Кто есть мы? О едином Боге и иконопочитании
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1Указатель — Исх.20:3
08. 09. 2018. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Я хотел порассуждать о том, чтобы мы узнали, а кто мы? Написано: «исследуйте самих себя, в вере ли вы». Самого себя, не кого-то исследовать. Это не просто психологический анализ, а вообще о заповедях Божиих.
Вот десятисловие. Мы читаем: «Да не будет у тебя иного бога». Все понятно: Бог Яхве, Ягве, Иегова по-разному произносятся, как Феофан Затворник говорит. Приходят люди к нам, сюда в этот храм. Приезжают издалека, бывают не православные, но к православию уже прямо прилепились рядом – но их так научили. «Не делай никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в воде ниже земли». А у вас, видите, вот столько икон. И люди, когда переходят из православия куда-то, – мусульмане: они никаких изображений не принимают, у них этого нет, строго, – они нас за это укоряют: «У вас сколько богов?» Мы говорим: «Один. Бог един во Святой Троице: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой и сии Три суть едины». Они этого не понимают, называются «товарищи». У Бога сотоварищей нет. Дальше начинаешь рассуждать. Приходят и нынче зимой приезжала к нам одна хорошая женщина, она из казахов из Казахстана, приняла крещение. Приняла православие всё как есть. Была Райхан, стала Рахиль. Имена-то похожие здесь. Дочь – Руфь. Она ещё не так, чтобы как на каждом шагу Владимир да Александр, да Игорь называют, а спрашивает батюшку: как? Он говорит: «Вот на это имя мало крестятся, но ты можешь взять Руфь». И два внука крестились. Одного назвали архангельским именем Рафаил, Марк. Вот сейчас она просится молиться, как что бывает. А была не просто другой нации, она была из «Свидетелей Иеговы», как правильно называют «Общество Сторожевой башни», которые о Троице ничего не признают. Но Господь её так расположил, что она всё приняла. И она говорит: «Я боялась, что мы не встретимся». Я ей запрещаю приезжать, а она: «Я приеду повидаться. А то что-то случится, и я с Вами не встречусь». Мы пошли к митрополиту нашему Сергию, побыли, благословились, по всем храмам проехали, везде поклонились. Очень расположенный человек. А другой приходит, всё принимает, иконы – никак, написано: не сделай изображения. И когда люди из православных уходят куда-то, их в первую очередь там заставляют уничтожить иконы. Тогда рисовали на досках, значит, топором порубила, в печку бросила: «Если это Бог, Он за себя заступится, а он сгорел, – говорит, – ничего и нет». Как им объяснить? Один из вариантов, который мне видится. Пускай год, два человек будет, чтобы он не воевал против икон. А я ему докажу в течении одного часа, что иконы – установление Божие! По Писанию! Они не верят в это, а когда начинаешь говорить, если человек не упрямый, он сразу это принимает. Не делай никакого! Слово «никакого» давайте крупно напишем – НИКАКОГО. Но если человек имеет страх Божий, хочет получить спасение, попасть в рай, по-простому сказать, он же не пойдёт поперёк: «Не делай!» – «А я буду делать». – «Тогда ты враг Божий». Но мы должны знать, где это написано: Исход 20 глава. Но в 25 главе этой же книги написано: сделай изображение. «Не сделай» и «сделай» – это два разных слова, взаимоисключающие. Сделай что? Херувимов. Херувимы – у них головы, глаза, нос, рот, лица написаны лицами друг к другу, крылья смыкаются сверху над ковчегом Божием. А там Бог открывался. Бог заранее разграничил. Уже мы читаем у Лев.10:10 – «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». Отличайте! Не просто: «нельзя» да и всё. Но «нельзя», я говорю: «Объясните, почему?» – «Это было в Ветхом Завете». – «так, в Ветхом Завете «не делай изображение», тогда и не произноси. Тогда вообще мы ничего не знаем об этом». Дальше мы читаем: 3 книга Царств. Бог не отверг строительство Храма, но только сказал Давиду: «Ты не построишь, потому что много крови пролил! Сын твой построит». Сооружение было величественное, со всего мира приезжали люди посмотреть. Это было чудо, насколько достоверно. У нас зуб ставят золотой – это дорого обойдётся жевать. Трудно поверить, но национальный запас сегодняшнего государства России. Почему? Отовсюду несли всё и когда уходили из Египта, Господь сказал: «Выпросите у них все золотые изделия». Объяснение на это есть. И этот Храм, когда стал строить Соломон, он сделал так, как было в скинии и добавил: «Не делай ничего, Господь повелел: что на земле». А что на земле? Давайте мы просто рассчитаем: что на земле? – Люди, скотина, звери дикие. Скотина – это домашние звери. На земле что ещё есть? Деревья, кусты плодородные, неплодородные. Вот всё, больше-то ничего нет. Не делай того, что на небе вверху! А что на небе вверху? Облака, солнце, звёзды, луна, Ангелы, Архангелы и Небесные Силы. Но Бог повелевает сделать то, что на небе. Но людей-то там не было. Не было! Потому что рай был закрыт. А он сделан по образу Небесного. Сделай то, что тебе на горе было показано. И он людей там не видел, почему? Рай был закрыт. Ещё не была принесена Голгофская жертва Иисуса Христа. Первый в рай войдёт непростой человек, а отброс общества – разбойник. Иоанн Златоуст говорит: «Когда другие попали туда, уже вошли в рай (такую как бы видят картину), и они видят там: разбойник в раю ходит, осматривает. “А ты что здесь делаешь? Ты воровать пришёл сюда?” – они как бы переносят отношения земные туда». Но это Иоанн Златоуст так говорит. И вот на небе, теперь мы знаем – святые. Господь сказал: «ныне же будешь со Мною в раю». Сектанты не верят: ныне! будешь со Мною в раю. Они сделали так, что запятую перенесли: истинно говорю тебе ныне, – ныне говорю – будешь со Мною в раю. А Господь говорит: «истинно говорю тебе (двоеточие), ныне сегодня будешь со Мною в раю». Сегодня. Они никак не могут соединить это. Но мы должны это принять. Но если Он на небе, у Него образ есть, теперь Церковь и приняла этот образ Его. Теперь в Церкви. Херувимы там были? Херувимы здесь. Теперь там изображения появляются. У человека немного начинает просветление, но не сразу принимает. Моё мнение такое, что на первых порах не надо давить, а сказать: «Давай так. Допустим, тебе месяц нужен на размышления. Ты иконы не принимай, но и не хули, не говори против ничего. Церковь приняла – 7 Вселенский собор». Но я просто так, когда работаю с сектантами, с мусульманами, я говорю: «Оставь на месяц, и ты присмотришься, почитаешь жития святых, увидишь. Но один Бог. А вы: «спаси, спаси» – все боги у вас. Э, нет, не пойдёт. Мы говорим, моли Бога о нас! Святой апостол Павел, моли Бога о нас!» Ещё в Ветхом Завете было показано, что души там живые: как Самуил явился, когда Саул вызывал волшебницу. Либо читаем в Маккавейской – неканонические книги. Он видел молитвенников, которые там на небе молились об израильском народе. Доказывать очень легко. Допустим, мы говорим: «Молись о нас». А человек поехал в другое государство, во Францию или в Германию. И что? Оттуда молитву разве Бог не услышит? А если человек в самолёте летит, на 10 километров выше земли? А если он на луне? Так что, молитва не дойдёт? Молитва доходит отовсюду. И поэтому мы обращаемся к ним. Павел говорит: «Молитесь обо мне, дабы по ходатайству многих я был возвращён вам». Из тюрьмы пишет: молитесь обо мне! «Так ходатай один». – «Один». – «А Павел говорит: по ходатайству многих». Тут надо на каждое слово дать толкование. Ну, а как вы молитесь Божьей Матери, Приснодеве Марии и говорите: спаси нас? Толкование даётся: спаси нас молитвами своими. Она сама спасается кровью Иисуса Христа, Его жертвой. «Нет праведного ни одного», «все согрешили и лишены славы Божией». Это определённо, чётко апостол Павел показывает. Об этом говорится в Священном Писании. И она спасалась верою во Иисуса Христа. Пока мне в руки не попало Евангелие, я ходил в храм уже, свечки ставил, но Божью Матерь считал выше Христа. Она Мать, простое рассуждение по-земному. По-небесному – не так. Она Преблагословенная, Она Приснодева Мария, но Она спасалась верою в Сына своего. И Она говорит: «Сделайте, как Он скажет вам». Она тоже была не лишена человеческой немощи. Одно время посчитала, что Он вышел из ума, пришли взять Его. Это толкование на Златоуста, блаженного Феофилакта. Но Иисус делает совершенно не так, вопреки всех людей. Не угождает ни римлянам, ни фарисеям, в Храме опрокидывает скамьи. Всё время торговали. Почему вдруг нельзя? Христос бы к нам пришёл – нет претензий, мы не торгуем. А в любом-то храме – торговые точки. Да ходят ещё с блюдом, да не один раз, а друг за другом человека три. Тут нам Господь помог это рассмотреть – у нас никогда этого не было. И теперь, когда Соломон строит Храм, он там море делает медное, в котором священники будут мыть руки. Море. И оно, это море, стоит на двенадцати быках – волах и написано: задом все они вместе, а наружу рога. Какие есть быки. «Так не делай изображение!» – «Подожди! Он не только это – это чистое животное, он львов делает, а львы – это звери нечистые». – «Так это Соломон, он совратился». – «Опять скажем: подожди». Дело в том, что когда Соломон закончил Храм делать, тогда началось освящение. По-человечески, Богу-то там что делать, когда звери какие-то, но вопреки явного повеления Божьего: «Не делай того, что на земле». А на земле – звери, скотина. А он всё это сделал, виноградные кисти обвивают столбы. Всё нарушил! Но далее случается то, что уже доказывать не надо. Вдруг облако наполнило Храм, Слава Всевышнего сошла в Храм и освятила его. Священники – люди отличные, не смогли стоять, они вышли наружу. Почему? Храм Божий! Бог наполнил, принял. Уже доказано: зачем бы это совершал Бог? В капище Бог не приходит, не освящает. Он рубит там, где капище. Когда попал ковчег и там Дагон был «бог», Он повалил этого «бога» и руки, ноги ему и голову отрубил – статуи их. Вот как. Поэтому, рассуждая с человеком, мы должны ему указать, что Храм первый был Соломонов. Я говорю: «А в какой Храм приходил Христос и сказал: “дом Мой”? Мой дом, Мой». А если там изображения, что не позволено Богом – это капище. Господь говорит: «Мой дом». Он не стал выкидывать изображения. Они там были, они не знают люди. Я говорю: «Храм Соломонов разрушен. 2Пар. 25 глава». Навуходоносор разорил Храм! Проходит ещё почти пол тысячи лет и Господь из плена выводит свой народ, и они начинают строить. Кто? Зоровавель, сын Иоседека – Иисус. По повелению Божию снова что видят на небе. И снова изображение. Но, а где это написано? Иез.41:17 – сделай изображение! Ты приди домой и прочитай. Повторяю, Иез.41:17, определённо – сделай! И написано: иконы. У нас слово «икона» – это греческое слово экон (icone) – изображение, другого толкования нет. И сделай изображение. Изображения были внутри Храма и снаружи, от пола и до потолка. Так что нам ещё далеко до этого. Так написано. А люди, которые приходят оттуда, откуда-то в православие, они у меня дома бывают, и для них – это откровение. «Так, выходит, тогда мы неправы были?» – «Да ты сам решай, я не буду говорить». – «Так что, тогда баптисты не спасутся?» – «Я ничего не сказал. Спасает Бог! Но я знаю, что вне Церкви нет спасения. Деян.2:47 написано: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Зачем их прилагать, если они спасённые были? Прилагал. Он уже уверовал, теперь приложить надо». И в Деян.2:37 спросили: «что нам делать, мужи братия?» Он первое говорит: «покайтесь». Покайтесь в отношениях к изображениям; это понимание, что на иконы говорили, на Божью Матерь что-то говорили – во всём покайтесь. И после этого: «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Не для обещания Богу только доброй совести – для прощения. Сектанты, баптисты, другие: они никак не могут понять. Я говорю: «Написано: для прощения». – «Нет! Прощение в покаяние». Они так понимают. Пришёл человек: «Кто хочет покаяться?» – у них собрание. И человек: «Я хочу, признал грешником, прости меня, Господи», – плачет. Он по-настоящему уверовал, не как у православных, большая часть людей, которые ничего не знают: пришёл, свечку поставил и ушёл. Я говорю: в крещение. Вот к нам приезжали баптисты, здесь были. Нет, не в крещении. Я говорю: «Скажите, Павел, когда шёл, Савл бывший ещё, и его встретил Господь; он пал на землю, ослеп, три дня слепой был; он прощёный был или нет?» – «Ну, да!» – «Значит, грехов на нём не было?» – «Конечно, Бог простил его». Я говорю: «А теперь к нему заходит Анания, епископ города Дамаска и говорит, его братом называет: “Брат Савл, что ты медлишь? Три дня медлишь. Встань, крестись и омой грехи твои – Деян.22:16”. Что, Ананию не открыто это было, а нам открыто через две тысячи лет? Он уже братом его называл. Но ты ещё во грехах. Крещение должно быть в полное погружение, троекратное – 50 Апостольское правило». Мы должны узнать: мы, православные, знаем ли мы свою веру? Кто мы такие? У нас много богов, говорят. Нет, Бог один. А это святые. «Но вы как, признаёте канонизацию?» – меня лично спрашивают. «Я признаю, как Церковь признала», но добавляю: «1Кор.4:5 написано: не судите никак прежде времени. Прежде времени, доколе не придёт Господь и не осветит скрытое во мраке… и тогда будет похвала каждому. Тогда – не раньше. Ни анафеме, ни канонизации. А это суждение». Матрону, когда канонизировали Московскую.. Кто-то говорит: «Так это не полный образ её, она сильно обличала священников. Священники – это губители! Они Бога не знают. Посмотри, на каких машинах ездят, что они делают». Это не пойдёт. Комиссия вычеркнула это. Тогда это не её биография, это выдуманная Матрона. Истинная Матрона обличала священников. Значит, ей это дано было, она видела. «А вы её признаёте?» – «Церковь признала, и я признаю. Но для себя я знаю: этого делать не надо». Итак, кто мы? Мы православные, но в этом православии мы должны увидеть самое ценное. Этот вопрос я задавал, за столом у батюшки сидели: «Скажите, в православии самое ценное, вот беседуем с сектантами – что?» – «Причастие». – «Причастие, да. Но, а причастие-то откуда, как? Почему дальше не рассуждаете?» Я говорю: «Самое ценное – это вы! Без священств нет литургии, нет причастия, нет епископата. Это обезглавленная церковь, их называли: безголовые. Такие были в первые века, которые епископаты отрицали». Итак, значит, наша забота о том, чтобы денно и нощно молиться об епископате, о патриархе, чтобы Господь всем подал истинное разумение. Потому что вы – свет миру. И когда человек стоит на земле: кто меня видит, как я обут и как одет? А когда на постамент выше всех поставят, меня видно до подошвы. А эти люди на высоте, они нуждаются в помощи. «Так, а он на вас говорит…» – «Это он говорит, он ответит за это. Оня не я говорю. А о нём я могу молиться». Я прошлый раз вам говорил на занятиях: очень сильное нападение на отца Владимира Головина. Батюшка очень популярный, к нему со всего мира буквально ехали. Сейчас на 3 месяца запретили ему служение. Какие-то там у него ошибки нашли. Не мне судить, я только молюсь и ещё прошу: усилить молитву. Потому что этим делом занимается Синод уже, а дальше патриарх, чтобы они не ошиблись. 3 месяца он не имеет права надевать церковную одежду, никого благословлять, ни службу вести, ничего – просто мирянином стоять. И дальше, как обычно они – 3 месяца, но, если он сейчас не послушается, с него сан снимут. Я уже пишу и кричу им: только чтоб нигде против не говорили. То, что их митрополит сказал в его епархии – соблюдите это 3 месяца. Иначе с тобой разговаривать не будут, как с Диомидом. Сейчас они тебе почистят место. Вытерпи, перенеси. А люди будут приходить, просить – искушение. Его переведут в другое место. Ничего, в другом месте будешь от чего-то воздерживаться, что-то не так. Да все мы перед Богом ходим. Итак, наша вера православная требует и послушания, но не заваливать за эту грань. Сектанты все спасены?. «А ты спасён?» (У них главное – корона.) «Да как Бог даст». – «Написано: “верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную”. То есть потенциально он может спастись». Апостол Павел: «мы спасены в надежде». То есть я надеюсь на милость Божию, на молитвы друзей, близких, на исповедь, на причастие. То есть православным ограждение поставлено, чтобы нас не заносило далеко: я спасённый. Спасённый, когда ты из вод крещения выходил. Это даже небольшое предупреждение и просьба за отца Владимира молиться. Батюшка хороший. Богу нашему слава. Да сохранит нас Господь от всяческих заблуждений в святой Православной вере. Аминь.