Вопрос на тему «Жития святых»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 3
Вопрос 919:
Скажите, пожалуйста, чем и какими материалами пользовался Димитрий Ростовский при составлении житий святых? Почему многие жития очень похожи друг на друга, не стилизованы ли они? Насколько они достоверны?
Ответ И.Т. Лапкина:
Издавая эти жития, начитывая их на плёнки и после составляя на них симфонию, я приходил к выводу, что то, о чём спрашиваете – так и было.
У него в каждом почти житии прямая речь участников событий, как на сцене. Косвенная речь почти отсутствует.
Семнадцатый век, архивных данных в России никаких. Сам он в библиотеке Рима не занимался, имел Четьи-Минеи, Патерики, Прологи. Он не мог как писатель не домысливать этого.
Всё-таки жития некоторые очень сильно разнятся друг от друга. У Димитрия было богатое воображение, красивый язык, глубокая вера. Предположим даже, что-то он написал неверно; но он знал конечный ответ, как в задачнике, и под него всё подгонял. Не мог же он сбивать всех святых на одну дату, на один месяц.
Заметьте, какие ровные книги, по 750 страниц каждая. А это 12 томов. Так не бывает. Я издавал жития по векам. Количество святых, то есть объём материала на каждый век чрезвычайно разнится, и в это легко поверить, что так и было.
С позиции пользы для спасения души митрополит Ростовский Димитрий сделал великое дело. 1173 биографии – жития.
Очень многие читающие христиане могут найти хотя бы что-то, написанное о его святом, в честь кого он назван, и могут подражать его житию. Это просто чудесно. Если светские писатели пишут о выдуманных героях, и их изучают в школе, как Павку Корчагина, идеализируют их, то здесь написано о реальных лицах, пострадавших за Христа или подвизавшихся ради Него.