Молитва по святой Библии, святым отцам Вселенской Церкви
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 715.07.2018. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. У меня складывается такое впечатление сколько раз говорю, что должно быть в храме две проповеди Златоуста или другие поучения, а читают по одному. Как будто специально, чтобы я вышел и говорил, оставляют мне место. Сегодня я хотел сказать о молитве. Православие строится на молитве. Слово Божие не звучит. Почти. Сектанты, еретики, в основном делают упор на проповедь. И поэтому у них быстро прибывает народ, трудится. А молиться, уже как придётся. Их молитвы с молитвами, которые установлены у нас в церкви, не идут ни в какое сравнение. Если человек живёт недуховной жизнью, сильно ты не разбежишься. «Дай» - и всё, на этом молитва к Богу закончилась. Мы должны очень хорошо усвоить, что без молитвы ничего не делается. Молитва бывает сказанная словами - звуком, а бывает несказанная. Адам в раю. Нехорошо человеку быть одному. А чего нехорошо то? Такие простые слова. Начинаешь, когда читать святых отцов, это бездна и глубина. Почему Златоуст говорит что ни одного знака не оставляй без внимания, как написано. Нехорошо. Он чувствовал. У меня есть свои размышления. Когда человек один, его что-то удивляет, так хочется поделиться с кем-то. Хорошо, лев ласкается - запустил руку в гриву. ему, погрелся или что там дальше-то что? у Адама не могло не возникнуть вопросов, а что там за пределами рая? А что там за пределами вселенной? О том он и не знает ещё, о том мы только будем задавать вопросы. Какая она земля, плоская или шарообразная? У нас какие вопросы сегодня? А на чём она стоит? А с какой скоростью несётся? А когда она вернётся на своё место? Чем закончится мир? Вопросов не два, не три. Вопросы – это желание разрешить. Исследования, проведённые людьми, которые занимаются наукой, показали, что ребёнок до четырёхлетнего возраста в среднем в день задаёт 400 вопросов. А у взрослого ни одного. Ребёнок развивается, если, конечно, обстановка позволяет. Микрофончики ему прикрепили, и всё посчитали. Мир начнёт молитвой, и закончится тем же самым. А какая последняя молитва? Вопль. Я специально исследовал это дело, и нашёл. Тем более сегодня техника, поисковики в святой Библии позволяют. Слово: молитва, моление, просьба, вопль, это всё в молитве, 540 раз. А слово: услыши, приклони ухо, внемли - более тысячи раз. То есть на каждую молитву человек в среднем дважды говорит «Господи, приими молитву, услышь». И ответь, ты молился, а Бог тебя услышал или нет? Апостол Павел – самый плодовитый христианин в Новом Завете. Из 27 книг Нового Завета 14 принадлежат ему. Сохранённых только 14. Сегодня мы знаем, что было послание к Лаодикийцам, о котором он упоминает в послании к Колоссянам, что было три послания к Каринфянам, о которых он упоминает. И он говорит: «Трижды молил я Господа, молил, чтобы удалил ангела сатаны». И Господь ответил: «Довольно для тебя благодать моей». Вот и добился, и узнал. А что, молитва была услышана? Какие препятствия? Препятствие самое главное – это посмотри в зеркало. Есть три врага – сатана, мир и ты сам, то есть я. Почему? Говорит: Отвергнись себя, возьми Крест и следуй за Мною. Следуй за Мной и знай волю Божию. Отвергнись самого себя. Пока твоё «я» мешает, неослаблено, ничего не получится. Ты всё будешь думать: надо это. А что воля Божия означает? Очень трудно сказать. Если человек верующий в Бога, у него страх Божий на первом месте. Вот смотрите, там написано на стене «Начало мудрости - страх Господень». У нас специально висит это место из Священного Писания. И там далее говорится, что только глупые, неразумные люди пренебрегают наставления. Мы читаем притча Соломона Премудрого, определённо говорит в 30 главе 5-6 стих. «Всякое слово Бога чисто». Православные вообще этого не знают. И далее говорится – «Не прибавляй к словам Его» А где Его слова? Святая Библия. Кроме святой Библии мы ничего больше о Боге не знаем. Не прибавляй. А дальше страшные слова говорят, «чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом» А Бог обличит, и скажет. Я сказал так, зачем ты добавил одно слово? Ну, я,.. на этом всё и закончилось. Я тебе сказал, скажи скале сей, дай воду. А Моисей добавляет пять слов. «Неужели из этой скалы?» И Бог сразу же ответил, и ты не войдёшь в обетованную землю. Господи, да я хотел... Всё кончилось! Переигрывать уже Бог не будет. Я сказал: скажи скале, а он ещё и ударил. И написано 105-м псалом, не от удара пострадал он, а от слов. И погрешил Моисея устами своими, когда Бог повелел сказать, скажи, он должен был сказать: Скала, отверзись, (как бы так: сим-сим, открой дверь). И было такое, что весь скот напился, и все. Мешает наше я! А Бог его ослабляет. Как? Постом, молитвой и милостыней. Два момента. Человек начинает жить, закончил какое-то учебное заведение, его люди где-то полюбили за его трудолюбие, он женился, всё у него идет как надо, и говорят – встал на ноги. А Богу как раз этого и не надо. Нужно вникнуть во всё это – встал на ноги. Значит у него всё в достатке. А Иисус говорит – Мф.19:21 – «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». У него авторитет перед людьми. Он может помочь, он может заказывать какие-то проекты, днепрогес строить. Не получится. У Бога совершенно другая шкала. Ты хочешь быть совершенным – раздай имение. Срезано, всё, ничего нет. А вопросов нет. Ты хотел быть лучшим. Я тебе и отвечаю, говорит Господь. У меня и здоровья хватает, у меня силы хватает, а вот этого как раз и не надо Богу. Постом и молитвой замори этого коня. Пост для ослабления нашей плоти. Апостол Павел начинает перечислять великие деяния, которые никому не удалось повторить, и говорит, я более всех был в трудах. И действительно, 4 миссионерских путешествия. Я более всех потрудился, – подводит итог. Более был в страданиях, более в тюрьмах. Всё перечислил, а в конце добавляет, впрочем, не я, но благодать Божия, которая со мною. Чтобы люди обратились к Богу, нужно сеять, сеять, садить и поливать. То есть, говорить людям проповедь, далее поддерживать, объяснять, укорять, обличать, наставлять. А потом Павел и говорит: и сеющий, и поливающий – ничто, нуль, а всё Бог возращающий. Вот это и есть молитва. Молитва, которая отвечена. Есть люди, которые, в общем-то, ничего великого не сделали, но был дан дар молитвы. Один из них – это Ефрем Сирин, целый том посвящён молитве. Ты хочешь узнать, как молиться за роженницу, у ней трудные роды могут быть, там написано. Как воспитать? Написано. Муж гулявый? Там написано. Что бы ты ни сказал, там всё написано. У него молитвы из него, как из рога изобилия были. А сам не знал, что ему Бог ответит. Весь мир к ногам его ложится с молитвой, а сам про себя не знает. Стала мысль приходить, а кто бы мне встретился, да научил меня, чего-то я ещё не знаю. Найти книги Иеронима Стридонского, его ещё и не было. И Господь ему говорит: иди, и кто первый встретится, тот тебя научит. Какие у него мысли были, мы не знаем. Конечно, он предполагал, какой-то доктор богословия, профессор, иностранец, путешественник, который много видел, ездил. Идёт, и первая, кто ему встретился, блудница, ночная бабочка. Он остановился в тупике и смотрит на неё. И она на него смотрит. Ответ-то у неё готов, а у него нет. Наконец, он не выдержал её взгляда: А чего ты на меня смотришь? Она отвечает: «Я из ребра взята у мужа и обязана на тебя смотреть. А ты взят из праха, опусти глаза, смотри в прах». Господи, о чем я думал? Да как о себе подумал? Прах, пепел! Вот как отвечает Господь. Если у тебя есть мысль сделать что-то для народа Божьего, ты молись, проси, жертвуй. Такой человек был, их было два – Ездра и Неемия, два друга. И Неемия не знал, как вывести народ из плена. Ему не диктовал Бог, как Моисею, пойди, брось жезл, превратится в змея, руку за пазуху положи, вытащи, она будет прокажённая, заложи обратно, чистая будет. Ему ничего Бог так не говорил, и он не знал что делать. Молится, а ответа нет. И, конечно, он был печальный. Почему Бог живой, дивный, и не отвечает? И вот стоит Неемия перед царём, доверенное лицо. Он виночерпий. Царю подаёт вино. Есть фильм такой, «Иеремия» называется. И он там стоит ещё молодой юноша. Каждое вино, каждая бутылка сосуд, должны быть проверены. Лабораторий ещё не было. И ему говорят - пей. Он говорит, а если отравлено? Не беда, ты умрёшь. Главное, чтобы император был жив. Весь ответ. И стоит Неемия перед императором своим, перед царём. И царь взглянул на него. А чего ты печален? Ты болен? Нет. Неем.2:2 – «Но царь сказал мне: отчего лицо у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался». Подумал, что его подозревают, потому что часто случалось переворот через отравление царя и прочее. Он сильно испугался. Если было бы такое у Сталина на приёме, глаза бегали, всё, домой такой не возвращался. И вот Неемия сильно испугался, но на этом не остановился. Помолился. Как он молился? Кланясь у стены, как евреи кланяются. Перекреститься двуперстно, трёхперстно, так этого ещё не было. Я понимаю так, он только сказал: Господи, я погибаю, положи на сердце, что сказать. И отверз уста, сказал: Царь, а как быть мне не печальным, народ мой в разорении, мы в плену у вас столько лет. И Господь мгновенно ответил на все его молитвы ночные и дневные, сейчас и здесь. Царь сказал: и чего же ты хочешь? – Чтобы отпустил народ. Семьдесят лет мы в плену, у нас есть Родина, есть город Сион, есть гробы отцов наших. У нас храм там был, мы потеряли его. И сердце царя повернулось к нему. И далее царица будет помогать. Войска пожелают пойти сопровождать. Скажет, не надо, доверяемся Богу, то есть молимся. О чём молятся женщины? Нет детей, они молятся, Бог даёт, ребёнок рождается, а никто не знает, кем он будет. Вот у одной нет детей, вторая жена её поносит: ты бесплодная, ты сухое дерево, и она вопиёт к Богу. А первосвященник видит её и говорит, иди, проспись дома, выпила вина и пришла в храм. – Нет, не от вина, а от великой горести и тоски я такая. Я прошу Бога. – Иди с Богом, Бог сделает так, и родится сын. Но она, прежде чем он родился, уже дала Богу обет, обещание. Если дашь сына, Господи, я посвящу его Тебе, он не будет безбожником, он будет с Тобой, Господи. Амвросий Медиоланский и все говорят, что она превозмогла немощь женской природы, ещё нерождённого она посвящает, то есть, когда ему исполнится 4 года, она приведёт его, отдаст первосвященнику и скажет, вот то, что я просила и отдала его служить в храме. А как же сама без ребёнка? Как Бог! И мы видим, у неё один за другим рождаются дальше дети. Есть такой момент, когда человек, видя, как народ отступает от Бога, люди не знают Бога, живут по своим прихотям. И он возревновал и говорит, было время, был посыльный, прибежал к моему отцу и сказал, у тебя сын родился, и очень обрадовал его, у него дети, сын. Он говорит, проклят человек, который это сказал, проклят день, когда я зачался. Вы знаете, о ком речь идёт? Тот же самый пророк Иеремия. Он увидел, никто не хочет слышать Слово Божие, все что-то прибавляют. Все живут по своим прихотям. Зачем я родился? Я говорю им слово, а они не слушают. И Бог утешил его. Избрал молодым, когда он совсем молод был. Мальчишка, да я же молод. Бог говорит: иди и не малодушествуй. Иди, чтобы я не поразил тебя. Я избрал тебя как нужный сосуд. А кто будет слушать? Я говорю, они не слушают. Будут слушать или не будут? Слышишь? Иди и говори. Как бурный ветер, но у меня огонь. Огонь? Я тебя скалою сделаю, и огонь погаснет. Иди и говори. А что говорить? Скажи народу так: никакая сила вам не поможет, никакие союзы с Америкой, с Израилем не помогут. Всё будет разрушено. Тогда были свои соседи, они на Египет надеялись, проегипетская была политика. Фараон придёт, фараон сильный, и сирийского царя победит. Ничего подобного. А Иеремия один говорил, что город окружён будет. Откройте ворота, не воюйте, царь, и тогда все дети твои будут живы, тебя в Ипатиевком подвале не расстреляют. Открой ворота, открой им, пусть они придут мирно. Он этого не сделал, мы знаем, это ужасная история. Весь Иерусалим был сожжён, и народ был пленён. Молитва Иеремии не была отвечена так, как он думал, но Бог сделал так, как Ему угодно. А почему? В конце мы должны сказать – не моя воля, но Твоя да будет. Я прошу, знай, мне надо это, а Господь показывает на другое. Ты просишь, я сделаю. А дальше что будет? Я разговариваю с знакомым человеком, у него детей много, жена узнала веру православную, а он так и остался сектантом. Я говорю: ты когда жену искал, какие качества ставил? Господи, мне нужна такая, и дальше. – Что я понимал? Ну кто тебе сосватал-то её? Она же в другом городе жила? Вот такой-то. – Он-то верующий был? Очень верующий, страдал за Христа. Он-то разве не видел, что в ней? В ней откроются прекрасные качества. А он искал другое: красивая чтоб была и умная. А она оказалась умнее его. А вот этого-то он не просил. А если бы сейчас вернуть, я бы попросил, Господи, дай мне жену послушную. А умная, она везде противоречит. Я начинаю потолок белить, а она указывает где неправильно. Я начинаю что-то делать, она везде умнее меня. Я с такой разговаривал за границей. Я говорю, ты всегда считала себя умнее мужа? Да так. И что? Одна осталась. Подравнялась, теперь никого нет рядом. Он ушёл к другой. Вы думаете, ушёл к другой – это просто слова? Я сегодня прочитал статистику: доклад делает священник, я ему верю. Что из ста священников двадцать пять живут одновременно в небрачной жизни с другой женщиной. Разрушенные семьи у священников! А почему? Искали не того. Я лично, близко знаком был с этими священниками. Как так вышло, как познакомили? Надо было рукополагаться, а я молодой и не женатый. А невесты ходили все время, они ждали. Как только выпустят семинаристов, тут востребованы будут невесты. – Ты молился о ней? – Конечно, нет, Она хорошая, высокая, ростом с меня, всё у неё есть. А что теперь? Теперь ничего нет.
Итак, я говорю о молитве. О чём молился Адам, когда был изгнан? Ещё в Раю он стал говорить, я не виновен. А как он сказал? Жена, которую ты дал мне, она дала мне, и я ел. А вот как? А почему ты не молился, чтобы жена-то у тебя слушалась, а не подкаблучником был? Это ни день, ни два. Этот плод обошёлся слишком дорого. Сегодня подсчитано, примерно 100 миллиардов умерло. Умерло, в Адаме все умирают. А как? С молитвой на устах, если умирают. Сегодня показывают фотографии, умирает человек верующий. Как обычно, пока ждали там документы оформить, он в гробу лежит, улыбнулся, и так улыбка застыла на лице. Такую же покажут и женщину. Улыбнулась, улыбка... Хоронят её, а она улыбается, и так улыбка застыла на лице. Что они там увидели? Это не ужас, гримаса, с которой умирает человек, хотя поэтому определять и нельзя. Итак, последний человек будет молиться Богу. И всякий слышащий да скажет – прийди! И Дух и невеста говорят – прийди, Господи! Прийди! Нас страшить должно то, что у нас везде добавки. Мы фарисействуем много. У сектантов: отнимают, одиннадцать книг выбросили из святой Библии. А у православных наоборот, всё добавляют. Вот идёт крестный ход. Кресты бьются друг о друга в руках, хоругвии несут. Почему? Все поняли, великая ересь грядёт. И вдруг мальчика одного там шестилетнего поднимает на воздух, его несколько часов нет. Ждут, он опускается. Что ты слышал? – Да как там на небе поют, Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный. Почему они не оставили эту ангельскую песню без повреждения? Сразу же добавили – помилуй нас! Там не было этого. У человека три ступени в молитве, дано Богом. Первая ступень – это просьба: я прошу Тебя, я молюсь Тебе, помоги, спаси, благослови. Это всё просительные молитвы. Так молятся католики, сектанты, все еретики, мусульмане, буддисты, язычники просят. Помоги. Вторая ступень выше – это благодарение. За всё благодарите. Апостол Павел в 1 Коринфинам 5:18 прямо пишет «За всё благодарите», за всё! Так у меня совсем не так, как я думал, пожар, тут разворовали, имение растащили. – Правильно, ты вспомни, Ева, сколько у него было? Был самый богатый сын в Востоке. Ничего нет. Бог дал, и Бог взял, да будет имя Господне благословенно. Почему Давид, составивший Псалтырь, говорит в 118-м псалом, 164 стих «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей». За несчастье, что не по-моему, за гонения, за кражи, за всё прославляют. И есть третья ступень – Ангельская, и мы на неё прорываться должны. Православие здесь незаменимо. Это славословие Ангельское. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный. Армяне добавили – помилуй нас, Распныйся за ны! Православные не приняли эти слова и разошлись. Как это на небе и распныйся! Как это может быть? Это отвергли. А теперь свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! Это видит Исаия, 6 глава. Эту песню нельзя ничем заменить. Есть песня, а есть песня всем песням песня. Это Песня Песней, так и называется.
Много молитв, но одна молитва называется молитва молитв. Это «Отче наш». Отче наш - самая высшая молитва, и к ней добавили в конце. Везде добавляют. Я много перелопатил литературы, так и не мог найти даже у профессора Скоболиновича. Он объясняет, когда посты были, какая молитва, а это неизвестно. Откуда эта добавка. Батюшка всё время добавляет, да это не он, так ему написано. Надо «Ибо Твоё есть Царство, сила и слава во веки» А они добавляют: «Ибо Твоё есть Царство, Отца и Сына и Святого Духа» Где там «Отца и Сына и Святого Духа»? Этих слов в Евангелие нету, они добавели. Господь говорит: Прит.30:6 – «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом».. Так они нужны, эти слова? Они нужны, но в другом месте могут быть. А можно изменить? Что изменю? Я – православный. И каждый раз, слыша это, должен сказать: прости, Господи. К словам Твоим мы добавили слова, Ты это запретил делать, к словам не добавляй, не убавляй, кто добавит, Бог говорит - наложу язвы, кто отнимет, лишу Царствия Божия. Итак, научимся молиться. Когда плоть наша ослаблена постом и милостыней, то есть, мы более бедные, чтобы Он услышал. И как же мы должны молиться? Чтобы по-настоящему мы веровали в Бога, чтобы достигли той пристани, которая называется Царствием Божьим, и вошли туда, чтобы родные и близкие наши познали Его и обратились.
Сейчас молятся о мире во всём мире. А можно вымолить? Нельзя. Молиться можно, но …никак. Почему? Дело Божие делает небрежно. Иер.48:10 – «Проклят, кто дело Господне делает небрежно». Крестят мочением головы. По лбу ладошкой, и больше ничего нет. А дальше, проклят, кто меч Божий удерживает от крови. Так я молился, Господи, чтобы войны не было - проклят. Если они нарушают заповеди Божии, священники, ты можешь просить, вразумить его. Господи, но казнь, кара, которая грядёт, не будет отнята. Писание говорит - проклинает Бог. И кого проклинает, того кто не платит десятину. Обкрадываете Меня, Бога. Мал.3:8-12 – «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землёю вожделенною, говорит Господь Саваоф». Я только напоминаю о том, где главные страшные слова проклятия. А о чём молиться, мы не знаем, Павел говорит, и поэтому Дух Святой через нас вопиет «Авва Отче». Авва – это сирийское слово, то есть, Ты – Отец всех отцов. В молитве молитв должен быть виден Один, который всё это дал. Если это этими словами я достиг вашего сердца, вы сами все начните молиться и ждать ответа. Если ответа никогда не было оттуда, подумай, почему? Не просто заученные «Богородица, Дева радуйся», а написано: Фил.4:6 – «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Желания. Православные не знают, не умеют, а как это молиться своими словами. Не знают, их надо учить. А сколько молитв? Никакого счёта нет. За каждым словом, везде ты должен увидеть славословие. Псалтырь заканчивается тем, что написано на третьей ступени, кто стоят? Вот эти деревья, насекомые, град. Все славят Бога. Они не просят ничего, они не благодарят, а написано- славословие идёт. Давайте учиться у того, что нас окружает. Есть или нет, дождь, деревья славят Бога. А птицы, и написано – «птенцы воронов взывают к Нему, они просят пищи себе». Мы не слышим, мы глухие и слепые. Господи, покажи нам, как вся природа вопиет, славит Бога и просит чего-то, чего не хватает. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.