размер шрифта

Поиск по сайту




Начаток Господень

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 33



16.09.09. 1Кор.16:15-16 – «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся». Что такое начаток? Это тот, кто первый обратился в данной местности. Сужая это понятие, скажем: кто первый обратился в семействе. Раньше были большие семьи. Апостол Павел проповедовал и говорится, что обратилась Лидия и Дионисий. Это был начаток. Сам Апостол Павел ни для какой местности не был начатком. Куда бы он только не приходил в первые дни, в Дамаск пришёл, там уже ученики есть. Но от него рождался начаток. От его проповеди, от его слова. Сегодня в нашей церкви отмечается память Анфима Никомидийского. О нём не все знают даже священники. Потом я узнал, что и епископы не все знают. Биографию его вообще, говорят, не читали и не знаем. Почему у нас так его чтят? Когда я был в Синоде в Нью-Йорке, я подал прошение, что у нас община образуется, чтобы в честь его назвали. Ему нет равных, и сегодня он в книгу рекордов Гиннеса был бы занесён. Это единственный за две тысячи лет в христианстве епископ, который всю церковь возвёл на небо. Он заранее, как будто всё просеял, ненужное отсеял.
И почему сегодняшнее апостольское чтение было такое: Евр.13:7«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Поминайте. Не просто вспомнить, а поминать постоянно их. Всех? Притом, наставников. Не Алексий, Божий человек, который ушёл, не пустынник Евсевий, ни молчальников, а наставников поминайте. Тут прямое указание. Полностью вот под это изречение подходит и Анфим Никомидийский. Он много претерпел в своей жизни. В конце слова я расскажу краткую биографию его жизни, чтобы вы увидели, что не случайно наша община названа в честь этого огнепального епископа. Вот Апостол Павел здесь и говорит: будьте почтительны к таким людям, которые обратились сами к Богу, являются начатком какой-то местности. Начаток – значит не конец. Это только начальное. Начальное – означает, что этот человек начал проповедовать. Если он не проповедует, на этом всё и засохло. Если бы Савл обратился и пошёл на гору, давайте тут три скинии построим, первый монастырёк решил Пётр устроить на Фаворе. Ну, и всё бы заглохло, закончилось. Притча Христа прямо говорит: идите по всему миру. Сеятель вышел сеять, он ищет и размножает. 1Кор.15:58 – «Итак, братия мои возлюбленные, будьте твёрды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом». Видя, что у нас делается сейчас в государстве, многие люди говорят: руки опускаются. Мне встречались люди мирские, но очень добрые. Коммерсантша, торгует, законно у неё всё, платит все налоги и старается за свой счёт ещё брать детей и полностью их обеспечивает. Кормит, поит и в учёбу отдаёт. И говорит: чем больше я добра делю, тем больше мне зла люди делают. И кончилось тем, что она говорит: я выбросила иконы, приму мусульманство, почему Бог так делает? Я говорю: ты с ума сошла. Бог испытывает тебя. Если нет никакого испытания, как святые говорят, то не угодно твоё дело Богу. Бог так допускает. Ему не просто наше добро нужно, а добро в Духе Святом. Сегодня человека спроси: для чего он живёт, – ответы разные будут. Большинство людей не знают, для чего они живут. И поэтому опустились до глубин ада. Никто так глубоко не заглянул в души людей, в их глубины падения и тьмы, как Достоевский, которого многие считают пророком, предсказавшим, что эксперимент с атеизмом обойдётся в сто миллионов голов. И этот один из самых гениальных людей мира не показал вершину, как выйти оттуда. Он не знал. Он совершенно, не понимал, как выйти. А мы знаем. И что интересно, среди русских писателей никто даже не попытался найти вот этот эликсир – в сжатой форме изречение, которое сказал Серафим Саровский. Поверим, что он так и сказал. У нас нет основания отрицать, что Серафим не сказал. Он говорит: «Стяжание Духа Святого». Но он не разъяснил, что это такое. Я беседовал со священниками, и ни один не мог разъяснить это слово. Ни один. Вообще слово «стяжание» даже не знают. Это не вода, которую пошёл и почерпнул. Стяжать – это означает приобретать. Присваивать, как говорит Иоанн Златоуст, – лично к себе. Иисус умер за грехи всего мира, а ты присвой: Иисус за меня умер. Он висит на кресте за меня. Если ты не принял Христа, можешь облепиться крестами весь и не знать Единого Христа на Голгофе. Сегодня понятие о Крови Христовой такое, что это только в Чаше в алтаре. Это же есть завершающий момент. Начало – Голгофа. Начало страдания там – тропа на Голгофу.
Иоан.15:20 – «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Ненавидели Меня, будут ненавидеть и вас. Сегодня мы слышали это Евангельское чтение, как раз на память Анфима Никомидийского. Слово Божие определённо говорит: доброе дело не умирает. Мы должны понимать, что доброе дело имеет много оттенков. Одно дело накормить, напоить. Другое дело – воскресить душу. Никто, может, так не выразил чётко, ясно, филигранно точно, как Феофан затворник. Что благодать, это не просто батюшка ругой махнул или епископ двумя руками. А речь идёт о благодати, которая в трёх видах является людям. Благодать призывающая, и она исходит от Духа Святого. Ты не пойдёшь призывать, благовествовать? Апостолы пошли куда? Иоан.21:3 – «Симон Пётр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего». Три с половиной года ходили со Христом, и на рыбаков выучились. А когда Дух Святой сошёл, теперь всё от них загорелось. Три тысячи, пять тысяч. Пошло по всей вселенной. Огонь заполыхал в виде огненных языков. Вот чего не хватало. Чтобы огонь сошёл. И вот Дух Святой коснулся их сердец. Благодать призывающая трогает сердца людей, но она не сама идёт, а через людей определённых. Как Иоанн Златоуст говорит: Бог мог бы сделать, чтобы не песок вода шевелила, а золото. А тогда на ком бы ты показал добро, если бы все жили богато? Это Бог так делает, что есть богатые и бедные, один слепой, другой зрячий, один глухой, другой хорошо слышит, один безногий, другой, как олень скачет. Бог сделал так, что земля родит разное, чтобы мы поневоле, общаясь друг с другом, дополняли один другого талантами, которые дал Бог и умножали их. Надо всё это присваивать себе. Благодать призывающая идёт через нас. Вот сейчас видите, как Евангелие чтут у нас. Выносят, идут два дьякона, три священника, епископ. Поцеловали и опять на полочку его, на престол положили, опять закрыли, всё кончилось. Две тысячи лет это продолжалось с таким благоговением, что не расстегнут даже Евангелие. А что было бы, если бы сейчас случилось так: во всех храмах вышли епископы, вышли священники и сказали: богослужение закончилось, сегодняшний день посвящаем благовестию – благодати призывающей. Да изменилась бы температура в городе, в государстве. Нет этого призыва не услышали ни разу за тысячу лет ни разу. Притом ни разу и нигде! Стяжание Духа Святого. А где? А вот Дух Святой и проявился. В чём? Апостолы только заговорили на иных языках, все: а кто сии говорящие? Община должна быть говорящей.
Деян.2:7 – «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» А вот от слова Божия теперь рождается благодать обращающая – вторая часть. Феофан Затворник дошёл до этого, хотя сам не вышел на благовестие в народ. Благодать обращающая полностью зависит от Духа Святого, который побуждает сердце человека. Вера – это дар Божий. Слышание – дар Божий. Вовремя, в своё время – это всё дар Божий, Дух Святой. Апостол Павел это выразил так: Рим.8:9 – «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Когда люди в первый раз слышат это изречение, они в страхе обращаются: а я имею Дух Христов или нет? Ты можешь ходить в храм, исповедоваться каждый день, причащаться, творить добрые дела и быть без Духа Святого. Мусульман очень много добрых. Буддисты исключительно добрые есть. И коммунисты есть хорошие, я таких встречал. Но это всё, может быть, плод твоего усилия, твоей ревности без Духа Святого. Что бы мы ни делали, мы всё должны делать во имя Христа и просить у Него благословения. Господь, благослови сделать добро. От Тебя получил хлеб, я делюсь этой краюшкой хлеба. Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сегодня все подойдут пить в жаркое время. А дальше написано: и сие сказал о Духе Святом. Кто жаждет получить Духа Святого? Анфим Никомидийский знал про это, а иначе такой общины не было бы. Это не два, не три человека, а 20 тысяч в один день сгорели в храме. Не понятно, что это был за храм.
1Кор.16:11«Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями». Апостол Павел заботился о том, чтобы Дух Святой потрудился через его прихожан, обращённых через него для благовестния. Придёт Тимофей, позаботьтесь. Выше этого ничего не было. Выше проповеди вообще нет ничего на всей земле. Потому что от неё рождаются люди. И когда благодать призывающая и обращающая уже в действии, тогда благодать освящающая. Вот тут храм, тут церковь. Без церкви никуда, без священника, без священных рук нет спасения, как Златоуст говорит. Беседуя с сектантами, мы берём это в основу: вы не церковь, у вас нет благодати освящающей. Православным говорим: у вас нет благодати призывающей и обращающей. Это надо соединить. Вот он экуменизм в подлинном виде. Самое доброе отовсюду взять и остаться поистине православным. Сегодня нас пугают совершенно не тем. Да сергианство опасно, это страшно. А в чём оно выражается, люди того не понимают. Сегодня это выражается с симфонии с властью. Дружба с миром есть вражда против Бога. Ничего нет более смертельно опасного, как дружба с миром. Мир – это враг, он поглощает. Кто любит мир, в том нет любви Отчей, там нет Духа Святого. Лезут обниматься с властью, надо-де основы православной культуры преподавать в школах. Молиться об этом надо, чтобы этого не было. Никакой православной культуры нет! Есть души, обращённые Духом Святым. Живая, истинная Евангельская проповедь, Евангельская вера должна в школах быть, а не культура. Мусульмане свою культуру внесут, буддисты свою, иудеи свою. И нельзя их опровергнуть, у них очень хорошие есть заповеди, которые и нашим не помешало бы знать, как чтить родителей, как снохе подчиняться родителям. 1Фесс.3:2«и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей». Сотрудник в благовествовании. Какой епископ сегодня может сказать, что вот такой-то священник есть сотрудник в его благовествовании? Скажут, сослужащий, это могут сказать. Но в благовествовании... Это тебе сегодня надо переодеться, владыка. К слову сказать, у нас как раз сегодня владыка и служит. Да другим это сказать. Да пока отобедаем, огрузнеем от пищи, тут уж не до благовестия. И задачу поставить бы ещё вчера. Ладно, мы в таком уединённом месте. А если в городе?! Давайте выйдем на благовестие! Мы имеем плоды, результат этого. Люди, которые от благовестия не в общину пришли, так а нам говорят: «Пусть и обратились, а пошли-то в Московскую Патриархию». Не мне решать. Мы никого к себе не зовём, у нас запрещено к себе звать. Потому что люди придут, скажут: это что за карикатура, люди-то какие. Мы зовём ко Христу. И показать им, что есть Церковь, а дальше человек увидит. Мы показываем: вот храм, какой храм ближе, в тот и иди. А к нам не зовём, мы – полузакрытое общество. Мы пустим к себе, когда раз десять ещё повстречаемся.
Фил.2:19-22«Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом, Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании». Мы читаем, правда, другое житие про Ермогена, Мину, где говорится о том, что люди точно так же подверглись гонению, и нужно было срочно тех, которые были в храме оглашенные, крестить. И о них не знал даже епископ и сказал: кто может крестить? И оказалось, среди прихожан шесть епископов стоит. Все переодетые, один пастухом, другой кочегаром. А священников сонм оказался здесь. Так же были сожжёны. Мы не знаем, сколько погибло в этот день 3 сентября по старому стилю в 303 году. 303-ий год, это ровно 10 лет до начала перестройки в государстве римском. Ровно десять лет. Это конвульсии языческого мира, в котором Диоклетиан издавал четыре вердикта, один страшней другого. И последний был такой: кого из христиан встретитеу, не надо в суд тащить. Всё, что есть, в руках у тебя: пестик, коромысло, камень – бей сразу, убивай его, потом разберёмся. Половина имения твои, остальное идёт в доход государства. Вот какай был дан приказ, и ничего не могли сделать, потому что Дух Святой сердца людей так настроил, что они все подражали Христу. 1Пет.4:10 – «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». Какие таланты я от Бога получил? Что ты только умеешь делать по хозяйству, шить – от Бога получил. Всё это от Бога, это благодать, это Дух Святой. А что самое трудное? Самое трудное – воспитание юношества. Ничего более трудного нет. Почему у меня в лагере главный лозунг: «Россия должна встать». Через что? Дети, воспитанные во Христе. Не будет детей воспитанных во Христе, в Духе Святом – ничего не будет. Вы рождаете паклю под адский котёл, больше ничего там не будет. Говорите им о страхе Божием. Зовите к подражанию Анфиму Никомидийскому.
2Кор.9:1«Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым». Вспоможение – это милостыня. Нам нужны деньги. Сейчас постоянно молитесь о переиздании Нового Завета. Нам не много надо. Полтора миллиона надо на три тысячи экземпляров. И ничего нет пока. Но я верю и сегодня обращаюсь: дорогой Анфим, брат во Христе, помоги нам. Чтобы у нас были благовестники подобные тебе, были люди верные, подобные тебе. Гонение не далеко, оно близко, оно будет, и мы знаем о том из Священного Писания. Не случайно у нас в деревне всё время то там, то здесь горит. Сегодня корова сгорела, там цыплята. Но придёт время, когда Бог, может быть, нас потребует в жертву благоуханную. Пойдём ли мы на костёр? Вот Анфим Никомидийский, может быть, и даёт знать о себе пожарами. Чтоб приготовились, ибо время коротко, время очень и очень коротко. Где-то совсем рядом, но мы не знаем, с какой стороны это полыхнёт. Поэтому будь готов на каждый час и день.
Рим.12:13«в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве». Вот какие дары есть. Сегодня об этом говорить не принято, живёт каждый обособлено. Объединяет же общее дело. Вот общее дело, самое объединяющее – это благовестие. Ну, кто с нами ходят, те знают. Каждое воскресение выезжаем в соседние сёла. Мы выезжали десять человек на двух машинах, сейчас четырнадцать. Дети с нами поехали. И бывает так, как мне рассказывает отец, ребёнок не хотел в храм идти в субботу, он сказал ему: тогда не пойдёшь на благовестие. Ребёнок, ни слова не говоря, дошкольник, собрался и побежал в храм. В другом месте точно то же самое. Ну, не хотят идти в храм дети. Им сказали: не пойдёте на благовестие. Говорят: Так они любят кататься. Господь усмотрит. Ибо и плач ребёнка выражает его моления, как Василий Великий говорит. Они ходят со двора во двор, своими руками подают для детей детские журналы. Рим.15:25«А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым». Все святые, – это те, которые искуплены кровью Христа и находятся в Церкви Христовой. Примите её для Господа, как прилично святым и помогите ей. В чём она будет иметь нужду у вас. Ибо и она была помощница многим и мне самому. У нас большие расходы. Вот в прошлое воскресенье мы съездили, и у нас только на бензин ушло 550 рублей. А помощь была в этот день только 150. Некоторые ещё ни разу не подошли. Вы понимаете, что вы делаетесь участниками. Мф.10:41 – «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Ты подал ведро бензина, и получишь награду благовестника. Время коротко, поищете потом. Будьте щедры на вспоможения святым.
Рим.16:5 – «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа». Мы хотели бы, чтоб был начаток в каждой деревне. Пока нигде никого не встретили. Самое большое сопротивление оказывают священники. Мы работаем в совершенно необычной обстановке. Сектантам легко, они всё отмели, с ноля строят, своих ставят. А я тех жителей зову ко Христу, и мне больше всего препятствует священник, он клеймит меня сектантом, а я зову к нему в храм. Тут же в этом же месте, на его территории люди спрашивают: куда пойти? Я показываю на храм. Понимаете, совершенно ненормальная обстановка, но по-другому мы не можем и не сможем. Мы Богу должны быть благодарны за то, что Он нам дал быть вот в этой необычной обстановке.
1Кор.3:9 – «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение». Являемся ли мы Божьей нивой? Божья нива – она от семени Божия. Всё-таки попытайтесь найти тот день, когда ты обратился к Богу и родился свыше. Притом обратился не от бабушкиной веры, что в храм ходил, а от слова Божия. Какое же слово тебя тронуло? Слово Божие есть семя, и оно должно дать росток, и я определённо от такого-то стиха Библии обратился. От какого стиха, – я постоянно об этом говорю. И Апостол Павел мог это сказать. И Апостол Пётр мог это сказать. Он обратился не тогда, когда сказал: Ты Сын Бога живого, и это ему Бог открыл, и он тут же забыл, не поверил в воскресение. Христос упрекал их за неверие. А в день Пятидесятницы, когда тот же Пётр встал, никого не страшась, и стал возвещать. И если бы там был Диоклетиан, он бы казнил всех Апостолов, как Анфима Никомидийского. 1Пет.5:5«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Мы особо должны быть благодарны Господу, что по сегодняшний день у нас есть епископ. Мне так кажется, что это служение епископа нашего с нами последнее, больше его не будет. Я так мыслю, ибо молился об этом. И помолясь, я всегда стою, и если ответа нет, я снова начинаю молиться, и жду, какой ответ Господь на сердце положит, и Господь ни разу меня не постыдил. Во-первых, два с половиной года практически позади, а дали для полного воссоединения пять лет. Там такая спешка не человеческая, не нужная спешка, вредная. Но мы подчинимся, как сказали. Епископа потом уберут, вообще ликвидируют, и нам податься некуда. Уже 8 юрисдикций сегодня, где отдельные митрополиты, то есть мы могли бы к любому пристать, лишь бы только не попадать под патриаршую вселенскую ложь, под их лицемерие, подсиживание, неправду всю эту. Но выхода никакого нет. Почему? Потому что все юрисдикции на первом месте ставят признание безблагодатности Московской Патриархии. А на это мы никогда не пойдём.
Даже не русский язык на богослужении главное ныне. Как я думал, что это главное, и они не пойдут на это, чтобы Псалтирь читать, да и библейское всё по-русски. Самое главное вот что не подходит. Нам вход везде закрыт, нам выхода вообще никакого нигде нет. И поэтому это время для нас особо благодатно. Я постоянно говорю, что такой свободы, какая у нас в России сегодня не было ни в России, ни в одном государстве. Никогда! Я исследую, и день и ночь сижу над книгами, над архивами – никогда. И поэтому это надо ценить и за это быть ответственными. Мы воспользовались это свободой по полной программе. Мы десятки тысяч распространили Евангелий прямо по квартирам. Новых Заветов. Пришлось благовествовать во всех университетах, во всех техникумах, почти во всех школах, в прокуратуре, в милиции, и нет места, где бы мы не благовествовали, не говорили. А всё сеемое и поливаемое ничто не значит, если Бог не возрастит, ибо всё Бог возращающий. У епископа нашего здоровье никудышное, я же вижу по глазам, по всему. И мы такие же все здесь находящиеся тоже дряблые. Что будет дальше, совершенно не знаем. Но за то, что было, за то, что по сегодняшний день сохранил нас Господь под дланью епископа, будем искренне благодарны Богу, и я о том многократно уже говорил. Забыть всё, что было у нас из того, в чём мы были между собой не согласны. Самое главное, что мы остались в Церкви. Вот достижение, которым мы всегда будем хвалиться.
1Фесс.2:9«Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие». Проповедь и благовестие – это разное. Проповедь может быть идей коммунизма, а благовестие – только о Христе. Проповедь может быть мусульманства, буддизма, а благовестие только в христианстве. Деян.17:18 – «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?»;, а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах»;, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение». Мы проповедуем, благовествуя, как написано, проповедовали. Лук.8:1 – «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать».
И надо трудиться своими руками, чтобы было из чего уделять. Здесь, в Потеряевке, трудятся много, рано встают, все работники, у них ворованного ничего нет. Поэтому милостыня их особенно ценна перед Богом, она чистая, как наши свечи восковые. У нас нет ни миллиграмма примеси никакой ни в масле, нигде, это у нас в уставе написано было. У нас нет ничего, что, согласно устава, мы не смогли бы выполнить. И всё это благодаря тому, что мы всё ещё находились с нашим епископом. Другой мог бы рубить на каждом месте: то не так, Библия лежит на аналое, тут надписи развесили. Я говорил, что у нас не сходится с другими храмами. Но всё это Господь так сделал, что мы едины с нашим епископом по сегодняшний день. Его не будет, он умрёт, и будет время, когда нас не будет, но память нашего вот такого содружества останется. Как мне писали из Канады, что это редкий случай, когда такие добрые отношения с епископом. Я не лицемерю, я это и по-за глаза многократно говорил. Нужно научиться ценить доброе и вовремя. Не как у русских, говорит, что они любить умеют только мёртвых. Мы сегодня благодарить Бога будем ещё и не один раз за то, что мы сохранились при епископе. У нас сегодня две главные молитвы. Первая – чтобы Бог дал нам священника. Я не знаю, батюшка до конца ли это понимает. Если священника не будет, а епископу уже нельзя тут никого рукополагать, то Мы только за митрополита сегодняшнего Иллариона ещё держимся. А если Илларионом вопрос не будет разрешён, то что остаётся другое? Не знаю. Но община должна быть сохранена. А причащаться будем в храмах Московской Патриархии. У нас выход есть такой. Но общину любыми путями сохранить. Потому что если сейчас нас подчинить кому-то из епископом патриархии, то всё сразу зарубится, ничего не будет, нас разрушат до основания, раздавят, как они с нами сегодня обращаются. Мы только поэтому не можем подойти под чью-то епископскую длань сегодня, чтобы сохранить благовестие, ибо мы ходим быть подобными Анфиму Никомидийскому.
1Тим.5:17 – «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Не тем, у которых срок служения больше, которые при больших кафедральных соборах, они там получают, в течение одного года любую иномарку покупают. А те, которые трудятся в слове. А зарплату давать бы только по минимальной пенсии, прожиточный минимум, их животы-то подтянуло бы. 3Иоан.1:8«Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине». Фил.4:3 – «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни». Подражать тем, которые подвизались, трудились.
Вот кто такой Анфим Никомидийский. Он родился в городе Никомидии. В то время это была столица восточной империи, резиденция императора Диоклетиана на берегу Мраморного моря. Это был столичный город, почему и там много было христиан. Вот вообразите, одного убьют, и какой разговор. А тут двадцать тысяч в один день! Сколько на завтра было разговоров. Конечно, лучше было бы, если бы кто-то предупредил. Люди говорят: а мы предупреждали, мы говорили им и епарх был расположен и сказал: войска уже собраны, ждут, рядом около дверей будут поставлены жертвенники. Положи мясо, рукой переложи, иди домой и скажи: хвала (или хайль) императору. Больше ничего не надо. Но уже хворост, солому, всё завезли. Люди бежали сломя голову в храм, всё бросили, но никто не знал, что этот день будет потом праздничный, все знали одно – надо быть вместе с епископом. Епископ сказал: быть всем, – и все пришли. Вот как надо настроить свою паству! А сегодня спрашивают: но почему в революцию все отступили? Почему священников убивали вчерашние прихожане? Почему вчерашние прихожане лезли, ломали купола? Да потому что Анфимов не было, потому что Библия вообще не была известна, люди не знали её. То есть они слышали, что она есть, но жили не по Писанию, и истинной ревности о Боге не было. В России произошла такая революция, и больше нигде такого не случилось. И далее читаем в житиях святых, что Анфим ещё в детстве отличался незлобием – главное его качество. Сегодня, кажется, ничего нет злее епископов. Ну, чуть менее злые священники. Златоуст говорит: никого так не боюсь, как епископов. Апостол Павел собрал священноначалие, прощается с ними и говорит: из вас самих, из пресвитеров (тогда пресвитерами назывались и епископов) восстанут лютые волки. Безбожники, коммунисты, масоны, фашисты – это волки. Посылаю, как агнцев среди волков. Но епископы – это лютые волки, не щадящие стада. И будут говорит превратно, развращать, чтобы: Деян.20:30 – «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Главное, чтобы люди подчинялись, подчинение священноначалию в культ возвели. Да он антихрист давно, он идол, как Василий Великий говорит и Иероним Стридонский, – это не мои слова. Осия говорит: Ос.6:9 – «Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости». Разбойники, и они мимо израненного разбойниками проходят. Почему, я спрашиваю, священник ли левит мимо прошли? Почему их в притче-то Христос такими безжалостными и безразличными к падшим показал? Потому что это люди самые беспечные, не заботящиеся о своей пастве. Нам нужны самаряне, подобные епископу Анфиму.
И дальше, написано, что когда скончался епископ Кирилл, то на престол возвели Анфима. И в момент возведения его, рукоположения, в храме блистал неизреченный свет. Я думаю, что нет основания не верить этому житию. Ничего тут против Писания нет. Говорят, что некоторые жития выдуманы, стандартные. Это житие я на много раз прочитал, и на днях ещё прочитал до буквы. Может быть свет, потому что Бог такие явления даёт. И это будущее предзнаменование, что он осияет Никомидию. Конечно, в то время нужно было подтверждать всё Священным Писанием, и на первом месте была Библия. Когда читаешь жития, а я их начитывал, и знаю, то иногда встречаются вкрапления из Священного Писания. Димитрий Ростовский подтверждал свои слова Библией. И в этом житии из Священного Писания семь стихов, я их все сегодня прочитаю, которые житописатель вставил и они все к месту. Послушайте, что было сказано: Ис.53:7 – «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Это о Христе пророчество, и оно, говорится, полностью исполнилось на Анфиме Никомидийском. Он это знал заранее. Он знал, куда идёт, ему предложен был выбор, и он мог не умирать. А почему началось гонение? Христиане вели себя нескромно. Даже дерзко, можно сказать. Был последний указ императора: всем священникам сдать книги, прекратить священнослужение. Один юноша подошёл, и видит, что висит царский вердикт. И он говорит: прочитали? Прочитали. Сорвал его и разорвал на мелкие клочки. Сразу же доложили, арестовали, и начались аресты. Это равносильно тому, как если бы сегодня я пришёл, флаг сорвал при советской власти, скажем так, то понятно же, что было бы. И портрет Сталина ногами истоптал бы, что было бы? И тут тот же самый результат. Из всей страны Никомидию устроили бы. Епископ же так настроил людей, что они все были без него, как с ним. Он с ними в тот день не был. Конечно, могли сказать: видишь, повёл всех в огонь, а сам скрылся. Но предание говорит так: он скрывался для того, чтобы остальных, которые не были здесь, наставить. И он писал письмо к узникам. И вот в то время был градоначальник Максимиан, очень сильно поддерживал Диоклетиана, и схватили дьякона Феофана, который нёс письмо узникам. И они этих узников арестованных собрали и всё письмо им прочитали. А они ласковым взором одобряли и благодарили этого дьякона. Дьякона спрашивают: где епископ? Так он и не ответил. Он, конечно, сразу был казнён.
Мф.10:28 – «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Вот что сказал епископ в своём послании. Где оно это послание, как Дмитрий Ростовский узнал о нём, я не знаю. Но подходит тут очень. Мф.5:14«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы». А сам Анфим скрывался в селении Семана. Не может укрыться. И тогда послали за ним - за тем, который тайно сеял слово Божие. Он не клюкву давил, как наши епископы арестованные. Там в лагерях ещё на нижних нарах клюкву давили, чтобы литургию совершить. Он тайно сеял слово Божие, - вот как говорят жития святых. Это был проповедник величайший. А иначе откуда бы у него была такая армия? Это 20 тысяч, а потом ещё 12 добавляй. И будет 32 тысячи, – это у одного! И притом ни один не отрёкся. Везде, когда читаешь, то пишут, что некоторые отрекались, были и предатели. Ни одного предателя. Ну, как это может быть, это же – невероятнейшее дело. И поэтому я попросил, чтобы синод утвердил наше желание назвать общину в честь Анфима Никомидийского. Нам хотелось бы, чтобы чаще его вспоминали. Считается, что он якобы покровитель наш. Хорошее бы это дело, если оно так, но мы-то его не спросили, принял он нас или нет. Мы просим, а дальше-то ответа-то от него не имеем такого. И вот 20 воинов Максимиан посылает взять его. Искали, не нашли, а он вышел им навстречу, накормил их: ешьте, пейте, я знаю, где он находится. А когда поели, епископ вышел и говорит: это я. Он до того понравился воинам, что они решили его отпустить. Он же говорит: нельзя лгать. Значит, Анфим Никомидийский был не старообрядец. Он не сказал, что ложь конь во спасение. Он говорит: лгать нельзя, ложь всякая от дьявола. Так что берите меня и ведите. И что он сделал? Он шёл дорогой и сеял. У него непрерывно умножались хлебы, и он сеял. И 20 воинов дорогой обратились. Ну, как это может быть? Пусть один хотя бы обратился. Я знаю, что такое благовестие. Такие люди были готовы, это такое в нём было обаяние, как при царе Николае Втором. Над ним поставили старого революционера охранять, и тот через два месяца говорит: уберите меня, я полностью пленён обаянием царя Николая. Я говорю только о внешнем пока человеческом обаянии. И вот они попутно доходят до реки, и он крестит их. Когда доходишь до этого момента, то невольно думаешь: да за всю жизнь ты, епископ, может, ни разу не видел этих воинов и не сеял им в уши. Ну, помолись ты нашему дорогому Анфиму Никомидийскому – брату из града Никомидии. Когда я встречаюсь с коммунистами, с предпринимателями, то сею там живое Евангельское слово, а не культуру православную понесу, может, кто-то обратится.
1Пет.3:15 – «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Ему завязали руки сзади. И дальше говорится: Лук.21:15 «ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам». Это всё места Священного Писания из его жития. Я специально выписал, посчитал – семь. Я даже на мистическую цифру семь смотрю с удивлением. Ну, а дальше что? Вот главный лозунг, с которым они выходили против язычников: Иер.10:11«Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес». И он им сие говорит. Это всё равно, что когда меня взяли, я в узах сидел и написал стихотворение. Христово воскресенье низвергло Рим, падёт КПСС, в аккордах радуги Иудино колено: Христос воскрес! Воистину воскрес! Меня сразу же вызвали на допрос. Да мы тебя в порошок сотрём. Это на наше КПСС? Это ровно за десять лет было до перестройки в 80-ом году. И у него – за десять лет до воцарения Константина. Господь так делает, повторение такое маленькое, мизерное, но даёт знать, что не умерло житие Анфима, оно – живое. И вот перед ним разложили раскалённое железо. И острыми кольями просверлили ноги ему. Я и на это смотрю. Почему ноги? Потому что они были прекрасны, их ещё нужно было более разогреть. Прекрасны ноги благовестников. И ноги Христа, как халколиван, разогретая медь. Представьте, железными раскалёнными штырями сверлить ноги. Но он не издаёт стона. Пс.17:40-41«ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня». Ну, откуда узнал Димитрий Ростовский про эти слова Анфима, но мне хочется верить, что так и было. Дальше – надели на него раскалённые медные сапоги. Потом привязали к колесу, переворачивали. А там узкое пространство внизу, штыри, крючки, которые цепляли, плоть отрывали. Долго жгли его, и вдруг явились три светлых юноши, которые укрепили его. Ис.8:18 – «Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе». Ему предлагалось быть главным жрецом в городе Никомдии. Он же говорит: я и так жрец Господень. Что ты мне можешь предложить, я – епископ. Выше-то этого звания никакого больше нет. Патриарх, это тоже епископ.
Я хотел остановиться чуть-чуть на слове «престол». Говорят: «У нас престольный праздник». Такого выражения я не нашёл нигде: ни в одном житии, ни в Библии, ни в канонах, нигде. Это образное выражение. Престол принадлежит Богу. И вот какая статистика. Во всей Библии 207 раз встречается слово «престол», и ни разу, чтобы принадлежал он человеку. Давид сидит на престоле, по-мирскому. В Новом Завете – 51 раз. Но 36 раз слово «престол» упоминается только в Откровении. И вот какими словами: Откр.3:21«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его». Не про алтарь речь идёт. Откр.5:1 – «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями». Вот что должно быть на престоле. А что за книга? Да мы знаем, что за книга. Евангелие! Откр.7:15«За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них». Мф.5:34«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий». Евр.4:16«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Пс.109:1«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Говорится о земле, но считается – крест, подножие креста, и это очень подходит. Ис.60:13 – «Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих». И когда говорят: престольный праздник, мы вспоминаем Анфима Никомидийского. И лучшее празднование, как Златоуст говорит, – это подражание тому святому. Подражание ему во всём: в незлобии, в проповеди, в твёрдости, в мужестве, в следовании за Иисусом, в отречении от мира, в добре, которое он творил всем, в любви к врагам – это всё мы находим в этом Анфиме Никомидийском. У нас даже есть ребёнок, которого так же называют Анфимом. Это тоже, я думаю, не случайно. И надо молиться, чтобы Бог, может быть, в этом Анфиме в будущем для нашей общины даст епископа. Аминь.

Благо Господа славить за блага Его,
Даже если и кажется – сам обеспечил;
Нет, не так создан мир, не твоей головой,
И у солнца мы греемся словно у печки.
Благо помнить о Боге, в себе сознавать
О своей скоротечной, единственной жизни,
Челноку уподобясь без пользы сновать,
Слышать, видеть, всегда воскурения тризне.
Благо страхом пред Богом себя обуздать,
Из запретов стену послушаньем украсить;
Перед Богом гиганты всегда мелюзга,
И величием тщетным кичиться напрасно.
Благо место своё или тёплую нишу
Осознать и ценить, утвердиться достойно;
Жизнь в конечном итоге поправку пропишет.
Кто того не познал, инвалидом простонет.
Благо есть не роптать никогда ни на что,
И не злиться, завидуя тем, кто удачлив;
Насекомые – мы, а несчастье – сачок,
Так легко за собою в гербарий утащит.
Милосердием путь хорошо увенчать,
И жестокое сердце слезами разбить;
В души бедных проникнешь тогда без ключа,
Не нахлебник, не скажут: подох паразит.
Благо встретить Христа на дороге в Дамаск,
На рожон не переть, слепотой просвещённым.
Он раскаянье примет, прощенье подаст,
Стыд за прошлое нас пропечёт до печёнок.
Благо в истинной Церкви закончить маршрут,
Ожидая блаженную встречу с Иисусом.
Что из этого, если мой путь переврут,
Причащавшийся с нами в потёмках укусит.
Благ мой Бог насыщающий истинным благом,
Добротой Иеговы храним словно в сейфе;
Передряги и скорби по благу уладит,
В непогоду дрейфуя и в полночь не сдрейфить. 23.09.09. ИгЛа

Список всех проповедей

176