размер шрифта

Поиск по сайту




Престольный праздник свщмч. Анфима

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1

16.09.2017. Сегодня наша церковь отмечала память священномученика Анфима Никомидийского. Батюшка об этом говорил, что о нём мало знают. А почему? На слуху одни и те же жития: Серафима, Сергия.  Когда я начитывал все 12 томов, да ещё 2 тома настольной книги священнослужителя (это 1173 жития), это житие сразу выделяется из всех. В мировой истории за 2000 лет не было такого, чтобы так подготовить свою паству, что они земную жизнь ставили ни во что 2Кор.4:18 «...ибо видимое временное, а невидимое вечное». Он им день и ночь об этом говорил. И когда наступило время испытания, церковь оказалась у него на самом высоком уровне. Два удара последовало: первый сразу захватил в храме двадцать тысяч. Тысяч! Какие же это храмы были?! Все были сожжёны, ни один не пожелал выйти. Рядом стоит жертвенник. Мясо положи на жертвенник и иди домой –  тебе дадут справку, что ты принёс жертву во имя императора, такой-то богине. Ни один. Когда дело доходит до того, что враг рядом… А были люди, которые оглашенные, но ещё не крещённые (нужно было крестить). А в храме у них были баптистерии (большие бассейны). Так сейчас делают ступенькой: поднимаешься и дальше опускаешься по лестнице туда. Оказалось, что внутри храма несколько епископов тайных (никто не знал). Какое время? Время это приближается, мы совсем недалеко от этого. Были священники. Поэтому, если оглашение было до трёх лет, а некоторые подали только, может быть, заявление (как у нас), срок кончился, крещение кровью будет. И все люди должны были быть приготовлены. Началось массовое крещение. Сколько купелей было? Ничего не написано. Это житие выделяется особой строгостью жизни. Ничего земного у них, как будто не было. И Церковь его не знает. Не знает. К нам приезжают священнослужители, даже епископы, а они не могут выговорить: «Анфима, – и дальше путают, – Ни комедийского, Мадийского,» – какие слова произносят. Т. е. – не знают. Как можно не знать того, который является единственным (по сегодняшнему сказать, в книгу Гиннесса занесённым) –  чемпион чемпионов, герой героев. Не знают. И когда сидели за столом в синоде (митрополит Виталий, епископы), и я стал рассказывать житие, они смотрят на меня, как будто никогда не слышали. Я говорю о Русской Православной Зарубежной Церкви в синоде города Нью-Йорка, в Америке. Я подал прошение, чтобы наш храм был назван в честь его. Почему? Я ответил: «У нас есть детский лагерь-стан, ему уже двадцатый годик, с 1972 года (а я в 1992 приехал). И наш лагерь… Когда мы уезжали, там что было? Шалаши, всё сжигалось. Мы приезжали: там гвоздики, железки лежат. Мы становились на колени, плакали, просили Бога, чтобы Он не наказал этих хулителей, этих разрушителей. С первого дня начинали сразу же заботиться: где спать? Палаток было мало, строили шалаши. Сразу же в этот день шалаши были готовы. Нас сжигали и сжигали, но сожгли не всех. Там описывается житие Домны. Она ходила среди головёшек дымящихся и плакала: там были её подруги, сёстры. Все были сожжёны. Второй удар последовал позже – это 12 тысяч. Итого: 32 тысячи. Все взошли на небо. Казалось, город опустел. Столько было христиан. Когда императору сообщили об этом… Они выполняли указ: «Христиане, жертву не приносят. Это враги народа, враги отечества, они должны быть истреблены». Сказали: «Города опустеют». И тогда вышел новый указ: «Казнить только священников и епископов, а, которые поменьше, налагать штрафы, наказывать, бить палками, но не убивать. Иначе государство будет пустое». Христиане в своём большинстве уже показали великую мощь и силу, и терпение. Доклады поступали. Но воины есть? «Воины есть», – говорят. Первая проверка показала: 11 тысяч христиан с оружием в руках защищают отечество. Я по сей день не могу понять: как так? Первые века и Церковь участвовала, и очень массово участвовала, в захватнических войнах языческих императоров. Какое отечество, какая вера? Императоры – все гонители. И они там. Убивать можно, жертвы приносить нельзя. Т.е. есть уровень требований был очень низкий. Во время, когда шли военные учения, один воин размахнулся, и у него расстегнулась рубашка, и крест был виден. Тайное. «Ты что, христианин?» – «Да». Его казнят. Так же и Георгия Победоносца. Он был из гвардии, как сегодня сказали бы «Президентский полк». Его царь обольщает, предлагает…Т.е. он согласен служить, он полковник, по-нашему сказать, он с наградами (может быть был каким-то депутатом по тем временам). Жертвы приносить отказывается. Воевать можно, защищать можно. Я лично этого понять совершенно не могу. Ответ только нахожу – низкий уровень требований. Христиане – номинальные (по названию), но крепость была. И, видимо, в этом огненном страдании они получали прощение. Церковь так установила. Я ничего не опровергаю, просто рассматриваю всё во свете святой Библии. А почему у нас лагерь не назван в честь Климента Анкирского? Там другое. И тоже, такого епископа не было: он заботился о детях, остался сиротой, усыновила (по его просьбе) богатая христианка. Ему семь лет. Голод в Галатии. Детей выбрасывает, дети умирают, просто умирают на дорогах. Он стал их подбирать, кормить, приводить ко крещению (ребёнок). Далее он станет епископом, его арестуют. И он будет мучим, как ни один человек на земле. Берут его тело, а внизу (кверху остриями) пики, мечи. Мечи проходят через его органы, выходят с другой стороны наружу, и он живой. Это ни день, ни два…Десятилетие кончается, его из тюрьмы не выпускают. Умирает император, меняются наместники, епархии. Он остаётся в тюрьме. С ним вместе Агафангел был, диакон. За всю мировую историю столь длительных страданий никто не перенёс. И далее Дмитрий Ростовский, который написал это житие (видимо данные были такие), он говорит: «У него не было ничего своего – тела. Всё это новое, которое наросло (вырезали, а новое наросло), не было живого места. Наконец отпускают (кажется, 29 лет 11 месяцев). Его отпускают на свободу, он встречается с паствой, совершает литургию, и вдруг... Воины врываются в храм. Он на свободе. Ударяет его мечом, и голова (только чуть-чуть там на кожице была) пала прямо в алтаре на престол. Прочитав его житие, я понял: нам надо готовиться. Нужны примеры. Какой ещё больше пример? Один –  всю пасту подготовил: возвёл на небо, а этот –  больше всех страдал. И я, когда говорю о Клименте Анкирском… Вообще не знают, даже не слышали. Это уже наш уровень. Нельзя так. Возьмите…Как же называют? У нас Володи. Маленькая деревня, мужиков-то нет, и три Володи. Три Владимира. А Владимира-то ни одного святого не было. Вот князь Владимир, крещенный в Василия – это язычники. В языческий пантеон записались. Святого-то не было Владимира, он стал святым, когда принял крещение. Ему дали имя Василий. Я этого тоже не могу объяснить. Но мы же послание не Савла читаем, а Павла. Был Савл – был гонитель. И этот был гонитель, развратитель, а его имя осталось. Святого Владимира ни одного не было. А называют в честь князя Владимира, который стал Василием. А что Василий, даже и не знают. Василий, да – это христианское, а Владимира нет. Также Борис и Глеб, два языческих парня принимают крещение: Давид и Роман. Однако сегодня поминали Бориса и Глеба, вчера батюшка молил. Какой Борис и Глеб? Нет таких святых! Почему никто вопрос не поднимает? Мы имеем голову, имеем совесть, мы должны этот вопрос ставить: произошла ошибка. Они, когда были Борисом и Глебом – это были язычники. Хорошие, добрые язычники. Но вот они получили имя в крещении, а это имя никто и не знает. Как это может быть так? С чем это связано? Никакого объяснения дать не могу, кроме невежества. Невежество и привязанность к прошлой жизни. А вот они были такие… Язычник, хоть какой он будь хороший, в рай не войдёт. Ин.3:36«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём».  Я спрашиваю: «Как звать у нас?» – «Сергей». –  «Митрополита как звать?» – «Сергей». – «Гость приехал с Украины. Как звать?» – «Сергей». – «Приедет Пупков, кто?» – «Сергей». То ли имён других нет? Я как-то говорил, что у нас в деревне было шесть коров и пять из них – Зорьки. Даже здесь… Ну, корову то можно как-то назвать: Пестрёна или как-то? Зорька, Зорька, Зорька... Какие имена забытые… А это не имена забытые, забытые жития. И в честь их никто называть не будет, потому что никто их не знает. Я узнал, рассказал. Мне сразу подписали бумагу (у батюшки она есть). Наша община выбрала вот этого –  епископа, священномученика Анфима Никомидийского. Нам есть кому подражать. Мы не просто его имя взяли, как батюшка говорит: «Считаем его своим покровителем». Мы считаем… Но знает ли он про нас? Но мы считаем. А оттуда-то нам ничего не поступило, никаких известий, звонка не было, смс он нам не сбросил. А мы считаем. Ничего нет печальней безответной любви. И поэтому написано: Евр.13:7«Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» Мы подражать его вере можем? Да, кончина верная. Не отрёкся. Мы можем. Но говорить: «Он наш покровитель», –  у нас нет ни 1%. Но так принято у православных, притом ни на чём не основано. Просто мы ему чаще молимся, может. Ни одного храма нигде не было за 1700 лет (в 302-ом году его казнили), а Климента в 312-ом, уже перед самым воцарением Константина, тот остался со своим именем. Когда приближается престольный праздник, мы ещё раз прочитаем его житие и расскажем другим. Время приближается к тому, что будет всемирное гонение на христиан. Это повторится. Почему? Так обещано Откр.13:7 «И дано было ему вести войну со святыми и победить их» Это единственная в мире религия, которая говорит о своём поражении. Мусульмане говорят: «Мы захватим весь мир». И к этому они уже подошли практически,  2 миллиарда с лишним мусульман. У них же всё: боевой дух, кинжал, гексоген под подушкой. У нас наоборот: мы не можем убивать, мы не можем проклинать, мы можем только молиться и благословлять. И вот он благословлял перед смертью врагов, чтобы они обратились. История, как будто умалчивает, там ничего больше неизвестно, но, думаю, что молитва такого множества людей не осталась бы без ответа. Люди стали бы обращаться, в какой момент – не знаю. Но жития… Видимо, ни в прологах, ни в Четьи-Минеи, которые были, ничего не написано. Поэтому говорить о продолжении его дела... Не знаю… Господь благословил нас сегодня встретить этот день, встретить гостей, священников, проводить очень по-хорошему. Позволил мне сказать им слово, чтобы слово было приправлено солью. Они пошли, у меня все соль получили (я им дал по мешочку). Володиного хлеба (он спёк) по булке, и солодки. А Владыке Сергию я дал две пачки. Я говорю: «У него много гостей, пусть чай заваривает. Когда он им соли этой добавит (слово, чтобы с благодатью, с солью было), они заволнуются, а солодковый чай выпьют, и успокоятся. Богу нашему слава во веки! Аминь!

Список всех проповедей

33