Вопрос на тему «Проповедь, благовестие»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 2
Вопрос 667:
За две тысячи лет в Церкви Христовой были тысячи проповедников, и хотя история и жития не о всех сохранили память, но все же можно сказать – кто был самый-самый. А у него что было самое великое? Образно сказать: по каким-то параметрам кого из них можно было занести в «Книгу Гиннеса»?
Ответ И.Т. Лапкина:
На этот вопрос мне не трудно ответить, потому что я издавал, начитывал Жития святых и полное собрание творений Иоанна Златоуста. Скорописцы, записывавшие проповеди Константинопольского патриарха Иоанна и история сохранили до наших дней двенадцать его томов примерно по 950 страниц каждый. Считается, что это самый плодовитый из святых отцов, а его вершиной считается пятый том: «Толкование на Псалтирь». На кафедре перед Иоанном Златоустом при токовании псалмов Давида лежало сразу четыре общепризнанных перевода на греческий язык: Септуагинта, Акилы, Феодотиона и Симмаха. В некоторых местах переводы разнятся очень сильно. «И богатые нуждаются» – «и львы голодают» и т.п. И он толкует их все, не отдавая предпочтения никакому. Какой урок и упрек старообрядцам! Пасхальное слово Златоуста – краткое и блещет как алмаз всеми гранями. Вот оно:
Слово св. Иоанна Златоуста, читаемое на Пасху.
«Кто благочестив и любит Бога, да насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, да войдет он радостно в радость Господа своего. Кто истомил себя постом, пусть получит ныне динарий. Кто работал от первого часа, пусть сегодня примет справедливую плату. Кто пришел после третьего часа, пусть начнет торжественно праздновать. Кто пришел после шестого, пусть не имеет никакого сомнения, ибо он ничего не теряет. Если кто опоздал и к десятому – пусть придет без всякого колебания. Если кто пришел только в одиннадцатом, пусть не побоится, что промедлил, ибо Хозяин, будучи щедр, принимает последнего также, как и первого, и дает приют для отдыха пришедшему в одиннадцатом часу, как и работавшему с первого; и последнего Он милует и о первом заботится; и тому дает и этого одобряет; и дела принимает и намерения приветствует, и действие ценит, и желание хвалит. Поэтому, войдите все в радость своего Господа, – и первые, и вторые получите награду. Богатые и бедные, веселитесь друг с другом. Воздержные и невоздержные, почтите этот день. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна; насладитесь все. Телец велик; пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все получите часть богатой благости. Пусть никто не плачется на бедность, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. Исаия, прозрев это, воскликнул словами: «Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней». Горько, ибо он упразднен; горько, ибо он подвергся поруганию; горько, ибо он умерщвлен; горько, ибо подвергся разрушению; горько, ибо он был заключен в оковы. Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо; Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, – и ты повержен. Воскрес Христос, – и пали злые духи. Воскрес Христос, – и радуются Ангелы. Воскрес Христос, – и жизнь вступила в свои права. Воскрес Христос, – и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресший из мертвых, положил начало воскресения всех умерших. Ему слава и власть во веки вечные. Аминь».
Никто за всю историю мира не страдал столько от мучителей как Климент Анкирский, и мы избрали его своим покровителем, ибо он, еще будучи мальчишкой спасал от голодной смерти детей и приводил их ко Христу. Этим именно и занимается наш лагерь-стан.
Анфим Никомидийский возвел на небо всю общину, а это около 32 тысяч человек через сожжение гонителями. Подобного не известно в истории мира: чтобы одна община дала столько мучеников.