О внешних обрядах и символах
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Лк.22:41; 1Тим.2:8
Как частная домашняя молитва, так и общественное богослужение христиан сопровождается обрядами и символами. Обрядами называются такие священные действия, посредством которых во время молитвы и богослужения выражается известная истина веры христианской, какое-либо священное событие из жизни Христа и Его церкви или известное настроение души молящегося христианина. То же самое означают священные символы, употребляемые христианами во время молитвы и богослужения. Например, обряд троекратного погружения в воду крещаемого обозначает, что он, окрестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, умер для греха и воскрес для обновлённой жизни во Христе Иисусе. Кол.2:11-12, получив в крещении прощение грехов. Деян.2:38. Белые одежды, надеваемые на крещёного, служат символом, т.е. знаком чистоты его души, омытой от грехов в крещении и записанной в Книге жизни. Откр.3:5; 7:9. Совершением самого крестного знамения мы наглядно показываем, что верим во Христа пострадавшего и распятого на Кресте за грехи всего мира и за нас грешных. Господь создал человека не только из души, но и из тела, поэтому он должен прославлять Творца своего не только душой, но и телом. Если бы мы были бесплотные духи, как ангелы, то молились бы Богу только духом. Притч.17:22. По лицу можно узнать человека и состояние его души. Сир.13:31-32; Еккл.8:1; Матф.12:34. На лицах тяжких преступников (убийц, развратников) всегда отражается их преступная душа, они носят на лице своём «печать Каина», и носят до тех пор, пока не раскаются искренно и не примирятся с Богом, с людьми и со своею совестью Ис.3:9. Быт.4:3-15.
Молитва и есть самое живое, самое сильное движение души человека к Богу, поэтому она непременно должна совершаться с участием тела. 1Кор.6:15-20.
Разбор возражений сектантов
1. Сектант: Не нужно никакого внешнего богопоклонения. Иоан.4:23-24, так и Спаситель учил.
Православный: Здесь Христос даже и не говорит о внешнем богопоклонении. Нужно внимательно рассмотреть всю беседу Христа с самарянкой. О том, что Богу нужно поклоняться в духе и истине знали ветхозаветные праведники. Ис.66:2; 57:15; Пс. 24:5; 85:11-12; 33:19; Пс.50; 3Цар8:23-53. В то время поклонялись в образах, т.е. жертвоприношения были из животных. Евр. 9:9-10. То очищение было только для тела и не спасало. 2Кор.3:6,17; Рим. 2:28-29; 7:6. А теперь истинное спасение жертвою Иисуса Христа. Ветхозаветное поклонение Богу не было в строгом смысле и истинным, ибо люди тогда ещё не знали величайшей истины христианства – троичности лиц в Боге. Деян.2:1-4; Евр.10:10. «Прежние установления, – говорит Иоанн Златоуст, – были только прообразы; ныне же всё – истина».
«Истинные поклонники – это те, которые будут совершать служение не образное, тенистое и указывающее собой на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких теней» Блаж. Феофилакт. Ветхозаветное поклонение Богу было рабским, чуждым спасающей благодати Святого Духа. Рим.5:9-10; 8:15-17; Иоан.15:14-15.
2. Сектант: Не нужно никаких обрядов. Иоан.6:63.
Православный: Христос говорит здесь не об обрядах, а о том, что плотское понимание о вкушении плоти Его у слушателей ложное, что Он даёт не простую плоть, но под видом хлеба и вина даёт Пречистое Тело и Кровь Свою (И. Златоуст, т.8, стр.310).
3. Сектант: Плотские обряды излишни. 1Пет.1:24.
Православный: Здесь говорится не об обрядах, а о непрочности славы и благополучия. Лк.12:16-20.
4. Сектант: Рим.8:5-8.
Православный: Не сказано «молящийся» по плоти или плотию, а сказано «живущие» по плоти, то есть по её прихотям, по её страстям. Обряды – одно, а дела плоти – совсем другое. Гал.5:19-21.
5. Сектант: 1Тим.4:8.
Православный: Под «телесными упражнениями» разумеются не обряды, а укрепление тела гимнастическими упражнениями.
6. Сектант: Фил.3:3.
Православный: Евреи надеялись, что они спасутся уже только по одному тому, что происходят от Авраама и имеют на себе обрезание.
7. Сектант: Мы должны не телом молиться, а только душою. Еф.6:18.
Православный: Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела. Лк.22:41; Деян.7:60; 9:40; 20:36; 21:5; Фил.2:9-10; Мф. 26:39; 28:9; Лк.24:52. 1Кор.14:24-25; Откр.4:10; 11:16.
О благословении руками. Мрк.10:16; Лк.24:50.
О возложении рук. Деян.8:17-19; 19:6; 6:6; 14:23; 1Тим.4:14. 5:22. Воздевать при молитве руки. 1Тим.2:8.
Без обряда невозможно совершение святых Таинств. Сектанты отвергли благословение руками. Лк.24:50-51; Мк.10:16. Отвергли поклоны во время молитвы. Мф.26:39. Светильники. Деян.20:8. Фимиам. Фил.4:18; Откр.8:3-4. Елеосвящение. Иак.5:14-15. Омовение ног. Иоан.13:4-14. Зато сектанты выдумали свои обряды: опрокидывание крещаемого навзничь в воду при крещении, сложение на животе рук при молитве перед обедом, особый обряд брака, наречение имени младенца, обряд обновления дома. Придумали свои праздники, которых новозаветная церковь никогда не знала: праздник жатвы, праздник единства, конфирмация и многие другие. 1Тим.1:6-7.
В православной церкви тоже есть много обрядов, о которых в Священном Писании не говорится ничего. Но нам известно из церковного предания, что они в церкви с апостольских времён. Кроме того, если святая церковь имеет власть отворять и затворять двери рая для людей (Мф.18:19; Иоан.20:23), то тем более она имеет право вводить новые и отменять старые обряды, которые не составляют существа веры.