Об иконопочитании
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
В земле Сеннаар люди нашли равнину и решили построить башню (Вавилонскую), и рассеял их Господь оттуда по всей Земле (Быт.11:1-9), посему имя городу дано Вавилон (смешение). От сотворения Адама до потопа прошло 1656 лет. От потопа до построения башни Вавилонской, до смешения языков прошёл ещё 721 год. Значит, от сотворения Адама до возникновения разных языков, в том числе и русского (условно, что будто бы язык не изменялся), прошло 2377 лет: 1656+721=2377.
От сотворения мира и до построения башни язычников на земле не было в течение 2377 лет (от Адама), до этого дня был один язык. От Адама до Христа прошло – 5508 лет. Но вследствие наказания Божьего за богопротивное дело – устройство города и башни, люди стали говорить на разных языках и не понимали друг друга. Люди группировались по языку и так образовались народы-язычники. Христиане же появились из язычников спустя еще 3131 год. Согласно этой хронологии мы можем совершенно точно сказать, сколько лет русскому языку, так же, как и другим. 3131+2002=5133 года.
Быт.11:4 – «…и сделаем себе имя» – здесь уже противление воле Божией, самонадеянность и гордость привели людей к совершенному отчуждению от Бога. Быт.3:5 – «…и вы будете как Боги» – сказал диавол жене – Еве, что равнозначно «сделай себе имя».
Следовательно, явную и преступную ложь говорят о православных сектанты, называя нас язычниками.
1Ин.2:21; Рим.2:1. Всё это для того, «чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» – Лев. 10:10. 2897 наций в мире насчитывается ныне – это всё язычники.
Иак.2:20-26.
Как божественная по происхождению своему душа всегда ищет Бога и стремится к Нему.
Быт.2:7. Язычники и многобожники – одно и то же. Если укажут нам на иконы, то спросим их: «Разве Бог Отец, лик которого изображён на иконе – ложный Бог; разве голубь (изображение Духа Святого) не показался так? Разве Бог перестанет быть Богом от изображения лика на иконе? Мы никогда икону не называем Богом, а образом. Икона (маленькая) – образок. Изображённый на картине человек не перестал быть человеком, равно и изображённый на фотографии.
Идолы и кумиры
Идолом и кумиром называется изображение ложного бога в камне, в дереве, в металле, в красках или каким-то другим способом. Эти-то изображения ложных богов и почитали язычники за живых богов. Слово Божие называет их: Пс.95:5; Ис.44:9.
Кто же из христиан признаёт икону за живого Бога? А ведь в идолах само изваяние было полагаемо как Божество. Никто из христиан не говорит: «Св. икона, спаси меня». Если иконы сделаны из одного и того же материала, как идолы, то это не значит, что икона через это делается идолом. Из одного и того же материала человек и животное, но кто же на основании этого приравняет их. Из одного и того же материала святая Библия и книги другого содержания, но ты одно будешь хвалить, а другое хулить.
Животные на иконах изображаются не для того, чтобы им поклоняться, но чтобы верно представить историческое событие.
Вот как возникало идолопоклонство.
Иер.2:27; Ис.44:17; Рим.1:21-25; Ис.42:17; Дан.3:14; Пс.113:12.
Внешний вид идолов или кумиров, их значение – как ничто
1Кор.10:20; Гал.4:8; Иер.10:14-15.
В том, что идолы или кумиры были простой выдумкой язычников, убедимся когда узнаем, какие идолы были у язычников.
- Ваал – 4Цар.23:4-5; Иер.19:5; Ис.17:8
- Вил – Дан.14:3; Иер.51:44.
- Молох – Пс.105:19-39; Ам.5:26;
- Ремфан – Деян.7:43.
- Артемида – Деян.19:35.
- Астарта – 4Цар.23:6-7; 10-13; Ис.17:8.
- Хамос – 3Цар.11:7.
- Ермий – Деян.14:12 и др.
О них никто не сказал, что они сотворили полезное или вредное.
Иер.10:5 (до 15); Ис.44:10.
Зная, таким образом, что такое идол или кумир, нельзя их сознательно смешивать с иконами. Возьмём икону «Рождества Христова» и спросим, как назовут они её; если идол, то изображённого на ней никогда не существовало и нет, но это пустая выдумка человечества; если же они в душе верят в это, а не на картинках, то от этого сущность дела не меняется. Если иконы – идолы, то останутся они таковыми же, независимо от того, будут они повешены на стене или будут только представляемы в уме.
Идолопоклонство
Язычники, забыв единого Бога Истинного, выдумали много ложных богов, поклонялись тем, что имели под рукою; а так как кроме страстей не имели ничего, то и богам своим служили страстями. Согласно греческой мифологии, боги на Олимпе вели себя столь же беспутно, как и люди: распутничали, воровали жён, пожирали детей; так например Астарта изображается в виде нагой женщины в самом чувственном образе и считавшаяся божеством половой любви и плодородия. Служение совершалось блудом.
4Цар.23:6-7; Пос.Иер.42:43; Пс.105:37-38; 4Цар.17:17.
Вилу старались угодить тем, что ежедневно приносили ему в пищу 10 больших мер пшеничной муки, 40 овец, вина 6 мер. Дан.14:3, а служители – «... под столом сделали потаённый вход, и им всегда входили, и съедали это».
Прем.14:23-24.
Рим.1:25; Рим.6:21. Как же после этого почитание икон можно назвать идолопоклонством? Какими страстями сопровождается поклонение перед иконами и какому греху научает нас иконопочитание? Напротив, не о Боге ли и Его неизреченной любви напоминают иконы? Если же взгляд на Спасителя и на Его Крест приносят пользу (Числ.21:8-9; Ин.3:14-15), то каким образом это может превратиться в идолопоклонство, если взгляд на иконы будет не просто праздным, а с желанием довести до Бога свои мысли и чувства, с надеждой? Не ясно ли видна путаница в головах тех, кто не может отличить идола от иконы?
Еврейский народ
Как быстро распространилось в роде людском многобожие, идолопоклонство, слово Божие нам не говорит. В 1656 году от сотворения мира (Адама) был потоп, а через 721 год после – столпотворение. Народ (человечество) настолько развратился, что угодно было Господу избрать человека достойного и от него произвести особый народ, в котором бы и сохранилась истинная вера в единого Истинного Бога. Этот человек Авраам, а народ, от Него произошедший – народ еврейский.
Быт.12:1-4. Как твёрдо держался этот народ? Видим, что не устояли евреи против заразы язычества, они усвоили их богов и образы поклонения (Быт.31:19; 30;32;34; 35:2 1Царств.19:13). Исх.3:9; Быт.35:2. Бог открылся евреям, живущим среди египтян, как Сущий – Иегова, то есть всегда существующий, а остальные боги вымышленные. А узнанные боги в Египте - не ваши боги, а чужие. «Вот Моё Имя во веки, в роды...» Господь, оставаясь их Богом навсегда, повелевает бросить тех богов, которых нашли в Египте и даже забыть о них, но евреи и вспоминали и делали их (Исх.32 гл.; Деян.7:41). Где недавно были трепет и ужас, дым и громы в «присутствии» Самого Бога, там евреи сделали египетского идола- быка; вот почему Господь и даёт им первую и вторую заповеди. Отсюда становится ясно, что вторая заповедь в десятисловии на скрижалях направлена против ложных языческих богов, то есть идолов. Как же после этого смотреть на тех людей, которые говорят, что вторая заповедь запрещает иметь иконы? Идолы есть ложь, а иконы есть истина, на них изображается то, что было и есть в действительности.
Доказательства сектантов о том, что всё, что говорится об идолах, это говорится об иконах – есть умышленное извращение Священного Писания на собственную погибель. Разве были иконы в то время, когда люди не знали истинного Бога? А если не знали, то как бы изображали то, что не знали? Если были изображения, как у Иакова (Быт. 35:2), то языческие, а так как икон не было тогда, то не было нужды запрещать их, так как запрещается то, что имеется или делается. Если так даже по-человечески делается (разумеется), то тем более Бог не мог поступать вопреки здравому смыслу.
Священные изображения в Ветхом Завете
Золотая дощечка.
Исх.28:36. А Премудрый говорит: на этой дощечке величие Твоё. Значит, золотая дощечка была печатью или оттиском изображения Святого и Великого Имени Божия.
Херувимы.
Исх.25:18-22. Что это, как не изображение?
Исх.26:1; 2Цар.6:2; 3Цар.6:29.
3Царств 6 глава – подробное описание Храма Соломона. Камни.
Исх.28:11(12:13); Исх.28:13; 17:21; 39:6,7,10-14; 24:4; Исх.30:29.
Господь, запрещающий идолов, повелевает сделать священные изображения. Для чего же Господь не только повелел делать изображения, но и почитать их? Исх.21:1 – «И вот законы, которые ты объявишь им: «...» – далее в главах 21,22,23 – идёт перечень законов.
Исх.24:5; Исх.25:1-9; Исх.25:40; Лев.8:26; Лев.18:30; Лев.19:19.
Лев.19:37; Лев.20:8; Втор.5:1; Втор.4:40; Втор.6:1; Втор.6:24.
Пс.88:31-35; Пс.118:1,2,4,8. Из этого следует, что законы и заповеди, уставы и постановления, в очах Божиих имеют равное значение.
2Пар.1:1; 2Пар.2:1. И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме...
Внутреннее убранство Храма:
2Пар.3:1-14; 4:1-5, 15, 21; 5:1-8; 2Цар.6:18-35; 7:23-29; 8:6,7.
Мало того, здесь были и такие изображения, которые священного значения не имели: волы, львы, пальмы и подобие огурцов, а однако за идолов не почитались.
3Цар.7:29; 3Цар.6:29; 3Цар.6:18; 3Цар.7:24 (огурцы). Слава Господня наполнила этот Храм (2Пар.7:1-12). Моисей, Давид и Соломон со всем народом Божиим имели у себя иконы.
Протестанты напирают всегда на то, что сходен-де материал, из которого сделаны идолы и иконы, и очень уж похоже описание идолов. Всё так, как будто про иконы написано. Идол и иконы из одного и того же материала: Ис.40:19-20; Ис.44:13-17; Деян.7:43 и 3Цар.6:23, Исх.36:35; 2Пар.2:14 (но иконы – это не идолы).
Храм ведь тоже строился руками, а не ногами, и он ведь не идольское капище. Звери и люди изображаются, но им нельзя служить как Богу.
Иез.8:10; Деян.7:41; 3Цар.7:29 и даже змея Господь повелел (изобразить) сделать Моисею (Чис.21:8-9), но потом почитание змея было уничтожено (4Цар.18:4), т.к. ему уже дали имя «Нехуштан». И иконы никто не почитает за живых богов, а лишь за изображения.
Священные изображения в Храме Зоровавелевом и принятие их Христом и апостолами
Храм Соломонов через 400 с лишним лет был разрушен, евреи взяты в плен вавилонский за 585 лет до Рождества Христова. 2Ездры1:54
На месте Храма Соломона был построен после возвращения из плена новый храм, называемый по имени строителя – Зоровавелевым (Зоровавель).
Описание Храма: Иез.41-44 гл.
Малахияговорит, чтовэтот Хрампридёт Христос. Мал.3:1.Внутри и снаружи Храма по стенам от пола и до потолка были резные изображения: иконы херувимов, сделанные по повелению Божию. Лк.2:22-27; 42;46;49; 22:53. В Евангелиях даются описания того, как в этот Зоровавелев храм приходили апостолы, и Сам Господь молился в нём.
Что же, неужели Господь ошибся и пришёл не в тот дом или не заметил изображений? Слово «икона» в переводе с греческого обозначает «изображение».
Лк.24:53; Мрк.11:11; 1Цар.4:4; Иез.10:18 (вся глава). Священные изображения должны быть в Новом Завете.
Ветхий Завет был договором Бога с еврейским народом. Евр.1:1- 2; 1Пет.1:25; Ис.14:27; Мрк.11:17.
Апостолы приняли Храм с изображениями.
Деян.2:46; Деян.5:12; Деян.3:1; Деян.22:17; 1Кор.4:16; 1Кор.11:1.
Протестанты, убедившись, что иконы не есть идолы, говорят, что прямого указания на иконы нет в святой Библии. Доброе дело делается без повеления. Быт.28:19 – Иаков поставил столб каменный на месте явления Бога. Суд.6:24 – Гедеон поставил большой камень и назвал его камнем завета с Господом. Ис.Нав.22:10 – Без повеления Божьего устроили алтарь.
1Цар.7:12 – Пророк Самуил поставил знак победы тоже без повеления. 3Цар.7:29; 8:11 – Соломон без повеления сделал многое и принято Богом. Также и празднование Дня Святой Троицы в воскресный день, Рождество Христово, – всё это мы делаем без повеления Божьего.
Из множества Евангелий (около 20), без повеления (по Преданию) мы признаём только четыре.
Исправление ветхозаветных изображений в Новом Завете
Будучи принятыми Христом и апостолами, изображения перешли в Новый Завет со второй заповедью: сделайте «всё, как Я показываю тебе».
Исх.25:9. Требует исправления ветхозаветных изображений потому, что в Новом Завете показано нам Богом то, что ещё не было нам показано в Ветхом Завете.
Амос 9:11. Ветхозаветные изображения, как и всё остальное, установлены были только «до времени исправления». Евр.9:10; Деян.15:15-16.
Ковчег завета и золотая дощечка – Образ Бога невидимого
Иис.Нав.10:35; 2Пар.6:21; Пс.131:8; 2Цар.6:21.
Лицо Бога людям ещё не было явлено: Втор.4:12; 4:15-19. Причина эта лежала во всех евреях; если бы Господь явил лицо, то они сейчас же сделали бы изваяние наподобие египетских и приравняли Его к языческим богам; но по мере приближения времени Бог стал открываться. Ис.6:1; Дан. 7:9-13. Вместо изображения Лица Божьего евреям было дано изображение «Имени». Исх.28:36-38.
С Рождением Иисуса Христа Бог явился на земле. Ин.1:1-14; Фил.2:6,7; Кол.2:9; 1Тим.3:16; 1Ин.1:1-3.
Бог показал Себя людям; и теперь вместо золотой дощечки – икона Спасителя. Христос есть Образ Бога невидимого. 2Кор.4:4; Кол. 1:15.
Кто видел Христа, тот видел Отца – Евр.1:3; Ин.14:7-10; Ин. 10:30; Ин.1:17-18; Ис.6:5; Лк.3:21-22;
Изображения херувимов
Быт.3:24; 16:7-11; Суд.6:12 – Ангелы. Гал.3:19.
Поэтому их изображали: Исх.25:18; 26:1; 3Цар.6:23-29;
Лк.2:9-14; 24:4-7; Ин.20:12 Мф.28:3-7; Деян.1:11 – Ангелы в Новом Завете. В Ветхом и Новом Заветах Ангелы показывали себя одинаково, поэтому изображения их перешли без изменения.
Два камня с именами сынов Израилевых Исх.28:11-21. Так как до пришествия Христа все находились в преисподней, а имена праведников писались на небесах (Исх.32:32), то в Храме и разрешалось иметь только имена (Рим. 7:15-23).
До «Голгофы» души всех людей находились в преисподней: Втор.27:26; Иер.11:3; Гал.3:10-11.
В преисподнюю шли праведники, не только грешники; об этом говорит Иаков, когда ему возвестили о смерти Иосифа: Быт.37:35.
Но Христос души праведников вывел на небо: 1Петра 3:19; Откр.4:4.
Устройство в Храме – по образу небесному (Исх.25:40), значит и их изображения должны появиться в Храме.
Разбор возражений протестантов
1.Сектант: Бога нельзя изображать на иконе, ибо Его никто не видел, как и сказано в Священном Писании: Ин.1:18; 1Ин.4:12; 1Тим.6:16; Исх.33:20. Бога никто из человеков не видел и видеть не может.
Православный: Бога нельзя видеть как Духа, но Его можно видеть людям, когда Он является им в известных видах и в образах. Что люди Его видели, говорит Священное Писание так: Бог явился Аврааму в виде трёх странников – мужей (Быт.18:1-6). Видел Бога Иаков (Быт.32:30).
Моисей тоже видел Бога. Исх.33:11; Чис.12:6-8; 3Цар.22:19; Амос 9:1.
Иисуса Христа люди видели, когда Он жил на земле с ними.
Ин.1:14; 6:36; 14:9; 1Ин.1:3; 1Кор.15:8; Деян.7:55-56; 9:3-5.
Духа Святого видели и народ и святые апостолы в виде огненных языков: (Лк.3:21-22; Деян.2:1-4).
Во многих видах являлись Господь и Его святые в Откровении к Евангелисту Иоанну: Откр.5:6-8; Откр.7:2,11,17; 4:2-5. Люди могут изображать Бога для своего укрепления и назидания в вере, ибо видели Его. Ин.1:14.
2. Сектант: Всякие изображения, а следовательно, и иконы запрещены Самим Богом: Пс.113:10-16; Ис.44:10-17; Иер.10:3-6; Прем.14:12-20; Посл.Иер.; Рим.1:22-23.
Православный: Из приводимых мест нигде ни слова не говорится о священных изображениях, то есть об иконах, а говорится лишь об идолах и кумирах, что совершенно не приложимо к святым изображениям. Слова Заповеди: «не сделай себе кумира» – говорят об изображениях нечистых, а священные изображения сам Бог повелел иметь.
Исх.26:31; 3Цар.6:23; 2Пар.3:7-14; Исх.36:8. Найдите хотя бы одно место в святой Библии, говорящее о том, что не нужно иметь св. иконы.
3. Сектант: Если вы, православные, не считаете икону за Бога, то почему не только дети, но и взрослые называют икону Богом?
Православный: Да, икона иногда называется Богом, но это только в разговорном языке, для краткости речи. Подобно тому, как, указывая на портрет, говорят: «Это отец мой, это сын мой!». В Священном Писании мы видим, что кивот Божий называется Богом, ибо он напоминает собою Бога.
Числ.10:35-36; 1Цар.6:19-21.
4. Сектант: По-нашему: идолы и иконы, одно и то же: о тех и других можно одинаково сказать словами Священного Писания: Пс.113:12-15; 134:15-17.
Православный: Да, по мудрованию людей идолы и святые изображения одно и то же, а по учению слова Божьего, совсем другое; ведь и изображения херувимов имели уста – но не говорили, и уши – но не слышали, руки – но не осязали, но их носили священники: Чис.4:14,15; Ис.Нав.3:6-26.
Херувимов возили на волах – 2Цар.6:6-10. Однако Господь через священные изображения не только творил великие чудеса, но сокрушал и самих идолов – 1Цар.6:10-12; 5 гл. За непочтение к святыне Господь убил 50 тыс. и 70 человек.
Ветхозаветное всё было прообразом новозаветного, чтобы мы не были похотливы на злое. 1Кор.10:6-11.
5. Сектант: Можно согласиться, что идолы и святые изображения не одно и то же, но ведь изображения херувимов в скинии Давида и Храме Соломона были сделаны для украшения и, пожалуй, для напоминания, но перед ними не молились, не кланялись, не кадили, не возжигали свечей.
Православный: Дело обстоит иначе. Господь велел сделать изображения не для украшения только, но Он среди Херувимов изрекал Свою волю. 3Цар.,6 глава; 2Пар. 4 глава; Исх.25:22.
В храме было много изображений, но ни через одно из них Господь не проявлял Своей (воли) и силы, а только через иконы херувимов – 1Цар. 5,6 главы. Через них Он разделил воды Иордана – Ис.Нав.3:14-18. Разрушил стены Иерихона – Ис.Нав. 6 гл.; Исх.25:22. Здесь же встречались мольбы народа и воля Господня. Здесь молились, поклонялись, приносили Богу жертвы, кадили фимиамом, зажигали светильники и лампады. Пс.137; Ис.Нав.7:6 – поклонялись. – Пс.5:8.
3Цар.3:15 – приносили жертву; теперь это – молитва – Мф.5:23,24. Исх.25:31-40 – светильник – семисвечник, который и сейчас стоит в православном храме за престолом (Лев.24:33). Ис.27:20-21 – светильник зажигали перед ковчегом, и это устав вечный. Исх.37:29; 30:1-8; 30:34-38 – курение специальным составом. Исх.25:37; 27:21; Чис.8:2-3 – лампады. Евр.9:5 – кадило.
6. Сектант: Изображения херувимов в Ветхом Завете были, но в Новом Завете они отменены. Евр.9:5.
Православный: Здесь Священное Писание не запрещает говорить о херувимах, но считает не нужным перечислять подробно все до одного предмета, бывшие в Храме, ибо евреи и сами хорошо знали то, что в нём было. «О чём не нужно говорить теперь подробно» — эти слова относятся не только к Херувимам, но и ко всем предметам Храма. 1Фес.1:8. Смысл стиха (Евр.9:5 ) в том, что все об этом знают.
7. Сектант: Изображения херувимов были только до Нового Завета, «до времени исправления», но теперь они отменены. Евр.9:8-10.
Православный: Во-первых, у нас, христиан, стоит не прежняя скиния с кровью тельцов и козлов, а новая, с Пречистой Кровью Господа Иисуса Христа, Своею жертвой на Голгофе открывшего нам путь в Небесное Святилище. Во-вторых, «исправлять» не значит
«уничтожать», то есть отменить, а значит заменить одну часть предмета другою, новою.
Обрезание младенцев заменено крещением; священство Аароново – священством Христовым (апостольским); суббота заменена воскресением, а жертвы животных – великою жертвой Христа. Чем же заменили ветхозаветные священные изображения? Как их исправили? – никак не исправили, ничем не заменили, они остались. Чтобы понять слова «до времени исправления» нужно читать 9 главу с начала и увидим, что речь идёт не о «херувимах славы», а о кровавых жертвах, которые были установлены до времени исправления, то есть до тех пор, пока Христос не упразднил их Своею крестною Жертвою, что и видно из дальнейших стихов.
8. Сектант: Христос сам отменил ветхозаветные изображения: Евр.10:9.
Православный: Что же было постановлено «второе» в послании к евреям, 10 глава, объясняет, что здесь ни слова об изображениях, а только о жертве животных, заменённых жертвою Христа за грехи всего мира.
9. Сектант: Апостол Павел запрещает поклоняться иконам. Деян.17:25.
Православный: Здесь апостол Павел говорит не о Христианах и их священных изображениях, а об язычниках и идольских капищах.
Когда апостол Павел пришёл в Афины (Деян.17:15), то был с иудеями, а христиан тогда в Афинах ещё не было. В 25 стихе говорится о «храмах» и «святынях» (17:23,24) жителей Афин.
10. Сектант: Деян. 17:29 – «Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого».
Православный: Прежде всего, мы, православные, вовсе не думаем, что Божество подобно золоту и иконы не считаем за Божество. Апостол Павел говорит об язычниках-афинянах, не знавших Бога и говорит не об иконах и Крестном знамении, а об идолах.
11. Сектант: Внешнее богопоклонение отменил Господь. Ин.4:23-24.
Православный: Ни Евангелист Иоанн, ни апостол Павел ни слова не говорит о святых изображениях и не отрицает внешнее богопоклонение, ибо сам Христос и его святые апостолы употребляли внешнее поклонение и обряды.
Лк.22:41; Лк.24:50-52; Деян.7:60; Деян.9:40; Деян.20:26; Евф.3:14.
Деян.6:6-7; 1Тим.2:8. В беседе с самарянкою Христос учит, что ветхозаветнее богослужение с кровавыми жертвоприношениями будет заменено новозаветним, истинным, духовным, когда вместо крови тельцов и козлов будет приноситься истинная духовная жертва во оставление грехов (Мф.26:28) и в жизнь вечную (Ин.6:27; 6:51-55).
12. Сектант: Кто поклоняется образам, тот будет мучиться в огне и сере, и в озере огненном. Откр.13:15; 19:20, Откр.14:11.
Православный: Для всякого здравомыслящего человека понятно, что здесь говорится об образе зверя, а не об иконах Спасителя, Божией Матери и святых.
13. Сектант: Если иконы угодны Господу, то почему Он не наказывает оскорбляющих и даже уничтожающих их?
Православный: Кара небесная не раз постигала кощунников. Если человек не наказывается за грехи здесь на земле, он будет наказан там. Бог попустил дважды разрушить Свой Храм; и распинатели Христа не были наказаны при жизни. По святому преданию: Евангелист и апостол Лука написал 4 святых иконы Божией Матери. Прокажённый князь Едесский (Авгарь) просил Христа придти и исцелить его. В конце концов послал к Нему своего придворного художника Ананию, он пытался издалека рисовать лицо Христа, но не мог. Христос отозвал Ананию, отёр Своё лицо убрусом (полотенцем) и на нём отобразился лик Христа, и Авгарь исцелился.
Климент Александрийский и Тертуллиан (I в.) пишут об иконах (в это время жил ещё святой Иоанн Богослов). Святой Дионисий Ареопагит (Деян.17:34) – ученик св. апостола Павла пишет св. Иоанну Богослову «поистине видимые иконы суть видимое невидимого». Об иконах пишут: Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, св. Иоанн Дамаскин (8 в.), Амвросий Великий и многие другие. (Прочтите в нашей книге «Симфония на Жития святых» в главах
«Идол» и «Икона». Ничего нагляднее нельзя придумать специально, как показано было это в течение двух тысяч лет в жизни Церкви Христовой.)