Образ и подобие Божие
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1Указатель — Быт.1:26
16.09.2015. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Быт.1:26 – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» – это начало из святой Библии. 27 сентября 1962 г. я впервые в жизни в 23-летнем возрасте получил эту Книгу в руки. Спустя некоторое время мне Её подарили, и вот 62 года я вникаю в Неё. Слово Божие говорит: Ин.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.». «Мне не хватило полвека разобраться с одним стихом» – как святой Памва говорит. Что здесь сказано? Слово «Нашему» с большой буквы усматривает в этом указание на три лица Святой Троицы. «По образу Нашему и по подобию Нашему». Этот стих как раз указывает: «Будьте святы, как Я свят», – говорит Господь (1Пет 1:16). Слово «святость» охватывает всё: от рождения до смерти; от сотворения мира и до окончания мировой истории. Была доисторическая вечность, наступит пост историческая. И всё во всём; Альфа и Омега – наш Господь. Он начало и конец. Чтобы узнать: Как Он творил человека и почему мы должны сохранить этот образ? – нужно вникнуть в святую Библию. Я приведу 40 с лишним мест священного Писания, которые раскрывают практически только одно качество Бога. А имён у Бога исследователи находят свыше пятисот. То есть Бог так сделал, что куда ни обрати взор – всё кричит о Боге: «Он Славен, Он Дивен!». Кто сотворил то, что окружает нас? – Бог. Взяли виноград – «Я есмь виноградная лоза» (Ин.15:1); взяли хлеб, и он и говорит: «Царство Божие подобно женщине, которая положила, три меры муки в закваску» (Мф.13:33) – этому Царствие Божие подобно. Размышляя обо всём этом: «Ты сколько раз хлеб пёк? Ты разумеешь, что это означает?» Так разумеем только поверхностно, только чуточку. Что делают там дрожжи? – это тайна, тайна по сегодняшний день, не открытая учёным. Люди не могут создать, имея все данные, простое молоко – в нём 96 элементов насчитали. Ты посмотри, когда вскрывают корову, когда забивают, как там переворачивается в желудке – «книжка» называется у неё. Пробовали делать, такие же травы заложили, молоко зелёное. Никаким образом белое не получается. Кормят скотину – скотина погибает. Тайна. Тайна вокруг и во всём. А мы сказали: «Творец. А вот человек творец, он создал что-то?». Есть такое слово, которое не практикуется, называется «самосущественное» – то есть происхождение от чего‑то. Мы говорим: «В этом человеке любовь» – а от кого? В природе нет закона любви – нет. Здесь закон выживания, уничтожения, господство сильного. Здесь низшее не господствует. Далее мы читаем в святой Библии такие слова: Быт.5:3 – «Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф.» Говорят, душа по природе христианка. Тертуллиану приписывают. Адам уже рождает по образу своему, когда говорят: «Что душа по природе христианка», мы должны задать вопрос: «По какой природе?». Она язычница, она стремится к тому, чтобы поесть, подольше поспать, что-то взять. И мы видим, в чём мир погибает – мамона царствует. А Господь прямо положил предел: «Не можете служить Богу и мамоне», не получится, «потому что одному станешь усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф.6:24; Лк.16:13). А кто мамоне не служит? Зайдите в церковь. Я буду говорить только о церкви. Про мир и так понятно – торговая точка. Отсюда вывод: «Христос ещё не заходил в храм». Вы знаете, что Он сделал? Никого не бил, кроме торгашей храмовых. Опрокинул, раскидал. Тут не надо ничего толковать. Почему? Он говорит: «Это дом Мой» (Мф.21:13). Его дом, Он хозяин. Если Он не хозяин, тогда можно торговать, три торговых точки поставить. А скажи, спроси архиерея: «От тебя это зависит, и ты можешь прекратить, чтобы в храме не торговали?». Не получится. Мы это испытывали. Народ весь столпился у дверей и дальше ничего нет. Благочинный заметался в алтаре: «Что случилось?» – А ничего, торговки вышли. С ними человек один побеседовал, они говорят: «Мы больше не будем торговать» – служба остановилась. Значит, кто здесь главный был? – мамона, деньги, жёлтый телец. И глаза пожелтели от него. Начни немного смотреть. Написано: «Приблизилось царствие Божие». Где? Иоанн Златоуст говорит, что Он Царь царей и в лице Его называется Царство. Царства без царя не бывает. Приблизилось в лице Иисуса Христа. Написано приблизилось. В иных языках переводится: «Оно под рукой». Как бы уточняет, приблизилось, ещё непонятно, только руку протяни. Близко спасение к человеку, но нужно отречься самого себя, от ветхого, рождённого Сифом. Я когда читаю «Сиф» и думаю: «Не от того ли такой мир развратный – сифилитишный?». Сиф не по образу Божию, а по образу иному. Мы должны узнать образ Божий. Коснусь только одной стороны, которая чуть-чуть приоткрылась на молитве – «Свобода». Я долго искал у святых отцов. Об этом что-то Григорий Нисский говорит, чуть-чуть Златоуст касается, в глубину почему никто не заглянул? Почему? Потому что все эти отцы уже были во время порабощения Церкви мирскою властью. Патриарший и императорские престолы сдвинулись вместе. Что благословит архиерей? Уже сын Констанций, Константина Великого, заходит на собор, руку положил на эфес сабли своей: «Я закон, я канон. Вот теперь и решай, что будет». А в «свободе». В свободе, вот мы сегодня отмечаем 16 сентября память Анфима Никомидийского, а почему? Таких храмов нигде нет. Я проверял зарубежные, православные. Нигде, он один. И может быть за 2000 лет один храм только назван так. Я не знаю. Начитывал когда-то «Жития святых». С трудом в советское время доставал книги, начитывал и плёнками наполнил Господь. Они начитанные, слушаются хорошо, на всю страну. Покатились за границу эти катушки. И вот я нашёл, что, если бы в книгу Гиннеца записывали тогдашних служителей Богу, Анфим Никомидийский стоял бы на первом месте. Это единственный епископ за мировую историю, который всю Церковь возвёл на небо, а это не 3 человека, не 20 человек, как у нас в храме, 32 тысячи. Это огнепальный епископ. Он сам не знал, сколько епископов в городе и только в трудный момент, внезапно в храме обнаружилось 6 епископов. Мгновенно креститься, никто не вышел. «Выйди из храма, лежит кусок мяса, возьми, положи его на жертвенник – ты свободен, продолжай свою карьеру, служи кому ты служил». Рим предлагал: «Признайте императора, как признаёт наша государственная власть. Приносите жертвы своему Богу. Но один раз в году хотя бы положите Аполлону, Марсу, Венере, Асклипию». Не получилось – и весь мир восстал против Церкви. Весь! Арены наполнились пылающими факелами, рыком львов. Но ведь это не два, не три, а в то время в Риме насчитывалось разных божеств, покорённых ими, около полутысячи. Христианам предлагали: «Вот ниша, ставьте статую своего Христа». Не получилось. Что-то пошло не так. Весь мир восстал на христианство. Мы не знаем ни одной религии из тех времён, а христианство стоит. Доверие Богу. Почему? – В свободе. Вот они свободные, вместе с пламенем огня, как Илия на огненной колеснице, вознеслась церковь в Никомидии на небо. Столичный город освободился от христиан. Но семя, брошенное ими, ибо кровь христиан всегда была семенем её, взошла обильно, она коснулась нас. И будучи в Нью-Йорке в 1992 г., я положил прошение назвать нашу новую общину в честь Анфима Никомидийского. Спрашивают: «Почему?». Я говорю: «У нас лагерь детский, его 18 раз сжигали дотла. Да защитит он нас. По милости Божией мы стояли на грани исчезновения, такие пожары валом шли со степи, но Господь нас сохранил». Я просто немножко скажу о празднике. «Душа по природе христианка» та, которая сотворена Богом. Богом, но не сегодняшняя – сегодняшнюю нужно учить. Мрк.4:30 – «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?» То есть, Господь вопрошает: «Что более доходчиво вам, какую вам пищу сказать, то есть подобие». Царствие Божие вокруг нас, и Он начал приводить: «Вышел сеятель сеять…» – ну видели, сеятель сеет как? «иное упало там…» (Мф.13:1). Ну сегодня сеялка, а тогда разбрасывали руками. «Чему уподобим?» – я говорю о слове «подобие». По образу – образ неизменный. Подобие теряется. Его нужно восстановить через приближение к Господу Богу нашему Иисусу Христу. Деян.17:29 – «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.» Бог Сам всему даёт даяние. Мы говорим: «У меня начальник такой-то». Слово «начальник» произнёс, а откуда оно? Евр.12:2 – «Взирайте на начальника совершителя веры». А император какого ищет? Как Пётр Первый говорил: «Вид подчинённого должен быть лихой и придурковатый, чтобы его не сдвинули с должности». Такие учителя рабы: «А у нас программа такая». Они не могут никуда отступить. Рабство греху задушило свободу. Мы сегодня коснёмся «свободы». Оно есть свобода. Мы любим обращаться к Богу заученными фразами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Владыка, благослови». Это к Богу обращаемся, через земного владыку. Но у Бога есть имена, которые никто не знает или почти никто. Я их произнесу сегодня. Я повторяю, подтверждаю в словах, которые здесь читаются, местами указанных в книгах, главах и стихах. Я сторонник синодального перевода, абсолютно никаких переводов не признаю. Переводили четыре духовные Академии. Двое из тех, кто переводчики, уже канонизированы. Канонизированы – это митрополит Филарет и архимандрит Макарий Алтайский. Лучше этого перевода в мире нет. Это говорят те, кто знает русский язык и другие переводы. Я привожу по синодальному переводу эти места. Рим.1:23-24 – «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». Вот такое подобие и это во всём мире. Избирают кого-то где-то постепенно, как Премудрый Соломон в книге Премудрости, хотя это не каноническая книга, говорит: «В скорбях об утерянном сыне повелитель делает образ, это делается обычаем и наконец провозглашают божеством» – вот как рождались новые боги. Рим.8:29 – «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» – по образу и подобию. Тем предопределил – нельзя быть в образе Божьем, кого он не избрал, не предопределил. Где эти молитвы сегодня: «Господи, соверши предопределение мне». Тот, кто слышит, имеет доступ к синоду, скажите: «Вы заседаете, включите то, что необходимо». Сегодня два вопроса: первый – рождение свыше намертво исчез; и водительство Духом Святым. Два вопроса и ты на небе. Два вопроса. Почему они затёрты, забыты? Я говорю, что как по заезженной колее всё идёт. Тебе дают ключи Царства Небесного. Католики ухватились за это – примат папства. Выше папы никого нет. У него звание половина листа занимает только и наместник Бога на земле. А почему не берёте то, что никому из апостолов Христос не говорил: «Ты сатана, отойди от меня». Эти же слова Христос говорит, когда сатана приступал к Нему, строчка в строчку, буква в букву, кого назвал? – Верховного апостола. А почему? Причина: «Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мрк. 8:33). А мы говорим: «Мне человеческое ничто не чуждо». «Так оно сатанинское потому и не чуждо». По природе душа языческая, она легко это хватает, берёт, этому же научаются дети, глядя на нас. А по природе то, если человек заражён болезнью, она может передаться ребёнку в утробе матери, а вера передаётся только через то, что ты сам будешь. Нельзя родиться христианином от христианки. Хотя апостол Павел говорит: «Вера, которая обитала в бабке Евнике, матери Лаиде, она и в тебе». То есть она пришла через воспитание Тимофея, ближайшего друга и сподвижника святого апостола Павла. И мы произносим – святого апостола Павла. Дальше рассудим, откуда взялись, есть такая степень сравнения с чем-то и превосходная степень. «Хорошо», у тебя хорошо получилось, сравнение «у тебя лучше», а это «наилучший». И вдруг это всё появляется в том, что неприкосновенно. «Бог Свят» и нигде больше мы не читаем, что Он святее чего-то. И вдруг к человеку присваивается это имя «святейший». Святая Библия вообще об этом не говорит. Откуда? Слово «святейший» встречается только два раза во святой Библии. В послании Иуды написано: «Назидая себя на святейшей вере вашей» (Иуд.1:20). А какая вера? «Подвизайтесь единодушно за веру евангельскую» – это апостол Павел увещает филиппийцам, но мы присваиваем всё себе, иначе смысла нет читать. Фил.2:7 – «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». То есть, подобие наше сохранить, вернуть. Он Сам сходит на землю. Через чрево Девы Марии Дух Святой зачинает и рождается Он, подобный нам. Такие же глаза, всё так же. Он ничем не отличался от нас, Христос, кроме греха, как апостол Павел говорит. И теперь на этот образ мы можем смотреть. Там непонятно, Адам какой. Сколько он в раю был с Евой: час, месяц, год? Но, судя по всему, срок этот был небольшой, потому что нашёлся другой собеседник, который увлёк её. Нам не понятны Божьи свойства. Адам пал, и пусть пал, его…, а при чём тут я? Написано: «в Адаме все умирают» – 100 миллиардов гробов: войны, эпидемии, цунами. Все последствия греха того плода, который сорван. «Да что Бог — это чудище какое-то, уничтожает?». «А вот за эти слова ты и ответишь» – задают люди вопрос, которые не верят в Бога. «Бог Свят и умерщвляя людей потопом, Он показал любовь свою», говорит Иоанн Златоуст. «Смерть в водах самая лёгкая, а самая тяжёлая от голода», сказал святой Иоанн Златоуст. «Святой», мы не добавляем «святейший», никаких слов больше нет. Даже святую Библию беря в руки мы говорим: «святая Библия. Holy Bible», ничего больше нет. А попробуйте сегодня от человека отнимите, да мало ещё «Святейшее Святейшество» всё с большой буквы. Я и назову, но он должен осознавать, что это не соответствует действительности. Превосходной степени ты не можешь быть выше Бога. Сотворили подобного человека. А разве патриархи в аду не будут, епископы не будут? Иоанн Златоуст говорит: «Никого не боюсь, одних епископов». Епископам есть о чём подумать? То есть они при каждой встрече, находя молитвенников, должны просить: «Только не забывайте меня в молитве, как трудно мне спастись». Я встречаюсь с мирскими людьми, где только ни бываю. У нас момент был в этом году, что 21 сентября, может на число одно ошибаюсь, будет здесь на Алтае патриарх Кирилл Московского патриархата первосвятитель. И мы услышали про это и написали туда. И удивительное дело, обычно епархия любая, это как могила. Туда сколько ни пиши, я 50 лет писал, мёртвое дело, ответа ни одного нет, ни от одного патриарха. А сколько я писал, о какой беде. А сейчас патриарх открытый, говорит приехал с Востока: «Духовные развалины – состояние Церкви». Могло быть иначе, если бы услышали голос Божий. И вот он, патриарх, приезжает сюда. А почему его не пригласить? Мы его любим, мы желаем быть полезными ему. Я написал: «Тут возможность Вам будет взглянуть на небо, побудете среди избранных и святых. А снайперов-то, охрану вашу, можно на каждой крыше посадить. Мы никого не боимся, выходим ночью, гуляем. Вас никто не тронет, это место освящённое». И удивительное дело, Патриархия сразу же отреагировала и ответила: «Действительно, это Игнатий Тихонович пишет нам, кто я такой, откуда? Подтвердите документально, на документе, по форме». Мы за ночь всё составили, с печатью отослали. Ещё более удивительно, через два часа они уже ответили: «Он не свободен, я добавляю свои слова, у него там побыть, освятить храм и до свидания». А зачем прилетать? Тут свой митрополит, он освятил бы. Ему главное – должна быть встреча с народом. То есть патриарх сегодня – это не апостол. Апостол как? Проповедовал, Дионисий обратился. Лидия, торгующая багряницей, киоскёрша обыкновенная, и она убедила зайти к ней. Самаряне убедили, он вернулся к ним. Это невозможно. А возможно ли вернуться? Возможно. Зачем думать, что везде его только поджидают убить? От его убийства ничего не изменится. Каждый епископом сегодня может стать? Да и новых может сто рукоположить в один день и все они готовы стать патриархами, хотя внешне будут говорить: «Ничесоже вопреки глаголю». А иные с чемоданом денег ищут этого рукоположения. Образ Божий сохраняется там, где полное доверие Богу. Свобода там, где ты освободился от всего, что тяготеет. Почему Господь и сказал: «а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:» (1Кор.7:33). Замужней о мирском: «Как угодить?» А ты добавляй: «Никогда не угодишь». А незамужней, не потому что свободный и может спать долго в выходные, а то, что он заботится о Божьем, спешит на помощь к многодетным, к нуждающимся, к государственным деятелям. Не бойся, ничего не случится. И в конце жизни оглянешься и скажешь: «Благословен Господь, что Духом Святым коснулся моего сердца в тот памятный день, когда я узнал, что я сотворён по образу Божию, который был запачкан. Я хочу быть подобным Ему». Втор.7:8 – «Но потому, что любит вас Господь, вывел вас Господь рукою крепкою, и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона.» Бог нас любит. Я могу свидетельствовать в своей жизни. Не было ни одной у меня молитвы, когда Господь бы сказал: «Не желаю слушать тебя, отойди окаянный». Я сразу говорю: «Да, окаянный, со всем соглашаюсь, но благослови, Господи, ума не хватает, ни силы». И откуда что получается? Совершенно невероятные вещи делает Бог. Другие не верят: «Не может быть». На это я вспоминаю Григория Нисского: «Люди верят сегодня только в то, что сами могут сотворить». Когда он рассказывал чудеса, бывшие с его святой сестрой Макриной. Ин.8:32 – «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Евангелие от Ин.14:6 говорит: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.». Любая дорога напоминает о Христе. Путь и истина. Вне Христа не может быть истины. Ищут национальную идею объединяющую. Мне приходилось быть на разных конгрессах, там даже лауреат Нобелевской премии был. «Ну как плохо, сегодня нет идеи, нет лозунга, который объединил бы русскую нацию». Я говорю: «Она есть». «И вы знаете её?». «Знаю и могу сказать, четыре слова – “Дети, воспитанные во Христе”. Всё меняется в государстве. Ни взяток не будет, ни коррупции, ни оборотней в милиции, ни поддельных священников. Ничего не будет – будет святость. Царствие Божие приблизится вплотную». Ин.8:33 – «Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?». Сегодня я буду говорить, что патриарх не свободен, епископ в меньшей степени, а священник ещё когда-то может побольше себе позволить. А тут всё регламенты, показы. Может он порвать эти путы? Может. Кое-каких льгот лишится. Сказать: «Я хочу быть, конкретно, в Потеряевке». Ещё он не был на Алтае, ещё приедет. И Бог бы сотворил это чудо. И я заранее вам скажу, что мы молимся очень, просим Бога. Хотя ответ дали уже отрицательный, но Бог силен. Итак, «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Я не хочу быть рабом, как в фильме «Иеремия». А Иеремия говорит: «Ты уже раб. Ты уже делаешь то, что тебя просят подчинённые, ты не свободен. И поэтому дела раба будете делать». Какие самые уничижительные. Цари иногда не хотели никого слушать, но их пленили. И другой царь, такой как Артаксеркс, заставляет царя, которому пальцы отрубили, склоняться на колени каждый раз, когда он садится на коня – подставка. Кажется: «А есть как?» «Под моим столом, всё время, каждым обедом моим собирай крошки». Так делает Бог. Это случилось с Россией. Помазанник взят, посажен в яму, расстрелян. И церковь в конечном результате отреклась и от царя, а уж потом канонизируют. И когда царь отрёкся, какие поздравления епископы послали временному правительству, то есть были не вместе, но вместе душили свободу. Святую Библию переводят в 1876 году впервые, да и то, кто её имел-то. Её сектанты и расхватали. У православных перекупили. Не знали Слова Божия. После крещения Русь 888 лет жила без света святой Библии. Мф.6:24 – «Никто не может служить двум господам». Пс.137:2 – «Слово Твоё возвеличил Господь, оно превыше всякого имени». У Него столько имен: Пастырь, Искупитель, Зиждитель, но «Слово Его превыше всякого имени». Пятьсот имён, но слово «святая Библия» выше всего этого. Это и говорит Псалмопевец Давид Духом Святым. Как превыше? А потому, что всё в этом. Всё заключается в Слове Божьем. Ты узнаешь Его имена, узнаешь, каким ты должен быть. К Еф.1:21 об этом же говорит Прем.18:16. Что означает слово? Когда Бог посылает слово, оно несёт смерть. Написано: «Касается неба и ходит по земле». Это речь шла об Египетских казнях. Но оно не потеряло силу, оно и сегодня такое-же. Почему так противоречат люди Слову Божию? Мне пришлось быть в тесных обстоятельствах, но Бог всегда давал мне святую Библию или Новый Завет с Псалтирью. Когда говоришь, даже не все верят. Я говорил с исповедниками, со священниками, которые сидели: «Этого не может быть» – «Может быть». Прит.16:7 – «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним». Следователю отвечаю: «Ни одного слова не услышите, пока Евангелие не будет лежать передо мною». И всё. Он два раза пришёл, вернулся ни с чем, а задание другое. Власти дали указание, пошёл в КГБ, сказали: «Дайте ему святую Библию. Мы должны знать». Поверьте, я могу дать совет кое в чём – Свободу добыть можно, даже сегодня, но, может быть, кое-что придётся оставить. К Гал.4:26 – «А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам». Мы идём в страну свободы и туда идёт только подобное. «За смертью покаяния нет. – говорит Иоанн Златоуст - Явимся с тем, что есть». Вот мы сегодня считаем себя облагодетельствуемыми в буквальном смысле, что приехал к нам митрополит, приехали священники, мы помолились, мы могли и без них помолиться, но это торжественнее. А далее беседа ещё будет, кое-что ещё мы услышим, что-то можем передать. Может быть наш митрополит, называю наш митрополит, Сергий, патриарху шепнёт потихоньку на ухо: «Владыка, вас ждут и любят в таком месте, где вы ни разу не были. А что в Барнауле, таких мест где угодно за границей найдёте. А вот такое – место, где только птицы да животные бегают вокруг и несколько людей собрались, которые знают, что такое Бог, Священное Писание». А нам есть о чём будет поговорить. И кто слышит это, ещё раз помолитесь. Патриарх может изменить график. Упёрся бы сейчас, сказал: «Не поеду» и все отступились бы, сразу бы позвонили правителю: «Что делать?». Я знаю, что они близкие, сказал бы: «Сделайте, как скажут, поставьте охрану, ничего не случится». Глядишь, и правитель бы услышал. Я настаиваю на этом. К Гал.5:1;13 – «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»; «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.» Сегодня слово «любовь» говорит совсем не о том людям, понимает разврат. Дали свободу, перестройка, и что из этого получилось? Всё бросили на то, чтобы развратить молодежь и валеология, и какие-то курсы, и в школе что делают от молодых ногтей. А есть возможность сохранить? Можно. Я знаю в городах многие не стали давать детей в школу. По полной программе учатся на дому. В день экзамена пришли, сдали и всё. Они сохранили детей своих. Я могу называть их по именам, очень известные, всемирно известные люди, известные даже президенту, и никаких претензий нет. На паспорт не разрешали сфотографироваться в платке – мусульмане отвоевали нам это право. Сегодня любая женщина может на паспорте быть с платком, прикрытая головным убором, как положено. Бери доброе отовсюду, живи в свободе. 2Тим.2:26 – «Чтобы они (эти люди) освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». Нам кажется, ну тут уступить немножко, там. А вот антихрист придёт, мы врежем ему тогда, а уже нечего врезать, уже давно-давно 666 перед тобой стоит, и ты молишься неизвестно кому. Ты знай Слово Божие, стой твёрдо, малозначащее не спорь. Ученики христовы не спорили. Они возвещали истину. Спорит тот, кто ничего не знает. Я 61 год миссионерствую, имею что показать и скажу, что спорить никогда не надо. Нас Бог не послал, а написано: «Возвести истину». Знающий истину не спорит, а возвещает. Один раз, два раза и отойди, не сей семя не на той почве. А почему люди не хотят слушать, написано Дан.5:21 – «и отлучён был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою». Вот оно подобие. Я вышел, посмотрел, стоят небоскрёбы, такие здания красивые: «Я, мой разум, мои архитекторы». И Бог сразу отнял разум: «Будешь с животными на коленях». И всё выгнали царя и ходил, и бродил. Вы знаете, о ком речь идёт. И прошло столько-то времён над ним, и он вернулся, и тогда осознал, и воздал славу Богу. Лк.20:35 – «А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят». Имеющий жену, будьте как не имеющие. То есть апостол Павел не ограничивает. «Женишься – не согрешишь. Но! такие люди будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» уже свободы не будет. Почему в песнопениях даже поёт: «Я как ласточка свободная была, на свою беду, тебя я повстречала». Вот как идёт, но, если уже оказалось здесь, это не золото-серебро, приложи все силы, чтобы оправдать это звание. 1Тим.2:15 – «Спасётся через чадородие, если пребудет в вере». И дальше перечисляется «в милосердии, в любви и воспитала детей». Иак.3:9 – «Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию.» А почему нельзя, если он заслужил того? Пророк-псалмопевец Давид говорит: «Сказал безумец в сердце своём: “нет Бога”» (Пс.13:1) Христос называл их: «Змеи, порождения ехиднины» (Мф.23:33). Значит надо знать где сказать, употребить эти слова, но далее уже Господь покажет, какую силу имеют эти слова, чтобы не было препятствия в молитвах, 1Пет.1:7. Вот почему надо жить с женою в мире – дабы не было препятствий в молитвах. А где молитвы нет, там вопрос вообще не стоит. Там пророки не выпускали меч из своих рук. К Рим.6:5 – «Ибо если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» вот это «Отче наш». В «Отче наш», я нашёл, всё заложено, абсолютно, что есть в святой Библии. Мы должны признать Отец наш. Сразу вопрос: «А если Он Отец, а какой я ребёнок, я Его дитё?» А сегодня отцы, везде отцы. Отцовство, настоящее, духовное только рождение от Слова Божия. Апостол Павел говорит: «Я родил вас во Христе Иисусе» я, которые отступили галаты, он – я в муках рождения, в муках снова». Кто из священников сегодня может сказать? А если этого нет, по совести скажи тебя называют чужим именем, ты не отец. Ты, может быть, настоятель храма, ты, может быть, даже проповедник, но, если души нигде не обращаются кого ты родил? Покажи. «Я отец» – женился, детей нет, муж и жена, но отцом тебя никто не назовёт. Апостол Павел был не женатый и был отцом для многих, вся вселенная склонилась перед ним. Если всё это взять, свободным разумом проникнуть, то уже будешь думать. Я тебя назову «отцом», но ты-то должен понимать, я не противодействую тому, что принято у нас, я православный, принял всё, но за этим «всё» у меня ещё есть своя мысль, моя личная. Я молюсь: «Господи, положи им на сердце, отцам, трудиться, проповедовать, чтобы они оправдали это святое имя. Епископ-Владыка, положи ему на сердце, чтобы он был именно Владыка, чтобы не боялся мирским властям говорить, не боялся сказать истину в глаза предержащим века сего сказать, не боялся потерять благоволение, “не дадут храмы строить”, они не нужны». Вот патриарх, если бы приехал сюда. «Если бы», мне это задавали в университетах, где я вёл занятия: «Что бы вы сделали? Вы говорите, обличаете», «Первое, прекратить строительство храмов. Ни 200, ни одного. Заморозить все стройки. Первым делом выйти из долгов, у кого брали под кредиты, всё. Строится тот только, у кого есть деньги своей общины построиться. Далее: открыть сразу же свои печатни, дешевле будет. Заполнить страну «Новыми заветами» крупным шрифтом, с картинками, с иллюстрациями это второе. Третье, тысячи училищ открыть, в один день можно. Начать учить народ». Я говорю о том, что «если». Я этим живу, я всё время молюсь об этом, но даст ли это Бог увидеть при моей жизни, не знаю. Исх.7:1 – «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком.» «Богом» с большой буквы – это вещь вообще невероятная и мы не можем менять. Написано в святой Библии, как, то есть: «Тогда, когда ты говоришь по правде, к тебе будут обращаться даже не как к пророку, а вопрошать как самого Бога». Спрашивают: «Ну вот у вас опыт, а как лучше, давать просто в своём изложении или читать?». Отвечаю – «Только читать, а потом разъяснить». У меня было в камере там, и преподаватель космонавтов сидел. «Что бумага терпит всё» я своё. Уже на третий день он мне говорит: «А что там у Вас в книге написано?» А дальше теперь каждый день пошли занятия по два часа. С двух этажей охранники будут слушать. То есть слово Божие живо и действенно. Оно касается каждого сердца, кто бы он ни был. Деян.14:11 – «Говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.» Люди боготворят очень легко, только готовились к победе и тут же… Ты должен это разрушить. Апостол Павел бросился в толпу: «Что вы делаете? Мы тоже человеки. Богу поклонитесь, которым всё это сотворил» (Деян.14:15). А тут принимается слава иногда человеком, как будто он в самом деле этого достоин. Ин.10:34 – «Я сказал: вы боги». Он назвал богами тех, которым было Слово Божие и не может нарушиться Писание. Даже богами называет людей неверующих, потому что они руководители, но «бог» с маленькой буквы. И мы должны людям показать, что: «Ты в названии-то бог, а на самом-то деле есть такие кавычки». В святой Библии нет кавычек, оно даёт размышления тебе. 2Пет.2:19 – «Эти люди обещают вам свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побеждён, тот тому и раб.» Тление. От тления никто не избежал. Его могут вымачивать в разных мудрых растворах 80 лет и боятся похоронить, потому что он тлеет, всё время портится. Бог заложил. И не могут понять: «Почему? Когда ни одного микроба тлетворного уже нет. Всё пропитано». Бог заложил! Бог заложил, и там тленная смерть, она таится, и она найдёт. Всё нормально, живёт человек, раз умер. Почему? Предел положил Бог. Но если он был в свободе, истинная свобода «Ныне отпущаеши раба Твоего». Находясь на земле, мы обременены этим телом, и оно нас заставляет подлаживаться под многое, что нам не нравится, а вот этого не должно быть. Лучше отступись, положи диплом, пойди на простую работу, но добейся того, чтобы свобода перед тобой сияла каждый день. «К свободе призваны вы, братья» (Гал.5:13). Истина делает нас свободными поставь эту задачу. И жена может быть свободной, свободной от притязания на её власть. А у нас так, написала даже Патриархия письмо батюшке нашему, так большую букву, «Ваше Преподобие, Высокопреподобие». Что это такое? Подобие должно быть, а преподобие нет, а тут ещё и высокопреподобие, то есть это уже выше Папы Римского, а он поди и знать не знает какой он есть. Вот это название «Царь, сиятельство, князь…» там ещё что-то и добавляет, и добавляет всё время то, а у нас звание только одно – христианин. И Эпиктета, когда призвали на допрос, он сказал ученику своему: «Давай отвечать одно “Кто вы такие?” – “Христиане”, “Как твоё имя?” – “Христианин”, “Где живёте?” – “Христианин”». Ну любой скажет: «Нормально или нет?» – Самое нормальное. «Не заботься о чём говорить» (Мк.13:11). Они не знали о чём говорить, но этим было сказано всё. Когда спросили таких: «Ну вам же давали жертву?». А слуга говорит: «Они всегда собакам выбрасывали». Ах, вот как? То есть это можно избежать, даже принять жертву, всё выкинули. Хорошо, я исполняю, что требуется, соблюдаю все правила. Я его назову, поздороваюсь. Но внутри я христианин, я должен чётко видеть эту грань. К свободе призвал нас Господь. Ещё несколько моментов. Апостол Павел напоминает нам, я читаю для того, чтобы могли посмотреть, говорит: Деян.6:1– «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.» Кормить людей, в столовой. Ну кто, какие качества поставь, так кого ни ставь воровать будет, всё равно уворует, хоть кусок хлеба. А он говорит: «Изведанных вере, исполненных Духом Святым» (Деян.6:3). И они поставили эту задачу и избрали людей, чтобы поровну делить. Оказывается, и там нужно изведанных Духом Святым. А у нас Патриарха избирают, и главное, чтобы было высшее образование. Тут они стремятся в академию. Хорошо, там доктор богословия, всё лечит, чего они там доктора богословия, его и лечить не надо. Если он бог ослов, то ослам и проповедуй. «А что делать?» Изведанных Духа Святого. «А кто будет изведывать?» – Если такой вопрос задан, значит закрывай лавочку, как говорится. Неужели во всей патриархии нет людей, которые могли бы понять, в Духе Святом это действует или нет? «Чтобы было не меньше 25 лет канцелярской работы, там ещё что-то, управления». Тогда под эту статью не попал бы ни один апостол сегодня. Я просто даю намётку, о чём молиться. Чтобы следующее избрание произошло в Духе Святом. Я не против. Всякую честь окажем Патриарху, но донесите это до них, что «избрание» – это не лучшее. Что мы ещё находим? Научиться Слово Божие исследовать. Павел говорит, исследуйте самих себя.
1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя». «А я святую Библию прочитал». «Прочитать ты прочитал…» Иоанн Златоуст, читая Деяния Апостолов заголовок – 6 проповедей полновесных. Златоустом, я его начитывал, в среднем он приводит 50 мест из Священного Писания. 50 ссылок в одной проповеди, да кто сегодня это будет говорить? Это даже ни один сектант не скажет. Сразу утомились, уснули. Всё, Слово Божие будет скучно им. Я говорю, что Слово Его превыше всякого имени. По образу Его сотворённые мы. И написано: Ис.6:1 – «В год смерти царя Озии видел я Господа Высокого Превознесённого, сидящего на престоле. И там Херувимы, Серафимы восклицали: Свят, Свят, Свят.» Вот это берут, а в год смерти царя Озии – его никто не толкует. Я впервые нашёл у Иоанна Златоуста шесть проповедей. О чём можно говорить? А ты почитай сначала. Когда я читал, конспектировал, начитывал, я прекращал читать, выбегал на крыльцо, и хотелось крикнуть: «Слушайте, а жили в таком месте, ни до кого не докричишься, послушайте, что Бог открыл». Потому что в это время царь Озия согрешил. Делал не то, что должно. Взялся за священническое дело кадило. Бог покрыл его проказой – это сектантство всё попадает под эту проказу: Дафан, Авирон и Корей. Им это не дано, у них нет рукоположения истинного. Смысл-то вот в чём. Они этого не понимают. А прокажённый, где должен быть? За пределами города, но царя не выгонишь, ему отдельно построили и дали дом. И Бог отнял пророчество от всей страны и от пророка Исаии не изошло ни одного слова. Может быть, отчего у нас сегодня нет ни пророков настоящих, ни вдохновения. Начни эту конюшню Авдиеву чистить, начни хотя бы мысленно, потом кому-то скажи от кого зависит. В год смерти царя, Озия умер, и Бог сразу заговорил. Открылась возможность. Но это Бог! Бог не придирается, это истинно так. Иногда говорят: «Бог всемогущий». Я говорю: «Он всё может?» – «Всё». Я говорю: «Не всё». Не всё. В святой Библии написано: «Бог не может отречься Самого себя», не может. Бог не лжёт. Всякая ложь от сатаны. Бог многого не может, что нам свойственно, но Бог не может ещё и прощать грехи за так. Людям нужно главное сказать: «Подобие его». «А как так?» – «Да так: “возмездие за грех – смерть”» (Рим.6:23). И поэтому за каждый грех, за каждого человека Он умер, и Отец Небесный не простил ни одному человеку вне Христа. Этого не было и быть не может – это Его свойство. «Возмездие за грех –смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе». Господь напоминает людям, чтобы мы эту свободу, дарованную им в крещении, хранили. Мы перед крещением составили маленькие вопросы, кто приезжает креститься: «Получил ли ты свободу?» Когда я это писал, у меня таких размышлений тогда ещё не было. Я скажу, какая глубина в Священном Писании. Я вёл занятия в разных университетах, в одном только 18 лет, и вступительное слово я всегда начинал после пения «Царю Небесный». Теперь, когда один записывал и оказалось, я сказал 60 проповедей растолковывая эту молитву. Почему? – Да моего там ничего не было, я брал из святых отцов, святые отцы брали из Слова Божия. Да поможет нам Господь вернуть подобие Божие, служить Ему в подобии Его и в конце жизни сказать: «Благословен Господь, который наделил меня Духом Святым», о чём так ратовал Серафим Саровский – стяжание Духа Святого. Аминь.