О, если бы…
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 6Указалеть — Гал.5:12 [Зач.212]
09.01.2013. Вот это – «О», как правило, говорит: о чём-то высоком. О недостижимом, о желаемом. «О, если бы небо разверзлось», то есть, я не могу его открыть. И они постоянно говорили бы: о, если бы. Но, тут говорит о том, что в наших силах, и в то же время выполнить невозможно, чтобы «удалены были возмущающие». То есть нормальная обстановка. Люди приходят, молятся, и вот начинается какая-то смута. Отчего? Апостола Павла там не было, если бы он там был, эта смута быстро утихла бы. Но община образована, люди ходят в храм; и приходят другие проповедники, которые на готовом сеют, и сами они не могли образовать общину. Вот как у нас: они не создали ничего эти смутьяны, но они постоянно мутят; что-то, где-то не так, находят. Что можно было найти в словах Христа: «Бодрствуйте». Рядом дьявол в храме усыпляет. Подходит он: «встань»; если не встаёшь – безбожник. Святые отцы так говорят: приходите в храм спать, других заражаете сном, совершенно бессовестно ведёте себя. Много раз уже об этом говорил. Уже в преддверии смерти, ничего люди не понимают – это смущающие нас; они должны быть удалены. Как в театре. Если один начинает зевать, скажи, как эпидемия: все рот разевают, начинают зевать. Бодрый человек вселяет бодрость. Это не сегодня началось. Я об этом говорю, и тут же: спит, сидит; какой же это дух-то? А выйдешь отсюда, целый день, как машина работаешь. Значит, речь идёт не о сне, не о плоти. Такая-то поговорка – это подпорка гнилая; это дьявол делает. Он бросает цветок и человек засыпает, он цветы оказывается, любит. Когда буддисты говорят: «ом мане падме хум» – это «о ты сидящий в лотосе». Дерево предсказать, цветок, который на воде, и у них их главное божество в лотосе. И святые видели это, спишь ты не сама, тебя усыпляет дьявол. И ты должна остановиться, что ты заражаешь других. Встань и выйди из храма, другого нет положения, или встань и слушай. Я про это читаю как раз. Апостол Павел ушёл, а на этом месте стали сеять: не спастись вам, надо Моисеев закон, надо обрезываться. Приходят люди и говорят: два перстами будете так складывать – всё пропали. Бог принимает только вот так. А другие приходят и говорят: «Бог не требует служения рук человеческих, зачем вы креститесь?». То есть, на всех при всём желании никогда не угодить. Да и не надо угождать, единомыслие должно быть, Павел говорит: «по Слову». А вот по Слову-то они не соглашаются беседовать, потому что они сразу потерпят поражение – они опрокидываются. Павел говорит: «О, если бы удалены были возмущающие вас!» (Гал.5:12). Но как их удалить? Какие средства есть, чтобы избавиться от этих людей? Апостол Павел говорит: «у них появился блудник, и он в почёте». И апостол Павел говорит: «предать в измождение плоти сатане». А кто это заметил? В первую очередь тот, кого предали; он внезапно заболел, у него с глазами что-то сделалось, от подошвы ноги до темени головы – всё засвербело. «Предать сатане» (1Кор.5:5). Сатана помогает? В Житии святого Конана об этом говорится. Сатана помогает верующим, когда мы правильно этим пользуемся. Святой, представьте, ложится спать, а сатана его будит: «Вставай на молитву», слышит голос. – «Сатана на молитву зовёт?». – Зовёт. А он говорит: «Пошёл ты! Я без тебя знаю, когда молиться». И он сразу отошёл. Другой. У него занятие было – рукой крутить жёрнов, на жёрнов пшеницу подсыпать и молоть (в ручную мололи же). Он ложится спать, сатана начинает крутить жёрнов, гремит в кельи. Он один раз запретил, второй раз: как Иоанн Новгородский видел. Он тогда говорит: «вот мне на месяц здесь молоть. Мели!». И он к утру всё перемолол. Другой заставлял их брёвна таскать наверх, они сбрасывали. Пришёл святой и говорит: «больше брёвна не сбрасывайте для храма, а сколько привезли, все плоты туда перенесите». Они за ночь всё перетаскали; так что все и ахнули. Сатаной можно руководить. И притом это Житие не одно. Представьте, молится человек. Никого нет в келье, и вдруг в рукомойнике начинает что-то греметь, вода подтекает, там что? Демон залез, крышкой закрылся и гремит в рукомойнике. Что по-нашему? Из комнаты бы выскочил, испугался. Иоанн Новгородский подошёл, его запечатал там. И Бог сделал так, что вода сделалась, как лава – это архиепископ. И тогда что говорит? Сейчас же чтоб сделался конём, и ждал меня снаружи. Он вышел, стоит конь – «Конёк-Горбунок». Он сел на него, и в Иерусалим полетел. К храму подошёл, двери храма растворились, помолился, опять сел на этого конька, и опять прилетел на место; отпустил его. Но дьявол сказал: «смотри, если кому ты скажешь, как ты надо мной издевался, катался, добра тебе не будет». А Иоанн однажды проговорился и сказал: «было знал я одного человека, что на демоне летал в Иерусалим и поклонился» – это Житие его, в Житиях святых-то. Ну, дьявол воздвиг на него гонения. Какое гонение? Показал то ленточку бросил, то запах какой-то женский. В конце концов не вытерпели монахи; его связали, на плот, и пустили. А плот поплыл против течения. Вот теперь и завопили: «Ой, отче, прости нас, ой Владыка, прости». Мы не видим, что вокруг нас совершается. Открой глаза, посмотри – это не сегодня с тобой состояние сонное; это под руководством дьявола человек находится. А мы просто думаем, что человек устал. Не так это всё. О, если бы вы удалены были, возмущающие вас. Как? У Церкви есть каноны, которые отлучают, и отлучают на длительные сроки. Есть такие епитимии на 10-15 лет, и есть даже на 30 лет, и никто не уходил. Притом это отлучение на 4 ступени, стадии разбивалось: первая на улице стоять. Дождь, снег, всё твоё, в притвор никто и не заходил, и они никуда не уходили эти люди; у них было желание вернуться в Церковь. А сегодня, никто не отлучает, сам себе отлучение, и не пошёл в храм – это сатана делает. Остаться без Церкви, остаться без благословения священника, без причастия – это ад на земле. Злоба обуяла человека – дьявол захватил этот плацдарм, а человек этого не видит. – «О, если бы удалены были возмущающие», это демоны, в первую очередь. И Павел об этом воздыхал. А были они удалены? Да, были. И они отвергли, не хотели его больше и видеть. Но вот он покаялся, плачет. И Павлу говорят: «этот блудник, смотри, как он плачет. Павел, мы твёрдо держимся, его даже в храм не запускаем». А Павел говорит: «помилуйте, да ведь я этого добивался, но не больше того», примите его. Нам небезызвестны умыслы сатаны, сатана хочет задавить его там, он уже покаялся, епитимия выдержана, примите его теперь. Значит, нам небезызвестны умыслы сатаны. Это всё дьявол делает, дьявол непрерывно борется против человека. И это надо видеть. Он смуту всякую наводит. Подрывает авторитет учителям, священникам, проповедникам. А в ответ он что может дать? Он не может сказать ничего, ему, главное, чтобы не было проповеди, не было Церкви. И этого не понимает человек; ты на эту стадию и зайди. У Церкви есть сильные рычаги – это отлучение. У мусульман там просто, голову отрезали в этот же день и всё, но у нас нет этого. У нас только в нравственном порядке: ему говорят, обличают, отлучают, «с оглашенными выйдите». А ты понимаешь, что такое «соглашенными выйти?» – это двери Царства Небесного, закрыты для тебя. Ты немного вдумайся в это. А у нас говорят так: «я тогда ходить совсем не буду». Полная потеря веры. И ты на этом остановись, не ты же первый сегодня; так Церковь по-другому не понимала никогда. Церковь имеет в себе качество любящей матери; ребёнок заразный. И апостол Павел говорит: «смотрите, чтобы какой горький корень возникнув, не причинил вреда» (Евр.12:15). «Это горький корень», когда человек пропитан злобой, ненавистью, слухи распускает, смуты; и надо бы от него избавиться. Но каким путём? Не окончательно, а привести в чувство. 1 Кор.5:13 – «Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращённого из среды вас». Пишет уже Коринфской Церкви, а разговор один и тот же. Как же вы тогда думаете спасать? Как же бывает, берут на поруки? Это мне говорили, когда узнали, что мы пьянице одному отказали, и он выехал. Один выехал, другой остаётся. А что нужно сделать? Пьяница должен стоять за дверями. «Пьяница Царствие Божие не наследует» (1Кор.6:10); тебе этого мало? Не участвуй с ним, не приветствуй его, устыди его, но продолжай за него молиться. Это апостол говорит для нас. Деян.15:1 – «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.» А вы должны знать, что спасение во Христе. Сейчас у нас если бы все иконы убрали, да ничего не потерпели бы. А все надписи убрали – многое потерпели. А если не будет, сегодня у нас перечислят по порядку: одежды, священника, спасение во Христе. Нужен священник, но на нём, не зацыкливайся. Бывает так, всех расстреляли, никого нет, а Церковь-то не исчезла. Поедем в другое место, где-то причастимся. А если никак? Было так, что уверовали, его в тот же день казнили, и он не крещён, и умер, а Церковь их прославляет. И вышло такое выражение «крещёный в собственной крови», вот какие выражения. Ты просто учение Церкви приблизь к себе, оно основано на Священном Писании. Деян.15:2 – «Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.» У нас это было всё в общине: смутьяны были, и притом смута ни на чём. Когда речь пошла о признании каноническом, что можем причащаться в зарубежной Церкви патриархийным, а зарубежным в патриархии. Члены нашей общины увидели на фотографии, что Лавр – митрополит был тогда, с патриархом Алексеем II за одним столом сидят. – «Всё пропали, спасения здесь нет». Откуда ты это узнал? – Если они оба умерли уже; но если от этого зависело наше спасение – тогда где Христос? Наше спасение ни от кого не зависит, только от Христа! А против тебя воевать будут? Будут, но не возмогут. А ты здесь наводи порядок. А вот если встречается так, что семья большая, детей много, а один ребёнок начинает против говорить. Прими меры, притом самые крутые – представь преграду. Как? Вместе начинайте молиться. У мусульман очень просто. Он поспорил с сестрёнкой, а она где-то снималась и поцеловалась с кем-то. Сын показал отцу – бизнесмену, и отец выхватил пистолет и за столом сразу застрелил её. А у неё ничего не было, она девушка. Его спрашивают интервью: «а вот если бы ты узнал, что твоя сестра где-то на стороне, без разрешения матери». – «Сразу зарежу», интервью и его видно. Мы не к этому призываем; к молитве, к наставлению, и ей запрети общаться с другими членами семьи – это в твоей власти. У нас другие законы. «О, если бы вы были удалены». Это злой корень, который разрушает всё. У меня очень близкие были люди. Семья верующая, но вот женился он не по благословению. А она из неверующей семьи, здесь в Потеряевке, дочь председателя колхоза. Он привёл; и она до основания разрушила всех, все перестали молиться, все стали стыдиться, и всё – никого нигде нет. Он уже умер; а остальные выросли неверующие. А теперь уже перед самым концом начинает к храму прилепляться. А что можно было делать? В первую очередь детей надо было учить, чтобы крепкие были; чтобы она попала – это другая обстановка, она увидела молитву. А тут они перестали при ней молиться – всё. Какие обвинения бы мы ни говорили другим, мы всегда должны поставить вопрос: а какая моя роль в этом была? Что я сделал, чтобы этого не было? Деян.15:24 – «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали.» А ведь сегодня-то сколько разных таких учений? Достаточно, говорят, «воцерковиться» – Да где вы нашли это слово? Ни о каком воцерковлении нет речи; есть рождение свыше. Если ты не знаешь о рождении свыше, ты никто, просто никто, зашёл и вышел, ты – не христианин. Если ты не знаешь, что такое
исполниться Духом Святым, и в тебе этого не произошло, моли Бога. «Кто Духа Христова не имеет, тот не Его» (Рим.8:9). – «Как не Его? Да я с детства верующий. Я крещён с детства». Ты слышал, что Павел сказал? И всё время проверяй, в Духе Святом я тружусь или нет? Ты вышел утром на работу, на тракторе косишь. Сколько раз за день ты останавливался, дал мотору, перегретому остановиться? А ведь температура-то нынче большая. Сколько раз остановился? Чтобы мотор внутренне разогреть, помолиться и поблагодарить Бога; что кто-то придумал этот трактор, и как она косит траву, как это трудно было бы вручную делать. И ты живой, здоровый, желание трудиться есть. Аллилуйя, слава Тебе. В Москве сегодня, говорят, асфальт нагретый, 53 градуса: люди задыхаются, он буквально плавится, и вверху и везде эти миазмы идут. Мы-то живём, вообще выразить нельзя. Люди платили бы деньги за наш воздух, если бы им дали его. Ты благодари Бога, что ты находишься здесь. Проходит немножко времени; сколько там? Час-два поработал, устал: «Господи, сердце задыхается, благослови меня помолиться». И опять остановился, и помолился. Дух Святой тебя побуждать будет, чаще на молитву становиться. И за всё, что ты глазом видишь, прославь Бога: «да, какая тут красота! Как зелень радует глаза»! Это у Сирахова написано (Сир.40:22). Какие поля бросили; ложится человек и не знает, как растёт (Мк.4:27); и я не знаю. Мы берём ягоду, не садили, не поливали, не пололи; пришёл, готовое взял, и то неохота. Господи, как Ты велик! Дух Святой наполнит уста славословием за всё! У меня глаза есть, я вижу; а у многих людей нет глаз. Благодарю тебя, Владыка мой, Бог Иегова, как Ты любишь меня! Дух Святой всё время будет побуждать искать следы благодати Божией везде и всюду. Не знал я, теперь смотри, каких хороших детей дал, внуки меня радуют. От Тебя это, Господи, всё Твоё и к Тебе. Аллилуйя. Все таланты, которые Ты дал, я вложу в них, я передам им наследие – Евангелие. А ведь мы-то не получили от своих родителей; не было Евангелия. Прости нас, Господи. Но родители многое претерпели; Евангелия вообще не было. Я вот сейчас читаю, кто? По сегодняшнему, губернатор, это первый секретарь компартии, и просит уполномоченного достать святую Библию, первое лицо в крае просило здесь, в Алтае. Это сегодня журнальчик, я вам дал – церковный. Значит, её святой Библии не было, значит, они не пишут, где они святую Библию взяли; это значит, что у баптистов конфисковали; они дальше не договаривают. Слово Божие научает нас. Исх.30:33 – «кто составит подобное ему, или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего». В священники, когда нужно было ставить; это специальный состав, и написано, сколько положить такого состава. По сегодняшнему сказали: сок алоэ..., там перечисляется. Но раз есть рецепт, почему не сделать? А дальше, кто сделает подобное, смерть ему. Это означает рукополагать, никакие баптисты не могут, у них нет пресвитеров – по этому вопросу у них обман. Они подобное составляют; а как? Видели, как православные делают. Они так не могут сделать. А если они молитву узнают? И молитву будут читать, ничего у них не получится. Как раз об этом говорит, и поэтому если человек с сектантскими мыслями: «мало ли что, я где-то буду, причём тут православная Церковь». Это злой корень возник – он достоин смерти. Вне Церкви нет спасения! Я хотя не гожий, говорит, да Божий. Я буду держаться всеми силами, удержаться в Церкви. Хотя держаться практически особо не за что, кроме рукоположения. Гал.1:8-9 – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Анафема – это отвержение. «Если, не то будет говорить», а у нас, православных, сплошь и рядом говорят не то. Я когда стал читать, есть день, «торжество православия». Анафема везде, анафема всем Анафема масонам, анафема экуменизму, Сеньке Разину, Емельке Пугачёву – как малые дети. В первую очередь мы не знаем, где они находятся. А во-вторых, это анафема нам – это православным анафема. Говорят всё они не по не слову Божию. Вот сейчас эти монархисты и кого только нет: «удерживающий» – теперь якобы царь Николай II. Даже бредом нельзя назвать – полное отречение от Священного Писания. Святая Библия никакой роли не играет, никакой – вообще её нет. Отслужили, кадило погасили, пошли, народ не знает никого. И когда люди приходят в сектанты, они говорят: «я был неверующий». вот такое определение. Давайте изменим эту обстановку! Чтобы встречаясь с нами, люди сказали: «да, что-то особенное мы встретили в православии». Я испытал на своей жизни, тогда общины у нас не было. И мимо по большой трассе Транссибирской магистрали проезжали сектанты на благовестие. И им всем рассказывали, что в Барнауле... про меня говорили. И они привозили людей показать, что в православии святая Библия пользуется почётом! И они привозили людей, чтобы показать, как, в зверинце какого-то. А эти люди, кого они привозили, они принимали Православие в моём доме и оставались. Вот что Бог делает! Поэтому не надо ни на что восставать, пока ты до конца не пройдёшь это поприще. Я говорю о людях, которые обратились в моём доме, стали священниками, почти все. Это Бог так делает. А через кого? Через сектантов, они сами привезли, а поехали уже без этих людей. И наконец, они приняли решение: никого сюда больше не привозить. Мне давали кафедру выступать у них в столичных городах; я знаю. Потом вышло указание: нигде не давать, потому что сразу только готовились ко крещению, в одном городе было 12 человек баптистов, молодых; перестали заботиться о том, чтобы принять у них крещение и перешли в православие, стали священниками. Это Бог делает. И для них я был злой корень, я их понимаю. И поэтому они меня постарались извергнуть, чтобы никак не встречаться. Но проходят годы, и они начинают теперь уже приближаться. Семя, брошенное Божьей рукой, оно даёт ростки, не сразу, через десятилетие. Гал.5:10 – «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесёт на себе осуждение». Поэтому больше всего старайтесь оберегать главу семьи. Жена, которая на отца говорит в присутствии детей, спорит, и особенно, когда его нет дома, она потеряла всех детей. Это её враги растут. Никогда не судите священника, проповедника, учителей в присутствии детей. У них не будет авторитета. Не будет авторитета, найдутся другие, они поведут их другим путём. А кто здесь смущающий? Жена. Да куда её извергнуть? Без жены же семьи нет. Речь идёт о том, чтобы молиться. Больше тут ничего нельзя понимать. Открыть её глаза – она ослепла, она не понимает, она делается «змея со злым языком». Останови, прекрати, убеди её. Тебе это не сделать, но у тебя есть скрытые места, на поле, где бываешь, почаще становись на колени. За всякое слово, которое ты говоришь против мужа, ты будешь перед Богом отвечать.– «На кого? Он не верующий». Не теряй его авторитет, молись за него, как мать святая Моника, и блаженный Августин, сын её обратится, и обратится муж, сделается верующим. Всё в молитве. Больше поклонов. У нас к поклонам некоторые не приучены. Я например даже не понимаю, как этого не понять. Ты испытай! Поставь себе за правило, хотя бы в день 300 поклонов, это немножко, 3 раза по 100 поклонов, а потом увеличишь, конкретная просьба и поклон. Христос говорит: «мы знаем, чему кланяемся» (Ин.4:21-24). Значит кланялись? Кланялись. И те, которые слепые, подходя, кланялись (Мф.23:15-22). Какое доказательство? И притом чётки есть и у буддистов, и у мусульман. А это совершенно другой вид. Но все понимают, высшему существу требуется поклон, показать своё смирение. Ин.9:34 – «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.» А Он сказал слова, которые могут быть и эпиграфом: «Грешников Бог не слушает» (Ин.9:31). Эти слова этого человека. А я буду молиться, грешников Бог не слушает. А как определить? В первую очередь, ты ни на кого ничего не должен иметь – это первое. А если знаешь, что имеют: «пойди прежде примирись... положи дар твой» (Мф.5:24), то есть молитву. Затормози и потом иди. Убойся Бога, не спи. Слова мимо проходят, сатана ворует. Если бы я был без ног, и мне эти слова сказали, которые я тебе говорю, я бы уже никогда не сел, на культяпках стоял бы, страшные слова. Это потеря страха Божия. Я говорю: встань! Ни разу не встанет. Что это означает? Это означает многолетнее отступничество от Бога, страха Божия нет. Я говорю слова, которыми Бог нас будет судить, и не могу поднять человека с места. Христос не может поднять никаким краном? Но, если сейчас здесь зайдёт человек, который угрожать будет тебе кинжалом, ты на одной ноге будешь до конца службы стоять. Ты превзойдёшь своего петуха. Это я тебе заранее говорю, потому что ты привыкла быть не битой; у Бога много дубинок. Огреет Он когда-то нас. Он научит нас стоять на одной ноге. Где-то рядом миллиард ворочается, с другой стороны азиаты, полтора миллиарда. Рано или поздно столкнут нас с насиженного места. Поэтому надо молиться: Господи, сохрани за нами эту землю, нам так здесь хорошо. Иис.Нав.7:25 – «И сказал Иисус: за то, что ты навёл на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнём, и наметали на них камни.» Ты наводишь на нас беду. А не ко мне ли это говорится? Сразу переиначить, чтоб Слово Божье заговорило с нами. Какую беду? Из заклятого взял. А что такое заклятое? Всё, что мир делает и влечёт к погибели, всё что не пускает в храм, всё что не позволяет получить благословение священника, читать Священное Писание, исполнять Его заповеди – это всё заклятое. Определим немного. Скажи, это моё, это не моё; дела плоти известны. Апостол Павел в послании Галатам показал (Гал.5:19-24) дела духа, и дальше перечисляет: любовь, праведность, воздержание, кротость. А потом, говорит: на таковых нет закона и судить не за что. А дела плоти известны: это леность, пренебрежение Словом Божьим. Тит.3:10 – «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся.» Вы не можете его обратить? – Не можем. Писание говорит так. Как же сектанты работают? Ты их знаешь? Процент какой? Давайте рассудим до конца; пришёл человек, изменился и стал сектантом. Где он остался? Да он остался на левой стороне: «Дела плоти известны; вражда, убийства, запятая ереси». Сатана потому его и не трогает, что он всё равно в его лапах находится. Находясь в Православной Церкви, мы чётко должны провести грань: Господь! Вот это не наше, и вот этот грех смущающий, да будет удалён от нас. Аминь.