размер шрифта

Поиск по сайту




"По образу и подобию Своему"

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9



Это уже четвёртую проповедь говорю сегодня на один стих Библии. Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает, какие должны быть в нас чувства и чувствования во Христе Иисусе. Когда человек пал, совершенно сделался землёю. В это время Бог даёт человеку всё больше, более точное пророчество: где, когда придет Искупитель, Который размозжит голову этому змею, который совратил человека. Пророчеств насчитывается 290, которые уточняли пришествие Христа; наконец прямо говорит пророк Исаия:

Ис.53:5 – «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились».

Почему Исаию и называют ветхозаветным Евангелистом, так, неофициально. Настолько зримо, ясно в 53 главе он описывает, как будет проходить искупление человеческого рода, «как Агнец безгласный пред стригущим, так Он не отверзает уст Своих», Он берётся от земли, но род Его кто изъяснит, то есть откуда Его происхождение. Но кто изъяснит? Изъяснят, насколько это возможно.

И вот сегодняшняя притча говорит о том, как Христос умер за грехи людей, Кровью Своей омыл грехи тех, кто верует в Него, кто покаялся перед Ним, кто принял Христа, уверовал в Него, как в своего Спасителя. Не просто Спаситель мира, а это мой пришёл Спаситель; мой, за меня умер, это мои грехи Его распяли. Ты повторяй про себя это: Это мой Господь сошёл с неба, ради меня, ради меня, ради меня на Него плевали, из-за меня его били, из-за меня. Всё время, – Златоуст говорит, – усваивай, усваивай, не просто мир, Агнец всего мира, а это мой Агнец, это меня Он искупил из ада. Это Он пришёл образ Свой мне дать, чтобы я жил, как Он заповедовал. И вот, когда человек усваивает благодать призывающую, благодать обращающая даёт покаяние, благодать освящающая вводит его в церковь Христову. В это время Бог даёт человеку трудиться. «Ты был утопающий в тинистом болоте, но Я тебя взял Своею рукою, – говорит,  

Пс.60:3 – «От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую».

Поднял и сказал: «Строй монастырь и живи в монастыре»?

Сегодняшняя притча камня на камне не оставляет ни от одного монастыря. Совершенно не Евангельский путь, которым пошла церковь. Нигде ни одного слова, даже намёка нет на то, чтобы талант, полученный тобою, ты зарыл, и за это получишь награду. Нет. Слово «увеличить в два» не надо буквально понимать. Это означает – и в двадцать два, и в 32, потому что, говорит, иной приносит 30, 60, во сто крат. Это образно говорится. И говорить: «у меня таланта нет, я ничего не могу сказать, я не могу другим благовестить». Такого нет. Один, но всё равно есть, ты его зарыл. Ты всё время только думай: а сколько я зарыл? А может быть, один талант, а может быть, пять – ты это свободно можешь прикидывать.
Если в школе ты не учился, у тебя двойки, и всю жизнь ты на двойках – ничего это не значит? Кто виноват? Надо было разрабатывать это серое вещество здесь, в голове. Как японцы говорят: «у нас нет ни руды, ни нефти, ни алмазов, но будем разрабатывать вот это вещество, у нас всё будет». И они весь мир к рукам подбирают. В Америке уже, наверное, половину всего скупили. Дома, целые кварталы покупают. Я видел, как они гуляют в ресторане Сан-Франциско.

Наши же дети заранее запрограммированы на нищету, потому что лишнего ничего не заведём, думать не будем, идём проторенной дорогой. Бог заповедует нам увеличивать талант. Отходя в другую, далекую страну, куда? Христос вознёсся на небо. Он даёт каждому талант. А где его умножать?

Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Ты собираешься в Корчино, зачем? Да я поехал... Ты сразу ставь задачу: я поехал благовествовать. Хотя один дом найди, чтобы было к кому заезжать. Десять лет живёшь, и ни разу ни к кому не заехал? Почему никому не благовествуете? «Я поехал за газом». Так от тебя, может, кроме вони, ничего уже и нет? Ты там найди место благовествовать. Мы не можем расчитывать, что долго ещё будет такая дивная свобода в стране – как это внезапно всё вдруг переменится. Мы будем гонимы; быть может, мы живём в четвёртую стражу и уже близится рассвет вечного света – приход Христа.

Прит.20:3 – «Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен».

Мы многое имеем у себя то, что не по Писанию к нам пришло; мы состоим из традиций, корней, преданий: всё навыки, привычки. И нам нужно не просто в споре одержать победу. А может, она и не нужна, эта победа? Мне часто задают такой вопрос: там какие-то еретики, как нам им их неправду доказать? Я просто отвечаю: «они в данном вопросе правы, а мы не правы». Вот и всё доказательство. Мы всё это придумали. У нас на 90 процентов – ветхозаветное служение. Но в новозаветном свете мы это понимаем. А всё, что остальное есть – это ветхозаветное. Мы должны уметь объяснить это, но никому не навязывать своё, то, что вовсе не Евангельское. У сектанта нет чего-то из того, что у нас есть в богослужении? Он по-другому славит Бога? Пусть славит, как может. Главное, чтобы всё было чинно и устроено по-Божьему, как Господь в церкви поставил епископов, священство и всё остальное; чтобы у них было законно рукоположенное священство, от Апостольских времен по рукоположению, по хиротонии непрерывное. Пётр засомневался, и начал тонуть.

Мф.14:25 – «В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю».

Делилось всё суточное время на дневные и ночные стражи – их четыре. Четвёртое – это последнее уже перед рассветом. Мы сегодня живём в четвёртую стражу. Об этом всё свидетельствует. Где-то уже совсем рядом последнее. Все эти ИНН, чипы; человек вот-вот лишится всех документов. Денег не будет. Ты уже никуда без этого номера не пойдёшь. А дальше эти коды будут вживлять, и, быть может, это будет печать антихриста. Мы где-то рядом, четвёртая стража ночи. И Господь нам является, а Он нам призраком кажется. Когда читаешь Евангелие людям православным, то они как на призрак смотрят и вскрикивают.

Мф.14:26 – «И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали».

Те книги, которые мы сейчас имеем, то толкование блаженного Феофилакта, они всегда были в православии. Но они у нас так необычно изданы, так легко читаются. Сегодня мне передают, что, читая это толкование, православные ощущают себя в тупике. Так неужели это блаженный Феофилакт? Что, Златоуст так учит? – Да, так учит! Им всё кажется, что это как призрак какой-то. Они на это смотрят, как на чуждое. Мы – лже-православные, мы – карикатура на христиан. Мы в четвертую стражу тонем, и больше ничего не видим. Это огустелый мрак.

Ис.8:22 – «И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел».

Будем заботиться, чтобы слово Божье, каждая строка его была жива и резала нас. Сегодня ещё не поздно, потому что мы живы. А у православных главная забота наступает только тогда, когда умрёт человек: «упокой, Господи, его со святыми». Теперь мы все средства бросаем на то, чтоб изменить уже неизменяемую участь нераскаянных грешников, не живших по Евангельской вере.

Когда Яна Гуса спрашивали, как помочь умершему человеку, он говорит: «заботьтесь, пока он живой». Мёртвого поминаем, а живого ногой запинаем. Вот это наше горе. Надо заботиться, пока человек жив; окажи ему внимание, ласку, подойди, спроси, в чём нуждается его душа. Вчера батюшка говорит, что он из дальней поездки приезжает, а наш деревенский житель, через дорогу живущий, мимо проходит и не взглянет на священника своего; уже неделю живёт батюшка дома, а этот ревнитель православия ни разу не подойдёт, не поздоровается.

Евр.13:16 – «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

Чаще приходите друг к другу, ибо это – жертва. Христос за нас умер; может, и я за кого-то умру? Павел называет жертвой общительность; а ты набычился, неподпоясанный, через дорогу перейти, встретиться, побеседовать, спросить, поинтересоваться, как твоя душа, брат, не сподобил свою душу? Тропинка не заросла ещё к храму? Сияет ли для тебя Христос лучами воскресения Своего? Кому ты успел сказать о Господе? Где твой талант приращается? Чтобы Слово Божье живо и действенно было? Притом на каждый день.

Мне приходится ходить везде, и могу сказать, что нет места в Барнауле, где бы я не проповедовал, вплоть до сапожных мастерских, вплоть до психиатрической больницы и заключённых, на всех заводах, во всех техникумах, во всех университетах, школах, десятки школ, куда я ходил регулярно и вёл занятия. Преподавал не как-то, а класса три собирают в один класс, перехожу через коридор, там ещё класса три собранны. Два часа вдвоём с директором «Отцы и дети» Тургенева разбираем, то есть я могу сказать, что это такое счастье. Счастье быть со Христом, быть благовестником, нести эту благую весть людям. А кто обратился? Не знаю, не мне судить, я сеял. Главное – сеял. Почему?

1Кор.3:7 – «посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий».

Я хожу 12 лет в тюрьму, и ни один не обратился. Но они выходят оттуда, люди эти, кто-то в церкви работает; перестали убивать, воровать. Этого мало? Ни одного захвата заложников нет, это мало? Меня записывают каждый год, куда уезжаю, чтобы знать, где я. Если захват заложников будет, чтобы меня вызвать, помочь умирить людей, чтоб заложников не убили. Вот как высоко ценит нашу работу начальство.

И как высоко люди ценят государственный закон, гарант спокойствия – свою конституцию. Беседую с прокурором края, генерал-лейтенант; у него прошу защиты, он говорит: «Сейчас я не могу, вот первый этап суда пройдёт, на втором откажут, тогда я могу. У меня по закону мои полномочия такие». Он не может перешагнуть. У меня близкие отношения с другим, он тоже генерал, председатель краевого суда. Я его прошу, а он говорит: «Сейчас я не могу, потому что первая инстанция не прошла, а у меня полномочия только тогда наступают, когда вторая стадия будет. После второй, тогда я могу приостановить, вернуть неправильное решение суда». Настолько они тщательны в сохранении их закона.

У нас есть брат Севастьян – юрист, я к нему всё время обращаюсь за консультацией. Он говорит: «Здесь ничего нельзя сейчас сделать, потому что первый этап не прошёл таков закон». Закон! А мы Божий закон вообще не хотим знать! У нас Устав есть, есть местные, на федеральном уровне принятые, московские, есть региональные законы, и они соблюдают, лишь бы тому закону не противоречили. Наши законы не противоречат Уставу тому, всё по закону. Вы обязаны исполнять их. Не будьте нечестивыми в малом.

Зачем ты талант закапываешь? Тебе Бог возвестил истину, ты уверовал в Него, ты не хочешь сказать другим, чтобы они спаслись, ты никому, никому не хочешь сказать? «Да я не умею, у меня речи нет». А с чего она будет? Руку привяжи к телу на десять лет, а потом подними, она не будет шевелиться, она атрофируется. Закон природы такой. Положи нож, ничего им не делай и он заржавел; а когда каждый день работаешь – он свежий, чистый. И поэтому талант надобно умножать. Для чего, Господи? В первую очередь, я уподобляюсь Тебе, потому что Ты не оставил род погибающий, и я не оставляю. Ты показал путь – это Слово, язык. Ты показал веру от слышания, Ты пришёл и нам проповедовал. Учил Господь? Учил – это образ Твой. Сотворить нового человека только Ты можешь, поэтому я полагаюсь на Тебя, Господи.

Ты поехал куда-то, дети бегают – всех созови сразу: «Дети, я уезжаю, на молитву». Что-нибудь нехорошее кто-то сказал, где-то услышал или здесь кто заболел, ты сразу: «Дети, на молитву». Непрерывно срывайте с любого места ребенка сразу на молитву. Почему?

Пс.31:1 – «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты

Блаженны люди, которые имеют доступ к Царю Небесному. Но, прежде чем пойти к начальству, я думал: сейчас я встречаюсь с прокурором края, буду беседовать; а что я ему скажу сегодня о Господе? Я говорю: «Вы сегодня здесь, а завтра уйдёте, завтра ты судья будешь не краевой, ты подсудимый перед Всевышним Судьёй». «Я понимаю». Он понимает; но как он понимает, я не знаю, но он слышит непрерывно. Да мало того, мне подчинённые, которые таким близки, говорят: «Вы почаще приходите, потому что после Вашего прихода наш начальник делается тише, целую неделю нам наказаний никаких нет». Вот как Бог делает, а я его не знал никогда. Мы в немощи, но мы сильны. Мы бедны, но всех обогащаем. Я это тебе рассказываю для того, чтобы ты для себя взял. У тебя возможности нисколько не меньше, ты их упустил, ты зарыл их; ты мог, но не сделал. Не надо искать извинения. Люди, которые ничего не делают, они очень злые – запомните это. Это не потому, что он скромный такой, вроде у него такой недостаток. Я тоже глухой, я не слышу, не дослышу.
Ленивый и злой приходит и говорит: «Вот тебе твоё! Я знал, ты злой, ты жестокий». Он не подсудимый, он начинает судить. Люди, которые не проповедуют, которые талант веры зарыли свой, они страшно злые, они на Бога идут, не то, что на кого-то. Ему только скажи: «А почему ты не набираешься знаний, почему ты никому не свидетельствуешь? почему?». Вот приезжал к нам иеромонах с епископом, я долго с ним беседовал: «Ты помирать, думаешь или нет? Что ты гниёшь и гниёшь на одном месте, время-то уходит». Ты каждый шаг, движение должен брать на учёт, зачем ты приезжаешь сюда, раз ничему не учишься? «Я уже все книги читал». «А что ты из них взял? Работать надо!»

Он не потерял, он скрыл, завернул, так обезопасил, в промасленную бумагу, видимо, в баночку. Пришёл: «Я Тебе Твоё отдал», Но разве это помогло ему? Нет. Он не потратил, это значит, не пьяница он был, он не промотал человеческий образ; просто не было ревности. Почему? Он знал. А если знал, что я собираю, где не рассыпал и жну, где не сеял, ты сам говорил, знал, то уж Своё-то Я спрошу. Твоими устами буду судить тебя, злой раб! В свой адрес я слышал много раз: «тебе это надо? Ты не можешь уснуть, пока кому-нибудь зло не сделаешь, не скажешь чего-то». Это мне самые близкие говорили – это ваше суждение. Я вас люблю, а вы сами себя даже не любите, иначе вы бы приняли, что вам говорится. Вы потеряли уже образ Божий давно. Почему? Я не вижу нигде, чтобы по Божественному поступали. Да, вы хорошие, да, вы труженики, вами и жена, и дети могут гордиться. Но это всё кончится. Где плоды духовные? В семье у тебя? В деревне ты оставил свой след? Тебя сегодня не будет, и люди ещё будут вспоминать долго: «вот теперь его нет, кто излечит нас от духовной язвы?». А что нужно делать? Молиться, чтобы монастыри Бог закрыл. Там могут быть только престарелые, за кем ухаживать нужно, которые были священнослужители; это дома призрения, богадельни. А остальные?

Идите по всему миру и проповедуйте. Вы приучите вот этих крошек, чтобы они свидетельствовали, умели говорить о Боге, как у сектантов и иеговистов. Их вызывают, начинают говорить, и ничего не могут сделать, они так рассказывают. Они прямо отвечают: «Если не покаетесь, вы все погибнете». Сегодня время благоприятное, сегодня ещё не убивают; успевайте тренировать детей, тренировать себя, чтобы талант приращивался. А если не будет прибыли? От тебя это не зависит. Если от тебя никто не обратится, но ты всё сделал правильно – награда твоя даже выше будет. Почему? Потому что ты здесь не получил удовлетворения, радости.

У меня радость, когда душа кается, обращается, принимает крещение. Есть такие у нас в общине, очень ревностные. Она одна десять человек заменяет. Ходили мы по квартирам, тысячу квартир обошли, а всего одна душа обратилась, Александра. Она сейчас везде успевает; как Бог нас наградил. Потому что мы всех обогащаем. А как можем обогащать? Достигло тебя, ты обеднел, опустил руки. Чтобы образ Божий восстановить, нужно всё время взирать в Слово Божие, как в зеркало, и смотреть: соответствую я или нет.

Иак.1:23 – «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале».

1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

Дома, не ждать, когда занятия будут, ты ежедневно читай Библию утром и вечером. Днём свободен, руки тщательно вымой, и опять открой. Куда попало деньги тратите, а на книги у вас их нет? Иоанн Златоуст высмеивает неоднократно, как люди трясутся над обувью. Твои одни ботинки стоят Библии. Повесь их на голову и носи, боишься ты их запачкать. Сколько наши тряпки стоят? Сколько потратили на разные переезды, а книги у тебя на столе нет, нет её, ни в сердце, нигде её нет. Она должна быть настольной. Настольной, то есть не убирается. А у нас настольные чашки немытые, вот что у нас настольное. Потому что не просыхаем. У человека одна только дорога: телевизор, туалет, холодильник; всё– круг замкнулся. А у вас должно быть так: молитва, Слово Божие, работа; и всё только к этому должно идти. Пусть Господь благословит всех нас, чтобы в вечности мы, преображённые в образ Божий, наследовали жизнь вечную, встретились там; у ног Его склонились, и наша жизнь не была напрасной. Аминь.

Список всех проповедей

261

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: