О святых постах и Церкви Христовой
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Мф.4:2; Мф.17:21; Лк.2:20; 2Кор.6:5.
1. Сектант: Мы не признаём постов. Мф.15:11-17.
Православный: Эти слова сказаны Спасителем к книжникам и фарисеям на их вопрос (ст. 1-2). Фарисеи верили, что пища, принимаемая неумытыми руками оскверняется сама и оскверняет душу человека. Христос обличил фарисеев, что они это пустое предание старцев ставят выше заповеди Божией (ст. 4-6). Не мог Христос отвергать пост, когда сам 40 дней постился (Мф.4:2) и наставлял поститься людей: Мф.6:16-17; Мф.17:19-21.
Утверждение сектантов, что Христос отрицал пост, есть грубое заблуждение, противоречащее учению Христа.
2. Сектант: Апостол Павел осуждает посты: 1Тим.4:1-5,8.
Православный: Здесь речь не о постах, а об отступниках от веры, «запрещающих вступать в брак». Эти отступники – гностики и манихеи, энкратиты, маркиониты, которые, подобно нашим хлыстам и скопцам, учили не вступать в брак и не есть мяса. Да и не мог апостол Павел отвергать пост, когда сам постоянно «пребывал в посте» (2Кор.11:27; 2Кор.6:4,5; 1Кор.9:27).
3. Сектант: Нужен не телесный пост, а духовный (Ис.58:6-8; Зах.7:4-6; Зах.7:9,10).
Православный: Святая Церковь не отрицает духовный пост, а считает его необходимым условием спасительности телесного поста. Один телесный пост без духовного, без терпения, милосердия, всепрощения, смирения, любви не будет для человека спасительным (Деян.23:12-21) Св. Иоанн Златоуст пишет: «Прошу не радоваться тому, что убыла половина поста, – и тогда ликовать... а если не так, то нам не только не будет никакой пользы, но и великий вред оттого, что придёт пост» (IV век).
4. Сектант: Безразлично, будем ли мы поститься или нет. 1Кор.8:8. (Все еретики и сектанты добавляют слова: «И не отдаляет»).
Православный: Приведённое место говорит не о безразличном отношении христиан к постам и пище, а касается отношения христиан к пище идоложертвенной. 1Кор.8:1-17; 1Кор.10:25-28; Пс.23:1; Деян.15:20,29. «Не говори, что написано в Библии, а дай смысл написанного», – cв. Иоанн Златоуст.
5. Сектант: Всякий христианин может есть что и когда угодно.
Рим.14:6; Кол.2:16-17; Гал.5:1.
Православный: В Церковь Христову вступили, кроме язычников, и иудеи, которые не могли сразу отрешиться от обрядовых предписаний Моисеева Закона, касавшихся различных омовений, праздников, суббот, постов и т.д. Христиане из язычников почитали всё чистым и что «нет ничего в себе самом нечистого» – Рим.14:14, унижали немощных в вере иудеев, почему из-за вопроса о пище, субботах и тому подобном начались большие пререкания и споры: христиан-иудеев и христиан-язычников. Апостол Павел (Рим.124 и Кол. 2 гл.) решает вопрос об отношении христианства ко всему обрядовому закону вообще и к употреблению пищи в частности (Рим.14:1-21), как и вопрос об идоложертвенном. Апостол Павел не говорит здесь о ненужности христианских постов, а преподаёт учение о безразличии для спасения того или иного рода пищи и замечает, что если пища, например, мясо, соблазняет кого- либо, то, чтобы не губить немощных, лучше не есть мясо никогда.
Св. апостол тоже был свободен, видел Господа Иисуса Христа, но сам постился, показывая этим пример другим верующим соблюдать посты. (1Кор.9:1; 10:23).
6. Сектант: Если поститься, то нужно определённое время не есть совсем ничего, а не делать различия в пище, не назначать известные дни или времена поста, например, Среда, Пятница, Успенский, Рождественский, Петров, тем более что для этого нет нигде в Писании никакого основания.
Православный: Святая Церковь не возбраняет каждому отдельному христианину, постясь, не вкушать совсем, но должен быть порядок, как говорит апостол: всё должнобыть благопристойно и чинно. 1Кор.14:40 – «потому что Бог не есть Бог неустройства, но Бог мира» (ст. 33), т.е. порядка (2Фес.2:15; Мф.18:17,18). Но в Священном Писании есть указание как на различие принимаемой во время поста пищи, так и на определённые, установленные для постов времена:
а) относительно употребления во время поста одной постной пищи читаем 3Ездры9:24-26. Назореи не пили вина и крепких напитков (Чис.6:14; Суд.19:4; Лк.1:15; Исх.12:15; Рим.14:21; 1Кор.8:13).
б) относительно Среды (времени): Христос был предан на мучения в пятницу (Лк.5:35), а в среду Иуда сделал предательство. Великий пост – подражание Христу, постившемуся 40 дней (Мф.4:21; 1Пет.2:21) Петров пост – подражание апостолам, которые, «быв посланы Духом святым», перед отправлением на проповедь постились (Деян.13:2-3; 1Кор.4:16). Успенский пост – Евр.19:7. Рождественский пост – верующие подготовляют себя к встрече великого праздника Рождества Христова (Деян.27:8-12).
Однодневные посты: Усекновение главы Иоанна Крестителя – 11 сентября н.с. Воздвижение Честного Креста – 27 сентября н.с. – в честь воспоминания страданий на кресте Спасителя мира. Относительно определённых сроков продолжительности поста есть указания: Лев.16:29; Втор.8:3; Зах.8:19; Деян.13:3; Деян.27:8-9.
7. Сектант: Пост убивает тело, а с ним и вредит душе.
Православный: Это не заслуживает внимания, ибо бессильно перед судом слова Божия, перед наукою, перед наблюдением над жизнью человека. Первозданным людям Господь назначил питаться не мясною, но растительною пищей (Быт.1:29).
Каких животных можно есть? – Лев. 11 гл.; Втор. 14 гл.
Посты, узаконенные для Израиля – Лев.16:29; Втор.8:3,5.
Посты в Новом Завете – Мф.4:2; 6:16,17; 9:15; Деян.13:1-3; 2Кор.6:4-5; 11:27.
Апостолы заповедовали поститься и нам. 2Пет.1:6; Гал.5:23; 1Кор.9:25. Современные врачи доказывают, что растительная пища гораздо здоровее и полезнее мясной. Многие болезни излечиваются при строгом воздержании. Цель поста не в расстройстве тела, которое есть храм живущего в нём Духа Святого (1Кор.6:12), а в очищении этого храма от всякой мерзости, в освобождении его от злых похотей и вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу (Гал.5:16-17; Иак.4:1; Пс.34:13).
«Изнурение тела приучает нас к победе над страстями. Впрочем, не так должно поступать с плотью, чтобы естественную её силу расслабить и привести в совершенное бездействие воздержанием и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности следовать за умом» св. Василий Великий.
8. Сектант: Зачем христиане употребляют в пищу мясо свиней, едят рыбу без чешуи и другую, запрещённую Моисеем пищу? (Лев. 11 гл.; Втор.14:1-21). Тогда ешьте и всех других запрещённых животных.
Православный: Для христиан всякая пища сама по себе чиста. Рим.14:1-4; 1Тим.4:2-5; Тит.1:15. Закон Моисея о родах пищи потерял для нас, христиан, всякое значение, ибо мы уже «не под законом, а под благодатью» – Рим.6:14; Кол.2:16-17; 20-22.
Христианам всё чисто, всё позволительно есть в своё время, но если не всякое животное едят, то потому, что как не всякое съедобное растение, так и не всякое мясо животных приятно и полезно (Лк.11:11; Деян.15:28-29).