размер шрифта

Поиск по сайту




Шестопсалмие Пс.37

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Пс.37

Пс. 37 по счёту в Псалтыри – второй в шестопсалмии.

Иоанн Златоуст уделяет очень большое внимание надписаниям псалмов, книг, их названиям, что там написано. И у нас также: берём книгу, сначала смотрим заголовок, кто автор, когда издавали книгу.

Златоуст объясняет название книги «Деяния Апостолов» и говорит шесть проповедей. Когда один раз прочитаешь, то думаешь, что там говорить на пять минут; но когда выслушаешь Златоуста, то видишь, что он ещё не до конца всё высказал – такие здесь глубины открываются.

Вершина толкований Златоуста – пятый том – толкование Псалтыри. Толкование это можно достать, тем более сейчас выпускают, и прочитать, поэтому здесь его не буду повторять. Прочитаем весь псалом, чтобы сегодня слова псалма вошли в нас и сроднились с нами – понять, как разумел Давид, а как мы должны это принять.

Надписание говорит так: Псалом Давида, – то есть несомненно написал эту песнь Давид; хотя авторство некоторых Псалмов оспаривается. Иногда написано: Псалом Асафа, Псалом Моисея – человека Божия. И нет одного мнения у богословов: кто же написал? Асаф был только начальник хора, который пел этот псалом или действительно является автором? Здесь же Псалом Давида. Биографию его мы знаем очень хорошо: пастушок сделался царём и стал праотцем Христа – Иисус сын Давидов. Вот в нескольких словах его биография. Он был малозначащим в своей семье. Братья его не признавали за равного себе, считали, что у него дурное, злое сердце, братья прямо обвиняли его в том.

1Цар.17:28 – «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твоё и дурное сердце твоё, ты пришёл посмотреть на сражение»

1Цар.13:14 – «Господь найдёт Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом»

Он любил Бога славить, был и поэтом, и композитором, и исполнителем, сам играл. Ученики со Христом вместе пошли с вечери и воспели. Указывается какие конкретно Псалмы; те, которые начинаются с Аллилуйя. Далее в надписании «воспоминание о субботе» – прилично говорить о дне сем, сегодня у нас как раз суббота. У евреев суббота была седьмым днём, как у нас сегодня воскресенье. Суббота в переводе на русский язык означает «покой». Бог сотворил мир в шесть дней, а в седьмой почил от всех дел Своих. И человеку назначил праздновать седьмой день.

Исх.12:16 – «И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам»

Седьмой день не воскресенье, хотя во всех календарях так указано. Когда в календаре показывают, что воскресенье внизу, как последний день в неделе, то это совершенно неправильно, оно должно быть первое, а суббота седьмая. Никто эту заповедь не отменял. Чем мы занимаемся в воскресенье? То есть как бы в ветхозаветную субботу?

Некоторые едут на дачу, а как же иначе? Какие-то хозяйские, особенно женские дела; мужики больше бездельничают, играют, выпивают, можно на рыбалку сходить, по грибы, мы знаем, как распределить этот день. Верующие в этот день идут в храм, некоторые делаются участниками Животворящего Тела Господня, посещают больных, навещают заключённых, утешают страждущих, подают милостыню. Здесь говорится «в воспоминание» – вот ещё чем нужно заниматься нам в воскресный день, то есть в субботу, когда у нас есть время.

В простые дни некогда подумать, а воспоминать есть что, не только старым, которые пережили колхозы, советскую богоненавистную власть, но и тем, которые только начинают вступать в жизнь, им тоже есть что вспомнить. Где были, чем занимались? Когда Господь тревожил меня? Как я откликнулся на Его голос? Откуда этот голос послышался? Сколько раз я его отвергал, закрывал уши, был глухим и немым, и вдруг сердце распахнулось и я воспринял Его слова. Особенно хорошо голос Божий вспоминать, когда человек в беде. Вот этот Псалом как раз Господь исторг из человека, который находился не на царском престоле. Мы не знаем, когда он его написал, но из содержания Псалма очень чётко видится, что это было не в день, когда его избрали царём, не в день, когда родился у него сын. В день, когда окружили беды его со всех сторон. Я медленно прочитаю псалом на русском языке и вы соединитесь с его словами и скажете: «У меня точно такая же обстановка».

Мы говорим: «Господи, приблизься ко мне». Это первая ступень – просительная, когда мы понимаем, что без Господа нельзя сделать ни одного шага. Но Давид поднялся в следующем Псалме ещё выше, хотя он и был ветхозаветный человек, – на вторую ступень, стоит и поёт: «Отойди от меня, Господи». Это редкая молитва. Почему? Потому что понимать приближение Господа нужно не только так, когда Он проливает милость, но и когда Бог наказывает.

Откр.3:19 – «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся»

Пс.38:14 – «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня»

Человек в этой любви изнемог, задыхается: «Господи, не люби меня так сильно». Отец, любя, наказывает сына, а сын говорит: «Отец, не люби меня так сильно, невозможно мне уже от Твоей любви, задыхаюсь в этой любви». Вот в этих объятиях любви находился Давид, и мы сейчас увидим, как он просит Господа. Центр всего – это его боль, его страдания. Правая сторона – Господь и друзья; и он видит, что они так далеко. С левой стороны стоит дьявол и друзья дьявола. Что они делают с ним, как поносят! Испытали мы это хотя раз в жизни, когда о нас кто-нибудь плохое говорил? Какие-нибудь ложные обвинения, недоказуемые и сил нет перенести. Хорошо, что сегодня такая свобода, можно в печати, через суд опровергнуть нападки прессы; у него же ничего этого не было, он сделался глухой и немой: я не могу ответить им, я не могу оправдываться, и сижу, и вспоминаю. И в этих воспоминаниях всегда нужно увидеть благодеющую руку нашего Спасителя: «О, как Иегова любит нас!».

Идя в плен, иудеи несли с собой только один музыкальный инструмент – арфу. В дорогу, когда в плен идут люди, не знают, что брать. У меня есть запись раскулаченных, и одна из них рассказывает, что когда их выбросили из дома, то они не знали, что взять, потому что определённый вес можно было взять. Пришли и объявили, чтобы через четыре часа никого не было; а иногда дают всего несколько минут для того, чтобы собраться. «Мы взяли, – говорит, – икону. Большая была икона, в киоте, застеклённая, и с собой икону тащили; а когда пришли до места ссылки, то там стекла нигде невозможно было достать, и нам икона как раз сгодилась – застеклили одно-единственное окошечко в землянке. Дело в дальнейшем и показало, что мы не знаем, зачем всё это берём». Надо довериться Господу и Господь положит на сердце, за что в этой беде Он как в щелочи начинает нас очищать. Всё гноится, свербит, помощи нет, врачи далеко и тогда Давид понял, что причина в нём самом.

Книга Плач Иеремии переполнена стенаниями, как они вспоминают: «Какие злые начальники здесь в чужой стране; не дай Бог оказаться где-то в плену, а мы жили дома свободно-то как! Самый лучший показатель в этой свободе был тот, что старики живут долго, сидят на улице, беседуют на лавочках, молодёжь рядом играет, и они вспоминают:

Плач.4:7 – «Князья её были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир»

А теперь мы видим, какие вокруг нас злодеи. Почему люди, которые оказались за границей или в ссылке, вспоминали: «Разве князья или дворяне с нами так обращались?»

Псалом 37 как будто в 1937-ой год нас всех погружает. Если на всё так смотреть, то думаешь, что в 37 году этот Псалом и надо было петь. Но знали ли его? Если знали некоторые наизусть, так они этот Псалом пели и переписывали. У меня была запись магнитофонная репрессированного, он родственник моей жены, Шарипов Александр из Томска, и он рассказывал, как договорились они с родственниками, чтобы переслали Евангелие. Они разрезали сало и вот эти полосы разрезанные просверлили и по нескольку листиков Евангелия туда затолкали, так что можно было собрать полное Евангелие. Так Евангелие по всем отрядам мы переписывали, запоминали, ночами где-то под нарами: «Кто самый зоркий, скажи хоть одно слово, что там видно?». Как трудно человеку без духовной помощи.

Пс.37:2-12 – «Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание моё не сокрыто от Тебя. Сердце моё трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали»

Верю, Господи, что Ты посылаешь испытания мне только по любви Твоей. Страдание так близко ко мне, Ты так придавил меня, что я не могу вздохнуть. Душевные страдания потом осознаёшь, а вот в плоти мы проще и быстрее понимаем, какие болезни у нас, простуды. Беззакония превратились в страдания, в гонения, в поношения от врагов. Давид нигде здесь не называет по имени ни одного врага. А говорит: «Мои беззакония и грехи, они сломили меня». Попавшие в плен говорили:

Плач.5:7 – «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их»

Почему мы не можем в нашей стране встать на ноги? Потому что нет осознания греха, что вот то, что здесь написано, оно и наступило. А рассматривают совсем в другом ключеы: «Причина такая – не так войска поставили, надо было засаду сделать, мы бы победу одержали, вот тогда у власти был бы не Троцкий, а Колчак». Не об этом речь идёт. Расплату за грехи Бог назначил и потому не имеет значения, какой будет военачальник. Будь ты даже самый талантливый, и хотя бы в каждом сидел Суворов, но делу это нисколько не поможет. Нужно осознать, что мы терпим за грех и Бог любит нас. Где-то в горах, в пещере Давид один.

Пс.37:13-16 – «Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни; а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой»

Мы должны понимать так, что это и о нашем народе, столько перестрадавшем, и о наших родителях, которые так много нам говорили. Кое-что и мы увидели. Так что нетрудно нам вжиться в эти слова, и когда мы слышим в субботу, как читают Шестопсалмие, то применим слышанное к себе. Но оно уж слишком быстро читается, нужно попросить, чтобы помедленнее читали и только на русском языке всегда, чтобы цепляться за эти слова, чтобы в конце хотя бы сказать: Аллилуйя, как Ты хранил нас, Господи.

Пс.37:17-18 – «И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною»

Как хорошо быть верующим. У неверующего отчаяние: я один, никому не нужен. Ты никогда так не скажешь, ты вздохнул, пролил слезинку; а Господь знает и всё считает. А слёзы горя льются через край. Будет день, когда Господь скажет: Довольно.

Есть в «Житиях святых» люди, которые называются разными именами: исповедники, мученики, а есть многоболезные, есть плачливый Феофил, то есть он вошёл в историю под таким названием; он ничего как будто не умел делать, а только плакал и плакал. Насобирал в сосуд слёзы – как уж в сосуд можно собирать? Ангел явился и говорит: «У тебя ещё дополнительно слезинки упали». Надо уметь плакать, Господь ублажает не смеющихся, а плачущих.

Пс.37:19 – «Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моём»

Еф.5:14 – «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос»

Когда мы стоим прямо, враг не может торжествовать, а вот когда мы лежим, тут он величается над нами. А если ты смело отвечаешь, идёшь, свидетельствуешь, говоришь, враг сразу становится в оборону или бежит. В нас должна быть смелость и храброе сердце. О сердце так много Давид говорит.

Пс.37:20-21 – «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно. И воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру»

Все стремятся к добру, какая бы религия или даже не религиозный человек: «Да мне не важно, ходит ли в церковь человек, лишь бы люди любили друг друга, не воровали, не убивали» – так все говорят. Но наступает момент, когда они ненавидят добро, когда жизнь праведного человека в обличение им: «Да лучше бы ты пил или курил, чем такой, какой ты есть», – даже такое приходиться слышать.

Пс.37:22-23 – «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой

Когда Господь покидает человека, он не осознает, что с ним происходит, он не может проникнуть внутрь себя, потому что двери сердца открывает только Дух Святой. Вопрошать мы имеем право, и можем сказать: «Господи, за что постигли меня такие беззакония?». Господь не отвечает голосом, но согласно Писания мы знаем: «Кого люблю, того наказываю». Может, это по любви; а уж кто согрешил, он или родители, вдруг оказывается, что ни он, ни родители, а это для славы Божьей. А уж мы это сказать вряд ли сможем. Вспомни хотя бы один год жизни, вспомни, то время, когда ты ещё не обратился, и скажи: «Господи, я страдания не прошу, но если Ты послал мне их, то я вхожу в слова этого Псалма и соединяюсь с Тобой. Благодарю и целую бьющую меня десницу. Велик наш Бог и слава Ему во веки. Аминь.

Список всех проповедей

245

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: