размер шрифта

Поиск по сайту




Шестопсалмие. Пс.3

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Пс.3

Так и называется шестопсалмие, это 3, 37,62, 87, 102, 142 псалмы. Шесть псалмов из 150, даже 3% нет. Кто впервые установил читать именно эти псалмы? История молчит. Известно только примерно, в каком веке. Перед этим поётся: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Трижды пропели: Богу Слава на небе, желание мира на земле и чтобы все люди располагались сердцами к Богу – благоволение было. Оказывается, содержание псалмов говорит именно о том, что пропели выше.

Мы по порядку каждую субботу будем рассуждать о смысле шести псалмов, применительно к нашим дням, заботам, устремлениям. Мне не пришлось нигде встретить растолкования этих псалмов в таком их порядке. Так часто, 52 раза в год читаются по субботам вечером сии песнопения и ни одного толкования за 500 лет не даётся? Рассматривая эти псалмы, мы найдём ответ.

Чем вызваны были псалмы, какими событиями? Например, 50 псалом – после грехопадения, когда царь Давид споткнулся на грехе. Тогда пришёл пророк Нафан и обличил его. Вот тогда он, осиянный покаянием, начинает писать: «Помилуй меня, Боже». Псалмы петь перестаю и только влачусь в прахе и пепле. Доигрался, допелся - всё потерял.

Третий псалом имеет предписание: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». Знали, что когда он бежал, то многое бросил, жён, детей. Но что-то взял, как поэт – ручку, бумагу. И где-то вдали от царских палат Бог вышиб из него вот этот 3-й псалом. А потом псалом будет во главе шестопсалмия.
Кто такой Авессалом? - Любимый его сын, которого он любил и многое ему позволял. Матери, не позволяйте детям многое. А он оказался ещё в мать красавчиком. Во всём Израиле не было такого красавца.

2Цар.14:26 – «Когда он стриг голову свою, — а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, — то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому».

Говорят: лису погубил хвост. И его эта красота, его кудри погубят его.

2Цар.18:9 – «И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал».

Он вообще неплохой был парень, заступился за сестру, которую другой брат Амнон изнасиловал, и он зарезал его. Значит чувство справедливости в нём было, но он вспыльчивый был. По натуре авантюрист – путчист. Он подстерёг, когда отец спал, подговорил всех недовольных, поднял путч и сверг отца. Искал его смерти. Он опустился и предался диаволу, решился убить отца, а не исполнять заповедь чтить отца и мать. Он так был любим отцом, что Давид мог наказать всю армию, а Авессалома не тронуть. Он только повторял: «Только Авессалома не трожьте». Кто бы так сказал во время войны: «Убейте всех немцев, только Гитлера не трогайте». Стараются всегда убить руководителя - «Поражу пастыря и рассеется паства». И вот там в неведомом для нас месте Давид пишет:

Пс.3:2 – «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

Мне дано было понять третий псалом, когда я прочитал его в первый раз. Понял, каким ударом было для Давида сие «откровение» врагов и их пожелания ему. Что бы только ни говорили мне, но я перекрестился и говорю: «Со мной Господь». Враги же поняли, где моё убежище и говорят: «В Боге у тебя нет спасения, Бог тебя не слышит». Для меня это был самый страшный удар.

Они говорили: «Да тебя Бог не слышит, вы раскольники, еретики, Божью Матерь не так почитаешь, какую-то форму придумали, на русском языке богослужение - ересь. Тебе спасения нет в Боге». Это страшный удар для верующей души, но Давид не поддался на это:

Пс.3:4 – «Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою».

Если бы я потерял веру в Бога, щит был бы разрушен и стрела попала бы прямо в сердце. Но Господь говорит: «приходящего ко Мне не изгоню вон». И я поверил в это.

Прем. Соломона 5:19 написано о Вседержителе Боге нашем: «Возьмёт непобедимый щит — святость». Бог имеет дело с теми, которые живут свято. Человек смущается: «Потерял я надежду на Бога» – тут враги его и добивают. Самое главное для нас – не пожар, не наводнение, а грех. Грех разлучает с Богом. Не то, что тебя муж оставит, жена покинет, детей убьют; не то, что родина будет пленена. Самое главное, чтобы не согрешить и чтобы не было разорвано единство с Богом. Бог имеет дело с теми, которые живут свято. Бог – это ограда. Разрушь ограду, и что тогда будет? Не зря сатана говорит Богу об Иове:

Иов.1:10-11 – «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?»

Дьявол никуда не ушёл, он здесь, как рыкающий лев. Ни одного богослужения нет без него. Дьявол всё время ищет, чтобы одного усыпить, другому даёт благовидную причину выйти. Что с тобой? Удержи в себе мысль страха Господня и нашествие врага остановится. Святым было показано, как подходит дьявол, навевает мысли, образы.

Три тысячи лет назад пророк написал псалмы и они не устарели. И мы, живя в Барнауле здесь, на ул. Ползунова 6, сегодня, 24 апреля 2004 года, читаем их с таким вниманием, как будто утром Давид только что написал шестопсалмие и передал нам. По-еврейски псалмы читаются, как стихотворение, ибо они рифмованные.

«Ты – Щит Ты предо мною». Когда перед нами щит, то ничего не сделается нам.
Когда Аврааму Бог велел переселиться в другое место, то как тяжело ему было. Представьте – сорваться с места и идти в незнакомую страну. Да не на поезде, а пешком со стадами. Сколько разбойников на дорогах, какой климат. Дорогой больные, нет медицинской помощи, никто не будет помогать – ты один.

Быт.15:1 – «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика».

Нам Он сказал или нет? Если сказал, то когда Он дал щит свой нам, в какой момент? Да и что такое щит?

Еф 6:16 - «Возьмите щит веры, которым можете угасить все раскалённые стрелы лукавого».

Сегодня Он дал тебе щит. И кто бы что ни говорил, но ты вперёд выставляй щит веры: «Я верю». Вера же зарождается и поддерживается от слышания слова Божия. Мы убедились, что этот щит устанавливается проповедниками. Если вы не ищете души и не проповедуете, то скольким людям вы не сказали, не подсказали, не огородили от погибели, щит веры не дали, не сохранили. Вы же могли им сказать: «Да, трудные условия, перестройка, запились все; но верующие не запились. В отчаянии многие руки наложили на себя, а верующие руки на себя не накладывают. За эту перестройку мы все и собрались здесь, вот как Господь нас перестроил».
Относительно щита Бог говорит всему Израилю:

Втор33:29 – «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их».

Не только Аврааму Бог есть щит, но и всей стране. В нашей стране отняли этот щит. Придумали новый. Нужно дать веру проповедью. Проповеди не было не год, не два, не тысячу лет назад. Придумали одно – в другую сторону пойти. Щит строится только от проповеди. Напротив каждой раскалённой стрелы щит поставьте. Ты один остался? Ничего, Бог сказал, что Своих Он никогда не оставит. Если тебя все покинули, то и тогда вспомни, что Господь сказал: не покину, не оставлю. Если беды и трудности твои кажутся тебе невыносимыми, то обопрись на слова друга нашего и брата Павла:

1Кор.10:13 – «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

Миллионы стрел пущены против каждого христианина, и все раскаленные стрелы лукавого и напротив всего один щит. Господь говорит:

Иоан.1:14 - «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Во второй книге Царств 22:36 Давид воспевает Господа, называет Его своим Щитом. «Ты даешь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает меня». В притчах премудрый Соломон напоминает: «Всякое Слово Божие чисто». От первой до последней буквы чисто. Говорят, что с ума сойдёшь, когда будешь много читать Библию: «Там такое написано!»

Слово Божие чисто. Чисто! А дальше: «Он - Щит для ходящих перед Ним непорочно». А причём здесь щит? Притом, что слово Его считается щитом.

Прит.30:6 – «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом».

Потому что ты лжец, а ложь от дьявола и стрелы сразу полетят в тебя. Подобное к подобному притягивается.

Пс.3:5 – «Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей».

– У Бога нет гор; гора означает высоту небесную.

Кол.3:2 – «О горнем помышляйте, а не о земном».

Представьте, что эта наша маленькая планета Земля и на ней люди живут и умирают. Было время, когда мы жили и не знали, что есть иные миры, духовные, но теперь мы поверили в духе в Единого Бога. Где-то есть то, куда никто не может проникнуть, и даже Ангелы, где пребывает Святая Троица.

Пс.3:6 – «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня».

Особенно мы уязвимы, когда спим. Лёг спать – голыми руками бери, могут поджечь, обворовать. А он говорит: «Ложусь, перекрестился и сплю.
«Защищает», «щит» – этот корневой слог встречается в Библии 198 раз.

Пс.3:7 – «Не убоюсь тем народа которые со всех сторон ополчились на меня».

«Тем» означает 10 тысяч. А с Давидом пошло очень мало людей и он выстоял. «Восстань, Господи...».

Божественное слово «благословение» мы часто слышим: «Батюшка, благослови!». Благословение двух родов бывает: в словах и в делах. Слово «благодать» сегодня на каждом шагу встречается. А спроси, что такое «благодать» – толком сказать не могут. В Библии оно встречается 89 раз; ты прочитай все эти места по симфонии, и найдёшь, что везде разное значение, и тогда будешь знать и не будешь играть этим словом. Благодать – это не от того, что ты подошёл к батюшке, руки сложил лодочкой. Благодать идёт от Господа.

Давид говорит: «над народом Твоим благословение Твоё». Слово «благословение» встречается 99 раз в Библии. Мф 21:9, Лк 6:28, Лк 1:64 говорит, что такое благословение Господне – 2 Кор 9:5, Деян 3:26, Гал 3:9-14, Еф 1:3.

Благословение Господне выражается в изобилии всех благ, которые Он обещал. И очень часто священник троекратно от имени Троицы нас благословляет. Читается место:

2Кор.13:13 – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами».

Всё время нужно быть в общении с Духом Святым, Который просвещает очи, положит на сердце добрые мысли, находит добрых друзей. От Отца исходит Дух Святой. Давид заканчивает псалом 3 и говорит, что не над ним одним, но от Него спасение и над народом Божиим благословение.

Если бы мы спросили Давида, как он понимает «от Господа спасение», то Он бы сказал совсем не так, как мы. Сказал бы, что вражьи стрелы мимо нас будут лететь, а наши стрелы будут в глаз противника попадать – в этом тоже есть спасение. Но мы понимаем и по-другому. Спасти от грехов мог только Сын Бога. Он взял на Себя наши грехи и Он умер за наши грехи.

Еф.2:8-9 – «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился».

Ты можешь совсем ничего не делать и в это время призвать Имя Господне и спасёшься. Блажен человек, в чьём духе нет лукавства. Была чёрная овца, но ныне шерсть её белее снега будет. Это по благодати. Мы вкладываем новый, новозаветный смысл в эти слова. Говоря о врагах мы мыслим о демонах, которые побудили тех людей восстать против своего Создателя.

Пс.3:9 – «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твоё».

Притом молитва за врагов должна быть на первом месте. Мы должны всё время помышлять о горнем. А над народом Твоим благословение. Будет ли когда-то над русским народом исполнена эта молитва? Мы это можем только желать. Но сделать что-то для этого должны мы, и чтобы у нас был щит и было благословение Господне. Что бы люди знали Христа. Не просто: «Спаси Христос».

«Нет ему спасения, он не так пальцы сложил. Вот ты говоришь дважды аллилуйя, а надо трижды. У нас на семи просфорах, а у вас на пяти»  так говорит человек, который не знает воли Божией. О Боге мы ничего не знаем, кроме написанного в Библии; о Боге мы ничего не можем знать, кроме того, что открыл Дух Святой. Вот если нам говорят, что нет нам в нашей вере спасения, то мы должны падать и молиться. Но если мы совершенно точно знаем, что таких слов нет в Писании, то персты, просфоры и их количество и прочее - второстепенное дело. Особенно спорят о богослужении и особенно старообрядцы. Пускай они спорят, а мы скажем: «В Библии этого нет!» – и спокойно будем стоять, потому что у нас есть Писание.

Постепенно мы это шестопсалмие постараемся приблизить к нам, чтобы во время чтения его люди не спали. Под каким накалом он писал тогда! Вокруг враги, выставлены посты. И у нас враги умножаются. Ты не думай, что ты живёшь добрее, делаешь доброе и у тебя врагов меньше будет. Чем дальше Давид продолжал жить, тем больше врагов у него было. «Как умножились враги мои». «Ты богохульствуешь» – и разорвал одежды свои первосвященник – это о Христе!

Число друзей у меня увеличивается; но и враги лавиной идут. Особенно после издания наших книг. Но другого пути Бог мне не дал. Мы думаем, что нынче комары все погибли и их на следующий год не будет. Но мы ещё не приехали, а они уже ждут нас, чтобы каждый боролся и мужал.

Златоуст говорит: «Награда дается за борьбу. За что венок награды дать без борьбы? Если бы сатана не искушал и не было врагов, то где и за что ты получил бы победу?» Когда умножились наши враги мы говорим: «Господи, умножь благословение Твоё». С Богом мы одолеем всё, лишь между собой у нас был мир и любовь, потому что дом, который разделился – не устоит.

Если бы в стане Давида началось разделение, то он был бы поражён. Когда он убегал от восставшего на него родного сына Авессалома, то ему предлагали взять с собой Ковчег (икону мироточивую, Одигитрию). Но Давид говорит: «Нет, если Богу будет угодно, то я вернусь домой». Он доверился только Богу. Были люди, которые выходили, хулили Давида, поносили. Но вышел и Хусий, который целый обоз нагрузил, шёл позади и кормил. Когда мы в трудном положении, то находятся хулители. А есть такие, которые и в беде не бросают, а поддержат.

И Давид, когда вернулся, позвал на пир тех, кто помогал. Чтобы мы помнили оказавших нам благодеяние и не забывали и детей их. Особенно это чувство благодарности развито у южных народов, у евреев. Вот что мы берём в этом маленьком псалме.

Благословен грядущий во Имя Господне. «Слава в вышних Богу» за этот псалом «и на земле мир и в человеках благоволение».

Прит.16:7 – «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним».

Аминь.

Список всех проповедей

322

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: