Святая и Новозаветная вечная суббота
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 714.07.2018. В имя Отца и Сына и Святого Духа. Я уже многократно напоминал о том, что мы давно уже условились, чтобы было две проповеди. При батюшке это сохраняется. Батюшки нет – стоят на своём. Если прочитать проповедь, если пообсуждать, то вполне может прочитать и сестра. Ей никто не запретит читать, потому что на клиросе многое читается и поётся. Нельзя понимать это буквально. У нас некоторые были люди, которые стали приставать к сёстрам, что вы поёте. Женский хор написан в Ветхом Завете, Марьяной был составлен хор, мы ничего нового не придумывали. Я хотел остановиться на слове «суббота». Вы, когда встречаетесь с кем-то, где-то, не просто так, что готов к смерти, а спросите о вещах, которые, может быть, неизвестны. Скажите, 2018 год, а от чего первый год пошёл? В какой стране? Знает человек или не знает, что это от Рождества Христова, хотя обнаружена ошибка в 4 года, надо добавлять ещё 4 года. Это Дионисий Малый так подумал, когда пасхалию рассчитывал, она 532 года и повторяется в те же дни, в те же числа Пасха. И опять идёт точно через 532 года, и кто ему давал поручение составить пасхалию, то есть время высчитать, когда Пасха, подумали, что это указание на то, что 532 года назад родился Христос. Это ни на чём не основано. Но позже уже в раскопках было обнаружено. Если так считать, то Ирод умер за 4 года до Рождества Христова. Этого не может быть. Евангелие от Матфея определённо говорит, как волхвы пришли к нему. Итак, суббота. Вы с кем-то встречаетесь, скажите, что означает понедельник? От какого слова происходит? И вы тогда сразу скажите, что раньше слово неделя не считалось неделей, а седмица, по-славянски, седмица, семь. А неделя, это воскресный день, недельный. Понедельник, то есть за неделей, за воскресеньем. Вторник – второй, среда – средняя, четверг – четвёртый, пятница – пятый. А суббота? Я вам скажу, почти 100% людей с высшим образованием не ответят вам. Одно время мне предоставили широкую возможность помещать статьи в Алтайском государственном университете газета «За науку». Но прошло какое-то время, и профессорский состав восстал, что, дескать, как так, наша газета, один человек всё захватил. Мне говорят, так вы видите, народ-то не знает. Я отвечаю, что такое обрезание, откуда пришло, что такое Библия, почему каноническая, неканоническая.
Сегодня я хотел сказать о субботе. Суббота взято с еврейского слова, неправильно произносится, шаббат. Шаббат – суббота. А субботы у нас даже нет, потому что мы получили Евангелие с прокладкой от Греции, через Грецию. Мы взяли, пошли слуги князя Владимира-то, они не пошли в Иерусалим, а пошли в Константинополь. А это греки, а у греков нету буквы «ш», вообще её нет. У меня близкий человек, жил, он греческий язык знает. Я говорю, напиши святая Шушаника. Есть такая в календаре. Шу-ша-ни-ка. Он посидел немного, говорит: это нельзя написать. Как? По-другому. А её написали Сусанна. Сусанна нам известна. А нет Сусанны. Мы говорим: «Иисус» – с одной буквой «и» писать или с двумя? Не с одной и не с двумя – с полторы. И-краткое первое – Иешуа. Иешуа Га-Ноцри – это Иисус из Назарета. Из еврейского языка. Шаббат – Суббота.
А что оно означает, слово это? Это «покой», больше ничего нету. Покой – ничего не делать, в субботу, запрещалось. Субботу исполняли все до единого. И при том не просто начальствующие знали, все знали с первого дня. Только Моисей ввёл закон, данный Богом, смотрят – человек в субботу, говорит, завтра суббота, ничего не делайте, а ему надо растопить свой таганок видно, он пошёл сучков наломать. «Тебе ж сказали ничего не делать», – «А я что делаю-то? Я, еду надо приготовить». – «Огонь не разжигать в субботу». – «Ну а как?» – «Заранее надо было, за два дня заготовить, в пятницу, тогда на следующий день, через день». И они манну так собирали, в субботу что б никто не собирал. Даром Бог давал, как хлеб. Некоторые начали собирать больше, сразу черви появились. И вот этого человека арестовали. Я всё думаю, представляю, он оставил, жена ждёт, нет его, дети ждут, а где отец? Да, говорят, его там в сарае держат. А за что? Тюрьмы-то не было. И наутро, арестовать-то арестовали, никто не знает, что делать дальше. И дальше прозвучал голос Божий: предать смерти. «Смерти? Да я за народ свою голову положил. У меня награды». Никто ничего не слушает. Я просто развиваю события, как говорит Златоуст. Ты субботу нарушил, ты не должен был проходить путь больше полутора километров, не положено, ни ягоды, ни грибы, всё отставить, рыбалки никакой нету, торговля, всё закрыто. Я видел, как соблюдают субботу, субботники, адвентисты седьмого дня. Он на работу приходит, сторожка, холодно, он заранее в пятницу заложил дрова в печь, а в субботу чиркнул спичкой. Пришли их братья и рассудили, сделали исключение, как будто бы. Но, говорит, сказали только так, не зажигай, зажжёшь уже в воскресенье. Они субботу соблюдают. Исключение одно, заранее заложить, день в холоде просидеть, а потом зажечь. В Израиле все рестораны подают холодную пищу. Плитку включить не разрешается. Один ресторан: да что вы придумали, 21-вый век. Ему наложили такой штраф, что и ресторана никакого не надо. Я говорю, на сегодняшний день.
Приезжают туристы в Израиль. Что я буду сидеть в субботу? Я хочу посмотреть храм, поехать. Им сказали: нельзя машину заводить. Как нельзя? Моя машина. Сказали, нельзя. А он поехал. Бабка, каждый дед, ребёнок хватает камни, бьёт в машину. Они бросили машины и разбежались кто куда. Это сегодня. Такое вот услышал и с трудом поверил. Мы христиане, мы должны посмотреть, что такое эти заповеди, данные Богом. Иные говорят, Христос – конец закона. Какого закона? Это написано – конец закона. Какого? Обрядоверия? Жертвенного? Закон-то не один. А закон что? Греховен? Нет. Закон свят! Закон был благодатен, но он был дан как для детей, для израильского народа. Всё ветхозаветное было тенью. Тень с окна или солнца, так поставьте руку, расплывчато. И чем ближе, тем яснее, видно уже пять пальцев, наконец, соединилось. Так пророчества были всё более ясные, чистые, как приближалось время пришествия Иисуса Христа.
Шаббат – суббота, скажите им, а шаббат, греки они не могли сказать шаббат, буквы «ш» нету, они: «саббат», а эти русские пришли, стала суббота, тут легко уже понять. Иисус – Иешуа; нет имени Иисуса. Евреи говорят: «Иисуса, где вы взяли?» Мы говорим Иерусалим, а у евреев Иерушалайм, у них почти везде буква «ш». А если бы русские приняли, они бы приняли как Иешуа, Иерушалайм и Шаббат – у нас буква «ш» есть. Мы не настаиваем, «Иисус» так и будем произносить, но знание нам не помешает.
И вот Ветхозаветняя Суббота указывала на покой, покой Божий. Бог творил мир шесть дней, а в седьмой день почил от всех дел Своих, почил, то есть отдыхает, как будто Бог устал. И сказано было: «Чти день седьмой», везде, «Не прелюбодействуй», одно слово-заповедь, «Не прелюбодействуй». Когда говорится о субботе, там пакет. В субботу не должен работать раб, не должна служанка работать, в комнате убирать, ни осёл, ни машину заводить по-нашему сказать, лошадиная сила. Все отдыхают. Это заповедь самая пространная, самая большая. О чём она говорила? Нас теперь интересует, если Ветхий Завет был тенью будущих благ, то он на что указывал этот закон? На Христа, на победу, которую Христос одержит. Господь сказал, творю всё новое. Все заповеди, всё новое. Там было: не прелюбодействуй, а в Новом Завете и не смотри с вожделением на женщину или женщина на мужчину. Смотрящий с вожделением уже прелюбодействовал. Заповедь была не убей. А в Новом Завете гневающийся на брата человекоубийца. Руки его уже в крови. А ты под одеялом думал, лежал. Думал, вот повылазило бы ему. Он мешает. И суббота указывала на покой. А где покой, когда человек в грехе живёт? Мы были рабы греха. Бог дал свободу жить во Христе омытым кровью, и поэтому суббота указывала на покой, который нам даровал Иисус Христос.
В пятницу его распяли, он находится во гробе, душа Его сошла в преисподние места, Он там проповедует, в субботу проповедует, а в воскресенье встаёт. Восстал из мёртвых, это первая неделя. Воскресенье не последний день недели, а первый, новая, первая. Господь сказал, да будет свет, творил мир. Бог творит: да будет свет. Люди услышали Евангелие и пробудились для света истинного. Теперь, когда мы видим, что люди празднуют воскресение, не Константин его придумал. Первые христиане, мы считаем, откладывали жертву в первый день недели. Собирались вместе, в первый день недели, читаем послание к Коринфянам, первый день недели – воскресение. Это суббота-шаббат. Он даровал покой. Он воскрес, а эти дни Он трудился в преисподней, проповедовал в субботу. Господь нарушал субботу и говорит, суббота для человека, а не человек для субботы. Почему? Потому что был момент, где люди умышленно шли на нарушение. Сказано, родился ребёнок. Какой день? Первый. А когда женщине рожать никто не прикажет? Когда придёт? Она не заботилась, нормально всё, и вдруг схватило, родила, теперь восьмой день падал на субботу. В субботу, написано, восьмой день надо обрезать. А обрезание указывало на крещение на наше. Для крещения что нужно? Ничего не нужно. Прийти надо погрузиться, дать Богу обещание доброй совести. А в Ветхом завете обрезание было, мальчиков, кожица полового органа. Для чего? Совлечение греховных дел. Жить для Бога свято. Это попадает на восьмой день. Для обрезания нужна была вода, нужен был огонь, нужны были дрова. И тогда смотрели, что важнее, суббота или обрезание. Обрезание важнее. В одном месте только нарушалась суббота. В субботу разрешалось работать три профессии, без которых никак нельзя. Первое, кто имеет скотину, пасёт, пастухи. Скотине же не скажешь, не есть, не пить. Второе, это касается и нас, второе необходимое, это то, что делают души наши друг для друга. Врач, без врача прихватило, заболел. Врач, скорая помощь. Это официально разрешается и в Израиле. Третье, сами посмотрите. Когда мы ложимся спать, всё открыто, а городские стены должны охраняться круглые сутки. Сторож, животновод и врач. Всё. И у нас такие праздники, которые здесь мы отмечаем. Отмечаем, можем отмечать. Этот праздник не отмечает фермер у нас есть. Ему надо... Не погода была, один день выдался, но воскресенье ему запретили. Запретили. Воскресенье нам не принадлежит. Оно вне рассуждения. Это день Господень. Итак, в субботу указывал на покой, который мы получили не от того, что Бог перестал творить, а творит всё новое. Творил новое, заканчивал в преисподней, Иисус. И Он воскрес в первый день, полный покой. И теперь суббота указывала на воскресение. И когда спорят адвентисты седьмого дня с баптистами, с православными, эти говорят, Бог закончил закон, Он отменил его. Где вы нашли такое? Он пришёл не нарушить, но исполнить, написано. Как написано? Люби отца и мать, чти. А в Новом Завете как? В Новом Завете мы другое знаем. У нас есть молитва за умерших родителей, мы поминаем, мы свидетельствуем им, мы ставим любовь к Господу выше, чем к родителям. Кто любит отца или мать больше, чем Меня, не достоин Меня. Любую заповедь возьмите в Ветхом Завете. Написано, не делай никакого изображения. А у нас иконами всё увешано. Да, увешано. А почему? Не делай изображения человека. В Ветхом Завете изображение человека нельзя было делать. Почему? Все до единого шли в преисподние места. И Авраам и все, все до единого. Иоанн Креститель тоже оказался там. А в Новом Завете? И дух его идёт к Богу. И упокой, Господи, в обителях небесных раба Твоего. Молитва продолжается, любовь не заканчивается, они на небе, и у нас иконы, святые изображения, Матерь Божия, святые Апостолы, святые пророки. Итак, суббота, накануне воскресного дня, напоминает нам о чуде воскресения Иисуса Христа. Будем достойно праздновать его, поэтому воскресное Евангелие мы и слышим в субботу. С шести часов вечера начинается уже воскресный день. Богу слава за всё. Хотя в субботу можно работать до 24 часов. Аминь.