размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3294

Вопрос на тему «Община»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Вопрос 3294:

Было ли так у вас, что человек жил с вами, ничем не проявлял враждебности, а когда ушёл, то стал бы клеветать, разносить порочащие слухи и молвы?

Ответ И.Т. Лапкина:

Было и до преизлиха. Недавно произошёл случай, как бы из этой когорты бессмертных, но и не совсем такой. Этому человеку я безмерно благодарен, что он помог мне издать книги; помог своими знаниями, научил меня верстать книги и другим операциям на компьютере, о чём я все годы открыто и всюду объявлял, благодаря его. Он сейчас учится на теологическом факультете Алт. гос. университета, и на основании опыта и своего видения написал о нашей общине, а вернее, почти всё как раз обо мне. Печатаю вторую часть этой его курсовой работы – в первой части общие рассуждения. Даёт и список литературы, которой он пользуется. Свои краткие ремарки я буду давать в скобках. Чтобы проверить, так ли написано обо мне и общине, можете позвонить по 74 адресам членов нашей общины, которые даны в 15 и 16 тт. После этой статьи постараюсь дать отзыв о данной характеристике от членов общины, которую они написали дома, и потому подозревать их в неискренности, что на них было оказано тоталитарное давление, нет ни малейшего основания. В этот же день стал раздавать друзьям электронную версию этой статьи. Имею желание связаться с зав. кафедры теологии Волобуевой М.М. и попросить устроить прочтение этой статьи перед студентами, чтобы я мог дать разъяснение. Вот часть этой позорной курсовой.


  1. Методы психологического воздействия в Крестовоздвиженской Барнаульской общине РПЦЗ.
Прикасаясь к проблеме социологического и психологического исследования религиозной организации, отметим, что в некотором смысле это задача неблагодарная. Насколько глубок и непостижим духовный мир, настолько беспомощным оказывается научный подход к исследованию явлений этого мира. Атеисты, пожалуй, находятся в более комфортном положении, занимаясь социологией и психологией религиозного. Как справедливо отметил один из социологов: «Язык социологии – это убийственные мёртвенные категории, такие как группа, групповые интересы, удовлетворение индивидуальных потребностей, вертикальная мобильность, иерархия (в секулярном смысле) – понятия, которые, несмотря на свою лингвистическую нейтральность, несут свой «мифологический» в лосевском смысле заряд, - заряд критический, нигилистический, направленный против церковного сознания» . В связи с этим неизбежно отторжение подобных форм исследования со стороны большинства носителей религиозного сознания. Тем не менее, мы не имеем альтернативой методологии для описания религиозных феноменов исследуемой организации. Подобная альтернатива может быть только в виде теологического исследования, которое неизбежно сведётся к богословской полемике, которая в принципе бессмысленна между представителями различных конфессий. Поэтому приходится ограничиваться в некотором смысле «атеистическими» методами и подходами ради их универсальности, не взирая на потенциальную опасность обвинений в бездуховности, мёртвенности и последующего конфликта со всеми вытекающими последствиями.

Крестовоздвиженская Барнаульская община РПЦЗ (в дальнейшем мы будем называет ее просто Община) является частью зарубежной ветви Русской Православной Церкви. Соответственно её вероучение и структура в общих чертах соответствует вероучению и структуре других общин РПЦ. Между тем, имеет место ряд характерных признаков в идеологии и практике Общины, который очень чётко выделяет её в РПЦЗ. Формальная структура общины соответствует уставной и общей для приходов РПЦЗ в России. Во главе общины стоит священник, который назначается епископом. Священник руководит богослужением, совершает таинства и обряды. Внебогослужебная деятельность общины управляется Советом общины и старостой, которые избираются ежегодно открытым голосованием членов общины на год. Раз в год проходит отчётно-выборное собрание, где ответственные лица отчитываются по поводу всех финансовых поступлений, расходов и проведённых мероприятий. Кроме этого, собрание проводится каждый раз после богослужения, на нём обсуждаются текущие вопросы. Членство в общине строго фиксированное, принимаются, как правило, люди только после длительного испытательного срока (от нескольких месяцев до нескольких лет) или же люди давно известные. Принимаются люди в общину только после обсуждения их кандидатуры Советом общины. При общине существует институт оглашенных для тех, кто готовится стать членом общины, а также институт «сочувствующих», которым позволено посещать богослужение, но которые пока не собираются становиться её членами. Последние, тем не менее, обязаны посещать богослужения, или предупреждать об отсутствии. Все члены общины и оглашенные обязаны посещать богослужение по воскресеньям, троекратный пропуск подряд без уважительной причины карается церковным наказанием. Об отсутствующих уточняется – по какой причине они не пришли на богослужение.

Все члены общины платят десятину со всех доходов священнику. Эта десятина предназначена на личное содержание священника, и отчётность в её использовании не предусмотрена. Поскольку у священника есть фермерское хозяйство, и он достаточно обеспечен материально, то эти деньги (кажется) расходуются на строительство школы в пос. Потеряевка. Никакого учёта об уплате десятины членами общины не ведётся, лишь раз в год на отчётно-выборном собрании предлагается добровольно поднять руку тем, кто не платил десятину, и объясниться по этому поводу. Выход из общины может осуществляться либо как исключение за нарушение устава общины, либо по личной инициативе уходящего. Последнее может быть мирным, а может сопровождаться конфликтами, вплоть до судебных разбирательств. По поводу ушедших часто повторяется, что «все до одного» потерпели большой духовный ущерб по причине своего ухода, стали хуже, чем были раньше. В отношении «тихо» ушедших и не желающих публично на собрании объясниться или выразить свои претензии нередко звучат обвинения в «чёрной неблагодарности». Здание церкви содержится на личные средства старосты, всем прочим предлагается лишь заплатить по десять рублей в месяц на закупку угля для отопления здания.

Лидер. Фактически делами общины управляет не священник и не совет общины, а харизматический лидер – староста Игнатий Тихонович Лапкин. Он является создателем общины – под его влиянием в Общину пришла большая часть её членов. Он является владельцем здания церкви и прилегающих зданий. Посторонние могут посетить церковь только с его личного заблаговременного разрешения. Он же может запретить дальнейшее посещение церкви. Мне случилось наблюдать следующий случай. Одна из новокрещёных испытывала большие сомнения по поводу некоторых характерных особенностей вероучения и практики Общины – не являются ли они духовным заблуждением. (И.Л. инокиня МП, резко уклонилась к адвентистам). Несмотря на то, что она незадолго перед этим приняла крещение и фактически стала членом общины, она, в связи со своими сомнениями, высказывалась в том духе, что пока она себя членом общины не считает и должна сначала разобраться – что из себя представляет община. Узнав об этом, И.Т. Лапкин, находясь в тот момент за пределами Барнаула, дал указание собрать Совет и задать ей вопрос, считает ли она себя членом общины, и если она ответит, что не считает, тогда совет должен ей сказать, что И.Т. Лапкин запрещает ей посещать церковь как хозяин здания церкви. Так и случилось, когда она сказала, что до тех пор, пока она окончательно не разберётся, она себя членом общины не считает. Тогда Совет объявил ей волю И.Т. Лапкина и запретил посещать церковь. (И.Л. На сохранившейся магн. записи автор данной статьи Судников Н.Н. прнимал активное участие в разговоре лукавнующей, будучи в то время членом церковно-приходского совета). Совет общины против такой формулировки запрещения не возражал.

Совет общины имеет характер больше совещательный, его власть, по сравнению с властью лидера, номинальна (И.Л. совершенно неверная мысль, что и подтвердит любой член общины).

На голосовании по поводу крещения одной из кандидатур двое членов совета голосовали против, в то время как лидер голосовал «за». После голосования Лапкин задал вопрос: «А что ты имеешь против, объяснись». В итоге мотивы голосования были найдены неубедительными, было устроено повторное голосование, при котором эти двое уже были «воздержавшимися»... Лапкин часто советует пожилым членам общины завещать свои квартиры не неверующим родственникам, когда те обеспечены жильём, а кому-либо из молодых и бездомных членов общины. Впрочем, мне неизвестен никто, кто последовал бы этому совету, за исключением самого Лапкина, завещавшего свои дома и квартиры нескольким молодым членам общины. Под друзьями Лапкин подразумевает тех, кто сочувствует ему и его идеологии и своих самоотверженных сотрудников. Своё место в общине Лапкин определяет следующим образом: «Некоторые мне говорят: «Ты диктатор!» Да, я диктатор. Этот дом (здание церкви – прим. авт.) принадлежит мне. А Бог - диктатор или нет?». С другой стороны, когда речь идёт о тех ценностях, которые Лапкин и община предлагают внешнему миру, он говорит: «Когда проповедуете – не упоминайте моего имени и не говорите об общине. Говорите о Христе, чтобы люди прилепились ко Христу. А сюда люди могут прийти, увидеть меня, грешного, и соблазниться»...

Перед тем, как заключить брак, в общине принято, что будущие супруги спрашивают совета Лапкина относительно готовящегося брака. Впрочем, насколько мне известно, брак может состояться и при неодобрительном отношении к нему Лапкина. Такого совета молодые члены общины могут просить у Лапкина и тогда, когда отношения только начинают завязываться. Один из членов общины: «Я начинал встречаться с девушкой, она мне нравилась, и я ей, но Игнатий Тихонович сказал, что мы не подходим друг другу, и я из послушания прекратил отношения». Впрочем, такого совета спрашивают у Лапкина не всегда. Но если потенциальные жених и невеста общаются таким образом, что об этом в общине вообще никто не знает, то это может быть расценено как ложь и притворство. В отношении вероучительных авторитетов Лапкин предлагает следующую модель: в официальной православной церкви верующие ориентированы на авторитет священников, которые подменяют собой Христа и Библию, а в «истинно православной» Крестовоздвиженской общине восстановлен авторитет Библии, и личность Лапкина имеет значение для пришедшего только на первых порах, пока человек не научен Библии, а потом не имеет никакого значения. При этом подразумевается, что своеобразие вероучения общины имеет своим источником непосредственно Библию (иногда добавляется «по святым отцам»), а не Библию в интерпретации Лапкина. В связи с этим в речах Лапкина очень часто звучит вольная цитата из св. Кирилла Иерусалимского: «Если слова мои не сходятся с Библией – не верьте и мне». Поэтому, когда из чьих-нибудь уст звучат слова по поводу каких-то вероучительных вопросов: «Игнатий Тихонович говорит так-то», то такая формулировка осуждается, ибо правильно надо говорить: «Библия учит так-то». При этом ссылки на авторитет Лапкина, особенно среди пожилых женщин, звучат достаточно часто...

Дело тут не в том, что их плохо натренировали говорить правильные слова. На самом деле очень немногие люди имеют достаточно способностей, чтобы, прочитав Библию, сделать её глубокий анализ и, обладая правильным духовным и нравственным настроем, выстроить цельное мировоззрение в соответствии с православным преданием. Для этого в церкви и существует институт учителей в лице епископов и священников. По крайней мере, наивно утверждать так, как утверждают в протестантских сектах, что «у нас всё по Библии, и каждый наш верующий, исследуя Библию, пришёл сознательно к тому вероучению, какое мы исповедуем». При этом, как-то так получается, что в рамках каждой конфессии убеждения её членов почему-то очень близки и сильно отличаются от убеждений членов других конфессий. Это выглядит достаточно фантастично, если согласиться с их утверждением, что источник их вероучения - не определённая интерпретация Библии, а только сама Библия...

Вероучение в общине близко к традиционному православному, но имеет ряд особенностей. Вообще религиозное мировоззрение Лапкина не является строгой системой взглядов и местами противоречиво. Он называет себя православным и формально принадлежит к довольно-таки консервативной православной церкви (РПЦЗ). Но в то же время его взгляды на вероучение и религиозную практику являются своеобразным сплавом православных, протестантских, старообрядческих и оригинальных идей и практик. В общине декларируются следующие положения: - необходимость соблюдения всех православных канонов (апостольских правил, правил вселенских и поместных соборов, и святых отцов). - утверждается, что вероучение в общине полностью соответствует святоотеческому; - одновременно утверждается, что в общине Библия обладает абсолютным и исключительным авторитетом (обычно после этой декларации звучит ремарка «по святоотеческому толкованию»)...

Вероятнее всего, что Лапкин, испытав глубокие религиозные чувства в среде баптистов-пятидесятников, которые (чувства) также были связаны с особыми эмоциональными переживаниями по отношению к Библии, но в то же время желая оставаться православным, сумел в своем сознании совместить и протестантскую концепцию об «исключительном авторитете Библии» и православную концепцию о правильности лишь святоотеческой интерпретации Библии (и передать это своим последователям)...

У Лапкина такая точка зрения, что раскольниками в настоящее время можно назвать только еретиков, а все современные православные разделения, имеющие преемство рукоположения, не являются расколами, но являются благодатными частями единой церкви (старообрядцы, официальные православные церкви, все ветви русской зарубежной церкви, все ветви старостильных церквей). (Эта идеология, неофициально именуемая «православным экуменизмом» получила широкое распространение во второй половине 20 в.)... Противоречиво также отношение Лапкина к святым отцам православной церкви. С одной стороны, он постоянно ссылается на слова святых отцов, признает авторитетность святоотеческого учения (в некоторых вопросах), обращается к ним с молитвами, но с другой стороны в его речах последние годы всё чаще звучат слова: «святые отцы пошли не тем путём», «православие пошло не тем путём», более того: «я разобрал все жития святых по Писанию, и доказал всему миру, что святые отцы шли не тем путём». Также он утверждает, что канонизировать вообще никого не нужно было, но нужно было оставить этот вопрос до Страшного Суда. По поводу догматических споров эпохи Вселенских соборов: «они там чем попало занимались, вообще не нужно было на эти темы говорить»...

Большое значение имеет в общине концепция «рождения свыше», обращения. Очень затруднительно точно определить, какое значение придаётся этому термину в общине. Традиционное православное понимание «рождения свыше» подразумевает искреннее уверование во Христа и связанные с ним таинства крещения и миропомазания (прп. Феофан Затворник). В общине этот термин понимается иначе: ряд членов утверждает, что они уверовали во Христа и даже приняли Святого Духа задолго до того, как узнали о Крестовоздвиженской общине, но пережили «рождение свыше» лишь после встречи с Лапкиным. В связи с этой концепцией в общине широко применяются характерные для протестантов термины: «принять Христа в своё сердце», «встреча со Христом». Утверждается, что «рождение свыше», как правило должно быть связано с каким-нибудь библейским текстом, а также должно помнить день и час, когда это произошло. По поводу некоторых святых отцов (особенно монашествующих) или церковных деятелей (патриарх Никон, протопоп Аввакум) заявляется, что хотя они и спаслись («я верю, что они на небе»), но они не были «рождены свыше»... Кроме этого, однажды в личной беседе мне был задан вопрос: «А ты родился свыше? Когда это произошло?» Я назвал примерную дату, когда сделал решительный выбор в пользу веры во Христа (задолго до знакомства с Лапкиным)...

И сам Лапкин и его последователи утверждают о ненужности и вредности института монашества для церкви. Предлагается оставить монастыри в качестве социальных учреждений (образовательных и благотворительных), а пожизненные монашеские обеты отменить. Существование института монашества считается в данный период времени Лапкиным одним из главных заблуждений православия и святых отцов... А пять лет назад, предлагая мне поселиться в Потеряевке, говорил: «Дадим тебе келью, и тяни там свои чёточки…»... Например, на лекции ему был задан вопрос: «Почему Нил Синайский говорил, что подвижнику лучше не читать Ветхий Завет, а читать писания отцов-аскетов?» Лапкин на него ответил так: «Я очень уважаю Нила Синайского, и сам бы я некоторым до поры запретил бы читать Ветхий Завет… Нужно также учитывать, что в те времена книги стоили огромные деньги…» и т.д. Но, отвечая на тот же самый вопрос в своих книгах «Открытым оком…», Лапкин говорит уже совершенно иначе: «Если он так говорил, то только потому, что нет у него страха Божия и идёт он ложным путём…». Последняя перемена связана, скорее всего, с тем, что с началом публикации своих книг Лапкин в некоторых своих обличительных высказываниях стал более категоричен...

Таким образом, мы видим, что учение Лапкина не является в строгом смысле «учением», но является, скорее, несколько синкретическим, не обладающим внутренним единством, сочетанием православного мировоззрения с рядом протестантских идей. Получившийся результат может иметь эффективное практическое применение для привлечения новых членов как из среды протестантов, так и из среды православных (в том числе и старообрядцев). Протестантам предлагается идея: «у нас всё по Писанию», и привлечение их сопровождается многочисленными цитатами Священного Писания. Православным предлагается идея: «у нас каноны все до одного исполняются». Старообрядцам может облегчить обращение обязательность ношения бороды, признание старых обрядов, двоеперстия, рубашка навыпуск и пояс на богослужении, два платка на женщинах. Также, благодаря «гибкому» отношению к канонам, появляется возможность и юрисдикционной гибкости: в принципе, община могла бы согласиться состоять в любой из православных юрисдикций, которая бы гарантировала им свободу от вмешательств в дела общины. Что касается вопроса успешного распространения всей совокупности идей Лапкина, если такая цель будет поставлена, то для этого должна быть ещё пройдена стадия их согласования, создания непротиворечивой богословской системы. Серьёзным препятствием для этого будет принадлежность общины к достаточно традиционной православной церкви, для которой в принципе неприемлемы некоторые эти идеи.

...Отношение к внешнему миру группы является обычным для православных религиозных групп: настороженное, с миссионерскими устремлениями. Степень настороженности и неприятия современного светского общества в общине обычна для общин РПЦЗ – немного более категорична, чем в среде верующих Московской Патриархии, но менее, чем в старообрядческих или катакомбных группах. Существует негласный запрет на профессии, связанные с принятием присяги и ношения оружия. Запрещено членство в партиях и подобных им общественных организациях. В то же время лидером поддерживаются доброжелательные отношения с представителями и учреждениями власти, говорится о положительной роли администрации и милиции в обществе. Поощряется обращение в милицию, суд, больницы в случае необходимости. В середине 1990-х, по воспоминаниям членов, в общине присутствовало сдержанно отрицательное отношение к обучению молодых членов общины в ВУЗах, к бракам, имели место случаи оставления учебы в институте после вступления в общину. Через несколько лет это отношение сошло на нет, на данный момент несколько членов общины обучаются в ВУЗах, и вообще значительная часть членов общины имеет высшее образование.

На протяжении почти всей своей истории группа существовала в атмосфере угрозы со стороны «враждебных сил», которая, видимо проявлялась в критических (иногда клеветнических) газетных публикациях, попытках административных мер. В связи с этим в общине присутствовала атмосфера борьбы с врагами (коммунистами, журналистами, Московской Патриархией, бывшими членами общины) которые пытались навредить общине (эти попытки действительно имели место). Эта борьба способствовала сплочению общины и противопоставлении её безбожному миру. По отношению к внешним заповедуется та же этика, что и по отношению к единоверцам: запрет на обман, на воровство, доброжелательность, стремление обратить к вере во Христа, ещё лучше – привести в общину... Некоторые регулярно по телефону информируют Лапкина о своих жизненных обстоятельствах, просят молитв и советов по поводу предпринимаемых шагов. Со стороны лидера настойчиво внушается установка спать не более 7 ч. в сутки, иногда может прозвучать вопрос: «А ты сколько спишь?» и высказать порицание, если человек не вписывается в рекомендуемый режим, может время от времени упрекать по поводу и без особого повода: «Ты много спишь и покушать любишь», провоцируя чувство вины... Внешней обрядности уделяется большое внимание в Крестовоздвиженской общине. Мужчины, в соответствии с Библией, не должны брить и подстригать бороды, отращивать волосы, замужние женщины не должны ходить без головного убора. Женщинам строго запрещено носить брюки, на богослужении должна быть юбка до пола – край юбки от пола должен быть поднят не выше десяти сантиметров... Женщины на богослужении должны быть в двух платках, полностью скрывающих волосы, покрывающих лоб и закрывающих шею. Мужчины на богослужении должны быть в рубашке навыпуск, подпоясанной поясом. Сверху рубашки разрешается одеть пиджак, но не разрешается свитер. Соблюдение предписаний о длине юбок, двух платках и ношение рубахи навыпуск с поясом за пределами храма не являются обязательными, но настоятельно рекомендуются как средство проповеди истинного христианства.

Богослужение совершается совершенно идентичное тому, которое совершается в других храмах РПЦЗ и МП. Особенностями богослужения являются: чтение некоторых текстов не по-церковнославянски, а по-русски (Евангелие, Апостол, псалмы); большое внимание уделяется соблюдению тишины и порядку, к целованию Евангелия и Креста молящиеся подходят чинно, по парам, сначала мужчины, потом женщины; многие во время молитвы стоят скрестив руки на груди, как это делает Лапкин (это распространено также у старообрядцев); в то же время нет такого, как у старообрядцев, синхронного осенения себя крестным знамением и совершения поклонов. Пение обычное партесное, иконы бумажные. В случае отсутствия священника совершается обычный чин обедницы мирянским чином, при этом, что любопытно, этот чин трактуется как нечто особенное, в связи с чем первоначально в общине его именовали «апостольским служением», а потом, чтобы избежать обвинений в заимствовании у протестантов, за этим чином закрепили название «якобы апостольское служение». Во время богослужения обычно произносится несколько проповедей священником, И.Т. Лапкиным, кем-то из рукоположенных чтецов. После богослужения обычно проводятся собрания длительностью, как правило, не менее часа, иногда два-три, на которых главным докладчиком и идеологом выступает И.Т. Лапкин. На собрания должны оставаться все присутствующие на богослужении. После собрания бывают учебные занятия по изучению Библии, Лапкин на занятиях обычно не присутствует. Кроме того, дважды в неделю проводятся двухчасовые занятия «по изучению Библии» в политехническом университете, на которые могут прийти все желающие. Очень много уделяется внимания необходимости проповедовать всем членам общины. Регулярно совершаются походы по квартирам с проповедью и приглашением приходить на занятия по изучению Библии.
Практика канонического права в общине имеет свои особенности, которые выделяют её в РПЦЗ. Крещение обливанием не признаётся за действительное крещение (в других приходах РПЦЗ крещение совершается только погружением, но крещёные в МП обливанием принимаются без крещения). Поэтому пришедший из МП или из другого прихода РПЦЗ не сможет причащаться в храме Крестовоздвиженской общины. В то же время приезжий священник РПЦЗ сможет участвовать в богослужении и причащаться безотносительно того, крещён он обливанием или погружением – излишняя принципиальность в этом вопросе была бы чревата серьёзным конфликтом с правящим архиереем, который признаёт действительность обливательного крещения. Епископ хоть и не согласен с практикой перекрещивания «обливанцев», но закрывает на это глаза. Одновременно, парадоксальным для православной традиции образом, в общине признаётся благодатность миропомазания, совершенного над крещёными обливанием в МП, поэтому при перекрещивании их в общине миропомазание над ними не совершается. Основанием для такой практики являются слова И.Т. Лапкина: «Я думаю, ничего этого не надо».

Другая особенность общины – крайний пацифизм, который противопоставляется крайнему милитаризму, присущему современному православному духовенству, которое заявляет, что отказ от военной службы является грехом. В связи с этим военнослужащий или милиционер не сможет стать членом общины, не отказавшись от присяги и ношения оружия. Дополнительным инструментом обособления и пограничного контроля является запрет быть членом политических партий и организаций.

Главным инструментом контроля нравственности в общине, как и во всех православных церквах, остаётся исповедь. В связи с ней можно сказать, что к каноническим преступлениям (грехам) отношение приведено в соответствие с канонами. Хотя мне неизвестно, чтобы по отношению к кому-либо применялись многолетние епитимии в полной мере (до 10-15-20 лет), но в любом случае, при тяжёлых преступлениях против нравственности, связанных с прелюбодеянием, воровством, обманом, не может быть такого, как в храмах Московской Патриархии, что согрешивший допускается к причастию сразу после исповеди. За подобными преступлениями следует отлучение от причащения на длительный срок (несколько лет). Исповедь вообще является очень мощным средством контроля внутреннего мира человека, а в недобросовестных руках может стать инструментом манипулирования сознанием. В общине исповедь находится исключительно в ведении священника и никак не подконтрольна лидеру. Более того, насколько мне известно, к вопросам о лояльности лидеру и преданности общине священник не проявляет сколько-нибудь серьёзного интереса, ограничиваясь лишь проблемами личной нравственности. В связи с этим возникает такая ситуация когда фактически в общине существует два центра притяжения, своеобразное «разделение властей»: формальный лидер (священник), в ведении которого находится совершение богослужения, таинств и обрядов, исповедь, вопросы канонических наказаний, и неформальный лидер (староста), который является главным идеологом и организатором в общине, хозяином церковной недвижимости, обладая властью в силу своего личного влияния на умы адептов. Священник может не разделять какие-то идеи старосты, особенно нетрадиционные для православия, либо, будучи согласным с ними не высказывать своего отношения к ним. В то же время идеи высказываемые старостой, хотя фактически и принимаются почти всеми членами общины, но формально не являются обязательными для членов общины. В связи с этим священник малоуязвим для канонических санкций со стороны епископа по поводу «необычностей» общины, а также несогласие кого-либо из членов общины с идеологией старосты не может являться формальной причиной для разрыва духовного общения со священником и ухода из общины. Поэтому становится возможной такая ситуация, которую мне приходилось наблюдать неоднократно, что член общины может не соглашаться с какими-то идеями Лапкина, даже иметь к нему лично отрицательное отношение, но продолжать посещать церковь, принимать участие в богослужении... Для уяснения социально-психологических особенностей Крестовоздвиженской общины сравним её с близкими по мировоззрению типами религиозных групп: обычным православным приходом и православным монастырём. Наиболее распространены сегодня в России приходы и монастыри Московской Патриархии. Поскольку эти социальные образования наиболее доступны для изучения и признаны общественным сознанием как в целом полезные социальные институты, то с нашей точки зрения целесообразно сравнить структуру Крестовоздвиженской общины со структурой именно этих образований.

Обычный приход МП как социальная группа не имеет чётких границ и, соответственно, строгого пограничного контроля. Вообще к «православным» представители духовенства относят большинство населения России, что, конечно же, неверно богословски, но ярко характеризует самоощущение и православных, и этого самого населения. В связи с очевидным противоречием между «православностью» большинства населения и реальной заполненностью храмов, «православное» население духовенством делится на воцерковлённых, малоцерковных, невоцерковлённых. Т.е. люди, регулярно посещающие храм, участвующие в таинствах и старающиеся соблюдать в повседневной жизни церковные нормы, называются воцерковлёнными. Те, кто хотя бы изредка (три-четыре раза в год) посещает храм и практически не соблюдают никаких церковных норм, именуются малоцерковными, те же, кто в храм практически не ходит, но именует себя православными, называются невоцерковлёнными. При этом доступ к таинствам (участие в таинствах считается самым средоточием православной религиозной жизни) очень прост для человека любой из перечисленных групп – достаточно попоститься три дня и прийти на исповедь для того, чтобы получить доступ к причащению. Что же касается крещения и венчания, то здесь нет необходимости ни в каких условиях. Более или менее контролируется священником только ядро группы – работники храма и регулярные прихожане. Но и там социальный контроль довольно слаб – регулярный прихожанин может периодически прекращать посещать церковь или совершать поступки, преступные с точки зрения канонического права, и на это не последует никаких санкций священника (за редким исключением). Контроль за мировоззрением прихожан также очень слаб – очень многие прихожане совмещают в своем мировоззрении и православные догматы, и некоторые взгляды и учения, которые с точки зрения традиционного православного предания являются ересью. В этом случае также, как правило, не следует никаких санкций, если только носитель этого мировоззрения не начинает особо активно его проповедовать и тем создавать опасность разделения и конфликтов в приходе. Существование религиозной общины, продекларированное в типовом приходском уставе, обычно фиктивно, и прихожане, как правило, не имеют права голоса ни в каких церковных делах. Священник управляет делами прихода и распоряжается финансами бесконтрольно, и часто, в силу низкого уровня грамотности прихожан в церковных вопросах, склонен абсолютизировать свой авторитет в духовных вопросах. Таким образом, обычные православные приходы являются центрами притяжения определённой социокультурной среды, в мировоззренческой совокупности которой значительное место занимают некоторые православные идеи. Православный приход здесь играет роль религиозного, мировоззренческого и экономического центра. Его основные функции (по приоритетам): - совершение обрядов и за счёт этого удовлетворение религиозных потребностей населения; - продажа религиозных услуг (треб), предметов культа (крестики, свечи, ладан и т.д.) и духовной литературы и за счёт этого экономическое обеспечение существования всей организационной структуры церкви; - распространение православной идеологии и через это привлечение новых членов (эта позиция – самая слабая, по причине традиционно плачевного состояния системы православного духовного образования). Таким образом, обычный православный приход по терминологии Н.Орела можно уверенно идентифицировать как культурную группу, в которой естественно сочетаются носители разного мировоззрения и образа жизни с преобладанием в мировоззренческом поле ряда православных идей3 .

Православный монастырь является гораздо более закрытым социальным образованием. Все насельники (послушники и монахи) монастыря обязаны в соответствии с соблюдением принципа послушания соблюдать строгие правила: запрещено ночевать вне пределов монастыря, запрещено без разрешения отлучаться из монастыря и предпринимать сколько-нибудь серьёзные работы по хозяйству. Обычно запрещено иметь телевизор, радио, читать светские газеты и книги. Начиная со степени инока (т.е. послушника над которым прочитана определённая молитва и одета ряса) до конца жизни запрещён брак (на деле сегодня в брак вступают иногда и монахи, иногда даже получив церковное благословение, но подобные поступки осуждаются большинством православных из-за своей неканоничности). Все монахи приносят обеты никогда не покидать монастырь, и могут лишь в случае необходимости быть переведены в другой монастырь, хотя на деле иногда случается, что монахи сегодня живут вне монастырей, что тем не менее считается ненормальным явлением.
Все жители монастыря должны безусловно повиноваться настоятелю – формальному лидеру, назначаемому епископом или патриархом. Кроме того, для монашествующих предусмотрено особое послушание и духовнику (духовному руководителю) – священнику, на которого возложены особые полномочия для воспитания и контроля за определенными людьми. Духовник в монастыре может быть один или несколько, очень редко должность духовника и настоятеля соединяются в одном лице. Вообще для монашества характерен культ послушания, что имеет своё отражение в святоотеческой литературе («послушание превыше поста и молитвы»). Хотя личности настоятеля или духовника обычно не приписывается особых сакральных свойств, добросовестному послушанию им придается большое значение. Подобные свойства (сакральные) иногда приписывают старцу, если в монастыре есть таковой. Истинный старец (прозорливец, живой святой), как считают его почитатели, возвещает вопрошающему волю Божию, которая должна быть исполнена неукоснительно, и неисполнение его советов чревато духовными бедами.

Контроль за внутренним миром членов монастырской общины ведется очень серьезный. Если на приходе верующий приходит на исповедь несколько раз в год, причем исповедь нередко проводится формально («быстрей-быстрей»), то в монастыре хорошим тоном считается исповедоваться в несколько раз чаще, а в наиболее строгих монастырях почти каждый день. При этом, для послушников и монахов считается полезным и необходимым исповедовать не только греховные поступки, но и мысли (помыслы).

Эмоциональные проявления должны быть крайне сдержанны, отличительной чертой монаха в общении должны быть смирение и целомудрие. Для всех насельников монастыря обязательно ношение одежды специального покроя (подрясники – длинные черные платья) как на территории, так и вне монастыря. Приём пищи и ежедневные многочасовые молитвы совершается совместно, в установленные часы. Больше половины всех дней в году составляют обязательные посты. Отношения с родственниками и прежними друзьями после поступления в монастырь настойчиво советуется сводить до минимума, особенно с неверующими.

Таким образом, православный монастырь можно с полным правом назвать тоталитарной структурой, в которой все стороны жизни человека (поведение, информация, мышление, эмоции) находятся под строгим контролем. Монастырь, как и любая тоталитарная структура, – очень мощное средство для воспитания, формирования и контроля мировоззрения личности. Она может быть использована во благо, как инструмент воспитания и самовоспитания, вследствие свободного и разумного выбора личности, выбирающей подобный жизненный путь, а может быть и средством психологического насилия, причиняя душевный вред и коверкая жизни людей, как это нередко бывает сегодня, при корыстных стремлениях к власти над душами или при поспешных постригах в монашество. Но, в любом случае, на примере этого института мы можем видеть, что сама по себе тоталитарность не является преступной, если не сопряжена со злоупотреблениями по отношению к свободе и разуму человека.

В отличие от обычных православных приходов Крестовоздвиженская община имеет гораздо более высокую степень консолидации. Фиксированное членство и достаточно строгий пограничный контроль уже позволяет утверждать, что Крестовоздвиженская община не является неформализованной группой, определяемой Н.Орелом как культурная группа. Наличие харизматического лидера, который оказывает определяющее влияние на мировоззрение членов группы и принимает решения по большинству вопросов функционирования группы обычно самостоятельно, лишь легитимизируя свои решения согласием совета общины или собрания общины, позволяет говорить о высокой степени управляемости и организованности этой религиозной группы. Для того, чтобы оценить степень тоталитарности группы, необходимо оценить степень контролируемости личной жизни членов группы со стороны лидера и группы. Произведём оценку этих параметров по схеме ВIФЕ (поведение, информация, мышление, эмоции).

Поведение. Как мы могли видеть, в Крестовоздвиженской общине групповые идеалы оказывают значительное влияние на все стороны жизни членов. Кроме того, личные контакты членов группы позволяют группе и лидеру в общих чертах иметь представление о жизненных обстоятельствах всех членов группы. В то же время, в группе нет никаких реальных инструментов для повседневного контроля за поведением членов группы. Члены группы вольны самостоятельно выбирать место работы, жительства, выбирать круг общения. Хотя обо всех серьёзных жизненных переменах в личной жизни группа ставится в известность, испрашивается совет, молитва и благословение священника, но принимать решения член группы может и вопреки совету. За исключением 2-3 человек живших некоторое время в одном доме с лидером, и одного-двух добровольно отчитывающихся перед лидером тотального контроля над кем-либо нам наблюдать не приходилось. Мы можем видеть, что по сравнению с обычным православным приходом (культурной группой), поведение членов группы находится под более сильным контролем, но по сравнению с монастырём (тоталитарной группой) этот контроль несравнимо мягче и не является тотальным.

Информация. Информационного контроля членов группы нет никакого, разрешается читать всё, что угодно, и просматривать любые фильмы и телепередачи, за исключением совсем уж безнравственных (порнофильмы и проч.). Более того, лидером группы раздаются членам большое количество самых разнообразных светских газет (иногда, впрочем, довольно безнравственного характера, такие как «Московский Комсомолец» или «Маркер-экспресс»). Нет никакого запрета и на чтение литературы других христианских и нехристианских конфессий. Нужно заметить, что в обычном православном приходе (культурная группа) подобное чтение если не запрещается, то, по меньшей мере, настойчиво не рекомендуется. Более того, в Крестовоздвиженской общине даже поощряется общение с представителями других христианских конфессий для миссионерства, перенимания практического опыта, расширения кругозора. Заметим, что в монастыре (тоталитарная группа) доступ к любой информации не духовного содержания жёстко ограничен.

Мышление. Со стороны группы и лидера имеет место контроль мышления членов группы. Контроль этот ограничивается узнаванием мнения членов группы по определённым вопросам. По поводу «неправильных» мнений может быть проведено расследование или «разборка». Что касается более глубокого контроля на исповеди, то этот контроль недоступен ни лидеру, ни группе, да и сама исповедь происходит редко – несколько раз в году. В группе имеет место насаждение механизма самоблокировки критического мышления в адрес общины и лидера с помощью неоднократных повторений о «небезопасности» подобного мышления, но, очевидно, что это не всегда срабатывает – встречаются члены группы, у которых этот механизм работает, но есть и такие, которые имеют неоднозначное отношение к лидеру и группе (правда, они вынуждены держать своё отношение при себе). Таким образом, контроль мышления в исследуемой группе более сильный, чем в обычном православном приходе (культурная группа), но более слабый, чем в монастыре (тоталитарная группа), где он формализован и сакрализован в форме частой подробной исповеди.

Эмоции. Частную эмоциональную жизнь невозможно контролировать, не обладая инструментами тотального контроля повседневной жизни адептов. Общий же эмоциональный фон в группе в основном контролируется со стороны лидера. Происходит это посредством проповедей, создающих либо воодушевление, либо осуждение, либо страх по поводу тех или иных идей, явлений, поступков и т.д. Эмоции формируются как по отношению к религиозным ценностям и преступлениям против них, так и по отношению к конкретным людям, их поступкам. Как уже было отмечено, имеет место насаждение фобий по отношению к критике лидера, разрыву с общиной. Широко используется публичная похвала или порицание кого-то из членов группы. Иногда имеет место публичное унижение в процессе «разборок», зачитывании характеристик, книжных публикаций. В то же время никак не сужается спектр публичных эмоциональных проявлений – и у лидера, и у других адептов они могут быть довольно бурными и громкими. Таким образом, в исследуемой группе мы наблюдаем активное использование средств эмоционального манипулирования группой. Некоторые средства (проповедь), как правило, используются и на православных приходах и в монастырях, только в исследуемой группе общая продолжительность проповеди обычно гораздо больше, что вкупе с ораторскими талантами лидера является причиной более высокой интенсивности эмоционального воздействия. Что же касается других, специфических средств эмоционального воздействия (публичных «разборок»), то подобное встречается в православных монастырях (тоталитарная группа) и реже - на обычных православных приходах (культурная группа). В итоге можно сказать, что Барнаульская Крестовоздвиженская община является религиозной группой с высокой степенью сплочённости, не являясь в то же время тоталитарной группой. По типологии Н. Орела её можно отнести к разряду паратоталитарных религиозных групп.

Заканчивая наше исследование, мы можем сделать следующие выводы: Барнаульская Крестовоздвиженская община РПЦЗ является религиозной группой, исповедующей религиозные ценности, близкие к традиционному православию (под традиционным православием подразумеваются нормы веры, выраженные в канонах Книги Правил). В то же время в идеологии и религиозной практике данной группы присутствует ряд моментов, обособляющих её из числа подобных общин РПЦЗ и других православных юрисдикций. В силу этой обособленности и слабых религиозных связей с другими религиозными группами, близкими по идеологии, группа находится в благоприятных условиях для дальнейшего обособления и культивирования собственной уникальности. Это положение является благоприятным для использования методов контроля сознания. В Барнаульской Крестовоздвиженской общине РПЦЗ осуществляемый группой и её лидером контроль сознания членов группы по степени охвата всех сторон жизни адептов и по своей интенсивности не идентичен тому контролю сознания, который осуществляется в тоталитарных религиозных группах над их членами. Наличие харизматического лидера, осуществление группового давления, иного психологического воздействия со стороны группы и её отдельных членов не являются достаточными признаками тоталитарности группы. Психологическое воздействие со стороны групп и отдельных личностей на разные стороны человеческой жизнедеятельности, а также групповое давление на отдельных членов с большей или меньшей степенью интенсивности осуществляются в подавляющем большинстве социальных групп человеческого общества, религиозных и нерелигиозных. В соответствии с классификацией, предложенной Н. Орелом, Барнаульская Крестовоздвиженская община относится к классу паратоталитарных религиозных групп, что свидетельствует лишь о её большей сплочённости по сравнению с неорганизованными и малоорганизованными социальными группами. Наличие формального членства и чётко выраженного пограничного контроля также не является признаком тоталитарности и характерно для большинства современных протестантских религиозных групп, которые не являются по своему характеру тоталитарными. Употребления термина «тоталитарность» в отношении всей совокупности способов идеологической обработки адептов рассмотренной религиозной группы с научной точки зрения неправомочно. Соответственно, неправомочно употребление терминов «тоталитарная группа» или «тоталитарная секта» в отношении Барнаульской Крестовоздвиженской общины РПЦЗ. Также неправомочно употребление в адрес данной религиозной группы термина «деструктивная» по причине отсутствия доказанных случаев получения психического вреда вследствие членства в данной религиозной группе. По своей социальной структуре и степени тоталитарности данная религиозная группа занимает промежуточное место между идеологически близкими религиозными группами – обычным православным приходом (культурная группа) и православным монастырём (тоталитарная группа). По своей организационной структуре Барнаульская Крестовоздвиженская община близка к некоторым современным протестантским религиозным организациям.

В силу известных причин исследование подобных социальных групп затруднено, поэтому нет возможности проведения более тщательных исследований, тестирований и опросов, наблюдений и т.д., что дало бы возможность для более тщательного исследования религиозной группы. Впрочем, уникальное положение автора данного исследования, давшее возможность на протяжении нескольких лет непосредственно день за днём наблюдать жизнь исследуемой группы, само по себе ценно как эмпирическая база для исследования механизмов функционирования религиозных групп. Возможно, в будущем удастся вернуться к исследованию социально-психологических феноменов на примере Барнаульской Крестовоздвиженской общины. В заключение нужно отметить, что пока существует человечество, неизбежно столкновение интересов различных социальных групп. В контексте этого понятна настороженность широких общественных слоёв по отношению к паратоталитарным и тоталитарным группам – это наиболее мобильные и целенаправленные социальные образования, как правило, обладающие большим потенциалом для отстаивания групповых интересов и распространения групповых ценностей. Но, поскольку, как мы уже говорили, тоталитарность не является синонимом преступности, то борьба с тоталитарными сектами со стороны государственных органов не имеет правовой базы. В то же время, учитывая особую силу тоталитарного воздействия на личность и значительную трудность по освобождению от него, государственными органами должен предусматриваться ряд мер по «технике безопасности» для граждан: это информирование всех граждан о способах контроля сознания в тоталитарных группах. Только когда информированный человек делает свободный выбор в пользу пребывания в тоталитарной группе, отдавая свою свободу в чужие руки, только тогда его выбор должен быть свободен от обратного насилия с любой стороны. И, опять же, тоталитарные группы, практика которых вступает в конфликт с государственным законодательством и с основополагающими моральными ценностями человеческого общества, должны быть строго контролируемы государством, в силу своей особой опасности.


Список литературы:
  1. Блюм Х. Чреватые конфликтами религиозно-мировоззренческие группировки и ориентировки.
  2. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах
  3. Зибницкий Эдуард. К социологии церкви. //Новый мир. №2, 05.
  4. Ивахненко Д. Что нужно знать о «промывании мозгов». –
  5. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999.
  6. Лапкин И.Т. «…Открытым оком».
  7. Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах.
  8. Лифтон Р.Д. «Изменение сознания» и психология тоталитаризма. – Электронный документ.
  9. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы.
  10. Орел Н. Психодинамические механизмы влияния тоталитарных групп на личность.
  11. Прайор К. Не рычите на собаку!
  12. Прокопишин Р.А., Герасимов А.В., Кудеярова Н.Ю. Особенности динамики изменений личности у последователей псевдорелигиозных корпораций.
  13. Роадс К. А что можно сказать об НЛП?
  14. Священник Николай Балашов, иеромонах Нафанаил (Судников). «Для Слова Божия нет уз…» 2 Тим.2:9. – Барнаул, 2002. – 648 с.
  15. Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности: на примере современных внеконфессиональных течений.
  16. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. –
  17. Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе.
Можно было бы порассуждать о том, «православно» ли подобное образование с позиций традиционного православного богословия, но подобное исследование не входит в цели нашей работы».


Не делай ближнему, чего себе не хочешь,
В любом старайся сам себя увидеть.
Катить с горы зачем пустые бочки –
На благовестии не зрим церковных сидней.

В себе мы любим чётко плоть и душу,
Согреть стремимся, лучше напитать,
Петля из эгоизма часто душит,
С рубля пожадничает выделить пятак.

Моих ушей коснулась благовестье,
В развёртке прошлого Евангельские слуги.
Там гири точные – никто нас не обвесит,
И мы уверовали, что Христос нас любит.

Для ближнего живи, как для себя,
Не пожалей ужаться, разделиться;
Про нас же сказано: «От головы до пят
Всё тело в язвах; нет плода, лишь листья».

Христово Слово и любовь Иисуса
Нас исцелит и всех подобных нам;
Воды живой пусть реки к нам прольются,
На раны им целительный бальзам.

Мы жаждем справедливости и правды,
Оплату по достоинству и чести.
Дадим стакан воды больному брату,
В скорбях и в радости быть нераздельно вместе.

В какую старость медленно влетим,
От молодых какое отношенье?
Дом сумасшедших выстроит кретин
И норку тёмную, замшелую отшельник.

Что сеем в юности, то с сединой пожнём,
И ближнему в кредит что отложили?
Столп облачный оборонит нас днём,
Легко ли в темноте дрожать поджилкам?

Спасение души – немеркнущий девиз,
На то и курс: «Спасенье ближним!»
Легко тучнеть, грузнеть, сгибаться вниз,
О всех забыть и эгоизм лишь лижем.

19.11.06. ИгЛа

249

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: