размер шрифта

Поиск по сайту




Закхей

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Лук.19:1-10

13.02.05. Сегодняшнее чтение о любопытном Закхее. Осталось ровно четыре недели до начала Великого Поста. Каждый год начинается подготовка именно вот с этого момента. Закхей на дереве. Итак, по порядку каждое воскресное чтение, следующий год повторится точно так же.

И вот две тысячи лет даётся пища из этого чтения каждому. Что можем мы взять, когда в прошлом году это событие было уже разъяснено, что нового взять? Постараемся найти. Лк.19:1-10. Четыре недели. Закхей на дереве. Не написано “слезь”, а “сойди” – так переводчики перевели. Каждый сидит на своём дереве. А что такое дерево? Это возвышенность. Он занимается видением – созерцанием. Я так подумал: «Готовый монах». У них вершина всей деятельности – это созерцание. И он залез, и Господь его увидел. А вот теперь сразу же повеление: сойди оттуда. Созерцание кончилось, наступила деятельность. Дальше у него будет раздача имения. Вот на этом всё и замерло, практически две тысячи лет стоит. Христос ушёл. Вы думаете, куда Закхей делся? Он опять на дерево залез и там сидит. Мы даже предположить этого не можем, но ведь фактически так и получилось. В истории церкви как только человек уверовал во Христа, видят, что он серьёзно верит, его снова сажают на это дерево. У тебя встреча со Христом была? Ну, я уверовал.

Ещё надо разобраться, была ли? Но на этом дереве созерцания просидели все монастыри. А ведь история-то показывает, да и из Жития святых узнаем, что Закхей стал проповедником. Сразу он пошёл за Господом, всё оставил. Вот он первый урок: «Сойди». Дальше восьмым стихом он говорит так: “Закхей же, став сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Его никто в этом не оспорил. Я хочу сказать, что первую часть – раздам половину – многие сделали, а вот вторую - если я кого обидел, воздам вчетверо – я пока никого не встретил – это невыполнимая задача стояла. И видимо, он не дорос до того уровня, чтобы Господь ему сказал.

Всё имение богатого-то из чего состоит, вместо моего наработал в четыре раза? Ну, я работал, у меня выработка была почти всё время 280-300 процентов – строительные работы, а у меня ничего нет, один старенький велосипед. Откуда у него эти миллиарды, у другого-то? Так вот если кого ты обидел, кому недоплатили зарплату, отдать-то вчетверо, так тебе надо в четыре раза увеличить своё награбленное. Как задумаешься, а ведь сказал-то он, совсем не подумав. А почему и откуда взял? Ворованное.

Исх.22:1 – «Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу».

Я не понимаю, с чем это было связано, объяснений нет, но если быка своровал, то пять быков. А почему не четыре, если овечки четыре? Закон Моисеев так гласит. И он, видимо, считал, что он по-малому воровал вот этих овечек, стриг их. И поэтому по-большому же грабительству, как сегодняшние олигархи, он не решился в пять раз воздать, а вчетверо. Дальше наступает: «Если кого чем обидел», то есть он сомневается: а может быть, я и не обидел никого. Слово “если” – очень интересное слово. Когда не занимаешься, просто, ну а что если. Мы на каждом шагу говорим: если я не приду, ты знаешь, где ключ лежит; если не приду, обед там, на столе, разогреешь. Ты и мужу говоришь, муж тебе говорит.

Оказывается, слово “если”, я его сегодня хочу объяснить, имеет очень многогранные оттенки. Первое – это сомнение. «А если он придёт», - и дальше говорим. «А если там встретите», - дальше... А иногда просто одна из вариаций: будете соблюдать, если... и дальше говорится, то я сделаю то-то, Господь говорит. Я до конца не могу исследовать это слово, но вчера начал исследовать, и гляжу, конца и края нет, какие значения у этого слова. Одно то, что в Библии это слово встречается 1885 раз. Я подумал, может, и в этом какой-то смысл заключён? Дай, думаю, я его разделю, тем более, компьютер под рукой, на 365 дней: сколько же раз слово “если” Библия даёт нам возможность сказать. И оказалось – ровно по пять. Я дальше стал исследовать: а что означает “пять” – какая цифра в человеке? А у каждого человека пять органов чувств: зрение – глаза, слух – уши, дальше обоняние – нос, осязание – руки и вкусовые качества. Всё! Я подумал, я не настаиваю на этом: может быть, действительно мы должны поставить преграду уверенности: всё, я вижу правильно; всё, а написано: “глазам не верь!” У святых так иногда было, они столько зацикливались на целомудрии, что если видели где насекомых совокупляющихся – грех, похоть; он по-другому не мог мыслить. И, наконец, за одним братом стали замечать такое, что он приводит женщин и прочее. И однажды заходят, они прямо возле кельи лежат и «любовью» занимаются, один из монахов тогда пнул их, перешагнул через них: «Ну можно было отойти в сторону. Господи, помилуй, до чего дошло». Обернулся – ничего нет, вчера принёс камыш какой-то, два снопа так и лежат рядом. Вот как сатана сделал-то. Ты глазам своим не верь, а уж по слуху судите – Господь не судит, говорит:

Быт.18:21 – «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю».

Даже Бог сходит на землю, чтобы убедить нас, что надо не верить глазам и не верить слуху, а убедиться самому.

Ну и вкус? Что любим вкусное? Ты у ребёнка спроси, он тебе скажет: шоколадку дай ему, конфетку. Однако сладкое в жертву не приносится, нигде в Библии нет, чтобы мёд приносили в жертву - вообще отсутствует.

Исх.12:8 - «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его».

А с горькими травами ели даже в пасхальную ночь. Значит и вкусу не надо доверять, и ощущениям. Может быть, действительно так сколько раз слово “если”, - и ровно на каждый орган чувств, чтобы мы везде и всюду сомневались: «А правильно ли избрал путь?» Сомнение – это хорошее дело. Сомневаться не надо в том, что в Библии написано:

Иак.1:6 – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой».

Я тоже подумал, а почему не дымом? А от дыма вообще ничего не остаётся, а от волны - смотри, цунами что может сделать. Ветром её поднимает, иногда бывает с семиэтажный дом волна идёт и ветром её однако развевает, она улегается. Какая мощь, сила, перед ней ничто не устоит, а ветром развевается – нигде ничего нет. Вот так человек с двоящимися мыслями, который не твёрд во всех путях своих. А в божественном мы должны быть как скала недвижимая – так сказал Господь Бог:

Ис.1:2 – «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня».

В Новом Завете слово “если” встречается 560 раз, а в Псалтири 35 раз. Я решил все места посмотреть, и такое большое разнообразие, но встречается это слово впервые в Быт.4:7 – “Если ты делаешь добро...” и дальше говорится, а “если делаешь зло” – и вариант какой. То есть добро когда делаешь, не поднимаешь ли глаза к небу, радостно молишься: Бог Иегова, услышь меня, я молюсь Тебе, Мой Создатель, благодарю за Сына Твоего Иисуса Христа. А если делаешь зло, глаза опущены. “Почему лицо твое поникло, Каин? Грех лежит у дверей” – вот оно где, “если”. Даже по этому можно узнать: если человек поднимает голову кверху, не значит, что он святой:

Ис.10:12 – «И будет, когда Господь совершит все Своё дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его

– Исаия говорит. Значит, надо разобрать, что в основе этого поднятия глаз лежит.

Пс.7:4 –Господи, Боже мой! Если я что сделал, если есть неправда в руках моих”.

Давиду ли было так молиться, думаешь, но он оставил эту молитву нам. “Если неправда” – у него одна неправда иногда только в руках и была. Жестокости, которую проявлял Давид, на страницах Библии я больше нигде не нашёл, он не просто пленников убивал, а придумывал обжигательные печи, специальными гусеницами-танками разминал, отсчитывал верёвками на земле: «Вот три верёвки – в пропасть сброшу, две веревки (по длине верёвки сколько лежат рядом люди) – а вот я их повешу, а ещё одну верёвку – туда-то.

2Цар.8:2 – «И поразил Моавитян и смерил их верёвкою, положив их на землю; и отмерил две верёвки на умерщвление, а одну верёвку на оставление в живых».

Ему зачем это нужно было? А это, видимо, для того, чтобы страх навести на окрестные народы, не знающие Бога. По-человечески оправдать никак нельзя. Но Иисус, сын Давидов. Нам его не судить, мы можем только исследовать. Он говорит: если есть неправда. Видимо, говорил он не о делах своих, а о делах верности Богу. Зачем бы он говорил? А вот в верности Богу его нельзя было уловить, в самые трудные моменты он тут же падал, раскаивался: грешил я пред Богом. И Нафан тут же говорит: “И Бог простил тебе вину твою”. Вот что нам нужно: все “если” свернуть на одну тропинку к Моему Господу. Я не знаю, я каждое утро сомневаюсь, правильно ли мне сегодня перед глазами это было, да и сны какие-то были: если от Тебя, Господи, Ты Сам укажи и покажи, но я верить не буду. А вот сказал: «Я слышал, что брата осудили, а может быть, не так, потому что часто видим согрешающего, но не видим кающегося». И везде вот это “если” нужно ставить.
 

Рим.2:19 – “И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет находящихся во тьме

– ставь и это под сомнение. Всё время нужно держать себя под контролем Священного Писания; не доверяй глазам, ничему не доверяй, не доверяй тому, что ты читаешь Слово Божие. Правильно ли ты его понимаешь: вопрос? В зависимости от испорченности, люди говорят, так человек и понимает: насколько испорчен. Я прочитал у Виктора Гюго, что тяга в монастырь была обратно пропорциональна красоте женщины. Если она была известна, более красива, то что бы она лезла в монастырь? Но однако в Житиях мы встречаем наоборот: неписаные, неописуемые красавицы шли туда, их так научили, но у них была великая любовь к Господу, Который был Женихом их души. Итак, “если угодно Господу” – это как образец, как нам нужно говорить. Иногда человек решается сотворить какое-то дело, высчитал и видит, что ему здесь большая выгода будет, действительно переехать надо. И уже заранее подсчитанная выгода у него на книжке лежит, однако Священное Писание говорит, что ты:

Иак.4:15-16 – «Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло».

Два варианта: Ему угодно, да я не живой; или я живой, да Богу не угодно. А вот надо, чтобы совместилось: если Господу угодно, и живы будем, то сделаем то и другое.
 

Сир.39:7 – “Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума

- человек. Господи, я хочу исполниться духом разума для служения Тебе, я готов Тебе послужить. А уж Бог даст или нет? Разные люди по уму бывают, бывает, что ребёнок старается – ничего не получается. Значит выход один: как Варфаламейка обращаться к Господу. В Книге Иудифь: 

Иудифь 8:17 – “Посему, ожидая от Него спасения, будем призывать Его к себе на помощь, и Он услышит голос наш, если это Ему будет угодно”.

И в молитве научитесь сомневаться, и добавляйте: «Да будет воля Твоя». Я молюсь и не знаю, нужно это или нет. Но я же прошу Тебя о здоровье моего сына... Не знаю. Ты просишь, чтобы сын твой благополучно вернулся из путешествия? Так ты не уверен, что он должен?.. Не знаю, повторяю, я не знаю, должен ли я сегодня вернуться домой. Почему? А у Бога, может быть, другой уже план, Он желает, чтобы я в другом виде был, Он желает исторгнуть из меня хвалу Ему. Если великому Богу угодно будет, тогда Он услышит нас.

Тов.3:15 – “А если не угодно Тебе умертвить меня, то благоволи призреть на меня и помиловать меня, чтобы мне не слышать более укоризны!”.

Если Богу угодно, чтобы Он не умертвил меня; если Ему угодно, чтобы Он меня сохранил; Ему угодно, чтобы я в правой вере был - это истинно так. Ему угодно, чтобы я спасся, это абсолютно однозначно. А вот каким путём привести, здесь мы должны всё время доверяться Богу.

1Пар.13:2 – “Если угодно вам, и если на то будет воля Господа Бога нашего, пошлём повсюду и прочим братьям нашим по всей земле”.

Я это говорю о книгах наших. Если Господу угодно, чтобы книги наши достигли до всех концов земли, вот именно этой молитвой будем молиться, “и пошли братья наши во все концы земли”. Почему? А я в этом не уверен, может, те братья недостойны или Господь не желает, чтобы при жизни я получил благодарность от людей и не возгордился.

1Пет.3:11 – “Если угодно воле Божией, то лучше пострадать за добрые дела”.

Мы не знаем, страдать нам или жить мирно и тихо, но если Богу угодно; поэтому в слове “если”, которое мы услышали сегодня от Закхея, сколько мы нашли для себя. Одно маленькое слово, то, что неопределённо, он, видимо, потерял уже и список тех людей, с кого брал лишнее. Давайте поверим, что он сказал это искренне, он имел в виду, видимо, следующее: «Из всех, кто слышит, что я обратился, если вы мне это докажете, покажете, что я обидел вас в чём-то, я вам вчетверо возвращу». Мы не будем думать, что он хотел солгать, но сказал он, конечно, не по высшей шкале, он никогда бы не смог отдать даже то, что уже награбил. То, что награбил, половину раздал, ну теперь ясно, что он даже возвратить не может. Кого чем обидел, я возвратить не могу, но что могу, то отдам, - вот как он должен был бы сказать. А уж вчетверо – он хватил через край. Это он мог сказать про овечек, чьи овечки в моём загоне. А если вообще все обиды считать... Поэтому я хочу сказать: если я вас чем обидел. А мне ли это говорить, а может, в самом деле я что-то забыл, простите мне. Сегодня мы начинаем подготовку к Великому посту. И вот то, что мы услышали слово “сомнение”, пусть оно будет в добром смысле, подготовкой к вступлению в Великий пост. Нимало не будем сомневаться, что мы согрешили, много виновны, но и нимало не сомневаться в милости Божией, которая каждый год даётся нам через Церковь это чудное лекарство – покаяние, говение и прощение грехов. Господу нашему слава во веки веков. Аминь.

«Слово Божие живо и действенно!»
Это Павел Апостол сказал евреям;
Разошлись те слова с тех пор повсеместно, –
В силу их по-серьёзному верим?

Слово Божие... Не традиции и не преданья –
Слово, сказанное не человеком, а Иеговой.
С пафосом, с угрозою и с рыданьем,
Кому-то надоедливой стало оскоминой.

Слово Божие живо... Оно не стареет,
Как будто сказано только в сию минуту,
Направлено к русским, не только к евреям,
Погребальными пеленами никем не опутано.

Слово... Оно растянулось в стихи и главы,
Но названо Словом – в единственном роде.
Дождём благодатным, расплавленной лавой,
Золотом чистым без грамма породы.

Слово Божие живо и действенно...
Не повесть прошедших событий истории.
Не оскверняется – чисто и девственно –
Только, пожалуйста, об этом не спорьте!

Действенно ныне, вполне применимо...
Не ржавленный остов вымыслов человеческих.
Каждая буковка в цель, а не мимо –
В любой ситуации с испугу не мечется.

Действенно... Кажется грубым, суровым –
Вечным Создателем послано, Саваофом;
По наследству перешло к Апостолам от пророков,
К миру, не в Оптину и не в Сарово.

Действенно... Это эпиграф моих терзаний:
«Да как же посмели монахи его умертвить?!»
В действии Библия – вот моё знамя –
Не из хоругвий, икон и рипид.

Слово Божие живо и действенно!
Я не толкую - другие над ним потрудились.
Стараюсь приблизить к Христу, не к Христовым наместникам,
Да будет и в этом великая Божия милость.

12.03.2005. ИгЛа

Список всех проповедей

323

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: