размер шрифта
Поиск по сайту

О недостаточности одной веры для спаспния

Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»


Еф.2:8-9; Деян.15:11

Спасение человека-грешника совершается с двух сторон: со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности человеческой природы, повреждённой прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих, павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Человек создан со свободною волею, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор. Сир.15:14-17; Втор.30:19. Для человека-грешника нужно, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела как свидетельство его веры, а со стороны Бога – спасающая благодать.

«Благодатью» называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь видимый мир и человека и направляющая их к конечной цели их бытия. 2Кор.12:9. Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная», которая управляет жизнью и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновение отнял от мира свою промыслительную благодать, весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез бы без следа. Псалмы 64, 103, 138; Деян.17:24-28.

Благодать, призывающая его ко спасению, то есть пробуждающая ум, сердце и волю человека от греховного сна и ведущая его к по- каянию. Иоан.6:65; 15:5; Откр.3:20; Рим.2:3-4; Гал.1:13-17; 1Пет.2:9;

5:10. Но для человека, призванного уже к покаянию, необходима ещё благодать «оправдывающая». «спасительная, т.е. совершающая наше спасение очищением нас от грехов, ибо в Царство Небесное «не войдёт ничто нечистое» – Откр.21:27.

Благодать Божия для души человека, что воздух для тела его. Как без благодати промыслительной нельзя существовать миру, так без благодати спасительной нельзя даже покаявшемуся грешнику наследовать жизнь вечную. Тит.2:11; Рим.3:23-24; 5:17; 1Кор.6:11; Еф.2:5; Тит.3:5-7; 2Тим.1:8-9; Деян.15:11.

 

Разбор возражений сектантов

1. Сектант: Для спасения человека достаточно одной веры. Иоан. 6:47; Рим.10:9; Гал.3:9; Деян.16:31 и др.

Православный: В приведённых местах говорится о том, что для спасения необходима вера во Христа как Сына Божия и в его искупительные заслуги. Евр.11:6; Мф.7:19-23; Иоан.14:21-23; 1Иоан.2:4-5,9,11; 3:1; Иак.2гл.; Гал.5:6; 1Кор.13 гл.

 

2. Сектант: Делами человек не спасается, но только одной верой. Рим.1:17; 3:20; Гал.2:16; Рим.11:5-6.

Православный: Послания апостола Павла написаны им по следующему поводу: христиане из иудеев хвалились своим происхождением от Авраама и Моисеевым законом, исполнение которого они считали обязательным и для христиан из язычников. Рим.2:17,23; Гал.5:4; а эти гордились мудростью своих философов, «не заботясь иметь Бога в разуме» Рим.1:28. Состояние язычников было та- кое: Рим.1:22-32. И он наставляет иудеев-христиан так: Рим.3:29-30; Гал.5:4; Рим.3-9.

 

3. Сектант: Для спасения достаточно одной веры, ибо верую- щий имеет в себе Христа и не только не грешит, но и не может гре- шить. Гал.2:19-20; Рим.8:10; 1Иоан.3:9; 5:18; 3:6. Рим.6:14.

Православный: Рождённым от Бога называется человек, по- лучивший прощение грехов и возрождение в таинстве святого Крещения, в котором он «омывается» от грехов. Деян.2:38; 22:16. Освящается и оправдывается пред Богом. 1Кор.6:11. Но вследствие испорченности человеческой природы люди снова грешат, почему для прощения грехов, совершаемых после крещения, установлены ещё другие таинства: Покаяние – Иоан.20:22-23; Причащение – Мф. 26:28; Елеоосвящение – Иак.5:14-15 – апостолы признавали себя согрешающими. 1Иоан.1:8-10; Иак.1:14, 3:2. Если бы всякий рождённый от Бога не мог совсем грешить, как мыслят о себе сектанты, то зачем бы ему было «хранить себя»? Фил.2:12; 2Иоан.1:8; 2Пет.1:10- 11; Лк.21:19, 16:16. Сектанты же учат совсем иначе, твердя всем, что они уже спасены окончательно и грешить не могут. Очевидно, слова «рождённый от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить» нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха. Откр.15:4. И нужны праведные дела для рождённых свыше. 1Иоан.2:3, 5,29; Иоан.15:5. Итак, кто из рождённых от Бога говорит, что он не грешит, тот «обманывает сам себя, и истины в нём нет», тот «лжец и нет в нём истины». 1Иоан.2:4; Иоан.8:44.

 

4. Сектант: Верующий не явится на всеобщий суд, он уже теперь предназначен к вечной жизни; он уже навсегда и окончательно спасён. Иоан.3:18; 5:24.

Православный: О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не бу- дет судим». Очевидно, здесь речь о настоящей земной жизни, а не будущей небесной. Всякий не верующий во Христа не имеет духов- ной жизни, а пребывает в духовной смерти, т.е. в таком состоянии нравственном, в котором он не способен к совершению добрых дел. 1Иоан.1:2; 4:15,16,21. 5:11-12. 3:14. В приводимых сектантами словах говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, – о Суде не всеобщем, имеющим быть после кончины мира, а о суде перед совестью, словом Божиим. Кто веря в учение Божие, предпочёл греховную тьму Иоан.3:19 – «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». А что на суд должны явится все, не только грешные, но и праведные, об этом ясно учит сам Христос и святые апостолы. Иоан.5:28-29; 2Кор.5:10. Христос говорит, что перед Ним явятся все народы на суд. Мф.25:32. Бог будет судить не только явные, но и за тайные дела, за мысли. Рим.2:16; 1Кор.4:5; Еккл.12:14.

 

5. Сектант: Мы окончательно и навсегда спасены. Еф.2:5-9; Тит.3:5.

Православный: В совершении спасения людей нужно различать две стороны: дело Божие и дело человеческое, т.е. искупление людей всего мира кровью Иисуса Христа и усвоение этого искупления каж- дым человеком, получение в святых таинствах церкви спасительной благодати Божией, внутренне возрождающей и делающей новой тварью во Христе. 2Кор.5:17; Еф.4:22-24. Христос пострадал за грехи всего мира, он спас всех людей от рабства диаволу, для всех открыл двери рая, но не все войдут в него и удостоятся вечного блаженства, не все, спасённые от греха, проклятия и смерти, спасены уже и для вечной жизни со Христом, а только возрождённые, омытые от грехов, оправданные и освящённые благодатью Святого Духа. Бог тем только «дал власть быть чадами Божиими» Иоан.1:12-13; 3:5; 1Кор.6:11; Тит.3:5-7; Еф.2:8; Иак.2:14,21-22.

Таким образом, ни вера, ни дела сами собою ещё не спасают нас. Они дают нам только доступ к спасающей благодати, дают нам только право на получение её. Рим.5:1-2. Господь воскресил наши души от греховной смерти в крещении, Он только отверз нам небо, но 2Пет.3:13 – «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Мы ещё не спасены окончательно для получения вечной жизни, а только стремимся к ней. Фил.3:12-14, получим её при том непременном условии Евр.3:14; Фил.2:12. Мы ещё не спасены, а только спасаем- ся. 1Кор.1:18; 15:1-2; 1Пет.4:18; 2Кор.2:15; Рим.2:13; 5:8-10; 8:24; 5:9; Иак.5:19-20; 1Тим.4:16; Евр.9:28; Фил.3:8-14; Иак.2:19.

 

6. Сектант: Мы спасены окончательно и навсегда, и ни грешить, ни погибнуть уже не можем. Иоан.10:27-28.

Православный: Здесь речь не о том, что овцы Христовы, т.е. веру- ющие не могут уже грешить и погибнуть, а о том, что враг их – диавол не может погубить их для вечной муки, ибо Отец Небесный больше всех, и никто не может похитить их из руки Его. А что верующие сами по своей воле, вследствие влечения к злу греховной их приро- ды. могут согрешить и погибнуть, это видно из тех мест Священного Писания, где верующие предостерегаются от возможности впасть в согрешения. Мф.24:4,11,14; Лк.21:8; 1Кор.10:12; Иак.3:2; 2Пет.3:17;

Евр.3:12-14; 2Иоан.8; 1Пет.5:8; Иак.4:7; Еф.6:11-17. Если бы уверовав- шие во Христа не могли бы уже отпасть от Него, то для чего было бы и предупреждать их от этого; для чего было бы им и молиться словами молитвы Господней: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого? Печальный пример отречения от Христа апостола Петра – это напоминание всем сектантам, впавшим в духовную гордость и самонадеянность. 2Тим.2:26; 1Иоан.1:8-10; 1Тим.5:15.

 

Высказывания святых отцов о спасительной благодати

Св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова в послании к Филиппийцам пишет: «Вы спасены благодатью, не делами, но по воле Божией через Иисуса Христа».

Св. Ириней, еп. Лионский: «Как из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб без влаги, так и мы, как многое, не могли сделаться едино во Христе Иисусе без воды с неба. И как сухая земля не приносит плода, если не получит влаги, так мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше».

Св. Киприан: «Как солнце само собою светит, ручей сам собой течёт, дождь сам собою орошает, так сам собою проливается Небесный Дух… Лишь бы только мы жаждали и было открыто наше сердце; мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к её принятию».

Св. Кирилл Иерусалимский: «Как свет одним своим лучом всё озаряет, так и Дух Святой просвещает имеющих очи, почему, если кто слепотствуя, не бывает сподоблен благодати, то пусть укоряет в том не Духа, но своё неверие», «для жизни благочестивой необходимо то и другое: благочестивые догматы и добрые дела. Что пользы хорошо знать догматы о Боге и срамно любодействовать? И также что поль- зы быть вполне целомудренным и нечестиво богохульствовать?».

Св. Иоанн Златоуст учит, что веровать в Бога – дело не маловажное. Для того нужны не умствования человеческие, но откровение свыше и душа с благодарностью принимающая откровение. «Умоляю вас, будем прилагать всякое старание о том, чтобы нам пребывать твёрдыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную. Ибо если мы с верою не соединим достойной жизни, то подвергнемся жесточайшему наказанию… Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни приобщение таинств, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Господня, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести никакой пользы, если мы не будем вести жизнь честную, строгую, чуждую всякого греха… Вера без дел есть то же, что при- зрак без жизни».

Св. Иоанн Дамаскин: «Выбор добрых дел находится в нашей власти, а исход добрых дел зависит от божественного содействия».

Св. Варнава: «Будем внимательны к последним дням, ибо во время нашей жизни и вера не доставит нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправду… не отделяйтесь от других, как будто вы были уже оправданы, а напротив, собираясь в одно место, исследуйте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще… Каждый получит мзду по своим делам».

Св. Климент Римский: «Итак, что нам делать, братья? Отстать ли от добродетели и любви? Отнюдь нет. Не дай, Господь, чтобы это сталось с нами. Напротив, со всем усилием и готовностью поспешим совершать всякое доброе дело… Добрый работник смело получает хлеб за труд свой; ленивый же и беспечный не смеет и взглянуть на того, кто дал ему работу. И нам надлежит быть ревностными в делании добра. Не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его (Христа) Господом, это не спасёет нас, ибо Он говорит: «Не всякий, кто говорит мне: Господи, Господи! спасётся, но делающие правду» – Мф.7:21. Поэтому, братья, будем исповедывать Его добрыми делами».

Св. Киприан Карфагенский: «Кто имеет истинную веру, тот хранит страх Божий, а кто хранит страх Божий, тот, милосердствуя о нищих, помышляет о Боге; он творит добрые дела, потому что верует, потому что сознаёт истину возвещенного в Слове Божием и непреложном Божественном Писании, в котором сказано, что бесплодные деревья, т.е. люди немилосердные, посекаются и в огонь ввергаются».

Св. Григорий Богослов: «Как дело без веры не приемлется, потому что многие делают доброе ради славы, а не по естественному расположению, так и вера без дел мертва… Итак, покажите веру от дел, покажите плодородие земли вашей: точно ли не напрасно я сеял… Кто приносит плод в стократ, кто в шестьдесят, кто в тридцать».

Св. Исидор Пелусиот: «Вера, оправдавшая вначале, требует со- гласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благости, по справедливости должен изобиловать своими собственными преимуществами, чтобы не быть иначе уличённым в неблагодарности».


358