К свободе призваны
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 6Указалеть — Гал.5:13-15 [Зач.212]
Гал.5:13-15 – «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Послание Павла к Галатам, 1 век, а какое отношение мы к этому имеем? А когда посмотришь на всё, что вокруг есть и что делается в Церкви, в семьях. Да, только сегодня утром он написал это послание. Съедаете, угрызаете. Приходят спрашивают: «А можно ли есть какие-то пампушки, во время поста, а они маслом подмазаны сливочным?» Да кто там сливочным маслом-то мажет? Растительным-то не всегда мажут. И священник на это отвечает: «Вот за этим смотрите, а друг друга живьём съедаете, этого не видите, лицемеры!» Мы не знаем, все ли послания Апостола Павла сохранились, в том виде в каком виде мы их получили, а может они более длинные были? Но что не все, это определенно. И Павел читал и все послания других Апостолов, и другие Апостолы, кроме Иуды, Иакова, Иоанна и Петра писали или нет? Двенадцать-то апостолов было. Ни одного послания-то больше ни от кого нет. У нас уверенности ни в чём нет. Церковь сохранила именно вот это и отнесла в канон. То, что есть Ветхий Завет, ну легко предположить, что знали люди тогдашние, но все ли книги Ветхого Завета они знали? Не знаем. И Апостолы, которые написали послание, вошедшее в Новый Завет, они друг друга читали или нет? Сегодня всё ещё не установлено, в каком году, какое послание было написано, никто не знает. Самые лучшие исследователи не могут этого узнать, а мы узнаем. Оно написано 24 июля 2010 года, утром рано, чтобы мы успели сюда прийти и послушать, что говорит нам не Павел, а Дух Святой. Начинаю читать заново: «К свободе призваны вы, братья...» Свобода – это долгожданное, самое приятное для человека. Люди, которые находятся на свободе, они её не ценят. Заключённые всё время пишут в камерах: «Свободу оценит только тот, кто потерял её». И колючей проволокой обрамляют. В какую бы камеру ни прошёл, это самый ходячий лозунг. Страшное дело, когда мать отрывают от грудного ребёнка, она кричит: «Я не выдержу!» Никто с тобой не разговаривает, арестовывают. Свобода потеряна и теперь понимаешь: я хотел – ходил. И Христос говорит: «Ты – труп! Куда хотел ты ходил, но придёт время другой подпояшет тебя и поведут, куда не хочешь». Свободу надо ценить. Но когда дали свободу после крушения тоталитарного коммунистического режима, люди подумали, что свобода – это вседозволенность, всё можно делать, мы же свободны: на работу не пойдём, одни праздники. А оказалось, что свобода в рамках закона. А закона-то как раз и не знает, а правильный ли он закон? Но мы, верующие, знаем, что есть верный, точный закон, данный Богом Иеговой – Святая Библия! А теперь все, которые эти места читают, что я читаю, все ли люди спаслись? Конечно нет. Для многих Павел говорит, что это послужило к осуждению... Или евреи, которые имели Слово Божие в руках, они потеряли не только Родину, они потеряли Храм, они потеряли сами себя. А что для этого нужно? Толкование святых отцов. Снова вопрос: «А если имеют толкование, то все ли спасутся, кто имеет толкование?» -Нет, конечно. Здесь нужно приложить самое главное толкование: какое отношение это имеет ко мне? Если я скажу тебе, что ты как раз съедаешь и угрызаешь. У тебя в ответ уже, заготовленное разом: «Ты за собой смотри!» Я за свои грехи отвечаю, ты за свои». Я уже жизнь отжил, знаю, как отвечают люди. А Златоуст говорит: «А ты поцелуй за эти слова, за его намерения исправить тебя, хотя бы ложно он сказал». Вот тогда уже есть намёк на спасение. Что бы в священном Писании ни прочитал, сразу ставь восклицательный знак – ко мне, благодарю. А чтобы в это вникнуть, начинай перебирать свою жизнь. Исследовать глубины моря, земли люди научились немножко. Исследовать молнии никто не может, но, когда Дух Божий молниеносно ударит совесть и высечет у тебя слезу, вот тут начнётся истинное разумение Слова Божия. Почему Павел говорит: «Непрестанно молитесь». Да я уже мысли эти понимаю. «Мысли мои не ваши мысли», – говорит Господь. Но, как небо от земли, так Мои мысли от мыслей ваших. Вот это-то как понять? А понять-то должен любой – Патриарх и любая бабушка. Нужно научиться размышлять и применять к себе. Только бы свобода не была поводом к угождению плоти. А я свободен, могу поститься, могу не поститься. Правда, свобода-то дана, а если не разрешается, я у батюшки выпрошу молочного, у меня гастрит, перитонит. И, потекли к священникам. А свобода в том, что скажи, всё отнимут и буду живой. То, что мы едим, если бы показали в блокадном Ленинграде это, люди не поверили бы, что это простые люди такие обеды имеют. Они бы сказали, это первые секретари так обедают. У нас всё есть для жизни и благочестия, Павел говорит: «К свободе призваны». Ибо весь закон в одном слове. Христос говорит про две заповеди: «Возлюби Бога и ближнего». А Павел, первую наивысшую заповедь включил во вторую – «люби ближнего, как самого себя», в одном слове: «ближнего, и как самого себя». Так почему же так? А потому что в ближнем, ты должен Бога увидеть. А разве это можно? Можно. Посетили больного, Господь говорит: «Меня посетили». И невместимый небесами Бог находится на одной постели, умещается. Ты подал всего лишь, может быть кусочек хлеба, напоил всего лишь стаканом холодной воды, а Господь говорит: Меня посетили, Меня накормили, вот тогда понятно будет, что значит, «возлюби ближнего, как самого себя». «А это свобода?» – «Да». «Свобода какая?» – «Непогода – не пойду», – а человек нуждается. А верующий так не рассуждает, у него главное слово – надо, а хочу, не хочу – это неверующие слова. Я не хочу, а я должен пойти и сделать. Почему? Мой Бог посылает меня, мой Дух Святой побуждает меня, я обязан пойти. Нас родители именно так и приучали, они не знали Евангелия, но у нас были беспризорные бабушки жили, я хорошо помню. И мать что приготовит, нам в руки, на конце деревни, идите, отнесите, сегодня праздник. Наступил день рождения, мать печёт большой пирог, на конец деревни, там бабушка, я уже знал. Это не наш край деревни, наш там был, но я шёл туда. Ангел-хранитель весь год ждёт канон, так мама говорила. Я шёл и с бабушкой молился там. Не за пирог, так уже установлено было. Но это сохранилась на всю жизнь, умение делиться. Приучите к этому детей, и вы оставите уже доброе наследие – люби ближнего, как самого себя. Вообрази: ты парализованный, в незнакомом месте, никому ты не нужен. Я скажу, что мусульмане тебя не бросят. Я как-то один раз прочитал, идут они по пустыне, купили барашка, закололи на двоих, подходит, а огонь горит: «Салям алейкум!», сел рядом у костра, и теперь знают, что уже на троих. И когда, говорит, этот барашек сварился, сорок четыре уже сидели возле котла. И все поровну получили. И у них отогнать, не дать – это считается непростимый грех. Этого нельзя – Аллах одинаково всех сотворил. Одному дал богатство, за него ответишь, меня поселил в бедность, – если я не возропщу, получу. Да это же принципы Евангелия. Эти люди так близки к Евангельской вере, кто бы пошёл туда, как отец Даниил Сысоев, кто бы пожертвовал ещё жизнью. Об этом надо молиться, чтобы талант Даниила Сысоева умножился тысячекратно в России. Священников-то, ведь речь идёт о восемнадцати тысячах, но никто больше этот подвиг повторить не может. Зная, что ему угрожает смерть, четырнадцать раз звонили, и он, несмотря на это, продолжал любить этих убийц и свидетельствовать о любви Божией. 1Кор.13:4-7 – «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозноситься, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Стоит это открыть, пусть никого рядом не будет, и по пунктам начинать читать: любовь не превозносится, ни над кем. А как это? И вот сразу начинает Бог работать над человеком: «не гордиться», но я не горжусь. А чего я буду превозноситься, а поглубже не понимаешь, встань на молитву, положи сто поклонов, и ты увидишь, как начнёт проясняться: и горжусь. Сам не хочу того, а получается, что превозношусь. «Не бесчинствует», «не раздражается», не раздражается, не раздражался и всё. Исследуйте самих себя, а к кому это относится, в первую очередь ко мне! Я уже сегодня десять раз раздражился, а где же этот успех, а где же это совершенство во Христе и любовь? Благо ещё православные, ещё священник обличит, наставит, а если нигде этого нет? Люди в мире живут. Вот к ним теперь пойди и расскажи это. А о любви все депутаты говорят. 1Кор.8:9 – «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных». Говорит о пище: всё позволительно, но не всё полезно. Но речь идёт не только о пище, речь идёт о поведении, о чтении, о смотрении. 1Кор.9:19 – «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести». Приобрести чего? Сегодня спроси: «Приобретать надо?» Мы все сразу понимаем: доход, деньги, книжка, инфляция, – слова один за другим пойдут. А Павел говорит о приобретении душ. И на первом месте выходит слово «благовестие». Другим рассказать. Завтра, если Бог благословит, мы снова едем в новую деревню. Об этом начните молиться, кто не может никак, на транспорт помогите средствами, в молитвах своих вознесите. Мы всюду говорим: «Мы к вам поехали, а у нас дома в Потеряевке продолжают молиться, чтобы ваши сердца расположились, чтобы вы приняли Слово, которое мы вам принесли». 1Ин.3:16-19 – «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, – как прибывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем перед Ним сердца наши». Видеть нужду и помочь. Он мне может этим же воздать? А об этом не надо думать, сможет, хорошо, а если не сможет, то ещё лучше. А иначе тоже делают и язычники, если надеются получить столько же. Иоанн говорит те же слова, что Павел, но читал ли он Павлово послание до этого – не знаю. Но это Дух Святой так сделал, что он говорит, любовь заключается в следующем, дальше Пётр говорит 2:16 – «Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии». Быть рабом Божиим и просто, и очень трудно. Просто, только скажи: «Я – раб Твой». Никуда не надо. Истинную свободу, вот тело, ты не потерял, но быть Божьим рабом – это слышать Его голос. Нужно научиться, после молитвы не уходить с молитвы, как у нас семь минут есть до молитвы, дома, хотя бы минуту после молитвы постой и скажи: «слушает раб Твой». Закрой глаза, отвлекись от всего и почувствуешь, что-то здесь есть, Бог положит тебе на сердце. Я ещё молился, Господи, так ли это всё идёт? Надо научиться слышать голос нашего любящего Иисуса. 2Кор.12:15 – «Я охотно буду издерживать своё и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами». Можем ли мы это сказать, что, то, что делаем, делаем по любви для спасения душ? Если делаешь для души человека, то по плоти ему не будет нравиться. Нужно делать расширенный кругозор самого себя. Вы знаете, эту притчу, я её кратко скажу: Когда Господь посылает людей, говорит, зовите на брачный пир Сына. Я понимаю, виноградари не хотели отдавать виноградник, тут понятно, завладеть им, но, когда на пир звал, ничего не надо делать, только приходи, садись и пируй. Ведь не пошёл никто и причины-то какие были, вола купил какого-то, сегодня сказать – машина, я поеду её испытывать. Уже купил, теперь какая разница-то тебе? Но за машиной кроется другое, куда-то поехать. Да мы уже решили поехать на лоно природы, за этим другое, что с этими волами с лошадиными силами. А тот: «Я женился». Дело то не в женитьбе, дело в том, что, если женился, значит, есть дети, а дети есть, есть родня, – «Я не могу поехать на благовестие, у меня родственники приехали». Я это сегодня только понял, что на это надо шире смотреть. Это всё уйдёт, сгорит земля и всё что на ней. А этого могло и не быть. И тогда не вспомянется, ни дети, хотя бы их тысячи было, хотя бы сто тысяч лет прожил, но умирать всё равно придётся. Что ты сделал для того, чтобы больше приобрести душ? Как ты на это смотрел? Тебе семья, родственники мешают, а сделать вывод такой можно, а вот родственники, да они богато живут, да на машинах, да мы завтра пять машин представим. Понятен вопрос, это духовное рассуждение, а плотски все рассуждают. Поэтому Павел, говорит: «К нам, это относится». Чтобы эта свобода не послужила соблазном, это соблазн, когда мы самый главный наказ Христа отводим. Родители, когда умирают без нас, и мы приезжаем, мы же расспрашиваем, а какие последние слова мама сказала, что она нам сказала? Я вспоминаю, мама, она постоянно повторяет: – «Дети мои, живите друг с другом мирно». У матери был главный наказ – живите мирно! А последние слова Христа Воскресшего, при вознесении было: «Идите по всему миру и проповедуйте», проповедуйте, «Евангелие». Не то как вы научены, а как Христос учил. Значит, Его нужно знать – Евангелие, и для этой цели положить эти последние слова Христа. А дальше: уча их всему, что Я сказал и погружая их, слово «крестя» в оригинале стоит «погружая», во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Это последние слова Христа на земле, этим Он запечатлел, что выполнил Свою миссию и Ему дана власть на небе и на земле. Эту власть крестить, Бог дал священникам. И поэтому потерять священство – это потерять Церковь. А если дальше говорить, потерять наказ Христа, а без наказа Христа, тогда и Христа нет. Деян.20:35 – «Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»». Нигде Христос этого не говорил, вот что главное. Когда Он сказал? Значит, Павел получил что-то, чего ни один Апостол не знал, этого нигде в Евангелии не написано. И далее 2Кор.4:5 – «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса». 2Кор.12:15 – «Я охотно буду издерживать своё, истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами». Иуд.1:10 – «А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя». Я всё думал, что речь идёт только о похоти, но животное знает и другое – есть, а есть – это означает, всё положу на то, чтобы дети были устроены по-хорошему, чтобы у меня был полный достаток, у меня была дача, то есть всё остальное. И тем, растлевает себя. А в чём оно, растление? Слова Христа забыты. Поставь себе за правило, узнать у Господа, Господи, родился я свыше или нет? А рождённый свыше, он помышляет о небесном всё время. Рождение свыше определит, будешь ли в Царствии небесном. Этот главный вопрос надо решить сегодня. Многие уже крещённые спрашивают, родился я свыше ли, не знаю? Рождённый свыше, духовную пищу принимает с радостью. Рождённый свыше, слышит наказ Христа. А если он противится, человек, благовестию, написано так: дух антихриста познаётся так, кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти. Не исповедует – это не на исповеди. Христос говорит: Кто не исповедует Меня перед людьми, того я не исповедаю. Не надо этих слов бояться. Поэтому положи всё, чтобы постичь таинственный смысл слов Христа. Иуд.1:4 – «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные» к погибели. И вопрос: «А не я ли это вкрался, только числюсь христианином?» И поэтому вся наша жизнь, дыхание направлено должно быть для одного – любить ближнего, как самого себя. А кто ближний? Христос рассказал в притче о самарянине. Чтобы им, израненным, указать путь к гостинице, донести их туда и отдать за них два динария – Ветхий, Новый Завет – святую Библию. Аминь.