Пособие по изучению Евангелия от Марка
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Создатели фильма «Иисус» очень удачно избрали для этого Евангелие от Луки, который написал его, исследовав вышедшие до этого два Евангелия: от Матфея (написанное для евреев через пять лет после вознесения Христа), от Марка (через семь лет написанное для римлян). Через пятнадцать лет после Воскресения Христова Лука приступил к написанию как бы письма, отчёта, по сегодняшнему сказать, как бы реферата для своего друга. Лк.1:1-3 – Неоднократный просмотр фильма «Иисус» очень хорошо помогает закрепить в памяти молодых его содержание.
При изучении Евангелия от Марка по этому материалу, составленному на основе «Пособия по изучению Евангелия от Марка», желательно составить группу с определённым количеством участников. Если будет более 10 человек, то занятия будут более продолжительные, даже если только не более половины будут активно участвовать в разборе Слова Божия. Предварительно каждый из них пусть прочтёт это Евангелие хотя бы по три раза. На вопросы, которые будут ставиться, желательно чтобы все свободно отвечали, деятельно участвовали в собеседовании. Не все ответы будут правильными, это можно поправить. Главное, чтобы все принимали активное участие и много записывали, чтобы после окончания занятий можно было сравнить, с чем пришли и с чем ушли с этих курсов. Возраст участников этого благочестивого кружка ничем не ограничивается, но обязательно должен быть старший или всегда один и тот же, или на каждом занятии быстро избирать другого, или желающего, но обязательно только того, кто хорошо знает толкование святой Библии по святым отцам Православной Церкви. По этому пособию легко заниматься и в домашней обстановке со своею семьёю. Это пособие не ограничивает, не сжимает никого только в эти поставленные вопросы. Здесь даётся каркас, минимум, а вы можете расширять его в зависимости от того, какие могут возникнуть новые вопросы.
Это пособие для многих послужило благословением и были получены отзывы от людей, занимавшихся по нему, что оно помогло им спастись в трагические минуты, когда у них жизнь потеряла всякий смысл, и люди находились на краю пропасти. Если у вас появятся какие-либо сомнения в том, годится ли это пособие для православных, то посоветуйтесь с рождённым свыше священником, любящим слово Божие и Христа, или напишите нам, и мы постараемся разрешить ваше недоумение.
Для более глубокого исследования Священного Писания лучше подходит самое краткое Евангелие от Марка.
Обязательно необходимо не только открывать указываемые тексты, но и внимательно вникать в них. От этого зависит более глубокое уразумение смысла Священного Писания. Кому лень это делать, тому лучше и не начинать предлагаемого метода чтения.
Лучше всего уделять на чтение полчаса первым делом утром, пока ум ещё свеж и душа не охвачена впечатлениями дня. Лучше не останавливаться долго на непонятных местах, но читать дальше, не теряя много времени. Такие места впоследствии нередко разъясняются сами собою. Очень желательно перед чтением и во время чтения молиться: лучшие мысли приходят свыше. Чтение даст мысли, которые могут быть обращены в молитву, и молитва вместе с чтением даст тогда благословенный результат.
Евангелие от Марка 1 глава с 1 по 8 стих (Мрк.1:1-8)
В чём, собственно, заключается «благая весть»? Лк.2:10-11 Неужели она сводится только к провозглашению высокой морали? Или к возможности получения прощения грехов и загробной жизни? Мф.1:21 Он спасает «от» грехов, но не «во» грехах. Рим.1:16 (сила свыше). Тит.2:11-14 – (не ко всякому беззаконию).
Весь курс изучения по этому пособию будет отвечать на вопрос: как понимать слова «Сын Божий».
Бесстрашность молодого проповедника праведности Иоанна Крестителя (Лк.3:2-18 в Израиле стать учителем, проповедником было можно только в тридцать лет. Т.е. Иоанн, считая по нашим меркам, только что получил диплом – молодой специалист). Сколько в нём видно не только силы, но и смирения! Иоан.3:26-30 – Неужели истинное смирение является признаком слабости? Пророчества об Иоанне. Ис.40:3 - за 700 лет до рождества Христова. Мал.3:1 – (За 433 года до рождества Христова). Иоанн шёл всегда прямолинейно и никогда не входил в компромиссы со своею совестью; вследствие этого он мог сделаться совестью для окружающей его среды.
Возможны ли вера и прощение грехов там, где нет внутреннего поворота к Богу?
Деян.3:19, 26:20; Ис.45:22 – Как другими словами выразить эти слова «сделать прямыми стези его»?
Тысячи людей каялись под впечатлением проповеди Иоанна. Куда они потом делись? Зная дальнейшую историю мира и конкретно Иудеи, мы можем дать не приблизительный ответ. Может ли одно сознание своей вины, греховности исправить человека?
Рим.7:13-21; Иоан.15:5 – Чего не хватало? В чём Иоанн видит великое преимущество Христа над собою? Мрк.1:8. Когда Христос крестил Духом Святым уверовавших в него? Касается ли это и нас теперь? Деян.2:39 Вода – символ внешнего очищения, Дух же очищает душу. 1Кор.6:11 – И даёт силу для новой жизни и служения. Деян.1:8
Евангелие от Марка 1:9-13
Всякий человек – произведение своего времени и окружающей его среды. Подходит ли это к Иисусу, пришедшему в Иудею из маленького, невзрачного Галилейского города Назарета?
Как старательно Бог готовит своих избранных слуг. Например, Моисея, Давида, Даниила, ап. Павла и других. Христос прошёл тридцатилетнюю подготовку для трёхлетнего служения, и как много Он совершил! Будем и мы терпеливы в Божьей школе. Евр.10:36; Рим.5:3-4. Зачем Христос крестился у Иоанна. Мф.3:13- 17; Филип.2:6-7; Евр.2:17 – В какой связи стоит крещение Иисуса с началом Его всенародного служения?
Родившись от Духа Святого, Христос теперь получает помазание Духа на служение. Лк.4:18; Деян.10:38; 19:2 – Может ли Божий слуга обойтись без этого и теперь? Искушение Христа (ср. Мф.4:1-11; Лк.4:1-13) (обязательно полностью, не спеша прочитывать все указанные места). За самыми блаженными часами нашей жизни могут следовать времена самого тяжёлого искушения.
Почему искушение последовало вскоре за крещением? Какова связь? Зачем Христу надлежало быть искушённым? 1Пет.4:12; Евр.2:17-18; Евр. 4:15; 5:8 – Из этого видно, что само искушение, когда его преодолеваешь, ещё не есть грех или несчастье. Когда начинается грех? Иак.1:15 – На каждое искушение следует смело смотреть как на случай для одержания славной победы (как на барьер для скаковой лошади или как на встречную волну для корабля). Можно всегда побеждать. 1Кор.10:13; Еф.6:10-18; Рим.8:37 – Кто сам не побеждает в искушениях, тот и другим не может помочь. Тонкость этих искушений. Прельщение было не к явному или грубому греху. К чему, собственно, клонились все три искушения? Рим.6:16; 2Пет.2:19 – Какой момент искуситель избрал для нападения? Лк.4:2 – Какое предостережение для нас в этом?
Как Христос отнёсся к искушению? Каким путём Он отразил его? Как нам поступать в подобных случаях? 1Пет.5:9; Еф.6:11-17.
Желательно, чтобы каждый из участников кружка по изучению Евангелия от Марка припомнил и рассказал случаи, в которых Бог помог ему при искушении сохранить себя. Очень желательно достать книгу Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и с рассуждением, с разбором прочитать главу «Великий Инквизитор» об этих трёх искушениях диавола. Бесподобные и гениальные мысли русского пророка Феодора сына Михайлова, раба Божия, да войдут в сердца русских людей, а особенно священников.
Евангелие от Марка 1:14-20
Служение Христа начинается за окончанием проповеди Иоанна. Сперва плуг, потом посев. Сперва обличение, затем исцеление. Сперва закон, затем благодать. Иоан.1:17. Что такое «Царствие Божие» и где оно? Не есть ли оно там, где Дух Божий господствует? (ср. Мф.12:28, 19:23; Мрк.10:14; Лк.9:62; 17:20-21; Иоан.18:36; Рим.14:17; Кол.1:13). Если это так, то что значит выражение «войти в Царствие»? Мало принимать, стоять «близко» и соглашаться; нужно действие воли – «войти, принять».
Первые проповеди Христа сообщали о двух фактах и требовали от людей двух действий. Стоит вникнуть, в чём разница с проповедью Иоанна. Первое знакомство Христа с будущими учениками указано в Иоанне. Иоан.1:35-51. Теперь Он зовёт их следовать за Собою. Хорошо вспомнить, какими они были по природе, и что Христос сумел из них сделать. Иоан.1:42; Деян.4:13, 2:14 - Почему Христос выбрал Своих первых деятелей из этой простой среды? Мф.11:25; 1Кор.1:26-29 - Христос призывает учеников не к отшельничеству, а к деятельной, благословенной для других жизни. Не в монастырь, а к народу. Иоан.17:15-18; Иоан.20:21; Мф.10:6-8 – Одно ли духовенство в настоящее время призвано быть «делателем» на ниве Божией и распространителями Евангелия или к участию в этом призваны также все истинные христиане?
Деян.4:20; 8:1-4; 11:19-21; Рим.16:3-6,9,12; 1Фесс.1:8; 1Тим.5:17 – Сегодня самое большое сопротивление в этом направлении оказывают именно церковники, и этой самоизоляции учат и в семинарии и в академии. Ученики с радостью пошли за Христом, оставив прежний образ жизни. Не следует ли некоторым из нас, если хотим быть учениками Христа, переменить свою жизнь в каких-нибудь отношениях и особенно в отношении проповеди по всему миру, от человека к человеку, от двери к двери, как делают свидетели сторожевой башни, распространяющие свою ересь? Десять из них в этом отношении и направлении делают больше, быть может, чем все священники православной церкви. Еф.4:17; 2Тим.2:4 – В чём например?
Евангелие от Марка 1:21-34
Учение книжников заключалось главным образом в бездушном, мелочном толковании закона Моисеева и преданий старцев, причём важное место отводилось цитированию мнений и изречений знаменитых раввинов (ст.22). Дивиться учению Христа и преклоняться перед ним недостаточно. Лк.11:28; Иак.1:22 – Проповедь Христа неожиданно прерывается криками несчастного бесноватого. От присутствия Христа зло обнаружилось. Христос не прогнал несчастного, а исцелил его. Он на деле показал, что Он имеет абсолютную власть и над миром нечистых духов. Мф.28:18; Мрк.1:27 – Христос является здесь не моралистом, а Победителем нечистой силы.
Можно ходить в синагогу, можно признавать Христа Богом, знать всё и всё-таки остаться с бесом в душе. Мрк.3:11, 5:7; Лк.4:41; Деян.19:15; Иак.2:19 – Какая антипатия и какой страх звучат в словах: «Оставь, что тебе до нас». 2Кор.6:15; 1Иоан.3:8 –. Почему народ собрался так поздно при наступлении вечера (ст.32)? Субботний день кончался при заходе солнца. Исх.20:8-11; Лк.13:14. Почему Он никогда не позволял бесам свидетельствовать о Нём? Лк.4:41 – Быть может, потому, что у Него цель не оправдывает средства.
Евангелие от Марка 1:35-45
Христос так сильно сознавал необходимость общения с Богом наедине в молитве, что даже во время усиленной работы Он жертвовал сном, несмотря на усталость, и вставал «весьма рано», чтобы только найти время. Мрк.1:35, 6:46; Лк.5:16;Лк.6:12 – Молитва для души - то же, что дыхание для тела. Наше отношение к молитве – верный указатель нашего духовного состояния. Находим ли мы время для молитвы? Пс.5:4; Пс. 26:8 – Как ответить человеку, который не верит в силу молитвы?
Христа ждут в Капернауме, а Он идёт в другую сторону. Он не желал прослыть чудодеем-целителем, но хотел прежде всего остаться благовестником Божиим. Христос ищет Божьего руководства к тому, как поступить, затем действует совершенно независимо, пренебрегая людскою славою и популярностью. Ищем ли мы Божьего руководства, чтобы поступать так, как говорит нам Священное Писание? Умеем ли мы сравнивать то, что нам предлагается с тем, что нам говорит Бог? Те, кто называются церковными наставниками - священники и архиереи, желают ли, чтобы слушатели их слова сверяли всё слышанное от них со святой Библией? Можем ли мы говорить так, как сказал Кирилл Иерусалимский: «Если слова мои не сходятся с Библией, не верьте и мне»? Исцеление болезней было лишь средством к цели. Хотел ли Христос того, чтобы Его учеников поминали в храмах с постоянной приставкой: чудотворец…, чудотворец…, чудотворец…? Для Христа нет безнадёжных пациентов. Запомним краткую молитву прокажённого. Иногда Бог и нам не велит рассказывать о самом глубоком нашем духовном опыте всем и каждому.
Евангелие от Марка 2:1-12
Вина не в проповеди, а в их сердцах, что не уверовали. Мф.11:23- 24; Евр.2:3 – Чему научает нас в смысле молитвы за других случай с расслабленным. Иак.5:16 – Господь простил все грехи разом. Евр.10:18; Рим.3:21; Деян.10:43; Деян.13:48 – Иногда внешнему исцелению должно предшествовать внутреннее духовное исцеление. Бывший расслабленный имел уверенность теперь в прощении грехов. Имеем ли мы эту уверенность? Как её получить?
Евангелие от Марка 2:13-18
Христос никогда не гнушается прошлой жизнью человека. 1Кор.6:11; Гал.3:28 – Презренный мытарь становится апостолом и Евангелистом. Какой-нибудь рыбак, потеряв место, мог всегда вернуться к своему занятию рыболовством, но место мытаря немедленно замещалось другим кандидатом. Левий не поколебался последовать за Христом, хотя это значило для него и его семейства лишиться доходного казённого места. На какую жизнь променял Левий своё тёплое грешное местечко? Пожалел ли он когда-нибудь о своём решении? Его поступок, видимо, произвёл глубокое впечатление на других мытарей. Гал.1:16; Лк.9:59-62. Ст.17 – один из самых основных принципов Нового Завета. 1Тим.1:15 – Осуждает молодого раввина Иисуса Назарянина за близкие сношения с подонками населения. Мф. 9:12-13, 18:11 – Он говорит, что нет никого, кто слишком плох для Христа, но что некоторые слишком хороши для Него. Признак чахотки – воображать себя здоровым. Стараемся ли мы доставать Богу жемчуги, хотя бы чёрные со дна людского моря.
Евангелие от Марка 2:19-20
Был один пост в году. Лев.16:29-31; Деян.27:9 – Но ревностные последователи закона соблюдали два дня: второй и пятый. Почему Христос не обращал никакого внимания на эти посты? Ответ Его показывает, что пост как внешний обряд, – знак сокрушения о грехах, бесполезен, если он не отвечает внутренней действительности. Первый намёк Христа на Свою кончину. Ис.58:3- 14; Мф.6:17; Кол.2:16-23. Апостолы воздерживались от пищи в виде духовной подготовки для трудного дела. Мф.4:2, 17:21; Деян. 13:2-3.
Евангелие от Марка 2:21-28
Новые принципы и духовное начало, вносимое Христом, не могли быть заплатою на «ветхой одежде» закона Моисеева и не могли вместиться в «мехах» Ветхого Завета. Рим.10:3-4; Рим.11:6; Гал.2:16; Гал.3:10; Гал.5:1-6 - Христос всегда различает форму от содержания и букву от духа. Мф.15:7-9; Мф.23:23-27; Иоан.6:63 – «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». 2Кор.3:6 –Он не может довольствоваться внешней скорлупою. Христос поясняет, что предписание закона имеет целью не закабалить человека, а оказать ему помощь и благодеяние. Лк.13:14-16 –Нужно свыкнуться с этой глубокой мыслью.
Евангелие от Марка 3:1-6
Оппозиция против Христа растёт. 2:6,16,18,21; 3:2-6. Эту оппозицию рано или поздно испытают на себе и все истинные ученики Христа. Иоан.15:18-20 – Куда бы ни приходил Христос, везде Он делал добро другим. Так ли мы поступаем? 1Пет.2:21 – По правилам раввинов можно было врачевать человека только в смертельной опасности, не иначе. Видимо, Христу подстроили западню в данном случае и нарочно поставили калеку в первый ряд. Христос принимает вызов. Своею постановкой вопросов Христос аппелировал к совести окружающих и изобличал их недобросовестность. Они молчали и кипели злобою. Гневался Христос на зло в них и скорбел о них самих. Существует ли нечто, что можно назвать «справедливым» или «святым» гневом? Нам опасно гневаться, т.к. гнев легко заражается личною злобою и становится грешным. Еф.4:26,31 – Христос потребовал от калеки, чтобы он протянул атрофированную руку прежде, чем почувствовал исцеление. Он мог бы ответить: «Не могу, она иссохшая, в этом именно моя болезнь». Но он дерзнул повиноваться Христу не рассуждая, и вместе с актом послушания пришло исцеление. Когда Христос приказывает, Он даёт и силы, и возможность исполнить приказание. Лк.17:14; Рим.4:18-21. Ненависть ко Христу примиряет заклятых врагов: приверженцев придворной партии царя и фарисеев.
Евангелие от Марка 3:7-19
Нечистые духи не только «верили» в Божественность Христа, но и знали этот факт и свидетельствовали об этом, но от этого они не становились лучше. Как утомительна для Христа была жизнь в этой громадной пёстрой возбуждённой толпе восточного люда. Публичная проповедь Христа постепенно отходит на второй план, и главные усилия Его начинают сосредотачиваться на этом кружке будущих апостолов. С каким терпением Он воспитывал их. Иоан.14:5,8, 16:12; Лк.6:12 – Как и нам необходимо молиться перед важными решениями. Прозвище Воанергес. Лк.9:54 – Христос избрал Своих апостолов для трёх целей: 1. Самая важная ст.14,15. Коренное условие для всякой плодовитой духовной жизни. Иоан.15:4-8; Лк.19:42; 1Фесс.5:10; Деян.4:13.
Евангелие от Марка 3:20-35
Недоумение ближних было весьма понятно: Он бросил Своё ремесло, увлёкся проповедничеством, нерадел о своём здоровье и даже о пище. Ст.20. Нарушает общепринятые правила 2:15 и религиозные обычаи 2:18. Возбуждает против Себя книжников 3:6 и придворную партию и т.д. Поэтому они, естественно, и опасались, что Он лишился разума, и хотели уговорить Его вернуться домой. Он и это горе испытал на Себе – быть непонятым самыми близкими родственниками. Мф.10:36-37; Иоан.7:5 – Поверили позже. Деян.1:14 – Христос почитал как должно Своих родителей. 7:10-13, но Он не допускал, чтобы какие бы то ни было земные узы останавливали Его в данном Ему от Бога служении. Лк.14:26; Деян.21:12-13; Гал.1:10-16 – Больно быть намеренно, злостно и ложно злословимым, но Он и это пережил, а потому мог и сказать: Мф.5:11; Иоан.8:48 –Как просто и логично Христос разбивает эту клевету. Ст. 27. Ср. Лк.11:20-22. Христос верил в бытие сатаны. Мрк.4:15; Лк.10:18; 22:31. Одолел его. 3:14-15. Еф.6:12 – Признаком хулы является полное ожесточение и невозможность покаяния. Никто ещё имеющий желание покаяться, не совершил этого греха. Что дороже: духовное или кровное родство?
Евангелие от Марка 4:1-20
Христос любил природу и самые мелкие предметы, и обыденные явления становились темами глубоких учений. Ср. Мф.13:3-8; Лк.8:5-15. Без сеяния не может быть жатвы. Рим.10:17 – Что значат «корни» для души? В лесу с деревьев и цветов падает масса семени и пропадает.
Не устоять человеку, который не хочет удалить грехи из своей жизни. Нужна вспашка, глубокое восприятие семени и ещё…? Ст.12 – понятнее. См. Ис.6:9-10; Мф.13:14-15; Иоан.12:33-40; Деян.28:26-27 – Проповедь Христа «сортировала» слушателей. Ищущие и восприимчивые. А с другой стороны оставалась любопытная невосприимчивая толпа. Ст.11; 1Кор.1:18,23-24; 1Кор.2:14.
Евангелие от Марка 4:21-34
Слушать и сообщать другим. Несоблюдение этого принципа влечёт за собою потерю всего полученного благословения. Ст.25. Нельзя вырывать текстов Священного Писания без связи с другими текстами, обобщать их значение и тем искажать их смысл. Долг сеятеля сеять доброе неиспорченное семя. 2Кор.2:17 – Не сразу духовно оживший человек становится зрелым христианином. Нужно иметь терпение с собою и с другими. 1Кор.3:6; Фил.1:6 – Напрасно мы падаем духом, если не видим в себе или других желанного роста. Иак.5:7 – Прежде, нежели взойдёт колос, должно произойти нечто весьма необходимое с семенем под землёю.
Начало христианства и гонения – горчичное зёрнышко. Христос соразмерял Свои проповеди с пониманием и вместимостью слушателей. Иоан.16:12 – Он не давал отвлечённых сравнений, но объяснял, приноравливаясь к обстоятельствам, без всякого доктринерства. Как необходимо приноравливаться к уровню своих слушателей, стараться быть понятым ими.
Евангелие от Марка 4:35-41
Ср. Мф.8:23; Лк.8:22. Галилейское море лежит на 220 метров ниже уровня Средиземного моря и известно своими внезапными шквалами, стремительно налетающими с холмов. Лк.8:23. По крайней мере, четверо были опытные рыбаки, но и они растерялись. Никакие технические приёмы не помогают; ещё несколько минут, и лодка пойдёт ко дну. Среди этой бури Христос, утомившись от работы, спокойно спит на скамейке на корме лодки. Боязнь и вера, по Его словам, – не совместимы; где одно начинается, там кончается другое. Христианин никогда не должен бояться. Бояться – всегда грешно. Рим.14:23; 1Иоан.4:18; Рим.8:28,38,39 – Близость Христа не избавляет от возможности бурь и опасностей. 2Кор.11:23,31 – Тяжёлое испытание научает полнее доверяться Ему. Пс.22:1-4; Евр.13:5-8. Он может усмирять и бури внутри человека.
Евангелие от Марка 5:1-20
Ср. Мф.8:28-34; Лк.8:26-39. В древнее время все случаи эпилепсии и психического расстройства приписывали духовным причинам. Какое мучительное состояние бесноватого. Как бесполезны все внешние человеческие средства, когда недуг внутреннего, духовного свойства. Христос позволил бесам войти в свиней, может быть потому, чтобы доказать, что это не был случай психического расстройства, но действительной бесноватости. А может, для гадаринских жителей, чтобы их разбудить духовно. Некоторые люди только тогда пробуждаются, когда их «бьёшь по карману». Даже внешность переменилась, когда переменился дух. Как бесполезна внешняя реформа, пока внутренний человек остаётся прежним. Мф.7:18; 12:33,35; 27:25; Иак.3:12; Иоан.8:36 – Личное устное свидетельство, подтверждаемое жизнью человека, есть самый сильный довод и убедительный вид проповеди. Последнему, вероятно, показалось труднее всего свидетельствовать о Христе дома.
Евангелие от Марка 5:21-34
С какой жадностью должна была ловить женщина слухи об исцелениях, совершаемых Христом, пока она не решилась, возложив последнюю свою надежду на Него, прийти к Нему сама со своею нуждою и безнадёжным состоянием, когда специалисты не помогли. Какая разница «толпиться» и «прикоснуться»? Почему Христос не дал уйти женщине так же незаметно, как она подошла? Ст.34. Мгновенное исцеление и мир.
Не «мысли о Христе» и не «религиозные чувства» помогают, а личное обращение к Нему. Четыре раза говорит Он: «вера твоя спасла тебя». Что это значит? Лк.7:50; 8:48; 18:42. Ср. Иак.2:17. О какой-нибудь заслуге здесь и речи нет.
Иоан.6:37 – этот стих явился якорем спасения для многих.
Евангелие от Марка 5:35-43
В больших синагогах нередко бывает несколько начальников или старост. Деян.13:15; Лк.13:14. Они не принадлежали к духовенству. Удивительно, как скорбь смиряет человека. Ст.23. Вдруг приходит ошеломляющая весть для отца о кончине дочери. Христос тотчас, как бы подхватывая утопающего, говорит ему: «Не бойся, только веруй». Рим.4:18 – Ср. Мрк.9:2; 14:33. Евреи приглашали наёмных плакальщиц. Иер.9:17 – Какой контраст – быть у одра смерти в верующей семье. 1Фес.4:13; Иоан.11:24; Рим.8:38 – Смерть друзей Господь называет сном. Иоан.11:12; Деян.7:60; Мф.27:52; Деян.13:36; 1Кор.15:6; Иоан.5:24,51. Понятно, почему Христос не желал, чтобы это разглашалось, иначе бы Ему не было бы прохода, и мысли всех были бы отвлечены от Его главной задачи.
Евангелие от Марка 6:1-6
И в наши дни многие восхищаются учением Христа, но соблазняются в Его Божественности. Даже самый лучший христианин встретит хотя бы некоторое время отпор со стороны близких ему лиц, ещё не уверовавших. Ст. 4; Иоан.7:5; Ср. 3:21-31. Далее труднее всего. Он не мог идти против основного духовного принципа: «По вере вашей да будет вам» – Мф.8:13; 9:29; 15:28. Вера есть проводник для Божьей силы. Не мешаем ли мы Христу действовать в нас или через нас нашим неверием?
Евангелие от Марка 6:7-13
Божии повеления содержат в себе Божественные полномочия.
Исх.3:10-12; Иис.Нав.1:2,9; Суд.6:14-16; Иер.1:6-9,17-19; 2Кор.12:9 – Почему Христос посылает по два ученика вместе? Еккл.4:9-10 – Не брать с собой ничего, чтобы не быть тяжёлыми на подъём. Пс.86:7; Лк.22:35 – Мы можем с пользой передавать другим только то, что мы сами пережили. 1Иоан.1:1-3; Лк.24:48; Деян.26:16 – покаяние – это не вздохи, слёзы и излияния чувств, а перемена курса (корабля), перемена внутреннего отношения человека к Богу и к греху.
«Поворот кругом от греха к Богу». Понятно, что без этого никакого спасения быть не может. Иер.7:24 – Нельзя принимать дары от человека, пока стоишь к нему спиной. Деян.17:30 – «Отрясите прах» не в знак мести, а как предостережение об ответственности.
Евангелие от Марка 6:14-29
Хотя в Ироде и проснулась совесть, но он не хотел расстаться с взлелеянным грехом. Это обстоятельство вовлекло его в новый, ещё худший грех, даже против его собственного желания и привело к убийству Иоанна. Таково ужасное сцепление грехов. Иоан.8:34 – Ирод не имеет покоя. Память об убитом преследует его. Никогда ни в чём не извинительно поступать против своей совести. Для слуги Всевышнего главное – не личный успех или избавление, а совершение того дела, которое Бог ему поручил, исполнение воли Божией до конца. 2Тим.4:6-8 – Позорная на вид кончина является тогда началом вечной славы. Откр.2:10
Евангелие от Марка 6:30-44
В это время Христос достиг апогея своей популярности. Под влиянием обаяния личности Христа, Его речей и чудес в народе возникает сильнейшее брожение. Он готов видеть в Нём обещанного Мессию, и хочет «прийти, нечаянно взять Его и провозгласить царём» – Иоан.6:15.
Если бы он только был человеком-реформатором, то такое народное движение прямо входило бы в Его интересы. Но Он знал, что Его Царство – не от мира сего, и Мессианский путь ведёт сначала на Голгофу. С удивительной силой характера Он с этого времени Сам нарочно разрушает Свою популярность парадоксальными на вид изречениями. Иоан.6:36-67; 8:21-59. И сосредотачивает Свои усилия на подготовлении тесного круга учеников к уразумению, а затем и к провозглашению Божьего плана спасения. Ученики в обществе Христа вели себя естественно и непринуждённо. 1:37; 4:10; 5:31; 6:35. Но бывали случаи, когда они стеснялись в Его присутствии. 8:16; 9:32-33.
Христос никогда не думал о Себе и о собственных удобствах. Человеческая нужда всегда вызывала в Нём одно только сердечное деятельное участие, и Он опять начинает «много» и «долго» учить народ. 2Кор.12:15 – Так ли мы поступаем? Без самоотречения у слуги Божьего не будет плода. Иоан.12:24-25 – Эгоизм всегда обрекает христианина на бесплодность. Мы должны все наши таланты до последнего пускать в оборот. Мф.25:14,25 – и не думать, что они слишком незначительны. Они умножаются при употреблении, не иначе. Дело не гипноза, так как едва ли пять тысяч человек голодных довольствовались бы мнимою раздачей пищи. 3Цар.17:14; 4Цар.4:2,42,44.
Евангелие от Марка 6:45-56
Почему «понудил» и «тотчас»? Наверное, ученики участвовали в заговоре Иоан.6:15. Провозгласить царём Христа. Вспомним, как Он всегда молился в важные моменты Своей жизни. Лк.3:21; 6:12; 5:16; 9:28; 11:1; 22:41.
Необходимо молиться и после духовных побед. В начале четвёртой стражи, т.е. около трёх часов утра, когда было темнее всего, Христос приближается к ученикам, идя по воде. Почему Он их здесь не укорял? Не злая судьба и не слепой случай управляет жизнью христианина, но Господь. В тёмные тяжкие минуты Он говорит душе: «Это Я, не бойся». Трудное и непонятное сначала испытание – не лучшие ли для нас уроки? Иов.42:3-6; Евр.12:6-11.
Евангелие от Марка 7:1-24
Нужно вникнуть в образ мыслей фарисеев и книжников, чтобы понятьих. Религияпредставляласьимвихглазахпреждевсегорядом правил, толкований и обязательных обрядов. Ис.28:10-13 – Мало- помалу толкования закона и масса самых мелочных предписаний, предание (Халаха) получили первенствующее значение, считались наравне обязательными с законом Моисея и заслонили собою суть религии – внутреннее отношение к Богу. Иоан.4:24; Мф.5:20 – Нам трудно даже представить себе, какую радикальную революцию всего еврейского религиозного быта Христос проводит в 15-м стихе. Этим устраняются не только многие предания старцев, но иначе освещается вся та сторона законодательства Моисея, которая касалась предписаний о чистой и нечистой пище. Это могло казаться посягательством на всю ритуальную сторону Ветхого Завета. Лев.11. Как туго это новое духовное начало даётся ученикам. Деян.10:3-16;15:5,19,20,28,29. Гал.2:11-13. Как ясно ап. Павел впоследствии уразумел этот принцип. 1Кор.8:8 – в ст.21-23 Христос навсегда разбивает всякое представление о собственной праведности человека, показывая, что у него само ядро души испорчено. Иер.17:9-10; Ис.64:6 – Исцеление должно начинаться с этого центра. Подумали ли мы, что худые мысли или злоба, или гордость оскверняют нас? Ст.23. Мысли порождают поступки.
Откуда у Христа такая непостижимая широта и глубина взглядов, до которых и в наше время многие не доросли? Неужели это могло прийти из Назарета или Иерусалима? Лк.2:39-42.
Евангелие от Марка 7:25-30
Как мало эта тёмная языческая женщина могла слышать и знать о Христе здесь, на севере, но и этого было достаточно, чтобы она пришла к нему и своим доверием пристыдила многих. Лк.7:25. Как нужда научает молиться? Какая неотступность. Лк.11:8; 18:1-7. Так ли мы молимся? Женщина сверх надежды поверила с надеждой. Рим.4:18-21 – Христос никогда не действует шаблонно. Только
«растяжение» «верой» удлиняется и растёт, и потому необходимо подвергать её испытанию. 1Пет.1:6-7 – Вспомним другие случаи, когда Господь требовал послушания веры без видения и без чувствования. Мф.8:8 – Лк.17:14; Иоан.4:50; 9:7 - Господь хочет, чтобы мы поверили Ему на слово. Иоан.20:29; 2Кор.5:7 – Чувства могут прийти потом.
Евангелие от Марка 7:31-37
К счастью для бедного глухого, у него были друзья, которые пожалели его и привели его к Иисусу, несмотря на то, что он не мог, конечно, понять, что с ним делали. Смотрит на небо, чтобы, овладев вниманием несчастного, дать ему уразуметь, что с ним делается, и направить его мысли к Богу. Может быть, мы и не всегда понимаем; «отводит нас в сторону и прикасается именно к нашим больным местам» и у Него промахов не бывает. Иоан.13:7; Иер.29:11-13; 30:12,17; 33:6 – Какие больные места нашей души?
Евангелие от Марка 8:1-10
Как эти слова рисуют Христа? Имеем ли мы сострадание к земным и духовным нуждам окружающих нас лиц? Как важно подмечать и уразумевать благодеяния, оказанные нам Богом в прошлом, и на основании их судить о Его верности, готовности и умении помогать нам и в будущем.
Евангелие от Марка 8:11-21
Вся природа полна доказательств славы Творца. Пс.18:2-4 Но видит их только тот, у кого душа обращена к Богу. 2Кор.3:15-16. Пока душа стоит в боевом отношении к Богу, все доказательства бесполезны. Можно поставить опрокинутую чашу под целый водопад, – но пока она останется в таком положении, она никогда не наполнится. Иоан.7:17 – Поставим себе вопрос ребром, честно: желаем ли мы уверовать? Первое условие – поворот к Богу. Лучше последовать примеру Христа и не давать доказательств того, где нет искреннего желания уверовать. Христос никогда не насилует волю человека.
Фарисеи вообще разве желали уверовать? Теперь они хотят взвалить ответственность за своё неверие на Христа. Почему Христос сравнивает лицемерие фарисеев и оппортунизм придворных Иродиан именно с закваской, которой нужно остерегаться? Что характерно в закваске? Как она действует, видоизменяя и внешний и внутренний состав теста? Какие закваски в наши дни особенно опасны для христианина? Сергианство, предательство митрополита Сергия (Страгородского) – не есть ли современное иродианство? Упрёк Христа к духовному тупоумию: глазами не видят, ушами не слышат и не разумеют сердцем. С каким умением и терпением Христос учит и развивает своих тупых учеников. Будем и мы иметь терпение друг к другу.
Евангелие от Марка 8:22-26
Зачем Христос выводит слепого из селения в уединенное место? Почему слепой не прозрел сразу? Может быть, в утешение тем из нас, которые, не придя ко Христу и несколько прозрев, ещё многого не понимают и находятся ещё в полумраке. Господь их такими не оставит, и со временем Он им всё разъяснит. Некоторые не могли бы вынести сразу большого света. Пусть Господь ведёт каждого по-своему. Иоан.16:12; 1Кор.3:1-2; 13:3 -12. Он и нас ведёт разными путями к Своей цели: словом, плюновением, возложением рук и пр.
Евангелие от Марка 8:27-33
Область Кесария Филиппова лежала значительно севернее озера Геннисаретского, на пути в Дамаск, к юго-востоку от горы Ермона и других Ливанских гор. Каждому из нас придётся дать ответ на этот вопрос. Обыкновенно обаяние человека уменьшается по мере близкого знакомства с ним. Так ли со Христом? Чем ближе знакомишься с Ним, тем более в душу вкрадывается убеждение, что Это – неземная Личность. Мф.16:22 - Нам трудно представить себе, какое адское искушение скрывалось под этим доброжелательным на вид советом. Предстоящее крестное страдание и всё, что было связано с этим было ужасным событием для Христа, и предложение отказаться от этого было, наверное, искушением, преследовавшим Его на каждом шагу. Мф.26:53-54; Лк.4:5-6; 22:42; Иоан.18:11 - Мы недостаточно представляем себе, что стоило Христу Его послушание.
Допустимо ли нам руководствоваться другими человеческими соображениями: о нашей выгоде, удобстве и удовольствии, когда последние идут вразрез с волей Божией? Возможен ли компромисс? Не есть ли для нас стремление «пожалеть себя» и быть эгоистом – постоянное опасное искушение?
Евангелие от Марка 8:34-38
Что послужило поводом для нижеследующего изречения Христа? Мы имеем здесь один из основных законов Царствия Божия; действие его также безошибочно верно, как действие закона тяготения в мире физическом. Ср. Мф.10:38-39; 16:24-26. Лк.23:26; 14:26-33; Иоан.12:24-26. «Идите за мною», очевидно, значит – идти вперёд, расти в духовном отношении.
«Взять крест свой» – значит добровольно и открыто взять на себя позор креста Христова 1Кор.1:18-23 – Отвергнуть себя. Рим.6:16; Гал.2:19-20. А не значит отказывать себе только в чём-то, но усвоить идею самоотречения. Этим человек компрометируется перед миром. Гал.6:14 – Стих 35-38 указывают в самой решительной форме последствия эгоизма и малодушия. Невозможно, значит, успевать в духовном отношении, если не хотим жертвовать собою и открыто исповедовать Христа перед другими людьми. Мы часто воображаем, что есть средний путь. Так ли?
Евангелие от Марка 9:1-13
Не поступаем ли и мы часто так, ища собственного духовного наслаждения? И забывая о нуждах других? Из ст.4 видно, что усопшие святые сохраняют свой облик и узнаваемы. Лк.16:23 – И мать Иисуса не понимала, но сохраняла в сердце своём. Лк.2:50-51. Так и нам следует поступать с тем, чего мы пока ещё не разумеем. Настанет день, когда непонятное разъяснится.
Евангелие от Марка 9:14-29 (Исцеление бесноватого)
Ср. Мф.17:14; Лк.9:37. Народ изумился, что Иисус пришёл так кстати. Молитва питает веру, а вера даёт силу. Дело стало не за Христом, а за плачущим отцом, за его неверием. Вера, хотя бы и самая слабая, есть проводник для всемогущей Божьей силы и сверх всякого понимания расширяет пределы возможного для человека. Бывают кризисы в жизни, когда мы сознаём свою потребность в вере. Лучше всего обратиться ко Христу за помощью, независимо от того, что мы чувствуем, не рассматривая себя под микроскопом.
Евангелие от Марка 9:30-37,42
Последний раз Христос идёт через Галилею в Иерусалим и сначала направляется в Капернаум. Они думали, что сбывается предвозвещённое пророками. Вероятно, они распределяли самые почётные места Его Царства на земле. Христос меряет иною мерою. Мф.20:26-28; Притч.16:19,32 – Внешний блеск и почёт – мишура для Него. Быть слугою всех – вот самый высокий из талантов в Царствии Божием. 1Кор.9:19,22 – Величайшие же преступления в глазах Христа, – соблазнить, т.е. быть камнем преткновения, привести к падению одного из малых сих. Ст.42. Нет человека, к которому мы вправе относиться с пренебрежением. По-мирскому, идеал величия – господствовать над другими. По Божьему – служить другим. Стремление мира – получить как можно больше, а у Христа – давать как можно больше. Деян.20:35 – Те люди, которые согласны занимать последние места и быть всем слугою – немногочисленны, но именно они больше всего делают добра, уничтожая своим примером предрассудки других; убеждают своею жизнью неверующих в истинности христианства и производят большое впечатление добра на людей.
Евангелие от Марка 9:38-50
Здесь видим новую черту у Христа – Его веротерпимость и нетерпимость его учеников. Ср. Филип.1:15-18; Числ.11:25-29» - Они запретили неизвестному человеку сотрудничать в деле Божием, потому что он не принадлежит к их кружку. Ст.40. Никакая церковь и никакой кружок не обладают монополией духа и силы Христа. Интересно сопоставить Лк.11:23; 9:50 –Между этими двумя текстами глубокая разница. В отношении Самого Христа нельзя занимать нейтральное положение. Видимо, с верою был тот человек, иначе дело могло окончиться худо для него. Деян.19:13-16. Следует и чашу воды принимать с благодарностью, если они предлагают вам потому что вы Христовы. Рим.7:4; 8:9; 1Кор.3:23; 6:19-20; 15:23; 2Кор.10:7; Гал.3:29;5:24 – Верующие – собственность Христа. «Соблазнить» в переводе с греческого означает ловушку или палочку в ловушке, при прикосновении к которой она захлопывается, как и наши ловушки. Геенной называется долина Еннома близ Иерусалима, где сжигались отбросы города и где огонь постоянно горел.
«Червь» – может быть, угрызения памяти и совести, и «огонь» – духовные страдания также. Вероятно, при толковании стиха 49-50 правильнее всего держаться общего смысла этого текста и считать, что соль и огонь – символы очищения всего гниющего и средства предохранения от разложения. Напр. Лев.2:13; Иез.43:21; Мал.3:2-3 Ср. Кол.4:6.
Евангелие от Марка 10:1-16
До какой степени устои семейной жизни были расшатаны в то время, видно уже из того, что по учению богословской школы Гиллеля муж может развестись со своею женою, если она пересолит или пережарит кушанье. Фарисеи попробовали втянуть Христа в водоворот этого спора в надежде, зная Его строгий взгляд на этот вопрос Мф.5:31-33, уличить Его в противоречии с законом Моисеевым. Христос развода вовсе не допускает, за исключением прелюбодеяния. Нодаже в таком случае разведённому и разведённой не дозволено вступать в новый брак при жизни первого супруга. Лк.16:18; 1Кор.7:10-11 – Не следует ли и нам быть терпеливыми и ласковыми с детьми? Люди другого, «недетского» пошиба проходят мимо Царствия Божия. 1Кор.1:26-27; Рим.8:15.
Евангелие от Марка 10:17-31
О богатом юноше. Мф.19:16-26; Лк.18:18-27. Он обладает всем, что жизнь может дать, и всё-таки чувствует сильную неудовлетворенность. Он воображает, что вечная жизнь – награда за добродетель, «наследство по праву». Ст.17. Не есть ли вопрос Христа ст.18 – тонкий намёк на Своё Божественное происхождение? Если Он не Бог, то Он и не благ, но напротив, – ужасный обманщик, выдавая Себя за Мессию – тогда Он или сумасшедший, или сознательный обманщик.
Христос трогает больное место и разбивает его собственную праведность, освобождает сердце от связывавших его уз. Поэтому Христос и показывает ему, что он и первых заповедей не соблюл Мф.22:36-40, не говоря о несоблюдении им с Божьей точки зрения и прочих заповедей. Мф.5:22. И затем предлагает ему решительно порвать с лелеемым идолом – земным богатством и открыто последовать за Ним. Требует ли Господь от всех раздачи их имущества? Мф.27:57; Лк.19:2; Деян.5:4; 1Тим.6:17; Пс.61:11; 1Кор.4:1-2 – Чего Господь требует? Чтобы сердце покорилось Богу. Мф.6:21; 15:8; Притч.23:26 – И чтобы человек открыто последовал за Ним. Мрк.8:34,38.
В эту минуту решалась вся будущность юноши. Решение зависело от него самого. Он отошёл с печалью. Молчание иногда есть знак отказа, а не согласия. Мог ли юноша после этого когда- нибудь в жизни быть истинно счастливым? На что он променял жизнь вечную? Игольными ушами назывались узкие ворота для пешеходов в Иерусалимских стенах. Ст.31, вероятно, означает, что многие даровитые и знаменитые, богатые окажутся при сведении счётов и последнем подведении итогов самыми жалкими и несчастными людьми.
Евангелие от Марка 10:32-45
Они чувствуют, что с Ним происходит нечто особенное, а может быть, они испытывают и смутные предчувствия великих предстоящих событий, и святой ужас охватывает их. Мы так свыклись с фактом страдания и смерти Христа, что потеряли правильную оценку невообразимого величия этого события, а также и всего ужаса его для Самого Христа, Святого Сына Божия. Чем существо стоит выше в своём развитии, тем глубже оно чувствует, как всё во Христе должно было возмущаться при одной мысли об ужасе смерти и о том, чтобы находиться во власти грешников и духов злобы поднебесной. Еф.6:12 – Он шёл навстречу грядущим событиям сознательно, добровольно, с невыразимым томлением и скорбью. Лк.12:49 – «Чаша» – символ скорби. Пс.10:6; Ис.51:17; Мрк.14:36. «Крещение» – погружение, в данном случае в скорбь. Пс.41:8; 68:2; 123:4-5 и т.д. Как самоуверенно ответили апостолы, и чем всё это кончилось для них. 14:50. Впоследствии, они в другом духе приняли эту чашу и крещение. Деян.12:2; Откр.1:9 – Не придётся ли каждому христианину отведать эту чашу в некоторой мере? Деян.14:22 –Ср. 1Пет.3:19; Иоан.3:5,8; Гал.1:4;3:14; 1Фесс.5:10; Иоан.10:10; 2Кор.5:15-21; Рим.4:9; Тит.2:14.
Смерть Христа имела определённую цель. Он не смотрел на Свою кончину как на пример мужества и верности Своим принципам (Сократ) или как на печальный финал идеалиста-мученика. Его смерть была актом добровольным. Иоан.10:18 – Всякую минуту Он мог отказаться от такого исхода. Мф.26:53 – Но каково было бы в таком случае наше положение? Не только высокое учение принёс Христос, но искупление. А иначе для чего было бы Единородному Сыну Всевышнего воплощаться? Бог мог бы послать людям для такой проповеди Ангела или выдающегося пророка, или учителя.
Всякая вина погашается только страданием. Рим.4:25; 1Кор.15:21; 1Пет.1:18-19; Рим.3:23-25; Евр.9:28; Ис.53:4-7,10-12. Открыт доступ для всех грешников к святому Богу. Евр.10:14-23.
Евангелие от Марка 10:46-52
Мф.20:29-34; Лк.18:35-43. Иерихон находится на расстоянии примерно 28 км. от Иерусалима. У некоторых людей почва более приготовлена для веры, чем мы предполагаем, часто там, где мы не ожидаем. Это была последняя возможность обратиться к Иисусу для Вартимея, и он, к счастью, не упустил этого случая. Как важно не откладывать своего обращения ко Христу. Ужасно быть бедным и слепым и просить милостыню. Это справедливо и в духовном отношении. Много препятствий, неблагоприятная среда, непонимание того, как может Иисус исцелить. Всё это заставляло его кричать громче. Непонимание многого не должно нам мешать обращаться прямо ко Христу с нашей нуждою. Печальный и слепой теперь идёт по дороге, радостно славя Бога. Можем ли мы сказать:
«Он вложил новую песнь в уста мои» – Пс.39:2-4.
Евангелие от Марка 11:1-10
Мф.21:1-11; Лк.19:29-40; Иоан.12:18. Весть о приближении пророка из Назарета и о совершённом Им чуде возбуждала все умы. Иоан.12:17-18 и беспокоило духовную иерархию. Иоан.11:17; 12:49 – И ученики и народ были в полной уверенности, что теперь начнётся воочию славное царство Мессии на земле. Лк.19:38 – И встречают Христа с восторгом в этом предположении. Как мало они понимали истинный смысл Его пришествия и Его Царства. До этого Христос не позволял, чтобы распространяли весть о Его Мессианском призвании Мрк.8:30. Почему Он теперь изменяет этому правилу? Он знал близость Своей кончины и что теперь кратковременный человеческий восторг уже не повредит Его духовной проповеди, которая закончилась. Величие Его поступка было таково, что нельзя было более молчать, и должны были восклицать о нём или люди, или камни. Лк.19:40 – Должно было исполниться Зах.9:9 – предсказанное за пятьсот лет до царского въезда Мессии в Иерусалим. Он знал, что Он Царь и выступал теперь с этим притязанием. Лк.9:51 –Вечером ученики, конечно, вернули ослёнка. «Надобен Господу» – вспомним эту мотивировку, если Господь просит чего-нибудь от нас.
Евангелие от Марка 11:11-14,19-26
Мф.21:18-22. Плоды на этом дереве показываются раньше появления листьев, а на этой уже и листья были. Проклинание смоковницы не было актом мести; это была сильнейшая проповедь ученикам и всему миру. Как ужасно казаться и большим или лучшим, чем мы на самом деле. Внешняя показная красота – без внутреннего содержания, благолепие богослужения – без Духа, религиозность – без личной живой веры, христианство – на словах без плодов… Всё это ненавистно Господу. Ср. Мф.23:13-33; Деян.5:1. Христос нередко употребляет парадоксальные, поражающие воображение слова, когда Он хочет врезать в понимание слушателей какой-нибудь важный общий принцип, причём не имеет ввиду, чтобы Его понимали дословно. Мрк.9:42-50. Часто внешние затруднения или внутренние искушения поднимаются, как горы, и руки опускаются. Пс.11:18-30; Ис.40:4-5, 25-31. Зах.4:6-7.
Верьте в Бога как сын в отца, больной во врача, воин в своего полководца. Иоан.14:1. Какие наши горы?
Евангелие от Марка 11:15-18,27-33
Храм в Иерусалиме, построенный царём Соломоном в 1004 г. до Р.Хр. был сожжён 417 лет спустя войсками царя Навуходоносора.
70 лет спустя, в 516 году до Р.Хр. его восстановили; он был украшен Иродом в 17 году до Р.Хр. Христос был до того возмущён происходившим там торгом, что решился положить этому конец. Это значило выступить одному против давно установившегося религиозного обычая. Сколько силы в характере Христа! Как далёк он от типа бесцветного святоши. Христос требует, чтобы весь храм, во всех его частях и во внешних был посвящён Богу – святым домом молитвы, – и не позволял, чтобы посторонние вещи проносились даже через внешний двор (для сокращения пути в город). Народ дивился, но не сопротивлялся, чувствуя Его духовную правоту; духовенство же только ждало случая, чтобы погубить Его.
Допускаем ли мы заведомо в нашей жизни такие поступки, которые Бог не позволяет, хотя бы люди дозволяли их? Иоан.2:13- 21; 1Кор.3:16-17; 2Кор.6:16; 1Фес.5:23. Каждый вечер Христос уходил из Иерусалима, переполненного богомольцами, пришедшими для праздника Пасхи, и проводил ночь за городом на Елеонской горе – в Гефсиманском саду. Иоан.18:1-2. Или в Вифании в доме Лазаря. Во вторник утром, когда Он вернулся в храм, к Нему подошли первосвященники, книжники и старейшины и со сдержанной злобою потребовали от Него отчёта за Его поступок накануне. Ст.28. Не будучи в состоянии порицать самого действия, они пытаются придраться к формальной стороне дела, – к отсутствию у Христа форменного разрешения, выставляя против Него таким образом свой авторитет. Христос одним вопросом, на который они не посмели ответить, разбивает ореол престижа, которым они себя прикрывали, и уличает их в недобросовестности, после чего они поспешно отступают.
Евангелие от Марка 12:1-12
Мф.21:33; Лк.20:9. Ограда (закон Моисеев). О слугах слушатели слышали. Иер.7:25-26; 25:4-7; 26:4-8; 2Пар.36:15-16. Теперь Господь выводит перед ними в притче новую личность, – Единородного возлюбленного Сына Хозяина, посланного «напоследок». Кто же этот сын, который больше всех слуг? Ср. Евр.1:1-2. 3:5-6. Слушатели не могли не призадуматься над этим. В каком смысле Христос является краеугольным камнем всего Царствия Божия? Ср. Ис.28:16; 1Пет.2:4; 1Кор.3:11; Еф.2:20-21; Деян.4:11-12 – Не лежит ли на нас великая ответственность за наше отношение к Нему?
Евангелие от Марка 12:13-17
Лк.20:20 –Мф.22:15 – Вопросы отношений государства и церкви уже тогда волновали умы и составляли предмет споров. Патриоты – фарисеи и оппортунисты (соглашатели) – иродиане сближаются. Греческое слово «уловить» означает ставить западню зверю. Как ловко они поставили сеть Христу. Фарисеи не пошли сами, чтобы не возбудить Его подозрений, а послали учеников с иродианами как бы к третейскому судье для разрешения их спора. Речь начинают лестью. Притч.29:5 – Казалось, как бы ни ответил Иисус, Он будет скомпрометирован. Если Он скажет: «давать», – то фарисеи обвинят Его в формальном признании владычества римлян, то есть в предательстве своего народа; если же скажет «не давать», тогда иродиане обвинят Его перед Пилатом в политическом преступлении - в непризнании Римской власти. Христос требует, чтобы Ему принесли не еврейскую монету, а ту римскую серебряную монету динарий, которою платили подать римлянам, и тогда заставил их самих решить вопрос – кому должна быть уплачена эта монета.
Евангелие от Марка 12:18-27
Мф.22:23; Лк.20:27; Деян.5:27 – В других городах их не было; саддукеи представляли собой рационалистическую партию в высшем духовенстве. Отсутствие духовной жизни в церкви всегда порождает в ней формализм, рационализм или материализм. Уличает их в незнании даже таких частей Священного Писания, которые они всё-таки признавали, а признавали они только Пятикнижие Моисея, отбросив псалмы, пророков и исторические книги. Исх.3:6. Пс.15:10-11; 48:15-16; Иов19:25-27.
«Не знаете… силы Божией». Разве знаем мы все законы и все силы природы, или силу Духа Божьего? Ср. Иов.38:2; 39:32; 42:1-6; Ис.40:26-28; Иер.32:27; Еф.1:18-20; 3:2; Филип.4:13. О воскресении мёртвых. Иоанн.11:25-26; 1Кор.15:3-4,12.
Евангелие от Марка 12:28-34
Ср. Мф.22:35. Как высок, глубок и широк ответ Христа. Еф.3:18- 19 – Вот как Он разрешает богословскую казуистику. Иоан.4:21- 24 – Выше всего долг перед Богом и перед людьми. Вникнем, что значит любить Бога «всем сердцем», если в сердце источники жизни? Притч.4:23. «Всею душою» – если в ней центр чувств.
«Всею крепостью» – в смысле источника сил и способностей.
«Всем… всею…» не меньше! Почему Бог не может довольствоваться меньшим? Если это есть первая наибольшая заповедь, то нарушение этой заповеди есть первый наибольший грех. Что из этого вытекает для каждого из нас? «Понимать» и «иметь» – не одно и то же. Чего ему не хватало? Мрк.10:15; Иоан. 7:17; Иоан.1:12.
Евангелие от Марка 12:35-44
Об этой страшной обличительной речи Мф.23:1-39. Во втором дворе было тринадцать шкапов вдоль стены для принятия подаяний. Ср. 1Цар.16:7 – Не лежит ли на христианах нравственная обязанность жертвовать часть своего дохода на дела Божии? Не приносит ли это с собой благословение? Ср. Мал.3:10; 2Кор.8:8-14.
Евангелие от Марка 13:1-13
Мф.24 и 25 гл; Лк.21. И вслед за этим говорит им ошеломившее их знаменательное пророчество о разрушении храма и Иерусалима. Три предостережения касаются необходимости духовной трезвости и крепости ввиду и во время грядущих тяжёлых событий. Предсказания Христа предвозвещают смятения:
- В области религиозной ст.6.
- В областях социальной и политической. (Народ на народ – не одно и то же, что царство на царство).
- В мире физическом. Ср. Пс.26:1-4; 45:2-4. Это, по Его словам – муки рождения нового мирового порядка. Но это ещё не конец. 2Фесс.2:2.
Идёмлимыупорно,невзираянинакакиенеприятности,разрушая всякие иллюзии насчёт тихой жизни? 2Кор.11:23-28 Ис.50:7. Деян.20:24 – Пользуемся ли мы всеми удобными случаями, чтобы давать наше свидетельство, или же мы «стесняемся»? Деян.21:40; 23:11; 25:23 – Почему Евангелие всегда и везде распространяется с таким трудом? Чем объяснить эту явную или тайную оппозицию и ненависть против неё? Оно не только затрагивает хорошие стороны в человеке, но как будто всегда задевает и худые, выводя их наружу.
Евангелие от Марка 13:14-37
О возвращении Христа во славе. Иоан.14:3; Деян.1:11; Евр.9:28; Фил.3:20; 1Фесс.1:10; Лк.21:36; 1Кор.15:23; 2Фесс.1:10; 1Фесс.4:16 – Какое духовное состояние верующего человека обозначается здесь словом «спящими»? Ст.32. Христос не знал, пока Он ещё находился на земле в состоянии «уничижения», – когда сбудется «тот день». Если Господь поручил нам каждому своё дело, будем добросовестны при исполнении даже самых обыденных обязанностей. Иоан.4:34 –Несомненность торжества дела Христа. Мрк.8:36; 12:10,36.
Евангелие от Марка 14:1-11
О празднике пасхи – опресноков. Исх12:3-20; Лев.23:4-8. Мария разбила сосуд, вероятно, горлышко было узкое. Помазание гостя считалось самым великим знаком почтения. Любовь всегда хочет дать другим самое лучшее, что имеет, и чем больше любовь, тем больше приносимая жертва. Не так ли у Бога? Иоан.3:16; Еф.5:2,25; Гал.2:20 –Интересно вдуматься во внутренний процесс, приведший Иуду к антипатии, а потом и к ненависти ко Христу. И вместе с тем к развитию в нём самых низменных инстинктов. Иоан.12:6.
Вероятно, он отвернулся от Христа, когда увидел, что те надежды, которые он имел, не сбываются и что путь Христов – не путь почёта и славы земной, а тернистый путь креста.
«Что могла» – а мы? Терпеть, терять не есть напрасная потеря мира ст.4. Эти слова Христа ст.6-8 и заключающийся в них упрёк косвенный были для Иуды последней каплею в переполненную чашу. Деньги для Иуды – на втором плане. Поступок Иуды влияет на тактику первосвященников и книжников: они с радостью дают тридцать сребренников, исполняя этим, сами не зная того, древние пророчества. Зах.11:12-13.
Евангелие от Марка 14:12-25
Удивительный факт, что Христос должен был умереть именно во время праздника пасхи (когда ели агнца, чьею жизнью спаслись израильтяне). Несмотря на то, что первосвященники первоначально не хотели этого. Посылает двух, Лк.22:8; Иоан.13:4 показывает, что Господь совершил омовение ног ученикам в начале вечери и что Иуда присутствовал при этом и дал Христу умыть ему ноги. Иуда вышел из комнаты после того, как принял из рук Христа обмакнутый в блюде кусок хлеба, что означало особый акт дружелюбия. Была ночь и на дворе и в его душе. Иоан.13:30. После ухода Иуды или же при нём совершает священный акт, который Он завещает Своим ученикам совершать до будущего пришествия Его. Ср. Исх.24:3-8; Иер.31:31-34; Евр.10:16-23. О каком дне говорится здесь? Ст.25; Ис.25:6-8.
Евангелие от Марка 14:26-42
Чудные прощальные речи Христа. Иоан.13:31 – Пение Псалмов (халлель: Пс.114-117). Как уверен в себе Пётр: Притч.16:18 – О борении. Мф.26:36-44; Лк.22:39-49. Ужасную истину высказывает Христос словами: «Теперь ваше время и власть тьмы» – Лк.22:53. Наверное, все силы сатанинские устремились на Него, чтобы поколебать Его веру и Его послушание. Но, наверное, самое ужасное было для Него «нести на себе грех мира» Иоан.1:29. Он вынес один эту борьбу. Бывают духовные кризисы, к которым необходимо подготовиться молитвою, чтобы устоять, – времена, когда власть тьмы особенно интенсивна. В таких случаях нередко приходится бороться с необыкновенною духовною тупостью и неохотою молиться. Поддаться этой тупости, значит обречь себя на поражение. Какая укоризна в словах Христа: «Симон (не Пётр) ты спишь? Ты не мог бодрствовать один час?»
Не говорит ли Христос иногда и нам этого, быть может, по поводу утреннего чтения и молитвы?
Евангелие от Марка 14:43-52
Какая вопиющая несправедливость и торжество насилия. Как понятно восклицание учеников: «Не ударить ли нам мечом»? – Лк.22:49. Но Иисус остаётся спокойным и немедленно останавливает усердие Петра. Иоан.18:11. Он Сам не защищается и не допускает, чтобы Его ученики силою защищали Его. Он только упрекает стражников за насильственный способ задержания Его. Мф.26:41; Лк.22:47; Иоан.18:3. Царство Божие воинствует и побеждает не таким оружием. Зах.4:6; 2Кор.10:3-4; Рим.12:19- 21; Еф.4:31 – Допустима ли самооборона и защита другого для христианина? Мф.5:39 – Полагают, что юношей этим был Иоанн- Марк. Деян.12:12.
Евангелие от Марка 14:53,55-65
Участь Христа была предрешена, но для соблюдения формы судьи стараются найти показания против Него, по которым можно было бы осудить Его на смерть. Как тяжело переносить клевету и слышать извращение сказанных слов. Мф.5:11; 10:24. Иоан.2:19-21. Не только слуги, но и члены Синедриона издеваются над Христом и поносят Его всячески наигрубейшим образом. А Он в этой толпе, как и раньше в Гефсиманском саду, не сопротивляется, не угрожает и всё переносит. 1Пет.2:23. Какое кроткое, спокойное величие.
Евангелие от Марка 14:54,66-72
Когда Пётр отрёкся в третий раз, Господь, находившийся внутри здания, через окно или открытую дверь взглянул на Петра.
Какой взгляд! Мф.26:58,63-75; Лк.22:54-62; Иоан.15:18 – Пётр не сразу пал, но ещё раньше стоял на наклонной плоскости. Притч.16:18; Мрк.14:37-40. Следует издали. Ст.54. Наконец он оказывается в таком обществе, где ему, как ученику Христа не место. Пс.1:1 – Не знакома ли эта «кривая» и многим из нас? В момент приближения искушения Пётр не был ни открыто и решительно «за», ни решительно «против» Христа. Он надеялся остаться в среднем, нейтральном положении, но это ему не удалось. Чего ему не хватало? Откр.3:15-16 – В каком положении мы? Петр согрешил непреднамеренно. Искушение пришло неожиданно и с неожиданной стороны. Когда ходишь невнимательно, можешь споткнуться и о камешек. 1Пет.5:9 – Он пал вследствие своей бесхарактерности и нравственной трусости, как это часто бывает. Сидишь, например, в обществе с неверующими: неожиданно предлагают вопрос, требующий ответа – и запутались. Лк.12:8-9; 2Тим.2:12; Откр.3:8; Гал.1:10 – Сравните раскаяние Каина. Быт.4:13-14. Фараона. Исх.10:16,17,20; Мф.27:3-5. Давида. Пс.50 и Петра. Одного сознания вины и сожаления о ней ещё недостаточно.
Евангелие от Марка 15:1-20
Римский прокуратор Пилат сначала вышел к ним, а потом, вернувшись в преторию, ввёл туда Иисуса. Первый акт допроса кончается оправдательным заключением в пользу Христа. Иоан.18:28-38. Пилат лично убеждён в невиновности Иисуса, но не желает портить своих отношений с правителями иудеев и лишиться популярности. Он пробует лавировать и найти выход из неловкого положения. Посылая Иисуса к Ироду, чтобы прикрыть себя его отзывом. Лк.23:7-16. Ирод издевается над Христом и даёт в шутливом видеоправдательноезаключение, очём Пилатзаявляетсобравшейся толпе. Лк.23:11-15. «Утопающий хватается за соломинку». Так и Пилат ещё раз пытается вывернуться и предлагает народу выбор между Иисусом и самым отчаянным из всех имевшихся у него преступников – разбойником (Иоан.18:40) убийцею Вараввою, надеясь хоть этим путём освободить Иисуса и выгородить себя. В это же время жена Пилата посылает ему предостережение. Мф.27:19. Происходит перерыв в заседании в претории, во время которого первосвященники и старейшины усиленно агитируют в толпе в пользу Вараввы. И, к крайнему изумлению Пилата, толпа кричит, требует освободить ей разбойника, а Иисуса предать смерти. Рим.15:11-14. (Римский солдатский кнут был ужасным орудием пытки; к плети прикреплялись острые костяные плитки, которые раздирали тело до обнажения костей).
После четвёртого заявления Пилата о невиновности Иисуса происходит замечательный разговор между истерзанным Иисусом и Пилатом. Иоан.19:9-11 После чего последний даже «ищет» возможности отпустить Его. Но теперь первосвященники сумели задеть Пилата за самую слабую его сторону и затронули в нём тот мотив, за который он был готов поступиться всем: и совестью и честью, – за его личный интерес. Боясь повредить своей карьере Иоан.19:12 и желая угодить толпе Мрк.15:15, Пилат, вопреки своему убеждению и совести, отдаёт Христа на распятие.
Какое спокойное величие в речах и поведении Иисуса. Иоан.18:4-37. Запомним, что никто не может повредить слуге Божьему без разрешения свыше. Иоан.19:11 – Дай Бог, чтобы никто из нас не оказался оппортунистом. Ср. Деян.18:12-17; Гал.1:10.
Малейшая уступка может повлечь за собой глубочайшее падение. Не поступаться принципами из угождения перед людьми.
Евангелие от Марка 15:21-38
Иоан.19:16-17 – Мы должны совершенно отрешиться от того поэтического понятия о кресте, которое сложилось со временем под влиянием христианства. В то время это было позорное орудие казни преступников, – то же, что виселица или гильотина. Вино со смирной давалось распинаемым, чтобы несколько одурманить их. Христос отказался принять это средство. Почему? Иоан.18:11 – Нет ли в этом урока для нас?
Глубокая тьма затмила Его душу. Взяв на себя грех мира, Он должен был вкусить смерть за всех. Евр. 2:3 – Смерть грешника, разлучённого с Богом. Рим.6:23. Ужасная глубина этой скорби для нас непостижима. Мрк.15:34. Господь остаётся верным до конца и, преклонив главу, предаёт дух со словами: «Совершилось». Иоан.19:30. Семь изречений, сказанных Христом на кресте. Лк.23:34-43; Иоан.19:26; Мрк.15:34; Иоан.19:28-30; Лк.23:46.
Евангелие от Марка 15:39-47
Римский сотник, начальник римской стражи, стоявший напротив креста в качестве ответственного за исполнение казни официального лица, увидев, как Иисус испустил дух, засвидетельствовал факт кончины Иисуса и сделал об этом официальный рапорт Пилату, отвечая головою за достоверность сообщённого известия. Вскоре за тем пришли воины от Пилата, чтобы перебить дубинами голени распятых Иоан.19:31 и тем ускорить их смерть от шока. Найдя Христа уже мёртвым, они воздержались от этого акта над Ним и ограничились тем, что пронзили Ему бок копьём. Истекавшая кровь с водою показала, что действительно смерть наступила до этого.
Иосиф снял тело – это значило компрометировать себя перед всеми другими членами Верховного Совета, но теперь страх людской у него прошёл. Дерзаем ли мы откинуть страх людской и открыто выступить за Христа, хотя бы мы компрометировали себя этим. Лк.23:51. Он и раньше не шёл против Своей совести. Как заразителен пример! Мужество Иосифа повлияло и на боязливого Никодима. Влияние нашего примера идёт гораздо дальше, чем мы предполагаем. Хотя бы ради этого нам надо выступить смело и вызвать к тому же скрытых друзей Христа.
Филип.1:13-14,28; Деян.4:8-10; 9:27-28; 14:3 – Все надежды о мессианском царстве разбиты для учеников. Враги торжествуют, и речи Христа о Его Божественном происхождении и о будущности Его дела остались для учеников абсолютно непонятными.
Евангелие от Марка 16:1-8
Гробницы того времени были высечены в известковых скалах в виде камер, вход в них заслонялся большим каменным жерновом, который мог катиться налево и направо по выдолбленному жёлобу. Камень этот оказался отодвинутым, когда подошли ко гробу жёны. Как часто мы видим в служении Богу, что стоят такие препятствия, которые издали казались нам непреодолимыми, но они были уже устранены, когда мы близко подходили к ним.
Последовательный ход событий таков, что впервые пришли ко гробу несколько женщин рано утром в воскресенье. Ст.6. Побежали к Иоанну и Петру. Иоан.20:1-10. После этого воскресший Господь открылся Марии Магдалине. Иоан.20:11-17. Затем Симону Петру Лк.24:34. Двум ученикам. Лк.24:17. Одиннадцати два раза. Иоан.20:19-26. пятистам ученикам, собранным вместе 1Кор.15:4-6. Затем в Галилее Мрк.14:28. И в течение сорока дней являлся им, говоря им о Царствии Небесном. Деян.1:3.
Евангелие от Марка 16:9-20
Первое человеческое существо, которому воскресший Господь открылся – даже раньше матери Своей и самых близких Ему апостолов – было лицо, которое раньше находилось глубже всех других во власти зла, пока оно не было спасено Христом. Иоан.20:16-17. Какой урок для нас в этом? 1Кор.6:11; Еф.2:10-13; Тит.3:3-5; Ст.15. Настал конец еврейской обособленности, все люди на всей земле имеют право на благовестие.
Возможно ли допустить, что ложь (неверие во Христа)делает людей счастливыми и добрыми, а истина (вера во Христа) – несчастными и недобрыми? Возможно ли, чтобы евангельский поток целомудрия, правды, кротости и многих других добродетелей, охвативший весь мир и возвышающий народы, принимающие Его, мог истекать из источника лжи?
«Вы за кого почитаете Меня?!!»