размер шрифта

Поиск по сайту




Небесная слава

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Мрк.10:32

Мрк.10:32 – «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе».

Приближалось время отшествия Иисуса Христа. Он неоднократно говорит об исходе Своём, о том, что всё ветхозаветное приходит к концу; тень соединилась с истиной: та кровь волов, ягнят – это Моя кровь. Я взойду на крест:

Иоан.12:32 – «И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе».

Ученики же Его ничего не понимают, они полностью умом находятся с учителями израильскими, которые их учили все пророчества об Избавителе понимать в патриотическом духе: да, Мессия придёт, Мессия обязан прийти, непременно должен прийти. Потому что так говорило им Писание – Его слово.

Иудейские учителя настаивали, что из обетований Иеговы непреложно следует, что если весь Израиль, все до единого человека соблюдут хотя бы две субботы подряд, Посланник неба обязательно явится на землю и они будут освобождены.

Но оказывалось, что Тот, на Кого они уже хотели надеяться, пришёл, и Он не то чтобы 2-3 субботы соблюсти без нарушения, во всей строгости, приписываемой этой святыне, но Он субботы не соблюл так, как должно. Поэтому они и смотрели на Него, как на чужого человека.

Иоан.9:16 – «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы».

Мф.12:1-2 – «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу».

Господь говорит об обязанностях супругов, о любви к детям, о нищете, а они идут сзади и ужасаются.

Мрк.10:23-24 – «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его».

Ученики Его что-то хотят сказать. Между ними, оказывается, согласование идёт, кому быть ближайшими к Нему. Только они ещё не определили, кто по правую, а кто по левую сторону от Него будет при победе Господа. Между собой договариваются два брата Яша и Ваня, кому быть с правой стороны, которая всегда считается выше, чем левая.

Так в сегодняшней Думе распределяют депутаты места, когда одно правительство уходит в отставку, а другое приходит. Вы хотели стать кем-то, заметными фигурами в правительстве Христа из Назарета? Но в Царстве небесном другая шкала измерения, устройство не политическое или экономическое. Им мыслилось, что Христос всё устроит наилучшим образом здесь, в Иерусалиме, а они будут распределять все богатства, владеть, подчинять себе.

Мф.20:25-28 – «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Не знаете, чего просите. Можете ли вы пить чашу? Они так и поняли, что Он даст им простую чашу, как пасхальную, идущую по кругу. Почему же не можем? Можем.

Такова участь и православных христиан. Они всё знают, всё могут, а как до дела доходит, то даже вопрос задать не могут. Братья Зеведеевы даже не спросили: «А какую чашу?» Чашу, которую Я буду пить в Гефсимании; и даже Я – Сын Божий, и то буду просить Отца Моего небесного, чтобы она Меня миновала.

Пр.19:10 – «Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями».

А они: «Да, мы можем. Ты нас с другими не ровняй; если все отрекутся, но только не мы».

Мф.26:36 – «Говорит Ему Пётр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики».

Похоже на нашу биографию? «Ты нас не ровняй с какими-то сектантами, которые ходят и проповедуют. Мы так научились людей любить, что вот я уйду в горы, меня не найдут».
Неужели за 1000 лет никто не понял, что для любви должен быть объект, а не просто аморфная масса – Русь; и я за них там в пещере молюсь. Почему Бог есть Троица? Потому что Дух Святой любит Отца и Сына, Отец любит Сына и Духа Святого, Сын любит Отца и Духа Святого. Такое объяснение даётся. Потому и Троица, что три Лица.

Любить надо деятельно, а не просто имение раздать, а потом понаблюдай, легче стало тому человеку или нет. Высшая любовь заключается в том, чтобы душу пожертвовать для ближнего. Бог даёт крест от самого рождения – слепоту, хромоту и т.д. Не сам себе придумывай какой-то крест, как Иринарх Ростовский: «Вот я босиком пойду заступаться» – 35 градусов мороз, он пошёл за 30 километров, 15 километров прошёл, все пальцы отмёрзли, вернулся домой. Три года лежит на боку.

Ты хочешь знать, как Суд Божий будет? Открывай Евангелие от Матфея 25 главу, и найдёшь, что наш крест – характер дурной, скорби, ревность, гнев, поношение – вот вериги; так Серафим Саровский говорит, что не те вериги, которые люди придумали, как власяница, цепи. Это ты сам придумал. Господь на Суде спросит о твоём объекте любви, как любовь твоя проявилась на ближнем.

Первое – это накормить, что бы у человека была нормальная кровь. Кого накормили?

Второе – напоил ты его?

Третье – в больнице посетить? Сегодня наш батюшка лежит в новой краевой больнице, и не важно, что у него лёгкая болезнь, выпишут его через неделю. Но выполнишь ты наказ о посещении болящих или нет? Это не только ему, а нам нужно. Не излечить, не дорогое лекарство принести, а посетить.

Четвёртое – в тюрьму пробраться. Не выпустить узника, а только посетить, то есть не дать ему умереть безнадёжно.

В пятых – странников приветить, обиходить. Но кого может принять пустынник, который закрылся в пещере? В какую тюрьму он может пойти, если сам себя заключил в такую тесноту, что и сидящий в одиночной камере в ШИЗо отшельнику не позавидует.

Господь прошёл такой путь, что мы не знаем ни одного дня из Его биографии, чтобы Он был без народа, кроме как когда в пустыне был. Он везде и всегда с народом.

Мф.17:17 – «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда».

«Не терпи, Господи, иди в монастырь, закройся» Но нет, Он опять идёт, опять проповедует.

Мрк.10:1 – «Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их».

Вот его в самарянском селении не приняли. Его не приняли, и Он не обиделся, не закрылся в монастырь, и не учил этому Апостолов.

«Можете ли пить эту чашу?» А вот эта чаща наполнилась до краёв, и скоро перельётся. «Мы не будем её пить, мы спрячемся». Бог вытряхнул все монастыри, все 1275 огороженных от окаянного и надоедливого мира высокими стенами-мандрами мирков спокойной и размеренной иноческой жизни. Кто остался жив, те пошли с котомками, с антиминсами по миру – вот весь престол. И дальше, как пишет Никифоров-Волгин: «И вернулись первоапостольские времена».

Если мы ближнему свою любовь сегодня не покажем, крест этот не будем нести, тогда Бог наложит на нас такой крест, что колени подогнутся.

Два брата-активиста хотели быть по левую и правую сторону. Хорошо это или нет? В мире говорят так: «Плох солдат, который не мечтает быть генералом». Мир этого не осуждает. Мы читаем о монахах: «он избрал больший иноческий подвиг для большего угождения Богу». Почему в другую сторону пошли от того, что Христос заповедал:

Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»?

Больший подвиг совершил Епископ Павлин. У вдовы сын был в плену, а денег на выкуп не было. Вот как это в «Житиях» описано: «Однажды пришла к нему одна бедная вдова, говорившая с плачем: «Сын мой взят в плен вандалами, и я узнала, что он находится у зятя вандальского царя Риги, в Африке. Умоляю твою святость: дай мне, чем выкупить сына, единствен­ную надежду моего пропитания и опору моей старости». Человек Божий, внимательно поискав вокруг себя в надежде, не найдёт ли чего-либо дать просящей, и ничего не нашедши, кроме самого себя, сказал убогой вдовице: «Женщина, я решительно ничего не имею, чтобы дать тебе, кроме самого себя. Возьми меня; я отдаюсь в твою власть, как раб. Продай меня и выкупи своего сына, или же отдай меня в рабство, взамен сына».

Женщина, слыша эти слова из уст такого человека, поду­мала, что это скорее насмешка, чем милость. Но он, будучи красноречивым и премудрым, своими рассуждениями убедил сомневавшуюся женщину, что он не ради насмешки, но совер­шенно справедливо говорит ей. Он убедил её, чтобы она поверила его словам и не боялась продать епископа в рабство ради освобождения своего сына. Тогда они пошли оба в Африку и, пришедши к вандалам, остановились у ворот того князя, зятя царя, у которого жил сын бедной вдовицы. Когда князь вышел куда-то из дому, вдовица упала к ногам его и умо­ляла его со слезами, чтобы он отпустил её сына. Но варвар, будучи гордым, не только не хотел отпустить её сына, но даже и не выслушал её просьбы. Тогда вдовица, указывая на служи­теля Божия Павлина, сказала: «Вот, этого человека я отдаю, вместо сына; только окажи милость, отпусти мне сына, ибо он у меня — единственный».

Князь, посмотрев внимательно на человека Божия, спросил его: «Какое ремесло ты знаешь?» Святой Павлин отвечал ему: «Ремесла никакого я не знаю, а только хорошо умею возделывать сады». Услышав это, князь обрадовался, ибо он нуждался именно в таком человеке, и отдал сына вдовице. Она с сыном возвратилась домой, а святой Павлин, оставшись работать, принял попечение о садах и стал ревностно трудиться». Ему не создали ореол мученика. Почему детей не называют во имя Павлина (маленького)? Почему нам об этих людях отдельно не пишут сказания? Нужно служить всем, если хочешь быть первым. «Я это не осуждаю, будь слугою». Если хочешь сесть по правую и левую сторону – будь рабом всем слева и справа до самого горизонта и до концов земли. Вообще-то хорошая мысль, хотя она эгоистичная.

Тебе пришла мысль, Алексей-Божий человек? Замечательно. Ублажай жену, воспитывай детей, мирно живи с соседями. Будь слугой ближнему, а не милостыню проси, греясь в собачьей конуре. Ближнему! Миллионы монахов жили в пустыне. Ну как ты ближнему будешь служить, когда ты совершенно один в пустыне? Дар должен служить к назиданию ближнего.

Рим.15:2 – «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».

Кого назидать ты будешь, если монахи все безмолвные? Даже не имеют право говорить, прогуливаясь по территории монастыря, из келии выходить. Такие уставы у Пахомия Великого и у других. Вы даже не знаете, какие антиевангельские уставы были у желавших исправить подвиг Христа и добиться спасения своими неимоверными подвигами и изнурением.

Вы хотите быть первыми? Тогда подумайте, посидите там год, научитесь жить бедно. А теперь выходите, чтобы служить ближнему. Как? Поселяйся в Потеряевке, обрабатывай участок, зарабатывай, что бы было из чего уделить нуждающимся.

Еф.4:28 – «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».

Да и одежду лишнюю купи, чтобы было из чего одеть. Да не сиди, а посети. А кого в горах ты посетишь? Как Никандр сидел и ему вешали узелочек с сухарями на дереве, а он аккуратно и втайне снимал его и снова крадучись уходил по лесу – и это такая святость? А кого научил он? Никого. Только через проповедь, через уши можешь благовествовать, а ты от этих ушей ушёл.

Ты хочешь быть первым, большим? Одобряю. Иди в мир, накорми. Не просто накорми, а будь слугою. И не один раз, а каждый день. Вот ты живешь здесь; но сколько раз подходили к тебе и просили о молитве? Сестра, я прошу тебя, ты вот об этом помолись. А если тебя не просят, не звонят, значит ты давно уже там, в горах. Они говорили: мы служим миру тем, что мы молимся в горах.

Марк Афинский лица человеческого не видел 60 лет и спрашивает у Серапиона: «Какая политическая обстановка в стране?». «Вашими святыми молитвами гонения прекратились». «А есть у вас такие, которые скажут горе и она сдвинется?» Пользы нет от того, что гора двинется – Бог силен это сделать. Ты хочешь получить награду Иоанна Крестителя? Иди, обличи тирана, иди сдвинь эту гору. Скажи Зюганову, зачем он венки несёт Сталину, тому, которому в аду места нет? Вы ещё голосуете за них, вы хлеба недостойны! Кто скажет слово обличения тем, которых не повесил Давид? Вспомните, когда была засуха три года в Израиле, и не знали, что делать. Тогда Гаваонитяне велели повесить 7 человек из дома царя Саула, их гонителя, и гнев утихнет.

2Цар.21:6 – «из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам».

Мы не должны просить смерти палачам-коммунистам за миллионы погубленных ими, за расстрел царского семейства, но должны же людоеды принести покаяние.

И сегодня епископ властвует по образу мирских князей, чтобы расстилались перед ним попы. Наш брат о.Павел пришёл в храм Иоанна-Богослова и вдруг настоятель выходит: «Вон, выходи отсюда, я сказал!» Я говорю брату: «Ты как Моисей Мурин, которого епископ выгнал из алтаря, а он вышел и стоит, винит себя, терзает; епископ сказал служке: «Зови его, он лучше нас». А Крейдун не вышел и не позвал. «Да ведь меня архиерей ещё не выгоняет из алтаря». Что, неужели зарвавшиеся и зажравшиеся попы никогда не читали эти места? Ты слугой должен быть брату.

1Иоан.3:15 – «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».

Я тебе брат или не брат? Такой властности и в мирских структурах не найти, как в епархиальных котлах. Златоуст сказал: «Никого я так не боюсь, как епископов». Чем выше поднимается, тем должен быть смиреннее. Что с нами сделалось?

Сидел у врат монастыря Иоанн Милостивый и собирал 200-300 человек каждый день на обед к себе. Сам был уже старый, но он за стол не садился, пока не наполнят полную комнату сотрапезниками. Брат, когда ты у себя собрал братьев, чтобы Писание почитать? Или ты боишься, что ковры у тебя потопчут? Я люблю, чтобы у меня люди были, жили на квартире. Но внутри-то есть желание быть выше? Послужи многим своим талантом, время идёт к кончине, скоро умрёшь, зови к себе, такие у тебя апартаменты. Скажи – давайте ещё по четвергам собираться. Маленько начните действовать. Знакомься, приглашай людей. Мы так общину начинали собирать. Я однажды увидел, стоит человек, молится – 21 ноября – Михайлов день. Вышел он из храма, поговорили, потом он мне стал зятем, а затем врагом. Но я оказал ему любовь.

А что нам уготовано, это уже от рождения Бог знает, кого Он предопределил и назначил. Какие мы счастливые, что знаем Бога, знаем направление к Царству Небесному. Бог через Евангелие нас как бы за руку берёт, выводит на свет и говорит: «Ты хочешь быть там? Посмотри, для кого ты сегодня можешь стать рабом». И тогда у нас будет надежда войти в Царствие Христово и увидеть, кто же сядет по правую и по левую руку от Христа. Аминь.

Список всех проповедей

217

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: