размер шрифта

Поиск по сайту



Показания, допросы по делу Лапкина (1980г)

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


Лапкина Мария Егоровна, мать Игнатия Л., 1915 г. рождения:

«Муж у меня также верит в Бога. Эту любовь к Богу моим детям и Игнатию привила я. От Иг. я часто получала письма. В них он ничего не писал плохого о руководстве партии. Записал в Барнауле мой голос на память. Узнав, что Игнатий арестован, я расстроилась. Не знаю, за что он арестован, думала, что за то, что верит в Бога. И когда мой сынАким, также верующий, посетил кабинет следователя, и там ему показали стихотворения Игнатия, то он сильно возмущался и говорил, что зачем он так делал, осуждал сына... Я так же ему поверила, что Игнатий делал что-то нехорошее, за что его арестовали. Я считаю, что если Игнатий стал ругать наш советский строй, руководителей, то он поступал неправильно.

Всякая власть от Бога. Мне никогда такого от него слышать не приходилось ничего. Наш строй самый лучший в мире, всё есть, работают все, и он не заслуживает того, чтобы его осуждали... Если мне придется увидеть Игнатия, я ему скажу, что осуждать наш строй, и иметь какую-то вредную литературу – грех. Это сказано и в Библии. Больше мне пояснить нечего (подпись). 29 сентября. 1980 г.» (придумал и записал Пичугов В. Н. – прим. ИгЛа).

Смешно это читать спустя 21 год. Мама и отец уже отошли в далекую страну, а допрашивавший их следователь Пичугов В. Н. был вознесён до начальника краевого отдела по делам регистрации религиозных и общественных организаций Алтайского края, а потом низвергнут, и судился с ними за увольнение его. Принял крещение с полным погружением, и стал, якобы, верующим. Такой же улыбчивый и неженатый. 

Мама же моя вместе с отцом не ходили в школу даже одного дня и мама не знает ни одного слова, какие ей следователь вкладывает под язык. Моя бабушка плакала 3 марта 1953 года, узнав о смерти Сталина. Я тогда и спросил её, отчего она плачет. У бабушки же кроме моей матери было ешё три сына, и они все ушли на фронт и погибли артиллеристами. Так она мне и ответила: так он же – зверь – сожрал всех моих деточек. А люди-то думают, что вот великая скорбь и печаль о вожде всех народов у бабушки моей. Так и здесь. Кто прочитает это показание моей мамы, подумает, что мать и на самом деле тоvпит меня.

Мама, всю жизнь протрудившись на ферме и имея 10 детей на руках, о каком «лучшем» строе могла знать в деревне, дальше Барнаула и не выезжала до строительства возле нас железной дороги.

Из 32 свидетелей никто не показал, что я брал с них более номинальной стоимости за катушки. И только часть плёнок в последнее время была взята по округлённой стоимости. Если я привозил их за свой счет, а они стоили 5 руб. 80 коп. то после записи на них, звучания 8 час. 20 мин, она продавалась за 6 руб. И вот такую «прибыль» оценили в 200 руб. за 8 лет. А лично мой расход составил за то же время 13 тыс. рублей, и более того было роздано бесплатно для нуждающихся. И только один человек сказал, что я брал с людей десятину, десятую часть их доходов и тратил на себя. Это сказала Шишкина Р. Раньше она показала так:

«Брал за гос. стоимость чистой ленты, за запись с меня Лапкин ничего не брал.

Вопрос:Отдавали ли десятину, десятую часть?

Ответ:Да, один раз.

Вопрос:Что Вы можете сказать об уплате Лапкину десятой доли дохода другими людьми?

Ответ:Думаю, что и другие платили. Хотя конкретных фактов об этом не могу показать, так как не знаю их. Слышать-то я слышала, а вспомнить не могу. Но он не только просил. Это было бы мягко сказано. Он ведь такой навязчивый, не отстанет. В то время я ещё не достаточно разбиралась в Лапкине, и пошла у него на поводу. В конце 82 года я принесла ему 100 рублей. Предполагала, что он их на церковь, получилось, видно, наоборот. Он, Лапкин, пускал эти деньги на свои занятия плёнками, магнитофонами. Когда я передавала деньги, жена Лапкина была дома. Она видела, как я передавала деньги.

Вопрос:Лапкин угрожал чем-нибудь, упрашивая, или как Вы говорите, требуя десятины в том случае, если Вы не отдадите её?

Ответ:Нет, он или его жена ничем не угрожали, если я буду против десятины. (С моих слов записано верно, мною прочитано)».

Показания записала своей рукой, красивым, легко читаемым почерком.

Я потребовал единственную очную встречу. Встреча состоялась в тюрьме. Сразу же сказал Рае: «Рая, помни, что все будем помирать. Ложь тебе будет препятствием на мытарствах». Но тут следователь так и взвился: «Перестаньте угрожать...» Значит верующий следователь. Боится Суда Божия, – так я понял и не ошибся.

«Вопрос к Лапкину:Каковы ваши отношения с Шишкиной?

Ответ:Отношения часто очень натянутые.

Шишкина:Лапкин говорил, что надо посылать десятину на помощь церкви. Эту помощь на церковь я понимала не только буквально, что на помощь Церкви, но и на помощь страждущим, неимущим. Лапкин не говорил, что именно ему я должна отдавать деньги. Я понимала так, что и я не «должна», а могу отдавать деньги ему, чтобы он передал их нуждающимся. Я не знаю, на магнитные записи ли потратил. Я не подумала бы, что Лапкин обманул меня.

Лапкин:Каждый жертвующий должен сам направлять средства на помощь людям.

Вопрос Шишкиной:Вы могли бы подумать, что Лапкин мог обмануть, и деньги пошли не на нуждающихся?

 Ответ:Нет. Я не могу допустить, что Лапкин меня может обмануть и мою десятину пустить не на помощь нуждающимся, а на другие дела».

 И снова, как говорится, «сдохла собака». Статья и эта отмерла, суду осталось только доказать, что я верил в то, во что никогда не верил. То есть доказать, что я знал точно, что раскулачивания не было, гонения на верующих не было. Расстрелянных не было. Не было разора страны, не было насаждения атеизма, разрушения храмов. Не было. А я сознательно, умышленно, веря, что того не было, распространял заведомо ложные сведения, порочащие самую лучшую в мире партию, самый лучший в мире строй.

Шишкина Раиса Владимировна, 1924 г. р.:«В 1953 году меня вовлекли в группу ИПХ. Меня арестовали и через месяц выпустили. В 1981 году в Барнауле и в Тальменке мне говорили о Лапкине, что он хороший проповедник. Убедил меня, чтобы иметь паспорт, что это не грех. С ним я в тесных отношениях не была, только “здравствуй” и “прощай”. Я уже женщина пожилая, и не стала с ним связываться. Так как замечала, что Лапкин занимается “тёмными” делами. В том, что начал раздоры в Церкви, что в церковь ходить и не грех, но свечи не из того воска. Сам ходит, но у него псалмы какие-то баптистские. Лапкин является православным христианином, но он старообрядец. В моих магнитных записях нет порочащего советскую власть. Покупала за цену чистой плёнки. За запись с меня Лапкин ничего не брал. «Архипелаг, масонство, ХХ век, Трагедия» – я ничего об этом не слышала. Записи есть у настоятеля Войтовича, у священника Михаила. Не знаю, продавал ли им. Проводил собрания. Разбирали Евангелие, но я не ходила к ним. Лапкина старалась не слушать, так как в молодости меня один такой “привёл”, теперь вот другой, а мне хочется спокойно пожить, и с Лапкиным стараюсь не встречаться».

Допрос второй, 16 апреля (л. д. 48 т. 3):«Лапкин человек такой,  что говорить умеет, конечно. Он предложил мне помочь обустроиться и в квартире моей, кровать сделал и печку. Но человек он какой-то навязчивый. Если с ним хорошо поговорить, то потом уже от него трудно отделаться. Коробки какие-то у меня оставил с записями. Валю Барышникову ко мне на квартиру поставил, одно беспокойство мне. Тоня в Рубцовку уехала на месяц, а пробыла три. Плёнки увезли на Никитина и к Речкунову. Были с женой. Кроме того Лапкин меня оттолкнул, что сказал, что Псалтирь Божией Матери не надо читать, а это уже баптисты. И люди его считают баптистом. И книги у него есть баптистские. У меня же таких книг нет».

Общество (ИПХ), в котором находилась Шишкина Р. В., было разгромлено. Их руководитель Фоменко Н. был осуждён, на допросах его сильно избивали, есть очень сильные подозрения, что его в лагере убили по наводке органов. Подозрения членов этой группы ИПХ, что их предала Шишкина, даже вполне имеют обоснования после прочтения протоколов её допросов по делу Лапкина. Сейчас она монахиня Варвара (вроде бы настоятельница одного из монастырей). По делу Фоменко пострадали многие. Совсем юная сестра Барышниковой В. (см. выше) была завербована органами КГБ, поселена в общежитие, но они её не оставляли в покое. Вскоре она отравилась. Около тридцати двух человек из этой группы благодаря Лапкину получили паспорта, присоединились к МП, и был признан их монашеский постриг. Сотрудник КГБ Биденко А. С.  (ныне генерал в охране Путина, Лапкин отзывается о нём хорошо) даже предлагал забросить Лапкина в Красноярский край к другой такой группе, чтобы «вернуть их к нормальной гражданской жизни», но тот отказался, опасаясь покушения со стороны КГБ.

 

Допрос Лапкиной Н. В., 1980 г.«При чтении “Архипелаг ГУЛаг” я уходила из дому, чтобы не мешать ему. В дела меня не посвящал, говорил, что это дело мужское, и я не вникала. Яковлев приходил с 1979 года. В их дела я не вмешивалась, у нас это не принято. На политические темы разговоры между ними я не слышала».

 

Шитикова В. А.«Знаю Лапкина уже 7 лет. Лапкин знает очень хорошо Священное Писание, и лучше его в его знании я никого не встречала... Я не слышала от Лапкина чего-либо позорящего советский государственный строй».

 

Яковлев Г. М. «Познакомились 1,5 года назад. Я тут был проездом, слышал о нем много. В феврале 1979 года переехал в Барнаул. В “Архипелаге” – недостатки прошлого. Мы обличаем и недостатки сегодняшних руководителей – одежду с развратным уклоном, как разрезы, отсутствие бюстгальтеров и трусов под платьем и др. 8 лет я был секретарь комсомольской организации».

 

ЛапкинАким Тихонович,  1980 г. – священник. Том 1 л. 404:«В письмах и при встречах от Игнатия мне не приходилось слышать прочащее советский строй, руководителей партии. Лично мне не приходилось видеть у Игнатия ни одного листочка антисоветского содержания. Мне он так же ничего такого не присылал по почте. Произведения “Архипелаг ГУЛаг” я не видел у брата, у меня такого произведения также нет. Никаких стихотворений, порочащих наш строй, мне не приходилось видеть у брата. После того, как следователь показал стихотворения, написанные братом, я могу сказать, что оно не имеет ничего общего с религией, даже непристойно такое с его стороны. Я осуждаю такое, и при встрече с братом я такое же скажу и ему. Связей его я никаких не знаю. С кем он переписывался, также не знаю. Всё же я думаю, что брат просто заблудился немного, и его надо поправить. Думаю, что и он сам всё это осознал уже. 30 сентября 1980 г.».

Еремеев Михаил Александрович (т. 1, л. 287, в его доме Лапкин впервые получил Евангелие и покаялся, у него изъято восемнадцать лент):«Ничего против Советской власти не имею».

 

Вознюк Анна Филипповна, г. р. 25.6.40 (л. д. 294):«Лапкина И. Т. знаю с 1979 г. Я была баптистка, он убеждал меня, что самая правильная вера православная. Теперь я православная».

 

Конобевцева Любовь (л. 300, пятидесятница):«Познакомились лет пятнадцать назад. Антисоветской направленности его стихи не имели. От жены его Нади получила письмо, что его арестовали, и просили молиться, сообщить Карповым».

 

Карпов Александр Семёнович, баптист, образование 4 класса, 11 детей, г. р. 1928, г. Пенза, 3-й Каменный пр., 28 кв. 1, секретарь профбюро участка:«С Лапкиным И. Т. я познакомился в молитвенном доме, его поселили у нас на квартире. В тот период он только приобщался к нашей вере. Никаких стихов антисоветского содержания не читал».

 

Карпова Марфа Кузьминична, 1929, пенсионерка, мать-героиня (л. д. 304):«Лапкин жил у нас на квартире примерно шесть месяцев. Вёл хороший образ жизни. Он верующий».

 

Ульянкин Пётр Михайлович (л. д. 307), г. Пенза, пресвитер ЕХБ, дворник:«Познакомились с Лапкиным в 1964 г. У меня с Лапкиным близких и дружеских отношений не было, кроме того, Лапкин не разделял наших взглядов, был сторонником православия со своими поправками. Его взгляды, скорее всего, были ближе к старообрядчеству... Я произведения Солженицына не читал и не имею, т. к. не могу относиться хорошо к тому человеку, который покинул свою родину. У меня нет доверия к таким людям».

 

Молчанов Николай Нестерович. 1920 г. р., г. Мелитополь (л. д. 309-317), ул. Харьковская 94-1, не судим (баптист):«С Лапкиным знаком с 1969 г., и он никогда не вёл разговоры, порочащие советский строй».

 

Допрос Лапкина о Молчанове (Л. д. 334, 7.7.80):«Считаю его циником... Он хороший критик».

 

Петеримов Анатолий Кузьмич:«С Лапкиным знаком с 1971 года, познакомился на своей свадьбе. Откуда плёнки? Жена брала у Лапкина. Вероятно, покупала. За сколько – не знаю, за свои деньги брала. Считаю, что “Архипелаг ГУЛаг”, “XX век...” и “Трагедия...” – этих плёнок никто не держит, все напуганы судом над Лапкиным. Я считаю, что Лапкин добрый, к людям относится хорошо. Как относятся священники Покровского собора я не знаю».

20.3.86, второй допрос:«Машинку UNIS несколько лет назад приобрёл у Лапкина, кажется, за 230-235 рублей. От Лапкина просьбы что-либо перепечатать не поступало, он в этом не нуждался» (л. д. 8).«Я лично от Лапкина никакой литературы не получал, за жену в этом вопросе не могу отвечать. Откуда Сперджена четыре экземпляра не знаю».

Петеримова Алевтина Пантелеевна. 2.2.86. (Т. 3, л. д. 5):«С Лапкиным и его женой я поддерживаю постоянные дружеские отношения уже много лет. Приобретала плёнки как до 1980 г., так и после. Иногда приобретала бесплатно, расчёты были иногда и сразу и позже по той цене, которая в госторговле за чистые».

11.2.86 – второй допрос (л. д. 7): «У Лапкина и “Белецкого...” и “О нашем уповании” я взяла, видимо, сама. Они у нас валялись на полатях, и я про них забыла. Почему два экземпляра сказать не могу, но не для того, чтобы кому-то передать, такого наказа от Лапкина не было. Больше эти произведения у нас никто видеть не мог. Я сейчас на последнем месяце беременности и чувствую себя тяжело, поэтому не хочу и не могу встречаться с Лапкиным на очной ставке».

Шевченко Николай Олегович, 1945 г. р., украинец (л. д. 10):«С 1978 г. я поверил в Бога и искал людей глубокой веры. Через людей нашей веры я услышал о Лапкине в 1979 году. Лапкин согласился принять меня в круг своих знакомых. Он арестован в 1986 г. за “клеветнические измышления”, однако в действительности он имел некоторую несдержанность и не желал оставаться равнодушным к некоторым явлениям в нашей стране, писал сатирические стихи. Считаю, что Лапкин арестован в связи с Олимпиадой, но он начитывал всё безвозмездно, т. к. Лапкин является настоящим христианином. За запись на ленте заказчика он не брал ни копейки. Записей идеологически вредных он никогда не осуществлял. А то, что ещё в 1980 г. ему инкриминировали как политическое, то это следственные органы выдавали желаемое за действительное. Лапкин рассылает свои записи. Пишущую машинку Лапкин приобрёл для писем, и для то, чтобы держать в курсе верующих и применение на практике заповедей Христа. Специальных разговоров о положении верующих Лапкин не вёл. Настоятель уважает Лапкина за то, что он является хорошим оппонентом, но и недолюбливал несколько, т. к. Лапкин знает Священное Писание лучше настоятеля. О. Николай больше положенного печётся о собственном благополучии, и на этой почве между ними часто происходили дискуссии, в ходе которых Лапкин упрекал настоятеля в том, что тот заботится о своём благополучии, недостаточно уделяя внимания своим основным обязанностям – помогать людям освобождаться от греха. Лапкин – человек глубоко верующий, всецело преданный религиозной жизни». (Допрос Шевченко 9 января, 5 февраля, 6 марта, 12 марта.)

Речкунов Леонид Ильич 8.9.52 г. р.:«С Лапкиным знаком около восьми лет. Я сильно болел, состояние было безнадёжное, врачи отказывались лечить. Молился и исцелел. После встречи с Игнатием он стал моим духовным отцом. У нас отношения хорошие. На моей аппаратуре он ничего не записывал. Лапкин эрудированный, грамотный, хорошо знает Священное Писание».

Второй допрос 5.2.86, л. д. 23:«Лапкин многое отдавал даром. Я ему помогал в ремонте магнитофонов, и он всегда со мною рассчитывался».

Л. д. 25, 13.02.86:«Для Лапкина покупал раз десять по 10-15 микросхем, а одна стоит 12 р. 50 коп. деньги давал Лапкин. Столько же раз я покупал на деньги Лапкина головки, по 8-10 шт. по семь рублей. Покупал для него большое количество двигателей, 20 штук по двенадцать с лишним рублей за его деньги для студии (зарплата Лапкина как сторожа – 72 руб. в месяц)».

Барышникова Валентина Алексеевна, 22.2.56 г. р., Никитина 147-1, (л. д. 27, т. 3):«В 8-10 классе вышла из ВЛКСМ по религиозным убеждениям. В 1981 г. побывала в Барнауле. От Лапкина не слышала чего-либо порочащего советский строй».

Второй допрос 14 февраля:«Сколько и каких лент брала по округлённой цене – не знаю».

Третий допрос 17 марта (л. д. 31):«Откуда у меня книга об архиепископе ЛукеВойно-Ясенецком не знаю. Я всех просила приносить что-нибудь новенькое».

29 апреля, четвёртый допрос:«Какие записи в нескольких экземплярах мне неизвестны».

Бакланова Антонина Георгиевна, 1908 г. р. Допрос 28 апреля 1986 г.(л. д. 34):«Лапкина знаю 6 лет. Лапкин один такой человек в мире. Он пример в словах и в делах, и во всех поступках. Я практически всё прослушала, что Лапкин издал. У меня он не хранил каких-либо своих записей».

Гладких Антонина Михайловна. 1938 г. р., украинка:«Верить стала в Бога лет 20 назад. Но вера моя укрепилась, когда я прочитала Священное Писание. С Лапкиным познакомилась лет 15 назад у Глушковой Марии. С Глушковой нет связи, она баптистка. Лапкин приходил к ней, чтобы сказать, что сектантство противоположно христианству. Лапкин по характеру честный, простой человек, этому он и нас учил, и за это я его уважаю, уважаю его за веру, за знание Библии... Лапкин прямо говорил о непорядках в Покровском храме, к верующим же он относился хорошо» (л. д. 36-38).

Второй допрос, 31 января 1986 г.:«Я плёнки ни разу не покупала в магазинах. Лапкин продавал по магазинной цене, как чистые плёнки. Подтверждаю, что верующие убеждали Лапкина повысить цену на плёнки. Чтобы компенсировать расходы на электроэнергию, на магнитофоны».

Гладких Галина Сергеевна, 1960 г., ул. Юрина 208-373, моторный завод, машинистка:«С Лапкиным знакома с детства, мне было тогда 10 лет. Знаю его, как человека честного. В отношении государственной власти от него слышала только хорошее, и никогда не слышала, чтобы он осуждал власти. Или тем более враждебные отклики от него “ХХ век христианства” слышала. Моя бабушка рассказывала мне про это».

Гладких Сергей Николаевич, 1938 г., милиционер (л.д. 41):«До 80 жена познакомилась с Лапкиным. Жена стала особенно верующей после операции. От веры в Бога я так и не смог её отучить и от этих занятий. После 1980 года я запретил, чтобы кто из верующих к нам приходил. Чтобы разобраться я приезжал к Лапкину на личной машине, а не на милицейской, о чём он написал в своей жалобе на меня».

Классен Александр Давидович, 31 июля 1961 г. р., допрос 10 января 1986 г. (л. д. 52), немец, г. Караганда:«Познакомился с Лапкиным в 1982 году. До этого исповедывал баптизм. Обратился к Богу в 1979 году. В 1982 году о. Геннадий Фаст предложил встретиться с Игнатием. В августе 1983 года крестился. Из тех немногих бесед с Игнатием я понял его, как истинного христианина, который активно борется с грехом. Считаю его честным человеком. Неспособным на клевету и антисоветизм, если, конечно, не принимать правду за клевету. Слышал, что в Православной церкви много есть того, что не соответствует Писанию: торговля в храме, брадобритие, что священники очень многие не заботятся о том, чтобы пасти свою паству. А заботятся только о том, чтоб не потерять своего места. О советской действительности слышал от Игнатия, что атмосфера способствует нравственному падению, а потому развивается пьянство и блуд».

Лапкина Надежда Васильевна допросы: 12 февраля с  10.00 до 11.10, 21 марта с 9.25 до 12.05, 16 мая (л. д. 65), допрос с 15.15 до 17.25:«С Лапкиным повстречалась в 65 году. Я искала людей, хорошо разбирающихся в Священном Писании. Лучше чем Лапкин чтобы кто-то разбирался, я не встречала ещё. В 1966 году поженились. В Барнауле с 1968 года. Лапкин Игнатий очень хороший человек. Честный. И, я бы сказала, смелый в вопросах наведения общественного порядка. На улице однажды он бросился в толпу дерущихся, имеющих ножи, и прекратил драку. Имеет и недостатки, как излишняя вспыльчивость. Но это оттого, что он справедлив. И не равнодушный человек. Знакомым после 1980 г. запретил даже употреблять слово “Архипелаг”».

Устинов Владимир Александрович, г. Новосибирск, Керченская 63 (л. д. 89, том 3):«Отношения с Лапкиным хорошие. Можно сказать, дружеские. Могу сказать только хорошее, замечательный человек. Целеустремлённый, глубокая вера у него. Он показал истинно христианскую жизнь, как нужно верить. Лапкин человек не корыстный. И делал эти записи не из корыстных побуждений».

Фаст Геннадий Генрихович, 22.12.54 г. р., г.Енисейск, Дударева 28:«С Лапкиным знаком с 79 года, когда были у него с Лидей Степановной. Мы с Лапкиным служим одной церкви. Он с почтением говорил о трудах святых отцов».

Бурдин Александр Андреевич (л. д. 178, т. 3), священник, Красноярск, благочинный края:«Письма от Лапкина я выбрасывал в корзину, ибо они были жёстки своими укорами и проклятиями. Моя жена относится к Лапкину очень с большим уважением, так как он является ревностным христианином. Я так же уважаю Лапкина, исключительно как христианина».

Конобас Сергей Васильевич, 28 января 1961 г. р., Киев (л. д. 209):«Я ничего не имею против уничтожения изъятых у меня книг и ксерокопий духовных книг».

Маркус Сергей Владимирович, 1958 г. р., Москва (Л. д. 222), отбывает наказание по ст. 190-1 в Кызыле:«Вопросы: Как может охарактеризовать Лапкина в политическом плане? Не обучал ли Лапкин свидетеля приемам скрытой записи магнитофоном при беседах?».

1-328. Пивоваров Александр Ив. 1939 г.:«Он (ИгЛа) спрашивал меня, интересуют ли меня произведения антисоветского характера, и я пресёк эти его намерения своим отказом, и он не стал мне больше этого предлагать».

171