ночью о Страшном Суде, и он вслух читал, – хорошо читать вслух. И она, лежащая там блудница, порнозвезда тогдашнего мира, обратилась к Богу. По-сегодняшнему сказали бы, что самая сексапильная женщина ближнего Востока клюнула на голый крючок проповеди. После окажется святой инокиней, и даже настоятельницей монастыря, и великую силу получит от Бога. В каком бы ты ни был призван положении, ты только осуди своё прошлое, связанное и с блудом, сожги, не оставь ничего. Что заработано было, считай навсегда потерянным: «Дай мне всё новое, обнови меня». Пс.50:12 – «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Евдокия была скорая на слышание. Утром послала служанку узнать, кто там и что читал. И далее мы знаем, как разворачивается картина. Она один раз услышала и всё приложила к своему сердцу. Что мне делать?– один только вопрос. Скорый на слышание Савл пал на землю: «Что повелишь, Господи, делать?» Люди услышали первую проповедь Петра, и тут же говорят: Деян.2:38 – «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» Покайтесь, примите крещение, и Бог даст вам Духа Святого. Один раз услышали... Родственники наши сколько раз от нас слышали, так почему же они не обращаются к Богу, может что-то в нас – я не знаю. Пс.101:3; 68:18;142:7 - непрерывно повторяется: «Скоро услышь меня, Господи». Научитесь повторять эти слова. Но если Я тебя услышу, - Господь говорит, - и ты слушай, когда к тебе обращаются за помощью, по нужде. Пр.28:14 – «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадёт в беду». Когда обращается Господь к нему раз, другой, а человек замкнулся в себе, он обязательно попадёт в беду. Скор был на слышание евнух, который ехал, и одно только слово от Филиппа услышал, и тут же: Деян.8:36 – «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?» Курс оглашения кончился. А почему? Он готов был. Песн.8:13 – «Жительница садов! товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его». Кто-то читает Библию, подошёл: «Дайте и мне послушать», - читает; «Дай и я почитаю вслух». А то не заставишь. Приучите, чтобы и в детях была жажда, рассказывайте простым языком.
Деян.10:22 – «получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих». Я читал у Достоевского, когда он ещё ничего не знал о Евангелии, и он пишет про старца Зосиму, который даёт наставление: «Ты не бойся пригласить к себе людей, что половики у тебя истопчут. Пригласи, побеседуй с ними, поговори о Слове Божьем, чтобы дом сделать домашней церковью. Чаще приглашайте к себе друзей». У нас постоянно обстановка меняется, кто-то больной, тут целую акцию можно провести, чтобы приходило определённое число людей в больницу. Создать молитвенные группы, чтобы круглосуточно у нас в общине шла молитва. Общеизвестно, как неусыпающая псалтирь читается. Разбейтесь по группам по три, по четыре человека в определённое время, кому-то ночью попадёт. Пройдёт год, можете поменяться, другие часы взять.
Будь медлен на гнев. Кто гневался, и гнев их был неоправдан, то мы не должны брать пример с этого. Не гневаться нельзя, потому что и Господь гневается. Написано: Мрк.3:5 – «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». Иаков любил очень жену свою Рахиль, а детей не было. Всё было по любви - и объятия, и поцелуи, а детей нет. И она к нему приступила: дай мне детей. Иаков переменил к ней отношение сразу: Быт.30:2 – «Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» Видимо, на неё это подействовало, и больше не читаем, чтобы она к нему приступала. Так что что-то надо требовать, а о чём-то умолчать. Моисей дал указание, чтобы сыновья Аароновы ели определенную жертву за грех народа. А они не ели. Исх.16:20 – «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, - и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей». А тут чуть что сказал, чуть голос повысил: «Что ты на меня кричишь!» Сразу в позу становится. Моисей разгневался, Иаков разгневался. Моисей повелел в пятницу манну на субботу набирать, а раньше набирать столько, сколько съедите только на один день. А они набрали больше, у них в сосудах всё пропало, воссмердело. У вас пропадает много, посмотрите, сколько вываливаете. Так что если портите пищу, и муж разгневался, то это справедливый гнев. Мы рассматриваем, когда и где может быть оправдан гнев, а где он недопустим.
2Цар.12:15 – «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это». Нафан рассказал Давиду про украденную овцу, и Давид сильно разгневался. Мы очень гневаемся на чужой грех, не видя себя, а может быть, виновные сами в этом же, и когда Давид говорит, «смерть этому человеку», тогда Нафан говорит: «Это ты». И сразу утих гнев Давида, и он говори: «Прости, Господи!» Вот наши суды. Если бы сегодня так представил Господь каждому судье, прокурору перед глазами его грехи, то помягче бы судили. 4Цар.5:11 – «И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу» Вот такая епитимья, и её надо принять. А то любим батюшку только тогда, когда по головке священник гладит, да в макушку целует. Апостол Павел вопрошает нас: 1Кор.4:21 – «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» Елисей, когда умирает, призывает к себе царя, даёт ему наказ выстрелить в окно, а сам руку наложил на его руку. Это означает, что будет победа. Потом говорит: «Бери стрелы», - а сам, уже умирающий, лежит на смертном одре, тут, кажется, как надо умильно говорить, а он отдаёт приказы, как военачальник: «Бей в землю стрелами». Тот ударил три раза, остановился. И написано: 4Цар.13:19 – «И разгневался на него человек Божий, и сказал: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь [только] три раза поразишь Сириян». Я подумал, как это относится к нам. Мне говорили, вот, выиграл ты дом этот, ну и замри, не лезь, а то тебе тоже попадёт. Но, по милости Божей, Господь позволяет бить и пять, и шесть раз, чтобы остальные сражения были выиграны, а на врагах был страх. Я подумал, - вот на смертном одре дедушка лежит, умирает, – да какое тебе дело до побед и прочего. Нет, нам до всего дело. И даже разгневался, и за это нет осуждения нигде Елисею. Праведный гнев.
2Пар.16:10 – «И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и [некоторых] из народа в то время». Гнев царя был не оправдан, и царь пострадал. 2Пар. 20 гл. про царя Озию, как он захотел покадить, священнические дела приватизировать, в алтарь полез. Его священники удерживают, а он: «Что вы мне указываете, я царь». Разгневался, и проказа покрыла тотчас его лицо. Так что относительно священных дел, алтаря будьте всегда очень аккуратны, осторожны. Чтобы восстать на что-то такое, десять раз оглянись на Озию, ибо он был прокажённый и был изгнан, а гнев отобразился на лице. Пр.19:11 – «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам». Сир.8:17-19 – «Глубоко смири душу твою. Помни, что гнев не замедлит, что наказание нечестивому — огонь и червь», чтобы Господь избавил нас от гнева. Человек должен быть медлен на слова всему вопреки и медлен на гнев. А если гнев подошёл, попроси Господа утишить его. Это мы всё находим сегодня при крещении. А ныне будет дана и вода крещенская. Чтобы Слово Божие вошло в нас, омыло, как водой крещенской, уши наши были промыты, быстро слышали Слово Божие, и язык медлен на гнев, чтобы этой же водой затушить пламень гнева. Аминь.

Мне некогда в смирение играть,
В любезностях шикарно рассыпаться;
Не выборочно, а почти подряд
Приходится хватать и затыкать им пасти.
Настырные, нахальные сектанты,
Тупые коммунисты-людоеды
Объединились с дьяволом в Антанту,
Всю жизнь за мною изверги по следу.
И потому и ночью начеку,
Далёко за полночь горит в окне свеча;
Их подлости прошедшие учту –
Старались всё за мною подмечать.
И нечего мне цацкаться с зверьём –
Боролся с ними по судам, в газетах;
Хотелось им меня сожрать живьём,
Мочить не на пустом клозете.
И потому мой слог гремит железом,
Они сорвали с крыши те листы;
В мои труды бессовестно залезли,
Карабкались, как бесы на кресты.
Жестоковыйные, кого не гнали вы,
От раскулаченных калеки догнивают.
Какой бы ни коснулись вы главы,
В мозгах одна извилина кривая.
Подыскиваться, искажая суть,
Соблазн в словах отыскивают смачно;
Мы знаем, имя наше пронесут,
Как неугодное, и вороньё растащит.
Лишь на молитве отдых членам всем,
Слова нежнеют, голубеют слёзно,
Вприкуску со слезами пью и ем,
И горькой жалобой натруживаю дёсна.
Чья душенька в грехах не очерствела,
Найдёт и нежность в угловатых строчках.
С Христом моя душа дошла к расстрелу,
О чём нам Библия с суровостью пророчит. 03.03.06. ИгЛа

Список всех проповедей

422

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: