размер шрифта

Поиск по сайту



Приговор

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

10 июля 1986 г. Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Макарова В.А. народных заседателей Королевой И.П., Аракеловой Г.Н. при секретаре Михайловой Т.А. с участием прокурора Мордовина Я.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению: Лапкина Игнатия Тихоновича, родившегося 10 июня I939 г. в п. Карповский, Алтайского края, русского, беспартийного, обра­зование средне-техническое, женатого, не имеющего иждивенцев, работающего старшим охранником конторы снабжения управления хлебопродуктов Алтайского крайисполкома, проживающего в г. Барнауле, 2-я Строительная 62, кв. 16, не судимого, преданного суду по ст. 190-1 УК РСФСР

УСТАНОВИЛА:

Лапкин И. Т. систематически в период с 1978 по 1985 г. зани­мался изготовлением и распространением произведений, содержащих заведомо ложные клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй.

Основной формой изготовления указанных произведений явилась производство Лапкиным магнитных записей. Он начитывал на магнитные ленты, приобретённые у неустановленных лиц произведения различных авторов, не подлежащие изданию в нашей стране, перезаписы­вал проповеди или беседы священнослужителей, записывал лично составленные произведения и беседы с верующими. Кроме того, часть этих произведений он изготовлял машинописным способом, также размножал рукописным способом произведения собственного содержания, также содержащие клеветнические измышления. Изготовленные и растиражированные в большом количестве магнитные записи, руко­писные и машинописные тексты Лапкин распространял среди верую­щих, проживавших в разных городах, посредством личной передачи и пересылки по почте. В изготовленных и распространённых Лапкиным материалах содержатся измышления о гонениях на верующих и их преследованиях вплоть до убийства; утверждения об отсутствии свободы совести в СССР, о разложении общественного строя; измышления, искажающие революционно-демократические завоевания со­ветского народа и его образ жизни, т.е. измышления, порочащие государственный и общественный строй СССР, как в целом, так и его отдельные звенья.

В общей сложности за этот период Лапкин в той или иной форме изготовил и распространил 22 различных произведения, соз­навая при этом содержащуюся в них заведомую ложность произведений указанного выше характера. 6 марта 1978 г. Лапкин начитал на магнитную ленту произведение Рагозина «Существует ли загробная жизнь?», а в 1978-1979 гг. растиражировал магнитные записи и в дальнейшем распространял их до 1985 г. По одной катушке, вклю­чающей один экземпляр произведения он передал Шевченко Н.О., Речкунову Л.И., Барышниковой В.А., Баклановой А.Г., Устинову В.А. Смолкину В., Шитиковой В.А., Глущенко, Лапкииу П.Т., по две ка­тушки передал Петеримовой А.П., Гладких.

 В октябре 1978 г. Лапкин И. Т. записал на магнитную ленту текст «Послания патриарха Тихона В.И. Ленину» в исполнении неус­тановленного лица, затем этот текст переписал рукописным способом. Тексты хранил дома с целью последующего распространения. 2 ноября 1978 г. Лапкин И. Т. начитал на магнитную ленту книгу проповедей Д. Дудко «Во время и не во время». А в 1978-1979 гг. растиражировал её и распространил Петеримовой, – две катушки с дву­мя экземплярами каждая.

В период с 30 октября 78 по 20 ноября 1979 г. Лапкин И. Т. составил подборку различных материалов, озаглавив её «Тайна беззакония в действии. Масонство». В неё вошли «Протоколы сионских мудрецов», текст «Послания патриарха Тихона к В. Ленину», проповеди Д. Дудко, отрывки из произведений Солженицына, объединённые ком­ментариями Лапкина. В этот же период времени Лапкин совместно с Яковлевым начитал указанные произведения на магнитную ленту, растиражировал и распространил неполные экземпляры Устинову А.И. Петеримовой, Лапкину П.Т.; по одному полному экземпляру на ка­тушке передал Фасту Г. и Шевченко Н.О.

В 1979 г. Лапкин И. Т. передал Петеримовой два экземпляра машинописного текста первой части второй книги «О нашем уповании». В этом же году он начитал на магнитную ленту произведения Дудко «Христос в нашей жизни, или воскресное собеседование», магнитные записи растиражировал и хранил дома с целью распространения.

30 июля 1979 г. Лапкин начитал на ленту «Совокупность совершенства» Рагозина. В 1978-1980 гг. растиражировал и распространил по одному экземпляру Речкунову, Долгову, Гладких, Матузовой). По два экземпляра Петеримовой, Устинову, Лапкину П.Т.

В период с 1978 – 1980 гг. Лапкин записал на плёнку свои бе­седы с верующими, растиражировал магнитные записи, присвоив им названия: «Возвращение к разговору», «Воспоминание Марии Евлампиевны» и распространял по одному экземпляру Шитиковой и Шев­ченко.

28 января I980 г. Лапкин начитал на магнитную ленту произведение Рагозина «Кто же Этот?» и в период до 1982 г. растиражировал, распространил по одному экземпляру на одной катушке каждый: Гладких, Речкунову. В период января-апреля 1980 г. Лапкин И. Т. написал стихо­творения «Клуб», «Набатный колокол пророчит о России...», «Хри­стос воскрес». Размножил их тексты рукописным способом, передал Долгову, Шевченко, выслал почтой Молчанову в г. Мелитополь. Кро­ме того, стихотворение «Клуб», «Христос воскрес» переслал в 1980 г. Ульянкину, Конобевцевой в г. Пензу, Еремееву в г. Вентспилс, Вознюк – в г. Одессу.

22 января 1980 г. Лапкин стихи «Набатный колокол пророчит о России» прочитал в своей квартире Долгову А.Д. и Яковлеву Г.М.

Со 2 декабря 1979 г. по январь 1980 г. Лапкин начитал на магнитную ленту произведение «Архипелаг ГУЛаг» Солженицина, включив в запись собственное произведение «Послесловие». Записи рас­пространил по одному экземпляру в 11 катушках Шевченко, Шитиковой, два экземпляра на 22 катушках Лапкин хранил у себя дома с целью распространения. По одному неполному экземпляру Лапкин передал Устинову В.А. и Лапкину П. В январе 1980 г. Лапкин со­ставил краткое содержание произведения «Архипелаг ГУЛаг», раз­множил рукописным способом в 4-х экземплярах на 11 листах каждый.

В январе 1980 г. Лапкин отпечатал текст «Послесловие к Архипелагу Гулаг» в нескольких экземплярах, из которых один передал Шитиковой, а остальные с целью распространения хранил у себя дома.

В мае I980 г. в отношении Лапкина было возбуждено уголовное дело по статье 190-l УК РСФСР, поскольку перечисленные выше произведения содержат заведомо ложные измышления, порочащие го­сударственный и общественный строй. 26 октября 1980 г. уголовное преследование в отношении Лапкина было прекращено за изменением обстановки, выразившейся в осознании Лапкиным ошибочности своих взглядов, в отказе от изготовления и распространения в дальней­шем произведений клеветнического характера, в раскаянии в своих действиях. Ему была предоставлена возможность честным трудом и примерным поведением доказать своё исправление. Однако Лапкин но существу ввёл в заблуждение правоохранительные органы. Осво­бодившись из-под стражи 10 октября 1980 г., он продолжил свою преступную деятельность.

Начав в 1978 г., по 1984 г. периодически производил переза­пись с магнитных лент произведений Ярла Пейсти – руководителя зарубежного центра радиовещания на СССР. Магнитные записи в этот период Лапкин растиражировал и распространил Долгову.

Осенью 1981 г. Лапкин начитал на магнитную лентру произведение Л. Регельсона «Трагедия Русской Церкви» 1917-1945 гг., в течение 1981 г. растиражировал записи и распространил по одному экземпляру на трёх катушках каждый – Фасту и Глущенко, неполные экземпляры передал Речкунову – 2, Шевченко – 1.

11 марта 1983 г. Лапкин начитал на магнитную ленту произве­дение неизвестного автора «XX век Христианства», в 1983-1985 гг. растиражировал и распространил по одному экземпляру Петеримовой, Устинову В.А., Матузовой, Глущенко, Фасту – 2 экз., Долгову – 3, Баклановой и Шитиковой передал неполные экземпляры.

22 марта 1983 г. Лапкин начитал на магнитную ленту тенден­циозно подобранные им материалы из различных литературных исто­чников под общим названием «От тьмы к свету». Магнитные записи этого произведении Лапкин в 1983-1985 гг. растиражировал и рас­пространил среди Петеримовой, Гладких, Долгова В., Глущенко, Устинова А., Долгова В.А. – Лапкин хранил у себя дома с целью распространения.

В 1984 г. Лапкин начитал на магнитную ленту произведение не­известного автора «Отец Арсений», являющееся частью подборки «От тьмы к свету», растиражировал его и по 1985 г. распространил по 1 экз. Баклановой, Матузовой, Шитиковой, Яковлеву, 5 катушек Лапкин хранил у себя дома с целью распространения.

В октябре 1984 г. Лапкин начитал на магнитную ленту книгу Дудко «Такова, к счастью, жизнь. Антиномии и парадоксы», которую в этом же году растиражировал и распространил Шевченко и Гладких – по 1 экз, Лапкину П.Т. – 2 экз.

В 1984 г. знакомая Лапкина Барышникова на пишущей машинке «Унис» размножила текст книги Дудко «Воскресные собеседования или Христос в нашей жизни» в 5 экз. Лапкин 2 книги переплел и в 1985 г. передал Барышниковой. Одновременно передал ей тексты из второй книги бесед Дудко «О нашем уповании», книгу Рагозина «Существует ли загробная жизнь?», книгу об архиепископе Луке, он же профессорВойно-Ясенецкий.

21 января 1985 г. Лапкин начитал на магнитную ленту произ­ведение «Существует ли загробная жизнь?» изготовленный оригинал хранил дома с целью последующего тиражирования и распространения.

В конце 1985 г. – начале 1986 г. Лапкин передал Барышнико­вой книгу типографического изготовления «Кто же Этот» Рагозина в одном экз.

6 января 1986 г. в отношений Лапкина вновь было возбуждено уголовное дело, которое было соединено с предыдущим уголовным делом после отмены постановления о его прекращении.

В отношении Барышниковой, принявшей участие в изготовлении произведений клеветнического содержания, уголовное преследование прекращено.

В отношении Яковлева Г.М. материалы его участия в преступ­лении выведены в отдельное производство.

Лапкин виновным себя не признал. Не отрицая в целом изло­женных выше обстоятельств преступной деятельности, т.е. начитывания на магнитную ленту запрещённых к изданию произведений, со­ставления собственных произведений, тиражирования их путем пере­записи с помощью магнитофона и рукописным и машинописным способом, передачи другим лицам лично или пересылки по почте, Лапкин ут­верждает, что все эти произведения не содержат измышлений, по­рочащих советский государственный и общественный строй. Он собирал и записывал с реальных исторических фактов с целью донести их до нынешнего поколения и потомков. Сведения не считал ложными, цели опорочить существующий строй не имел.

Несмотря на отрицание вины Лапкиным, его виновность в пре­ступлении достаточно полно и объективно подтверждается собран­ными по делу доказательствами.

Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей Шевченко, Яковлева, Барышниковой, Шитиковой, – всего 20 человек, следует, что в период с 1978 г. по 1985 г. они как верующие неоднократно получали от Лапкина магнитные записи, реже литературу с произведениями Дудко, Рагозина, Регельсона, Пейсти и др.

Факты изготовления Лапкиным и распространения им произведе­ний, содержащих клеветнические измышления на существующий строй подтверждаются также протоколами обысков, во время которых та­кие произведения изымались у самого Лапкина И.Т и др.

Указанные выше свидетели подтвердили изъятые у них при обыске произведения, которые они получали от Лапкина И. Т.

Из протоколов выемки почтово-телеграфных корреспонденций видно, что в письмах, адресованных Ульянкину, Лапкиным пересылались стихи собственного сочинения «Клуб», «Христос воскрес!», «Набатный колокол пророчит о России».

Изъятые при обысках и выемках, изготовленные и распростра­ненные Лапкиным произведения признаны вещественными доказательствами как содержащие измышления, порочащие советский государ­ственный и общественный строй, осмотрены и приобщены к матери­алам уголовного дела.

Факт изготовления и тиражирования Лапкиным И. Т. магнитных записей с целью распространения подтверждается одновременным, изъятием у него магнитофонов марки «Маяк-205» – 14 штук, «Роман­тик-304» – 1 штука, микрофонов в количества 43-х штук и др. принадлежностей к звукозаписывающим устройствам.

Изготовление Лапкиным рукописных текстов «Послание патриар­ха Тихона к В.И. Ленину» и стихотворения подтверждается заключением почерковедческой экспертизы /т.1 л. 279,282/.

Тот факт, что приготовленные и распространённые Лапкиным магнитные записи и тексты содержат заведомо для неголожные измышления, порочащие советский государственный строй, подтвержда­ется следующим: Из основного и дополнительного заключения научно-религиоведческих экспертиз, из допроса в судебном заседании в качестве экспертов Нагорной Л.К. и Антоновой Н.И. следует, что все указанные выше изъятые у Лапкина и др. лиц и представленный на экспертизу материалы имеют антиобщественное содержание, выходят за рамки чисто религиозных произведений, касаются социальных отно­шений, вопросов права, внутренней политики КПСС и советского го­сударства, народного образования, культурного строительства. Эти произведения, как правило, засылаются в СССР различными зарубеж­ными антисоветскими пропагандистскими центрами типа «Славянская миссия» и другие, либо издаются в нашей стране нелегальным способом.

Под религиозной оболочкой этих произведений за исключением «Архипелага ГУЛаг» и «Послесловия» к нему, не являющихся религио­зными, содержатся суждения, отрицательно характеризующие советский государственный и общественный строй, положение Церкви в СССР. Искусственный, целенаправленный подбор материалов, тенденциозность их освещения приводят к тому, что каждое произ­ведение в целом фальсифицирует, искажает советскую действительность, влечёт за собой восприятие её аудиторией, на которую оно направлено. В текстах произведений идеализируются дореволюционные общественные порядки в противовес общественным порядкам, существующим в нашей стране.

Экспертами выделены следующие основные группы измышлений, содержащихся в упомянутых произведениях, порочащих советский государственный и общественный строй:

- Утверждение о гонениях граждан в СССР за их веру и убеждения, даже до убийства.

- Отсутствие в СССР свободы совести.

- Измышления, порочащие советскую атеистическую науку и культуру.

- Измышления об истоках революционно-демократического движения и социализма, об основателе Советского государства В. И. Ленине, руководителях партии и правительства;

- Отождествление Советского государства, его органов власти и управления с образами «сатаны» и «антихриста», от которых якобы исходит всё зло, и с которыми следует вести непримиримую борьбу.

- Измышления, порочащие Конституцию СССР, деятельность правоохранительных органов.

- Измышления о разложении советского общественного строя и другие измышления.

Правильность экспертного заключения, согласующегося с другими собранными по делу доказательствами, и компетентность спе­циалистов сомнений у судебной коллегия не вызывают. Все участву­ющие в производстве экспертизы специалисты имеют высшее образо­вание, учёные степени и длительный стаж работы по специальности, что позволяло им дать квалифицированное заключение по исследо­ванным вопросам.

Из текстов экспертных заключений, в которых процитированы исследованные произведения, из показаний в судебных заседаниях экспертов видно, что представленные в их распоряжение произведения исследованы ими в объёме, достаточном для дачи заключения. Сам подсудимый Лапкин признаёт, что в заключениях экспертов, ос­новном и дополнительном, процитированы именно те произведения, в изготовлении и распространении которых он обвиняется.

Исследование судебной коллегией в судебном заседаний приоб­щённых к делу вещественных доказательств, прослушивание ряда магнитных записей и текстов подтверждает выводы судебной коллегии о полноте, объективности экспертного заключения.

Наличие в упомянутых произведениях заведомо для Лапкиналожных измышлений, порочащих советский государственный и общест­венный строй, подтверждаются также следующим.

Из показаний самого Лапкина, касающихся его взаимоотношений со священнослужителями из с. Гребнево Московской обл. Д. Дудко сле­дует, что именно в этот период их знакомства деятельность Лапкина стала приобретать антиобщественный характер. Лапкин получал от Дудко издаваемую за рубежом и нелегальным способом в нашей стра­не литературу, как например проповеди Дудко «Во время и не во время», первую и вторую книгу его бесед «О нашем уповании», «Хри­стос в нашей жизни» или «Воскресные собеседования», лично производил записи проповедей Дудко. Все эти произведения содержат клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй, прямые призывы бороться с ним.

За эти действия Дудко был привлечён к уголовной ответст­венности, осознав ошибочность своих взглядов, осудив противо­законность своих действий, направляемых западными спецслужбами, Дудко выступил с публичным заявлением об этом в печати и по телевидению, в котором назвал свои произведения клеветническими и как автор запретил их распространение (т. 4, л. д. 98, газетная публикация). Не порывавший с Дудко и после этих событий, Лапкин продолжал изготовление и распространение как этих, так и новых его работ, как, например, «Такова, к счастью, жизнь», «Антиномии и парадоксы».

Далее из показаний подсудимого Лапкина следует также, что он был осведомлен о том, что распространяемые им произведения не имеют официального издания в нашей стране, а проповеди Я. Пейсти прослушивались лично Лапкиным и по прямой трансляции из-за рубежа.

О том, что Лапкин понимал заведомую ложностьраспростра­няемых измышлений свидетельствуют его собственноручные заяв­ления от 4 и 13 октября 1980 г., в которых он признавал оши­бочной и незаконной свою деятельность по изготовлению и рас­пространению измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.

Свидетель Лапкина Н.В., жена подсудимого, пояснила, что Лапкин начал тиражировать и распространять магнитные записи религиозных произведений примерно с 1979 г. Наряду с ними он записывал тексты антиобщественного содеражания, такие как «Архипелаг Гулаг», «Тайна беззакония в действии – Масонство»; за что привлекался к уголовной ответственности. После прекращения дела Лапкин своей деятельности не пре­кратил, продолжал начитывать тексты антитиобщественного характера, такие как «ХХ век Христианства», «Трагедия Русской Церкви». Она предупреждала Лапкина о противозаконности его дей­ствий, о возможности наступления неблагоприятных последствий, но он не реагировал на это.

Лапкину на явно выраженный в его стихах антисоветизм указывал свидетель Скачков, священнослужитель, который пояснил, что дея­тельность Лапкина по распространению идущих с запада произведе­ний не имеет ничего общего с делами истинно-религиозными, церков­ными.

Тот факт, что Лапкин не мог не сознавать заведомой ложно­стираспространяемых им измышлений.

Как следует из показаний самого Лапкина и лиц близко знавших его, Лапкин является человеком грамотным, имеющим средне-специ­альное образование, владеющим несколькими иностранными языками, обладающим широким кругозором, эрудицией, большим жизненным опы­том.

При таких обстоятельствах утверждения Лапкина И. Т., что он не считал распространяемые им произведения содержащими заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный строй, судебная коллегия находит надуманными, расценивает их, как стре­мление уклониться от ответственности за содеянное.

Исследовав доказательства в их совокупности, судебная кол­легия находит вину Лапкина И. Т. доказанной, квалификацию содеян­ного им по ст. 190-1 УК РСФСР правильной. Он на протяжении дли­тельного времени систематически изготовлял и распространял в устной, письменной, печатной форме, в магнитных записях произ­ведения, содержащий заведомо ложные измышления, порочащие совет­ский государственный и общественный строй.

Вместе с тем, не добыто доказательств наличия ложных измы­шлений в записях бесед Лапкина с верующими, переданных им Петеримовой, Речкунову, Гладких, Шишкиной, Баклановой – по одной ка­тушке каждому, Фасту, Лапкину П.Т. – по две катушки каждому, поэтому эти эпизоды из обвинения подлежат исключению. Однако эти магнитные записи являются вещественными доказательствами прес­тупной деятельности Лапкина и подлежат уничтожению, как и осталь­ные катушки с магнитными лентами, приобщённые к делу в качестве вещественных доказательств.

Обсуждая вопрос о назначении Лапкину наказания, судебная коллегия учитывает его положительную характеристику с места ра­боты, первое привлечение к уголовной ответственности. С учётом этих обстоятельств, а также с учётом характера и степени обще­ственной опасности содеянного, длительности и интенсивности преступных действий, Лапкину следует назначить наказание, свя­занное только с изоляцией от общества. Исправление и перевос­питание его иным наказанием невозможно.

Руководствуясь ст. 301-303 УПК РСФСР, судебная коллегия ПРИГОВОРИЛА:

ЛАПКИНА Игнатия Тихоновича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.190-1 УК РСФСР и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 /два/ года и 6/шесть/ месяцев в исправительно-трудовой колонии общего режима.

Меру пресечения оставить прежней – содержание под стражей. Срок исчислять с 9 января 1986 г. В силу ст. 47 УК РФ зачесть в срок наказания предварительное заключение с 23 мая I980 го­да по 10 октября 1980 года.

Являющиеся вещественным доказательством магнитофоны «Ма­як-205» в количестве 14 штук и «Романтик-304» – 1 штука, пи­шущую машинку «Унис» 35615-3563953 – конфисковать в доход государства. Пишущую машинку «Украина» № 740920, как не являю­щуюся вещественным доказательством, возвратить Лапкиной Н.В. Остальные вещественные доказательства – катушки с магнитными лентами, книги, рукописные и машинные тексты, поименованные в постановлении о приобщении их к делу, согласно этому перечню /т. 2, л. д. 383-394/ уничтожить, как не представляющие никакой ценности.

Приговор может быть обжалован и опротестован в Верховный Суд РСФСР в течение семи суток с момента провозглашения, осу­ждённым – с момента вручения ему копии приговора, с подачей жалобы или протеста через Алтайский краевой суд.

Макаров В.А., Королёва Н.П., Аракелова Г.Н.

106