размер шрифта

Поиск по сайту




Три ступени

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10



Иоан.20:1 – «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба». Господь часто упрекал учеников Своих за маловерие и за неверие. Мф.6:30 – «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловерыМф.8:26 – «И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина». Мф.16:8 – «Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?» Эти упрёки и от Ангелов были, и от пророков. Лук.24:5 – «И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» Потеряли веру. Мрк.16:14 – «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Что было сказано тогда, то же и сегодня, на 30 октября 2004 года – точно также живы эти слова, как и тогда в Иудее. Вся история мира заключена в этих славах на трёх ступенях: первая - гроб, к которому они идут, зачем? Сколько Господь говорил, что Он не будет в могиле гнить. Мф.16:21 – «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Лук.24:46 – «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день».
Сколько евреи учились, что как хорошо, когда Ангел явится, поможет. А Ангелы первыми же словами укоряют их, направляя их мысли к небу, а не к подземельям монашеским, не в могильные склепы. Вспомните! Он же не раз вам говорил, что же вы такие беспамятные. Ни один не вспомнил, ни один другому не напомнил о словах Христа, что Он Агнец и Он воскреснет, будучи закланным. Ни Апостолы, ни женщины не подержали в эти скорбные дни друг друга верой. Не только на земле ищут Христа, но под землю пошли. Это состояние всего мира. Официально известно восемь крестовых походов, но историки насчитывают таких походов одиннадцать. К гробу Господню, туда, куда жены спешили. А за ними уже идут войска, армады вооружённых, кто поверил, что Христос - Бог, что нужно пустую гробницу освободить, попутно какие-то сотни тысяч убить и жён, и детей. Гнали толпы в гроб, чтобы приобрести святость от места, где три дня было Тело Иисуса. Не Иисуса освобождают, а место тления. И гроб такой, что с собой его не взять, а то бы в Европе тысячи лет шла война вокруг гроба Господня, чтобы каждому владеть этим талисманов и оберегом. Выходит, что всё христианство не верит в воскресение Иисуса из мёртвых, всё ещё рвутся ко гробу и ищут Его. Не находят и снова походы туда же, и снова ищут и забывают, зачем туда пришли - не в гробу же жили завоеватели, а в домах. Выходит они ещё так и не узнали, что искать Его нужно на небе, а не под землёй.
Почему же после встречи со Христом ни одна женщина, ни один Апостол не бежали ко гробу, но уже шли в Галилею, шли по всему миру, возвещали, что во гробе Его нет. Но тысячи лет едут и идут паломники ко гробу Иосифа Аримафейского: «там же был Христос!». Как оборвало в сознании мира, что гроб пустой. Ищущие уже получили затрещину и вылетели из гроба и со всех ног помчались к тем, кто ещё не знает об этой радостной вести, что смерть побеждена и что им тоже есть надежда получить вечную жизнь в Воскресшем. Зачем же шли они туда? Когда встретились со Христом, то теперь уже взоры их не под землю, а на небо направлены. Деян.1:11 – «И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Вторая ступень – они поднялись на поверхность земли и побежали возвещать незнающим о радости победы света над тьмою. Благословенный бег с этой вестью всё еще в действии и топот ног благовестников слышно уже две тысячи лет. Достиг ли он нас? Иоан.20:18 – «Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей». Деян.9:15 – «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми». Деян.13:38 – «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов». 1Пет.1:11 – «Исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу». 1Иоан.1:5 – «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». 1Кор.2:1 – «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости» Еф.6:19 – «И о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования».
И третье: «Вспомните, как Он говорил», и они поднимают глаза на небо: таким же образом Он придёт. Человечество не может никак выйти из подземелья и туда гонят монахи целые страны. Под землёй так и просидели, так и просмотрели на свои видения, тончайшие созерцания в тонком сне с бисером девства. А мир погибает и не может дождаться их. Только бы в похвалу себе побывать в Иерусалиме и у гроба Господня. Хадж православный совершили в свою Мекку или в Медину. Зачем же ходили? Его нет там – вся Господня земля. И не написано, что только Иерусалим Господень, а там война не прекращается. Лук.24:8 – «И вспомнили они слова Его». Слава Богу - дошло. Три с половиной года ходил Господь, учил и ничего не осталось в головах учеников его. И Ангелы ждут, чтоб укорить их. Ангелы-то ничего больше и не сказали, кроме написанного в Евангелиях. Чтобы стукнуть по темечку и сказать: «Что же здесь ищете, поднимитесь на второй этаж». Решил посмотреть, что же означает по библейским местам это слово «вспомните». Слово «забыл» в Библии встречается 106 раз, а забвенье - 4 раза. «Помнить» – 205 раз а слово «вспомнить» - 114 раз. Этот же целая история за каждым словом. Быт.8:1 – «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах». Вспомнил Иегова о Ное, что он на волнах болтается. Сидевший с Иосифом в тюрьме виночерпий, выйдя на свободу, залился и не вспомнил об Иосифе. Если бы не сон фараона, он бы так и гнил в удовольствиях винных. А тут вспомнил о снах своих. И сколько же у нас своего забвения. И помнить нужно, что мы - смертные, чтобы не грешить безумно. Сир.28:6 – «Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди». Помни, что нам не миновать гроба и никому не обойти этого этажа подземного. Сир.7:39 – «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь». Забыли, ведут себя так, как будто они бессмертны. Хватают, гуляют, пьют - забыли и про гроб. А теперь Ангелы и напоминают нам; в лице этих женщин было всё человечество. Но с Ноем на корабле - это и все люди с ним и потомство. Обетование Аврааму – это и всему человечеству. Быт.12:3 – «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Быт.18:18 – «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли». Библия расширяет всё, что мы слышим, что читаем в ней, что сказано было в тайной комнате Никодиму, о необходимости родиться свыше.
Это касается и нас в Барнауле, молящихся на Ползунова, 6. Лук.24:8 – «И вспомнили они слова Его». О том, что Он воскреснет, они вспомнили, значит было что вспомнить; так когда мы кому-то говорим о Господе, когда человек это и не принял ещё, но потом придёт на память, где ему о том было сказано, при ком. Так и ученики начали, быть может, вспоминать: «Как же мы могли это всё позабыть?» Чистая страница в памяти от слов Христа. Это состояние православных, нас и нашего забвения, неразумия, нерадения. Как только вспомнили. Когда? Возвратившись от гроба. Значит и нам нужно вылезти из гроба и пойти к живому Богу, к живому Христу, а не к Тому только, что на иконах, где положение Его во гроб. Не выйдя из этого гробового состояния, могли ли они что-то узнать? Тысячи лет люди едут ко гробу Господню и что же, явился ли хотя бы одному Ангел, или Ангельская вахта окончилась и их миссия переместилась от гроба на поверхность? Сколько же воспоминаний о посещении святой земли, о шести днях пребывания там, а об явлении Ангелов ни слова. Значит Ангелы выполнили свою миссию и потом уже они с учениками на поверхности земли и указывают на Иисуса, вознесённого в небеса. Почему же туда нет паломничества и оттуда бы дали уроки вознесения к небу жизнью своей приземлённой. Ангел уже не посылается сторожить у гроба, Его нет там, Он воскрес. Значит все паломники ко гробу не доросли даже до состояния женщин, которые рано утром спешили ко гробу. Ты стал духовным туристом, совершил туда турне, и не понял, что следы из гроба ведут к небу.
Гедеон архиепископ рассказывал, что он присел на камень, так устал туда спускать свою тушу, но потом вспомнил, что тут сидели Ангелы, и он соскочил, освятив себе заднюю часть телес. Как обожжённый соскочил. Рассказывал, что люди целуют камень и на граните уже впадинка, отлизанная ими. Спрашиваю о том, видел ли Ангела – нет, не явился служитель Иисуса к служителям мрака. Мне очень нравится укор Белинского Гоголю, который совершил поклонение на гробе Господнем, что кто не нашёл Христа среди бедных и обездоленных там, где живёт, тому незачем ехать или идти пешком в Иерусалим - он и там не найдёт Иисуса. Слово «возвестили» встречается в Библии 97 раз. Это возвышенное слово, как бы с помоста торжественно, переданное. Втор.32:7 – «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе». Мы должны всё время вспоминать, держать в памяти все милости Божии, к нам явленные. Беспамятный годен только в гробе сидеть, там к ним ещё не пришла весть о воскресении Христа. Они всё еще тужатся, думают, ищут. А мы нашли Воскресшего и нам нужно искать встречи со Христом в небесах.
Исх.2:24 – «И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом». Не потому, что Бог что-то забывает, но речь о Боге приноравливается к нашему понятию. Когда мы вопием к Богу, то так хочется сказать: «Да что же так долго Бог мне не помогает? Да где же Он?» Пс.43:24 – «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда». Каждого из нас вспомнил Господь, где мы бродили до встречи с Ним, в каких гробах пребывали уютно. Заходили иногда и в церковь; были же рядом со святыми, хотя мы и коммунистами не были, но как далеко убрели от Христа. Вспомните сами, какими были заняты делами, профсоюзные деятели! Сидели же за праздничными столами и была на столе пасха творожная. Она же означает собою гроб. Мы сидели у этих гробов, питались гробовым тестом. И теперь вспомните, что Он воскрес и нас воскресил для вечной радости. Не в яйце варёном радость. И варёное яйцо никакого символа не несёт; несёт то, из которого выходит птенец, который разрывает скорлупу и выходит к небу. В вареном нет жизни, и мы верим в живого Христа. Как раздумаешься, так страшно. Ничего жизненно необходимого под рукой и нет у нас, всё для утробы приспособили - кулинарную веру изобрели себе и живём для червей. Наша же вера от того, что возвестил Ангел. Вспомнили и не стали же у гроба акафисты или каноны петь, но побежали, возвестили одиннадцати и всем прочим. Мы и есть те прочие. Можешь своё имя туда вставить. А те возвестили нам или нет?
Как же можно проверить, что Он воскрес? Доказать, допустим, можно, что плащанице этой 2 тысячи лет. Но как доказать, что кровь на ней именно Христу принадлежит? И доказали уже, что это пятна крови, а не краски. Генетического кода Христа нет на земле. Самое главное доказательство того, что Христос вознёсся на небо то, что сошёл Дух Святой. Иоан.16:7 – «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам а если пойду, то пошлю Его к вам». Никак нельзя доказать, что Христос воскрес, никто этого не сможет доказать. А что есть Дух Святой – это можно проверить по Его действиям в нас. Если бы Христос не вознёсся, то не наступило бы примирение на небе и не был бы послан на землю Дух Святой. Образно можно сказать так: разгневанный Бог карает отступившего от Него человека, а Сын Божий как бы показывает раны Свои и умоляет Отца примириться через Его Жертву, что Он ответил за наши грехи, и умоляет послать им Утешителя, чтобы они смогли дойти до своей утерянной обетели райской. Иоан.14:16 – «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Евр.9:22 – «Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». И теперь Он посылает дары искупленным Христом. Вот наше доказательство, что Он вознёсся, а значит Он безгрешен и воскрес из мёртвых.
Лучшего доказательства Его воскресения и быть не может. Он на небе, Его нет в иных местах и незачем туда ходить и искать Его. Лук.17:23 – «И скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь». Где и кем мы все были? Это Дух Святой нашёл нас и даровал нам веру святую православную. И сколько замков было сломлено Им, чтобы святость в нас вошла, и Бог всё разломал и привлёк к Себе, и омыл, и благословил на проповедь Евангелия. Наступило прозрение. Я и сам не знаю, как так со мной случилось. Меня невозможно было остановить на том пути, где я шёл уверенно; вдруг Бог развернул меня и приготовил к страданиям за имя Его святое. Всё - Бог. И всему в Библии от корки до корки я мгновенно поверил, не требуя доказательств. Приходится человека убеждать, чтобы он не сопротивлялся написанному в Священном Писании – значит там ещё не трудится Дух Святой. Но вдруг открылась новая жизнь. Иоан.3:7 – «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Зачатие произошло и теперь должен быть духовный рост. Так в каждом субботнем, то есть уже в воскресном чтении мы находим океан новых мыслей. Церковь проводит каждый раз нас по трём этапам: гроб – неведение и неверие; земля -бегут возвестить; смотреть на воскресшего Христа – деятельная жизнь в вере.
Мы сюда бежали, искали Христа, но теперь-то мы знаем, что Он воскрес и нам нужно возвестить другим об этом. Он воскрес и на земле Иисус с нами не будет жить; Он вознёся. Смысл нашей жизни в том, что мы воскресли из гроба, пошли на благовестие одиннадцати и прочим, и найти воскресшего Христа, хотя ученики тогда Его и не нашли. Мы Его должны увидеть и здесь, как Он есть. Для этого мы приходим в храм, чтобы прославить Бога за призыв, который мы приняли, и чтобы понесли эту весть иным, не знающим ещё о Господе воскресшем. Господь неоднократно спрашивает Симона, любит ли он Его. Этот голос любви соединяет с подобными Ему, и мы будем подобны Ему. Если же Его не любим, а просто по обычаю пришли отстоять службу, тогда самого главного качества мы не сподобились, придя ко Христу. Уходя отсюда, будем просить, чтобы сердца наши рвались на встречу Возлюбленному Иисусу. Ему слава во веки. Аминь.

Список всех проповедей

206

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: