размер шрифта

Поиск по сайту



Последнее слово, которого не дали сказать

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


Игнатия привезли в пустой зал суда накануне дня, назначенного на предыдущем судебном заседания. Вместо друзей, которых он ожидал увидеть, присутствовал в зале лишь одинокий корреспондент газеты «Алтайская правда». Говорить последнее слово в такой ситуации Игнатий отказался. Следующее же заседание началось объяв­лением приговора.

«..Я абсолютно невиновен перед законом. Слушая «Возвращение к разговору», где говорится о нечеловеческих страданиях раску­лаченных, суд ни словом не обмолвился о страдании тех людей, а только одно твердил: зачем говорить об этом? Так-то понимают гласность. Но это те страницы истории нашей страны, наших людей, и мы не можем не говорить об этом, иначе история будет неполной, выборочной. Это наша память. Почему бы суду не задать такой во­прос: как же могло быть так, что мы братья и мучили друг друга? Ни звука! Опустили головы, когда в закрытом зале суда слушали эту потрясающую душу кровавую трагедию миллионов крестьянства, эту мужицкую чуму...

Возьмём несколько примеров из историй. Христос воскрес! – правда ли это? Не распространением ли заведомо ложных измышлений занялись Апостолы? Для верующих это Истина истин, а для кого-то – опиум, сивуха. ...Я не повинен перед статьей 190-1, судите меня за мою деятельность, как издателя религиозных книг, и я не подам ни одной жалобы на любой законный приговор, с радостью приму его как награду от Христа. Вы судите меня по статье, по ко­торой нужно судить всех лжецов-атеистов на руководящих постах, где лгут в сводках и отчётах...

«XX век христианства» – о расстрелянных и не реабилитированных священниках. Это не измышления, эти факты имели место. Если с трибуны съезда открыто сказали о совершенно невинно расстреля­нных коммунистами же коммунистах, их реабилитировали, то почему не сказать о невинных жертвах, о геноциде против верующих в те годы? Интересно, что все правители ведут себя одинаково при любом строе. Говорить о казнях, бывших при иных правителях, можно, но что делалось при них, что ещё можно было бы изменить – тому противились. Протопопа Аввакума сожгли «за великие хулы на царский дом», а нынешняя власть печатает труды Аввакума. А если бы он сегодня жил, обязательно бы говорил о недавних мучениках веры и также был бы судим по статье 190. Преследуя верующих только за память о своих мучениках, вы яснейшим образом свидете­льствуете, что вы сыновья тех, которые пролили кровь пророков и священников. Дополняйте же меру отцов ваших. Кровь христиан все­гда была семенем христианства...

В святыню, как прежде, бросают каменья.

Мир гонит по-прежнему паству Твою

В ярости злобы коварством и мщеньем,

Но дай нам не сдаться в смертельном бою.

Вот здесь, перед судьями прошли свидетели, чьи родные и они сами были в лагерях... хотелось их послушать, дать подтверждение тому, что «XX век христианства» и «Трагедия Русской Церкви» – не измышления. Но судья всё отрезал: не нужно, мы и сами это знаем... Мёртвых боятся больше, чем живых. Но у нас есть запо­ведь поминать наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их... (Евр. 13:7). Мы вправе искать ответ на вопрос: отчего убийцы всегда боятся напоминания о своих жертвах? Раскаяние в содеянном даёт возможность надеяться, что подобное не повторится. Такие деяния жестокого времени надобно осудить, а не покрывать, не преследовать тех, кто помнит о невинных жертвах. Забывать героев веры – не христианское дело... Помнить мучеников – кровная обязанность христианина. И если это запрещено, лучше умереть вместе с мучениками...

...Говорят о свободе вероисповедания. А куда же деть статьи 191 и 70? Ибо не омертвело ещё чрево атеизма, породившее чудовище сталинской 58-ой статьи, погубившей во чреве Молоха, в морозил­ках севера миллионы верующих, крестьян, коммунистов... 14 под­пунктов-выкормышей гребли всё.

...Фараон велел бросать детей в Нил, но он не учил петь: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». И если об отце Арсении говорят судьи, что он не хорош, то что нам слушать? Оперу Вано Мурадели «Ленин в Октябре», как он на броневичке поёт «Апрельские тезисы»?

 Но мы, христиане, не поём: «пойдём и как один умрём», но «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и сущим во гробах Он жизнь даровал!»  Знаю, что обличение тех, кто имеет власть умерщвлять, – опасно для жи­зни обличающих. И всё же голос Иоанна Златоуста говорит: пойди и обличи тирана, и будешь мучеником за Христа. Пример есть и ны­не в Сальвадоре – архиепископ Ромеро, застреленный с чашей Крови Христовой в руках.

«Узы и скорби ждут меня»(Деян. 20:23). Но я ничем не дорожу, только бы исполнить порученное Христом. Теперь утверждено стра­данием право на существование всего, что я начитал, выпустил. И даже язвительный удар от священников: «Нет ему спасения в Боге»(Пс. 2),– не смутилменя...

Оставляя всех вас, расставаясь с вами, не скрою, некоторых жаль: «не напрасно ли я трудился среди вас»...Знайте, что отныне мне официально сказал следователь: если бы каждый сам брал начитанное мною у меня и переписывал бы, то нарушения статьи не было бы, и не отняли бы. Переписывайте, не спите, будете иметь хлеб.

Тут вот ещё о законе. Жилище неприкосновенно по Конституции. Но получил бумажку от прокурора, и среди бела дня сколько людей обобрали! Ты только свидетель всего, что считал дотоле своим. Чужие дяди в подполе, на полатях, в сарае, в карманах, в душе шарятся. Ленин говорил, что государственный аппарат насилия постепенно будет отмирать, а на деле-то как? Слежка, как глазок в камерной двери, везде, во всем мире. Скучно жить, страшно. «Но мужайтесь,– говорит Христос, – Я победил мир».

Вот свидетели показывают: «Игнатий активно боролся с грехом» (Классен).

 Ох вы, милые мои друзья! это-то в вину мне и пошло, что никому от меня покоя не было. Эти показания только ухудшили отношение ко мне судьи.

Повторяю то, что более всего ужаснуло меня в тюрьме. Когда прочитал показания, то оказалось, что худшие дали те, кто ближе был к священникам. Льстецы и лицемеры.

(При обысках у Игнатия и многочисленных его друзей в разных городах было изъято магнитофонов и магнитофонных плёнок на сумму более 30 тысяч рублей. При конфискации записей, большая часть ко­торых – чисто религиозного содержания, грубо нарушены процессуаль­ные нормы. Многочисленные ходатайства в органы прокуратуры пока безрезультатны. «Лжесвидетель не останется ненаказанным»(Пр. 19, 5). Ср. (Гал. 4:11)– прим. сост.).

Да не вменится вам это на Суде Божием... Кто, где слышал, чтобы против овец было обвинение архипастыря, как тут – послание Гедеона Новосибирского? Есть от чего сойти с ума, как говорит о. Дмитрий Дудко. Bсe эти их загранпоездки – по трупам душ. Награды за сотни тысяч вдовьих рублей...

Чтобы создать мнение, что против меня были и верующие, и неверующие, пошли на явную фабрикацию без зазрения совести. Вот я пишу брату во Фрунзе и брату в Минусинск... Вдруг одновременно «ошибаются» почтальоны и заносят письма поздравительные с Пасхой Христовой на десять номеров дальше. И ведь соседство, частный квартал – да любой бы отнёс письмо по назначению. Но вдруг везде все стали «патриотами», вдруг распечатали письма, вдруг возмути­лись «религиозной пропагандой» и отнесли всё к уполномоченному (хотя неверующие люди и не ведают такой должности, что есть уполномоченный по религиозным культам), а тот уже, понятное де­ло, отослал нашему местному,Лисенкову Г. И., а этот отсылает Гущину И. П., прокурору края – привлечь Лапкина, организатора «новой секты златоустовцев», как назвали нас с лёгкой руки местного настоя­теля о. Николая Войтовича. А на конвертах-то, подшитых к делу, стоят правильные адреса и нет ни одной почтовой печати. Тут уж первокласснику понятно, что и как было...

... Сегодня я, завтра возьмут любого. Не молчите, пишите везде, пусть судят по закону... Вы исполнили заповедь, посетили меня, пусть и не в самой темнице, но как я рад видеть вас здесь всех, таких родных и близких. Все вы участвовали в моём крестоношении, и кто здесь был, получил урок и награду от Христа, да не потеряет её. Читайте хотя бы по воскресеньям акафист на рус­ском языке Пресвятой Троице (Благодарственный акафист свящ. Г. Петрова, известный также под названием «Слава Богу за всё» – прим. сост.), вспоминайте о моей любви к вам, как возил вас на природу, детей учил любить всё вокруг, во всём видеть Бога. Телом мы разлучены, а душа радуется единению... Когда будете на плёнках слушать мой голос, то представляйте, что я среди вас радуюсь. Будет ещё статья в газете, злобный памфлет. К Богу моя аппеляция! Слава Иисусу Христу!»

87