размер шрифта

Поиск по сайту




Исполнились ярости

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 33



15.06.09. Лук.4:21 – «И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Лук.4:28 – «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости». Не каждый помнит, о чём речь идёт. Христос был в синагоге, по-нашему сказать, в нашем храме. Хотя был единый тогда храм. И Ему предложили сказать слово. Для этого особый ритуал существовал. Он должен был пройти вперёд, покрыть голову, доставался свиток из определённого места, раскрывался, и Он читает, что сказал пророк Исаия. Пророк Исаия их отцами был убит. Как гласит предание, распилен пилою деревянной. Прошло время, стали ему памятники строить, и Христос об этом сказал. Исаия говорил слова, которые никто не мог сказать после к живущим при них. Просто звучали слова: Исаия, свиток, – это можно было читать. Он говорит: князья содомские и гоморрские. А Содом и Гоморра давно уже сожжённые. Речь шла об израильтянах, и не каких-то, а об иерусалимских книжниках, фарисеях, князьях. Иоанн Златоуст говорит: по нраву своему они были князьями Содома, а не святого города Иерусалима. И когда Христос прочитал о том, что вот лето благоприятное, то всем было по сердцу, все ждали, когда это исполнится. Христос знал болевую точку, и это мы должны все тоже знать. И Он сказал: ныне исполнилось Писание, слышанное вами. То есть они ждали, когда исполнится, а прошло уже 700 лет, как они это Писание читают, и вдруг Христос говорит: пришли, дождались. И речь-то шла о Христе. Они должны были бы сказать сразу: наконец-то! Обрадовались бы, подняли бы Христа на руки. Получилось же вовсе наоборот. Писание говорит так: услышав это, все в синагоге исполнились ярости. Читаешь и не понимаешь: почему? Когда у меня был суд, я сказал: вы меня за Златоуста, которого я начитал, не судите, а Златоуста судила царица Евдоксия. Почему? Если эти слова Златоуста сегодня оживить и сказать: «Это он говорит, – и сказать, – о правителе, о патриархе сегодняшнем», – вот тогда слово оживёт. Конкретно его надо применить по назначению. Слово Божие живо и действенно. Они же читали, это слово Божие, и оно лежало в определённом шкафу, но оно было мёртвое. Слово Божие оживляется Духом Святым. Вот почему речь Христа неоднократно прерывалась людьми, и они спрашивали: к нам ли говоришь эту притчу? Он говорит: Лук.12:50 – «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» Креститься? Но Он же уже давно крестился. Речь шла о страданиях Его на кресте, речь шла о сошествии Духа Святого. Пока Дух Святой не войдёт в сердце человека, человек Писание понимать не может. Писание писали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым, и раскрывает понимание Слова Божия только Дух Святой. На эти слова Христа реакция человека, духовно рождённого, только одна должна была быть: аллилуия, дожил! Он, этот человек, мог бы побежать домой, и не шагом идти, а бежать и кричать: «Мать, отец, дети! Вы слышали? Чаяние столетий исполнилось! Мы тысячелетия ждали Миссию и дождались!». Моисей предупреждал: Втор.18:15 – «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте». Но когда исполнилось оно, и не было принято. И сегодня ведь иудеи ждут этого самого мессию, они ждут этого лета благословенного. Но не приняв истинного Мессию, они примут лжемессию, которого мы называем антихристом. Это и понятно, что если Христос пришёл, то второго Христа не будет. Антихрист придёт под именем Христа. И слушатели исполнились ярости. Если мы идём со Христом, а Он сказал: иди за Мною, - то мы должны биографию Христа очень хорошо знать. Апостол Павел шёл, мы знаем, и он шёл против, пока наконец, Господь остановил: трудно тебе идти против рожна. Теперь Я покажу тебе, сколько придётся тебе страдать за Меня. Вот теперь всё, что в биографии Христа было, полностью отобразилось один к одному в биографии Павла.
Это же должно быть и с нами. Скажи, когда ты говорил о Христе, и когда люди исполнились ярости? Это должно быть. Если нам семьдесят лет, а лучшая пора, говорится в псалмах, труд и болезни, то какая лучшая пора? Возьмём от двадцати пяти до пятидесяти, даже до шестидесяти, до пенсии – это самая лучшая пора. И из чего она состоит? Пенсию заработать. На хорошую работу устроиться. Две работы. Хорошо бы где-то под землю или в море уйти, заработать побольше. А можно без этого? Нельзя. Разве только обманом. На компьютерных играх хорошую пенсию не заработаешь. Все судьями не могут стать. А можно без болезни? Олимпийские чемпионы, они тоже болеют. От какого-то маленького гриппа, от простуды. Точно так же и быть гонимым, это заложено в самой проповеди. Меня постоянно люди спрашивают: вы говорите о рождении свыше. Так рождён я или нет? Если не рождён, ты не только в Царство не войдёшь, а даже не увидишь его. Иоан.3:3 – «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Ни о каком поклонении Христу после мытарств уже речи не может быть. В другом месте будешь кланяться, когда всякое колено преклонится пред Ним. 1Иоан.2:29 – «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него». 1Иоан.3:9 – «Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога». А в чём рождение свыше выражается? Вы биографию Апостолов внимательно посмотрите. Три с половиной года ходят со Христом, и они ничего не понимают. Христа распяли, Он уже воскрес, но они ещё не знают. Петр говорит: Иоан.21:3 – «Симон Пётр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою». – вернулись к прежним своим обязанностям. И все остальные: и мы пойдём с тобою. Мы говорим о рождении свыше кого? Человека. Два-три человека – это церковь. Где двое или трое. Так вот, рождение церкви было в сионской горнице, когда сошёл Дух Святой. В чём это выразилось? В говорении на разных языках. А далее? Будете Мне свидетелями по всему миру. И вот теперь, когда люди стали насмехаться, поносить их, Дух Святой коснулся сердец, и три тысячи людей обратилось.
Священное Писание говорит так: Втор.28:58-59 «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твоё необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными». Значит, славного имени Божия нужно бояться. Я не знаю, куда у нас надпись в храме делась: «Начало мудрости – страх Господень». Была, и вдруг не стало её. Я смотрю, уже два богослужения её нет. А здесь говорит, каждое слово Божие надо исполнять, и Бог непременно накажет нарушающего закон. Ни одного человека не будет без наказания тех, которые поступают против заповедей Господних. Не здесь так в будущем. Иис.Нав.1:8«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Я постоянно повторяю фразу эту: эти слова что, никому не были открыты на Руси тысячу лет? Почему пришедшие с Владимиром монахи не поставили эти слова во главу, чтобы народ знал Закон Божий? Дабы в точности исполнять! Тут юридическое обоснование. А иначе? Да иначе ничего ты не получишь, никакого Царства Небесного. Дабы в точности исполнить написанное, которое в руки не дали? Когда Библия переведена была на русский язык? В 1876 году. Герасима, у которого лев был, и лев возил воду – канонизировали. А Герасим Петрович Павский перевёл Библию, Псалтирь сейчас читали, это его перевод. Его даже никто из православных не знает. Значит, уже надо задуматься, почему мы не склонны к этому славному Герасиму, а ко льву, которого тот Герасим даже и не обратил, а самоубийством закончил этот лев, этого пустынножителя Герасима прославляют, как циркача.
Писание говорит так: Иис.Нав.23:6«Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево». Когда смотришь, как борются в суде юристы, адвокаты, ты начинаешь помаленьку доходить: тут главное - статьи закона. Самый лучший адвокат, прокурор генеральный в стране не может ничего делать вопреки закона, он должен знать законы. Я спрашиваю: а кто эти законы знает? Меня завели в одну комнату и показали: вот это только поправки к законам. Журналы, которые в стопке, которая мне под самый подбородок. Ни один человек не знает. Вот они и соревнуются, кто лучше знает. Но у нас-то меньше правил. Главные две заповеди: люби Бога, люби ближнего. А отсюда всё остальное исходит. Любить Бога как? Господь говорит: Иоан.14:15 – «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Если бы иудеи, которые услышали благословенные слова Христа, и это знали, они бы не исполнились ярости, они бы воскликнули и рукоплескали, как на проповеди Иоанна Златоуста: наконец-то! Дождались! Они бы на кладбище кричали: «Отцы, слушайте, пришёл обетованный Мессия! Вы тысячу баранов резали, кололи быков, лилась кровь, (там слабохарактерному делать было нечего, как говорит святой Павел Флоренский). Но исполнилось всё. Истинный Агнец, истинный вол пришёл, телец упитан, заколот». С покойниками христосуются же. И так бы они кричали к тем, кто в шеоле находился. Ничего этого не было. Исполнились ярости. В них не было любви к Богу Иегове и к Его вечным словам. Иоан.14:21 – «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Я долго искал ответ: почему в ярости? Да потому что эта жизнь наша, как оказалось, шла совсем не в том направлении. Кода пришёл Христос к своим, как написано, свои не приняли Его, не узнали. Это страшная трагедия. Ждали сына на побывку, пришёл с чемоданами. Родители убили его, чтобы завладеть чемоданами. Не знали, что это их родной сын. Когда читаешь эту историю, волосы дыбом становятся. Что сделали! Жертвы, которые каждодневно указывали на Христа, оказались напрасными. На кого исполнились ярости? Это я не в том направлении шёл? Да! Когда с преступником разговариваешь, то ты ему никогда не говори, что он напрасно прожил жизнь, иначе он убьёт тебя. Ты ему начинай говорить, что во Христе рассматривая жизнь свою, ты увидишь, что всё напрасно. Во Христе. А не твоим суждением. Я расспрашивал тех, которые в тюрьме кого-то убили, почему? «Да он сказал: ты напрасно жил. Я сразу убил его». Вот погиб иеромонах Григорий, мы знаем. Та же самая история. Он кришнаиту только и сказал: вся твоя жизнь напрасная. На утро голова иеромонаха уже лежала на престоле. Напрасно во Христе. А по человечески судить – многое не напрасно.
Неем.10:29«пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием — поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его». В России никогда этого не было. Центром всего стало богослужение, благословение, колокола, но не слово Божие. Поэтому сектанты с такой лёгкостью всё стали разрушать. Я уже неоднократно об этом говорил. Причина в том, что мы оставили Господа. В чём? Закон Его оставлен был. Слово Божие и сегодня не пользуется никаким авторитетом. Вообще никаким! Иоан.14:23 – «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим». Мы имеем некий опыт в благовестии. Каждое воскресенье ездим на благовестие и видим, что слово Божие вообще никому не известно. Редко-редко у кого Евангелие находим. Редко. В одном селе нашли только у одного. Там баптист оказался. В другом проходили иеговисты, что-то дали. А остальные говорят: да, мы ходим в церковь. Ну, что-то есть читать? Нет, ничего у нас нет. И ходят не день, не два, а десять лет уже ходят. Мы в каждом доме оставляем Евангелие, дабы в точности можно было его исполнить. Тогда будет хоть какая-то надежда. Если знал, то ты мог и исполнить. К этому надо стремиться. Иез.20:13«Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их». И поэтому никакое воинское искусство, никакие военные академии не помогут, никакая Антанта тебя не освободит. Вы оставили Мой закон, и Я истреблю вас. Вот почему была революция. И не надо искать иную причину. Я недавно только стал получать архивные данные, что царя свергли, 3-го, марта в 1917-году, и на фронте всюду было ликование, как в первый день Пасхи, а был Великий пост. Уже на третий день поминали Временное правительство, и кто? Синод дал указание. И самые знаменитые иерархи поздравляли, что царь ушёл. И кто? Антоний Храповицкий, Агафангел прислали телеграммы Временному правительству. Наконец-то церковь получила свободу, наконец-то расправит крылья, наконец-то покажет всю добродетель. Но уже поздно было. Надо было раньше подумать об этом. Народ исполнился ярости. Я знаю, на чём люди спотыкаются сегодня. Беседуем, например с сектантами, и мы им говорим: «Говорите вы хорошо, распространяете Евангелие – прекрасно! Но вы – не Церковь, у вас нет епископа». Мы тоже по этой грани прошли, и я вам говорил: мы против объединения, но мы будем молиться, чтоб нам не забунтовать». Бог нас провёл по этому лезвию, и мы остались в церкви Христовой. Нет епископа – нет Церкви. Ещё пока священники теплятся, это бывает ещё пока. А дальше всё кончилось.
И когда говоришь это сектантам, они приходят в ярость. Православным батюшкам говорим: батюшки, вы каноны почему не соблюдаете? Я дал материал о крещении, 131 свидетельство, 41 из Библии только. Вы понимаете, всё выбрано: святые отцы, каноны церкви. А в ответ мне ни одного свидетельства. Постоянно: только песком и слюнями крестить. Песком и слюнями. Да где же вы это нашли? И они в ярость приходят, когда мы говорим, что крестить надо по православным канонам. 50-ое апостольское правило есть. А если не так, да будет извержен. С тобой разговаривать-то уже не о чем будет. Непрерывно только и слышишь: чаще исповедуйтесь, чаще причащайтесь. Почему вы не говорите, что кто не достойно причащаются, многие больны и не мало умирают? Когда начинаю об этом говорить, сразу восстают попы, исполняются ярости. Вот оно и есть – исполнились ярости. Ты, разговаривая с человеком, нащупай точку болезненную. Если человек не знает Бога, Христа, не примирился, не омылся Его Кровью пречистой, не находится в Церкви, то он ничего не получит. Напрасно прожитая жизнь. Деян.19:28 – «Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!» Речь-то ведь не об Артемиде. Каждый хвалит своё, что-то великое нашёл. Непрерывно храм, храм, храм, – храмы строят. Да это всё уже было в Ветхом Завете. Вы говорите: храм Господень, - а сами беззаконничаете. Бог говорит: камня на камне не оставлю от храма. Я всё больше начинаю думать, что революция была только для одного, видимо, для того, чтобы обновилась церковь. Как во времена Киприана Карфагенского, когда люди уткнулись в землю. Но вот 249 год ударил, и одна пыль пошла. Массовое отступление от церкви было. Три года гонения и церковь полностью обновилась. И молодёжь появилась. Вот что необходимо – делать так, как Анфим Никомидийский. Приготовил церковь – 20 тысяч в один день были сожжены. Какая была молва, какой запах, сколько говорили, сколько друзей, сколько завтра на работу не вышли. Могли все разойтись из храма мирно, но христиане нашли ключевой, болевой момент. Они всюду говорили: идолы ваши – бесы. Уже на арене стоя, они поднимали один перст. Как Златоуст говорит, крестились одним перстом. И они провозглашали: Христос царствует! Идолы ничто, Христос царствует! Ни Венера, ни Юпитер, ни Нерон, ни Диоклетиан. Два слова, всё сжали в два слова. У нас царствует Христос или нет? Если мы скажем, что царствует Христос, а не патриарх, не епископ, то как на нас посмотрят? Всё остальное идёт только за Христом.
Вот с каким благоговением мы относимся к богослужению! В первую очередь это всё время разум поворачивает: я отношу это к слову Божию, так повелел Господь, так повелел мой Бог, Он так отразил в Слове Божием. Когда читаете слово Божие, то часто встречаете: Я Господь Бог, – как бы совершенно не к месту эти слова стоят. «Почитай отца и мать, и вдруг: Я Господь Бог. Лев.19:3 – «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш». А причём Господь Бог? А притом, что Он и сегодня Бог живой, живые слова говорит в уши, в сердце: «Это Я дал повеление почитать отца и мать. Это Я дал повеление хранить субботы (сегодня это воскресенье, с нами на богослужении наш епископ). Я дал повеление не произносить имя Господа Бога напрасно. Ты против Меня идёшь. Вот почему. Ис.45:5 – «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня». Если с таким настроением люди выслушали бы то, что сказал Христос, то этой ярости не было бы. Представьте, что мы оказались в этой синагоге, как сегодня здесь. И Господь бы сказал: всё, что я обещал новозаветней церкви, и вы сие получили. А мы увидели бы, что идём не в том направлении. А места бы такие прочитали, от которых содрогнулись бы: Если имеешь две одежды, отдай одну. А дальше: всё поприще, какое идти – иди два. Да такие моменты взял бы, в чём мы совершенно ещё не начинали трудиться. И как бы посмотрели? Нас православных сегодня Господь очень сильно учит на примере сектантов. Их возникновение имеет своё назначение – для того, чтобы нас побудить. Рим.10:19 – «первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным».
Мы встречаемся с людьми и видим: не просто беда, а трагедия русской нации в том, что не знают Бога, не знают Священного Писания. Мы снова готовимся поехать на благовестие в соседнее село и в это воскресенье. Только сегодня звонила оттуда управляющая, куда мы думаем поехать. По телефону спросила, какое дать объявление. Это чудо Божие. Управляющие сами звонят, сами назначают и говорят ещё: в следующий месяц люди освободятся от работы, мы сразу везде дадим объявления. Мы несём Евангелия, чтоб ни один не мог сказать о православных, что они тёмные, что они не знают Евангелия. Когда мы говорим священникам: почему вы не учите людей, почему не говорите, то священники приходят в ярость. Мы имеем это общение с народом. Причина-то ведь одна, что Слово Божие нас обличает. Если оно нас обличило, то вооружимся мыслью, что Дух Святой доведёт нас до желаемой пристани – до Царства Небесного, если будем поступать по Слову Божию. Дай, Господи, сил и крепости достичь этого Царства точно следуя по Слову Твоему. Аминь.

И болезнь не указ, если только по силам…
Но болели цари и вельможи-сатрапы.
И атлантов-гигантов она подкосила,
Разорила в конец, истощив на затраты.
Нет гарантии малой избегнуть болезней,
Сохранить невредимым достоинство духа;
Раздраженны бациллы с причиной пролезли,
Словно в прорву, с прогулки нечаянно ухнем.
Даже сто лет – всего лишь единственный век,
Организм истончится, утонет в морщинах.
Даже если былинный с афиш Пересвет, –
Слуги Божьи болезни навряд лил щадили,
По пустынным углам и по кельям сырым
Смерть посыльных своих в аккурат посылает;
Всё рано для микроба Нарым или Крым,
Но ходить под себя – участь горькая, злая.
Из болезней к кончине составим каталог,
Мы не хуже целителей знаем лекарства.
По поблекшим щекам, непредвиденно впалым,
Позвоночник с натуги не выдержит, хряснет.
Аппетит у больных до изжоги негоден,
Столько траты родным на подпитку калеки.
И бесчётно добра на худое изводим,
Что же толку тогда объявиться столетним.
Шар земной – лазарет на космической трассе
Из курящих врачей, пациентов гнилых.
Это значит – грехами, растлением распят,
И в новейшее время болезней наплыв.
У пророка Исаии видения здравы,
Человеческий Сын все болезни понёс,
Он единственный делом и тело исправил,
На Голгофе изъязвлен Спаситель Христос.
Ни болезни ни плача, ни стона пред троном,
Где искупленным жить в обновлённых телах.
К этой мысли с молитвою дело всё стронем,
Исстрадавшись, сотлевши по капле дотла. 22.09.09. ИгЛа

Список всех проповедей

142

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: