размер шрифта
Поиск по сайту

О поклонении Ангелам и Святым угодникам Божиим

Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»


Прямого указания прибегать к их молитвенной помощи и заступничеству в святой Библии нет. И настаивать на том, чтобы сектанты молились святым праведникам, достигшим совершенства и святым небесным силам – Ангелам и Архангелам, мы не можем и не должны. Нужно попытаться пробиться к сектантским обольщённым душам, чтобы они не хулили молитвы к святым и к Ангелам. Те, кто прибегает к ходатайству святых, более зримо ощущают своё единство с торжествующей частью церкви – небесной. Мы включаем эту тему в противосектантский материал для ознакомления их с тем, на чём мы обосновываем своё вероучение по этому вопросу.

В помощь истинно верующим в деле достижения ими своего спасения Милосердный Господь даровал ходатаев, молитвенников: Божию Матерь, святых Ангелов и небесные силы, и угодников Божиих. Евр.12:22. В чём выражается эта тесная связь членов церкви земной воинствующей с членами церкви небесной торжествующей? Сирах.44:14. Возвещать хвалу небесных жителей, прославлять их за их веру и благочестивую жизнь, как прославлял ветхозаветных праведников апостол Павел (Евр. 11 гл), ублажать святых угодников Божиих. Иак.5:10.

Церковь строго отличает прославление, которое приличествует только одному Богу, от прославления святых Ангелов и святых угодников. Богу церковь воздаёт Богопочитание, святых же угодников не почитает за богов, а за старших братьев между членами церкви, обладающих сравнительно с живущими, высшим религиозно-нравственным совершенством. Почитают их как существа, находящиеся в особой близости Богу (Отк.3:21; 4:4; 7:14-15; 8:3-4; 20:4), за друзей и слуг Божиих и прославляет их как носителей Божией славы. Господь Бог – Бог ревнитель, славы Своей не даёт истуканам – ложным богам, которых в действительности нет. Ис.42:8. Но Своим угодникам даёт славу (Иоан.15:14; 17:22; Притч.10:7).

Известный  миссионер  в  царской  России  Лазарь  Кунцевич даёт определение что такое секта. «Секта – это нечто грозное, зловещее и неуловимое». В своём основании уже при образовании они соединяются с Дафаном, Авироном и Кореем (Числ. 16 гл.). Бешеная, чисто сатанинская активность в погублении душ. До одурения куцее вероучение их основано на сновидениях-«откровениях» и лжи. Неуловимость их заключается в том, что они обрубили всё, что даёт самобытность, красоту веры. На их жезлах нет ни единой веточки, ни единой почки. Их вероучение просто как старая оглобля. Они выхватывают отдельный стих и повторяют его десятки тысяч раз, как припевы современных песен. Откр.16:13. Их умопомрачительная настырность в произношении отдельных слов: «я спасён! я спасён!! я спасён!!!» напоминает кваканье этих тварей топи и грязи. И если ты приготовился с ними на собеседование, досконально изучив их «учение», то это тебе нисколько не поможет при личной встрече – в течение одной недели они могут трижды переменить свои постулаты и толкование мест Писания. Отрицая поклонение Ангелам, онивсюсвятую Библиюсводяттолькокодному стиху: Откр.19:10. О. Димитрий Дудко даёт такое определение: «Секта – это узость взгляда на истину». Узость заключается в умышленном отсечении всего написанного в святой Библии, что не сходится с их вероучением и толкованием. Они рассуждают так: «Вот Ангел запретил поклоняться ему, значит нельзя». Они не смотрят на то, что во всей святой Библии Ангелы принимали поклонение от людей. Это не вписывается в их концепцию, значит – под нож. Если же брать в совокупности все места святой Библии, то получается, что у Бога то «да», то «нет», и примирить эти «противоречивые» тексты они не могут по своему сектантскому скудоумию. Чтобы разум был развит, нужно смириться и просить у Бога мудрости; но у мудрости свыше есть одно таинственно выборочное качество, по которому она награждает знанием своих приверженцев. Это качество – беспристрастие, т.е. ты должен забыть, как ты был научен, к чему привык, – но с того момента, как мудрость дохнула на тебя и повеяла своим крылом, перерождение твоё началось полное, и ты всё пишешь с нового чистого листа. А иначе мудрость тебя отвергнет, и ты так и останешься засохшим, скудоумным. Иак.3:13; Прит.9:4-9; Прит.11:12.

Иисус Навин поклонился Ангелу: Иис.Нав.5:13-15.

Маной и жена: Суд.13:20. Товит и Товия: Тов.12:16.

Даниил пал на лицо своё пред ангелом: Дан.10:5-9.

Пророк Валаам. Числ.22:31.

И ни разу Ангелы не запретили поклонятся им. Почему? Ответ только один; что в Откровении Иоанн Богослов был в духе, и перед ним развёртывалась картина будущей судьбы мира. Ангелы в целой череде видений непрерывно сменяли один другого. И в этих откровениях, показанных тайнозрителю, Сам Господь Иисус Христос неоднократно является в виде Ангела. Откр.20:1-2. Это – Христос, Которыйсвязываетсатану. Евр.2:14; Матф.12:29; Малах.3:1. В данном стихе пророк Малахия именем «Ангел» называет Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Поэтому мы можем предположить, что Ангелам по определённым признакам нашего поведения даётся познать наше намерение, чувство. И если он данное поклонение не приемлет, а направляет прямо к Богу («Богу поклонись»), значит Иоанн Богослов принял данного Ангела за Христа и воздал ему Божеское поклонение, а вот этого Ангел и не может принять. Вот при такой интерпретации православного мировоззрения у нас нет никаких противоречий в святой Библии, мы «примирили» все тексты между собой. Если бы мы сейчас получили согласие от сектантов беседовать на эту тему, то что бы они ответили? Руководители, как правило, их главари ни под каким видом не допускают до бесед своих последователей с православными, знающими Священное Писание. Я каждый раз жалел об одном, что нет кинокамеры заснять подобные беседы. Когда сектанты разговаривают на улице с теми, к кому они пристают или с теми, кто зашёл в их собрание, то нужно видеть лица сектантских руководителей: они буквально переполнены снобизмом, превосходством над православными – каждого одаривают резиновыми, безразмерными улыбками. Но стоит им только почувствовать, что почва у них уходит из-под ног, то они делаются страшно нахальными и агрессивными, начинают тебя выгонять, выталкивать физически, по виду становясь совершенно помешанными и бесноватыми. Когда я беседовал с молодежью на Маловузовской 3 в Москве у баптистов во ВСЕХБ, то они поступают точно также, как православные и старообрядческие священники и наставники. И когда мы с желающими послушать останавливались на другой стороне улицы, то они подбегали и туда, перелазя через границы своей «канонической территории». А о современных, новейших сектантах без содрогания невозможно и вспомнить. Евр.4:12.

Точно  также  ведутся  рассуждения  и  о  поклонении святым. Сектанты берут только одно место Писания и на нём обосновывают отрицание молитвы святым и поклонения им. За основу взят момент, когда Корнилий поклонился Петру. Деян.10:26.

«Вот видите, Пётр не принял поклонения, а вы кланяетесь всем святым и друг другу, а этого делать нельзя». Когда им указываешь на то, что во всей святой Библии описывается то, что поклонение человеков друг другу не осуждалось ни Богом, ни праведниками, то они эти места просто игнорируют и считают их как за несуществующие.

Любая секта основывается на каком-то отдельно взятом месте святой Библии, с оголтелым отрицанием всего, что не соответствует их пониманию этого места. Вот следующие места, опровергающие сектантское понимание по данному вопросу:

  1. Сыны пророческие поклонились Елисею до земли: 4Цар.2:15.
  2. Елисею поклонилась в ноги вдова сонамитянка: 4Цар.4:37.
  3. Царь Саул поклонился душе Самуила: 1Цар.28:14.
  4. Страж темничный припал к Павлу и Силе: Деян.16:29. Корнилий сотник до пришествия Петра был язычником. Язычники же склонны были видеть во святых апостолах не только слуг Божиих, но и самих богов (Деян.14:11; Деян.28:6).

Несомненно, что и Корнилий до принятия христианства не чужд был языческих воззрений на святых апостолов и воздал Петру божеское поклонение. Язычники имели представление и об Ангелах и знали, что они духи и могущественнее человеков, и что выше Ангелов только Бог. И когда Корнилию явился Ангел и сказал, что есть такой Пётр, который скажет слова, которыми вы сможете спастись, то сотник вполне резонно мог и подумать: если Ангел сам не может сказать этих спасительных слов, а выше Ангела только Бог, то значит у кожевника сегодня в гостях Сам Бог. Потому и воспринял его за Бога. Пётр же обладал даром прозрения, зная про Ананию и тайное; так что и здесь мог видеть, за кого его принял римлянин. И потому и направил этот Божеский поклон по назначению – к Богу, указав на ошибку Корнилия: «я не Бог, я тоже человек, всего лишь такой же, как и ты». Такого поклонения апостол Пётр, конечно, принять не мог; иначе чем же можно объяснить, что он говорит слова, которые в обыденных взаимоотношениях люди не произносят: «Я тоже человек». Значит Корнилий принял его не за человека, и Пётр вносит разъяснения: «Я тоже человек» и направляет данное поклонение Богу: «Богу поклонись». Вот при таком понимании этих, на первый взгляд противоречащих мест Священного Писания, мы их «примиряем» между собою.

Непоследовательность  сектантов  видна  и  при  дальнейшемрассуждении. Они не отрицают молитвы друг за друга, просят молиться за них и отъезжающих от них, и даже своих друзей в Америке и Германии, тамошних основателей их сект. За них могут молиться баптисты-астронавты, находящиеся на Луне. Мы же верим, что со смертью человека он весь не умирает, но только переходит в другую часть церкви – торжествующую, и мы обращаемся за их помощью (Иак.5:16; 1Фесс.5:25; Рим.15:30). Сам Господь научает нас обращаться к молитвенному ходатайству святых (Быт.20:6; Иов.42:8).

Веру в плодотворность молитв святых, отошедших к Богу, исповедовала ещё ветхозаветная церковь (2Макк.15:12-14). И новозаветная книга Откровения (Откр.4:4; 5:8; 6:9-10). Возможно ли допустить, что святые угодники Божии, проявляя деятельную любовь к людям, при жизни на земле непрестанно вознося за них молитвы к Богу, по смерти тела перестали бы ходатайствовать за людей? Разве может со смертью тела прекратиться любовь христианская? 1Кор.13:8.

Как же могут святые слышать наши молитвы, если они не всеведущие? Эти недоумения рассеиваются при свете Слова Божия. Если при жизни Бог наделяет святых некоторым даром прозрения, проникать в глубины человеческого сердца и в далёкое будущее, так что они переносились через громадные расстояния, видели чувственными очами Ангелов, удостаивались созерцать Самого Бога, быть восхищенными до третьего неба и слышать неизреченные глаголы, то почему же они должны быть лишены этих даров, когда уже вошли в непосредственную близость к Богу, их наделившему столь чудными дарами для служения ближним? 4Цар.26:27. Елисей обличил мздоимство Гиезия, узнал совет сирийского царя даже в спальной комнате. 4Цар.6:8-12. Пророки знали и тайные дела царей 2Пар.21:12-15, тайные согласования своих прихожан Деян. 5:3-9. Тем более им открыто может быть многое и даже больше теперешнего по исшествии из этой жизни. Лк.16:13,31. Притча о Лазаре убеждает, что и грешники знают, что делается на земле.

Ходатай по крови – один Христос. 1Тим.2:5. 1Иоан.1:7, но ходатаев по молитве много: 2Кор.1:11. Ходатаи – молитвенники перед Богом. Прочие же ходатаи суть спасители через учение 1Тим.4:16; 1Кор.9:22. Наставники: Евр.13:7; Иов.33:23-24. Моисей на горе был прообразом посредников на горе небесной см. Гал.3:13; Втор.9:25- 29.


412