О душе человеческой, её духовной природе и сознательном состоянии
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Быт. 2:7; Екл. 12:7; Лк. 20:38
Весь видимый и невидимый мир – небо, земля и бесплотные духи созданы единым Творцом, всемогущим Богом. И венцом всех Божьих творений, владыкой всего существующего на земле поставлен человек (Быт. 1:28), созданный совершенно иначе, чем все прочие живые твари. Животных по повелению Божию произвела вода и земля (Быт. 1:20–25), а человека создал Сам Бог по образу и по подобию Своему, дав ему живую душу, почему человек и состоит из двух начал: из тела и души – «и сотворил Бог человека, говорится в святой Библии, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил... И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Быт.1:27; 2:7). Из этих слов Священного Писания видно превосходство человека над животными и отличие их по разумной душе, а также и то, что если тело человека создано из земли, то душа его сотворена совсем иным способом – Божеским дуновением, почему тело и душа совершенно различные составные части человека, хотя и созданы вместе.
Что душа или дух человека – начало самостоятельное и отличное от тела, это ясно видно из многих мест Священного Писания. Екклезиаст так, напр., говорит о смерти человека: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» (12:7). Ап. Иаков учит о душе и теле человека: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26); значит, душа оживотворяет тело. «Мы желаем, говорит ап. Павел, лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор.5:1–9).
После смерти человека душа его живет разумной сознательной жизнью, что видно, напр., из того, что давно умерший Моисей (Вт.34:5–6) и Илия, взятый с телом на небо, беседуют со Христом во время Преображения Его на горе Фавор (Лк.9:28–31); умершие первосвященник Ония и пророк Иеремия молятся о на- роде иудейском (2Мак.15:12–14); умерший богач просит помощи у Авраама себе и живым на земле братьям своим: Лк.16:19–31; находящиеся в аду души ветхозаветных людей слушают проповедь явившегося им Спасителя мира: 1Пет.3:18–20, а умершие святые окружают на небе престол Бога, поклоняются и поют Ему новую песнь: Отк.5:8–9; 7:9–11 и др..
Так учит Священное Писание о душе человека, как имеющей самостоятельное от тела происхождение, как о живущей сознательной разумной жизнью после его смерти.
Но как во время св. апостолов были еретики, отрицавшие воскресение мертвых и учившие, что душа человека погибает вместе с телом его (1Кор.15:12), так и теперь появились лжеучители, вышедшие из секты баптистов (худое дерево дает и плоды худые), – так называемые адвентисты, из которых одни ложно учат, что души людей погибают вместе с их телами, а другие – что они после смерти людей находятся в бессознательном состоянии, как бы спят до всеобщего воскресения и суда над всем миром.
Однако, как увидим, это языческое учение адвентистов ясно обличается св. Словом Божьим и учением св. Отцов Церкви.
Разбор возражений сектантов
1. Сектант: Душа человека, учат адвентисты, как и душа животного, это кровь его: а так как кровь разлагается и разрушается вместе с телом, то, следовательно, вместе с телом уничтожается и душа. Об этом в Священном Писании читаем: Лев.17:14; (Вт.12:23; Быт. 9:4–5.
Православный: В приводимых адвентистами местах Священного Писания, как это видно из предшествующих им стихов, речь идёт о телах животных, поэтому и «душой» здесь называется кровь животных, а не человека, о человеческой же крови говорится только, что в ней «жизнь» человека (ст.5), т. е. что тело человека без крови умирает, и человеческая душа перестаёт без неё жить в теле. Таким образом, кровь человека не есть душа его, а как бы седалище души, то посредствующее начало, через которое душа поддерживает свою связь с телом человека, оживотворяет его тело. Что душа и тело человека два самостоятельные начала, это видно, во-первых, из образа сотворения их: Быт.2:7, т. е. тело человека создано из земли, а душа сотворена дуновением Божеским, почему тело по природе своей вещественно, а душа духовна; тело земного, а душа небесного происхождения, поэтому она не одно и то же, что кровь или тело человека. Во-вторых, из Священного Писания и Ветхого, и Нового Заветов мы видим, что душа есть особое самостоятельное начало по отношению к телу: «и возвратится прах в землю, чем он и был; – говорит Екклезиаст, - а дух возвратится к Богу, Который дал его» (12:7). Об Аврааме говорится в Писании, что он «умер в старости доброй... и приложился к народу своему» (Быт.25:8), т. е. к предкам его. И Моисею говорит Господь: «взойди на гору сию Аварим, на гору Нево... и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему» (Вт.32:49–50). Но известно, что Авраам погребён в земле Ханаанской, а предки его, исключая Фарры, умерли и погребены были в земле Месопотамской и Халдейской. Моисей же умер на горе Аварим, находящейся в земле Моавитской, Аарон – на горе Ор в Аравии, а предки их обоих умерли в земле Халдейской и Ханаанской. Следовательно, Авраам, Моисей и Ааарон «приложились к народу своему» не телами, а душами своими. «С печалью, – говорит патриарх Иаков, – сойду к сыну моему в преисподнюю». Братья Иосифа уверили отца, что его сын растерзан зверями; поэтому, говоря «сойду», Иаков разумел не тело своё, а душу, а словами: «в преисподнюю» он выразил свою веру в существование особого места для душ умерших, где тело Иосифа растерзанное, как думал Иаков, зверями не могло быть. «Не бойтесь, – учит Христос, – убивающих тело, души же не могущих убить» (Mф.10:28), показывая этим различие по природам души и тела. Что тело и душа не одно и то же, это видно и из слов св. ап. Павла: «плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся» (Гал.5:17 и Рим.7 гл.).
«Тело без духа мертво», говорит ап. Иаков. Из приведённых и многих других мест Священного Пи- сания (Иса.38:12; Быт.35:18; Тов.3:6; Мар.14:38; 2Кор.5:1–9 и др.) мы видим, что тело, следовательно, и составная часть его кровь – одно, а душа или дух человека – совсем другое, самостоятельное, отличное от него и по происхождению, и по природе начало. Что касается сравнения душ животных и людей, то хотя Слово Божие и приписывает души тем и другим, но различает их тоже и по образу происхождения, и по их природе. Душа животных вместе с телом произошла из земли: «и сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся душу живую..., да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных» (Быт.1:20–24): душа человека, как мы уже видели, создана дуновением Божьим, имеет не земное, а небесное происхождение: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Быт.2:7 сравн. Прем.С.15:11). Вот почему, если Священное Писание и называет душу человека одним и тем же словом: «душа», по–еврейски – «нефеш», то по отношению к человеку она употребляет его только для обозначения низших сторон духовной жизни человека: ума, памяти, знания, воли, чем обладают и животные; но когда слово Божье говорит о душе человека, указывая на высшую её духовную природу, обладающую разумом, верой, бессмертием, тогда оно называет его другим словом: «дух» по–еврейски – «руах», каковое слово (за исключением одного лишь раза: Екл.3:21) никогда не употребляется в Писании, когда говорится о душе животных. В Священном Писании одним и тем же словом иногда обозначаются совершенно различные понятия и предметы; так, напр., слово «крест» обозначает и видимый вещественный крест (Mф.27:32) и страдания (Mф.14:24) слово «чаша» обозначает и сосуд (Mф.10:42) и также страдания (Mф.22:22); слово «Церковь» означает и общество верующих (Mф.18:17) и храм (1Кор.11:18–22) и т. п. Адвентистам нужно пом- нить, что слово Божье называет «душой» духовную природу не только человека, но и Бога: «Он твёрд, говорит Иов о Боге, и кто отклонит Его? Он делает, что хочет душа Его» (23:13). «Го- сподь, – говорит псалмопевец, – испытывает праведного, анечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс.10:5; см. Суд.10:16; Иер.5:9 и др.). Нелепо и кощунственно было бы, на основании одинакового слова, обозначающего духовную природу человека и Бога, утверждать одинаковое существо и достоинство этой природы в твари и её Творце. Равным образом нелепо на основании того, что иногда духовная природа животного и человека называется в Священном Писании одним и тем же словом «душа» утверждать, что душа человека, как и душа животных, одинаковы, что она в крови его и потому уничтожима. Это противоречило бы всем приведённым нами местам Священного Писания.
2. Сектант: Душа человека не духовной, а телесной природы и потому уничтожима, это видно из тех мест Священного Писания, где не только говорится о душе, что её можно съесть; но что она сама хочет есть: «ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис.11:6) и что её можно искать и уловить; ты «ищешь души моей», говорит Давид Саулу, (1Цар.24:12); «собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, – говорит о врагах своих Давид, – чтобы уловить душу мою» (Пс.55:7; 123:7; Иез.13:19–20), что душа умирает: «да умрёт душа моя со смертью праведников», говорит Валаам (Чис. 23:10; Иов, 7:15), – что, наконец, её мож- но убить и истребить: «проклят, кто берёт подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную» (Вт.27:25); о необрезанном мужеского пола говорится: «истребится душа та из народа своего» (Быт.17:14; Исх.22:12 и др.). Как в Ветхом Завете говорится: «Моисей раб Мой умер» (Иис.Н.1:28), так и в Новом Завете, говорят адвентисты, сказано: «умер нищий», «умер бо- гач» (Лк.16:22). «Лазарь умер» (Иоан.11:14); «мёртвые во Христе воскреснут прежде» (1Фес.4:16), «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли» (Иоан.6:49), т. е. говорится, что люди умирают целиком и телом, и душой.
Православный: Мы уже объяснили, что слова Священного Писания: «кровь есть душа, не ешь души с мясом» относятся не к душе человека, а к душе животных, ибо нигде в Писании душа человека не называется кровью, нигде не говорится, что душа человека в крови – это выдумка адвентистов; напротив, – многие места Священного Писания и Ветхого и Нового Заветов говорят о душе человека как самостоятельном, независимом по своему происхождению и образу создания начале, имеющем не земное, а небесное происхождение и духовную природу (Быт.2:7; Екл.12:7; Mф.10:28 и др.). Поэтому выражения в Писании, говорящие, что душа хочет есть, что её можно искать, уловить, что она умирает и т. п. нужно относить не к духовной природе человека, а к его телу, с которым в течении земной жизни душа так тесно соединена, что составляет с ним одно духовно-телесное существо. Такие выражения нужно понимать в иносказательном смысле. Ведь нельзя же в буквальном смысле понимать такие, напр., изречения Священного Писания: «возлюбленный мой повернулся и ушёл; души во мне не стало, когда он говорил» (Пес.5:6), или: «Дух Божий в ноздрях моих» (Иов.27:3). Богу Священное Писание приписывает члены человеческого тела – руки (Пс.118:73; Лк.23:46 и др.), ноги (Иса.60:13; 1Кор.15:25 и др.), очи и уши: «очи Господни обращены к праведным и уши Его – к молитве их» (1Пет.3:12; Иова 27:3; 4Цар.19:28 и др.); о Боге говорится, что Он обоняет приносимые Ему жертвы: «наблюдайте, чтобы приношение Моё, хлеб Мой в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в своё время» (Чис.21:1), – но кто же из адвентистов, на основании приводимых мест Священного Писания станет утвер- ждать, что Бог, Высочайший Дух, имеет телесную природу и обладает членами тела? Так думали только язычники о своих богах. Так же точно нелепо на основании иносказательных выражений о душе человека, встречающихся в Священном Писании, утверждать, что она вместе с телом человека нуждается в пище, что её можно уловить убить, истребить как какую-нибудь вещь, ибо душа человека по природе своей тоже дух. Из многих мест Священного Писания, в которых говорится, что душу человека убить или истребить нельзя, ибо она духовна и бессмертна, приведём пока слова Спасителя: «не бойтесь, убивающих тело, душу же не могущих убить» (Mф.10:28). «Бог не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38); и этих слов Христа достаточно, чтобы совершенно опровергнуть лжеучение адвентистов об уничтожимости души. Очевидно, что слова: «убить душу», «истребится душа из народа своего», «умер Лазарь», «умер Моисей» и т. п. говорят о смерти земного вещественного тела, а «Лазарь умер» не небесной, по природе духовной души человека.
3. Сектант: Если душа не умирает вместе с телом, то все–таки она находится в бессознательном состоянии до всеобщего воскресения людей, почему напрасны молитвы об умерших, напрасны и обращения с молитвами к святым об их ходатайстве за нас перед Богом: они ничего не понимают, не слышат и даже не чувствуют. О душах умерших сказано:
«и любовь их, и ненависть их уже исчезли, и нет им больше части ни в чём, что делается под солнцем...»; «Всё, что может рука твоя делать по силам, делай, потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екл.9:5,10).
Выходит дух его (человека), и он возвращается в землю: в тот день исчезают все помышления его (Пс.145:3–4; 193:25–26; Иов.14:12; Дан.13:18).
Православный: В приводимых местах Священного Писания говорится не о душах, а о телах людей, которые, сойдя в могилу, не участвуют уже в той жизни, которая продолжает существо- вать «под солнцем», т. е. на земле. Там, в могиле, тело не уча- ствует уже ни в любви, ни в размышлении, там для тела нет уже ни знания, ни мудрости, а для души настаёт со смертью человека совсем другая участь: тело идёт в могилу, а «дух возвращается к Богу, Который дал его» (Екл.12:7). Души людей после их смерти не теряют сознания, не спят бессознательной жизнью, а живут жизнью совершенно сознательной, разумной. Так Авраам и Лазарь не спят, а беседуют между собой (Лк.16 гл.), как не спали беспро- будно беседовавшие со Христом на Фаворе давно умерший Моисей и Илия, взятый живым на небо; не спали и души ветхозаветных людей, находившихся в темнице, ибо слушали проповедь Еванге- лия, проповеданную им Христом (1Пет.3:18–19), не спать, а жить с Ним обещал Христос и покаявшемуся на кресте разбойнику, когда сказал ему: «ныне же будешь со Мной в раю» (Лк.23:43), не спят, а находятся в сознательном состоянии и все святые, которые окружают на небе престол Божий, «поклоняются, Живущему во веки веков» и поют Ему «новую песнь» (Отк.5:8–9; 7:9–10; 11:16– 17). Говорить после приведённых мест Священного Писания, что души умерших спят и находятся в бессознательном состоянии – это значит не верить свидетельству самого Священного Писания (см. подробнее беседу «о молитвенном почитании и призывании святых» ч. 1, п. 10–й).
4. Сектант: Человек если и живет после смерти сознательной жизнью, то только «духом», а не «душой», ибо человек состоит из трёх начал: тела, души и духа. Дух и «возвращается к Богу», а душа погибает вместе с телом: «Слово Божье, учит апостол, живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» (Евр.4:12). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23).
Православный: Слова «дух» и «душа» обозначают одну и ту же духовную природу в человеке и употребляются в Писании одно вместо другого. О смерти Рахили, жены Иакова, так говорится: «и когда выходила из неё душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя Бенони. Но отец назвал его Вениамином» (Быт.35:18); «и испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему» (ст.29); «Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк.12:20). О смерти Сапфиры говорится: «Вдруг она упала у ног его (ап. Петра) и испустила дух» (Деян.5:10). Перед крестными страданиями Христос говорит: «душа Моя скорбит смертельно» (Mф.26:38), а на кресте говорит последние слова: «Отче, в руки Твои пре- даю дух Мой» (Лк.23:46). Если и различаются в Священном Писании душа и дух, то не как отдельные и самостоятельные в человеке начала, а как две стороны или две силы одной и той же духовной природы его, именно: словом «душа» обозначается низшая сторо- на души, направленная на отношение её к внешнему чувственному миру, а словом «дух» называется более внутренняя, высшая сторона одной и той же человеческой души, направленной к познанию Бога, себя самой и мира духовного. На это есть указание у ап. Пав- ла, который учит: «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духов- но; но духовный судит о всём» (1Кор. 2:14–15). Как душевный человек, будучи возрождён благодатью Св. Духа, может сделаться духовным и «служить Богу в обновлении духа» (Рим.7:6), так и духовный может лишиться благодати Божьей и низойти даже на степень плотского, может «начав духом, окончить плотью» (Гал.3:3). О том, что дух и душа одно и то же, и что человек состоит из двух, а не трёх природ, свидетельствует нам и наше самосознание, ибо мы сознаём себя состоящими только из двух начал: телесной и духовной природы, а не из трёх начал.
5. Сектант: Душа сознаёт себя и проявляет свою жизнь посредством органов тела (мозг, сердце), следовательно, со смертью тела душа лишается орудия самосознания и деятельности, почему по смерти человека сознательная её жизнь прекращается до тех пор, пока человек не воскреснет и она снова не соединится с ним.
Православный: Подобное рассуждение совершенно не согласно со словом Божьим, ибо оно ясно говорит нам о том, что жизнь души возможна и вне тела, возможна и без него, примеры чему мы уже приводили, говоря о беседе после смерти богача с Авраамом, о беседе со Христом на горе Фавор давно умершего Моисея, взятого на небо живым и Илии, о проповеди Христа душам ветхозаветных людей, находившихся в темнице до пришествия к ним воскресшего Христа, и о поклонении Богу и прославлении Его святыми, окружающими на небе престол Божий (От.5:8–9; 6:9–11; 7:9–10. См. п. 3–й).
6. Сектант: Каким образом тела без души «услышат глас Сына Божия» при воскресении из мёртвых?
Православный: Услышат силой всемогущего Бога, Который в то время снова соединит душу с воскресшим телом, как услышал, напр., четырёхдневный умерший и уже смердевший Лазарь слова Христа Спасителя: «Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Иоан.11:43); как услышала и умершая Тавифа воскресившего её ап. Петра: «Тавифа, встань. И она открыла глаза свои и увидавши Петра, села» (Деян.9:40; Мр.5:41); как узнали о воскресении Христа святые Божьи люди, о чём говорится: «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Mф.27:51–53).
Вопросы и ответы православного
Вопрос: Одинаково ли созданы первый человек и животные?
Православный: Нет, не одинаково: животных по повелению Божию произвела из себя вода и земля, а человека создал Сам Бог по образу и по подобию Своему, дав ему живую разумную душу. О сотворении животных читаем в святой Библии:
«да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую... да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных» (Быт.1:20 и 24).
О сотворении же человека читаем:
«и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подо- бию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотами, и над всей землёй, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог» (Быт.1:20–28).
Вопрос: Из чего и как создан человек?
Православный: Бог создал тело человека из земли и вдунул в него дыхание жизни или живую душу, почему человек состоит из двух природ: телесной земной и духовной небесной, т. е. из тела и души: Быт.2:7. Прем.15:11. Из вышеприведённых мест Священ- ного Писания видно как превосходство человека над животными и отличие от них по разумной душе, так и то, что тело человека создано из земли, а душа сотворена совсем другим способом – Бо- жеским дуновением, почему тело и душа – совершенно различные самостоятельные составные части человека.
Вопрос: Откуда видно, что душа человека самостоятельное, совершенно отличное от тела начало?
Православный: Из многих мест Священного Писания. Ек- клезиаст говорит так о смерти человека: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» (12:7). Благочестивый царь Езекия, ожидая смерти, так молился Богу: «жилище моё (т. е. тело) снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отре- зать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от осно- вы (т. е. от тела); день и ночь я ждал, что Ты пошлёшь мне кон- чину» (Иса.38:12). Отсюда видно, что как шалаш для пастуха, так тело для души – временное жилище, и что душа так распоряжается телом, как ткач своей основой. Товит просит Бога: «твори со мной, что Тебе благоугодно, повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю» (3:6). Сам Христос учил: «не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить» (Mф.10:28). Оттого душу и нельзя убить, что она бессмертна. О теле и душе Он говорил: «дух бодр, а плоть немощна» (Мр.14:38). Покаявшемуся разбойнику Христос сказал: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» (Лк.23:43). Понятно, что в день смерти Христа разбойник был с Ним не телом, которое предано было в тот же день земле (Иоан.19:31), а душой. Ап. Иаков учит о теле: «тело без духа мертво» (Иак.2:26); значит, оживотворяет тело душа. Ап. Павел говорит: «знаем, что когда земной наш дом, сия хижина (т. е. тело), разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый, вечный... и поскольку знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа..., то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор. 5:1–9). «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод своему делу, то не знаю, что избрать. Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это – несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил.1:21–23). О теле и душе ап. Павел учил, что они настолько противоположны друг другу, что часто воюют один против другого, «ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся» (Гал.5:17; Рим.7 гл.). «В членах моих, – говорит ап. Павел, – вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:23–24). Стефан первомуче- ник, побиваемый камнями, молился: «Господи Иисусе! Приими дух мой» (Деян. 7:59). Из приведённых мест Священного Писания ясно видно, что душа – отдельное начало от тела и как бессмерт- ная, живёт и после его разрушения.
Вопрос: Откуда видно, что души людей после их смерти не спят беспробудно, а бодрствуют, живя сознательной жизнью?
Православный: Из многих мест Священного Писания. Спаситель в притче об умершем богаче и Лазаре говорит о страдании первого в аду и блаженстве второго на лоне Авраама. Из этой всем известной притчи видно, что и по смерти люди живут сознательной жизнью: блаженствуют или страдают, говорят друг с другом, молятся, заботятся об участи ближних своих, а не спят беспробудно, как ложно учат адвентисты (Лк.16:19–31). О преображении Господ- нем мы читаем в Евангелии следующее:
«взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его стала белой, блистающей. И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иepyсалиме» (Лк.9:28–31).
Давно умерший Моисей (Вт.34:5–6) и взятый живым на небо Илия бесе- дуют со Христом о предстоящих Его страданиях, чего они не могли бы сделать, если бы спали на небе беспробудным сном. Спаситель говорить нам:
«Бог не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Mф.20:38).
Ап. Пётр учит:
«Христос, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом... находящимся в темнице (т. е. в аду) духам сошед проповедал» (1Петр.3:18–21),
т. е. проповедал веру в Себя как Спасителя мира.
«Но как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим.10:14)
Очевидно, «находящиеся в темнице» не спали беспробудным сном, а жили сознательной жизнью, иначе не слыхали бы и проповеди Христовой. Что умершие святые бодрствуют и живут на небе сознательно-разумной жизнью, это видно и из Откровения, где говорится, что они окружают на небе престол Божий, поклоняются Богу, воспевают и прославляют Его: Отк.4:10-11; Отк.5:8-9.
Во времена апостолов была такая секта суддукеев, которая точно также как и Адвентисты, учила, что души, как отдельной субстанции, которая может существовать вне тела, не существует, и на основании этого они делали вывод, что и воскресение из мёртвых невозможно. Также они и отрицали Ангелов. Это была рационалистическая секта отрицавшая всё нематериальное. Адвентисты от этой секты наследовали частичное учение о душе. Деян.23:6-8; Матф.22:23.
Саддукеи признавали только Тору – 5 книг Моисеева, по этому Господь опровергая это лжеучение, вынужден был обращаться только к ним. (Матф.22:32).
Если бы души патриархов умирали вместе с телом, то как бы Бог мог быть Богом живых Авраама, Исаака, и Иакова? Тогда бы Он был Богом уже мёртвых. Но Он Бог живых. Мк.12:27.
Когда Павел был в Троаде и там проповедовал даже до полу- ночи, юноша по имени Евтих, слушая его, уснул и упал с окна, и умер. Деян.20:10. Если душа его в нём, значит душа может быть и не в нём. А где душа человека может находится?
А там, например, где находятся души мучеников за Христа: Откр.6:9-11. Эти души живы, они знают, что за них ещё не отмщено на земле, они молят Господа, и Господь их успокаивает.
Небесная Церковь исполнена не только множеством чинов Ан- гелов, но и душами праведников. Евр.12:22-24. И именно к этим праведникам мы и приступаем в молитвах, потому что они живы у Бога.
Об особенном происхождении души человеческой и отличии её природы сравнительно с телом учили все св. отцы Церкви от первых веков её существования.
Иустин мученик в беседе с Трифоном Иудеянином говорит, что тело человека свою природу имеет из земного вещества, а не от Бога. Душа, напротив, от Бога и есть дыхание Божества. Тело, говорит он, по отношению к душе есть то же, что жилище по отно- шению к жильцу.
Афиногор учит, что душа – не плоть и кровь, как тело, а есть чистый дух, что ей «свойственно управлять телесными стремлениями».
Св. Ириней Лионский говорит: «тело подобно орудию, а душа занимает место художника».
Тертуллиан, Ориген и Лактанций тоже учат о душе как совершенно ином сравнительно с телом, начале, совершенно иной, духовной, а не телесной природе.
Св. Афанасий Великий особенно ясно учит о различии телесной и духовной природы в человеке: «всякий, говорит он, кто только друг истины должен сознаться в том, что ум человеческий не одно и то же с телесными чувствами, потому что он, как нечто иное, является судьёй самих чувств, и если чувства бывают чем-либо предзаняты, то ум обсуждает и пересуживает это, указывая чув- ствам на лучшее. Дело глаза – только видеть, ушей – слышать, уст – внушать, ноздрей – принимать в себя запах, рук – касаться; но рассудить, что должно видеть и слышать, до чего должно касаться, что вкушать и обонять, – не дело уже чувств, а судят об этом душа и её ум... Чтобы видеть это в подобии, можно взять для употребления хорошо настроенную лиру и сведущего музыканта, у которого она в руках. Каждая струна в лире имеет свой звук, то густой, то тонкий, то средний, то пронзительный, то какой-либо другой. Но судить об их согласии и определять их стройный лад никто не может, кроме одного знатока, потому что в них только тогда сказывается согласие и гармонический строй, когда державший в руках лиру ударит по струнам и мирно коснётся каждой из них. Подобно сему бывает и с чувствами, настроенными в теле, как лира, когда управляет ими сведущий разум, ибо тогда душа обсуживает и сознаёт, что производит».
Говоря о различии души и тела, св. Афанасий рассуждает: «тогда как человек часто телом лежит на земле, умом мыслит о небесном и его созерцает... Тело по природе смертно, почему же человек рассуждает о бессмертии и нередко из любви к добродетели сам навлекает на себя смерть? Тело также временно, почему же чело- век представляет себе вечное и, устремляясь к нему, пренебрегает тем, что у него под ногами? Тело само о себе не помыслит ничего подобного… Необходимо поэтому быть чему-либо другому, что помышляло бы о противоположном и неестественном телу... Тело не само себя побуждает к деятельности, а побуждается и приводится в движение другим (душой), подобно тому, как и конь не сам собой управляется, а правящим им».
О человеке, как двухсоставном существе, учат многие св. отцы церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Особенно ясно об этом учит блаженный Феодорит, который, опровергая ересь Аполлинария, говорит: «по учению Аполлинария, в человеке три составные части: тело, душа животная и душа разумная, которую он называет умом. Но божественное Писание признаёт только одну душу, а не две, что ясно показывает история сотворения первого человека. Божественное Писание не на трое делит человека, но говорит, что живое сие существо состоит из души и тела. Бог создал тело из персти, вдунул в него душу и тем показал, что в человеке два естества, а не три».
Геннадий Мессалийский пишет: «мы не утверждаем, будто в одном человеке есть две души, как пишут Иаков и другие совопросники сирские, – одна душевная, которая одушевляет тело и смешана с кpoвью, а другая духовная, управляющая разумом. Но говорим, что только одна душа в человеке, которая и оживляет тело своим соединением с ним и располагает сама собой по своему разуму, имея в себе свободную волю избирать мыслью, что захочет... Человек состоит только из двух частей – из души и тела. Дух не есть третья часть в составе человека, как думает Дидим, но дух есть сама душа по её духовной природе»36.
«Помни, христианин, высокое своё происхождение: по телу ты создан из земли, но душа твоя происхождения небесного, она частица Божества, дуновение Самого Бога, отблеск неизреченной Его славы, создана по образу и по подобию Божию. Не забывай, а всегда помни о горней твоей родине и стремись в вечные обители твоего Создателя, где Христом Искупителем приготовлены венцы правды всем возлюбившим явление Его».
- Человек и животные созданы Богом не одинаково: Быт.1:20–28.
- Тело и душа человека тоже не одинаковым образом созданы и не одинаковой по происхождению природы: Быт.2:7.
- Душа человека независимое и совершенно отличное от его тела начало: Ем.21:7; Иса.38:12; Тов.3:6; Mф.10:28; Mp.14:38; Иак.2:26; 2Кop.1–9; Филип.1:21–23; Рим.7:23–24; Гал.5:17.
- После смерти людей их души бодрствуют и живут разумно– сознательной жизнью: Лк.16:19–31, 9:28–31; Mф.20:38; 1Петр.3:18– 20; Рим. 10:14; Откр.4:10–11; 5:8–9.