размер шрифта

Поиск по сайту




Пост нужен

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Пс.102:2

Пс.102:2 – «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его».

В прошлый раз мы беседовали о том, что значит благословлять, говорить хорошо, прославлять; а далее говорится: «душа моя, Господа». Вот здесь нужно рассмотреть, откуда взялась эта душа? Повторяю, когда нас спрашивают безбожники, что первично – дух или материя, мы хотим уточнить: в каком, – во вселенском масштабе, или о человеке речь идёт? Во вселенском – первичен Бог.

Иоан.1:1 – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Прит.8:26 – «когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной».

Быт.1:2 – «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Иоан.1:3 – «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

А в отношении человека первична материя.

Быт.2:7 – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Человек дуалистичен, т.е. двойствен. У него есть тело и душа. И что будет избрано каждым, добровольно и свободно – от этого зависит будущность. Этот вопрос и стоял в раю. Но уже стояла грозная будочка, скажем, пост. Я буду говорить о посте и хочу показать многозначимость этого слова. Вы знаете, есть пост, ограждение – на границах ставят. И у нас какой-то пост. Вот это предупреждение, эта будочка постовая, где стоял часовой, уже была поставлена в раю. Господь сказал: не вкушай. Всё можно делать, но не вкушай. Вот одно дерево, обведи вокруг него особую зону, очерти её, не вкушай. И когда Ева была сотворена, Адам сказал ей: даже пальцем не прикасайся. Видимо, она подумала, что есть нельзя, а прикоснуться можно. И не притрагивайся. Слово «не притрагивайся», впервые встречается, когда Адам разговаривает уже с Евой. Но Бог ему не говорил – не притрагивайся.

Быт.3:3 – «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

Значит, ограда усиливается. И вот этот пост, «воздержание» переводится – был дан в раю. Всё можно есть, а этого есть нельзя. Пост не только полное воздержание, но и частичное. Так назовём: частичный пост. Происхождение поста имеет райское основание. Почему? Потому, что плоть и душа настолько тесно связаны, что, наказывая одно, мы врачуем или наказываем другое. Почему написано:

Сир.30:1 – «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им».

Зачем? Причина, говорит Златоуст, одна – когда мы наказываем тело, мы останавливаем душу от безумных и бездумных поступков его. Дитя начинает плакать, останавливаться. Когда мы болеем, какими кроткими, тихими делаемся, умильными. Какие у нас появляются слёзы покаяния, особенно когда на операции находимся или в узы нас упрячут. Вот тут наша плоть начинает стонать. Так же она стонет, когда пост: не могу, умру, болезни, ослабею, упаду, замотает где-то в станок. Святые советуют простым и грубым способом разговаривать с ней: «Врёшь, обманщица! Мало ешь, мало пей – здоровым будешь». Сама себе наговаривай так.

Когда Бог сотворил человека и научил его славить, то сразу показал господство души. Желание есть, но ты его укроти. Не вкушать – это плоть, не душа же с дерева срывала то, а рука; но душа могла поставить эту преграду. И в дальнейшем, во всей жизни человеческого общества, истории человечества, всё время будет идти борьба, что на первом месте стоять будет: душа или тело? Златоуст говорит, что на колеснице сидят двое – душа и тело. Или ты в небо направишь её, как огненную колесницу, как Илия, потому что он духом покорил плоть свою, или плоть командует, рулит этой упряжкой – колесница унесётся в ад. Когда будет главной плоть, там руководительницами закрепятся: бессоветие и непослушание. «Я сам всё знаю! Да что вы мне указываете?» Едва только такой обратится, ещё Священное Писание не знает, а уже начинает командовать. «А я сам знаю!» Вот здесь душа уже полностью покорена прихоти плоти. Что-то сказали, где-то насмеялись над ней – обидно: «сейчас вся страна будет знать, пойдёшь обо мне говорить».

Если ты стремишься к святости, ты будешь искать этого самого уничижения. Мне каждый день почти приносят: там я кого-то испинал на днях ногами, там что-то я ещё вроде бы худое сделал. Да только делов-то. Говорят, что живу за счёт вас, обдираю всех. «Говорят..» –значит у них больше нечем заниматься, пусть они говорят. Да прости им и не вмени. Это так, интересно. Но главное, что ты духовно принимаешь это с радостью или не с радостью. И если наша плоть поднимается со своими вожделениями, то если мы желаем встать на сторону души, то мы обязательно поймём, что её надо ослабить в дурных наклонностях, силах. А как её ослабить? Златоуст говорит, что город берём осадой. Как правило, перерезают доступ воды, доступ пищи и противник становится на колени. Усмири свою плоть, и ты увидишь небо. Так советовали Евдокия и Пелагия. Говорили, если ты желаешь спасения, ты начинай 7 дней не пить и не есть и ты увидишь ангела. Что интересно, Ангел всегда являлся через 7 дней. Положа руку на сердце, скажем, что немного из нас тех, которые не пили бы и не ели бы, ни крошки, ни капли в течение 7 дней. У меня была одна близкая знакомая, она всегда по семь дней постилась. Им говорил их наставник: у змея семиглавого – 7 голов, и ты руби их и восьмым днём поста прижигай. И она 8 дней не пила и не ела. Когда мы познакомились, ей уже 65 лет было, и я её на это дело не благословлял. Она приходила ко мне за благословением и считала меня очень близким человеком. «Вам возраст не позволяет, больше трёх дней нельзя». Сейчас идёт пост. А пост, святые говорят, это не только воздержание в пище, а это и ревность к добрым делам усилить надо. Если что-то где-то мы сэкономили, то всё это направить на помощь душе.

У молитвы есть крылья – это пост и милостыня. Одно крыло пост, значит, ослабить тело, а раз ослабили ту сторону, надо и вторую подровнять, она ослаблена лишним – нужно часть достояния скинуть на нуждающихся. Оно как бы балансировало, было создано так, что ничто никому не противоречило – вместе стояли, но когда усиливаем плоть - ослабевает душа. Представьте, что душа и тело вместе весят у нас 100 кг. Если там 50, то и там 50. А если только усилилась плоть, да ещё в габаритах и прочее, ясно, что в душе остаётся меньше, начинает прижимать её. А то, что появляется у нас где-то, на помощь нам пойдёт – это значит для души.

Благослови, душа моя, Господа. Обращение сразу к душе. Плотью мы прославляем Бога, когда что-то делаем. Поэтому из всех приборов, какие люди придумали, я считаю наиболее удобный для души – это телефон всё-таки. Постоянно нужно спрашивать, нужен я ещё или нет? Не считаете ли меня выбывшим из общины, не считаете ли меня умершим, ушедшим с земли? Вы думаете, что у меня сил нет, а я вот он какой. Святые постоянно искали, где употребить свои таланты. А как зарыть? И когда зарыть, этого никто не знает. Вот вчера мы работали. – А я не знал. – Почему ты не знал? Значит, ты не интересовался в течение недели, как приносить свои таланты. Да обличи сам себя этим. – У меня телефона нет. – У тебя много есть: жена, ребёнок. Это намного дороже телефона. На работе, везде можно подойти, бесплатно позвонить. Ты не узнал. – А у меня нужда была, я куда-то ходил. Значит своё «я», плоть на первом месте и показывает, что ты не постишься. Я тебя сразу разоблачу здесь. Не лукавь. Если бы ты искал для души, то во время поста искал бы, где применить свои таланты духовные, телесные, силу молодую, юность, задор. А написано:

Прит.20:29 – «Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина».

Те, которые не могли помочь где-то, сегодня крепко ударьте себя в совесть, в душу и скажите: я не мог, дай-ка я увеличу в то, которое есть вклад. Приближаемся к одному концу. Там будет подведена черта, что мы делали, как шли. И кто у нас во главе был – рабыня или госпожа. Рабыня – это плоть, госпожа – это душа.

И так, благослови, душа моя, Господа. Т.е. я благодарю Тебя, что сотворил меня, дал мне силы, дал крепость, дал уши.

Кто не был вчера вечером на богослужении, они, быть может, не узнают уже никогда, что такое духовное зрение и что такое слышать ушами, и почему в раю предпочтение отдавалось зрению, а сейчас только ушам. Всё время через уши Бог разговаривает и снова соединится зрение и слух только в раю. Этот вывод я сделал не из книг, а благодаря 40-летней практике. Как бы компиляцию всех святых отцов. Сегодня Бог разговаривает через уши.

И так, благослови, душа моя, Господа. Душа ваша, если внимательно будет слушать то, что здесь слышите, то в ней изменится что-то к тому, чтобы этот пост, назначение его возвысить душу, принёс нам великую пользу. Мы как стражники в той полосатой будке стоим и смотрим, чтобы ни один посторонний не прошёл через границу. Где граница? Граница недозволенного то, что запрещено в законе Божьем.

Пост усилить! Больше времени уделить книгам Священного Писания, творениям святых отцов. Мы стоим на страже своей души. А если не ты, то кто?

Сир.37:18 – «душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения».

Поэтому во время поста поменьше спать, поменьше дремания. Побольше труда, побольше молитвы. Это будет настоящий пост, а не просто так; пост, по-обычному, мы знаем, пришёл пост, положено так. Первомайские праздники мы уже отвели, теперь это. Ну и здесь отведём. Приедет батюшка, перечислим грехи ему, как на параде. Вышли, всё, теперь у нас уже заготовлена молочная пища – завтра конец Петровок. Это – ложное христианство. Истинное христианство – это огонь, это порыв и прорыв из этого мрака, которым окутал дьявол землю. И написано, что у нас идёт борьба. Вначале не было борьбы, никто её не знал. Но как только человек согрешил, сразу же была объявлена война дьяволу.

Быт.3:15 – «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Бог определил болевые точки; туда и нужно бить. И знай, что самое уязвимое место у тебя – пята – соединение с земным. И поэтому, чтобы усилить наши силы, мы должны ослабить плоть. Но не до такой степени, чтобы нельзя было поститься, молиться и трудиться. Но чтобы ты почувствовал, чтобы ты вздрогнул. Да, в раю поста этого не было, только лишь воздержание от одного древа. А здесь мне это нужно. Дьявол действует через все члены. Буйно реагируем, кто обо мне что сказал. Приходят, начинают выявлять, бесстыжими называют таких людей. Ты совершенно на путь христианства не становился. Ты наоборот – поблагодари Бога, – Златоуст говорит, – что если это не так, то поблагодари за намерение. Он говорил о тебе, а ты разберись сначала, с каким намерением он говорил – унизить тебя или поднять тебя, чтобы ты вздрогнул. Итак, благослови, душа моя, Господа. Аминь.

Список всех проповедей

296

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: