размер шрифта

Поиск по сайту




Радуйтесь всегда

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Мф.5:12

Послание апостола Павла к филиппийцам. Его нужно очень хорошо знать. Оно называется Посланием радости. Ни в одном Послании, ни в одной книге Библии так часто не повторяется слово «радость». И когда человек радостный, мы говорим: «Что у тебя? Выигрыш какой-то, что случилось, отчего такой веселый?» Мы могли бы спросить Апостола Павла: «Что у тебя за выигрыш?» Он говорит: «Очень большой – на мне исполнилось последнее блаженство:

Мф.5:12 - «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас»;

не просто как «враги народа» при Сталине, а как неугодных Богу пронесут. А выше этого поношения ничего и нет. Враги говорят ему: «Нет ему спасения в Боге». То есть моя надежда в Боге, все знают, я надеюсь, что меня Бог спасает. И вот уже дело мое закрыто, и в это время приносят Послание от тогдашнего архиепископа Гедеона. Он меня поносит как может, что ты Богу такой не угоден, ты идешь против установления матери-церкви. И следователь мне этим тычет: «Так ты, брат, в церкви оказывается, бунтарь? «Нет ему спасения в Боге». И вот когда имя ваше пронесут как неугодное Богу, «радуйтесь и веселитесь». Девять блаженств всего и последнее, как бы завершающее, подобное куполу.

Сегодня этому не учат. Вообще не знают про это, чтобы быть гонимыми за Слово Божие, ради Христа. И когда Апостол Павел пишет про радость, то где же он сам находится? Среди близких, друзей? Нет, он находится в римской темнице, одна рука его прикована к стене, как находят исследователи, и пишет радостное послание:

Фил.2:18 – «О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне».

Фил.3:1 – «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно».

Потом он повторит в послании к фессалоникийцам.

Фил.4:4 – «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».

1Фесс.5:16 – «Всегда радуйтесь».

Что-то подобное мы находим только в одном акафисте: Слава Богу за всё. Я хотел узнать, сколько всего акафистов славословия Богу, Матери Божьей, Ангелам, святым. Находят, что таковых более 500; есть Святой Троице, и ярому оку Божьему, и чего только нет. Нахожу, что самое прекрасное, возвышенное отображено было в акафисте, который написал священник Григорий Петров, которого церковь не любила, его гнали; перед революцией так много сделал он для возрождения русских. А он даже не канонизирован. Он в то время находился в сталинских лагерях, и воспел хвалу Богу в этом творении своем бессмертном незадолго до расстрела. Он видит зарю, радугу, цветочки, всё-всё видит и за всё благодарит: «Слава Богу за всё; Аллилуия!». Непрерывное славословие. Он проникся полностью этим посланием Павла.

Иногда люди, читая эти послания, начинают искусственно создавать радость. Когда встречаетесь с какими-то сектантами, у них натянутая резиновая ухмылка или улыбка на лице; они её даже не могут согнать, как наши юродивые. Не об этой радости говорится. Но и наши лица не такие, а как старые чайники, со старыми ржавыми пятнами. Ни одного слова радостного: «Я грешник». И как старыми медалями человек трясёт: «Я грешник». – «Мы сейчас слышали, грешник, так ты осознал таким себя или хвалишься этим?». – «Да, я грешный, многогрешный, Библию мне читать нельзя, я грешный, многогрешный. Проповедовать мне нельзя». Если ты был грешный, многогрешный до обеда, ты должен начать бороться, после обеда ты должен сказать: «Я искупленное чадо Христа».

Вы даже не знаете, как раньше люди каялись, вы многого ещё не знаете. Иоанн Лествичник, известный, как написавший Лествицу из 33 ступеней восхождения. У него есть ещё труды о покаянии. И он говорит, что был среди тех, которые несут покаяние, при том не день, не два, а всю жизнь. И когда читаешь, то даже вообразить нельзя, что это было. Они специально делали бичи, на конце этих бичей, плёток, загнутые привязанные железные крючки, которые мясо отрывали, и они себя ими хлестали, кровь текла. Точно как жрецы Вааловы. Но это христиане.
Женщина подошла и лбом бы билась в землю, и она ушла бы грешная, многогрешная? Нет, она пролила слёзы; можно понять, как она нежно отирала рукой, волосами ноги Христа в дому Симона самоправедного, и тут же получила исцеление:

Лук.7:47-48 – «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».

Какая она пришла – и какая ушла? Сколько у неё радости было! Да это же грешница! Заходила – да, а вышла – нет. Это Житие святой Пелагеи. Епископ Нонн видел, как влетела в храм чёрная голубица, и он берёт её и бросает в купель крещальную, и оттуда вылетает белая. Иоанн Златоуст говорит: заходит волк, и выходит мирная овца, залетает ястреб, а вылетает нежная голубица. Покаяние – это исцеление, это радость встречи со Христом, при том радость всегда, непрерывно.

И об этом Апостол нам сегодня говорит. А если я не буду радоваться? Не будешь радоваться – будешь горько страдать.

Втор. 28:63 – «И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идёшь, чтобы владеть ею».

И добавляет, что несчастья постигнут за то, что вы не радовались.

Втор.28:47 – «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего».

Человек, который не радуется, он не просто не нужен, он враг Богу делается, как неблагодарная тварь. Человек, который не умеет благодарить; подаёшь ему, а он берет как должное. Сколько ни подавай, уже и руки опускаются, хоть бы поблагодарил; взял в карман положил, даже не повернулся, и пошел. Осознание того, что ты ничто и ты должен, всегда будет вызывать чувство благодарности. А за что же нам благодарить? Посмотрите, что у нас вокруг есть. Мы не раз слышали, как об этом батюшка говорит. На пустом месте начали строить. Никто не думал, что нам до осени дожить дадут, и, вдруг, сегодня мы видим, справляют Пасху, там совершается литургия, приезжает епископ, рождаются дети, идет благовестие. А мы, что здесь имеем? Где мы находимся, разве это не по милости великого нашего Бога, что Он нам дал?

Апостол Павел, говоря о радости, конечно, знал, что об этом говорит Ветхий Завет, ибо он был раввин. Он конечно знал, что пророк убеждает иногда не радоваться.

Ос.9:1 – «Не радуйся, Израиль, до восторга, как [другие] народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах».

Потому что ты живешь во грехе, прелюбодействуешь, знаешься со злодеями, обижаешь бедного и радуешься. «Не радуйся, Израиль». Израиль – это возлюбленное чадо, возлюбленная невеста Божия. И пророк говорит: «Не радуйся!».

Есть искусственная радость. Люди радовались, принимая Христа, когда Он входил в Иерусалим; сегодня отмечаем это событие. У израильтян тогда всё было на ложном фундаменте. Сегодня тоже такие радуются: «О, у вас единение идёт! Вы объединяетесь с Московской Патриархией?» Не радуйтесь. Люди ещё не знают, на каких основах всё это идёт. Нам Бог даёт понять, но если мы не поймем, то радость будет великой печалью; всё, что мы имеем – всё Бог отнимет.

Ты должен радоваться только в Господе. В этом отделении от МП мы имеем величайшую свободу, свободно проповедуем, собираемся, а тогда этого ничего не будет. Зайдите в любой храм, в этот проходной двор, где торговля, где нет настоящей Исповеди – любой подходи: чужие, свои, волки, овцы – всё перемешано. Здоровые, больные – всё это в одном котле варится, любой с улицы заходи. Мы хотим этого? Они сегодня говорят, что нам готовят, что говорят ещё нашему епископу – это только его обольщают.

Мрк.13:33 – «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время»,

чтобы Бог нас сохранил от нечестивого единения.

Евр.11:13 – «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле».

Они не имели, что мы имеем: ни Причастия, ни знания о спасении во Христе, но им было только обещано. И написано, что в скорбях, в милотях, в козьих кожах бродили, но они радовались, зная, что там им готовится искупление, хотя после смерти все шли в преисподние места.

А мы можем радоваться, когда нас гонят?

Мф.5:12 – «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас».

В «Житиях святых» показано, с какой радостью они шли в темницы, с какой радостью они опускались на самое дно поношения. Это всё даровало им божественную радость.

1Петра 1:6-8 – «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною».

Мы читаем о той радости, которую уже испытали верующие, и Апостолы побуждали их: пребывайте непрестанно в этой радости. Радость гасит только грех, когда человек теряет связь с Богом. Первый человек, который ходил с Богом в Раю, Адам, мы иным его не можем представить, как радостным. Но как только согрешил, он сразу же спрятался. Радость исчезла. Из истории Ветхого Завета известно, как один человек покусился убить всех своих братьев, Авимелех. И люди радовались, что революция совершилась, помазанника Божия убили, вспомните, как после 17 года, какое торжество было. Свобода, митинги начались, приветствовали революцию – это сохранилось всё в записях. Не радуйтесь, многое ещё будет впереди; Богу греховные радости неугодны. И только один человек в это время, один из сбежавших, в живых оставшийся говорит: если он такой хороший, то радуйтесь, но он для вас будет терновником, вы от него будете страдать.

Суд.9:19 – «Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас».

Те, кого приветствовали, к кому в кремль шли ходоки, этот самый змей-пигмей начнет пожирать этих кроликов. И каждый кролик, как Солженицын говорит, будет спрашивать при аресте: «Меня? Меня, за что?» Каждый спрашивал, а спрашивать не надо было, надо головой обратиться туда, когда вы входили в чужие дома, грабили, раскулачивали, и не думали, что через 10, 20 лет меч опустится на ваши головы, начнет вытряхивать. Всё ваше пойдет под нож.

Поэтому разобраться нужно, какая радость нам нужна? Наша радость должна быть в спасении, что я верю тому, что даровал мне Господь веру и какая осмысленная жизнь наступила. Я знаю, для чего родился. Самое страшное – это смерть; а святые приближаются к ней с радостью. Апостол Павел говорит:

2Тим.4:8 – «Теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».

Для меня лучше, что я пойду туда. Ученики печалятся, что Христос уходит, а Он говорит:

Иоан.16:7 – «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».

Даже в тот день, когда Господь покидает нас, мы должны радоваться; тем более, если кто-то от нас уходит, умирает верующий. Конечно, печально, остается пустая ячейка, это понятно. В церкви был великий плач, когда побили Стефана, но в это время незримая радость – новый росток пробивает землю и рождается величайший Апостол мира, Апостол Павел. Он увещевает, чтобы мы не заботились ни о чём. Заботы человека поглощают, подавляют многозаботливый ум, как говорит Сирахов. А когда во всём доверяешь Богу, то соглашаешься: как Бог даст. Ты не думаешь, как будет дальше? А зачем думать? Что Бог даст. Я на Бога надеюсь, вперед ты никак не обдумаешь всего. Ты встал, помолился, а Бог дальше будет устроять, как надо. За любое событие, известие, как в молитве Оптинских старцев написано: ты благодари, заранее приготовь своё сердце: Я благодарю и радуюсь, и всегда смотри: скольким людям сегодня намного тяжелее моего, как нам не радоваться, там взрывают, а у нас пока чисто, свободно. Там подрываются на минах, газ взорвался, а у нас и газа нет, да мы и против него, слава Тебе, Господи, Ты вовремя умудрил нас, мы на этом остановились и закрепились. Мы никогда не знали друг друга с вами, может быть, раньше встречались, так промелькнули, а теперь кровь Иисуса Христа сроднила нас – какие мы радостные!

Когда люди знают Бога и соединяются вместе, как ягодки на виноградной кисти, то должны радоваться, что Бог даровал нам познание истины, толкование святых отцов, что у нас есть литургия, и называется небом на земле. Сектанты ничего этого не имеют. У них очень простые песни, но они понятны для них. Феофан Затворник говорит: Мы имеем величайшее сокровище – Божественную службу.

Возвышеннейшая поэзия, но она не понятна; и нам Бог даровал радость – по-русски слышим, как читает священник послания. Стоит Бога благодарить и радоваться? Не только это, но мы знаем и каноны. Бог даровал нам знать, да и не только знать, но и воплотить их в жизни, чтобы было семь минут полного молчания перед богослужением, никакого движения не было, настроиться на молитву. С каким трудом мы к этому шли – и какая теперь у нас постоянная радость. Люди, которые не познали радости во Христе, они непрерывно в печали, и с печалью сойдут в гроб. Давид наполнил свою книгу Псалтырь непрерывной радостью.

Пс.2:11 – «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом».

Не просто прыгать, как сегодня сектанты с Библией в руках скачут, а есть внутренняя, дивная радость с Господом. Зная Его путь, нигде не перешагнуть. Внутреннее есть радость, которая отражается от сердца и на лице, и в разговоре, которая умиротворяет человека.

Всегда наблюдайте, как ваше слово влияет на других. Разговор с вами только успокаивает или только раздражает? Если раздражает, то кого и почему? Действительно, слова Христа иудеев раздражали – что бы Он ни сказал, они хватались за камни. Но мы должны смотреть, потому что в отношении нас может в другом причина. Если наша радость, то радуйтесь с радующимися, и плачьте с плачущими. Сострадаем ли мы другим? Когда мы в печали, то нам будут сострадать или нет? И Апостол Павел говорит так:

Фил.4:9 – «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами».

Что видели во мне. Сегодня любой еретик, католик, православный повторить может эти слова, присваивая их полностью к себе, чтобы именно ему и подражали те, кто хочет спастись. «Что видели во мне».

Не в тебе, еретик сегодняшний! В тебе мы можем увидеть, когда в тебе апостольское будет, то, что в Павле было. Образец – это Павел. Что видели мы в нём? В нём решимость, верность, радость в Господе. И кто подражает Апостолу Павлу, тот может сказать: «Подражайте мне, как я Христу, и что видели во мне, то и исполняйте». Мы видим, что Апостол Павел среди трудностей всегда заботился о том, как посетить своих братьев, как распространить Слово Евангелия. И в конце Библии специально карты даются, какая была обстановка, какие границы, как «Путь евреев из Египта в Палестину» и отдельный лист «Путешествия Апостола Павла». Не Петра, не Иоанна, ни для кого одной страницы не выделили, даже карты. Бывает, что пишут книги, но чтоб карту посвятить человеку одному, – позвольте. Это только путешественник какой-то должен быть. Да он и не путешественник, он – проповедник. Значит, проповедник не должен стоять на одном месте, он должен двигаться, «Подражайте мне» и «видели во мне, то исполняйте». Тогда наши заботы уйдут, когда во всём возлагаем надежду на Господа.

Сейчас не дают нам проповедовать. Ну и что? За это больше будет награда. Завтра у нас ничего этого не будет. Ну и что, – Господь знает. Тогда будем собираться не в одном месте, а в десяти местах. Если то, что у нас отнимут, перенесём с благодарностью, то остаётся главное, чтобы мы были в Господе. Вся печаль и горе, когда люди не знают Бога и отступают от Него. В конце жизни мы всё-таки можем сказать: «Подражайте мне, как я шёл, и что я делал, и теперь передаю вам дело!» Или остается только сказать со слезами: «Простите, и не делайте, как делал я».
Сегодняшнее апостольское чтение из послания к филиппийцам избавляет нас от разных забот, когда мы будем в радости.

Фил.4:6 – «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».

Господи, даруй мне радость во Христе Иисусе. Аминь.

 

Только бы тучи нам звёзд не накрыли,
Нам бы окна-просветы найти в небесах;
Облака опустили тяжёлые крылья,
Вихрем-смерчем распущена в гневе коса.

Нас несёт всё стремительней, и непонятно:
Глубина безопасная, рифы ли рядом?
А в просветах на небе лишь блёклые пятна,
Да до палубы виснут туманные пряди.

Позади ураган... Скажут: «Нам повезло!»
Эпицентром не срезало мачты, антенны;
Здесь не наше искусство, обломок-весло,
Даже опыт чужой или свой многоценный.

Бог услышал и вывел. На берег схожу,
К небесам от зари розовеющим взгляд;
Там лучистая звёздочка сродни ежу,
Среди облачков - мелких опят.

Небосвод высоко – циферблат у часов,
Виден в северной снежной пустыне;
Правят путь и по знойным барханам песков
В век космический даже поныне.

Орион и Медведицы ковш опрокинут,
Ночью зимней по ним моя мама вставала;
Их движенье вплеталось в псалом и в прокимны,
Нас мерцаньем ресниц ободряли и звали.

Мой Иисус был звездою указан волхвам,
Авраам сосчитать их пытался;
Видел Чудо-Звезду и пророк Валаам,
Перевитую в пелены в яслях.

Звёздный путь наши души сумеют пройти,
Или разом минуют, шагнуть не придётся?
Быть бы яркой звездой, благодарно светить,
Согревать в этой тьме от мороза.

Будут бури еще... «Откровенье» гласит,
Много звёзд ниспровергнут, как смоквы в саду.
Мировыми событьями дождь моросит,
Тьма накроет, тех звёзд не найдут.

29.08.2004. ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

426

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: