размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3205

Вопрос на тему «Мусульманство»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Вопрос 3205:

Что означает слово «ислам» и как относиться к тому, что сегодня такая угроза везде и всё как-то связано с ним?

Ответ И.Т. Лапкина:

ИСЛАМ [араб., букв.- покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи - мусульмане - составляют б. ч. (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана, Сомали, Иордании, Сирии, Ирака, гос-в Аравийского п-ова, Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, значит. часть (от 60 до 75% ) населения Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Мали, ок. половины населения Ливана и Албании, ок. 30% нас. Эфиопии, ок. 20% нас. Либерии, Берега Слоновой Кости, Малагасийской Республики, Танзании, ок. 11% нас. Индии. В СССР мусульмане живут в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане, в Аджарской, Абхазской, Башкирской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Татарской и Чечено-Ингушской АССР, в ряде краёв и областей РСФСР. Общая численность мусульман в мире составляет ок. 900 млн. чел. И. возник в 7 в. н. э. в Хиджазе (Зап. Аравия). Основатель его - Мухаммед, проповедь к-рого была реакцией на охвативший араб. общество острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этич. и религ. (по-литеистич. и фетишистских) представлений и начавшимся складыванием раннеклассового общества. Потребности времени делали необходимым создание в Аравии стабильной гос. и обществ, орг-ции. Эту задачу и осуществило религ.-политич. движение под знаменем И. Была создана теократич. система, отражавшая и освящавшая в первую очередь интересы как новой, мусульманской, так и примкнувшей к ней старой элиты. МУСУЛЬМАНСТВО (от перс. мусульман; араб. муслим - приверженец ислама).

Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политич. организацией, и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Источником власти самого Мухаммеда, как светского и духовного главы уммы, проповедника, законодателя, верховного главнокомандующего, была не племенная традиция, а бог (аллах), якобы наделивший своего «посланника» (расул) абсолютной религ. прерогативой. Это соединение светской и религ. сфер в теологич. оболочке и при господстве религ. фактора, отождествление морали и права, делало И. всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Многими чертами своей догматики, этики, обрядности, мифологии и т. д. Ислам наиболее близок христианству и иудаизму. Из них (а также из зороастризма и некоторых др. ближне- и средневост. религ.- филос. и политич. течений) И. заимствовал немало идей и установлений. Но все они трансформировались в духе самого И. и лишь затем становились элементами мусульм. религ., политич., культурных, правовых и др. структур. Этому способствовали предельно простая процедура перехода в него, и отсутствие в нём клерикальной иерархии (И. в принципе исключает к.-л. посредников между богом и человеком; профессиональные законоведы-теологи - факихи - не являются носителями «божественной благодати»; в отличие от христ. духовенства, у них нет ни исключительного права совершать религ. обряды, ни права отлучать от общины или же отпускать грехи). Гл. принципы И., якобы переданные богом Мухаммеду через ангела Джебраиля, сконцентрированы в Коране. В становлении, укреплении и унификации мусульм. ср.-век. цивилизации почитание Корана сыграло важную роль. Коран - единств. источник мусульм. вероучения, хотя на практике с ним по существу равноценным (а нередко даже, в случаях явного расхождения с Кораном, - и превалирующим) стало также и священное предание - сунна. Состоящая из множества Канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда, сунна, впитав в себя мн. элементы культурного наследия включённых в Халифат стран, позволяла наряду с фетвой и киясом (логич. заключение по к.- л. вопросу на основе аналогий в Коране или в хадисах) дополнять и развивать мусульм. религ. догматику и законодательство применительно к новым условиям. Выдвижение на первый план не только мифа, но и жёстких ритуальных предписаний…

Собственно религ. структура И. состоит из двух частей: Иман - вера (в истинность И.) и Дин (религ. практика - совокупность религ. обрядов, религ. морали, традиций и т. д.), детали к-рых определены Кораном, сунной и решениями офиц. религ. авторитетов. Суть Има-на сводится к единобожию, вере в пророческую миссию Мухаммеда и предшествовавших ему пророков, в ангелов, в откровение, ниспосланное в Коране, в день «страшного суда». Мусульманин подтверждает свою принадлежность к вере посредством краткого символа (шахада): «Нет божества, кроме единого бога (аллаха) и Мухаммед - посланник его». Этой формулы нет в Коране, но она -основа мусульм. самосознания. Иман предполагает прежде всего внутр. убеждение в истинности веры (итикад). Как ни одна другая религия, И. придаёт исключит. значение всемогуществу бога - единого, вечного, «творца, дающего жизнь и смерть». Бог в И. не только ревнив и карающ, но и справедлив, и милосерден, что даёт возможность не одному лишь «доброму мусульманину» (т. е. тому, кто искренне верит в истинность шахада и совершает вытекающие из него обряды), но и «нечестивцу» из среды мусульман (фасик) надеяться на райское блаженство, тогда как немусульманам суждены вечные адские муки. Эта мысль об исключительности И. и его приверженцев усилена догмой о Мухаммеде как о «печати пророков», последнем из пророков. Они же в свою очередь делятся на пророков-посланников (расуль) и «простых» пророков (наби), продолжавших начатую посланниками проповедь. Высшими из категории расуль И. признаёт (помимо Мухаммеда) Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса Христа. Из домусульманских арабских религиозных представлений И. сохранил веру в связанных с людьми (и порой даже самыми интимными узами) джиннов и джинний (разделив их, однако, на две группы- «неверных» и «правоверных» - мусульман) и т. д. Дин опирается на пять «столпов веры» (аркан): 1) исповедание веры - произнесение шахада вслух, точно, с полным пониманием его смысла и искренним убеждением в его истинности; 2) ежедневное пятикратное богослужение (араб, салат, перс, намаз), основным компонентом к-рого является уставная молитва, сопровождаемая и завершаемая обширным (хотя и могущим быть изменённым во время войны или в иных чрезвычайных обстоятельствах) набором ритуальных омовений, молитвенных поз и жестов; 3) пост (саум) в месяц рамадан (наряду с ним допускаются добровольные посты в любое время года); 4) обязательная благотворительность (налог закат), наряду с к-рой рекомендуется и добровольная милостыня (садака); 5) паломничество в священный город Мекку (необязательное, однако, для ряда категорий верующих). Для И. характерен обширный ритуальный комплекс, поддерживающий не только веру во всемогущего бога, но и «мусульманскую солидарность», призванный объединять «правоверных» одной идеей и одним действием.

Исключит. значение И. придаёт обычаю и традиции как гл. средству социального контроля и обеспечения высокой степени единомыслия (особое значение в этом плане имеет пятничный намаз в мечети, во время которого читается молитва за власть предержащую и за всю мусульм. общину), основанного на чувстве гордости за принадлежность к руководимому богом «сообществу правоверных» - умме. Важнейшие праздники И.: праздник разговения (после поста; ид аль-фитр, тюркск. ураза-байрам), праздник жертвоприношения (ид аль-адха, курбан-байрам), мирадж (связанный с мифом о вознесении Мухаммеда на небо), маулид (день рождения Мухаммеда) и др. Существенное значение приобрела и такая религиозная обязанность, как джихад (или газават) - «война за веру», «священная война».

Политич. борьба вызвала появление в том же 7 в. второй основной, после ортодоксального И. (суннизма), ветви мусульм. религии - шиизма. Из него в свою очередь выделилось в 8-9 вв. неск. сект - зейдиты, исмаилиты, имамиты и др. Шиитов отличает от суннитов прежде всего особое понимание института верховной власти. За исключением Али, зятя Мухаммеда, объявляемого единственным законным преемником пророка и толкователем И., шиизм отвергает, как узурпаторов, всех суннитских халифов, противопоставляя им свою династию 12 имамов (Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммеда Фатимой). Ратуя за «согласованность» И. с наукой, модернизаторы его выступали с требованием расширения круга лиц, имеющих право на свободное, «в духе времени», толкование Корана и сунны, а также упрощения обрядности, смягчения ряда ритуальных предписаний и норм, улучшения положения женщины, к-рой традиционный И. отводил второстепенное в сравнении с мужчиной место; ликвидации полигамии; внедрения европеизированных образовательной и юридической систем и т. д. М. А. Батунский. БСЭ.

Коран 3:14. «Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченным коням, и скоту, и посевам. Это - пользование ближайшей жизни, а у Аллаха - хорошее пристанище! 19. Поистине, религия пред Аллахом - ислам - и разошлись те, кому было даровано писание, только после того, как пришло к ним знание, по злобе между собой. А если кто не верует в знамения Аллаха... то ведь Аллах быстр в расчёте!» Выделенные слова «кому было даровано писание» означают христиан и иудеев.

Иер.3:22 – «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идём к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш».

Рим.16:19 – «Ваша покорность [вере] всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».

2Кор.9:13 – «ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми».

Посему истинные мусульмане - покорные воле Божией, только истинные христиане, а для остальных, как говорит Иоанн Златоуст, это просто звук, вводящий других в заблуждение.


Приветствуем ли искренно кого,
Желая им успеха и здоровья,
Кто без причины стал твоим врагом,
И тех, кто здоровее нас и нам не ровня?

Что чувствуем, с каким расположеньем
Приветы шлём сотрудникам духовным;
Без нашего приветствия, вторженья
Им хуже будет – это безусловно?

Товарищи по бедам и несчастью,
Пуд соли с вами некогда делили;
Как вспомнишь, сердце разорвёшь на части,
Средь терний вы – букет небесных лилий.

Мне радостно в усладу вам желать
Добра, улыбкой одарять смущённой
За искренность, и в этом ваша власть,
Вас не сгубили эгоизм, никчёмность.

Приветствую ходатаев вседневных,
Они мне лаской украшали жизнь.
Разучивали вместе те напевы,
В которых жалоб нет и укоризн.

Уж столько порастеряно неблизких,
Входивших запросто в мою же мастерскую,
Затем восставших с каверзой облыжной –
Лишь ночь молитвенная знает, как тоскую.

Кому не в тягость каторжный мой труд,
Стихи, ответы, проповеди близки,
Тому пишу и восклицаю «друг!»,
И в этом нет оплошности, описки.

Кто долго спит, базарит о дурном,
Калечит дерево, поносит интеллект,
Тому с довеском ту стрелу вернём,
И не одну, с нагрузкою вослед.

Приветствие есть чудо одобренья –
Те имена намащиваю лаской.
Прошу благословения, ночь оглашая пеньем,
С таким целуемся, все дни считая Пасхой.

30.09.06.ИгЛа


336

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: