размер шрифта

Поиск по сайту



Юрий Николаевич Малашин.

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 31

Вопрос 4152:

Вы были близко знакомы с Юрием Николаевичем Малашиным, режиссёром киностудии »Обь».в г.Новосибирске и очень тепло и взволнованно всегда о нём отзывались. Меня интересует, как составлялся снятый им фильм, что замышлялось, что получилось. Была ли предварительная режиссура на бумаге?

Ответ И.Т. Лапкина:

Его называли мозгом киностудии документальных фильмов. Их он снял более ста, как мне сказали. Это был в самом лучшем смысле русский интеллигент. Как–то так получилось, что все свои связи за рубежом я передал ему и он вёл переписку, уведомляя меня о ходе её. У нас был замысел по снятию фильма «Оглашенные, идыдите!», что относилось бы не только к церкви, но и к госаппарату и компартии, бывшей ещё у власти. Он сам мне рассказывал, с каким трудом был принят его фильм. Он же ездил с патриархом и написал не в их пользу. И когда он был с фильмом в Москве, вдруг сожгли враги его дачу, где были все его архивы. Его жена потом рассказывала, как он страшно переживал. С женой у него не всё было благополучно, она была, говорят, не с одним духом с ним. И вот я был у неё последний раз, а он на втором этаже жил, и внизу лампочка была разбита. Он выходил и как бы из темноты одна рука видна, попрощался, уезжал на съёмки в Шушенское, и там его нашли мёртвым. Считают, что он стал жертвой за этот фильм, за всё, что у него перед этим было. Получив известие о его смерти, я проплакал весь день, ходя по городу. Как сейчас ясно вижу, что я вошёл в знакомый продуктовый магазин на нашей улице, и продавцы усадили меня и с двух сторон полотенцами утирали мне слёзы, утешая меня. У меня точно так же был подожжён дом и многое сгорело, но книги и архивы остались некоторые целыми, хотя и обгорелыми. Но читать можно. Недавно в архивах нашёл задымленную рукопись и часть печатного – от него 17-летней давности труд.

«Добрый день, Игнатий Тихонович! Отвечаю на третье Ваше письмо, отправленное в Рождественский сочельник. Отправил Вам два ответа и отдельно Надежде Васильевне. Не знаю лично Вашей знакомой с телевидения, но мне почему-то кажется, что ей не во всём можно доверять, потому что дамы, которые с вами работали, гораздо осторожнее и культурнее, чем может показаться. Не будьте так доверчивы. Программа показа фильма формируется за 2-3 недели, а то и более, с тем, чтобы программы передач успели напечатать. В Москву звонил, но пока безуспешно – относительно фильма ничего определённого - показывают по инстанции, каждый дорожит своей работой и боится её потерять.

Пока пробиваю поездку а Барнаул и в Потеряевку – идёт туго, но пробью. Очень жду Ваших впечатлений о Р.Х. в деревне, как всё было там. Фильм постараюсь ещё раз «украсть», чтобы показать в Мамонтово и в Корчино. Но Игнатий Тихонович, поверьте, это не так просто. Так же, как и тиражировать филмь. Это можно сделать только во время показа по эфиру. Иначе –подсудное дело, так как я не собственник своего труда. Жалею сейчас, что не попросил Вас написать несколько слов в виде предисловия к фильму, чтобы приложить к кассете для распространения в США.

Время ещё есть, если будет у Вас возможность – сделайте. Поверьте, в этом во всём заинтересован очень. Если не покажут, то мне нельзя и на продолжение надеяться. Прошу Ваших святых молитв об этом. Земной поклон всем нашим. Да хранят вас Силы небесные. Юрий. 13.1.93.

 Второе письмо на бланке, где вверху в левом уголке отпечатано: США. 914-357-5067. Юрий Малашин, кинорежиссёр. Россия – 630100, Новосибирск – 100, ая 108. Авторские фильмы хранятся в Библиотеке Конгресса США, в государственных и частных фильмотеках Европы и Америки.

 Дорогой о Господе Игнатий Тихонович! Понимаю, что сейчас у Вас горячие дни – не до писем. Два моих остались без ответа. Посылаю Вам литературный сценарий: мысли, которые пытался внушить своим безбожным сотрудникам. Фильм скоро выйдет в свет, надеюсь, что не помешают этому и прошу ваших молитв, Земной поклон о. Иоакиму, всей вашей семье, общине, если помнят меня грешного. 29 июня. 92 г. Ю.Малашин.

 

«ГЛАС ВОПИЮЩЕГО... ИЛИ ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ»

(литературный сценарий полнометражного документального телефильма о плановым названием «ЗЛАТОУСТ» о внутрицерковных проблемах русского Православия, о зле Сергианства и необходимости покаяния, о втором Крещении Руси, которое начал Игнатий Лапкин, известнейший в христи­анском мире проповедник и миссионер). Новосибирск 1991.

...Бабушке моей Анне, почти полвека назад тайно приехавшей из ссылки, чтобы окрестить меня и навсегда исчезнуть, так и не увидев моего отца, отказавшегося от нее по принуж­дению безбожной власти и сгинувшем без вес­ти на войне...

...Матери моей Марии, чей отец по деревен­скому прозванию Богомол так и не увидел’ своего внука, замученный за веру ясноглазы­ми ленинцами, а она до самого смертного ча­са жила в страхе и ужасе перед строителями коммунизма и их безбожной церковью... ...Тебе - принявшей святое Крещение в смя­тении и надежде облегчить духовное исцеле­ние близких, обретшей Веру в Бытие Божие, но потерявшей по воле Божией за грехи наши и предков наших самое дорогое – возможность бережно выращивать и совершенствовать своё духовное продолжение...

Знаю, что осталось написать считанные сценарии, снять послед­ние фильмы и уйти, пока не стал беспомощным и смешным, суетясь и клянча «заказуху» или «видовуху» на чёрный день, оставляя на бе­лый писание лживых мемуаров и притворяясь классиком отдельно взя­той «делянки».

Знаю, что читать это, в сущности, почти и некому уже, да и нет нужды, не до сценариев – всеобъемлющая мечта о превращении творчества в сферу распределения и элегантной приватизации чужих мозгов заняла все свободные извилины. Остальные заняты - выгады­вают и выторговывают. С устным кинематографом покончено»...эта Машка жива - пока рот на замке...» Крадут всё - и что плохо лежит и что хорошо. Очень хорошо лежит шаманизм и буддизм. Ислам похуже, пусть подождёт, а православие уже всем надоело. Экспертный уровень обеспечен, дилетанты не котируются. Состарившиеся ассистенты опе­раторов пишут религиозные репортажи, операторы молодеют на дебютах в режиссуре полнометражных этюдов, все болеют за многострадальную Россию, но состязаются в буддологии и булгаковедении, ну что там ещё на букву «б»?.. Брюзжать. Это - уже про меня. Прости, читатель, что злоупотребляю твоим драгоценным терпением. Знаю с детских лет, что «...в документальном кино сценарий невозможен, режиссёрский - показуха, а все бумажки нужны только для бухгалтерии» – истины, выработанные коллективным разумом ры­царей первого аванса и монтажного стола. Но всё же, всё же, всё же... Что из того, если люди в фильме скажут не совсем те слова, которые здесь записаны. “Где ты ещё запишешь такое, как не в сценарии, в фильме-то места для этого и вовсе не будет. Как же иначе, да ещё если ты при каждом удобном случае твердишь о своей любви к людям и кинематографу. Вот и люби их хотя бы в сценарии, вдруг в фильме не получится ничего кроме всепоглощающей любви к себе, да ещё к кассовому окну, куда должно привести тебя то, что по чудовищному недоразумению или полупреступному сговору иногда называется сценарием или фильмом... Уходя, не хлопаю дверью, а просто предлагаю себя в очередной раз таким, каков есть – старомодно уважающим ремесло сценариста.

Первый рая в своей жизни делаю фильм, который в случае даже небольших и приблизительных внутренних совпадений с существом сценария (о чём молюсь Богу и надеюсь на таланты своих не верящих в Бога сотрудников, или хотя бы на их профессионализм, который и нынче ещё в цене) – может стать для меня последним, навсегда лишит меня новой попытки войти в эту жизнь с камерой и работать над церковной темой на территории Московской Патриархии». Лишит, скорее всего, и простой человеческой возможности общения с иерар­хами и священнослужителями Русской Православной Церкви, с которы­ми много преломил хлеба в трапезных во времена, когда реальной была даже возможность рукоположения, а теперь утрачивается сама возможность необходимого для православного христианина подхода под священническое благословение. И – слава Богу! Без сожалений проща­юсь с ложью и насилием жрецов госрелигии. И будущий фильм считаю главным в прожитой жизни, исполнением своего христианского долга.

Не спешите упрекать в кокетстве и неискренности. Надо знать, что я теряю и что обретаю. Теряю понимание самых близких, обретаю поддержку самых далёких. Знаю, что не всегда бескорыстна эта поддержка. Но истина одна и судья всему Бог.

А истина в том, что госцерковь в союзе с партократией превра­щает Россию в духовную пустыню под видом возрождения духовности и свободы совести. В этом месте уступаю страницы главной действующей личности в русском православном христианстве – Игнатию Тихоновичу Лапкину, для которого стал «крестным отцом» в кинематографе, сняв его пронзительный монолог в фильме «Преображение». Общение не пре­рывалось, он снялся в фильме «Предчувствие», получившем главный приз церковного фестиваля, стал героем многих репортажей сибирских газет, вышел с созданной им общиной из под тяжёлой длани Москов­ской Патриархии в юрисдикцию Русской Православной Свободной За­рубежной Церкви, в которой видит спасение только из-за отсутствия в ней ставленников родимого КГБ, в своё время хорошо потрудивше­гося над его физическим здоровьем и укрепившем его духовность, и я долго уговаривал его сниматься в этом фильме и сам не заметил, как уже Лапкин начал укреплять меня в моем решении делать эту картину именно так. Было только одно сомнение – от предостереже­ния, полученного в Америке...

...Батюшка о. Митрофан Зноско-Боровский, которого теперь считаю своим духовным отцом, просил «...беречь Церковь от поругания», которого и так очень много внутри Церкви и вне её, чтобы «...ваш голос не вплёлся в хор безбожников».

Л а п к и н: Ваша забота должна быть только о том, чтобы истина встала во весь рост. Можно ведь под видом заботы о Церкви позаботиться о том, чтобы кого-нибудь не обидеть, не задеть чью-то мозоль или коросту. То, что у Вас появилась мысль снять такой фильм о Церкви, в которой двери в Царствие Небесное открыты шире врат ада и четыреста тринадцать из семисот девятнадцати пра­вил апостольских (и соборных) ежедневно и умышленно нарушаются - какое же это поругание?

Златоуст говорил: что я могу сделать один, если вы мои слова не понесёте в мир. Неужели нет ни одного мудрого, который бы за­пер храм и забросил ключ в море?» Я ни одной минуты не сомневаюсь, что именно Вас Господь избрал на это дело. Я считаю, что сейчас более важного и не может быть фильма. Выше вот этого Вашего замысла... я не только это Вам говорю, это и моё чувство, – нету ничего на земле. Потому что (нужно же кому-то сказать) о поруганной Церкви и как люди в ней не получают спасения. А Церковь – это невеста Христова, это дом Бо­жий и выше ничего нет, как спасение нашей души. Здесь чело­век получает благодать и вдруг там всё осквернено. И пока не покажут, что безбожники и кэгэбесы захватили Церковь, пока люди не убедят­ся в этом, они не будут искать лучшего...

Лживые пастыри, утробы ленивые, звери хищные, волки лютые в рясах бросили Невесту Христову на растерзание греху. Кто скажет об этом народу, чтобы он вздрогнул и увидел, что мы – лжехристиане! Я даже будто забыл, что вы этот фильм делаете. Будто бы - я... Поэтому я и хочу, всё, что имею, с радостью Вам отдать – всё, что прочувствовал, выплакал, выстрадал. Господи, не для этого ли момента я жил, не для этого ли Ты меня сберёг, чтоб вот это, что имею – всё до капельки отдать...

Знаю, что так и будет. После серьёзных внутренних усилий, Игна­тий Тихонович приоткроет даже одну из больших тайн общины - разре­шит съёмку катакомбной Церкви, даст адреса единомышленников. Идея фильма будет принимать конкретные очертания, обрастать подробностями и действующими лицами...

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕЛИЦА, ИЛИ КТО ЕСТЬ КТО:

ИГНАТИЙ ТИХОНОВИЧ ЛАПКИН - проповедник и миссионер, приведший в Православие множество людей, репресси­рованный за свои убеждения и отбывший два срока в заключении. До сих пор ещё не реабилитированный новой демократической властью, как, скажем, и священник Глеб Якунин – представитель этой власти. Крупнейший богословский авторитет Православия, в совершенстве владеющий несколькими языками, в прошлом матрос тралового флота на Балтике, печник, а в настоящее время – сторож вневедомственной охраны, живущий в крайней бедности по убеждению.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ - в миру А.М.Редигер, главное ли­цо Русской Православной Церкви в СССР, а точнее – олицетворение нового круга сотрудничества госрелигии с безбожной властью, В со­вершенстве владеет несколькими языками, уличён в доносительстве на своих собратьев по линии КГБ, но сам отрицает это в печати, которая уделяет ему необыкновенно много внимания по разным пово­дам, как, скажем, его «добровольная» поездка в Сибирь, во время которой мы, промыслом Божиим, его много и не всегда внятно сняли для фильма в качестве антипода Игнатию Лапкину.

Иерархи и священники Русской православной церкви в СССР - среди которых особо выделим Архиепископа Омского и Тарского Феодосия, человека, к которому питаю известную слабость, но отделяю его сан от человеческой сущности, личность, как он сам говорит опальную у Патриарха и одиозную за рубежом.

Иерархи и священники русской православной церкви зарубежья на тер­ритории россии - среди которых о.Иоаким Лапкин, родной брат Игна­тия, назначен Благочинным на пространствах России от Урала до Аму­ра, где начали возникать приходы этой свободной церкви. Главное действующее лицо романа В.Гюго «Отверженные» – Жан Вальжан в исполнении Жана Габена из одноименного фильма, после которого Игнатий Лапкин вступил на свой тернистый путь.

Зоя Александровна Крахмальникова – христианская писательница, реп­рессированная КГБ и отбывавшая ссылку на Алтае. Автор множества публикаций на темы сотрудничества Церкви и власти, главная из которых – «Горькие плоды сладкого пле­на», где с богословских позиций рассматривается ересь приспособления Христианства к нуждам богоборческой власти.

Народ. представители власти. средства массовой информации. дети. община Игнатия Лапкина, свита патриарха. монахи и монашки. войска Омон. зарубежные гости. зеваки. мы грешные, попадающие в кадр то и дело из-за пристрастия операторов к короткофокусной оптике, гаран­тирующей резкость, но и лишающей иногда человека его подобия Божьего.

А также множество других, упоминаемых, отсутствующих и участ­вующих в виде фотографий персонажей, характеристики которых будут даны по мере их появления. Кроме того - одна тысяча двести двадцать семь праведников и святых, почитаемых Православием, идеальный и вечный - Христос, – заповедями Которого поверяется жизнь каждого православного.

Действие происходит в селе Потеряевка, которую собирается возродить община, созданная Игнатием Лапкиным, в Барнауле, Бийске, селе Сростки Алтайского края, в Томске и Новосибирске, в Тобольске и Тюмени, Омске и Ишиме, в Москве; Вильнюсе и Санкт-Петербурге, на Соловецких островах, в Иркутске и Енисейске, в Тбилиси и Курске. Оно происходит и за океаном, в Америке и Канаде, куда Игнатий Тихонович получил приглашение от первоиерарха Русской Православной Свободной Церкви Зарубежья митрополита Виталия, но туда вряд ли сможет поехать, считая это занятием праздным и отвлекающим от ос­новной цели жизни, не допуская такой траты денег, даже если бы они у него были, и заранее зная, что там опять будут уговаривать принять священнический сан, что регулярно делали в своё время и иерархи госцеркви, в объятия которой он так и не попал.

КОНЦЕПЦИЯ И ФОРМА

Люди, наполняющие сегодня храмы, лишённые в течение долгих лет христианского просвещения, не только не знают, что такое православие и в чём его сила, но принимают за Православие то, что ему предлагают жрецы новой госрелигии, «выпаренные» совместными усилиями партократии и Московского патриархата. В храмы идут миллионы. Они жаждут веры и правды Божьей. Но сила Христианства не в числе посещающих храмы, а в верности Истине. Чтобы быть верным Истине, свидетельствуют святые, нам надо не только знать о ней, но в ней быть. Игнатий Лапкин верен этой Истине и никогда не сможет понять, почему преемники Апостолов Христовых живут так роскошно в нашей нищей и разорённой стране и получают награды от безбожных властей. Миллионы идут в храмы и оплачивают содержание «монашествующих» владык, чтобы не захирела их привычка к роскоши, чтобы не захирела и сама Церковь Христова, а то где же будут фотографироваться для поднятия своего рейтинга хотя бы в пасхальные дни – премьер Павлов и благословленный Патриархом первый президент России?..

Острие пирамиды и её основание, верх и низ, нищета и роскошь, Вера и безбожие, те, кто кажутся и те, кто есть соль земли...

Апостольская преемственность по линии КГБ и по рекомендации или санкции партократии. В сегодняшней ситуации Церковь – поруганная Невеста Христова – последнее прибежище партократии и всей этой бесовской нечисти. Ясноглазые ленинцы теперь в свите Патриарха в качестве келейников, иподьяконов, но с привычками комсомольских аппаратчиков – тягой бражничать, коллекционировать дев­ственниц, фарцевать и выкручивать руки тем, кого из глухих дере­вень России привела в Церковь вера в Бога, похожего на деревен­ского батюшку. Постараюсь избежать греха осуждения, не впадая и в грех умолчания.

Два параллельных бытия пойдут в постоянном сравнении, а что есть погибель и что есть спасение – решить зрителю. Сценарий потому и труден в записи: в него вошло то, что уже сделано во время событийных съёмок, что есть надежда как-то спасти для фильма, так как нужна серьёзнейшая коррекция снятого материала, а местами и пересъёмка, то, что будет досниматься осенью из разряда желае­мого, но труднодостижимого. Скорее всего придётся уповать на то, что на омерзительном кинолюбительском жаргоне называется «говоря­щими головами». Всё дело в том, какие головы и что они говорят. Голова Патриарха дорого стоит, а уж у Игнатия Тихоновича и того дороже. Деяния первого делают его подсудным пред вечной Истиной - Христом. Бытие второго, даже если бы он и совсем молчал, то и тогда был бы молчаливым судиёй всего того, что олицетворяет первый. И его настоящее место пока что не на суде, а только на совести правителей Московского Патриархата. И не сам себя он поставил в эту духовную область совести, но Сам Господь. И все мы отданы на Суд Божий. Будем помнить об этом. Аминь.

Автор. I. Молитва

...Он стоял под неласковым небом родной Потеряевки - одной из многих тысяч уничтоженных коммунистами российских деревень. Всё началось тогда, когда Игнатия Лапкина ещё и на свете не бы­ло, когда их большую семью среди бела дня ограбили безбожники, обманом уведя корову и прихватив горшок с кашей прямо из печи. ...Родила мать сына в дождливый четверг незадолго перед войной, а всего их у неё было десятеро – щедрая на жестянки власть и её оделила почётным званием Матери-героини, нарожав­шей Сталину, а затем и последующим слугам антихриста пятерых сыновей и пятерых дочерей. Это они так думали, что им, да не по их вышло, а по воле Божией. Все живы-здоровы, да и она своё ге­ройство подтвердила, что сохранила детей в этом аду и дожила до того дня, когда сынок её третий, ставший священником Иоаким порешил вернуться на древнее пепелище и начал строить с её внуками дом из самана, как в Библейские времена. ...Власти не мешают, добрые люди помогают, есть корова и лошадь, даст Бог на Воздвиженье справим новоселье, а там и Храм начнём строить, люди уже начинают селиться окрест, издалека едут искать духовного окормления у Иоакима. Владыки церковные из свободной Церкви назначили его Благочинным на всю Сибирь, аж до Амура, после того как он несколько месяцев служил в православ­ных приходах на Германской земле. А привёл его ко Христу старший Игнатий, постранствовал, пострадал, деток не нажил, как осталь­ные, зато духовными детьми их с Надеждой Господь не обидел, зав­тра новых будут крестить в озере. ...Вот уж не думала, что умудрит Господь Игнатия познать столько мудрости, заморские языки, и в газетках про него пишут с фотокарточками, и в кино снимают, сам Первоиерарх Свободной Церкви письма ему пишет и в гости зовёт в Америку посмотреть, как там люди русские проклятым Лениным изгнанные жительствуют и молятся.

...Он стоял на земле родной Потеряевки, на земле, в которой он ночами, в одиночку рыл катакомбы и построил Церковь, в ней молились и пели среди бела дня, скрываясь от гонителей, кто знает, не придётся ли снова уйти в катакомбы, спасаясь от лжи и насилия госрелигии. Семидесятилетняя война большевизма против христианства превратила и превращает всю Россию в такую вот Потеряевку. На чужие доллары России не прожить долго, а для выра­щивания хлеба и картошки так же нужна нравственная сила, как и для сострадания ближним. Без возвращения к истинному Христиан­ству не восстановим Отечество, а катакомбы могут сузиться до размеров собственной души и погубить её...

...Трое стояли около тяжёлой кинокамеры на штативе, в ней уже что-то уже поскрипывало и скреблось, у него непривычно перехватило горло, слова молитвы не шли в присутствии чужих людей, но вот что-то сдвинулось, исчезла какая-то заслонка, он ощутил этот внутренний сухой жар и начал почти шепотом:

«...Господи, милосердный Создатель! Перед Твоим небом, перед Твоим Всемогуществом стою в этот час. Прости мои согрешения, Владыка мира... Я благодарю Тебя за тот день, когда я впервые услышал слово Евангелия, когда Ты показал всё моё недостоинство и привёл на путь служения Тебе. Слава Тебе! Я благодарю Тебя за тот путь, который Ты позволил пройти. За скорби, за стра­дания, за всё, что позволил испытать и не отча­яться, не отступить от следования за Тобою. Ты открыл очи мои, Господи – увидеть всё поругание, какое претерпела земля Российская, что враг сде­лал с Церковью, как он рыкает в самом святилище, как священники предали Истину... Боже мой!..

...Видно в камере кончилась плёнка, вот и оператор не знает, куда себя девать, переминается, и это всегда у них так - хоть мо­литва, хоть танцы, – скорее разбирать свои железки и поскорее ехать на другое. Господь им Судья...

«ГЛАС ВОПИЮЩЕГО» – возникнет заглавная надпись без всяких полагающихся в таких случаях завитушек «а ля рюс». Голос Игнатия Лапкина прервётся только на время чтения тит­ра, и будет набирать силу уже не молитвы, а проповеди...

...Боже мой!.. Как может без Твоей Помощи всё, что Ты даруешь, без Духа Святого устоять... Я умоляю тебя, Владыка Мира – даруй силы, пронести это слово свидетельства и всё, что ты позволяешь посеять в сердцах этих детей и сильных мира сего.. ...Патриарх шёл рядом с Игнатием на расстоянии вытянутой ру­ки в крестном ходе вокруг собора, под хоругвями в золоте риз под звон колоколов. Игнатий шёл вроде бы и вместе, но всё-таки чужим на этом празднике, одновременно равным Патриарху, но и чем-то выше его - толи бедностью одежды, толи ещё чем-то. И Патриарх это понимал, как выяснилось много позже...

...Чтобы оно дало обильный плод, чтобы земля рос­сийская пробудилась для новой жизни, чтобы она исполнила предначертание, чтобы те люди, которые пришли как отмстители за наши грехи – они ушли с этой земли, чтобы русский народ мог свободно молиться Тебе, чтобы снова святые Храмы Твои открыли двери для народа Твоего. Помилуй нас, Господи, прости грех отцов наших, разрушающих и почти уже разрушивших, уничтоживших и землю русскую и народ русский. Мы надеемся на Тебя Владыка, иной помощи у нас нет, кроме Тебя. Помоги... Слава Тебе Отец, Сын и Святой Дух. Аминь.

 

2. «АПОСТОЛЬСКАЯ» КОМАНДИРОВКА

...Для этого события была изобретена остроумная формула, звучавшая в разных вариантах на пресс-конференциях и торжественных обедах: «Впервые в истории глава Русской Церкви добровольно поехал в Сибирь». ...Патриарх Алексий отправился в Сибирь не под конвоем, не в зэквагоне, а со свитой помощников, референтов и консультантов в штатском, как ему и положено по чину. Всё шло по заранее тщатель­но разработанному сценарию, в отличие от нас, многогрешных. Так и будет склеено в фильме – словно под копирку - аэропорт, встреча, освящение закладного камня, аэропорт, прощание. Жаль, что наша кинематографическая неповоротливость исключила из хроники пребывания Святейшего многочисленные обеды – не до съёмок нам было в обед. А как бы славно показать искусство поедания стерляди монашествующими, заодно и церковные старушки увидели бы, куда идут их пятаки...

ЗОЯ КРАХМАЛЬНИКОВА. Кто из подлинных преемников Апостолов, одарённых за вер­ность благодатью, согласился бы ездить в этой нищей и разорённой стране в собственных или взятых напрокат в госгаражах «зилах» и «чайках»? Неужели так же как Патриарх Алексий непрестанно фотографи­ровались бы, публикуя свои бесчисленные фотоснимки в мирской и церковной печати? Посмели бы совершать кощунство, профанируя вели­кое Таинство Евхаристии под софитами и телекамерами, впустив в святая святых - в алтарь, вряд ли крещёных иудеев с телекамерами?.. Ещё недавно в Сибирь ссылали и отправляли в лагеря тех, кто исповедовал свою веру, именно в то время, когда нынешний Патриарх с собратьями своими по Московскому Патриархату, не потрудились исполнить свой христианский долг и подать голос в защиту отправ­ленных в Сибирь узников христовых... Не напрасно Апостол Павел предостерегает Церковь от «лжеапостолов, лукавых делателей», кото­рые «принимают вид Апостолов Христовых». И в этом нет ничего уди­вительного, - объясняет он во втором послании к Коринфянам, - «потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:13-14).

Патриарх. Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, братья и сёстры! Сегодня мы совершаем освящение закладного камня будущего Храма Божия в честь Святаго Благовернаго Великого Князя Александра Невскаго. Подвижника, христианина, патриота и защитника Отечества нашего. Здесь будет положено много трудов, чтобы построить Храм, который бы удовлетворял духовные нужды верующих этого града. Но, слава Богу, что пришло такое время, что мы не рушим, а создаем. И в созидании храмов Божиих мы видим для себя путь к возрож­дению духовности, нравственности, которые так необходимы нашему обществу. Вознесём же наши молитвы ко Господу, испросим благосло­вения святаго и благовернаго и великого князя Александра Невскаго на начало строительства храма Божия, который будет удовлетво­рять духовные нужды верующих этого града (авт.- Барнаула, Уди­вительно, но структура речи Святейшего напоминает манеру наших партаппаратчиков), который будет созидать нравственные, духовные вечные и непреходящие ценности, которые отличают человека. Вознесём наши молитвы за это место, которое будет впоследствии святым местом, на котором будет стоять Храм Божий для церковной молитвы и для возрастания о Господе в делах благочестия, добра, мира и любви...

...И перекрывая шум толпы патриарший архидьякон из Елохов­ской церкви прорычал страшным басом: - Благослови Святейший Владыко... ...Началось освящение камня. Народ вытягивал шеи, ребятишки качались на ветвях деревьев, водители чёрных госмашин лежали на сиденьях. Было жарко - омоновцы обливались потом... Патриарх: Благословляется и освящается камень сей, поло­женный во имя Отца и Сына и Святаго Духа...

- Молимся о Великом Господине нашем Святейшем Патриархе Алексие, - ревел архидьякон Мазур. - Молимся о богохранимей стра­не нашей, о властях и воинстве ея... ...Вскоре всё кончилось. Народ, пыля и растаптывая прошлогод­ние посадки бросился смотреть, как садится в крайкомовскую «чайку» Святейший. Площадка, где у подножия огромного восьмиконечного пра­вославного креста лежал закладной камень с заранее вырезанной па­мятной надписью опустела и стала неуловимо чем-то напоминать Гол­гофу. Сюда, некоторое время спустя, мы и привезли Игнатия Лапкина. ...Он совершил земной поклон, истово перекрестился и начал: Поставили здесь этот крест, что будет здесь открыт храм Александра Невского. Сейчас очень много люди хлопочут об открытии церквей. Как говорит Екклезиаст, пришло время собирать камни... Я считаю, что ничего этого не нужно. Ибо на первом песте сто­ит храм души. Сегодняшние храмы в подавляющем большинстве превра­тились в торговые точки, в кооперативы. Торговля и Доход. Никакого обличения власть предержащих нету, чем занимались пастыри и архипастыри Церкви Христовой. И потому в Церкви идёт воспитание людей и как бы подготовка на нежизненность, на отказ от крестоношения. В идеале, если сверять нашу жизнь по житиям святых, не­обходимо все храмы закрыть хотя бы на месяц, а новые вообще не открывать. Сначала нужно подготовить паству. Нужна усиленная проповедь, чтобы Господь восставил истинных пастырей и эти пас­тыри начали свидетельства апостольские. Пока сегодня нет верую­щих людей по Евангелию - храмы не нужны. Сначала должна возник­нуть общинная жизнь, а уж потом заботиться об открытии храмов. На сегодня хождение в храм ни к чему людей не обязывает. Пришёл, купил, поставил свечу и ушёл. Духовного возрождения нет, В этом вся беда...

...А тем временем, Патриарх, что называется, «под копирку», будет освящать закладные камни храмов и часовен, в самых разных пунктах своей командировки, вызывая недоумение у части православ­ных: как же так - быть в Сибири и не поклониться первейшей святыне сибирской - мощам святителя Иоанна Тобольского, почивающим и до­ныне в Покровском соборе древней сибирской столицы. Но, видно, другие ныне Апостолы и другие у них командировки. Потому-то освя­щает Патриарх закладной камень ещё одной торговой точке - на горе Пикет в Сростках, что как известно - родина В.М.Шукшина, обладав­шего разнообразными талантами, но вряд ли крещёного и в творчестве своём упоминавшего Бога далеко не в православном контексте, а саму Церковь православную в главном произведении своей жизни назвавшим «вездесущей Акулиной» и смачно оплёвывавшим, рубившим саблей и из пистолей простреливавшим святые иконы, а заодно и духовенство.

Возможно, что придётся потревожить тень В.М.Шукшина, но так уж духовно говорил Святейший о его творчестве, творя очередной миф, что мне поневоле захотелось включить в его проповедь хотя бы одну шукшинскую «в бога мать», прости меня, Господи, не согрешишь, так и не покаешься... Но миф о православном самородке Василии Шукшине получил из рук Патриарха своё начало и будет иметь продолжение. Так из лиц, а то и из личин создаются лики. Из безбожников - святые, а «добровольные» командировки в Сибирь вовсе не паломнические или апостольские, а едва прикрыто агитационные, депутатские - помочь будущему первому Президенту России, которого благословит на прав­ление в скором будущем, да воззвать к тем, кто считает себя и в самом деле православными - не бастовать, избави Бог!..

3. Лица, лики и личины.

...Даже видевший всякое наш герой сказал здесь: «Какое страш­ное место», а привыкшие ко всему члены съёмочной группы немедленно усомнились в проходимости этого материала - призрак «полки» – наше демократическое и плюралистическое время страшнее, чем в застойное; потому-то, думая о «полке», на всякий случай снимают просто в корзину, приговаривая скорбно: «всё равно не возьмёшь». ...Страшная морда Ленина высовывалась из бетонной стены, пу­гая малых детей, словно бы это был и вправду библейский чудовищный ВИЛ, имя которого так многозначительно совпадает с аббревиатурой имени основателя терпящего крах безбожного государства. Морда бы­ла в потёках мазута - знака «уважения советского народонаселения и к «дедушке Ленину» и к возможности демократически выражать своё мнение по любым вопросам. ...Рядом высовывались морды с козлиными бородками, пенсне и ощеренными ртами - соратники: идеологи, друзья, палачи. Чуть подальше - основатели учений в путанице слов-символов. Народ тоже присутствовал, как обычно: с тачками и винтовками...

Л а п к и н: Самое неприятное для меня - говорить о той личности, которая совершила величайшее преступление за всю ис­торию человеческого общества с аббревиатурой ВИЛ - основателе социалистического государства... ...Если бы он не был величайшим лжецом и не обещал людям явно невыполнимое, он бы не выскочил и не сказал: «Есть такая партия!» Если бы он сказал, что есть такая партия, которая может разрушить всякую культуру, уничтожить любовь к человеку, чувство милосердия, - кто же за ним пошел бы? ...Искусственно создам голод, всё крестьянство сошлю на Север, люди погибнут и будет зарыто в .землю сто десять миллионов, как се­годня уже статистика показывает. Ни один человек в его сторону на броневик не посмотрел бы. Когда меня взяли в семьдесят девятом го­ду, у меня было полустишие написано на его памятник: ...стоит, свой рот ощерив, помёту птиц подставив голый череп, вождь атеистов - сонмища иуд... ...И вот мы видим с двадцать четвёртого года, впервые в мире, что мёртвый может мучить живых день и ночь. Стоят навытяжку, караулят... кого? Земля не рождает и сегодня это все понимают -здесь прямая связь. Пока его не похоронят, а не похоронят, пока не будет принесено соборное покаяние и в лице генерального секретаря за вое злодеяния, которые сделал Ленин на этой земле.

Частное мнение автора: (Считаю, убежден, что не нужно хоронить его. Убрать мавзолей, очистить стены Кремля от мрази, а мумию выставить в кунсткамере для обозрения за плату желающим, равно как за­спиртованные или высушенные чучела. Не на­до поганить землю). ...за его палачей, сподвижников, как Феликс, как Свердлов, расстрелявший царское Семейство, - земля не будет рождать и бедствия в стране - Чернобыли, землетрясения, крушения и наводнения не прекра­тятся. Когда по Германии прошёл буквально лавиной шквал покаяния, освобождения от гитлеризма, от фашизма... то, говорят экономисты, земля немецкая стала рождать в несколько раз больше. Выход сегод­ня один: чтобы партаппарат, который нашёл последнее убежище в Московской патриархии, помог собрать собор совместно с зарубежной православной церковью. и все принесли всеобщее покаяние и через это покаяние перед народом, перед предками, перед расстрелянной царской семьёй. За нарушение клятвы, данной в 1612 году дому Ро­мановых на вечные времена, освободить русскую землю от этой сквер­ны, ибо из русского народа за семьдесят лет пытались сделать трупопоклонников...

...В монтажном стыке фильма последующие слова Лапкина будет слышать Патриарх, задумавшийся над ответом на вопрос автора сценария, как он смотрит на идею захоронения автора социалистической Революции... «Центр нашей земли - Красная площадь. И что же мы на ней видим? Это – срам и стыд. Действительно - это самая кровавая креатура всех времен и народов. Думаю так, что после покаяния Господь позволит похоронить это чудовище». ...Патриарх покачал головой, улыбнулся каким-то своим мыслям, (и, прости меня, Господи, но на мгновение в нём мелькнуло что-то очень похожее, то ли от того, что был он ещё недавно митрополи­том Л е н и н г р а д с к и м:

«Есть ведь, по-моему, и Его завещание и Его желание быть похороненным на Волховом кладбище. То почитание и тот культ, кото­рый был создан - он был создан против его воли и всегда нужно уважать волю человека». ...Мы говорили не только о Ленине. Патриарх ответил и о том, что в планах Москов. Патриархата нет и не намечается прославления царственных новомучеников, о чём в сегодняшнем обществе много говорят. Не собирается пока Русская Прав. Церковь каяться перед миром в сотрудничестве с безбожной властью, много плёнки мы сняли с его участием и в разговоре о том, что весь свободный православный мир осуждает и о чём исписаны горы бумаги и даже найден совершенно неведомый церковным старушкам термин –

 

4. СЕРГИАНСТВО. Этот эпизод в записи будет не очень подробным, так как суть этого явления, поразившего Московский Патриархат, может быть определена несколькими фразами...

Духовно несостоятельное сергианство, сформированное усилиями большевиков и чекистов после Декларации 1927 года митрополита, а затем первого сталинского патриарха всея Руси Сергия (Старгородского) сегодня представляет из себя не только церковную ересь, но и некую политическо-идеологическую силу. Ныне привлечением на свою сторону этой силы озабочена не только госвласть в лице генсека и президента, но и разные политические направления. И суть ереси сергианства сводится к совместным усилиям епископата и духовенства госцеркви, равно как и безбожной власти к выработке механизмов, приспосабливающих Христианство (якобы для того, чтобы его сохранить!), его учение и богословие к «социалистическому выбору». По сути своей сергианство – это жесточайшая, изощрённая и длительная ре­лигиозная война против Христианства.

...На пространстве нашего фильма её ведут Патриарх Алексий II со своим епископатом, духовенством и госвластью в лице теперь уже и благословленного им президента России Б. Ельцина, который не постеснялся участвовать в ней, о чём будет специальный эпизод в фильме; и Игнатий Лапкин со своей маленькой общиной, стремящийся вернуться к чистоте веры первых веков христианства, с его много­численными единомышленниками из среды интеллигенции, духовенства и мирян, ведущих эту борьбу личным примером, редкими публикациями в отечественной печати и молитвой. ...Советский лидер в куколе Патриарха и сторож в пиджачке. Лжесвидетель о церкви, не страшащийся поругания её святынь ради своих интересов и подвижник, каждый час готовый к обыску и аресту за свои убеждения. Надеюсь, что этот эпизод, построенный монтажно в виде богословского диспута, не будет испорчен применением короткофокусной оптики, превращаю­щей участников в энтомологические объекты и дебилизирующей окружающий мир. ...Поэтому хочется, чтобы лица людей, для которых вопросы веры и бытия в ней - суть главные жизненные вопросы, предстали на экране очень крупно. Снят пока только один - Патриарх всея Ру­си - невыразительно и плоско, но хорошо видно, даже рисуночек на занавесках верноподданнического цвета получился в фокусе...

ПАТРИАРХ: Только выйдя из тюремной камеры, митрополит Сер­гий, тогда заместитель патр. местоблюстителя, подписал Декла­рацию - это была попытка спасти Церковь в тех жутких и страшных условиях репрессий и гонений. Может быть, это была неудачная попыт­ка, потому что те, которые приняли Декларацию, равно как и те, ко­торые не приняли её, были репрессированы и многие закончили свою жизнь мученическим подвигом...

Л А П К И Н: И лжесвидетельствовать, что этого мученичества как бы и не было. Не было Соловецкого послания иерархов Русской Церкви, не было анафемы Патр. Тихона, не было ничего.

ПАТРИАРХ: Но это была попытка спасти структуру, не уйти в катакомбы, не лишить верующих благодатной церков­ной жизни, возможности молиться... Л А П К И Н: Ложь во спасение? У лжеца нет хлеба, он может подать просящему только камень...

ПАТРИАРХ: Отказываться сегодня от Декларации?.. Ведь это не какой-то особый поворотный пункт в жизни рус­ской Церкви, это - заявление о том, что Церковь не является политическим врагом советской власти... Л А П К И Н: Да уж какие враги. Патриарх Московский и всея Руси

Алексий Первый такую речь перед панихидой по Сталину сказал, что как только земля не разверзлась... «Память о нём для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас... молимся о мире его бессмертной души... Не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отно­шения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут, он удовлетворял все наши просьбы...» Неужели Церковь попросила у этого беса сатанинскую безбожную пятилетку...

...Ну, и так далее, в пределах отведенного на этот эпизод метража. Добавлю, что в этом «споре» кроме двух основных персонажей примут участие следующие люди, которых я считаю духовной элитой России, не скрывавших своих взглядов при любых обстоятельст­вах и режимах: Церковная писательница Зоя Крахмальникова (Москва). Журналист Александр Нежный (Москва)

Архиепископ Хризостом (Вильнюс).

Священник Глеб Якунин (Москва)

Патриарх всея Грузии Илия П (Тбилиси)

Епископы и священники Русской Православной Свободной

Зарубежной Церкви на территории России:

Священник Иоаким Лапкин (Алтайский край)

Священник Михаил Курочкин (Тюмень). Игумен Евтихий (Ишим). Епископ Валентин (Суздаль). Епископ Лазарь (Москва)

Священник Сергий Перекрестов (СПБ)

Надеюсь, что появится возможность за время производства фильма снять и кого-либо из гостей от Русской Православной Церкви Зарубежья. Может показаться, что таким количеством умов я «под­ставляю» Патриарха, но это не так, потому что госцерковь у нас представлена во всём блеске внешнем, и уж дело зрителя находить в этом сиянии духовность и благодать. Если, конечно, не помешают зобы и утробы тех, кто сейчас к месту и не к месту употребляет слово:

5. Р А С К О Л

 Когда же закончится ваше пребывание в расколе? - обратился к о. Митрофану Зноско-Боровскому Патриарх Алексий П. Отец Митрофан недавно посетил Россию, предприняв это путешествие из городка Си-Клифф под Нью-Йорком. - Вдумайтесь, что вы делаете? Простираете ваш омофор на наши приходы, расшатываете церковную дисциплину... - Слово «раскол» - как кличка - навязана нам полонившей Отечество наше антихристовой властью - это были Ленин и К°. Уверены ли вы в том, что нынешняя оттепель в отношениях Власти и церкви благодатна и Церковь никогда не будет нуждаться в Свободном Голосе Русского Зарубежья? ...0 «расколе» Святейший говорил практически на каждом богослужении, на пресс-конференциях и в интервью. Говорил, иногда угрожая, но по-пастырски...

...В Сибири образовано несколько приходов Русской Свободной Церкви. Община Игнатия Лапкина тоже под омофором Митрополита Виталия - первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Лапкин, кстати, не видит в этом обстоятельстве ничего, кроме легальной возможности выйти из под опеки Московской Патриархии и обрести действительную, а не дозированную свободу совести. В этом эпизоде фильма будет чтение им благословенной грамоты Первоиерарха, общение с отцом Наумом, которого грузинский Патриарх Илия П благословил на вре­менное служение в христианском лагере Игнатия Лапкина, разговор о священнике Викторе Потапове, который зарабатывает на жизнь не столько служением в храме, сколько ведущим передачи на религиозные темы по «Голосу Америки», и мало чем отличающегося от сергианских батюшек в богатых приходах России...

Разговоры эти происходят в ужасающего вида палатке, оборудованной под церковь. Она, как и весь лагерь в Потеряевке, сделана так, что поначалу даже и не знаешь, как себя здесь веста, сты­дишься своей одежды (проще некуда!), но потом как-то враз привы­каешь. «Раскольники» в России практически не имеют своих церквей да и вряд ли будут иметь... ...Ярче всего положение «раскольников», отрицающих госцерковь, проявилось в городке Каинске под Новосибирском. Не берусь с уве­ренностью говорить о правых а виноватых в случившемся, думаю, что осенью удастся съездить туда вместе с Игнатием Тихоновичем и из первых рук узнать правду, потому что жёлтая газетенка «Ваш пос­редник», посредничающая меж КНСС, РПЦ, экстрасенсами и адептами самодельной «Живой этики» сообщила следующее: «Конечно, конфликт этот будет завершён, как и полагается, через суд, и представитель зарубежной церкви покинет не принадлежащий канадской митрополии храм». А в следующем номере этого почтенного издания к верующим и гражданам обратился «сам» Ельцин, обещая своё искреннее пони­мание и поддержку единственно верному пути. Никаких альтернатив, плюрализмов и демократий. За голоса, собранные Патриархом, за его святейшее благословение надо платить... И не случайно Зоя Крахмальникова в статье «Команда Патриарха» пишет о том, что скоро, видимо, христиане опять начнут уходить в -

6.КАТАКОМБЫ

...Они шли за Игнатием след в след, потерялись в высокой тра­ве, вышли ненадолго снова и оказались под огромным осокорём, где стояли престол с семисвечником и аналой. Отец Наум развернул епитрахиль, а Лапкин начал рассказывать пришедшим с ним ребятиш­кам о первых христианах, об умении хранить тайну, особенно если она не только твоя. Дети глядели на него во все глаза - только двое из них уже знали эту тайну - впервые им предстояло опуститься под землю, где ещё была одна церковь - катакомбная... Травлю себе душу, записывая всё это. Да, гла­за детей были, катакомбы - были, Игнатий и отец Наум - были, и свечи из чистого воска - тоже были. Были да сплыли... Один звук ос­тался - молитва и пение из-под земли. Всё остальное - в авторском воображении и воспо­минаниях. Тоже - документ... “

...Лапкин собирается обрушить катакомбы. Теперь уже за ненадобностью. Считает, что они вышли из них на свет белый уже на­всегда. А храм в Потеряевке перестроят из клуба, чтобы было совсем справедливо. Клуб, или как он его называет - капище - стоит почти целёхонький в зарослях крапивы. Ну, поживём - увидим. Во всяком случае - власти не против существования здесь лагеря и возрождения Лапкиными родного села... Единственная беда - не идут навстречу местному населению - отказываются крестить вместе со своими, кото­рые приезжают в их православный лагерь, который сам Лапкин называет коротко.

7. С Т А Н

...Поезда на степном разъезде «Подстепный» останавливаются на пару минут. Перед Крещением приехало много народу. Лица хорошие, добрые, мо­лодые люди в глаза глядят, дети в основном не капризные, если им ещё всё внятно и по-человечески объяснить, что можно, а что нельзя. Вновь приехавшие снимают обувь, надевают пояски и двигаются в стан, где скажут троекратно: «Мир дому сему!» А их с миром примут. Никакой ущербности, чего-то странного я не заметил, если в мате­риале что-то по случайности и моему недосмотру окажется, то прошу считать это нетипичным. Потому что типичное - это не только стро­гость устава, но и свет в глазах, которые, как известно, - зеркало души, а о её спасении и бережном к ней отношении здесь заботятся.

Быта лагеря, разного рода послушаний и молитв, я думаю, наберём. хотя и без деталей - это товар давно уже дефицитный, как и хороший пейзаж, я уж не говорю о портрете. Этого, похоже, уже не видеть и не держать в руках никогда. Повезло с костром - хоть и без портретов, но атмосфера есть. Вечером сняли и разговор о крещении в епархии Владыки Феодосия, описанном в «Комсомольской прав­де» под заголовком:

«МАССОВОЕ КРЕЩЕНИЕ В ОМСКЕ»

«Беспрецедентный факт - в минувшую субботу в Омске состоялось массовое крещение горожан. Сразу 207 омичей стали христианами. Инициаторами этой акции выступили служители Крестовоздвиженского собора во главе с архиепископом Омским и Тарским Феодосией. Види­мо, и им ухе опостылели (?!) длинные очереди желающих окреститься в церковных дворах...

...Снимая огласительное слово Владыки Феодосия, ход процессии к озеру, приготовление ко крещению и само крещение, когда разбойного вида батюшка макал под­ходящий к нему народ, а сам владыка в простенькой епитрахили елеопомазывал, - трудно было даже пред­положить, не видя и толком не зная, как нужно это делать и что мы увидим в стане Лапкина... Местом для нынешнего крещения выбрали озеро, расположенное в городском парке Победы, обряд проводился тут же на берегу. Желаю­щие стать христианами входили прямо в озеро, где по грудь в воде стоял священнослужитель в полном церковном одеянии...»

...Заметку в газете читал вслух отец Иоаким, а слу­шавший его гость - отец Михаил Курочкин спрашивал нас, так ли было всё, как описывают. Оба они когда-то были клириками в епархии владыки Феодосия... Интересно то, что из почти четырёх сотен человек, пришедших жарким субботним утром в парк, около сотни приняли решение креститься тут же, после проповеди архиепископа... К батюшке, стоявшему в озере, подходили женщины в воскресных платьях по пояс в воде. Но, похоже, это им не испортило праздника. Малышей окунали в озеро прямо голы­шом. Желающих было так много, что крещение пришлось проводить в два потока - для всех не хватило места. Кстати, вся процедура крещения стоила достаточно символическую сумму - 15 рублей, причём в неё входила стоимость нательных крестов и иконок. Теперь омичи, желающие принять крещение, смогут это сде­лать каждую субботу». ...естественно, что прочитанное будет своеобразным комментарием к хронике этого события, уже отснятого нами в дни празднования 275-летия основания Омска. Так, от противного, что ли, будет готовиться своеоб­разная кульминация, с принятием святого Крещения...

8. КРЕЩЕНИЕ

...Они будут долго идти к берегу озера, скрываясь за холмами потерянной Потеряевки, оденут белые одежды и выслушают последние напутствия священнослужителей и общего с ними крестного отца - Игнатия Тихоновича Лапкина, приведшего ко Христу ещё несколько бессмертных душ. При небольшом усилии можно было бы увидеть этих людей глазами Нестерова или Васнецова - были там и такие, словно сошедшие с их полотен - старые, зрелые, молодые и совсем юные - необыкновенно серьёзные люди. Был свет в глазах, свидетельствую - был...

...Они будут входить в воду, где трое священников в празднич­ных ризах будут трижды помогать им погружаться в воду - не спеша, отечески, становясь с этой минуты для каждого крещаемого духовным отцом, а на берегу их будут принимать крестный отец Игнатий Ти­хонович и крестная мать - его жена Надежда Васильевна, будут при­нимать новых христиан, которые уверовали в свет Евангелия и готовы жить по заветам Христа... В эту минуту мне верилось, что так и будет. Была там и молодая женщина, окрестившаяся сама вместе с тремя детьми, дочь её звали Христиной. На миропомазании после кре­щения отец Наум вручил ей свечу и посоветовал сохранить её до вен­чания и свадьбы... Посмотрели материал и про крещение. Пока не знаю, где брать волнение, свет в глазах, и всё то, ради чего затевалось вообще это кино. Бог свидетель - с самыми добрыми намерениями - открыть истину без помощи дикторского текста и «одних говорящих голов»... Похоже, что назва­нием уже почти снятого фильма определился и жанр сценария, почти уже законченного. Положе­ние обыкновенное в нашем деле и далеко не безвыходное. Будем делать фильм не благодаря, а вопреки...

9. ГОЛОС С НЕБА

«...Так говорили Лапкину люди, слышавшие его голос до встречи с ним. Слышавшие в его чтении творения Иоанна Златоуста и начитанные на пленку «Жития святых» Дмитрия Ростовского в 12 томах. Тысячи часов начитанных им фонограмм слышали слепые и зрячие, архипастыри и миряне. Слушали их и в КГБ. За всё за это, да ещё за попытку распространения «Архипелага ТУЛАГ» был спрятан в пси­хушку и в «истребительно-трудовую колонию», где и впрямь убивали заключённых. Он до сих пор ещё не реабилитирован. Недавно посчи­тали нанесённый ему ущерб, посчитали, не учтя и половины - потя­нул должок КГБ Лапкину на полтора миллиона рублей по самым скромным расценкам. Это его веселит, также, как и без проволочек вы­данный заграничный паспорт для поездки в США. Не на что туда ему ехать и некогда... Ситуация с фильмом складывается так, что по форме это скорее всего будет фильм-портрет российского подвижника веры на фоне осквернённой кэгэбесами Русской Православной Церкви. Поэтому оставшееся количество плёнки потратим на съёмки того, чем занимается Лапкин в свободное от работы сторожем время. Лапкин: Господь даёт мне возможность свидетельствовать в колониях и психбольницах, ЛТП и воинских частях, рас­сказывать о Боге, об истине, об утерянных духовных ценностях. Были случаи, когда в грехах каялись закоренелые убийцы и грабители. Налажены занятия в университете, часто приглашают в Академгородок на встречи с учёными... Даст Бог - снимем зимой и Потеряевку. Первый дом, на который ещё только готовят саманные кирпичи, и в котором будет жить отец Иоаким, брат его, свя­щенник Русской Православной Церкви Зарубежья, как ни тяжко произносить это слово. А пока всё это ещё не снято, войдём по совету редактора фильма с ребя­тишками в лес. Перекрестятся дети перед началом сбора ягод и не как маленькие старички, а как дети, и Господь пошлёт им по их молитвам и трудам - полные кружки клубники...

...Прощаюсь о Лапкиным до новых съёмок и монтажа. До самой премьеры фильма. И надеюсь, что «ГЛАС ВОПИЮЩЕГО» не прозвучит в пустыне, а «ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ» действительно необходимо, потому что народ церковный - это не одни только бабушки, обираемые госцерковью, и хорошо бы, если не все дороги вели в такие храмы... Аминь. Закончено в день Убиения Царственных новомучеников - 17 июля 1991 года.

Ис.58:12 – «И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения».

3Макк.6:33 – «Они сделали даже общественное постановление, чтобы во всяком населении их в роды и роды радостно праздновать означенные дни, не для питья и пресыщения, но в память бывшего им от Бога спасения».

Прем.Сол.4:1 – «Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей».

«Встать! Суд идёт!» – провозгласил придверник.

В подрясниках шагнули в пространство три судьи.

И вызван был свидетель номер первый.

Околесицу стал нудно к месту городить.

       А я сижу за сваренной решёткой,

       Приговорённый задолго до этого суда,

       Мной Златоуст начитан громко – не нашёптан,

       Святители со мной незримые сидят.

Суд отрабатывает данный им спектакль,

Уходят, давятся насмешкою и смыслом,

Здесь рассудить бы мог паршивенький сопляк,

Без всяких экспертиз и кагэбэшных сысков

       Да, я начитывал на плёнки, на катушки

       Святую Библию и «Жития святых»,

       У репрессированных брал интервью и слушал.

       В Архипелаг затарили, но голос не затих.

Но всюду в храмах и по монастырям

Уже размножились слезинки по погибшим;

За это и прокурор с судьёю костерят,

Чтоб рта не раскрывал и вёл себя потише.

       Никто не смог деянья очернить,

       Друзья ликующие взглядами ласкали;

       А секретарь стакан истратила чернил,

       И журналисты щерились в гнилом оскале.

Прошли года… Бог вымел всех подряд,

Дал срок – на кладбище всем шкурникам сокрыться.

На Брежнева похож был прокурор, как хряк,

Копался в «Деле» большевистским рылом,

       И следователь умер в молодых летах,

       Доносчики скукожились при поздней встрече.

       А я и в лагере превыспренне взлетал,

       Хотя в ночную сох и подкрепиться нечем.

Но будет День велик всеобщего Суда,

День воскресения итог подводит общий.

Воспоминаний жар и в холод смог обдать,

Благодарю за всё, душа моя не ропщет.       07.02.09. ИгЛа


251

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: