размер шрифта

Поиск по сайту




«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Евр.2:14

Вот в этом было пророчество о бессеменном зачатии. И приоритет отдаётся уже земному, Матери Божьей. Отец её, мать были неплодными. Для нас нужды нет – есть дети или нет детей. А тогда не так было. Иоаким, муж Анны, отец Девы Марии, уйдя, много плакал, плакал и постился, конечно. Т.е. речь шла о посте, о приоритете духа перед зачатием Её. И далее Её биография. Она постоянно была, Преблагословенная Приснодева Мария, в посте и молитве, пребывала в трудах, в рукоделье. Пост охватывал Её со всех сторон. И далее, когда она услышала чудную весть благовещенья – этот праздник называется главизной всех праздников, это момент зачатия Христа. Благовещенье – это тот день, когда было зачатие, 7 апреля. Ровно через 9 месяцев, 7 января – Рождество Христа. Тут легко уже высчитывать. А ещё на 6 месяцев раньше, 7 июля рождение Иоанна Крестителя.

Христу пост не нужен, Он - Бог. Но Он оставил пример. Перед выходом на проповедь Он 40 дней постился. В первоапостольской церкви, в 69 апостольском правиле, говорится о четыредесятнице – так называется Великий пост. И о среде и пятнице. Никаких других постов церковь апостольская не знала. Об остальных постах упоминание идёт только с 4 века. И когда у меня спрашивают, как я отношусь к постам, какие сейчас указаны в наших календарях на весь год, то я считаю, что посты эти не нужны сегодня. Такой ослабленный человек, тем более в холодном климате. Кто хочет, пусть исполняет по-прежнему, постится, но это только по желанию. Но оставить четыредесятницу, среду и пятницу, как установили Апостолы, как было первые 4 века. Это моё личное мнение. Не настаиваю я на этом.

Но, общаясь с детьми, с лагерем я вижу, как дети страдают от этого поста. Страдают и не возвышаются. Я буду говорить об этом всегда: возврат к первоапостольскому, – значит не только в проповеди, но и к тому, как было всё в тогдашней церкви. Мы к этому привыкли, и я точнейше стараюсь исполнять все посты. Не положено растительное масло в пятницу, значит, никогда на это и не покушайтесь. Почему? Здесь на первом месте стоит послушание. Послушание церкви.

Очень хорошо о посте говорит Феофан Затворник. Под разными причинами люди отказываются. Одни говорят, как баптисты и прочие сектанты, что я поститься буду, когда будет нужда. Нужда у меня – мы объявим пост. Хорошо как будто бы, но ты не постишься, когда в церкви пост. Если будешь вне церкви, тогда да; еретики это могут говорить, но ты этого не можешь говорить, пока находишься в церкви. Далее начинает говорить: – А зачем он нужен? – Так церковь определила, для чего и сегодня я вам объясняю. – У меня болезни. – Какие? Начинает перечислять. Когда Мотовилов спросил Серафима Саровского: «Разве нельзя ради гастрита и других болезней не поститься?» – У святых была еда – хлеб, да вода. И жили больше 100 лет. Успокой, чадо, свою плоть и ты увидишь, как приятно тебе будет, какой запах от тебя пойдёт. Очень не просто. И когда таких, говорит Феофан, найдёшь, которым действительно нельзя поститься, а им разрешается вино и елей, то их так мало, что о них и разговаривать не надо.

«Для успокоения совести твердят: «Я другим способом возмещу опущение поста», – или: «Мне пост вреден», – или: «Я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты». Но первое извинение неуместно, потому что ещё никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее так же неуместно, потому что Церковь – одно тело, и желание обособиться в ней от других противно её устроению. Удалить себя от об­щих установлений Церкви можно только вы­ходом из неё, а член её не может так гово­рить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, пост необязателен для тех, на которых постное действует разру­шительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых до­бросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить. Останется один резон – нежелание. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад – хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда», – говорит Феофан Затворник.

Если постились святые, выходя на труд свой, тем более нам, выходя каждый день из дома. Хотя и пища была хорошая, от этого нужно воздержаться, там не смотреть, здесь отойти – это всё называется пост. Подлинное назначение поста – усмирение плоти. Это означает воздержание. Воздержание от чего? От соития плотского, от злого слова, больше времени уделить молитве. Христос не нуждался, но постился. Повторяю, для нас явный был пример. Но мы главный пост держим в четыредесятницу, самый строгий день в году – это пятница, распятие Сына Божия, как Он пришёл и умер за нас. Бог не мог умереть, потому что Он есть дух, у Него нет плоти. Поэтому Он сошёл в Деву Марию Духом Святым и родился так,

Евр.2:14 – «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».

Поэтому любой пост всегда должен упираться в пятницу. И наша община названа Крестовоздвиженской. Когда царица Елена, мать Константина, великого императора, объявившего христианство государственной религией в 313 году после рождества Христова, нашла крест в 326 году, то патриарх Макарий воздвигал его над толпой народа; люди падали и кричали: «Господи, помилуй!». Этот день объявлен постным – 27 сентября. Событие сие произошло – установление празднования, не в честь креста, а в честь окончания строительства и освящения храма на месте гроба Господня – в 335 году. Это наш престольный праздник, когда мы снова памятью и желудком возвращаемся к пятнице, к Великой пятнице. В году мало таких дней, чтобы прямо указывали на крестное распятие Иисуса Христа. Поэтому наша община как бы находится под тенью креста, по своему названию, и под тенью поста. И пусть нас Господь научит правильно поститься, чтобы в посте у нас всегда была прославлена жертва Иисуса Христа.

Иоан.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»,

– и мой грех, и всюду и везде людям возвещайте о Его любви. Аминь

Список всех проповедей

301

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: