размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3341

Вопрос на тему «Московская патриархия»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Вопрос 3341:

Почему те, кто страдал за непринятие м. Сергия, признали патриархом Алексия Симанского? Они же ничем не отличались друг от друга, а второй был даже хуже первого?

Ответ И.Т. Лапкина:

Они ничем не отличались не только друг от друга, но и от тех, кто оказался за границей, и от тех, кто жил при царском режиме. Без помощи мирской власти они немощны, и иного опыта жизни у них не было. В сравнении с Апостолами они просто никто. А страдания их были не за Слово, не за проповедь, а пришла расплата на всех, как чума.

«Обратимся к одному из самых значимых иерархов и исповедников ХХ века – святителю Афанасию (Сахарову), прославленному Церковью в России в сонме Новомучеников. В 1954 г. исполнилось 33 года его архиерейства. За это время он был на епархиальном служении всего 33 месяца. На свободе не у дела – 32 месяца. В изгнании – 76 месяцев. В узах и горьких работах – 254 месяца! Святитель Афанасий считал, что митрополит Сергий (Страгородский) незаконно присвоил все права первоиерарха при жизни канонического первоиерарха Русской Церкви, митрополита Петра, и таким образом «освободил» Владыку Афанасия от подчинения ему и образованному им Синоду.

Епископ Афанасий митрополита Сергия перестал поминать. Однако, после кончины тогда уже патриарха Сергия и избрания нового первоиерарха, патриарха Алексея (Симанского), признанного как всеми архиереями Московского Патриархата, так и всеми Поместными Церквами, святитель Афанасий не дерзнул уклониться от него и начал его поминать. К этому он призвал и всех своих духовных чад. В одном письме своей духовной дочери («Можно ли посещать храмы Московской Патриархии?», Вестник РСХД № 106, 1972) св. Афанасий следующим образом рассуждал о похожих обстоятельствах из жизни Вселенской Церкви:

«Посмотрите, например, историю константинопольских патриархов в XVII веке. Патриархов назначали турецкие султаны и ставили на патриаршество того, кто больше сделает взнос в султанскую казну. Некоторые патриархи занимали патриаршую кафедру по году, по несколько месяцев, по несколько дней. Тут бывали тайные иезуиты, бывали сочувствующие протестантизму...

Султан смещал одного патриарха потому, что другой обещал больше внести в султанскую казну. Как быстры и неожиданны были смены патриархов, видно из того, что с 1586 по 1654 сменилось 54 патриарха. Какой соблазн был для окружающих, для верующих! А жизнь христиан-греков в то время была одним сплошным страданием... но они не отделялись от своих пастырей и архипастырей, не уклонялись от посещения храмов, где возносились имена патриархов, назначенных султаном-магометанином. Среди патриархов этого времени был и святой Афанасий Пателария, три раза, с уплатой соответственного взноса в казну, вступавший на Константинопольскую кафедру и потом в России в Лубнах скончавшийся и причтенный к лику святых».

Такое глубоко историческое понимание позволяло владыке Афанасию не уклоняться от посещения храмов, где богослужение совершалось священнослужителями, признавшими митрополита Сергия, несмотря на то, что владыка не поминал митрополита Сергия, считал его действия неканоничными. По этому поводу он писал: «Резкие, ругательные отзывы о т.н. сергианских храмах и о совершаемом там богослужении я считал и считаю «хулою на Духа Святого». В течение 75 лет Русская Зарубежная Церковь соборно не определяла, что такое «сергианство». Были определения отдельных лиц, часто очень расходящиеся друг с другом, но соборного, общепринятого определения не было».

Иер.49:11 – «Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня».

Иер.17:5 – «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа».

Ищут снежного человека зачем-то,
Экспедиции гибнут нередко в ущельях;
Человек нераскаянный мечется щепкой
И рискует, как прежде пустынный отшельник.

Иисус повелел человека искать,
Утонувшего в тьме и пороках,
Он в нужде беспросветной зажат, как в тисках, –
Всем нужны благовестья уроки.

Ищут мамонтов бивни и клады пиратов,
Библиотеки прошедших тиранов,
В трюмах давно утонувшей регаты, –
Хочется списки полнить богатых.

Ищет Господь через проповедь верных,
Где-то на выступе ищет овечку,
Жертву Иисуса поставим примером,
Как возлюбил Он любовью предвечной.

Если бы тысячи крепких монахов
Вышли на проповедь и постоянно,
Кто бы когда бы узнал про Аллаха,
Про суры Корана, про джиннов в айатах.

Так... досиделись в постах рекордсмены…
Из аравийских песков Мухаммад
Через столетья пришёл к вам на смену –
Ныне не лук у него – автомат.

Поиск ещё не закончен пока –
Ищут евреи Иного мессию,
Будет печатью своей донимать, –
Давним молчаньем его пригласили.

Ищут геологи в дикой тайге…
Юноши будут искать и девицы.
Слова Христа не обрящут нигде,
Будут истаевать скорбные лица.

Ищите Иисуса, Писанье ищите!
Просящий в молитве получит сполна;
Иначе захватит всесветный мучитель –
Весь мир обольстит этот змей-сатана.

15.12.06. ИгЛа


208

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: