Рыба и её роль в жизни земли
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1Указатель — Исх.20:4
01.09.2019. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Когда мы открываем святую Библию, начинаем знакомиться с её содержанием, то обнаруживаем, что Господь заранее предупредил людей не покланяться ничему, «что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли» (Исх.20:4). Но что в водах ниже земли? Нынешним летом нам пришлось познакомиться ближе с рыбой. И что пришлось узнать, посмотреть какие пословицы: «рыбак рыбака видит издалека», «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше»; то есть уже научение показано. Дело в том, что в мире сегодня насчитывается более 8 миллиардов 250 миллионов человек. Ежедневно от голода и недоедания умирает до 30 тысяч человек, цифра невероятная. Начинаешь смотреть (это медленная работа идёт), по государствам. Голод там, где не граничат с морем, где люди живут и рядом есть вода, водоёмы – голода не бывает; 8,5 миллиардов земля не может прокормить. В эти страны идут целые корабли гуманитарной помощи. Мне пришлось близко каждое утро быть с одним архиепископом Лос-Анджелесским Антонием, гулять. Я ему говорю: «хвалятся: в Америке весь разврат, всё оттуда идёт: масонство, революция». – «Да, так, но Бог её терпит». – «Почему?» – «За добродетель. Вы видите, какие корабли идут в страны, где люди голодают?» Я не обращал на это внимание, стал смотреть, и действительно, очень и очень много они жертвуют, и Бог терпит это, милостыня спасает. А чем же питаются люди, которые в островных государствах, таких как Япония, Англия? Рыбой. Морепродуктов сегодня столько, что хватило бы прокормить, может быть, в десять раз больше людей, которые живут сегодня на земле, настолько всего там много и богато. Не поклоняйся тому, что ниже земли. А разве люди покланялись рыбам? История не сохраняет нам этих данных, но что знали – это определённо. Надоедает одна и та же пища, говорят: «хлеб не приедается», а рыба? И вот, Господь показывает примеры: люди стали роптать: «о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» (Исх.16:2-3). И Моисей возопил к Богу, что они требуют мясо, на 600 тысяч только людей взрослых от 20 лет и выше, где я возьму? Весь скот заколоть? Вычерпать рыбу из морей? Значит, они знали, живя в Египте, как много рыбы даёт Нил. И вот, несколько мест Священного Писания, кто читает святую Библию, тот увидит, что Господь творил чудеса неоднократно, но не с птицами на небе вверху (птицы небесные), не на земле со зверями земными, а с тем, что под водой, в воде находится. Лк.5:4-6 – «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Люди это даже не знают, сеть прорывалась, рыба уходила в прорванную сеть. У нас есть люди, которые работали в море по добыче рыбы – это целые комбинаты на воде. Почему так люди бьются за возможность иметь выход в море, везде. Лк.11:11 – «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» Сравнение какое? С хлебом, с рыбой и с яйцом. Хлеб на земле, попросит хлеба, разве подаст камень отец? Дальше, попросит рыбу в воде, подаст ли змею? А они очень похожи, бывает рыба очень удлинённая. И попросит яйцо – это птица, и подаст ему скорпиона? Видите, везде размышление должно быть, как всеохватно и что в меню людей было в то время. Лк.24:41 – «Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?» Господь спрашивает у них, есть ли у вас что поесть? Что бы мы предложили Христу, если бы Он зашёл к нам в гости? А предложили следующее: часть печёной рыбы. Мы сегодня в фольгу заворачиваем, не рыбу, а часть. То есть такая большая рыба, один кусок отрезали. И с чем же они её ели, чем закусывали? Сотовым мёдом. У нас необычно это в меню – рыба с мёдом. И, оказывается, для организма это очень полезно, кто не пробовал, попробуйте. Сегодня сразу тебя осудят: «ты не разбираешься в этом, надо вот это, больше уксуса, больше соли», как раз этого и не надо. У них с собой соли не было. К слову сказать, напоминаю, когда говорят «нормально посолено – ни много, ни мало», – это означает пересол в 4 раза. Вот наши болезни откуда идут: сахар и соль – главные вредители нашего здоровья и переедания. Ин.21:6 – «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.» Я думаю: почему сеть, как забросить сеть? Сразу рыба набивается в неё. Это не невод. Невод нужно тащишь, как в мешок рыба попадает, выйти не может. Найдём подобное где? Слово «рыба» имеет и счёт, у учеников была рыба с собой, а сколько? Две рыбки. То есть они уходили куда, брали с собой хлеб и рыбу. И над хлебом и рыбой Господь творил чудеса, ни над баранами, ни над мясом, ни над чем другим. Это говорится в Ин.21:11. Поймали рыбы большие и пересчитали, по счёту было 153 рыбы, ни 154, ни 152; так что статистика даже бывает и в рыбе. Почему там так много? А вот едите когда, в рыбе бывает икра, каждая икринка – это рыба, как много её! У щуки, у одной в животе – 11 тысяч. Пророк Аввакум осуждая людей, которые отравляют сознание людей разными «приманками», захватывают в сеть: коммунистический режим, пионеры, комсомол всё это «ловля рыбы» идёт. Авв.1:15-16 – «Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.» Ловят удою (удочкой) – это «приманка», что-то обещают, тебе должность дадут. Второе – захватывают в сеть, и забирают в невод, и после этого кадят неводу. Где кто видел, чтобы невод повесили и перед ним кадилом махали? Речь не идёт о том, чем именно ловят. Сеть – это переплетённые нити в двух направлениях, ячейка; (рыба) застревает, жабрами зацепляется где-то. А как это понимать? Очень просто, это надо видеть, знать сеть. Мне однажды пришлось плести сети немножко совсем это очень трудное занятие, и починивали сети ученики (Мф.4:21). Какая это специальность? Мы не считаем, чтобы Господь избрал много каких-то людей, которые заняты в финансах, умение добывать деньги. Нет, один только Левий, и он всё это оставил и больше к этому не возвращался. А из рыбаков? Симон, называемый Петром, брат его Андрей и отец их здесь же был, они рыбу ловили. Господь избрал рыбаков, фактически первые, ближайшие люди к Христу были рыбаки. И когда они потеряли Христа – остались без дела, и тогда один из них говорит: «иду ловить рыбу» (Ин.21:3), ни пасти овечек, ни землю возделывать, «иду ловить рыбу». И те, которые, видимо, и учениками не были: «идём и мы с тобою» (Иоан.21:3), то есть это очень популярно было у них, никто их за это не осуждал. А какая рыба? Мне пришлось видеть, держать в руках, рыба настолько разная, даже другой раз удивляешься, неужели такая рыба бывает?! Я хотел сказать: рыба вся состоит из одной головы и маленький хвостик. А как она будет ловить неповоротливая? А ей и ловить не надо, она открывает рот, представьте себе, как большой мяч, и вдруг у неё с головы свешивается, как удочка и горит «фонарик». Другие рыбки интересуются: «а что там?» Она рот закрывает и рыбка с ней. Другая рыба видит: села какая-то бабочка на ветке и она с расчётом из-под воды стреляет струёй воды, и точно попадает, она падает в воду, рыба её поглощает. У рыбы тоже заложена мудрость какая-то, ощущает ли она боль? Бывают у людей какие-то любимые птицы, держат животных домашних, это трудно сказать. Но сеть состоит из двух поперечных ниток. А что они означают? Чудо и пророчество, вот об этом хотелось сказать больше. Какое чудо? Златоуст говорит: «я не нуждаюсь в чуде». Было одно чудо, и Господь говорит: Мф.12:39-40 – «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». А кит – разве рыба? В сказках говориться: «чудо-юдо рыба-кит», но это зверь. Почему? Жабр нет, дышит выныривая, может на 10 минут затаить дыхание, ловит, когда опускается. Есть такие огромные, как голубой кит, длина его до 30 с лишним метров, вес 150 тонн. Детёныш рождается 4 тонны сразу. Каждый день 200 литров молока она даёт, а молоко, как наши сливки, удивительно? Их мало, но северным народам разрешают ими питаться. Во-первых, почему зверь: млекопитающее, кормит молоком, и нет чешуи, 3 признака. А какую рыбу можно есть? Животных можно есть те, где копыта раздвоенные, и жвачка. У свиньи раздвоенные, а жвачки нет, была под запретом эта пища. А у другого жвачка есть, как у верблюда, но нераздвоенное копыто. А у птиц? И птицы перечисляются, и рыбы точно также перечисляются. Чешуя. Я помню за столом, маленький ещё был, материн отец, дедушка наш Егор, и он говорил: рыбу можно есть вот такую, и показывал, в голове у неё похожая на крестик косточка. Люди по-своему нашли. Вот говорят «гольян», что означает «гольян»? Голый, у него чешуи практически нет, он малый такой. Главное определение – чешуя. И вот, чтобы научиться ловить, Господь говорит: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19). С рыбака нужно взять пример, что он делает? Чудо Божье, он уверовал, что Господь Христос может всё, денег нет. «Пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир;» (Мф.17:27). И вскрывать не надо, у неё как раз сколько вам требуется за вход в храм, такого чуда ни с животными не было нигде, где-то можно как-то подделать, но это невозможно, никак. «Вот идите, и кто там встретится на площади и несёт воду, за ним идите и там мы встретим Пасху, скажите, чтоб приготовил горницу» (Лк.22:10-12). Это как-то можно договориться, подстроить и сказать, что чудо совершилось, а это никак. Ещё можно в сеть поймать, показывают иногда, сидят водолазы с большими рыбами, президент ловит, бросает, они её на крючок сажают и он вытягивает. А эти сидят там, помогают, вот это рыба! А здесь никак нельзя, ты иди сам и брось там удочку, где тебе желательно будет и первая рыба, и там будет чудо. И Господь говорит, вы ловили рыбу, «сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19). Вот эта центральная мысль, о которой хотелось сказать, что чудо, Иоанн Златоуст говорит: «мы в нём не нуждаемся». А первые христиане, первые уверовавшие во Христа, они видели чудо, это чудо как будто приблизило их, они наелись досыта и назавтра стали искать (Его). А Христос переплыл на другую часть моря, Галилейского озера, так море называется, и они туда приплыли: «Равви! когда Ты сюда пришёл?» (Ин.6:25). Они не видели, как Он пришёл, а Он говорит, вы не то, что чудо видели, вы ели и насытились, и теперь ищите, чтобы бесплатно вас кормили. Поэтому: ищите духовного! Если чудо нас не приближает, то остаётся вторая нитка – это пророчества. Пророчество это не предсказания, у нас такое мнение: вот это пророк, вот он сказал и случилось. Пророчество означает – проповедь о Христе, о том, что будет Суд, что придёт Господь Христос – это пророчество. И апостол Павел говорит: «желаю, чтобы вы все … пророчествовали» (1Кор.14:5), и далее: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать;» (1Кор.14:1), у нас этой проповеди вообще такой нет, отстоял, ушёл и всё. Ревнуйте, сколько на земле людей и практически к каждому свой подход. Почему Иоанн Златоуст говорит: чтобы обратить человека, нужны тысячи талантов. Когда говорит: «паси агнцев Моих», «паси овец Моих» (Ин.21:15-17) это уже готовые, а как его поймать, овечкой сделать? чтоб потом за ним ухаживать? Научитесь рыбачить, и сколько ты опыта ни приобретёшь, на каждую рыбу – своя приманка. Где-то на глубине, в какое время суток, где находится глубже, где мелко, это ты должен всё знать. Поэтому люди, которые знают всё, они всегда с рыбой. Это у нас такое изобилие, мы даже и, не зная ничего, можем поймать её здесь, и поэтому главное нам всем научиться «ловить рыбу» – пророчествовать, то есть говорить о Христе, о Его миссии, что Он умер за наши грехи – главный Рыбак. И когда Христос говорил ученикам, они отошли от берега немного, а люди стоят на берегу, где-то в толпе Его ещё теснили, прикасались, а здесь никак. Иоанн Златоуст говорит: обычно бывает человек на земле, бросает и ловит что в море, а Господь с моря забросил на землю и поймал. Всё по-другому. И научиться свидетельствовать, воспользоваться даром, который Господь дал людям – дар Священного Писания и восприятия его полной верой. А что ты сказал бы? Я сказал, что за всё придётся отвечать, Суд Божий (будет). Начиная кому-то говорить, в первую очередь говорите о страхе Божием, мы все смертные, человек что-то отрицает: «Со мной этого не случиться, один в аварию попал, у другого сгорело, а я обеспечен, в таком доме живу, который не сгорит». – «Но и ты умрёшь?» – «Все умрут». – «А от чего умрёшь?» – «Не знаю». Рассказывает, крестьянин первый раз увидел рыбака и говорит: «Но на море же бывает и буря». – «Да, бывает». – «Так ты можешь утонуть?» – «Конечно, могу». – «Так и не езди, не выходи в море». – «Нельзя, я этим питаюсь». – «А твой отец кем был?» – «Рыбаком». – «И как он умер?» – «Утонул, буря была». – «А дед?» – «И дед был рыбаком, утонул». – «И ты идёшь туда!» – «А у тебя кто отец был?» – «Он землю засевал, то, другое» – «А как он умер?» – «На кровати». – «А дед?» – «На кровати». – «И ты на этой кровати спишь? Не боишься?» поэтому приготовься. В рыбаке мы нуждаемся, на практике можем не быть, но главное в этом. Вот первые христиане, они изображали тайно, христианин ты или нет, два полукруга рисуют, первый сходится, а дальше как хвост раздваивается, пересечением. Мы являемся в своём роде и «рыбой», и «рыбаками», и главная нить это пророчество, знание Священного Писания. О великой Его милости, о Суде Божием скажи, далее скажи: милость Бог даёт. «Да я не могу отстать», пьяница там или кто-то, доверься Богу. Бог сделает так, что ты сам удивишься, будешь смотреть, тебе противно будет. Пьяницы Царствия Божия не наследуют, ты это повторяй. А дальше? А дальше огонь вечный. И где мы будем, зависит от того, как относились мы к званию рыбака. Да научит нас Господь не только есть рыбу, но и о духовном заботиться. Свидетельствуя людям, ибо близко пришествие Господне и Суд над всеми. Ему, нашему Господу и Богу слава во веки веков! Аминь.