размер шрифта

Поиск по сайту



Почему так много пишут о чудесах от икон, о мироточении?

Вопрос на тему «Церковь»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 33

Вопрос 4253:

Пишут так много о чудесах от икон, о мироточении и прочем подобном. Но как разобраться, от Бога ли всё это?

Ответ И.Т. Лапкина:

Другого определения нет, как слово Божие. А согласно его ничего из этого арсенала Богом не предусмотрено, а даже напротив того, Бог призывает не верить этим чудесам.

Лук.17:23 – “и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь”.

Иоанн Златоуст советует даже истинное явление ангела ставить под сомнение, дабы непоправимо не ошибиться и не погубить бессмертную свою душу. Беру из Душеновской газеты данные здесь и во многих других ответах, чтобы самому не искать такие добротные материалы. (К слову сказать, потеря этой газеты есть ущерб великий для всех абсолютно):

 “Повсеместное миротечение икон продолжается на русской земле уже второе десятилетие. Интенсивность, частота, массовость чудес не убывает… Но иногда возникают недоумения. Так, в ноябре 2001 года в посёлке Таборы под Екатеринбургом в доме приходского старосты замироточили 27 икон. “Настоятель старается ежедневно служить молебны перед мироточивыми образами, – сообщает газета, – вместе с прихожанами совершает крестные ходы... Владыке направлен сосуд с благоухающим миром, истекшим из икон”.

 Мироточение отразилось на здоровье домочадцев. Каким же образом? По словам отца Сергия, у Галины Петровны скачет давление, головные боли, у внука тоже неважное самочувствие: от всеобщего внимания и праздного любопытства голова уже идёт кругом. Его мама даже хочет на какое-то время отвезти Дениса в монастырь... чтобы там, укрывшись от суеты, он смог восстановить силы”. Не укрепление, а нарушение здоровья, телесного и душевного, от мироточения икон – как можно осмыслить такой результат? Сегодня всё чаще приходят сведения о появлении своеобразных гнёзд мироточений, где одновременно или последовательно начинают источать миро множество икон. До конца 90-х годов такие явления происходили в храмах (один из первых известных случаев – мироточение икон в Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой в 1990–1992 гг.). Сейчас локальными точками становятся дома, квартиры, монастырские кельи, в которых мироточат и приносимые туда иконы.

 Кстати, один из первых таких известных случаев в XX веке – это квартира православных греков в Нью-Йорке, где в 60-м году замироточила небольшая бумажная икона Божией Матери “Страстная”. Хозяева квартиры отдавали икону в храм, взамен её покупали новую. Икона, отдаваемая в храм, переставала мироточить, а та, которая у них появлялась, тоже начинала мироточить. И так повторялось снова и снова – несколько раз. Такие случаи тоже требуют серьёзного анализа: почему иконы переставали мироточить в храме? Свидетельствует ли это о неистинности чудесного явления или о чём-то другом? Наблюдается определённый типологически схожий процесс: вначале начинает мироточить одна икона (Тихвинская в келье Ивановского монастыря, свт. Николая в доме в Державино, блаженной Матроны в одной московской квартире и др.), затем – ещё несколько икон, находящихся рядом, а затем – и те, которые приносят в эту комнату.

 Можно ли говорить об “индуцировании” чуда, о “наведённом” мироточении? У физика создастся впечатление, будто некая энергия присутствует в этой точке, “облучает” святые образа, которые потом, увезённые в другие места, продолжают мироточить. Очень смущает этот автоматизм, как бы гарантированность чуда, какая-то механистичность процесса, напоминающего уже просто неизученное природное явление, которое непонятно как действует, но которое можно приспособить на “благо” людям.

У кого-то наверняка возникнет искушение определить, на какое расстояние нужно приблизить икону к “точке чудотворения”, чтобы она замироточила, измерить интенсивность “поля” и т.п. Но при чём здесь спасение души? Можно спорить о допустимости эксперимента над святынями, сегодня всё чаще исследуют миро от икон и мощей, нерукотворные отпечатки на стекле и т.п. – некоторые сочтут их кощунственными. Но эксперименты, и в массовом порядке, уже давно предпринимают сами верующие – те, кто привозит свои иконы именно для “индуцирования”!

К этим фактам, смущающим церковное сознание, добавляются сегодня новые. Широкую огласку получил феномен, возникший в одном из домов села Державино. После того, как там замироточила репродукция, приложенная к образу свт. Николая (что в Бари), стали мироточить другие иконы, а с 2000 г. образ Спасителя источает кровь. Несколько икон привозили в Иваново, “проездом” посетили они и столичные храмы. Можно понять, для чего уникальный кровоточивый образ стремятся явить людям, но каков смысл ношения по церквям икон, если единственное чудо от них – мироточение?

На православных конференциях уже звучал вопрос: зачем верующему христианину собственная мироточивая икона? Не превращается ли подобная погоня за чудом в коллекционирование, а святой образ – в своего рода сувенир? Вновь и вновь напомним, что Спаситель и святые отцы запрещали людям самим добиваться чудес и знамений.

Но вот уже не только отдельные миряне, но и приходы из других городов отправляют образа в Державино. Это труднопостижимо. Святой образ (все иконы святы!), пребывающий в Доме Господнем, снимают, направляются с ним в дом мирянина... Такое “поднятие икон” часто практиковалось в прежние эпохи, когда образ приносился в дом по просьбе хозяев, перед ним служился молебен, и образ освящал жилище. Но нынче храмовый образ приносят в избу с целью прямо противоположной: чтобы его самого ещё как-то дополнительно освятить. “Подзарядить”. Есть ли на это Божие произволение?

Истечение крови от образа Спасителя – небывалое по своей интенсивности явление. Икона по сути своей есть образ, являющий Первообраз, но Лик Господа сейчас полностью скрылся под кровавыми струями... Случаи кровотечения икон зафиксированы в предании, нередко они происходили после нанесения иконе раны, наиболее известный среди них – образ Иверской Божией Матери. Чудо Спаса Кровоточивого трактуют как “грозное предзнаменование”: “Чего же ждать нам в наш век, отягчённый такими Богомерзкими грехами, которые и не чудились нашим предкам! К каким будущим нелёгким испытаниям готовит нас Господь?” При одном взгляде на икону Спасителя, скрывшуюся под кровавым потоком, становится действительно страшно. Мы созерцаем раны Господа на Распятиях, читаем о них в Евангелии, видим кровавые следы на Туринской плащанице. Мы приобщаемся Его честной Крови и Тела, но Господь положил принимать их под видом вина и хлеба... Жидкость с образа имеет цвет и даже запах крови. Её брали на анализ в Самаре, выяснили, что это действительно кровь, установили группу – четвёртую (та же, что на Туринской Плащанице). Реакция православных – и страх, и благоговение, и недоумение. Чьей кровью может кровоточить икона Спасителя!.. Если это Его Кровь – то как же её просто вот так носят вокруг Москвы и прочая (сравните со святыми Дарами)?” Действительно, ведь она истекает постоянно, сворачивается, сохраняется в каком-то виде, наверное? Известно, что имеются кровоточивые статуи и в католическом мире. Ватикан определяет их как “знак присутствия Девы Марии”. Могут ли православные согласиться с такой оценкой, признать Божественный источник этих явлений? А как быть с млекоточивыми буддийскими скульптурами?.. Эти вопросы остаются пока без ответа…

 Даже священники не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений есть разновидность полтергейста (с нем. – “игра духов”). Как известно, полтергейст тесно связан с конкретными персонами и происходит большей частью только в их присутствии. Нередко такими личностями являются дети. Свидетельства говорят о том, что весьма часто иконы в домах и кельях начинали чудотворить именно там, где есть дети или подростки (а они, по свидетельству священников и богословов, в определённых ситуациях бывают особо открыты воздействию падших духов). Стоит задуматься над странной закономерностью: в пос. Таборы икона впервые замироточила в комнате десятилетнего Дениса, в “мироточивой” келье в Иванове живёт монахиня с дочкой, в московской квартире образа замироточили после того, как школьница приложила к мощам икону блаженной Матроны, девочка живёт и в доме села Державино.

 Мы, конечно, далеки от того, чтобы везде видеть происки лукавых, но мы обязаны со всем трезвомыслием проанализовать все “странности”, все предположения – чтобы не впасть в искушение почитания лжечудес. Надо выработать церковное отношение и к такому понятию, как “хранитель иконы”, которое установилось в последнее время. Такие люди, по собственной ли инициативе, получив ли благословение, перевозят “свою” икону по стране. Возникает вопрос, вряд ли объяснимый только психологическими причинами: почему иконы сопровождают именно те лица, у которых они начали мироточить, а не какие-либо другие? Почему эти иконы, как правило, не передаются в храмы?” Алексей Любомудров. …Вечером 3-го ноября (после всенощного бдения, в праздник Казанской иконы Божией Матери) батюшка и прихожане также пришли ко мне. Началась служба. Во время неё молния с иконы Святителя Николая ударила прямо в Акафистник. Кто-то вскричал: “Что это?”, – а священник спокойно ответил: “Продолжайте молиться. Потом разберёмся”.

Мрк.13:22 – “Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных”.

Мф.12:39 – “Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка”.

 

Зависит от погоды даже много очень,

Дождь полноводный и разлив до крыши,

Мороз не во время иль приземлится осень,

Но горожанина всё это менее колышет.

       К примеру тот же запашистый сенокос,

       Едва траву свалили всю под корень,

       Пошли дожди, на них неважный спрос,

       А день один, известно, год прокормит.

Сначала бурое, чернеет, прорастёт

Ещё вчера зелёное, вприкуску,

Едва в валки свернут, – наш бедный скот! –

Опять дождит, чернеет сено; разве вкусно?

       Пропало разом, сгнило, труд насмарку,

       Косить же больше негде – корм в цене;

       А то палит светило, ужас-жарко,

       Ни облачка, посев всухую по весне.

И так всегда с лихвой и перебором,

То град, то саранча и колорадский жук.

Погоду мы никак века не переборем,

Она ломает быт, веселия маршрут.

       Но в деле Божием, когда на благовестье,

       Строй политический, правитель, настроенье

       Такой гриб атомный над шедшими развесит,

       На свой Мелит корму торнадо нам накренит.

Но даже в тёмном трюме или же в тюрьме

Течёт река-услада из открытых уст,

Нет уз для слова Божия, пророчествам греметь,

Хотя бы был желудок вовсе даже пуст.

       Для пахаря духовного, засева или жатвы,

       Препятствий тысячи у слушателей Слова,

       В начале проповеди всё предельно шатко,

       Ни признака, что в крепости засевший будет сломлен.

Но Дух Святой взломает любую оборону,

И враг вчерашний встанет под знамёна Божьи.

Наш пьедестал любви погода не уронит,

И делатель Христов вернётся не порожний.   07.07.09. ИгЛа


124

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: