Привычки
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 7Указалеть — Евр.10:25 [Зач.324]
14.10.2023. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Евр.10:25 – «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Приближение дня оного, т.е. пришествия Христа. И чем больше мы видим, тем сильнее должны ратовать о спасении. «Некоторые не ходят». А вы увещевайте! Нет людей, пусто. Завтра, если батюшка будет (тем более в субботу обещал уже заехать), люди приходят. Тут написано «собрание». А не то, что священник там или проповедник, или епископ, митрополит. Мы читаем это и утром, и вечером: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, души наши». Мы просим очистить. Человек только принял крещение, омытый, как будто только сегодня на свет появился. И всё равно молитвы читает. Почему? Нам трудно усмотреть за собою. И на солнце пятна есть, и в Ангелах усматривает, как говорит пророк, недостатки. Итак, внимательно слушайте ещё раз. Это сейчас будет на нас накладывать Господь обязанность, которая к чему призывает? Кого нет, возьмите себе, кто близко живёт. Пойдите, узнайте, заболел или что. А я поделюсь опытом, как это делается. Евр. 10:25 – «Не будем оставлять собрания своего». Не будем! Это наше собрание. Люди, которые у нас, сейчас бы услышали. Это про вас или нет? У нас бывает в Потеряевку приезжает, через дорогу перейти. Нету. Начинается служба. Нету. Я сразу бегу туда. Поговорил, человек пришёл. И, притом не единожды было! «А я не знал, что сейчас». Ну, бывает так – внезапно какой-то среди недели праздник. Человек даже не знал. «Приди, очисти ны!» Очисти! Дальше: «Как есть у некоторых обычай». Обычай. Мы говорим об этом слове «обычай», а обычай – это привычка, притом устоявшаяся. И сам ты не сможешь, если сделать, спроси: «А как ты видишь во мне этот обычай? Какой?» Другой никогда не пропускает. Я просто беру пример: у нас Плотникова была Серафима Гавриловна, в 94 года умерла. Её никто не может увидеть дома, когда идёт Богослужение. Один раз: нету. Я побежал, а она в огороде. «Почему же мне не сказали!» Сколько скорби у ней было! И ни разу не видел, чтобы она садилась. Я не про то что, бывает больной человек, не может. Один раз только упала. Упала, не удержалася. И сразу ей: «Садиться». Бесполезно. Она не села. Мало того, не села, она пришла ко мне (в дверях), и стала объяснять: «Почему я упала? Потому что я сделала вот то-то: осудила кого-то, и меня Ангел поверг, и я встала испросила прощения». Это молитва Иоанна Кронштадского. Вы заметьте, какие нам примеры оставляют люди наши. Другие, они всё время здесь. Брата не было бы, читать сегодня, знаете, как это затруднительно. Это всё перед Богом! Чем более усматриваете приближение дня, т.е. более ревностные. События в Израиле, знаете какие? Настоящая война началась. Вы понимаете, что в других государствах, где воюют, это так, но там все мировые события заканчиваются. Читайте Апокалипсис. Определённо и чётко там есть. А на какой ты стороне? Нас Бог не спрашивает, на какой. Мы должны молиться. И мы знаем, что мы получили от этой страны, от Израиля всё, что есть. Библию. Они. Тем более говорит слово Божие через них: пророки, Божия Матерь, Христос. Конечно, мы будем воздыхать: сколько людей сейчас погибло. Это приближение дня оного. Вчера ещё, в прошлый раз мы видели людей. Нет. Не сказали ничего. Бывает, человек болеет (с головой там у него), он не соображает. Он не желает, чтобы посещали. Пока не надо. Пока не скажет, что можно прийти. Мы тут искали нашего помощника. Хороший. Генерал-полковник в Москве. И оказалась причина у него – болезнь, дочь сказала. Такой человек! В чине был, в таком почтении, и вдруг – болезнь. И что он теперь? Мы усилили молитву о нём. О дяде Боре, который так много нам помог! Ведь мы должны ратовать о спасении ближнего, чем более нас события эти подталкивают. Не откладывай на неделю! Избери, кто у тебя здесь рядом. Зайди, поговори, узнай, какая причина. «У меня голова болит», – у нас была одна, говорит. «Как она у тебя болит-то? Замешиваешь хлеб. Давай оставь, голубушка всё, сходи». Она пошла. Такая радостная потом. Вот и всё! А тут пойдёшь туда: «Какое тебе дело?». Вот за это отвечать будешь, за эти слова. Дело до того, что брат или сестра не с нами. «Да какая разница? Можно дома помолиться». – «Можно, – Златоуст говорит, – но это не та молитва. Вы поёте, это ВЫ поёте только, а это, – говорит, – Ангелы поют», – как Златоуст говорит. Здесь благословение пастырей. Их нет. Возьмите себе это за правило! Правило. Вот сейчас сиди и думай: «А кому я могу сказать, куда идти?» Конечно, не в другую страну. Рядом по соседству может быть. Ты посмотри, кого нет, и кто ближе всего к тебе живёт. И как к нему подойти? Не знаешь? Ты просто скажи: «Я думаю, брат смотри (или сестра), а если Господь сейчас придёт? Как мы? Мы же против этого правила?» Это уже вошло в обычай. Я в одном храме был, говорю: «А что так людей мало?» – «Ну, вот так мало». А тут прихожая у них. И там вверху какая-то надпись. И темно. А я говорю: «А что там написано?» – «Да кто его знает? Это сын дьякона написал». «Не оставляйте собрания», а там написано: «Оставляйте!» У вас написано: «Оставляйте», – вот и никого и нет. «Неужели?» Они сразу скорее сняли надпись. Две буквы подставь, и ты увидишь, как заиграет в тебе радость, что мы ратуем. Мы не безразличны, мы живые. «И очисти ны (нас) от всякой скверны», когда нам безразлично спасение ближнего (в храме нет) – это скверна. Мы знаем написано у нас: «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха». – 1Ин.1:7, но впереди две ступеньки: «Если ходим во свете, как Он во свете, имеем общение друг с другом». Вот это и общение. Болен? Расскажи, что ты слышал. Пойди. Не просто там принести угостить для чрева, это умеете (овощи там, всё купят). Духовно. Даже нечего тебе принести. А ты скажи: «Какой у тебя год рождения? Сколько раз пропустил? Как это пред Богом?» Один старец умирал, и говорят: «А чем он отличался от других?» Он ни разу не пропустил Богослужение. «Как так? Да у него столько детей!» Он ни разу не сказал, что на даче, должен встречать. «Встретим здесь Христа. Там встретим. И дети на меня будут по-другому смотреть». Он оставил после себя пример. Я никого не называю. Дело в том, что так должно быть у всех. Не у одного. Быт.19:31 послушайте, какие обычаи бывают. Бывает, выросла дочь, и надо выдать замуж, а никто не сватается, и что она делает? Она наживает ребёнка на стороне. А почему? «А мне нужно, чтоб ребёнок был». И вот это событие, – мы по порядку пойдём, я не выдумываю, – Библия об этом говорит! Быт. 19:31 – «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошёл бы к нам по обычаю всей земли». По обычаю выйти замуж. И, знаете, как, события дальше были? Напоили его, одна переспала с ним, другая, и обе забеременили. Это обычай. Эти обычаи нас окружают со всех сторон (постучать где-то). Вы помните? У нас тут было такое. И что? Пришла у нас одна тут. «У меня соседка на меня в суд подаёт». – «За что?» – «Я ушла, забыла закрыть, а там потекло, и у неё там всё». – «Так ты же виновата». – «Ну и что?» – «Ты бы первая пришла. Сказала, извинилась, мастеров бы наняла, помогала». – «Да она еврейка». Вот это пример! Она тебя уговаривала целый месяц. Ты ей перепортила гарнитуры какие. Всё, что было. И она виновата, что она еврейка, а ты русская?! Понимаешь? Это прихожанка наша. А почему? Надо работать с людьми и не оставлять открученный кран. Это в частном доме тебе проще жить, а там бывает так. Беспокоятся глубокой ночью, шум идёт. Что попало, где попало, не выкидывайте. Бабушка вышла (это здесь уже было), в песочнице сидит с ребёнком. Вдруг сверху с 5 этажа летит бутылка, и прямо в ребёнка. Сразу убила. Сколько ни искали, никого не нашли. Это обычай, обычай, который оканчивается смертью. Как ты заходишь, как ты расплачиваешься, когда где-то в трамвае едешь. Никак. А может меня не узнают. Зайцами называют таких людей. Обычай нехороший. Мы обязаны сразу заплатить. Где бы ты ни повернулся. Не быть должным нигде, что у тебя есть, за что высчитывают. Это, как пример. А теперь о духовном. Когда последний раз ты читал слово Божие? Из сектантов несколько человек пришли. Телефон батюшкин взяли. Не нашего. И она тогда одна говорит: «У вас сёстры читают слово Божие?» – «Как читают?» – «Ну, Библию. Мы всё время там обмениваемся (баптисты или кто-то). Сестре звоню: «Ты, что сегодня читала?» –м«Такое». – «А я – такое». – «Давай я прочитаю твоё, а ты моё». У нас этого нельзя. «Ты забудь про это, – он говорит, – тут этого нет». Там обычай. А у нас нет этого! Это надо выслушать. Представьте, как на Суде Божием будет. Что люди не в церкви, и у них такие прекрасные, чудесные просто поступки бывают. Они заботятся о душах своих, спрашивают, расспрашивают откуда. Я очень хорошо их знаю. Там мне впервые Бог дал святую Библию. Если случится какой-то несчастный случай где-то, как они все устремляются на помощь. Мы должны знать друг друга. Наши тоже очень добрые. Вы знаете, из Библейского Сибирского Общества к нам приезжал Булатов здесь. На ойротский, это Горно-Алтайский язык, переводить святую Библию. И наши. Два раза только был. И он говорит: «Вы у меня вышли по жертвенности на первое место». А он – до Дальнего Востока. Как приятно это слышать было. А он приехал с американцами, похвалился. Как Бог это делает! Это всё делает Дух Святой. Это обычай такой. Я там был, договорился с сестрой. Она мне всегда звонит, чтобы я не проспал, в 4.40. Один раз только проспал. А остальное, она звонит, а я уже встал. Это обычай. Если не знаете, то с кем-то переговори, чтобы нам вставать вовремя на общую молитву. У нас интернет-сообщество и каждые 2 часа раздаётся звонок, дозвон, и на молитве. Молитва. Она недолго – минут 10-12. Всем святым. «Стопоклонная» называется. Лев.18:30 – «И так, соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш». Как Господь наблюдает за этим. А это маленький ребёнок, в школу ходит, и уже научается отравлять себя дымом. Он уже готов к этому. Как попал на это? Теперь из дома будет что-то таскать. Надо за этим смотреть. А почему я должна? Бог установил равенство. Никакого равенства нет. Жене глава – муж, мужу глава – Христос, Христу глава – Бог, написано так, хотя Он Сам Бог – второе лицо Святой Троицы. Один раз это услышала, постарайся встать на место. Ни разу. Господи, избави нас от многих разговоров. «Он говорит. Да он не такой». Тебе не надо. Не огорчай его. Он и так… Мужчины живут лет на 8-13 меньше. Не огорчай его. А где спасение? В молитве. «Еесли он другой какой-то веры?» И это не помешает. Мы дорогой в миссионерском путешествии были. Мы молимся, и рядом с нами мусульмане молятся. Я никогда не видел, как останавливается юноша, лет 18, выносит свой достархан, как половичок такой, и становится на молитву и по-своему молится. Он взывает ко Всевышнему. Да, он не знает Христа, но пример в том, что 5 раз в день совершать намаз. «Намазом» называется. А намаз – это у нас под слово «намазать». Это благословение Господне. Благодать. Вот у нас шофёр где-то едет. Да будет ли он так молиться? Другая приезжает с Ташкента, и говорит: «Я тороплюсь на вокзал, автобус остановился. А где шофёр?» – «Посмотри». Смотрит, а он стоит на коленях, молится. «Почему?» – «Время подошло». – «Да у меня самолёт улетает!» – «Сейчас он по-быстрому. Он несколько минут». Утешили. Она успела везде. Вот примеры! Пример в одном возьми – ни веры, ничего, а верность какая. Он остался живой в плену. Принял их веру. Вернулся. Тут сразу за выпивку. А он взял с собой потничок, пошёл (тут сопки) и он стоит, молится. Он никакой веры не имел. А сейчас он имеет то, чему научили. За это ему жизнь даровали. Он в плен попал, когда в Афганистане воевали. Это обычай, обычай, который в стране 1400 лет уже. У нас этого нет. Я рассказываю, Дубаи – такое богатое государство небольшое, и их мечеть (храм, как по-ихнему называется). На 20 тысяч человек. 20-то тысяч не на каждом стадионе бывает! Русский зашёл, походил: «А у вас молятся здесь?» – «Молятся, осталось полчаса». Я говорит, пришёл, полностью одними мужчинами. У нас ни в одном городе, ни президент, никто не соберёт, чтобы 20 тыс. стали на колени или молились где-то. А в Москве они вышли молиться, больше миллиона, говорят. Улицы – не пройти, ничего нет. Возьмите пример себе этот. У нас в интернетном сообществе дозвон идёт через каждые 2 часа. И спрашивают сначала: «Кто будет молиться?» И сёстры молятся и братья, новые, которые приняли крещение. А ты где-то далёко, сама себе установи это правило. Понимаете, это поддержка. Если осуетился, и вроде ничего… А когда начинаешь молиться, видишь: «Эх, как много времени-то ушло, и ушло совсем не туда!» Лев. 20:23 – «Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них». Вознегодовал – перечисляются грехи, которые они делали. Самое опасное, когда люди меняют Христа на кого-то. У нас ничего не будет, ну ушёл и ушёл. А там не так. Если, даже лежащая на лоне твоём жена дорогая твоя скажет: «Пойдём служить там такому-то богу». Рука твоя да не пощадит её. Ты первый сразу заяви на неё. Твоя рука – и сегодня она окончит жизнь свою. Более всего – жизнь для Господа. Чтобы никуда! Так сказал мой Христос. Он меня избрал. Избрал. Если избрания бы не было, мы бы и не пришли. Это выбор пал на нас! Поэтому сердце ничего и ни на кого не имеет, кроме благодарения Богу. Что Он допускает: испытание, заболела: «Благодарю Тебя, Господи!» Другие не могут пошевелиться. Сколько таких больных! Показывают, где-то шейку ломают. Как он не может идти, как переживает. И всё ещё старается, артист прийти, молодым передать опыт свой. Поэтому нужно ценить то, что у нас есть. Числ. 16:30 – это мы читаем Тору, Тора называется Пятикнижие Моисея – «А, если Господь сотворит необычайное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их (и домы их, и шатры) их и всё, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа». Они решили отделиться. Вот это – участь сектантов, это определённо. Это Числа, мы читаем об этом. Необычная смерть. Человек заболел, или поскользнулся, упал, разбился. А здесь нет. Земля вдруг расселась. Жёны, дети, шатры, скотина, всё пошло в преисподнюю живьём. Это единственный случай. Это отсюда легко понять, что необычная смерть; и привычки такой к этому нет, так умирать. Это не невозможно! Надо ценить то, что нам Бог дал. То, что есть удержать как-то. Втор. 28:59 – «То Господь поразит тебя и потомство твоё необычайными язвами, язвами великими и постоянными и болезнями злыми и постоянными». Видите, как говорится? Это нельзя сказать, что я привык к такой болезни, я взял необычное такое что-то. Это единственный раз в мировой истории такое было. Вот представьте, человеку хочется, чтобы заплатили ему. У Ильи Гиезий, прислужник его, и вдруг приезжает Нееман. Выздоровел, вернулся и стал подарки делать. Он говорит: «Не надо. Всё есть у нас». Когда он пошёл, Гиезия выскочил за ним, догнал его, говорит: «Там гости пришли, и это им надо». Когда зашёл и говорит Илья: «Гиезия, а ты где был?» – «А нигде, тут рядом был». – «Гиезия, да я с тобою рядом был, что ты сделал? Проказа да ляжет на тебя! И на потомках твоих». Где-то они болеют по сегодняшний день. И как они поминают прапрапрадеда своего? Позарился. И, поэтому сребролюбие – это не христианское свойство. Это самое, уже нажитое из мира сего. Ты думай по силе возможности, как, где помочь. Как распространить это семя любви Божией – Евангелие. Вот я показываю вам, у нас сколько Евангелий. У нас настолько богатый материал! Вот это маленькие Евангелия (Гедеоновых братьев) – Новый Завет и Псалтирь, карманные. У кого нету, возьмите. Я не знаю, сколько у нас тут ящиков. Мы очень и очень богатые! Приехали тут с Горного Алтая, я их нагрузил Библиями и другими. У них рессоры погнулись. Посмотрели, они говорят: «У нас рессоры-то как развело». Сколько только можно было увезти. Почему? Бог нам это дал. Вывезите туда. Только Господь может так дать. Я туда ни копейки не вкладывал ничего, какая продукция есть. 4Цар.17:33 – «Господа они чтили, и богам они своим служили по обычаю народов, из которых выселили их». Эти обычаи. Сколько? Поговорите с неверующими. Как они? Красятся. Мы говорим, что такое мерзость? Мерзость – это отвратительное. Мы плывём в море мерзости. Женщины в мужской одежде. «Мерзок перед Богом». Без головного убора ни одна не молится. Мы даже не соображаем, что мы живём в другую эпоху. Я, например, знал какого месяца, в каком году, буквально всех переодели. Откуда это пришло? Это оттуда, где православие никакой силы не имеет. И женщины сразу ухватили это. Вы здесь, когда бываете, уходите, не переодевайтесь! Потому, что это ваша проповедь. У отца Кирилла Сахарова, игумена на Берсенёвке в Москве, они не переодеваются. В каком виде приходят, одеты точно так всё у них, такие и идите. Кто-то спросит: «А что это за одеяние? Откуда вы?» Вы сразу же начинайте говорить: «Да, Господь же сказал так. Это прилично так. На старых картинах Репина, Сурикова везде женщина показана в таком виде. Без пояса нигде не было. А не так что: «Еду в Барнаул, скину пояс». 4Цар.17:34 – «До сего дня поступают они по прежним своим обычаям: не боятся Господа, не поступают по уставу и своим обрядам, и по закону и по заповедям, по которые заповедал Господь сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля». Спрашиваешь верующего: «Скажи, когда ты Библию читал?», ответить не может. А когда ты молился? За стол садишься, ты молишься или нет? Это обычай. Ребёнок это видит. Вложи в него это, пока ещё не поздно. Пока поперёк лавочки лежит. Если этого не будет, вы горько будете жалеть, как упущенное время. Я вспоминаю крупнейшего писателя Льва Толстого: «То, что у меня есть (81 год ему), – говорит, – половину я получил до 4 лет». Вот где вся учёба идёт! А, если уже упущено? Молись! Господь силен и тут поправить, но только труднее намного будет. Обычай молитвы. Обычай, когда приходят взрослые, не путаться под ногами. Нигде ничего не делать то, что противозаконно. Он идёт в школу. В школах, что там делают? Многие, в Москве знаю людей, которые детей не отдают, учат дома, потом экзамены они сдают. И всё зачем? Это школа разврата. Вы знаете, что там делается сегодня? Когда стали говорить: «Это может ты слышал?» Не слышал, это реально! И дети теряются. Почему? Потому что мы не с Богом. А когда с Богом, это как люди говорят, особая энергетика. Но я это слово не говорю. Это особое чувство людей. У меня в детском лагере сколько детей было, играют, бывает ущипнут там. И были, – какая-то «Новая жизнь» называется, – сектанты. Девочка в свободное время садится, Библию читает. Её ни один мальчик пальцем не трогал. Подойдут, заглянут, и как не бывало. То есть, они чувствуют – эта зона не их. За всеми не усмотришь. Они играют и бывают там казаки-разбойники. Она сидит и читает. Дальше. Ис. 29:14 – «То вот, Я ещё необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет». Представьте, ни академики, на профессора, никто к месту знания свои не применят. Они не знают, что дальше делать. Потому что начинают вспоминать, такой-то тут политик был, он умер, он предсказал, где будет война, то, другое, а уже идёт совсем другим боком. Сейчас особенно часто говорят, что там в Израиле? Я знаю, что там написано в Откровении, и тема закрыта. Зачем нам об этом говорить? От нас требуется: «Молитесь за царей и начальствующих, чтобы жизнь проводить тихую и безмятежную». Мы туда не углубляемся, но знаем, события будут развиваться так, как написано. Мф. 27:15 – «На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели». Но это никто не знает, откуда этот обычай взялся, но он был такой. Надо как-то народ расположить. Кого? Конечно того, кто приговорён к смерти. Ну и одного освобождали, кого требовал народ. И они что? Взяли разбойника, а Христа распяли. Варавва – разбойник, но разбойник не в нашем смысле. Народу зачем разбойник? Это народный патриот, который убил римского солдата. И он называется для римлян разбойниклм. А для иудеев он патриот. Он же за свободу родины боролся. Далее. Деян.16:21 – «И проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять». Это об обычаях христианских. Есть народы, которые, это и у русских много, с усами. Убирают бороду. У других борода есть, усы бреют. Это у мусульман. А ты не трогай ничего. Бог дал тебе эту красоту. Это власть. Физиологическое отличие от женщин. Зачем тебе это? Не надо. Просто скажи: «Как Ты меня создал!» Каблуки тебе роста не сделают большого. Зачем? Не красься. Зачем? Тебе Бог и так дал всё, что у тебя есть. Благодари Бога. 1Кор.3:3 – «Потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?» Видите, разногласия. Даже не так понимает где-то. Сказал и всё, нападают где-то: «У меня миссионерский отдел, чтобы встреча моя была». Зачем? Всё уже сказано, т.е. подкусывает всё время. Так ли я понимаю о Богородице? О Троице. То, другое. Уже всё сказано. Миссионерские отделы создать нельзя. Потому, что Иисус избрал 12 и послал по два, написано у Марка. По два. Дальше избирает 70 и послал по два, Моисей и Аарон – два, Кирилл и Мефодий – два. Мы ездили, у нас два проповедника и шофёр. Почему? Бог так сделал. И куда посылали, когда там надо было узнать, почему люди обратились, приняли ли Духа Святого. Иоанна, Петра послали. Двое. Не знаю, я на днях отвечал. Вся Библия этим наполнена, как вы этого не видите? А их поставили, они сейчас: кого-то надо где-то зацепить, что они миссионерствуют. Миссионерствуете? Поезжайте в другое место. Ничего нет. Это обман. Я вообще никак с такими не разговариваю. Потому что ищут не того. 1Кор.11:16 – «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». Не спорить. У меня есть одно изречение. Однажды сказал, в оборот теперь везде подражают. Спорит тот, кто ничего не знает! А кто знает, он возвещает истину. Зачем спорить? Я прочитал это. В больницу я ложился, и пришёл в первый же день, встретил меня там один профессор: «Я о Вас слышал!». Начинает вопрос задавать. Я отвечаю. «Вы своими словами отвечать можете?» – «Зачем? Самобытную глупость, лучше Божественную мудрость». – «Вон как!» То есть я что буду отвечать? Говорю: «А я Вас сразу узнал». – «Почему?» – «А потому, что вы ещё в раю подошли». Вы намерены выбросить меня за ограду церковной литературы. И дальше его добивать. Никак нет. Только, что говорит Святая Библия. Если мы не знаем этого, спроси у того, кто знает. И последнее. Еф.2:2 – «В которых вы некогда жили, по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Дух противления, и всё это не от Бога, поэтому сказали где-то, не торопись дать ответ. Мгновенно самооправдание. Это плохо. Твоё «я» не умерло. Сделали замечание, а ты спроси: «Это в святой Библии написано?» Да, так написано. Это мы читаем. Ещё раз прочитай. Еф.2:2 – «В которых вы некогда жили, по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Против сыны противления только делают. Милостью Божией мы прочитали об обычаях разных. У нас обычай должен быть такой: благовестить тем, которые не пришли и помнить о тех, которые живут беднее нас и нуждаются в нашей помощи. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.